Лекция: Лекции по ТЭП
СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект как сист представ собой совок-ть определ элем-в и связей м/у ними,
обеспеч-х достижение поставленных целей.
Структурирование проекта, как сист происходит по элем-м, кот-е создаются в
процессе его реал-и (проек-я док-я, производимые объекты, технол-е обор-е,
произв-й продукт).
1.Проект должен быть осмыслен, инициатированÞ у него есть инициатор.
2.У проекта есть гл заинтересованное лицо, сторона кот-я будет владельцем
и пользователем рез-в проекта, несет ответ-ть за него.
3.Осущ-е проекта требует инвестиций, т.к. ср-в заказчика не
хватаетÞ у проекта появл инвесторы.
4.Проект нужно готовить, осущ-ьÞ у него есть исполнитель
(поставщики, подрядчики).
5.В рез-е рнал-и проекта производят продукт и оказ-я услугиÞ есть потребители.
6.Проектом нужно управлятьÞ есть менеджер.
7.Учасником проекта явл гос-о, к-е регулир-т деят-ть др участников и
изымает часть ср-в для выполнения своих функций.
8.Каждый проект затрагивает органы местной власти, насел-е, общ-е гр-ы и т.д.
Свойства проектов как системы:
1.Проект возник-т, сущ-т и развивается во внеш среде к кот-й относч-я:
·законод-во, ·рыночная среда, ·налоговая сист, ·конкур-я среда.
2.Сост проекта не остается неизменным в процессе его раел-и разв-я, в нем
появ нов элем-ы и старые удал-я из сост-а – свойство динамичности.
3.Прокет как сист делится на взаимосвяз-е элем-ы, кот-е тоже дел-я на
отдельные элем-ы – свойство иерархичности.
4.Свойства проекта не составляют сумму свойств составляющих его элем-ы.
Специфические свойства отраслевых проектов:
1.Выс-я ресурсоемкость. 2.Неизменность местопо-ложения. 3
.Непрерывность технол-о процесса. 4.Выс-я продолжит-ь жизненного цикла
проекта.
Классификация проектов:
1.По масштабам: ·малые (просты и огранич объемами), ·мегапроекты (целевые
программы содерж много взаимосвяз проектов объед опред целью)
Либо:·крупномасштабные,·региональные, ·городского масштаба, ·отраслевые,
·локальные.
2.По срокам реал-и: краткосроч, среднесроч, долгосроч-е.
3.По качеству.
4.По хар-ру и степени участия гос-а: ·простое изъятие налогов, ·гос
капит-е вложения, ·гос-о учредитель, ·налоговые льготы.
5.По направ-и проекта: ·комерческая, ·соц-я, ·экол-я.
6.По эффект-и испол-я влож-х ср-в.
7.По отраслевой принадлежности.
Выделяют виды проектов:
1.Мультипроекты, испол в тех случаях когда замысел заказчика относится к
нескольким взаимосвяз проектам.
2.Монопроекты, имеют четко очерченные рес-ы, врем-е и др рамки, реал-е
единой проектной организацией и представ собой отдел-е инвестиц-е, соц-е и
прочие проекты.
3.Проекты модульного или объектно-блочного проекта, где части буд-о
проекта изгот-я не на месте экспл-и, а на стороне и транспорт-я и устан-я.
Жизненный цикл проекта: 1.Концептуальная. 2. План-е 3
.Проек-е 4.Строит-во 5.Экпл-я 6.Ликвидация.
Жизненный цикл всемирного банка:
1.Идентификация проекта (идентификация идей и формир-е предварит варианта
проекта)®решение о продолжении работ над проектом.
2.Разработка проекта (технико-экон-е обоснование, разраб подробного
варианта проекта)®решение о продолжении работ над проектом.
3.Экспертиза проекта (технич-е, экон-е фин-е, комерч-е, экол-е, соц-е
аспекты – всесторонняя экспертиза)®решение о продолжении работ над
проектом.
4.Переговоры по проекту (подгот и подпис-е соглашений по его реал-и)®
решение о начале фин-я и работ по реал-и проекта.
5.Реал-я и экспл-я проекта (наблюдение за ходом реал-и, надзор, реал-я и
экспл-я проекта)®решение о завершении проекта.
6.Завершающая оценка рез-в проекта.
Жизненный цикл – это промежуток времени м/у моментом появ проекта и его
ликвидицией.
Сущ-т 3 стадии проектного цикла: ·прединвестиц-я (проектная подгот-а
строит-а), ·инвестиц-я (само строит-о), ·экспл-я.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТЭП И СООТВЕТСТВ-Е ОТРАСЛЕВЫЕ ДОК-ТЫ
1.Исслед-е инвест-й возможности.
Осущ-ся в следующем порядке: 1. Выявление инвестиц-х возможностей проекта. 2.
Предварит-я технико-эк оценка проекта. 3. Принятие ререния об инвестировании.
Исследов-е возможностей инвестир-я проводится с целью осущ-я проекта. Они
могут носить общий характер основываясь на аналоговых, экспертных, прочих
оценках. Суть ТЭИ оформ-ся в виде пояснит-й записки в которой более подробно
исследуются цели инвестир-я, мощность предполаг-го объекта строит-ва,
ориентир-я ст-ть и тд. На её основании заказчик оценивает жизненность проекта
и принимает решение о реализации.
2.Предварит-е соглас-е с органами местной исполнит-й власти о месте размещ
объекта и созд условий для отвода земли.
Декларация о намерениях – этот док содерж инф-ю об инвесторе, хар-ку объекта,
обоснование соц-й и экон-й эффект-и намеч-о строит-ва, потребность в рес-х
(зем-х, минер-х, труд-х, энерг-х, фин-х) при строит-е и эксп-и. Перечень осн
сооруж-й их рапаметры, обеспечение, возм-е экон-е последствия, источники фин-
я, сроки намеч-о строит-а.
3.Созд-е проек-й и технол-й док-и на разраб нефтяных местор-й.
Созд-е и содержание этих док-в устан-о регламентом. Они служат основой при
разраб-е, обоснов-м инвестиций и технико-экон-м обоснованием проектов
обустройства и реконструкции местор-й, а так же проектной док-й на строит-о
скв-н.
Проект пробной экспл-и сост-я для местор-й разведка кот-х не закончена или
недостаточно исход-х данных для вып-я тех схемы разраб-и. Проектпроб-й экспл-и
мест-я сост по данным его разведки, получ-м в рез-е исслед-я, опробир-я,
испытания и проб-й экспл-и разведочных скв-н. Проект должен содерж-ь программу
работ и исслед-й по обоснов-ю доп-х данных необход-х для выбора технологии
разработки, подсчета и экон оценки запасов нефти.
Тех схема опытно-промыш-х работ сост-я для объекта в целом или участкуов
мест-й, наход-я на любой стадии пром-й разраб-и и для вновь ввод-х мест-й.
Целью опытно-пром-й разраб-и явл пром-е испыт-я нов техники и технологий треб-х
апробации в геол-физ-х условиях на мест-х.
Тех схема разраб-и мест-я явл проек-м док опред-м предварительную сист-у
пром-й разработки мест-й на период его разбуривания осн экспл-м фондом скважин
и сост-я по данным разведки и проб-й экспл-и. Исходной инф-й для сост тех схем
явл данные разведки подсчета зап-в, лабор-х исслед-й.
Проект проб-й экспл-и явл осн док-м по кот-у осущ-я комплекс технол-х и
технич-х мероприятий по извлечению нефти из недр и конт-ю за процессом
разраб-и. Он сост после заверш-я бурения 70% и “>” осн фонда скв-н по рез-м
реал-и тех схем.
Уточненные проекты разраб-и сост на поздней стадии разраб-и после
извлечения осн запасов (»80%) мест-я в соотв-и с периодами план-я. В их основе
предусматривается мероприятия по регилир-ю процесса добычи нефти и методы
повыш-я нефтеизвлечения.
Запасы с точки зрения технико-экон-х возможностей и целесообразности
извлечения дел на: ·забалансовые (кот-е не при каких условиях извлечь
невозможно и экон нецелесообразно); ·балансовые (кот-е при крайних верхних
экон условиях теор-и извлечь возмлжно); ·извлекаемые (кот-е фактически
возможно извлечь).
Анализ разработки осущ-я в целях определ-я эффект-и примен-я технологии
разраб-и, выработки зап-в и опред-х мер направ-х на совершенствование сист
разраб-и и повыш-\я эффект-и.
Авторский надзор сост с целью анализа выполнения проектных реш-й.
Технол-е схемы и пректы разраб-и явл осн док-й по кот-й н/г-добывающее пред-е
осущ пром-ю разраб-у нефт-х мест-й. Проектные и технол-е док-ы сост-я
специализ-и орган-ми, имеющими лицензию на право проект-я. Рассмат-я и
утверждаются цент-й комиссией по разраб-е мин топ энерго России и террит-ми
комиссиями по разработке, созд-и по согласованию с мин энерго России.
4.Обоснование инвест-й в строит-о (ОИС). После полож-о реш-я
мест-х органов исполнит власти о предварит-м согласовании места размещ-я
объекта заказчику следует предусматреть проработку технич-х, экон-х и комерч-х
аспектов намеченных инвестиций проекта в составе обоснования инвестиций в
строит-во. ОИС длжно дать заказчику подтверждение тех возможностей, комерч-й и
соц-й целесообразности инвестиций в строит-о. Для этого в нем должны быть
рассмот-ы все варианты. Рез-м ОИС явл подробное описание объекта (мощность,
кач-о сырья и прод-и, применение технологий, местоположение, колич-е и кач-е
исслед-е необходимых матер-в, ожид-е произв-е затраты и объем необходимых
инвестиций, ситуация на рынке и ожид-е прибыли, рентаб-ть кап вложений).
Матер-ы ОИС направ-я в органы мест-й исполнит власти для оформления акта выбора
зем участка и проведения общественных слушаний.
5.Сост бизнес-плана.
После утверждения ОИС сост бизнес-план, т.е. док опред-й стратегию развития
пред-я. Б-п базируется на общей концепции развития пред-я и опир-я на матер-ы
ОИС, но более подробно разраб-т экон-е и фин-е аспекты стратегии, дает
технико-экон-е обоснов-е мероприятий. Б-п обеспеч-т подтверждение кредитору,
инвестору гарантии по кредитам, платежеспособности и фин-й устойчивости пред-
я. Б-п должен быть сбалансирован по постановке задач и реал-и фин-х
возможностей пред-я.
Состав бизнес-плана: 1. Титульный лист (реквизиты, название орг-ции).
2. Вводная часть (осн-е положения, цели проекта и тд.). 3. Анализ
полож-я дел в отрасли. 4. Произв-й план. 5. План маркетинга.
6. Организац-й план. 7. Финанс-й план. 8. Риски и гарантии.
9. Выводя и предлож-я.
6.Разраб-а технико-экон-о обоснования строит-а.
Осн-й проектный док-т на строит-во объекта – технико-эк обоснование строит-
ва. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе
проектной документации на строит-во объекта. Этой же инструкцией на понятие
ТЭО и проект приравнены м/д собой. Решение разработки ТЭО приним-ся
заказчиком после проведения экспертизы согласов-я и утверждения ОИС.
Разработка ТЭО вып-ся по заданию заказчика, проектной орг-ей имеющей
собственную лицензию и достаточный опыт работы.
Примерный состав ТЭО: 1. общая пояснит-я записка. 2. Генер-й план
и транспорт. 3. Технол-е решение. 4. Архитектурно-строит-е
решение. 5. Инженерно-оборонит-е сети и системы. 6.Орг-я
строит-ва. 7. ООС. 8. Охрана труда и ТБ. 9.
Инженерно-тех. Мероприятия гражданской обороны. 10. Мероприятия по
предупреждению ЧС. 11. Сметная документация. 12. Эффективность
инвестиций.
7.Оформление раб-й док-и.
Раб. докем-цией приним-ся заказчик после провед-я согласов-я, утверждения,
экспертизы ТЭО. Состов раб. документации опр-ся соответствую-щими гос-ми
стандартами системы проектной документации для строит-ва (СПДС).
Примерная стр-ра раб-й документации:
1. Раб-е чертежи предназнач-е для пр-ва строит-х и монтажных работ. 2. Раб-я
документация на строит-е изделия. 3. Спецификация обор-я, изделий. 4.
Ведомости и сводные вед-ти строит-х и монтажных работ. 5. Др. докум-я
предусмотр-я СПДС. 6. Сметная докум-я. 7. Конструкторская докум-я по изгот-ю
нестандартиз-го обор-я, узлов и деталей.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Недра предост-ся в пользов-е спец-м разрешением в виде лицензии. Лицензия
яв-ся док-м удосто-веряющим право его владельца на пользов-е участком недр в
опр-х границах в течении устан-го срока при соблюдении оговоренных в
лицензион-ном соглашении требований и условий.
Недра могут предост-ся в пользав-е для геол-го изуч-я (на 5 лет), разведки и
добычи полезных ископаемых (на 20 лет).
Предоставление лицензии на пользование недрами осёщ-ся основременно с
предоставлением права на пользование соотв-ми земельными участками. Лицензия
оформ-ся администрацией субъектов РФ и террит-ми органами министерства прир-х
ресурсов. Предоставление лицензии осущ-ся на конкурсной основе. Подготовит-е
работы связ-е с проведением конкурсов, опр-е порядка и условий провед-я по
объектам проводят террит-е органы министерства прир-х ресурсов.
По рез-м конкурса оформ-ся и выдаётся лицензия на пользов-е недрами.
Форма лицензии: 1. Серия, номер, вид. 2. Данные о пользоват-х
недрами получивших лицензию. 3. Данные о целевом назначении и видах
работ связ-х с использ-м недр. 4. Указание пространств-х границ участка
недр. 5. Указание границ земельного отвода выделенного для ведения
работ.
Неотъемлемой частью яв-ся лицензионное соглаш-е, которое устан-ет:
1.конкретные границы горного отвода и его площадь,
2.право на ведение работ,
3.распоряжение данными ресурсами и собственностью на имущ-во,
4.инф-я о недрах,
5.сроки действия соглашения и условия его расторжения,
6.права и обяз-ти сторон,
7.порядок отчётности сторон,
8.условия связ-е с платежами взымаемыми при пользовании недрами и
земельными участками, 9.соглас-й уровень добычи минерального сырья,
10.соглаш-е о правах на геол-ю инф-ю получ-ю в процессе пользования недрами,
11.условия вып-я установленных законодат-вом норм, правил и требованиям по ООС.
ЭКСПЛУАТАЦ-Е ЗАТРАТЫ
Экспл-е зат-ы явл критерием экон оценки проектов, инвестиций в нефтедобычу в
силу их выс-й ресурсоемкости. С/с добычи нефти лежит в основе расчета конеч фин
рез-в от разработки промысловых объектов и показ-й фин-экон-й эффект-ти.
Для расчета показателя оценки инвест-о проекта все зат-ы могут груп-я по экон-м
элем-м сметы и статьям калькуляции с/с.
Груп-ка зат-т по элем-м предназначена для выявления всех план-х и факт-х
зат-т на произ-во прод-и. Все зат-ы вкл-я комплексные (прочие в смете зат-т)
распредел-я по видам хар-м их экон-му содержанию.
По статьям калькуляции с/с зат-ы собир-я в соотв-и с их целевым назначением.
Статьи в отличае от элем-в носят комплексный хар-р. Этот способ груп-и примен
для контроля за измен-м зат-т на различных участках пролизв-ва. Для цели
проектного анализа наиб целесообразно осущ прогноз экспл-х зат-т на добычу в
разрезе экон элем-в сметы по ряду причин. На измен во врем-и величин статей
оказ-т влияние значительно большее число факторов в виду комплексности их
структуры точность прогноза зат-т сгруп-х по статьям будет ниже.
Зат-ы сгруп-е по экон элем-м можнораздел на постоян и перемен-е что требуется
для прогноза с/с и дальнейших расчетов по оценке эффект-и инвестиций. Экспл-е
расходы собранные в комплексных статьях содержат пост и перем зат-ы что
требует из доп деления и делает процесс анализа более трудоемким.
Экпл-е зат-ы на добычу нефти дел на:
1.Условно-постоянные: ·Зависят от общего фонда скв-н (прочие расх., А.);
·Завис от среднедейств-о фонда скв-н (з/п ППП, соц страх ППП)
2.Условно-переменные: ·Завис от объемов закачки (сырье и осн матер-ы);
·Завис от добычи нефти (электроэнергия); ·Завис от добычи жидкости (вспом
матер-ы, топливо).
Элементы сметы:
1.Сырье и осн матер-ы – стоим н и г расход-х на выработку прод-в
стабилизации в установках по комплексной подготовке нефти.
2.Вспом-е матер-ы – стоим покуп-х матер-в, испол-х для
обеспеч-я технол-о процесса, реагенты и матер-ы расход-е при ремонте скв-н,
обессоливании и стабилизации нефти и т.д.
3.Топливо – стоим всех видов топлива + н и г собств-й добычи,
расход-е на технол-е цели, для выработки всех видов энергии, отопление зданий и
т.д.
4.Энергия – стоим всех видов покупной энергии (электр-й, тепловой,
сжатого воздуха).
5.З/п – осн и доп з/п пром-о персонала пред-я + премии +
стимулир-е и компенсир-е выплаты.
6.Соц нужды – это единый соц налог 35%.
7.Амортизация ОФ – сумма аморт-х отчислений на полное восстан-е
ОПФ, расчит-я исходя из балансовой стоим и утвержденных норм.
8.Прочие – все зат-ы кот-е не могут быть отнесены к перечисл-м выше затратам.
В завис от прислед-х целей зат-ы на произ-о прод-и в н-добыв-х пред-х
классиф-т по признакам: ·прямые и косв-е ·осн-е и накладные ·текущ-о и
будующ-о периода.
При построении прогнозных моделей и определении зат-т проектного анализа все
расходы делят на условно-постоян-е и условно-перем-е.
Условно-перем-е зат-ы – относятся на ед прод-и или выполненных работ и
измен-я с изменением объема произв-ва.
Условно-постоянные зат-ы – при неизмен-х осн фондах не зависят от объема
произ-ва прод-и и при интенсификации произ-ва относительно стабильны.
Названные категории зат-т следует подразделять на группы расходов в завис-и
от конкретного объекта отнесения.
Однозначно разграничить зат-ы в разрезе элем-в сметы произ-ва по объектам
отнесения сложно, т.к. размер каждого элем-а зависит от значит-о числа факторов
и взаимосвязан с разными объектными показ-ми. Зат-ы раздел-т по наиб
влияющим произ-м факторам и увязывают с соотв-м объектным показ-м:
1.Зат-ы направ-е на извлечение жидкости увязывают с объемом добыв-й
жидкости (Qж).
2.Расходы по обслуж-ю произ-ва в целом относят на общий фонд скв-н (Nскв).
3.Расходы по технол подгот и перекачке нефти относят на объем добыв-й
нефти (Qн).
4.Зат-ы направ-е на поддерж-е пластового давления связ-т с объемом
закач-й жидкости (Qв).
5.Рес-ы испл-е в объеме необходимом в завис от осн произ-х фондов
участв-х в процессе извлечения сырья, связ-т со среднедейств-м фондом скв-н (
Nд).
Для практ-о отражения привед-х зависимостей размеров зат-т от объемных показ-
й используют соответ-е нормативы расходов на единицу продукции иои осн
фондов. Нормативы расчит исходя их сметы зат-т на прлоиз-во прод-и за
определ-й период и объемом натуральных показателей за этот период.
Расчет нормативов зат-т на добычу нефти
1.Сырье и осн матер 2.Вспом матер 3.Топливо 4.Эл энергия 5.Зар плата 6.Единый соц налог 7.Аморт-я 8.Прочие | Зом Звм Зт Зэ Ззп Зесн За Зпр | Qв Qж Qж Qн Nд - - Nскв | Н=Зом/ Qв Н= Звм/ Qж Н= Зт/ Qж Н= Зэ/ Qн Н= Ззп/ Nд - - Н= Зпр/ Nскв |
Нормативный метод прогноз-я с/с добычи нефти основан на выяв-и и формализации
добычи нефти м/у натур-и показ-и добычи нефти и стоим-и. В общем метод-й
подход свод-я к след-й модеди:
Z=Зат-ы пост-е + Зат-ы перем на 1 тонну*Qнт
В виду неоднородного хар-ра зависимости перем зат-т от объема добыв прод-и
динамика пост зат-т вызвана измен-м осн капитала, эта модель требует
алгоритмизации расчета.
РАСЧЁТ КВ ПО ИНВЕСТИЦ-МУ ПРОЕКТУ
Кап вложения – это зат-ы на созд-е стоим-и осн произ-х фондов. В
основе расчета зат-т лежит нормир-е, т.е. зат-ы расчит исходя из удельных зат-т
на ед-у выпуск-й прод-и или объемоный измеритель работ. Осн принцип нормир-я
закл-я в усреднении зат-т.
Расчет кап вложений на основе укрупненных нормативов.
В основе расчета динамики кап вложений для проектно-технол-х док-в лежит
нормативный метод. Кап вложения определ-я исходя их данных по технологии
проекта с испол-м удельных показ-й. Это связано для технол-х док-в с
приблизительным хар-м проект-х реш-й, залож-х в основе проекта.
Нормативы зат-т определ экспертно-аналит-м методом, т.е. удел-е зат-ы устан-т
лицо приним-е решение на основе опыта работы и обработки инф-и. Основа для
устан-я нормативов в завис от ситуации бывает разной в том числе: ·факт-я
инф-я ·укрупненные отраслевые нормативы, устан-е специалистами науч-х орган-й
·проектно-сметная док-я по анализу объекта ·нормативы устан-е ранее планово-
экон-и подразделениями пред-й.
Расчет кап вложений выполняется на основе нормативов определ-х на базе цен
1984 года, с послед-м переводом в цены текущ-о года по индив-м пересчетным
коэф-м для различных направлений.
Кап вложения расчит-я по осн-м напр-м зат-т: бурение, нефтепром-е
обустройство (пром-е строит-о), обор-е не вход-е в смету строек. Зат-ы на
бурение определ по метражу разбур-я и стоим-и строит-ва 1 метра скважины,
зат-ы на обор-е не вход-е в сметы строек расчит-я для буровых орган-й исходя
из потребности в буровом обор-и. Для пред-й нефтедобычи и прочих орган-й по
кол-ву ввод-х скважин и удельным показ-м на 1 скважину. Кап вложения в
нефтепром-е строит-во определ-я по кол-ву ввод-х скважин и нормативом удел-х
кап вложений на 1 скв-ну по местор-ю.
ОСНОВЫ СМЕТНОГО ДЕЛА
Сметная стоим-ть строит-ва пред-й, зданий и соор-й – это сумма денежных
средств определ-х смет-и док-ми, необходимыми для его осущ-я в соотв-и с
проектом.
Сметная стоим-ть определ-я в сост-е смет-й документации явл основой для план-
я кап вложений, фин-я строит-ва, расчетов за выполнение строит-монтаж-х
работ, оплаты расходов по приобр-ю обор-я и его доставке на стройки, возмещ-е
др зат-т за счет средств предусмот-х сводными сметными расчетами.
Исходя из смет-й стоим-и определ в устан-м порядке балансовая стоимость ввод-х в
действие осн фондов по построенным соор-м и зданиям. Основой для определ-я
смет-й стоим-и строит-ва служат: ¨проект и рабочая док-я, включая чертежи;
¨ведомости по объемам строит-х и монтаж работ; ¨спецификации и
ведомости на обор-е; ¨осн реш-я по орган-и и очередности строит-ва,
принятые в проекте организации строит-ва; ¨пояснит записки к проектным
матер-м; ¨действующие смет-е нормативы, нормы и цены, разраб-е на основе 4
части строит-х норм и правил, а так же оптовые, лимитные и разовые цены на
обор-е и инвентарь.
Формы сметной документации
Формы сметной документации позволяют сост ее в опр послед-и, т.е. переход от
мелких к более крупным элем-м строит-ва представ собой: объект, пусковой
комплекс, очередь строит-ва, строит-во в целом. Применительно к сост-ю
сметной док-и объектом строит-ва явл отдельно стоящее здание, комплекс, цех,
сооруж-е (в т.ч. обустройство, обор-е, мебель, прилег-е инженерные сети).
В НиГ пром-и объектом явл скв-а со всем относ-я к ней оборуд-м, вспом-и
сооруж-и. Сметная стоимость строит-ва зависит от структ-ы кап вложений и
порядком план-я деят-ти. СМУ подраздел-я по след-м видам: строит-е работы;
работы по монтажу обор-я; зат-ты на оборуд-е, мебель, инвентарь; прочие зат-
ы.
Сметная стоим-ь строит-о монтаж-х работ, их очередям, пусковым комплексам,
объектам подлежащим к выпуску прод-и или оказанию услуг, сост-т объем строит-
й товарной продукции.
Для опред-й сметной стоим-и строит-ва проектных предпр-й, зданий, сооруж-й
сост сметная докум-я из локальных смет, локал-х сметных расчетов, объектных
смет, объектных сметных расчетов, смет-х расчетов на отдел-е виды работ,
сводных смет-х расчетов стоимости строит-ва, сводных зат-т.
1.Локальные сметы явл первичными смет-и док-и и сост-я на отдел
виды работ и зат-т по зданиям и сооруж-м или по обще площадным работам на
основе объема определ-о при разработке раб-о проекта, раб-й докум-и (раб-х
чертежей).
2.Локальные сметные расчеты сост-я на отдел-е виды работ и зат-т
по зданиям и сооруж-м или по обще площадным работам в тех случаях когда объем
работ и размеры зат-т окончательно не определ-ы и уточняются на основании раб-й
докум-и.
3.Объектные сметы объед-т в своем сост-е на объект в целом данное
из локал-х смет и явл смет-й докум-й на основе кот-х осущ-я расчеты м/у
заказчиком и подрядчиками по сметной стоим-и товарной строит-й продукции.
4.Объектные сметные расчеты объед-т в своем сост-е на объект в
целом данное из локал-х смет-х расчетов и локал-х смет и подлежат уточнению на
основе раб-й докум-и.
5.Сметные расчеты на отдел-е виды зат-т сост-я в тех случаях когда
требуется определить в целом по стройке размер или лимит средств необходимых
для возмещения тех зат-т, кот-е не учтены сметными нормативами.
6.Сводные сметные расчеты стоим-и строит-ва пред-й, зданий и
сооруж-й сост-я на основе объектных смет-х расчетов, объектных смет, смет-х
расчетов на отдел-е виды затр.
7.Сводные зат-ты – смет-й док-т определ-й стоимость строит-ва
пред-я, когда наряду с объектами произ-го назначения сост-я проектно-смет-я
докум-я на объекты жилищного строит-ва (проф тех училищ).
Порядок состав-я локальных смет
Локал-е сметы на отдел-е виды строит-х и монтаж-х работ, на стоим-ть оборуд-я
состав-я исходя из:
·параметров зданий, сооруж-й, их частей и конструктивных элем-в принятых по
раб-м чертежам.·объемов работ принятых из вед-ти
·объем строит-х и монтаж-х работ·номенклатура и кол-во обор-я, мебели,
инвентаря, принятых из заказных специф-й, ведомостей и раб-х чертежей.·дейст-
х смет-х нормативов на виды работ, конструктивные элем-ты, а так же оптовых
цен и цен разового заказа на обор-е, мебель и инвентарь.
При сост-и локал-х смет по принятым тех реш-м приоритет в выборе дейст-х
смет-х нормативов или методов опред-я смет-й стоим-и произв-ся из условий:
¨если имеются утверж-е прейскуранты на строит-во зданий и сооруж-й,
укрупненные расценки, укруп-е сметные нормы.¨если отсутс-т укруп-е смет-е
нормативы, но имеются сметы к типовым и повторно примен-я проектам привязанным
к местн-м условиям, то примен эти сметы.¨если то и другое отсутствует, то
примен единые расценки на строит-во конструкций или отдел-е виды работ.
Применительно к особым отдельным видам строит-ва локал-е сметы сост-я:
1.По зданиям и сооруж-м: *на строит-е работы; *спец-е стор-е работы;
*внутр-е санит-технич-е работы; *внутр-е электроосвещение; *электросиловые
установки; *технол-е и др виды обор-я; *контрольно-измер-е приборы;
*автоматику; *слаботочные устройства.
2.По обще площадным работам: *на вертик-ю планировку; *устройство
инженерных путей и дорог; *благоустройство терр-и.
В локал-х сметах произв-я груп-ка данных в разделы по отдел-м конструктивным
элем-м, либо видам работ и устройств, могут появ-я разделы: земляные работы;
фундаменты и стены, подземные части; стены, полы, основания.
Локал-е сметы на спец-е строит-е работы могут иметь разделы: фундаменты под
обор-е; спец основания.
Локал-е сметы на внутр-е санит-технич-е работы имеют разделы: водопровод;
канализация; отопление.
Локал-е сметы на установку обор-я имеют разделы: приобретение и монтаж
технол-о обор-я; технол-е трубопроводы; метал-е конструкции.
Стоимость определ-я локальными сметами
Вкл-т в себя прям-е зат-ы, накладные расходы и план-е накопления.
Прямые зат-ы учит-т в своем сост-е: осн з/п рабочих, стоим-ть матер-в
изделий и конструкций, экспл-ю строит-х машин. Определ-я в локал-х сметах путем
перемножения объемов работ, принятых по рабочим чертежам, на соответ-ю
расценку.
Накладные расходы учит-т в своем сост-е: зат-ы строит-монтаж-х
организаций, связ-е с созданием общих условий произв-ва, его обслуж-я,
организ-и и управления.
Плановые накопления – это нормативная прибыль строит-монтаж-х орган-й,
учит-я в сметной стоимости строит-монтаж-х работ.
Начисление накладных расходов и план-х накоплений при сост-и локал-х смет без
деления на разделы произв-ся в конце сметы, за итогом прямых зат-т, при
формировании сметы по разделам в конце каждого раздела и в целом по смете.
В тех случаях когда в соответ-и с проектными данными осущ-я разборка
конструкций, снос зданий, в рез-е кот-х намечается получение матер-в, изделий
пригодных для повторного примен-я, за итогом локал-х смет справочно
приводятся возвратные суммы.
Порядок сост-я объектных смет
Они сост на объект в целом путем суммирования данных локал-х смет с груп-й
работы зат-т по соответ-м графам сметной стоим-ти, строит-е работы, монтаж-е
работы, обор-е прочее.
На основе объектных смет соглас-х с подрядными строит-монтаж-и орган-и и
утверж-х заказчиком сост-я ведомость смет стоимости товарной строит-й
продукции, по кот-й осущ-я расчеты за выпол-е работ.
В конце объектной сметы доп вкл-я средства на покрытие лимитир-х зат-т:
Ùна титул-е (не предусмот-е наклад-е расходы) временные здания и
сооруж-я; Ùна удорожание работ выпол-х в зим-е время; Ùчасть
резерва средств на непредвид-е работы и зат-ы.
Если стоим-ть объекта может быть определ-а по первой локал-й смете, то
объектная смета не состав-я. Роль объектной сметы выполн-т локал-я смета в
конце кот-й вкл-я средства на покрытие лимит-х зат-т.
Когда на один и тот же вид работ сост-я две или более локал-е сметы, все
сметы объед-т в объектной смете в одну строку.
За итогом объектной сметы справочно показ-я возвратные суммы, кот-е явл
итогом, определ-м во всех относительно к этому объекту локал-х смет.
Порядок состав-я сводных сметных расчетов стоимости строит-ва (ССР).
СССР явл док-м определ-м смет-й лимит средств необход-х для полного заверш-я
строит-ва всех объектов, предусмот-х проектом. Сост-й и утверж-й СССР явл
обоснованием суммы кап вложений в проектное решение. Кап вложения служат осн
исходными данными для расчета критерия фин-экон-й оценки и принятия реш-я об
эффект-и проекта.
СССР стоимости сост-я по определ-й форме, устан-й гос строем, в него вкл-я
отдельными строками итоги по всем объектам стоим-и без сумм на покрытие
лимит-х зат-т, объектом смет-х расчетов на отдел-е виды зат-т.
Смет-я стоимость объекта предусмотренная проектом определ-я по графам
обозначает смет-ю стоим строит-монтаж-х работ, обор-я, прочих зат-т и общую
смет-ю стоим-ть.
В сводных смет-х расчетах средства распредел-я по след-м главам:
Гл.1.Подготовка террит-и строит-ва, вкл-т средства связ-е с отводом и
освоением застраиваемой террит-и.
Гл.2.Осн объекты строит-ва, вкл-я смет-ю стоим-ть зданий, сооруж-й и
видов работ осн произв-го назначения.
Гл.3.Объекты подсобного и обслуж-о назнач-я, для пром-о назнач-я –
зданияремонтно-тех-х мастерских, склад-е помещения.
Гл.4. Объекты энерг-о хоз-ва.
Гл.5.Объекты транс-го хоз-ва и связи.
Гл.6.Наруж-е сети и соор-я водоснабжения, канализация, тепловое и газовое
снабжение.
Гл.7.Благоустройство и озел-е терр-и.
Гл.4-7 влк-я объекты в соответ-и с названием.
Гл.8.Врем-е здания и сооруж-я, вкл-я сред-а на возведение титул-х, врем-х
зданий и сооруж-й необход-х для обеспеч-я произ-х нужд, сторек, для размещ-я
обслуж-х раб-в строит-ва.
Гл.9.Прочие раб-ы и зат-ы, вкл-я сред-ва на покрытие зат-т заказчика и
подрядных стороит-монтаж-х орган-й, и опдел-х видов работ, колт-е не учтены в
смет-х нормативах.
Гл.10.Сордержание дирекции, тех надзор строящ-о пред-я и авторский
надзор, вкл-я сред-ва определ-е по нормам, выраж-е в % от полной смет-й стоим-и
работ и зат-т предусмот-х в гл 1-9. Вкл-т сред-ва на проведение геофиз-х
наблюдений за перемещ-м и деформацией зданий и сооруж-й.
Гл.11.Подгот-а экспл-х кадров, вкл-я ср-ва на подгот-у кадров для вновь
строящ-го предпр-я.
Гл.12.Проект-е изыскательные работы, ср-ва определ-е по отдел-й смете
сост-я по ценам на проек-е изыск-е работы для строит-ва.
Сводный сметный расчет вкл-т резерв ср-в на непредвид-е раб-ы для возмещения
стоим-и работ, потребность в кот-х возникает в процессе разработки раб-й док-
и или в ходе строит-ва а рез-те уточнения проек-х реш-й, определ-я в : от
суммы гл 1-12.
В СССР приводятся итоги покаждой главе, по сумме 1-7, 1-8, 1-9, 1-12, а так
же всего по ССР. К смет-й док-и приклад-я пояснит-я записка в кот-й
приводятся: ссылка на террит-й район распол-я строит-ва; указания о том в
каких ценах и нормах сост смет-я док-я; перечень каталогов единичных
расценок; нормы накладных расходов.
Методы опр-я сметной ст-ти.
Стоимость строит-ва в смет-й док-и инвестора рекоменд-я приводить в 2 уровнях
цен:
1.В базисном, постоян уровне, определ-м с помощью дейст-х сметных норм цен.
2.В текущем, прогнозном, опред-м на основе цен слож-я во время сост-я
смет или прогноз-х в периоды осущ-я строит-ва.
Стоимость в тек-м уровне цен может определ-я на основе баз-го уровня и сист-ы
индексов и коэф-в дифференцированных по элем-м технолог-й струк-ы кап
вложений и уровнем укруп-й строит-й прод-и.
Индексы стоим-и (цен, зат-т) в строит-ве – это отнош-е тек-х стоим-х
показ-й к баз-м, на сопоставимые по номенклатуре рес-ы. Они формир-я на основе
данных стат-й отчетности, матер-в первичного учета и рез-в спец-о наблюдения
региональными центрами по ценообразованию.
Индексы разраб-я кака в целом на стоим-ь подрядных работ, так и на стоим-ь
потреб-х рес-в или строит-х зат-т.
Выбор метода состав-я смет осущ-я в каждом случае в завис-и от условий расчета.
Выдел-т методы составления смет:
1.Ресурсный – это калькулирование в тек-х или прогноз-х ценах и тарифов
рес-в необход-х для реализ-и проектного решения. Этот метод определ-я стоимости
строит-ва представ собой способ сост-я смет, при кот-м по видам работ показ-я в
натур-х измерениях расходы матер-в, изделий и конструкций, зат-ы времени
экспл-и машин, зат-ы трудараб-х. Цены и тарифы на указ-е рес0ы приним-я
текущие. Метод позволяет определить смету стоим-и строит-ва зданий на любой
момент времени, учесть доп зат-ы на рес-ы в ходе осущ-я строит-ва. Необходимые
для работ рес-ы устан-я исходя из проект-х матер-в, различных нормат-х и др
источников.
2.Ресурсно-индексный – это сочетание рес-го метода с сист-й индексов цен
на ресурсное итсполнение в строит-ве.
3.Базисно-индексный – это испол-е сист-ы тек-х и прогноз-х индексовцен по
отнош-ю к стоим-и определенной в базисном уровне предшеств-о периода.
Приведение к уровнютек-х цен выполн-я путем перемножения баз-й стоим-и по
строкам сметы и каждому из элем-в технол-й структуры кап вложений, на соответ-й
индекс по отрасли или виду работ с послед-м суммир-м итогов сметного док-та по
соотв-м графам.
4.Базисно-компенсационный – это суммир-е стоим-и исчисляемой в баз-м
уровне смет-х цен и определ-х расчетами доп зат-т, связ-х с ростом цен тарифов
на потребление рес-в с уточнением этих расчетов в процессе строит-а в завис-и
от реал-х измен-й цен и тарифов. При этом методе стоим-ь определ-я в 2 этапа.
На 1 этапе определ-т баз-ю стоим-ь по смет-м нормативам 1984 или 1991 года и
одноврем-о делают прогноз (пример-й) удорожания баз-й стоим-и в связи и ожид-й
инфляцией и ростом цен и тарифов на рес-ы, испол-е при строит-ве. На 2 этапе
при оплате работ проводят расчет доп-х зат-т, вызванных реал-ми измен-и цен.
Итоговая стоим-ь при этом методе склад-я из ее баз-го уровня на нач строит-ва и
факт-х доп-х зат-т, т.е. компенсационного фонда.
Структура сметной стоимости
ССМР=ПЗ+НР+Пн
Стоимость строит-монт-х работ = Прямые зат-ы + Наклад-е расходы + Плановые
накопления (Сметная прибыль)
Прямые зат-ы – стоим-ь оплаты труда раб-в, стоим-ь матер-в,
деталей и конструкций, расходы по экспл-и строит-х машин и механизмов.
Наклад-е расходы – совокуп-ь зат-т, связ-х с созд-м общих условий производства.
Плановые накопления – сумма средств для покрытия расходов смет-х
организаций не относящихся на с/с.
Порядок определ прямых зат-т (в т.ч. смет-е зат-ы по оплате труда): согласно
дейт-му законод-у подрядчик и заказчик в праве самост-о определ-ь в составе
цен на строит-ю прод-ю размер средств на оплату труда работников, занятых в
осн деят-ти с отнесением зат-т по оплате труда на с/с прод-и. Для определ-я
размера средств на оплату труда в сметах испол-т разные методы.
Порядок опред-я прямых затрат. Сметные затраты на оплату труда
Для определения размера средств на оплату труда в сметах и свободных
договорных ценах на строительство может использоваться один из следующих
методов.
1.при применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальн.
сметн. расчетов или смет размер средств на оплату труда в текущем или
прогнозном уровне цен требуется определить на основе5 показателей трудоемкости
работ, выраженной в человеко-часах, применяется следующая формула: З=Т*(З
месфакт/t) , где З-расчетная величина средств на оплату труда в
текущем или прогнозном уровне цен по объекту или его части, учитываемая в
составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета или сметы;
Т-трудоемкость работ, т.е.затраты труда рабочих строителей, которые
определяются по нормам, применяемым в подрядной организации; Змес
факт –фактическая на момент расчета по данным статист. отчетности
среднемесячн. оплата труда 1 рабочего подрядной организации; t-среднемесяч.
кол-во рабочих часов, применяемое при определении часовой тарифной ставки
час/месяц.
2.при определении в составе прямых затрат размера средств на оплату труда
на основе систематически устанавливаемого минимума оплаты труда. З=Т(Змес
min/t*Кр*Кпр) ,где З-расчетная величина
затрат,Т-трудоемкость работ, Змесmin-минимальн. месячный
размер оплаты труда, t-среднемесячное кол-во рабочих часов, Кр
-районный коэффициент, Кпр - коэффициент, учитывающий прочие выплаты.
3.при применении методов, когда расчет строится на основе сметной величины
зарплаты, учтенной в действующей нормативной базе, применяется следующая
формула: З=(Зс+Зм)*Иот ,где Зс и З
м –суммарная по объекту величина основной зарплаты в уровне сметной нормы
цен, введенная в действие с 1991г., учитывающая также районный коэффициент; И
от – индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по
отношению к уровню зарплаты работников, учтенной сметными нормами и ценами за
1991г.
Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин(ЭСМ).
В сметных расчетах затраты на ЭСМ определяется исходя из данных о времени
использования необходимых машин и соответствующей цены 1 машино-часа
эксплуатации машин. Оценка итоговых данных о потребностях в строит. машинах
осущ-ся в базисном уровне по сборнику сметн. норм на эксплуатацию строит. машин
СНиП 4.03-91. в текущем уровне- на основе инф-ции о текущих ценах на ЭСМ.
Инф-ция о текущих ценах м.б. получена от подрядных строит.-монтажных
организаций. Для определения стоимости 1 машино-часа ЭСМ может быть
использована формула: См-ч=А+З+Б+Э+С+Г+Р+П , где А-норматив постоян.
эксплуатац. затрат, нормативн. амортизацион. отчисления, руб/машино-час;
З-норматив зарплаты рабочих, управляющих строит. машинами, руб/машино-час;
Б-норматив затрат на замену быстроизнашивающихся деталей, руб/машино-час;
Э-норматив затрат на энергоносители, руб/машино-час; С-норматив затрат на
смазочн. материалы, руб/машино-час; Г- норматив затрат гидравлической жидкости;
Р-норматив затрат на все виды ремонта, тех.обслуживание; П-норматив затрат на
перебазирование машин. Можно также использовать формулу : См-ч
=(Сед+Сгод+Сэ)*Кнр , где Сед
- единовременные затраты на 1 машино-час; Сгод-годовые затраты на 1
машино-час; Сэ-эксплуатац. затраты; Кнр-коэффициент,
учитывающий накладн. расходы.
Сметная стоимость матер. ресурсов (СМР).
СМР в составе смет опред-ся исходя из данных нормативной потребности в
материалах в физич. единицах измерения и соответствующей цены на вид матер.
ресурса. Стоимость также опред-ся в базисном и текущем уровне. В базисном -
СНиП 4.04-91 или4-84 либо фактической стоимости.
1.Порядок опред-я накладных расходов (НР):
1) административно - хозяйствен. расходы (зарплата ИТР, командировочн.,
канцелярск., почтово-телеграфн. и др. расходы, оплата консультацион. и
аудиторских услуг); 2)расходы на обслуживание работников строительства,
подготовка и переподг-ка кадров, медицин. и соц. страхование, охрана труда и
техника безопас-ти и др. 3)расходы на организацию работ на строит.
площадках, в т.ч. пожарн. и сторожевая охрана, содержание лабороторий,
благоустройство площадок;
4)прочие НР, страх-ние имущества организации, расходы по рекламе,
представит. расходы, платежи по кредитам.
Величину НР определяют косвенным счетом на основе: 1) индивид. формы НР
конкретн. организации путем калькулир-я по статьям затрат. 2) Системы
показателей НР: по видам строит. и монтажн. работ, либо по укрупненным
показателям на основные виды строит-ва. 3) Нормы НР. В качестве базы
расчета величины НР м.б. использованы величина сметных прямых затрат и фактич.
величина средств на оплату труда рабочих строителей.
Порядок определения сметной прибыли или плановых накоплений.
Величину сметной прибыли рекомендуется определять на основе индивидуальн.
нормы для конкретн. организации путем калькулир-ния по статьям затрат,
учитываемым в сметной прибыли или на основе рекомендуемого отраслевого
норматива. В качестве базы для исчисления показателя сметной прибыли
применяют фактич. величину средств на оплату труда рабочих строителей или
сметную себестоимость строит.-монтажн. работ. При составлении сметн.
документации, используемой для предварит. оценки стоимости стоит-ва, реком-ся
определять величину сметной прибыли на основе отраслевого норматива. За счет
прибыли, предусмотренной в договорной цене, осущ-ся след. виды затрат:
расходы на уплату налога на прибыль; затраты на развитие произ-ва; затраты на
матер. стимулирование работников; затраты, связанные с инфраструктурой
строит.-монтаж. организации, не относимые на себестоимость, в частности
содержание на балансе строит.-монтаж. организаций, объектов здравоохранения,
образования и т.д.; затраты на финансирование жилого фонда.
Сметный норматив-удельный показатель затрат, выраженный в денежном эквиваленте.
Сметная норма-совокупность ресурсов, в т.ч. затрат труда работников,
времени работы машин, потребности в материалах, изделиях, установленных на
принятый измеритель объемах строит.-монтажн. работ.
Сметные нормативы-обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и
цен, объединенных в отдельные сборники, которые вместе с правилами и
положениями, содержащими в себе необходимые требования по выполнению строит.
работ, служат для определения сметн. стоимости строит-ва.
Сметн. нормативы подразделяются на след. виды: федеральн.
(общереспубликанские), ведомствен. (отраслевые), региональн. (местные),
собственная нормативная база предприятия. Сметными нормами предусмотрено
произ-во работ в нормальн. условиях, не осложненных внешн. факторами. В случае
отклонения от них применяются необходимые коэффициенты, т.е. база. Совокупность
с частью 4 СНиП "Сметн. нормы и правила", содержащие в своем составе основные
правила разработки и применения сметн. нормативов, а также определения сметн.
стоимости строит-ва, все сметн. нормативы образуют систему ценообразования и
сметн. нормирования строит-ва. Федеральн., ведомствен., а также собствен.
нормативн. база пользователей образуют сметно-нормативн. или
нормативно-информацион. базу системы ценообразования и сметн. нормирования в
строит-ве. Сметн. нормативы делятся на:
1.Элементные: а)элементн. сметн. нормы и цены базисного уровня на виды
ресурсов, в т.ч. сборники сметн. норм на экспл-цию строит. машин, сборники
сметн. цен на материалы и изделия; б)элементн. сметн. нормы и расценки
на виды работ, содержащиеся в сборниках сметн. норм на монтаж оборудования.;
2.Укрупненные: а)сметн. нормативы, выраженные в %, в частности нормативы
накладн. расходов, общеотраслевой норматив сметн. прибыли, сметн. нормы
дополнит. затрат на произ-во работ в зимнее время, сметн. нормы затрат на
строит-во зданий и сооружений; б)укрупненные сметн. нормативы и
показатели базисной стоимости строит-ва, укрупнен. показатели базисн. стоимости
на виды работ, укрупнен. ресурсные нормативы, укрупнен. показатели ресурсов и
др. Основой современ. сметн. нормирования являются сборники сметн. норм и
расценок на строит. работы.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Оценка–это определение степени соответствия достигнутых или
прогнозируемых рез-тов поставлен. цели. Оценка всегда начинается с
целеполагания. Проектный анализ - наука, объединяющая в себе набор
методов, позволяющих с разных сторон оценить проект. Проектн. анализ включает в
себя техническ., эколог., соц., финансово-эконом. и др.анализы. Эконом. оценка
проекта- это определение соотношения между рез-тами, полученными от проекта, и
затратами на него.
Рез-том любой оценки является управленч. решение. Решения принимаются как
правило на основе критериев финансово-эконом. оценки проекта.
В промышленности вообще выделяют следующие основные критерии оценки:
1)чистая текущая стоимость или накопленный дисконтирован. поток
наличности или чистый дисконтированный доход;
2)внутрен. норма доходности или рентабельности; 3)индекс
доходности или рентабельности капвложений; 4)срок окупаемости
инвестиций;
5)модифицирован. внутрен. доходность;
6)доходность дополнит. финансирования;
7)потребность в дополнит. финансировании.
Для отраслевых проектов рассчитываются также:эксплуатацион. затраты,
капвложения, прибыль от реализации продукции. Немаловажное значение имеют
производствен. показатели, в т.ч. объём добычи нефти, коэффициент
нефтеизвлечения.
КРИТЕРИИ.
1. Чистая текущая стоимость.
где CFt - текущ. поток ден. наличности,
CFt = приток в году t-отток в году t ,
Приток t= выручка-затраты-налоги = прибыль + аморт-ция
Валовая Выручка(ВВ) = Объем*цена ,
Чист. выручка(ЧВ)=ВВ–НДС-затраты на транспортировку.
Прибыль балансовая(ПБ) = ЧВ - эксплуатац. затраты - налог на прибыль(НнП)
Эксплуат. затраты=прямые затраты
Прибыль налогооблагаемая(ПН)=ПБ-льготы по НнП
Е-норма дисконта, минимальн. %, который предприятие согласно иметь с данного
проекта.
Логика дисконтирования связана с тем, что деньги, полученные или затраченные в
будущем, стоят дешевле, чем деньги, полученные или затраченные в настоящем.
Природа этого явления связана с возможностью вложения средств в альтернативн.
вид бизнеса. Если речь идет о доходах, то причиной дисконтирования выступают
издержки упущенных возможностей от невложения денег куда-либо. Если речь идет о
затратах, то причиной дисконтирования выступает возможность вложения суммы
меньшей, чем затраты куда-либо, чтобы получить необходимую сумму в нужное
время. Е=i + r , где i-доходность безрискового актива, r-оценка риска,
присущего отраслевым проектам. Дисконтиров. поток денежн. наличности или
Чистая текущая ст-ть (ЧТС)-это сумма чистых ден. поступлений и прибыли от
реализации амортизац. отчислений, уменьшенных на величину инвестиций,
направляемых на реализацию данного проекта, приведенных к начальному году.
Эконом. смысл: ЧТС является эквивалентом сверхприбыли, которая д.б. получена за
период реализации инвестицион. проекта, т.е. массы прибыли, превышающей
минимально приемлемую для инвестора ее часть.
ЧТС- экономия денежных средств, которую имеет инвестор в момент начала
реализации проекта, если он готов его финансировать при условии превышения
минимально приемлемой для него эффективности использования капитала, отраженной
в выбранной форме дисконта. Если NPV>0, то проект следует принять.
Если NPV<0, то его следует отвергнуть. Если NPV=0, то он не является
ни прибыльным, ни убыточным. NPV отражает прогнозную оценку изменения эконом.
потенциала коммерч. организации в случае принятия рассматриваемого проекта.
Этот показатель аддитивен в пространственно-временном аспекте, т.е. NPV разных
проектов можно суммировать.
2.Внутренняя норма доходности.
Внутрен. норма возврата
капвложений представляет собой то значение нормы дисконта, при котором сумма
чистого дохода от инвестиций равна сумме инвестиций, т.е. капвложения
окупаются. Другими словами это то значение норматива дисконтирования, при
котором величина суммарного потока наличности за расчетный срок равна 0.
Эконом. смысл: внутрен. норма рентабельности соответствует процентной ставке,
выплачиваемой в банке, который уподоблен оцениваемому проекту, т.е. денежные
взносы в который производятся в моменты времени и в размерах, соответствующих
динамике инвестиции, а изъятие, приводящее к нулефикации вклада в моменты
времени и в размерах, соответствующих динамике денежных поступлений от
реализации этого проекта. Внутрен. норма рентабельности равна максимально
большой процентной ставке банковского кредита для полного финансирования
инвестиц. проекта, при которой прибыль предприятия остается положительной. При
этом кредитные средства должны предоставляться банком и подлежать возврату в
моменты времени и в размерах, соответствующих динамике инвестиций и чистых
денежн. поступлений в рассматриваемом проекте. Логика использования критерия
IRR заключается в следующем: коммерч. организация может принимать любые решения
инвестицион. характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего
значения "цена капитала".
Цена капитала (CC)=Σ Ki*qi /Q , где i-номер
источников денежн. средств, N-число источников, Ki –стоимость
денежн. средств i-того источника в %, qi –объем i-того источника в
рублях, Q-общий объем финансирования. Если IRR>СС, то проект следует
принять, если меньше-следует отвергнуть. Если IRR=СС, то не является ни
прибыльным, ни убыточным.
3. Индекс доходности.
По сути является отражением ЧТС, характеризует отдачу вложенных средств и
представляет собой отношение суммарных дисконтир. денежн. притоков к суммарным
дисконтир. денежн. оттокам. Если PI>1, тогда NPV>0,
значит проект следует принять. Если PI<1, NPV<0, проект следует
отвергнуть. Если PI=1, NPV=0, проект ни прибыльный, ни убыточный. В
отличие от ЧТС, PI является относит. показателем и характеризует уровень
доходов на единицу затрат. Поэтому он может использоваться при выборе 1 проекта
из ряда альтернативных, имеющих одинаковое значение NPV.
4. Срок окупаемости.
Срок окупаемости-период, в течение которого начальн. негативн. значение
накоплен. дисконтирован. денежн. наличности полностью компенсируется ее
положительн. значениями. Другими словами, это период, за пределами которого
NPV становится и в дальнейшем остается неотрицательным. В отличие от других
критериев, период окупаемости позволяет получить оценки, хоть и грубые, о
ликвидности и рискованности проекта. Понятие ликвидности здесь условно.
Считается, что из 2 проектов более ликвиден тот, у которого меньше срок
окупаемости. Что касается сравнительн. оценки рискованности проекта с помощью
критериев в период окупаемости, то логика рассуждений такова: денежн. потоки,
удаленные от начала реализации проекта, трудно прогнозируемы, т.е. более
рискованны по сравнению с поступлениями первых лет. Поэтому из 2 проектов
менее рискован тот, у которого меньше срок окупаемости.
5. Период рентабельн. эксплуатации объекта.
это экономически оправданный срок реализации проекта. Период рентаб.
эксплуатации объекта показывает тот период, в течение которого для инвестора
остается целесообразным реализовать проект. Он ограничивается достижением
максимальн. ЧТС при условии, что это значение положительно.
6. Потребность в дополнит. финансировании – показывает, сколько
денег реально требуется вложить инвестору в реализацию данного проекта с учетом
средств самого проекта. Соответствует максимальн. значению абсолютн. величины
отрицательной ЧТС. ПДФ=│( ∑ CFt / (1+E)t
)│- капитал риска. Название "капитал риска" обусловлено тем, что
критерий соответствует максимальн. денежн. потере инвестора в случае внезапного
прекращения реализации проекта.
7. Доходность дополнит. финансирования. ДДФ=NPV / ПДФ. Показывает,
сколько денег получит инвестор на каждый рубль дополнительно привлеченных
инвестиций.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В РАННЕ СОЗДАННЫЕ ОБЪЕКТЫ.
Ее отличие от технико-эконом. Обоснова-ния(ТЭО) эксп-ции объекта.
Под ТЭО разработки месторождения понимается оценка эффект-ти его эксп-ции за
какой-то период времени без учета степени его освоенности в прошлом. Оценка
эффект-ти инвестиций должна произ-ся с учетом стоимости ОПФ, созданных на
объекте ранее, оцененных доходным методом. Доходный метод определения стоимости
ОПФ связан с расчетом потенциальн. фин. результата, который они могут принести,
в данном случае это ЧТС. В отрасли такой расчет называют базовым (нулевым)
вариантом разработки месторожде-ния.
Модифицирован. норма рентабельности.
Ранее при расчете MIRR (внутр. норма доход-ти) рассматривалась ситуация
классич. денежн. потока, когда денежн. поток развивался по вполне определен.
схеме – сначала инвестиции или отток капитала, потом поступления. Однако
возможны и др. ситуации, когда оттоки и притоки чередуются. Например, вполне
реальна ситуация, когда проект завершается оттоком. Это связано с
необходимостью затрат на ликвидацион. работы. В этом случае уравнение вида
NPV(IRR)=0 может иметь несколько корней, а интерпретация их не вполне
корректна. Для этого используют аналог IRR. В литературе рассмотрено
несколько вариантов.
Алгоритм расчета MIRR:
1)суммарн. дисконтирован. стоимость всех оттоков;
2)суммарн. наращен.
стоимость всех притоков. И дисконтирование, и наращивание осущ-ся по цене
источника финансирования проекта.
OFt- отток ден. ср-в.
IFt-приток; r- ст-ть источника финансир-я; Т- продолжит-ть периода;
MIRR – исходная величина которая их уравнивает.
Последовательность проведения эконом. оценки.
1 этап: эффект-ть проекта в целом.
оценка обществен. значимости проекта
+ -
Оценка обществен. Оценка коммерч.
эффект-ти эффект-ти
- + +
-
Оценка коммерч. эффект-ти
- +
рассмотрение вариантов
поддержки
- +
2 этап: эффект-ть участия в проекте.
определение организац.-эконом. механизма реализации проекта и состава его
участников, выбор схемы фин-ния, обеспечивающей фин. реализуемость для
участников
- +
оценка эффект-ти каждого участника
- +
(участник не (реализация
заинтересован) проекта)
Сначала экспертно определяется обществ. значимость проекта. Общественно
значимыми считаются крупномасштабн. народно-хоз. глобальные пректы, в т.ч.
разработка месторождений. Затем рассчит-ся показатели эффект-ти проекта в
целом. Цель этапа- агрегирован. оценка проектн. решений и создание необх.
условий для поиска инвесторов. Для локальн. проектов оцен-ся только их
коммерч. стоимость. И если она оказыв-ся эффект-ной, то переходят ко 2ому
этапу. Для общественно-значим. проетов рассматривают обществ. эффект-ть – при
положит. оценке опред-ют коммерч. оценки. В случае положит. решения переходят
ко 2ому этапу, либо опред-ют значимость при применении льгот, субсидий или
иных мер по поддержке проекта. 2ой этап – оценка проекта с позиции участников
или фин. оценка проводится с целью опред-я разработки схем фин-ния,
организационно-экон. механизма организации, а также оценки проекта с позиции
участвующих в его осущ-нии сторон. На ранних стадиях проектир-я обычно проект
рассм-ют только в целом без выделения участников. На стадии обоснования
инвестиций в строит-во схема м.б. ориентировочной. На стадии ТЭО строит-ва
уже рассм-ся конкрет. схемы фин-ния. Особенно подробно источники фин-ния
рассм-ся в бизнес-плане. Оценка обществ. значимости проекта (народно-хоз.
эффект-ть либо экон. эффект-ть) проводится с позиции общества в целом.
Необходимость проведения анализа вытекает их макроэкон. концепции
ограниченности ресурса, в соответствии с которой потреб-ти в обществе
безграничны, а доступные в кажд. момент времени ресурсы ограничены.
Принципы обществ. оценки:
1) исключ-ся из притоков и оттоков по операцион. и фин. деят-ти
трансфертн. платежи. Трансфертн. платежи предст-ют собой суммы, не связанные с
созд-ем какой-то новой ценности, а лишь с перераспр-ем контроля за ресурсами;
2) производимая продукция и затрачиваемые ресурсы должны оцен-ся в
реальн. экон. ценах. Экон. или теневые цены опред-ся путем исключ-я из состава
рын. цены всех искажений свободн. рынка, в частности влияние монополистов,
трансфертн. платежи. Вариантом таких цен м.б. оценка альтернативн. стоимости
ресурсов, т.е. упущен. выгоды по сравн-ю с их лучшим использ-ем.
3) поток обществ. налич-ти ПН0 = ПНкоммерч+Налоги
, ПН0=Выручка – Затраты. В ден. потоках отраж-ся стоимостн. оценка
последствий осущ-ния данного проекта в др. отраслях нар. хоз-ва социальн. и
экон. сферы.
ОЦЕНКА РИСКА ИНВЕСТИЦ-ГО ПРОЕКТА.
Разработка и внедрение проектов инвестиций протекает в условиях
быстроменяющейся внеш-й среды. Кроме того, специфика нефтедобыв-го пр-ва
накладывает значит-ю долю условности на инф-ю базу заложенную в самом
проекте. В рез-те моделир-я финанс-х рез-в и эк. анализ проектов носит
условный характер, поэтому треб-ся при упр-нии проектом прораб-е вопросов
учёта риска и неопред-ти при анализе проекта.
Риск опр-ся как опасность, возможность наступления каких-либо неблаг-х
развитий. Нестабильность внеш-й и внутр-й среды включает 2 понятия – риск и
неопр-ть. Риск – вероятность возможных потерь части ресурсов,
недопо-лучение доходов, появление доп-х расходов, по сравнению с вариантом
предусмотренным в проекте. Средой риска в этом случае яв-ся ситуация,
когда известны возможные исходы осущ-я проекта и вероятности их наступления.
Среда неопр-ти соответствует такой ситуации, когда извесны только
возможные исходы реализации проекта и неизвесны вероятности этих исходов.
Все риски могут возникать при реализации того или иного проекта. Риски можно
подразделить на: 1. Политический (угроза извне, степень влияния гос-ва на
экон-ку, возмож-ность национализации имущ-ва пр-я и тд.). 2. Соц-й
(угроза безработицы, возможность забостовок, выражение недоверия со стороны
раб-в.). 3.Эк-й (произв-1 (возможность невып-я пр-ем своих
обяз-в по контракту с заказчиком); финанс-й (невып-е своих финанс-х обяз-в
перед инвестором); рыночный (колебания курсов валют и % ставок); инвестиц-й
(возможность обесценивания инвестиц-го портфеля); коммерческий (отражает
ненадёжность будущих доходов за счёт уменьш-я будущих V продаж и тд.)). 4.
Экол-й (возможность возникнов-я аварий). 5. Юридич-й (изменения в
законодат-ве).
Кроме рассмотр-х видов риска для отраслевых проектов присуще рискм
неоткрытого месторождения, риск откры-того нерентаб-го местор-я, риск связ-й
с условиями сбыта НиГ.
Методич-е подходы к оценке проектов делятся на 2 категории: 1.Оценка риска
т.е. анализ о налиции инф-ции о вероятных хар-ках. 2. Метод Монте-Карло
(в условиях неопр-ти, когда возможность неблаг-х событий численно не задана –
срок окупаемости проекта, анализ чувствит-ти, метод сценариев, анализ
безубыточности).
Анализ чувствит-ти – отслеж-ние изменения выходных параметров (показ-ли
эффективности проекта) при изменении входных данных (цены на пр-ю, уровни
затрат, V реализации, налоговая нагрузка, ставки финансир-я проекта).
Способы сниж-я риска проектов
Риск проекта можно снизить: 1. Предусмотрев дивер-сификацию т.е.
распред-е риска м/д разными проектами.
2. Распред-м риска м/д участниками проекта. 3. Приобре-тение доп-й инф-ции. |