Шпора: Мировая экономика
1. Особенности мировой экономики на современном этапе.
Мировая экономика на современном этапе – это совокупность национальных
хозяйств, взаимодействующих в различных формах рыночной деятельности на макро
– и микро уровнях на базе согласованных правил и стандартов конкуренции, при
должном обеспечении национальных интересов и приоритетов. Под макро уровнем
понимается взаимодействие национальных государств, национальных,
субрегиональных и региональных экономик как единого целого – мировой
экономики. Под микро уровнем понимается уровень взаимодействия хозяйственных
единиц – отдельных фирм, предприятий государственного и частного секторов
экономики, домашних хозяйств, а также ТНК и ФПГ. На микро уровне происходит и
взаимодействие отдельных рынков.
Мировое хозяйство - исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных
национальных хозяйств, в основе которой лежит МРТ, экономические
разнообразия, политические и иные отношения.
Процессы глобализации и интеграции обусловили то, что важнейшими элементами
структуры мирового хозяйства становятся ТНК.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется достаточно
активным процессом создания мирохозяйственных институтов (МВФ, ВТО) для
координации процессов, протекающих в мировой экономике.
2. Интернационализация мирового хозяйства. Международное разделение труда (МРТ).
Мировое хозяйство - исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных
национальных хозяйств, в основе которой лежит МРТ, экономические
разнообразия, политические и иные отношения.
МРТ – это сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на производстве с
учетом внешних потребностей.
Степень развития МРТ определяется участием отдельных компаний, стран,
подсистем в международном обмене.
Типы МРТ:
- общего типа – присуще экстенсивному типу развития, диктуется естественными
природно-географическими условиями, основано на теории сравнительных издержек
производства;
- частного типа – основано на технологических и квалификационных факторах;
- единичного типа – это специализация на отдельных операциях, большее
значение приобретают организационные факторы.
Показатели МРТ:
- удельный вес экспорта;
- удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта;
- темпы роста отраслей экспортной специализации;
- экспортная и импортная квота.
3. Особенности международного разделения труда на современном этапе.
МРТ – это сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на производстве с
учетом внешних потребностей. Особенности:
1) место многих стран в ТНК
2) взаимодействие национальной экономики происходит на всех стадиях производства
3) наиболее важное значение – обрабатывающая промышленность
4) дополнено внутреотраслевым
5) интенсивное развитие межфирменного разделения труда
4. Неравномерность и противоречивость развития мирового хозяйства.
1. Географические факторы – сырьевые ресурсы и почвенно-климатические условия
2. Развитие производительных сил – существенное усложнение производимой
фирмами продукции способствует углублению МРТ, специализации производства.
3. Научно-технический прогресс – чрезвычайно быстрый НТП способствует
развитию научно-технического сотрудничества стран
4. Внешняя торговля – является формой связи между товаропроизводителями
разных стран на основе МРТ, выражает их взаимную экономическую зависимость и
состоит из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого экспорта товаров и
услуг.
5. Развитие межконтинентальных транспортных средств связи – перевозка грузов
между странами и континентами осуществляется морским, внутренне водным,
железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным транспортом и
электропередаточными устройствами.
Международные транспортные коммуникации, создание новых транспортных средств,
технологии перевозок и поргузочно-разгрузочных средств способствует развитию
внешнеторговых отношений зарубежных государств.
Международное обращение капитала воздействует на интернационализацию
производства, способствует получению прибыли.
5. Глобализация мировой экономики. Характеристика современных глобальных
проблем.
Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм
хозяйства всё более заметно стали воздействовать проблемы, о которых мировое
сообщество заговорило лишь в 60-нач70-х г. г.
1. Проблема бедности и отсталости. Она характерна прежде всего для
развивающихся стран. Проблема усугубляется тем, что достижения НТП обходят
стороной многие из этих стран.
2. Проблема мира и демилитаризации.
3. Продовольственная проблема.
4. Проблема природных ресурсов.
5. Экологические проблемы
6. Демографическая проблема
7. Проблема устойчивого развития
8. Проблема развития человеческого потенциала.
9. Проблема Мирового океана
10. Проблема освоения космоса.
6. Природные ресурсы в мировой экономике. Экономический рост и потребление
минеральных ресурсов.
Минеральное сырье является исходным материалом любого производственного
процесса, поэтому оно оказывает влияние на экономику и может вызвать
серьезные потрясения. Напряженность в использовании минеральных ресурсов
связана с ограниченностью природных ресурсов, несоответствием размещения
минеральных ресурсов и уровня развития производительных сил, кроме того
горная промышленность в целом создает 10% ВВП мира.
Факторы, определяющие динамику роста потребления минеральных ресурсов:
уровень материального производства, общий рост материального производства,
влияние НТР. Изменение структуры экономики в связи с НТР приводит к повышению
спроса на те виды минерального сырья, которые ранее не использовались.
По мере роста добычи минеральных ресурсов и перехода к освоению
труднодоступных месторождений с низкокачественным сырьем увеличивается разрыв
между добычей и производством. На промышленно развитые страны приходится 1/3
добычи минеральных ресурсов в мире.
7. Классификация стран в мировой экономике. Показатели, характеризующие
уровень развития отдельной страны.
Классификация:
1. Уровень экономического разаития
а) степень индустриализции (промышленность, с/х, сфера услуг)
б) объем ВВП (>9 тыс. $, 750-8,5 тыс. $, <750 $)
в) структура промышленного производства (средства производства, предметы
потребления)
2. Социальная структура экономики
3. Уровень и характер внешнеэкономических связей
4. Тип экономического развития
Показатели:
а) производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому
хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств);
б) капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции;
в) фондоотдача единицы основных фондов;
г) материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.
Важным условием при анализе этой группы показателей является необходимость
рассмотрения их не по отдельности, а в связи друг с другом.
8. Вывоз капитала: сущность и формы вывоза.
Вывоз капитала – это перемещение капитала за пределы национальных границ и
включение его в воспроизводственный процесс других государств.
Причина вывоза капитала – это избыток капитала в одной стране. Получение
более высоких прибылей за границей.
Особенности:
1. Быстрые темпы экспорта капиталов промышленно развитых стран друг другу.
2. В вывозе капитала сегодня преобладают частные капиталовложения над
государственными.
3. Появление экспорта капитала из развивающихся стран.
4. Капиталовложения осуществляются в форме прямых инвестиций.
5. Преобладание инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности и
наукоемкие отрасли. Сокращаются капиталовложения в сырьевые отрасли.
Формы:
1. Прямые и портфельные инвестиции.
2. Предпринимательский (прямое или косвенное вложение в материальное
производство) и ссудный (предоставление денег в долг под проценты) капитал.
3. Государственный и частный капитал.
4. Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные капиталовложения.
9. Характеристика прямых и портфельных инвестиций.
Прямые инвестиции – это капиталовложения в возведение хозяйственных объектов
за рубежом. Они дают право полного контроля над собственностью. Форма
получения дохода – предпринимательская прибыль. В данный момент преобладают
над портфельными. Дают право создавать собственное производство за рубежом,
включаться в экономику других стран, пользоваться льготами как иностранному
собственнику.
Портфельные – это вложения в ценные бумаги, скупка акций предприятий другой
страны. Преобладают в тех странах, где неустойчивая политическая
экономическая среда. Они не дают права контроля над собственностью, а
обеспечивают влияние на предприятие и получение доходов в форме дивидендов.
10. Транснациональные корпорации в мировой экономике.
В функционировании рынка произошли большие изменения, во многом он утратил
черты свободного и стал в определенной мере управляемым, так как значительная
часть спроса формируется на основе внутрифирменной торговли ТНК,
протекционистских мер государства, государственных и межгосударственных
заказов и программ.
Одним из субъектов мирового хозяйства являются хозяйственные объединения, в
настоящее время имеющие форму ТНК. В современных условиях ТНК планируют свою
деятельность в мировом масштабе. ТНК в зависимости от изменения хозяйственной
обстановки, социально-политического климата в странах или регионах,
маневрирует производственными и финансовыми ресурсами в масштабах всего
мирового хозяйства, перебрасывает массы капитала. Больше 25% мировой торговли
представляют собой внутрифирменные поставки ТНК, осуществляемые по
трансфертным ценам (внутрифирменным).
ТНК стремятся установить цены на таком уровне, который обеспечивал бы
получение сверхприбыли и в то же время не создавал бы сильных стимулов для
проникновения на рынок новых опасных конкурентов, если не существует высоких
технологических и организационных барьеров.
Капитал ТНК действует глобально за пределами государств, широко используя
сравнительные преимущества в размещении производительных сил. ТНК
концентрируются главным образом в промышленно развитых странах благодаря
интенсивному взаимопроникновению предпринимательского капитала и
перекресчиванию структур международного производства этих государств,
хозяйственной деятельности их компаний. За исключением Японии, в хозяйстве
которой роль иностранного капитала невелика, во всех других промышленно
развитых странах интенсивно развивается взаимодействие и соперничество ТНК.
Активно ТНК действуют в свободных экономических зонах. ТНК оказывают
существенное влияние на цены на мировых рынках - господство ТНК приводит к
появлению монопольных цен.
11. Место и роль экономики США в мировом хозяйстве.
Экономический подъем 1983-90-х гг. происходит в обстановке острой конкуренции
лидерству США со стороны ЕС, Японии, НИС. Борьба сосредоточилась в области
НТР, рост темпов которой определял приоритеты. В США наблюдалось напряжение в
обществе в связи с неравномерным распределением доходов несмотря на их
повышение практически по всем слоям населения. Кризис 1991 г. имел мировой
характер, что привело к новым экономическим и политическим реалиям.
Администрация Клинтона произвела пересмотр приоритетов хозяйственного
развития во внутриэкономическом плане. Основная проблема - поднятие уровня
доходов наименее обеспеченных слоев населения, улучшение медицинского
обслуживания и др. социальные проблемы. Президентский план включал в себя:
программу долгосрочных государственных и частных инвестиций в ведущих
отраслях экономики, меры по сокращению бюджетного дефицита, в первую очередь
за счет расходов на оборону. Он предложил также повысить налогообложение
имущих слоев. Основной проблемой США является сильная дифференциация доходов.
Что касается внешнеэкономического плана, то США включились в новую
международную модель экономического развития, в основе которой лежит принцип,
что движущей силой всех перемен является мировой интеграционный процесс.
Новая ступень интеграции ЕС, на которую страны Европы вышли после одобрения
Маастрихтских соглашений, делает их мощными конкурентами США, что повело к
выработке в США новой стратегии взаимоотношений с этими партнерами. В 1993 г.
был подписан трехсторонний договор о свободной торговле Североамериканского
блока (НАФТА), что связано с большей ориентацией США на американский
континент: создание общего рынка приведет к активизации американского
бизнеса, увеличению рабочих мест, повышению темпов экономического роста.
Активизировался вывоз в Мексику некоторых производств, что благодаря дешевой
рабочей силе позволяет североамериканской продукции конкурировать с товарами
Японии, ЕС и стран Юго-Восточной Азии.
12. Характеристика экономического потенциала Европейского Союза.
Основная экономическая мощь приходится на ФРГ, Францию, Италию и
Великобританию, остальные государства представляют из себя малые промышленно
развитые страны, специализирующиеся на производстве технически сложной
высококачественной продукции.
В ЕС велик научный потенциал, на научно-технические исследования в ведущих
странах идет около 2%. В странах ЕС происходят значительные изменения в
структуре хозяйства. Отмечается тенденция к понижению роли промышленного
производства. Наиболее динамично развивающаяся отрасль - электронная
промышленность. Появились и развились и новые отрасли производства (роботы,
атомные реакторы). Значительную роль играет химическая промышленность. Для
большинства стран характерен рост пищевой промышленности. В экономике ЕС
произошли значительные сдвиги, отразившиеся на падении в ВВП удельного веса
отраслей материального производства и увеличении доли услуг (около 1/3
экономически активного населения). Наблюдается тенденция к децентрализации
управления производством, растет внутрифирменное разделение труда. Рост
мелкого предпринимательства повышает гибкость хозяйственных структур к
потребностям рынка. Вмешательство государства в процесс производства и
перераспределения сократилось. На первый план вышла антиинфляционная
политика, проблема занятости и стабилизации экономического роста отошла на
второй план.
13. Проблемы и перспективы экономического взаимодействия ЕС и России.
С 1 января 1999 г. ЕС ввел единую европейскую валюту – Евро. Выход на мировой
рынок новой валюты внес серьезные изменения в существующую финансовую
систему, причем эти изменения зависят от целого ряда факторов, и в первую
очередь - от соотношения двух основных валют - доллара и Евро - на
международном финансовом рынке.
На страны ЕС приходится 1/3 общего объема внешнеторгового оборота России.
Партнерство со странами, имеющими крепкую денежную единицу и перспективы
экономического роста, может оказать стабилизирующее влияние на экономику
России и способствовать увеличению объемов российского экспорта.
Следует отметить важность сотрудничества России и ЕС в решении таких проблем,
как пересчет внешнего долга и урегулирование на недискриминационной основе
юридических и технических вопросов ведения российскими хозяйствующими
субъектами операций с Евро.
Учитывая роль стран Центральной и Восточной Европы для России в качестве
транзитно-распределительных территорий для российских энергоносителей и как
сферы приложения капитала, целесообразно строить отношения России с ними
таким образом, чтобы не появилась своеобразная экономическая буферная зона
между Россией и ЕС что было бы невыгодно всем затронутым сторонам и наносило
бы урон экономической ситуации в Европе в целом.
14. Место и роль экономики Японии в мировом хозяйстве.
Япония - одна из ведущих промышленно развитых стран мира. В стране создается
приблизительно 16% валового мирового продукта. Экономический потенциал Японии
составляет около 60% потенциала США, но по производству продукции на душу
населения Япония превышает уровень США.
Положение Японии в Восточной Азии: около 70% совокупного продукта, по текущим
валютным курсам в 6 раз больше, чем Китай, по покупательной способности на
одном уровне с Китаем.
В 1975 г. Япония первый раз испытала кризис перепроизводства и перенакопления
капитала, была проведена структурная перестройка экономики под регулированием
правительства. После второй мировой войны был предопределен курс
экономических реформ: линия Доджа (экономический советник американской
администрации). За первые послевоенные годы в Японии был установлен механизм,
который действовал до военного времени - установление системы приоритетных
производств. В 60-х гг. общий рост заработной платы подорвал
конкурентоспособность японских продуктов. В 70-е гг. начался новый этап,
связанный с изменением положения на мировом рынке ресурсов и сырья. Переход к
энерго и ресурсосберегающим технологиям сопровождался сокращением доли с/х.
Особая роль принадлежит обрабатывающим отраслям. Сейчас в Японии самый
высокий уровень расходов на научно-технические исследования. В Японии
производится более 50% мирового производства роботов, 40-50% полупроводников,
10-20% мирового производства легковых автомобилей, судов, резины, стали,
холодильников, стиральных машин. Ведущие позиции сохраняются и в
традиционных отраслях, которые развивались после войны. В развитии наукоемких
отраслей Япония уступает только США.
15. Основные этапы развития экономики Китая. Место Китая в мировом хозяйстве.
С конца 70-х гг. проведение широкомасштабной экономической реформы и открытой
внешнеэкономической политики (переход к рыночной экономике): реформа цен,
приватизация, привлечение иностранного капитала, децентрализация управления,
акционирование предприятий. Цель: решение хозяйственных задач, расширение
участия страны в международном разделении труда. В 93 г. новая модель
реформы, ее цель - социалистическая рыночная экономика, так как
социалистическая система в Китае не исчерпала себя. Причины высоких темпов
экономического развития - изменения в инвестиционной политике: увеличение
удельного веса индивидуальных, коллективных, частных средств, накопления
населения, увеличение роли источников финансирования в руках местных властей
и государственных предприятий, замена бюджетного финансирования кредитованием
банками. Восстановление многоукладной экономики - курс на развитие
многообразных форм собственности для повышения рентабельности, экономической
эффективности с/х. Основное направление реформы предприятий - преобразование
предприятий, компаний на основе акционирования.
Важный фактор развития - повышение производительности труда. Уменьшение роли
традиционных факторов (объем инвестиций, рабочая сила), возрастание роли
новых факторов (наука, образование, организация производства). Развитие
науки и техники - один из основных моментов экономической стратегии КНР.
Проблемы: низкий уровень развития производительных сил, неразвитые бедные
районы, замкнутость отдельных регионов, преобладание сельского населения,
высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уровень
населения.
Задачи структурной экономической политики в начале 80-х гг.: обеспечение
сбалансированного развития промышленности и с/х, ускоренное развитие легкой
промышленности, привлечение тяжелой промышленности к снабжению
потребительскими товарами, ликвидация диспропорций внутри тяжелой
промышленности, решение энергетической проблемы, повышение технического
уровня, интенсификация экономики.
Собственное развитие космической техники и технологии, доминирование в
запуске коммерческих ракет, если темпы роста сохранятся, то к 2010 г. Китай
достигнет уровня среднеразвитых стран, а к 2040 - превзойдет США по
экономической мощи и уровню производства на душу населения.
16. Внешнеэкономическая стратегия Китая. Политика привлечения иностранных
инвестиций.
Либерализация внешнеэкономической политики. В результате увеличения
внешнеторгового оборота, экспорта и импорта главная задача внешней торговли -
приобретение техники и технологии. В результате за счет импорта техники и
технологического обеспечения - 60% прироста промышленного производства.
Снижение импортных пошлин и тарифов. Сотрудничество со всемирным банком:
развитие программ ТЭК, науки и образования, транспорта, с/х, финансирование
мелких и средних промышленных предприятий. Привлечение в страну прямых
иностранных инвестиций, образование совместных предприятий с участием
китайского и иностранного капитала, чисто иностранных предприятий. Доля
совместных предприятий в общем объеме экспорта в 94-м г. - 24%. В Приморском
поясе 80% предприятий с участием иностранного капитала. Организация свободных
экономических зон в приморских районах (14 зон): зоны обеспечивают 20% всего
экспорта Китая.
17. Экономические отношения России и Китая. Перспективы сотрудничества.
Отраслевая структура приложения иностранного капитала в КНР: большая его
часть вложена в промышленность, сферу торговли, обслуживание и недвижимость.
В последние годы зарубежные инвесторы все активнее обращают внимание на
учреждение не смешанных предприятий, а предприятий с исключительно
иностранным капиталом. В отличие от КНР Россия представляет интерес для
иностранных вкладчиков капитала главным образом в двух сферах - как страна,
располагающая огромными природными ресурсами, в первую очередь нефти, газа,
леса, и как поставщик высоких технологий, созданных в целом ряде отраслей.
КНР также заинтересована в России как в поставщике природных ресурсов и
высоких технологий. Технологическое превосходство России способно открыть
путь для ее стабильного и все расширяющегося выхода на китайский рынок.
В настоящее время состояние экономических связей России и КНР не
удовлетворяет обе стороны, и они стремятся взаимными усилиями исправить
положение. Развитие торговли между Россией и КНР требует совершенствования
товарооборота. Большая часть Российского экспорта в Китай приходится на
металлы, химические товары, машины, оборудование, минеральное топливо и
масла, а также морепродукты. КНР в Россию экспортирует товары народного
потребления и продукты питания
Активно развивается военно-техническое сотрудничество между двумя странами. В
настоящее время Китай является вторым (после Индии) импортером российской
авиатехники.
Одна из особенностей российско-китайских торгово-экономических отношений
заключается в том, что они развиваются в значительной степени по линии
межрегиональной приграничной торговли, на которую приходится около 60 %
взаимного товарооборота.
Россия и Китай стремятся расширить экономические отношения. Благоприятные
предпосылки для этого есть: протяженная общая граница, невысокие транспортные
расходы, взаимодополняемость экономических комплексов, обоюдная
заинтересованность в ускорении хозяйственного развития соседних регионов.
18. Основные тенденции экономического развития новых индустриальных государств.
Новые индустриальные страны - особая группа стран и территорий, которая
образовалась в процессе дифференциации экономически слаборазвитых государств.
К ним относятся: Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд,
Бразилия, Мексика, Аргентина.
Сильная дифференциация наблюдается в самой группе НИС: латиноамериканские НИС
(исключая Бразилию) обладают более мощным экономическим потенциалом по
сравнению с НИС Азии.
Южную Корею можно вполне отнести к разряду индустриально развитых
капиталистических стран, причем по основным макроэкономическим показателям –
ведущих капиталистических стран.
Темпы экономического развития большинства НИС превышают аналогичные
показатели не только развивающихся, но и многих развитых кап стран. Их
ускоренный рост обусловлен, в частности, выходом на ведущие позиции по
производству отдельных видов продукции, в том числе наукоемких.
Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран: продукция
обрабатывающей промышленности НИС обладает высокой конкурентоспособностью.
НИС превратились в крупнейших экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий,
а также бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, ЭВТ,
легковых а/м и других видов высокотехнологичных товаров.
Быстрый рост экономики => увеличение абсолютных размеров ВВП (в т.ч. на душу
населения). В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних
накоплений, причем в азиатских НИС он выше, чем в большинстве индустриальных
государств.
19. Переходный характер российской экономики и проблемы включения ее в
мировое хозяйство.
Настоящее состояние страны можно охарактеризовать как переходная экономика.
Все черты такой системы присутствуют в настоящее время: временный и
промежуточный характер, неоднородность, неустойчивость.
В экономике страны еще можно уловить пережитки развитого социализма, хотя уже
можно говорить о преобладании рыночных отношений, но еще не развитых, поэтому
мы называем нашу экономику смешанной. Процесс перехода идет крайне
неравномерно, скачкообразно и неустойчиво, изменяя курс в зависимости от
обстоятельств или политики.
Политико-экономическую систему, существующую в настоящее время, определяют
как переходную, ее отличительными чертами являются: кризис социально-
экономической системы, неустойчивость макроэкономических показателей,
разрушение старой системы воспроизводства при отсутствии новой, отставание
законодательной базы от быстро меняющейся реальных экономических отношений.
Что еще больше усложняет восприятие человеком новой системы.
Основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период это -
приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства,
либерализация внешнеэкономических связей, социальная политика,
ориентированная на защиту лиц с низкими доходами.
Важнейшими целями в переходный период являются: развитие рынка товаров и
услуг, формирование финансового рынка, создание и регулирование рынка труда.
Основные направления реформ, характерные для России: либерализация цен,
финансовая стабилизация, приватизация и демонополизация, аграрная реформа,
интеграция в мировую экономику.
Новая система регулирования внешнеэкономической деятельности характеризуется
усилением экономических, тарифных методов регулирования и снижением роли
количественных (квоты) ограничений экспорта и импорта.
20. Понятие мирового рынка (МР) и его структура.
МР - система устойчивых товарно-денежных отношений между странами, связанными
между собой участием в международном разделении труда.
МР охватывает все основные направления международного разделения труда.
Масштабы развития МР отражают степень развития процесса интернационализации
общественного производства.
МР является производным от внутренних рынков стран. Вместе с тем он оказывает
активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных
хозяйственных систем.
Сегменты МР определяются как традиционными факторами производства — землей,
трудом и капиталом, так и относительно новыми — информационной технологией и
предпринимательством, значимость которых, возрастает под влиянием современной
научно-технической революции.
Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на
наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса,
мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе влияние циклических
колебании, функционируют в условиях монополии и конкуренции.
21. Ценообразование в мировой торговле. Понятие мировых цен.
Цена – это сумма денег, которую намерен получить продавец, предлагая товар
или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
На мировом рынке процесс ценообразование имеет свои особенности, участник
мировой торговли сталкивается с большим числом конкурентов, чем на внутреннем
рынке, со значительно возросшей массой покупателей. Мировой рынок
характеризуется множественностью цен, т. е. наличием ряда цен на один и тот
же товар или товары одинакового. Из этого множества цен выделяются мировые
цены – это цены крупных экспортно-импортных операций, характеризующие
состояние международной торговли конкретным товаром. Два вида цен:
расчётные, публикуемые.
Ценообразующие факторы: общеэкономические – экономический цикл, совокупный
спрос и предложение, инфляция; экономические – издержки, прибыль, налоги;
специфические – сезонность, комплектность; внешнеэкономические –
государственное регулирование, валютный курс.
22. Международная торговля (МТ) как форма международных экономических
отношений (МЭО).
МТ – это самая древняя форма МЭО.
Особенности МТ:
- высокие темпы развития (3,5-4% в год)
Прирост торговли связан с новыми товарами на МР, с появлением новых
продавцов, с влиянием НТР.
- постоянное изменение соотношения сил
- меняется товарная структура МТ – увеличивается доля продаж готовых изделий
- все большее значение занимают услуги
- изменяется географическая направленность
- главные позиции занимают ТНК, они контролируют 65-66% всей МТ.
Формы МТ:
Традиционные –
- торговля готовой продукцией – предназначена для конечного потребления.
Осуществляется без посредников.
- торговля в разобранном виде – позволяет обеспечить выгодой продавца и
покупателя
- прогрессивная сборка – 1. Про-во узлов в стране Прод. 2. Сборка в стране
Пок. 3. Пр-во узлов из местн. мат. 4. Создание условий в стране Пок. Для
самостоят. Пр-ва.
Новые –
- аренда (лизинг – долгосрочная, хайринг – среднесрочная, рентинг –
краткосрочная)
- международные торги
23. Экспортная и импортная политика государства.
Регулирование внешней торговли – меры государственного регулирования,
направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации
дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в
форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.
Экспортный контроль - система организационно-правовых и экономических мер по
ограничению, запрету и контролю за экспортом тех или иных товаров. Обычно
функции экспортного контроля возлагаются на специальные государственные
органы. В качестве средств экспортного контроля используются: лицензирование
экспорта в зависимости от страны назначения и характеристик товара;
разрешительный порядок экспортных операций по отдельным категориям товаров и
т.д.
Импортное регулирование – комплекс мер тарифного и нетарифного характера,
направленных на упорядочение ввоза в страну товаров и услуг в интересах
национальной экономики.
24. Национальное и международное регулирование международной торговли.
Деятельность государств, направленная на согласование и урегулирование
международных отношений, называется внешней политикой. Существуют разные
уровни регулирования внешнеэкономических отношений:
1. Национально-государственное регулирование внешней торговли. Данное
регулирование охватывает весь круг вопросов, связанных с экспортно-импортными
поставками, заключением торговых договоров, международными маркетинговыми
исследованиями, установлением таможенных тарифов и других торговых
ограничений.
2. Международное торговое регулирование. Оно включает в себя систему мер по
налаживанию торговых отношений и заключению торговых договоров между
странами. Заключаемые межгосударственные торговые соглашения регулируют объем
и условия поставки товаров, а также порядок оплаты. Торговые договора могут
заключаться на двух и многосторонней основе. Оно предполагает установление
международных режимов и выработку соглашений, определяющих порядок, нормы и
процедуры, регламентирующие межгосударственные торговые экономические
отношения.
25. Инструменты внешнеторговой политики государства: тарифное и нетарифное
регулирование.
Классическим методом регулирования ВЭД, в том числе внешней торговли,
являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к
экономическим средствам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф —
это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются
товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.
Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже
упоминавшиеся общие подходы к международной торговле — протекционизм и
«свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого
уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых — экспортный
налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной
торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем
установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них
полностью.
Нетарифные барьеры представляют собой совокупность прямых или косвенных
ограничений ВЭД с помощью разветвленной системы экономических, политических и
административных методов.
К первой категории нетарифных мер относятся лицензирование, антидемпинговые и
компенсационные пошлины, импортные депозиты, т.н. добровольные ограничения,
государственные монополии. Вторая категория – меры, относящиеся к таможенным
формальностям: таможенные процедуры, технические стандарты и нормы,
санитарные и ветеринарные нормы и т.д.
Третья категория – меры, непосредственно не направленные на регулирование
внешней торговли, но оказывающие на нее влияние. Важное место занимают
национальная налоговая система и национальные стандарты, несоблюдение которых
может служить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на
внутреннем рынке.
26. Всемирная торговая организация. Проблемы вступления в ВТО Росиии.
Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в редакции 1994 г., а
также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по
торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Местопребывание ВТО — Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 128 государств;
еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут
переговоры о присоединении.
Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и
услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в
области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций — разработка
многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во
внешней торговле.
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из
представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного
раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный
совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год.
Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по
торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам
прав на интеллектуальную собственность.
Что касается России, то, как считают эксперты ВТО, с учетом темпов проведения
в стране либерализации внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности
до конца этого столетия она не будет принята в ВТО.
Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен
российского внешнеторгового законодательства (включая практику применения)
на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и тех условий,
на которых страны — участницы ВТО одобрят присоединение России к
Генеральному соглашению и другим договоренностям этой организации. Другое —
это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России. Протокол о
тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно
согласованном уровне ставки таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в
течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в
комплексе определяют условия присоединения России к ВТО.
27. Проблемы и перспективы участия России на мировых рынках.
Вхождение России в мировое хозяйство должно носить в основном
производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете
существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее
значимым преимуществам можно отнести следующие: крупные и в основном
комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям
мировое значение; наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих
его промышленных и научно-технических мощностей; многочисленные трудовые
ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной
подготовкой; крупные масштабы основных производственных фондов в
промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных
затратах.
Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны
сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых
и иных затрат, нельзя: преобладание неконкурентоспособных по современным
стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно
высокая ресурсоемкость и затратность; колоссальный износ основных фондов,
ограниченные возможности внутреннего накопления; слабая мотивация и низкая
интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная
социально-политическая неустойчивость; резкая неравномерность в экономическом
развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними; большая
зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и
привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей
крупных масштабов внешней задолженности.
Главной целью развития является равноправная интеграция России в систему
международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах
страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель
взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным
возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
28. Мировой рынок услуг и тенденция его развития.
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой
рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров
в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать
деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда
проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель
.
К сфере услуг относят: транспорт и связь, торговля; финансы, кредит и
страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;
социально-культурные отрасли.
К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции
по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями
машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-
техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту
туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и
совершенствования управления.
В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить
на три группы. В первую группу стран с высоким уровнем развития сферы услуг
входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со
средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны
Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной
экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития
одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого
сектора в целом. Большинство развивающихся стран входит в группу с низким
уровнем развития сферы услуг.
29. Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и
классификация.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это географические территории, которым
их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с
общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности.
Главной целью создания СЭЗ является более глубокое включение стран в процесс
развития МРТ. СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка
заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь,
импортозаменяющими товарами. Одной из целей создания СЭЗ для развивающихся
стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров,
хозяйственных и управленческих кадров. Создание зон рассматривается как метод
модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов
функционирования к рыночным.
Важнейшим аспектом функционирования СЭЗ является система преференций и
льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. В СЭЗ действуют
и различные косвенные льготы.
Характерной чертой СЭЗ является выделение их из таможенной границы
государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза
товаров и услуг.
Существуют три основных типа СЭЗ: зоны внешней торговли (представляют собой
ограниченные участки национальной территории, в пределах которых
устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том
числе внешнеэкономической деятельности); предпринимательские зоны
(непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли, таможенные
льготы отходят на второй план, а основную роль играют различные налоговые,
финансовые и административные стимулы); технологические парки (территориально
сгруппированная совокупность научных лабораторий и производственных
помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях фирмам, занятым
коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и
идей).
30. Иностранные инвестиции в России: направления и формы капиталовложений.
В РФ инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым
участием иностранного капитала (совместных предприятий); создания
предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и
представительств; приобретения иностранным инвестором в собственность
предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в
предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав
пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных
прав; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного
капитала. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных
зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и
займов.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением
тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для
национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только
на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли,
связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов
(например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в
производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),
телекоммуникационную и спутниковую связь.
31. Свободные экономические зоны в России, их функции, правовое и
экономическое регулирование.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это географические территории, которым
их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с
общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности.
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России
показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на
следующие основные типы: комплексные зоны производственного характера;
внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного
производства и транзитные); функциональные, или отраслевые (технологические
парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
СЭЗ создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений
в РФ валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических
связей, экономического и социального развития РФ и ее отдельных регионов на
основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники,
технологий, опыта управления СЭЗ.
К СЭЗ на территории РФ относятся зоны экспортного производства, свободные
таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые
экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания
услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные
зоны.
В исключительных случаях с учетом местоположения территории субъекта РФ, либо
с учетом международного договора, который предусматривает упрощенный и
льготный режимы осуществления на территории субъекта приграничной или
прибрежной торговли с сопредельным государством, может быть создана особая
экономическая зона в пределах территориальных границ такого субъекта РФ.
Создание особой экономической зоны и регулирование ее правового режима
осуществляются на основании отдельного федерального закона, принимаемого для
каждой особой экономической зоны, иных правовых актов РФ.
32. Мировой рынок рабочей силы: тенденции и перспективы развития.
Миграция рабочей силы является самостоятельной формой международных
экономических отношений. Эмиграция – выезд из страны на ПМЖ, иммиграция –
въезд в страну.
Существует несколько категорий мигрантов:
1. Легально допущенные в страну.
2. Мигранты по контракту.
3. Нелегальные мигранты.
4. Лица, просящие убежища.
5. Беженцы.
Миграция рабочей силы – есть процесс объективный. Глобализация мировой
экономики подталкивает усиление миграции.
33. Причины миграции рабочей силы.
Причины миграции:
1. Экономические (безработица, разная оплата за равный труд, стремление
повысить квалификацию)
2. Политические (нестабильность политической обстановки в стране, военные
конфликты, преследование по политическим мотивам)
3. Экологические (загрязнение окружающей среды, ухудшение среды обитания,
радиационное и химическое заражение местности)
4. Религиозные
34. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы для государства.
Последствия:
Страна, вывозящая рабочую силу
Плюсы: снижение безработицы, приток валютных ресурсов, повышение квалификации.
Минусы: затраты на подготовку РС, отток квалифицированной РС, утечка умов.
Страна, ввозящая рабочую силу
Плюсы: дополнительные ресурсы РС, превышение предложения РС тормозит рост
номинальной з/п, более высокая степень эксплуатации чужих, закрытие
непривлекательных рабочих мест, смягчение проблемы безработицы.
Минусы: необходимость затрат на социальное обустройство, обострение
социальных противоречий.
35. Государственное и международное регулирование миграции рабочей силы.
1) законодательные нормы
2) межгосударственные соглашения
3) жёсткие требования к уровню образования иммигрантов
4) личные требования (здоровье)
5) количественное квотирование
6) экономическое регулирование
36. Интеграционные процессы в мире. Причины интеграции.
МЭИ – это процесс хозяйственно-политического сближения стран и корпораций на
основе международного разделения труда. Осуществляется на макро-(государство)
и микро-(корпорация) уровнях. Причины МЭИ:
1. Интернационализация – означает взаимопроникновение капиталов в экономику
разных стран на основе иностранных инвестиций (прямых и портфельных).
2. Углубление МРТ.
3. Глобальная НТР. НТР выступает самостоятельным фактором экономического
развития. Делает нерентабельным производство всех видов товаров водной
стране.
Формы интеграции: Макроуровень.
Зона свободной торговли – договоренность между двумя государствами об отмене
или ограничении таможенных пошлин.
Таможенный союз – договоренность между участниками ЗСТ о единой таможенной
политике в отношении третьих стран.
Общий рынок – соглашение стран о свободном передвижении товаров, капиталов,
услуг и рабочей силы. В рамках ОР осуществляется согласование экономической
политики стран участниц.
Экономический и валютный союз – наивысшая форма интеграции, в его рамках
осуществляется проведение экономической и валютно-финансовой политики.
Микроуровень
Представительство – обособленное подразделение фирмы за рубежом,
представляющее ее интерес и защиту.
Филиал – обособленное подразделение фирмы за рубежом, выполняющее либо все
функции фирмы, либо их часть.
Дочернее предприятие – обособленное, юридически самостоятельное подразделение
фирмы за рубежом, зависимое по капиталу от материнской компании.
Зависимое предприятие – юридически самостоятельное национальное предприятие,
но зависимое по капиталу от иностранной фирмы.
37. Создание Европейского Союза. Маастрихтское соглашение.
ЕС – это самая развитая экономическая группировка мира.
В 1967 возникло Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Оно прошло
развитие во всех формах интеграции. Членами группировки были 15 стран:
Англия, Франция, Германия, Италия, Австрия и т. д. Основные органы: Евросовет
(собирается периодически на уровне глав государств и правительств),
Европейская комиссия (постоянно действующий исполнительный орган,
осуществляет проведение экономической, социальной, военной и т. д. политики),
Европарламент (наднациональный политический орган, обладающий
консультативными, контрольными и бюджетными полномочиями, сессии проводятся
ежемесячно, формируется по партийному признаку), Европейский суд (является
верховной властью в области юрисдикции союза).
Бюджет ЕЭС формируется за счет взносов государств (1,3% ВВП), за счет импорта
товаров в ЕС. В ЕС входит Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ),
созданная в 1962 году: Исландия, Англия, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия,
Швейцария. Не имеет далеко идущих планов и связана с особенностями
национальных хозяйств северных стран.
В 1993 году Маастрихтское соглашение изменило официальное название
группировки на Европейский союз (ЕС). Соглашение провозгласило курс на
создание к концу ХХ века политического союза, включающего общую оборону, и
валютно-экономического союза. Введение денежной единицы Евро.
38. Перспективы развития общего рынка в Западном полушарии (НАФТА).
НАФТА – Северо-Американская зона свободной торговли. Возникла в 1994 году.
Три страны: Канада, США, Мексика.
Особенность: степень взаимопроникновения национальных хозяйств не уступает
Европейской.
Проживает около 400 млн. чел., продается порядка 18 % всех товаров мира.
Причины создания:
1. США хотят поставить под контроль энергоресурсы Западного полушария.
2. Конкуренция на мировых рынках приобретает блоковый характер.
3. Противодействие экспансии Европейского и Японского капиталов в Южной Америке.
4. Необходимость создания единой интернациональной группировки в Западном
полушарии.
Основная цель НАФТА – это создание зоны свободной торговли и урегулирование
торговых конфликтов между его участниками.
39. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии.
АТЭС – Азиатское Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество
Одна из молодых группировок существует с 1995 года. Входят: США, Япония,
Канада, Новая Зеландия, Австралия; Китай, Россия; страны азиатско-
тихоокеанского региона. Некоторые из них входят в АСЕАН (с 1967 года):
Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины и т. д.
Экономический потенциал АТЭС очень велик. Здесь сконцентрировано 55 %
валового мирового продукта; 46 % мировой торговли. Эта группировка еще только
формируется. В ней идет поиск схем сотрудничества.
Цель: в течении ближайших 15 лет создать зону свободной торговли.
Модель Азиатской интеграции существенно отличается от Европейской – она идет
на микроуровне.
В этом районе сильны транснациональные корпорации США, Японии, Китая, имеющие
здесь свои позиции.
40. Мировая валютная система (МВС) и этапы ее развития.
МВС – это совокупность финансовых отношений между государствами по поводу
международных расчетов и движения капиталов.
Этапы развития МВС:
1. Золотой стандарт (утвержден в 1860 году) – в расчетах между государствами
использовались золотые монеты. Имел три разновидности:
- золото-монетный
- золото-слитковый
- золото-дивизный
2. Генуэсская международная конвенция (1924 год): остается золото и дивизы
(иностранная валюта), восстановлен режим свободноколеблющихся валютных
курсов, стали формироваться валютные блоки (стерлинговый блок, долларовый
блок, золотой блок). Валютные блоки на кануне 2-ой Мировой войны распались.
3. Бреттон-Вудская валютная система (июль 1944 года)
4. Ямайская валютная система (начало 70-х годов)
5. ЕВС (1979 год)
41. Бреттон-Вудская валютная система (БВВС) и причины ее распада.
В июле 1944 года в г. Бреттон-Вудсе была проведена международная финансовая
конференция. Цели: восстановление свободной торговли, установление равновесия
международного обмена на основе фиксированных валютных курсов, передача в
распоряжение государства финансовых ресурсов для противодействия временным
экономическим трудностям.
Принципы: определение ведущей валюты, опора ведущей валюты на золото,
установление твердых фиксированных курсов: 15 фр. 12 фун. 0,65 руб. = 1 $
По истечении 10-15 лет эта система пришла в свое противоречие: экономики
государств значительно окрепли, появились новые субъекты; США на системе
твердых курсов обеспечили себе односторонний выигрыш; США печатали $ без
привязки к золотому запасу; усиление инфляции.
БВВС в 60-е годы исчерпала себя.
42. Ямайская валютная система (ЯВС) и ее особенности.
В начале 70-х годов возникла ЯВС. Цели: выравнивание темпов инфляции в разных
странах, уравновешивание платежных балансов, расширение возможностей для
проведения независимой внутренней денежной политики.
Принципы: система полицентрична ($, DM, фр. франк, йена, фунт) – они стали
СКВ, отмена золотого паритета денежной единицы, отмена твердого валютного
курса, было принято решение о создании европейской валютной системы, которая
находилась в рамках ЯВС.
43. ЕВС как региональная валютная система.
ЕВС создана в 1979 году. Цели: обеспечить достижение экономической
интеграции, создание зоны европейской стабильности с собственной валютой,
оградить общий рынок от экспансии доллара, сблизить экономические и
финансовые политики стран ЕЭС.
Принципы: базируется на экю (принцип валютной корзины), Европе разрешили
привязывать экю к определенному количеству золота (разрешили 20% золота для
поддержания курса своих национальных валют), ЕВС в отношении $ США была
построена по принципу валютной змеи.
44. Международные экономические организации и их роль в мировой экономике.
Международные экономические организации – организации 2-х типов:
межправительственные, учредитель - непосредственно государства, и
неправительственные (объединения производителей, компании и фирмы, научные
общества).
Роль можно определить через функции: регулирующая - состоит в принятии
решений определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов,
актуализация международных проблем путём их подтверждения и конкретизации
применительно к реальностям жизни; контрольная - состоит в осуществлении
контроля за соблюдением государствами норм международного права, а так же
резолюций; оперативная - заключается в достижении целей собственными
средствами.
Организации оказывают экономическую, научно-техническую и др. помощь,
предоставляют консультации, услуги.
45. Национальная валютная система России (НВС) и тенденции ее формирования.
НВС России находится в стадии формирования. Ее начало относится к 1992 году.
Элементы НВС:
- основой является Российский рубль. Введен в обращение в июле 1993 года.
Золотое содержание рубля зафиксировано не было.
- рубль является частично КВ. Сохраняются ограничения по ряду валютных
операций. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировка
иностранными банками являются незаконными.
- курс рубля официально не привязан ни к какой иностранной валюте
- в России применяется в основном прямая котировка
- в международных расчетах Россия использует унифицированные формы Женевских
чековой и вексельной конвенции 1930 и 1931 годов.
- регулирование международных расчетов необходимыми платежными средствами или
золото-валютными резервами
- наличие валютного рынка
- отсутствие рынка золота
46. Международный кредит (МК): его принципы и формы.
МК – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических
отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов.
Кредиторы/заемщики: частные предприятия, государственные учреждения,
правительства, международные финансовые организации.
Источники МК: временно свободные денежные средства, высвобождающиеся в
процессе кругооборота капиталов, денежные накопления государства и личного
сектора. Объективная потребность в МК связана: с разной скоростью оборота
капиталов в разных странах, с особенностями производства и реализации, с
необходимостью единовременных крупных капиталовложений. Принципы МК:
возвратность, срочность, платность, материальная обеспеченность, целевой
характер – предоставляются на цели, определенные кредитором. Функции МК:
перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения
потребности расширенного воспроизводства, экономия издержек обращения в сфере
международных расчетов путем замены действительных денег, ускорение
концентрации и централизации капиталов.
Формы МК:
1. По источникам (внутреннее, иностранное, смешанное кредитование)
2. По назначению (коммерческое – для финансирование внешней торговли,
финансовое – на любые цели (прямые капиталовложения, приобретение ЦБ,
погашение внешней задолженности, валютная интервенция))
3. По видам (товарные – экспортерами покупателям, валютные – наличные)
4. По валюте займа (в валюте страны кредитора, в СКВ, в национальной валюте).
При предоставлении валютного кредита кредитор требует сковывания адекватного
количества национальной валюты.
47. Элементы международной валютной системы (МВС).
1. Конвертируемость валют – это свободный размен на иностранные валюты:
1) СКВ – обмен без ограничений
2) частично КВ – обмен с ограничениями для резидентов и нерезидентов
3) неконвертируемые валюты – нет свободного обмена валют или их продажи
2. Валютный рынок – это официальный центр (банки, компании, биржи), где
осуществляются операции по купле-продаже валюты. Различаются национальные,
региональные и мировые валютные рынки. В основе операций лежат расчеты по
внешней торговле, услугам, туризму. В связи с колебаниями валюты,
значительное место на них занимают спекулятивные операции.
3. Валютный курс - это соотношение обмена двух денежных единиц или цена одной
денежной единицы, выраженная в цене денежной единицы другой страны.
Фиксирование курса иностранной денежной единицы в национальной называется
валютной котировкой. Два вида: прямая и косвенная. Для валютных рынков
понятие валютный курс употребляется редко, чаще используется: курс покупателя
и курс продавца. Разница между ними называется маржа.
48. Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в МВС.
МВФ – это межправительственная организация, занимающаяся регулированием
влютно-кредитных отношений между государствами и оказанием им финансовой
помощи.
Устроен по принципу АО. Каждое государство вносит в его уставной капитал
определенную сумму денег в зависимости от ВВП. Капитал МВФ состоит: из
уставных взносов и заемных средств. Кредитные операции МВФ осуществляет
только с официальными органами, т. е. правительствами, казначействами, ЦБ.
Доступ к кредитным ресурсам осуществляется на определенных условиях:
запрашиваемая сумма кредита не должна превышать 125% от доли в уставном
капитале, уплата страной-заемщицей разового комиссионного сбора 0,5% от суммы
сделки, МВФ выдвигает определенные требования по использованию кредита. В МВФ
есть специализированные фонды: специальный (фонд компенсационного и
непредвиденного кредитования, фонд кредитования буферных запасов, фонд
финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга,
фонд поддержки структурных преобразований); временный – создаются для решения
временных экономических проблем в мире. |