Шпора: Макроэкономика
70. Проблемы соц. защищ - сти и бедности при переходе к рынку.
Прогрессив. налогообл. доходов и налоги на имущество и наследство - со
стороны богачей.
В 89г. у 75% россиян средн. доход в мес. На 1 члена семьи б. < 100 р. В т.ч.
у 33% - <70 р. По некоторым оценкам, это означ., что уже тогда каждый 3-й
жил крайне бедно. Реформы и кризис обострили пробл., привлекли вним. Причины
обострения:
1). Сокращение кадров. 2). 95-96гг - задержки з./п. 3).Трудн. Усл-я разв-я
предпр-ва.
4).Хоз. с уст. Структур. и оборуд.
У рос. Бедности детское лицо - угроза будущему. В наст. Вр. Пом. В виде разл.
Программ соц. поддержки. Перв. Способ - дать бедным дополнит, ср-ва -- исп-ся
сис, соц, трансфертов (но она ослабляет заинтерес-сть граждан в производ,
деят-сти). Поэтому бороться с бедностью необх, за счет помощи в увелич,
зараб, доходов: 1). Созд, равн, старт
условий: а). Запрет дискрим, при прием, на раб. Б). Обесп, детям норм, усл, для
развития. 2). Расшир-е возм-стей найти работу для всех . Масштабы
соц, программ в разв, странах сегодня огромны. В России масштабы соц, помощи
надо расшир, оч, существ-но. Сейчас это - небольш, соц, выплаты для семей с
особ, низ, доходами и соц, пенсии. Но даже для этого нужны немал, ср-ва = за
счет налогооблож. Недопустимо устранять различия в уровнях дохода и
богатства семей полностью, но гос-во долж, предотвращ, чрезмерн, усил-е эк,
нерав-ва и провод, соц, программы помощи беднейш. гражданам.
69. Сис-ма соц. защиты насел-я. Модели соц. защиты.
Программы соц. помощи, подобно программам соц. страхов-я, быв. 2 видов:
денеж. пособия (ПСДИ, ДСО) и натур. Пособия (Мед., прод. Талоны, жил. Помощь,
нац. Прог. школьн. Пит.). В СЩА сам. Крупные: Программа помощи семьям с
детьми-иждивенцами и Доп. программа соц. обеспеч-я. (бедным, престарел.,
слеп. и инвалидам). Крупнейш. Гос. Прог. натур. Помощи - Программа мед.
Помощи (покр. Расходы бедных на мед.обсл.). В 86г. эта прог. сост. 44% от
суммы гос. Помощи и = 45 млрд. Дол. ПРОГРАММЫ соц. страх-я частично зависят
от страх. Взносов = гос. Производств. И перераспред. Деят-сть (Программа
страх-я престарелых и их иждивенцев).
Проблема соц. защ. мож. б. реш. Только тогда, когда эк .пойдет вверх. В
России предотвратить пониж . ур-ня жизни и потр-я прктич.невозможно. Нельзя
также всех полностью защитить, хуже - если обделить кого-то. Правильнее
говорить о соц. поддержке отд. Групп насел-я наиб. В ней нужд-ся. Это -
соц.уязвимые слои. В шир. Смысле соц.уязвимыми счит-ся люди. Облад. Доходами
ниже прожит мин. Ряд эк-стов и социологов говорят: "Помогать только тем, кто
не способен помочь себе сам". В период перехода к рынку наиб остро проявл-ся
пробл соц защ нас-я от инфляции и безраб-цы (индексация доходов).
Соц обеспеч-е - право на длит или пост помощь в связи с возрастом,
инвалидностью, огран трудосп-стью.
Пособия и выплаты - пост, длит, времен хар-р, разовая, одномоментн помощь.
Также - дома детские и престарелых, интернаты; предост кредитов, стипендий,
мед помощь, страховая медицина, помощь безработным.
Социальная реабилитация, соц благотворительность, забота об окруж среде.
68. Безработица: сущность и формы. Гос регул-е занятости.
Безр-ца - наличие в стране людей, кот способны и желают трудиться по найму
при сложившемся ур-не оплаты труда, но не могут найти работу по спец-сти или
трудоустроиться вообще. Ч-к счит-ся безраб-м, если: а) трудоспособн возраст
б) отсутствие пост источн заработка в теч опр врем в) доказанное стремл-е ч-
ка найти работу.
Фрикционная б - время на поиск работы. Структурная б - невозм-сть трудоустр-
ва из-за снижения спроса на дан. Профессию. Циклическая б - эк спад - кризис
на всех товарных рынках - масс увольнения. Сезонная - с/х, (каменщик).
В России рынок раб силы рег-ся законом "О занятости насел-я в РСФСР" (апр.
91г). Как можно сокр безраб-цу:
Фрикц. - 1) Улучш-е информ обеспеч рынка труда (биржи труда). 2) Устран-е
факторов, сниж мобильность раб силы. Циклич. - 1) Созд-е усл-й для роста
спроса на товары (стимул-е роста экспорта, поддержка инв-ций в реконструкц
предпр-ий с целью повыш конкурентосп-сти, поощр-е иностр инв-ций в эк
России). 2) Созд-е усл-й для сокращ предл-я труда (огранич). 3) Созд усл для
роста самозанятости (бизнесинкубато-ры). В России принята спец прог поддержки
мал предпр-ства, в 95 г создан Гос комитет - реализ прог. 4) Реализ программ
поддержки молодых раб-ков.
Необх сремиться к тому, чтоб без-ца не превыш своего естеств ур-ня, создавать
сис-мы помощи безраб-ным в поиске работы.
65. Распредел-е доходов членов общ-ва. Кривая Лоренца.
Если свободное общ-во не может помочь тем многим, кто беден, оно не сможет
спасти тех немногих, кто богат. (Дж. Ф. Кеннеди). Нерав-во доходов и
богатства мож достиг огр масштабов и созд угрозу полит и эк ситуац в стране.
Практич все развит страны мира пост осущ-ют меры по сокр-ю так нерав-ва.
Метод исп-мый для оценки масштабов первого из факторов возникн-я нерав-ва -
различия доходов = метод построения кривой Лоренца. Кривая позв увидеть, наск
реальное распредел-е доходов страны меж семьями отлич-ся от абс рав-ва и абс
нерав-ва. Тетива лука Лоренца - вариант абс рав-ва доходов семей. Оно бы
достиг-сь в стране, где 20% семей получ 20% доходов и т.п. В 91 г корпус лука
Лоренца был в Рос изогнут заметно слабее, чем в США. Но затем нерав-во
доходов у нас стало возрастать, и в 94г лук у нас был изогнут уже куда
сильнее (почти как в США). Нежелат-но и абс рав-во в распред доходов и
слишком сильн изгиб корпуса лука Лор. Всего лишь за 4 года разница в уровнях
доходов богатейш и беднейш россиян возросла в 3,16 раза (с 4.5 до 14.2 раза).
В итоге к нач 95 г Рос подошла с дов высок по миров меркам степенью дифф-ции
доходов. Из развитых стран мира большая, чем в РФ, диф-ция доходов сейчас
только в США. Здесь превышение - в 15.9 раза, что в 1.12 раза превыш наш
разрыв. В развив странах быв и больше. Мех-зм регул-я диф-ии доходов: 1)
Раздел-е ф-ций работодателей и гос-ва. 2) Прогресс налогообл личн доходов. 3)
Сис гос соц поддержки беднейш граждан и создание им равных "старт возм-стей".
64. Роль соц политики в гос регулировании эк-ки и рынка.
Экономику, функц-е кот-ой направлено первоочередн образом на удовлетв-е потр-
стей ч-ка, семьи, исходит из соц запросов, принято назыв соц ориентированной.
Соц эк-ка - гл мост, соед-ий эк-ку с политикой, осн возбудитель полит сил и
течений.
62. Общая хар-ка гос бюджета.
Бюджет - сводный план сбора доходов и использования полученных ср-в на
покрытие расходов федеральных или местных органов гос власти.
Бюджетные отнош-я характериз в св очередь финанс отнош-я, возник-е меж
предприятиями, учрежд-ми и насел-ем с гос-вом и связ-ые с формиров-ем и исп-
ем централиз-го фонда ден ср-в, предназнач-го для совм потр-я. По св эк сущ-
сти гос бюджет отражает ден отнош-я, кот склад-ся у гос-ва с юрид лицами и
насел-ем и заключ-ся в перераспред-ии нац дохода в связи с образ-ем и исп-ем
ср-в для фин-я хоз-ва, осущ-я соц пол-ки, разв-я науки, культуры, образ-я,
обеспеч-я обороны и упр-я общ-вом.
Гос бюдж след рассм как ср-во реализации фин ф-ций гос-ва. (Распределитель-
ная ф-ция, контрольная ф-ция). Проявл-е ф-ций гос бюджета находит свое отраж-
е в создаваемом гос-вом бюдж механизме, являющемся реальн воплощ-ем бюдж пол-
ки, и отражает конкретную нацеленность бюдж отнош-ий на реш-е эк и соц задач.
Гос-во исп-ет бюджет для регул-я эк-ки посредством маневрирования
поступающими в распоряж-е гос-ва ден рес-сами. В процессе осущ-я б политики
гос-во имеет возм-сть применять самые разнообр формы воздействия на эк-ку:
субсидир-е предпр-й, осущ-е гос инв-ций, финанс-е конверсии и т.п. Рез-том
так воздействия служит рост нац дохода, реш-е насущ соц проблем, расшир-е или
уменьш-е совок спроса или предл-я, созд-е необх инфрастр-ры.
В доходах б находят выраж-е эк отнош-я, кот возник меж плательщиками и гос-
вом (налоги и сборы). Расходование гос б - эк отнош-я, кот возникают в
процессе распредел-я б ср-в на нужды хоз-ва и на выполнение ф-ций гос-ва.
Расходы прав-ва предст-ся в сам общ виде как сумма правит закупок товаров и
услуг и трансфертных платежей.
61. Гос долг: сущ-сть, причины, последствия. Осн пути погашения гос долга.
Гос долг - сумма ссуд, взятых гос органами и еще не возвращенных кредиторам.
Нередко гос-ву не хватает доходов для осущ-я всех расходов, кот от него треб
общ-во. В эт случае возникает дефицит бюджета и гос-во вынуждено одалживать
деньги. Такое одалживание ведет к возникнов-ю гос долгов: внутр и внеш.
Конечными ответчиками по этим долгам реально явл-ся граждане страны.
Одна из Причин, вызываемых решением проблемы дефицита бюджета:
4) Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, др
государств и иностр фин организаций. Прежде всего гос-во может взять деньги
взаймы у собств, т.е. гос банка. Этот путь использовала в 92-94гг. и Россия.
Но возм-сти кредитов-я гос-ва нац банком обычно дов ограничены. Выгоднее
одалживать деньги у граждан и хоз организаций страны. Формы одалж-я м.б.
разными, но чаще это делается путем продажи гос цен бумаг. В 94 г в Рос гос-
во активно одалживало деньги путем продажи гос краткос обяз-в (ГКО). Это б
ценные бумаги со сроком погаш-я 3 месяца и чрезвыч высок доходностью. Таким
способом гос-ву удалось получить в долг почти триллион руб.
Заимствование денег рождает т.о. гос долг. Он быв двух видов - внутр и внеш.
Больш-во стран мира сегодня живет с большим гос долгом. Так, в США он =
сейчас 63% к ст-сти годового пр-ва товаров и услуг (против 45% 10 лет назад).
По тому же пути сегодня идет и Рос. К нач 95 г ее только внеш долг достиг
112,7 млрд долл США. При этом больш часть долга б связана с деньгами, кот
получило непосредственно гос-во (кажд гражд. России им долг в неск сотен
дол).
Но при разумн ведении дел большой гос долг не разрушает эк-ку страны и не
приводит к острым соц-полит конфликтам. Иначе обслуж-е гос долга повисает на
бюджете тяжк грузом и гос-во оказ-ся перед выбором: а) либо прекратить погаш-
е долга, "заморозить" его б) либо сокращать расходы на соц программы и
поддержку нац эк-ки. Ни один не сулит радости. Предотвратить ситуацию можно
только провед-ем оч тщат продуманной и последоват гос фин пол-ки.
Сущ-е гос-ва и выполн-е им св задач треб созд-я сис-мы налогообл-я доходов,
не лишающих людей интереса к легальному ведению хоз деят-сти, и умелого
управл-я гос финансами.
60. Основные концепции бюджетного дефицита.
Построение б-та должно подчиняться б тождеству: Расходы на покупку товаров и
услуг + трансферты = поступления налогов и пошлин. Но управлять гос финансами
на осн эт формулы крайне сложно. Сумма обещанных расходов начинает превышать
возможные доходы гос-ва от налогообл-я. Б тождество превращ-ся в неравенство.
Это означ что гос б составлен с дефицитом. В такой ситуации наша страна нах-
ся уже много лет. По расчетам экспертов, еще в 87 г размер деф-та гос б СССР
достиг величины почти в 9%. Годовой б на 95 г был принят с деф-том на уровне
примерно 29%.
Бюджетный дефицит - превыш-е расходной части б над доходной. При б деф-те
гос-ву не хватает ср-в для норм выполн-я св ф-ций и приходится прибегать к
разл займам, прежде всего у кредитной сис-мы, что отрицат-но сказ-ся на
устойч-сти всего ден обращ-я и является осн причиной инфляции. Б д не обязат
свидетельст о каком-то чрезвыч полож-ии в эк-ке страны. Он может быть вызван,
например, необх-стью осущ-я крупн гос влож-ий в разв-ие эк-ки, что отражает
скорее рост валового нац продукта, нежели кризисн состояние гос рег-я. Возм-
ны чрезв обстоят-ва, связ-е с войнами, стихийн бедствиями, затраты на кот-ые
не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязат-но осущ-ны
независимо от наличия ср-в в резервном фонде б-та.
Если возник времен б д, имеются перспективы его преодоления и он не сост
большого уд веса по отн-ю к ст-сти вал внутр прод-та. Но в тех случаях, когда
б д глубок, возникает в рез-те чрезвыч обстоят-в и отражает кризисн явл-я в
эк-ке - ее развал, неэфф-сть фин связей, - тогда это явл-е наносит огр ущерб
всему общ-ву и необх принимать кардинальн меры для преодол-я значит разрыва
меж расходами и имеющ-ся доходами. Обычно б д до 10% суммы доходов считается
допустимым, тогда как деф- т более 20% = критическим.
Осн причины значит б д, проявившегося в усл-ях перехода к рын эк-ке в Рос -
это низкая эфф-сть пр-ва, значит соц расходы, невнесение налогов в бюджет,
нерац-сть стр-ры б расходов, неэфф-ные б мех-змы, а также разрыв хоз связей в
связи с распадом бывшего един союзн гос-ва. В связи в этим в середине 90-х
годов деф-т гос б Рос достигал ур 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.
Для сокращ-я б д необх всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей
и всех сфер хоз деят-сти и одновременно обеспечивать сокращ-е гос расходов.
Преодоление б д прежде всего должно опираться на развитие пр-ва, на обеспеч-е
фин устойч-сти всех отраслей хоз-ва и предпр-ий всех форм собств-сти, на
активизацию предпр-ва. Сокращ-е расходов б-та м б достигнуто путем изменения
направл-я инвестир-я б ср-в, использования только целевых фин льгот и
санкций, кот позволяют учитывать усл-я разл произв-лей.Важн путями уменьшения
расходов явл-ся сокращ-е избыточ воен и др затрат, финанс-е лишь важнейш соц
программ, недопущ-е осущ-я за счет б-та мероприятий, не имеющих реальн фин
базы. Не исключается привлеч-е в страну иностр капитала в целях модернизации
пр-ва, сниж-я затрат и сокращ-я на эт основе б расходов.
59. Бюджетный дефицит и факторы, его определяющие.
Сущ важн связь между налогами, расходами и дефицитами. Сниж налогов при неизм
расходах - деф увелич. Если гос-во увелич свои расходы и не повыш налоги, то
деф тоже может возрасти. Увелич расходов и соотв изменения налогов = увелич-е
расходов сбалансир б-та. Осн способы реш-я проблемы:1) Сокращение бюджетных
расходов - самый болезненный путь. 2) Изыскание источников дополнит доходов.
Но чрезмерн повыш-е налог бремени ведет к сокращ-ю налог доходов гос-ва (люди
теряют интерес к труду, начинают укрывать свои доходы, эк-ка
криминализируется. 3) Эмиссия необеспеченных денег, используемых для
финансирования гос расходов. Это подобно финансовому наркотику - он на время
снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую эк ситуацию. Расходы б
возрастают быстрее, чем суммы нал постпупл-ий, зависящие от инфляц роста
доходов налогоплательщиков. 4) Одалживание денег (приводит к гос долгу) - см
предыд. вопрос.
58. Бюджетный федерализм и финансовая сис-ма.
Фискальным (бюдж) федерализмом наз-ся сис-ма перераспредел-я ср-в гос б-та,
когда в силу большого возможного деф-та местн б-тов федер прав-во
перераспред-т часть своих поступлений в местные органы власти. Помимо эт
прав-во предост субсидии учреждениям местн органов власти.
В бюдж сис России входят федер (республ) б, республик-е б-ты респ-к, входящих
в сост РФ, краевые, областные б-ты, городские б-ты двух столиц, областные б-
ты автономий, окружных, городских и др насел пунктов. Т.о. вся б сис России
построена с учетом принципа единства и принципа самост-сти б-тов всех ур-ней.
Принцип ед-ва означ обеспеч-е всей б сис-мы едиными правовыми правилами,
использованием единых б классификаций (символов), единством фонда б
документации, едиными формами составл-я стат и предост-я бухг отчетности и др
данных, необх-х для создания сводного консолидир-го б-та суверен гос-ва.
Самостоят-сть б-тов как принцип означает, что все ур-ни един бюдж сис-мы
обеспеч-ся собств-ми источ-ками в виде доходов и правом использовать эти
доходы для осущ-я финансир-я с учетом нужд каждого из субъектов РФ.
46. Денежный рынок и его особенности в России.
Рынок капитала - р, на кот продаются финансовые р-сы, необх для организации
коммерч деят-сти фирм. В состав рынка капитала входят разн сектора,
различающиеся условиями купли-продажи ден капитала. Важнейшими такими
секторами явл-ся: кредитный рынок, рынок акций и рынок долговых обязательств
фирм (прежде всего облигаций). Кроме того, на рынке капитала фирмы могут
получить денежные ср-ва разн хар-ра: заемн кап-л или собств кап-л. Заемн ср-
ва привлек-ся фирмами на огранич время, а затем возвращаются владельцам
вместе с платой за пользование ими. Собств кап-л поступает в распоряжение
фирм на неогранич время, а его предыд владешьцы стан-ся сохозяевами фирм и
получают в этом кач-ве право на часть их имущ-ва и доходов. Осн ср-вами
получ-я собств кап-ла явл-ся выпуск и продажа разл типа акций. Владельцы
акций не могут вернуть их фирме-эмитенту, но вправе продать на рынке цен
бумаг - фондовом рынке. Цена акций на этом рынке определ-ся ожиданиями
относит-но доходов, кот фирма может заработать для своих владельцев в
будущем.
Формир-е цен на рынке кап-ла. Все сектора рынка кап-ла подчиняются одним и
мет же закономерностям в формировании цены кап-ла. Эта цена определяется
взаимодействием предложения кап-ла со стороны владельцев сбереж-ий и спроса
со стороны фирм, нуждающ-ся в ср-вах для инв-ций. Величина спроса здесь
определ-ся ситуацие1 на рынках товаров, выпускаемых фирмами, а ткже
прибыльностью, с кот фирмы могут исп-ть ср-ва, привлеч-е с рынка кап-ла.
Такая оценка производится на основе дисконтирования, т.е. пересчета ден сумм,
затраченных или получ-х в различные годы, к одному моменту времени. Это
позволяет устранить искажающее влияние на расчеты изменения ценности дененг
со временем. Предложение кап-ла зависит от размеров сбереж-ий, срока
отвлечения ср-в и риска инвестиро-я. Все эти факторы влияют как на размеры
предл-я, так и на цену, кот-ую владельцы сбереж-ий требуют от фирм за право
польз-я своими ср-вами.Как правило, чем выше риск инсвест-я и дольше срок
отвлеч-я ср-в, тем более высокой платы потребуют владельцы сбер-ий.
Столкновение их желаний и возм-стей фирм исползовать капитал с такоей ценой,
не лишаясь эк прибыли, формирует рын цену кап-ла.
45. Предложение денег, обусловленное законом и общее предл-е денег.
Единого мнения о том, из каких отдельн эл-тов состоит ден предл-е в эк-ке, не
сущ-ет. В узком смысле предл-е денег, обозначаемое М1, сост из 2 эл-тов: 1)
Наличность, т.е. мет и бум деньги в обращ-ии. 2) Чеков вклады, т.е. вклады в
комм банках, разл сберкассах или сберегат учрежд-ях (чековые). Бум деньги
сост около 25% ден предл-я М1 в эк-ке. Деньги безналич расчета (чек вклады)
стали осн формой денег в эк-ке США, т.к. это и безопасно и удобно. В долл
выраж-ии 90% всех сделок осущ-ся с пом чеков. Но М1, принадл-ее гос-ву,
банкам, др фин учрежд-ям, не учитывается, чтоб не завышать ден предл-я.
Деньги М2 (почти деньги) = М1 + бесчековые сберегательные счета + мелкие (в
США до 100 тыс долл) срочные вклады. Т.е. М2=М1+др эл-ты, кот м б дов быстро
и без потерь обращены в наличность и чековые вклады. Деньги М3 = М2 + крупные
(100 тыс долл и более) срочные вклады, принадлежащие частным организациям,
фирмам. Такие вклады в форме депозит сертификатов несложно переоформ в чек
вклады, но с некот потерями, обусловленными изменением вкладчиком заявленных
сроков хранения вклада. Самый обширн ден агрегат включ все ден ср-ва,
входящие в М3 и различ ценные бумаги (в США это сберегат облигации,
казначейск векселя и др кредитн ценные бумаги, выпуск-ые гос-вом и им 18-
месячный срок погашения.
Для устойчивых, развитых ден сис-м хар-на относит-но небольш доля агрегата М1
в общ массе ден ср-в, кот-ю можно считать эквивалентной объему агрегата Л. К
примеру, в сер 90-х гг в США и Японии сложилось %-ное соотношение меж долями
ден агрегатов след образом: М1=15, М2=65, М3=80, Л=100. В России в тот же
период сложилось примерно следующее соотн-е: М1=50, М2=70, М3=80. Доля
высоколиквидных денег б выше, чем в развит странах - это свидетельств о низк
доле срочн вкладов и гос ценных бумаг.
56. Кредитно-денежная политика в ходе российской эк. реформы.
Как и любой ЦБ, ЦБР отвечает за разработку и реализацию д-к пол-ки в стране и
политики по развитию банк сис-мы. В первый раз док-т с таким содерж-ем - Осн-
е направл-я д-к регулир-я - ЦБР подготовил на 93г.
Первые осн напр-я имели след стр-ру: 1) Оц-ка хоз ситуации в 92г и прогноз на
93г. 2) Ориентиры д к п . 3) Количеств-е параметры темпов роста ден массы. 4)
Инстр-ты д к п в 93г. 5) Взаимоотн-я с республик-м бюджетом. 6) Нормализация
платеж-расчетных отнош-ий. 7) Валютная пол-ка. 8) Координация д к п в
"рублевой зоне". 9) Развитие сис-мы коммерч банков. 10) Защита и стимул-е
сбереж-ий насел-я.
В России задачей д п должно быть такое управл-е ден массой, которое
способствовало бы постепенному сниж-ю инф-ции и противодействовало
чрезмерному спаду пр-ва.
Осн напр-я д к п ЦБР на 94г включали в себя след крупные разделы: 1) Рос эк-
ка в 93г. 2) Д-к и валютная п в 93г. 3) Тенденции развития эк-ки России в
94г. 4) Задачи д-к и валютной пол в 94г. Приложения: (1) Задачи в обл
реформир-я платежно-расчет отнош-ий. (2) Развитие сис-мы комм банков.
В 95г ЦБР исп три инстр-та д-к регул-я (помимо операций на открытом рынке):
1) Нормы обязат резервов. 2) Процентн ставка ЦБ. 3) Объемы рефинансир-я. Но
ни один из них не явл-ся гибким, надежным и эффективным. |