|
: Шведская модель экономики
1.Вступление
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из
самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в
конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное
сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ
на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ
успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом
социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в
зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный
характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное
регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и
обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между
трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной
частью шведской действительности была централизованная система переговоров о
заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием
мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных
действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах
солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской
политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость и
выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.
Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой
государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера
перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как
результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс
социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем
жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие
“шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени
были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть
объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с
1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-
демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно
сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что усиливает
реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран
принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической
политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.
Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов
Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где
говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы
населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-
демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.
К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести
неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых
войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-
демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов
перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму,
длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики,
доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих
отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством
профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов
на основе учета интересов различных сторон.
На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и
исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является
предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по
производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -
“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до
сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен,
конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В
частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности
шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы
поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному
воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и
инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних
рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно
осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые
отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали
получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не
смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из
кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал,
что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала
свою жизнеспособность.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система
производства эффективна, государство не вмешивается в производственную
деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к
минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном
росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении
государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор
для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы
производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и
коллективные денежные фонды.
Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении,
потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и
государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии
такая деятельность получила название “функциональный социализм”
2.Основные черты экономического развития
За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе ) страны, какой
она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в
экономическом отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной
продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.
Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную
способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной
руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную
руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков
в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.
В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы
для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало
индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь
привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских
изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и
машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная
отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и
машиностроение.
Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15
до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще
приходилась половина работающего населения.
В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде
всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов.
Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала
участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить
производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться
на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики.
В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако
серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в
1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к
падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-
х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г.составляла 25%.
В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были
ее “золотые” годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост
производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-
х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными
капиталовложениями и успехами в политике занятости.
В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в
промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени
это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса
середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25%
промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горно
добывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная
конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками.
Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время
конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976
гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате
шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на
мировом рынке.
Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно
отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои
позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой
мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым
спросом как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в
Швеции . Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию
со стороны некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были
значительно ниже, чем в Швеции . Чтобы избежать слишком резких структурных
сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины
70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь
пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и
горнодобывающей промышленности.
В 1977 г. (впервые за 25 лет ) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг.
сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста
производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только
1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в
основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном
возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых
женщин.
С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию
девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на
10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как
“валютная змея”. Однако спрос на новые товары и технологический прогресс
привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение
за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и
фармацевтическая промышленность.
С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала
выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая
конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на
2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда - на
7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% - наивысший показатель с 1973 г.
Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы
роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение доходов
населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным
катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных
показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 -
525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон.
В целом в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной
Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской
промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих
отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема
новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос
более чем на 60% . Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое
количество невыходов на работу - основные причины, сдерживающие расширение
промышленного производства. Несмотря на это, объем производства быстро
увеличивался. Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года
находились на достаточно высоком уровне. Высокий инвестиционный уровень
наблюдался и в сфере услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры. Он
выражался главным образом в рационализации производства и насыщении его
электронно-вычислительной техникой.
Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от
традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой
технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи,
химических и фармацевтических изделий.
3. Смешанная экономика
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как
смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на
конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования,
что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой
понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности
в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и
кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою
функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее
большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50
человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75%
занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих
иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и
кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный
вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.
Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной
собственностью , фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и
т.п. Однако их доля очень мала.
3.1 Частный сектор
Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор.
В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях,
определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей
промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних
фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной
относится множество мелких фирм,в которых основатель, собственник и директор-
распорядитель часто одно и тоже лицо.В другую группу входят крупные
компании,зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в
структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно
снизилась доля акций,принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным
индивидуальным лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время как
страховые, инвестиционные и нефинансовые компании,фонды,в том числе
государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с 53% в
1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после
военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров
- с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. - вследствие прежде всего высоких
ставок налогов на доходы и собственность.
Таким образом,институциональная собственность в значительной степени заменила
частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций -
учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых
компаний, на которые в 1985 г. приходилось соответственно 14, 14 и 10%.
Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой
деятельностью, произошло в силу различных причин.Некоторые из них ввели
принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу,сохраняя значительную, а
часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму
или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании.
Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного
сотрудничества фирм. Обычным явлением стали “стратегические” вложения
капитала в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм
вследствие роста продаж и прибылей после 1982 г. В частности, “Сканска”
купила “Сандвик”, “Вольво”- значительную часть “Фармасия” и “Стура” - “Суидиш
мэтч”.
Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями.Это объясняется
как сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников,так и
быстрым ростом числа компаний,зарегистрированных на Стокгольмской фондовой
бирже.Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев
акций после создания в 1978 г. различных акционерно-инвестиционных
фондов.Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах под управлением
банков или фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства.
До 1984 г. вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения
в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В
1984 г. налоговая скидка была отменена,но остальные стимулы остались. В 1985
г. на эти инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля
продолжала постепенно расти.
В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные
инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех
акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых
западноевропейских фондовых биржах,а также в Нью-Йорке и Токио,что
объясняется их желанием обеспечить лучшие,чем в Швеции,финансовые условия и
дополнительную рекламу за границей.
Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и
капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с
числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в
промышленности,а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации
проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших
компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200
крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых,
капиталовложений и экспорта Швеции .
В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике
возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний
насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического
мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по
размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира
“Дженерал моторз” (15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские
промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства.Она наиболее
сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство
шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”),
черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ,
“Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”,
“Стура”, “Му ок Думше” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика
(“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной
Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В
настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух
из них ( по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер
банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки страны - “Скандинависка
эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем
показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х
годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во
главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном “Вольво”.
В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40%
экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности
Швеции, входят семейные группы Валленбергов,
Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,Седербергов. Среди них выделяется семейство
Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых
превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В
целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон
и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их предприятиях
занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается одной из
крупнейших в Западной Европе.
Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав
кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля
и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства
не играют значительной роли.
3.2 Государственный сектор
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и
перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические
цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два
уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные
(коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную
форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое
целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в
каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.
Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под
государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие
государству полностью или частично (смешанная собственность) . Удельный вес
государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру
государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем
вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди
развитых стран первое место.
Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях, как
удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения,
занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31%
работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а
государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов,
включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г.
Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г.
(рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние
десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее
активно - в Швеции.
Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере
коммунальных услуг и жилищном строительстве.
Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых
отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении,
коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на национализированные
или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех
товаров и услуг. Их основная цель - расширение производства с достижением
прибыльности. Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением,
особенно после национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977
г. судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего
слияния в результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения
занятости. Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока
возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой
“кормления хромых уток”.
Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо
государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в
финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также
самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на
вложенный капитал.
Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий
холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла
группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а
оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас она
объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной
промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг.
В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч человек.
Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят
горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,
металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий
банк “Нурдбанкен”.В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс.
человек, а всего в государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых
целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь
- две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех
занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт.
Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в
Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства
электроэнергии приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В
последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых
источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и
природный газ).
Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны
посредством различных экономических инструментов. Основной из них -
государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи,
то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и
предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,
сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты
процентов по государственному долгу.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных
расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На
государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том
числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную
администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из
зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др.
Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и
социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около
21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и
связь (5%).
Основа шведской системы социального страхования - различные виды социальных
пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В
1988 г. переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам
составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы
сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части
государственного сектора имеют имеют собственные источники доходов. Кроме того,
комунны, ландстинги[1] и сектор
социального страхования получают дотации, в основном от центрального
правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству,
составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства
(378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на
социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги
(60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон,
что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями
коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и
субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное
страхование - основной источник доходов.
Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах,
составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в
здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании -
98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в
секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.
Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому
способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные
государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом
четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов
от первого используется через налоговые и другие поступления в
государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг
населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики,
где основу составляет частный сектор.
3.3 Кооперативы
Особенностью шведской экономики является роль и значение кооперативного
движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма
сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в
промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение
играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном
строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные
кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в
производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других
продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские
кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина
приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве “третьей
силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности,
основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой.
В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов -
кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей,
например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы
выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас,
хотя и в менее драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5%
занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего
работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом
связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж
товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в
Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу
эта доля равна 99% и 80% соответственно.
Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,
основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное
предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами
его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто
не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ; независимость от
политических партий и вероисповеданий; демократическое управление - “один
член - один голос”; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное
общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и
экономическую самостоятельность; просветительская деятельность;
взаимодействие кооперативов.
Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но
решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним
десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего
рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло
поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного,
трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной
частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских
кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).
КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ
потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число
обществ заметно сократилось вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в
1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в
потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается
торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и
просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том
числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности
мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а также
несколько промышленных предприятий.
Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют
кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже
похоронные.
Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском
обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических
предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы,
также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать
демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути
усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.
4. Уровень жизни
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных
целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика
, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства
рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство
исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и
место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления
социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию
общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов,
сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества
демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим
в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП
и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе.
По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.
Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире
Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются
весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение
через систему социального страхования способствует значительному сокращению
различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей
приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно
43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987
г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для
сравнения : в Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в Великобритании - 70,5% ; в
Японии - 48,5%).
После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в
послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних
хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они
росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от
доходов других слоев населения (например,пенсионеров). В 1950 г. на чистые
доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала
примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения
росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора
домашним хозяйствам.
Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную
собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках,облигаций,акций и
других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие
потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%.
Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние
десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению.
Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве
других стран.
Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.
Страны | ВВП на душу населения (долл.США) | Телефоны (шт.) | Телевизоры (шт.) | Легковые автомобили (шт.) | Потребление электроэн-ии на душу (кВч) | Безработица (%) | Швеция | 18876 | 890 | 393 | 420 | 17079 | 1,6 | Германия | 18280 | 640 | 379 | 463 | 6900 | 8,7 | Англия | 11765 | 524 | 346 | 318 | 5477 | 8,4 | США | 18338 | 760 | 813 | 559 | 11204 | 5,4 | Япония | 19465 | 555 | 261 | 241 | 5733 | 2,5 | Франция | 15818 | 608 | 332 | 394 | 5870 | 10 |
Уровень доходов в 1987 г.
Размер дохода | Число мужчин | Число женщин | Итого | 0 | 20 278 | 21 755 | 42 033 | 1-39 999 | 476 061 | 905 017 | 1 381 078 | 40 000-79 999 | 560 063 | 1 139 362 | 1 699 425 | 80 000-119 999 | 1 029 254 | 1 020 719 | 2 049 973 | 120 000-159 999 | 778 000 | 320 563 | 1 098 563 | 160 000-199 999 | 274 161 | 69 438 | 343 599 | 200 000-299 999 | 186 304 | 29 199 | 215 503 | 300 000-499 999 | 52 067 | 5 756 | 57 823 | 500 000 и выше | 10 707 | 1 227 | 11 934 |
5.Заключение
Итак, основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые
зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности.
Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда
рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью
цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в
области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в
течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики
солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции,активной
политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской
модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую
безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда
серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве
развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная
занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной
занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из
массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в
доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском
обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной
зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное
налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в
большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран
Западной Европы,производительность труда почти не росла. Падение темпов роста
производительности труда - международное явление, вызванное , в частности,
расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В
определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим
государственным сектором, который, по определению, не дает роста
производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный
экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную
занятость и политику равенства.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости
и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде
серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-
демократы имели правительство,опирающееся на меньшинство в рикстаге, и
позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость
более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге.
Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства
у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и
правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании
высокой конъюктуры.
Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем
двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо,
потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся
условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской
модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты,
централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой
государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же
модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
7. Литература
1) Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.”Мысль”1991
[1] В Швеции два уровня местных органов
власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 комунн
(низовых административных единиц).В каждом лэне имеется местный региональный
выборный орган - ландстинг.
|
|
|