Лекция: Курс лекций по истории экономических учений
Введение в предмет, методология и структура курса.
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории
экономической мысли.
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди
впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их
достижения, а также отношениями, складывающимися между людьми в процессе и
результате добывания и распространения благ, обмена производственными
продуктами и услугами. Экономическая мысль - понятие чрезвычайно широкое. Это
и представление, бытующее в массовом сознании и религиозные оценки и
предписания, касающихся хоз-ных отношений, это и теоретические конструкции
ученых и экономические программы политических партий. Многообразна также и
сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов,
практических решений. Здесь и общие закономерности, и особенности экономики
отдельных отраслей, и проблема размещения производства, и денежное обращение,
и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и история экономики, и
хозяйственное законодательство...
Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие
основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее
субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания,
распределения и обмена благ.
Экономические учения моложе экономической мысли. История экономической мысли
начинается с 16 века.
Предметом курса ИЭУ является процесс возникновения, развития и смены
экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике,
науке, технике и соц.сфере.
Структура курса включает 3 этапа
1) Экономические учения эпохи до рыночной экономики.
2) Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Период
становления капитализма.
3) Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной)
рыночной экономики.
Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья.
1. Экономическая мысль Др. Востока.
2. Экономическая мысль Др. Греции и Др. Рима.
3. Экономическая мысль Средневековой Европы.
С появлением первых гос-ых образований и зарождением различных форм участия
гос-ва в хозяйственной жизни, т.е. со времен первых цивилизаций перед
образованием возникло множество насущных проблем, актуальность и важность
которых сохраняется до сих пор и едва ли когда-нибудь будет утрачена. В их
числе наиболее значимой была и будет проблема толкования идеальной модели
социально экономического устройства общества на основе логически выверенной
систематизацией логических и экономических идей и концепций экономической
теории в результате всеобщего одобрения в качестве руководства при
осуществлении хозяйственной политики.
1) Выразители экономической мысли древнего мира(крупные мыслители-философы
и отдельные правители рабовладельческих об-в) стремились идеализировать и
сохранить навсегда рабовладения и натуральное хозяйство, как главное условие
открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего
“собственного” порядка.
2) Доказательство идеологов Др. Мира базировались преимущественно на
категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных
торгово-рабовладельческих операций, т.е. против свободного функционирования
денег и торгового капиталов.
Главной особенностью экономической мысли Древнего Востока (восточного
рабства) заключается в масштабных хозяйственных функциях государства. Так
создание ирригационных систем и контроль над ними требовал безусловного участия
государственных органов в этой деятельности, в том числе в создании части
правовых мер. Однако присутствовала чрезмерная государственная опека.
На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними
памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках
государственных образований. Один из них датируется 22 ст.до н.э. и им является
некое послание, к-е называется “Поучение гераклаопольского царя своему сыну”. В
нем приводятся “правила” государственного управления руководства хозяйством,
овладение к-ми для правителя также важно, так и всякая другая сфера искусства.
Другой памятник дотирован нач 18 века до н.э. и называется: “Речения
Ипусера”. Главной идеей этого речения - недопущение бесконтрольного роста
ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащение просталюдинов и
начала в стране гражданской войны.
Вавилония - это древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра
и Ефрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг.
до н.э.), часто именуемое Кодексом законов, к-рый действовал в этой стране в
18 веке до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-
хозяйственных отношений и угрозу суверенитету страны из-за ослабления
государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну
вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Некоторые примеры
законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
1. Посягнувший на чужую частную собственность в том числе на раба,
карается обращением в рабство либо смертной казнью.
2. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане
более не лишаются своей земли.
3. Срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать
3-х лет, а сам долг отменяется по отбыванию срока наказания.
4. Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральный - 33% от ее
первоначальной суммы.
Своеобразие Древне Китайской экономической мысли ассоциируется с именем
мыслителя Конфуция (531 - 479 гг. до н.э.). Его сборником был “Лунь-юй” (беседы
и суждения), а также с идеями популярного в 4-3 веках до н.э. коллективного
трактата “Гуань-цзы”. Сборник регламентируемых патриархальных отношений и
защиты государства, экономического благополучия родовой знати, Конфуций
настаивал на мысли, что только образованный правитель является “отцом народа” и
гарантом правильного действия способен реально повлиять на равномерное
распределение создавшегося объема богатств.
Авторы коллективного трактата “Гуань-цзы” в качестве главной выдвигали задачу
сделать государство богатым, а народ довольным, посредством равномерного
распределения богатства без обогащения торговцев и растовщиков. А также, как
и Конфуций ратовали за незыблемость сословного деления общества.
Наиболее известным свидетельством экономической мысли Древне Индийской
экономической мысли на протяжении 4-3 вв до н.э. является трактат “Артхашастра”
к-рый расшифровывается: артха -исскуство, учение, шастра - доход. Его автором
явился некий Каутилья.
В этом трактате автор возвестил своему народу положение о происхождении
богатства и необходимости регулирования процессов торговой прибыли между
купцами и государством. Согласно трактату, накопление богатства естественным
образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан “ариев”,
для которых не должно быть рабство и каждый, кто не возвращает причитающиеся
за пользование землей долги обязан за это (возместить) разделить участь
низшего сословия на определение время или навсегда.
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в 1 тыс.до
н.э. называется классическим или античным. Выдающимся представителем
экономической мысли античного рабства в период 5-4 вв. до н.э. явились
Ксенафонд, Платон, Аристотель.
Ксенофонд (430 - 354 гг. до н.э.) экономическое воззрение Ксенофонда
нашли отражения в трактате “Домострой”, в котором приводятся следующие
положения:
1. Разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и
рабов имеет естественное, т.е. природное происхождение.
2. Природному предназначению отвечает преимущественно разделение земледелья.
3. Производительно может выполняться “наиболее простая работа”.
4. Степень разделения труда обусловлена размерами разделения рынка сбыта.
5. Всякому товару присущи полезные свойства и способность обмениваться
друг на друга.
6. Деньги изобретены людьми, чтобы с их помощью осуществлялось товарное
обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Платон (428 - 348). Отобразил свои экономические взгляды в двух своих
произведениях: “Государство” и “Законы”. В первом сочинении речь идет от особо
важной роли. Которую совместно выполнять, а аристократическое сословие
(философы) и сословие воинов в обеспечении общественных интересов. Эти сословия
олицетворяют аппарат идеального государства. Не должны эти сословия обладать
собственностью и обременять себя хозяйством, т.к. их материальное обеспечение
должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена Платоном к
обладающему и распоряжающемуся собственностью третьего сословия, названного им
“черни” (землевладельцы, ремесленики, купцы) и к рабам, приравненным к
собственности свободных граждан. Во втором произведении “Законы” Платон
выдвигает идею идеального гос-ва, развивая и конкретизируя свою аргументацию и части
осуждения ростовщичества, обоснование ведущей роли хозяйства земледелия по
сравнению с ремеслом торговлей.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) Проект идеального государства
Аристотеля изложен в его трудах “Никомахова этика”, “Политика” и др. В них он
подобно Ксенофонду и Платону на обусловленности деления общества на свободных
граждан и рабов и их труда на умственный и физический исключительно “законами
природы” и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла
или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства
Аристотель особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной
концепции “Об экономике и хрематистике”. Эта концепция носит классификационный
характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей
от земледелия и скотоводства до ремеслиничества. И торговли он соотносит с
одной из двух сфер естественной (экономика) и неестественной (хрематистика).
Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна
поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению
насущных жизненных потребностей человечества. Вторая (хрематистика)
основывается на бесчестных крупных, торговых, посреднических и ростовщических
предприятиях, проводимых для достижения беспредельной и корыстной цели, суть
которой состоит в искусстве наживать состояние. Таким образом, по
рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы
натурально-хозяйственных отношений. А это обусловлено разделением труда
движения торгового и денежного капитала относительно к издержкам хрематистики.
Ростовщичество у Аристотеля вызывает ненависть. Оно представляет собой
предоставление денежных ссуд в рост при условии уплаты заемщиком высших %. Как
правило эти ссуды используются в качестве покупательного или платежного
средства, а не капитала. Аристотель рассматривая богатство, делит его на два
вида: натуральное и денежное. Первое он считает - истинным. Богатство, как
совокупность потребительных стоимостей имеет свои границы ибо потребление имеет
свои границу. Денежное богатство таких границ не имеет. Он подразумевает
искусство приобретать богатство на 2 направления. Цель первого удовлетворение
потребностей. Цель второго - накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным
богатством он называет экономией (учение о домашнем хозяйстве), а денежным
богатством - хрематистикой (хрема - владение, состояние, т.е. наука о владении
собственности). К объекту хрематистики он относится предельно отрицательно.
Катон Старший (234 -144 гг. до н.э.) В основном своем сочинении “О
земледелии” (160) он отразил опыт и методы рабовладельческого строяземледелия в
условиях расширения деятельности лажефундий (крупное землевладельческое
поместье). Катон рекомендовал в этих хозяйствах продавать излишки в своем
хозяйстве и покупать только то , что нельзя производить, в собственном
хозяйстве; держать рабов в строгости и насаждать рознь между ними, выступал
против роскоши.
Варон (116 - 27 гг. до н.э.) В своем основном произведении “О Сельском
хозяйстве” Варон обосновывает достоинства этой отрасли экономики и осуждал
переселение римлян в городские стены, где они предпочитают “работать в театре и
цирке”, а не на ниве и не в винограднике”. Варон рекомендовал развивать наряду
с земледелением и животноводством поскольку по его словам “фундамент всякому
состоянию - это скотина”. Такой вывод , диктовался тем, что цены на зерно в
Италии были низкими, т.к. оно в больших количествах поступало из провинций, а
доходность животноводства была гораздо выше. Он был сторонником
самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельской
продукции на рынке не предавал особого значения.
Колумелл (1 век до н.э.) Известен своим обширным трудом “О сельском
хозяйстве” (сначала 4 книги. К концу жизни - 12 книг). Дан обзор состояния
античного хозяйства и на основе обобщения с/х практике всего средиземноморья
высказал новые положения об агрономии. Отмечая низкую пр-сть труда рабов,
Колумелл поставил вопрос о передаче ведения хозяйства колонам (колонус
-земледелец), колонад - система экономических отношений. Которая сложилась в
Римской империи на основе мелкой земельной аренды. Понимая, что сразу
отказаться от рабского труда невозможно, он пытался разработать принципы
рациональной организации рабского хозяйства.
Средневековая экономическая мысль.
Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области
хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине
средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения
суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с
помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и
демократических принципов общественного устройства.
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений в 3 - 8 вв в ряде
государств Востока и 5 - 11 вв в странах Европы.
В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей
средневековой экономической мысли на Востоке упоминается идеолог арабских
государств Ибн-Хальдун, а в Европе - Фома Аквинский - канонист.
Ибн Хальдун (1332 -1406 н.э.) По его заявлению в начале 7 века на землю
снизошли “откровения бога”, услышавший их шекнацкий купец Мухамед - первый
проповедник Аллаха. Этот купец возвестил мир о новой исламской религиозной
идеологии, о послаблении всесилия антирыночных постулатов. Веру в незыблемость
сословной дифференсации общества, т.е. то, что Аллах дал преимущество одним
идеям перед другими, а также в богоугодность бартерной по существу торговли на
всех этапах эволюции общества от примитивности к цивилизации, попытался
укрепить в думах всех правоверных выдвенул с этой целью концепцию некоторой
“социальной физики”. Эта концепция не лишена отдельных поучительных идей и
историко-экономических обобщений . таких как необходимость возвышенного
отношения к труду, порицания скупости, жадности и растовщичества.
Развивал также о проблемме достатка и недостатка в обществе материальных благ
Ибн-Хульдун указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов,
точнее степенью их заселенности и делает следующие выводы:
1. с ростом города достаток в необходимом и лишенном необходимости и
приводя к снижению цен на первое и рост цен на второе, свидетельствуя о
процветании города.
2. Малочисленность населения города является причиной дефицита
дороговизны всех необходимых населению материальных благ.
3. Расцвет города, как и общества в целом реален в условиях снижающихся
размеров налога, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.
Фома Аквинский (1225 - 1274) - итальянский теолог, философ, монах, сын
графа. В 1323 г. был канонизирован, т.е. стал святым.
В его трудах выражен основной принцип схоластики (философия), занимавшая
господствующее положение в идеологии феодального общества, главной целью
которого считали защиту христианской религии. Он различал истины разума и
истины откровения, расценивая последние как высшие истины, недоступные разуму
и постигаемые лишь благодаря богу.
Социальное неравенство Фома Аквинский объяснял как благо установленную
иерархию форм в вещах. Стремясь увековечить сословия, отделение умственного
труда от физического, защищая частную собственность. Исходя из принципа
пользы различной оценки товаров участниками обмена, выдвинул тезис о
“справедливой цене”, в котором дал субъективное обоснование обоснование
процесса обмена.
Его возрения в области социально-экономического устройства общества
существенно отличаются от положений основателя кананистов Августина
Блаженного (353 - 430).
Ранний канонизм (Августин Блаженный) | Поздний канонизм (Аквинат) |
Разделение труда
Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе | Деление людей по профессиям и сословиям обусловлена божественным проведением и склонностями людей |
Богатство
Труд людей создает богатство в виде мат-ных благ включая золото и серебро. Нетрудовое накопление богатства является грехом. | Золото и серебро - источник приумножения частной собственности и умеренного богатства |
Обмен
Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. | Субъективный процесс, невсегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы, насколько в результате этого акта выходит что вещь поступает на пользу одному, и в ущерб другому. |
Справедливая цена
Ценность товара устанавливается в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу справедливой цены. | Процесс установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб. |
Деньги
Деньги являются искусственным изобретением человека и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке, благодаря внутренней ценности монет. | Ценность денег на внутреннем рынке должна устанавливать не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства. |
Отношение к торговой прибыли и ростовщическому капиталу
Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемый из ссудных и торговых операций превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления. | Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными прочими издержками, а также с риском, имеющим место в благопристойной деятельности. |
Меркантилизм
1. Меркантилистская концепция богатства.
2. Особенности раннего и позднего меркантилизма.
3. Распространение идей меркантилизма.
Меркантилизм как система господствовала на протяжении 16 - 18 вв. Основные
положения меркантилизма сводятся к следующему: богатством является лишь то,
что превращается в деньги. Деньги это и есть подлинное богатство его
воплощения. Производство служит только предпосылкой для создания богатства, а
непосредственным источником богатства выступает обращение, сфера торговли,
где произведенные товары превращаются в деньги. Именно в обращении возникает
прибыль. Поэтому внутри страны купли продажи только перемещает богатство из
рук в руки, общего выигрыша здесь быть не может, так как количество денег
остается в целом неизменным. (здесь имеются в виду деньги в виде золота и
серебра). Прибыль одного оборачивается убытком другого в целом же страна
прибыли не получает. Только внешняя торговля перемещает богатство из страны в
страну. Поэтому надо как можно больше продавать за рубеж, а не отдавать свои
деньги за иностранные товары.
Меркантилизм делится на ранний и поздний.
Ранний меркантилизм возник в 16 веке называется также монитарным или
меркантилизмом денежного баланса, его основное требование сводится к
собственному сокращению импорта (вплоть до полного запрета вывоза золота и
серебра за границу).
Поздний меркантилизм возник в 17 веке и называется меркантилизмом торгового
баланса. Отказ от импорта, объявляется бесперспективным. Главным считается,
то, чтобы экспорт превышая импорт, т.е. торговый баланс должен быть активным.
Ранний меркантилизм | Поздний меркантилизм |
Уровень внешней торговли
Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер | Торговля меду странами достаточно развита и носит регулярный характер |
Рекомендации по улучшению путей достижения активного торгового баланса
1. Установление максимально высоких цен на экспорт товара 2. Ограничение импорта товаров 3. Запрет вывоза из страны золота, серебра и денежного богатства. | 1. Допускаются относительно низких цен на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границу. 2. Допускается импорт товаров, кроме предметов роскоши, при условии по мерного сальдо при внешней торговле. 3. Вывоз денег разрешается в целях выгодных сделок. |
Теория денег
1. Преобладает номиналистической восприятие теории денег. Правительство как правило занимается национальной валютой, снижая ценность и вес. 2. Установили функционирование денег (Система биметаллизма) 3. Констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств. 4. В качестве функций денег признается мера стоимости, из которых образуется сокровища и мировые деньги. | “Революция цен” 16 века обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству. Уровень цен прямо пропорционален количеству денег.) Рост предложения денег увеличивая спрос на них увеличивает торговлю. Констатация товарной сущности денег, но по прежнему особо собственных свойств золота и серебра. |
Идея монетаризма, возникшая и достигшая наиболее полного развития в Англии
получила в дальнейшем распространение во многих странах мира. Если идея
раннего меркантилизма в Англии пропагандировал Уильям Стаффорд, живший 1554 -
1612 гг., а позднего - Томас Мен (1571 - 1641), то во Франции первым
пропагандистом был Антуан де Монкретьен (1575 - 1621), которому принадлежит
термин “политическая экономия”.
Одним из первых теоретиков меркантилизма был Антонио Серро, который писал
свои произведения в начале 17 века.
В России в 17 веке меркантилистские программы разрабатывали Афанасий Ордын-
Нащокин (1606-1680), Юрий Крыжанич (1618-1683). А в 18 веке Иван Посошков
(1652 - 1726).
На Украине первым пропагандистом меркантилизма был Феофан Прокопович (1681 -
1736).
Классическая школа.
1. Общие признаки и этапы развития классической школы.
2. Родоначальники классической школы (Уильям Петти, Пьер Буагильбер).
3. Экономические учения физиократов.
Вытеснение доиндустриальных условий системой свободного частного
предпринимательства, способствуя разложению меркантилизма стало одновременно
исходным пунктом наступления условий полного Laisser faire, что переводится
как “полное невмешательства государства в экономику, деловую жизнь”, т.е.
означает экономический либерализм.
Причем с конца 17 - начала 18 вв. Эта идея превратилась в своеобразной девиз
либеральной экономической политики. И именно с этого времени зарождается
новая теоретическая школа экономической мысли, которую позднее назовут
классической политической экономией.
Термин классической означает научная. В качестве предмета изучения
представители классической школы предпочитали главным образом сферу
производства, причем независимо от того в промышленности оно осуществляется
или в с/х. Кроме того классическая школа изучала проблемы экономики свободной
конкуренции.
Общие признаки и отличительные черты классической школы от меркантелизма.
Меркантилистская | Классическая |
Главный принцип экономической политики
Протекционализм (политика покровительства, защиты государством). Политика свободной конкуренции объективно невозможна. | Главный принцип - экономический либерализм. |
Предмет экономического анализа.
Преимущественное изучение проблем сферы обращения в отрыве от сферы производства. | Преимущественное изучение проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения. |
Метод экономического анализа
Эмпирический, описание внешнего проявления экономических процессов. Отсутствие системного изучения всех сфер экономики. | Каузальный (причино-следственный), дедуктивный, индуктивный, анализ и синтез, логический и научной абстракции. Недооценка обратного влияния на сферу производство факторов сферы обращения. |
Трактовка происхождения стоимости товаров и услуг.
В связи с естественной природой золотых и серебренных денег и их количества в стране. | Рассматривают по однофакторной, т.е. затратной характеристике с учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда. |
Приоритетные принципы экономического анализа
Выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений и категорий | Принцип причинно-следственного анализа с последующим построением генеалогического древа, в основе которого лежит категория стоимость. |
Концепция экономического роста
Посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо) | Посредством увеличения национального богатства, создаваемого прямым трудом в сфере материального производства. |
Принцип макроэкономического равновесия
Достигается благодаря координирующем и регулирующим мерам государства. | Самоуравновешивание совокупного спроса и предложения благодаря закону рынка. |
Позиции в области теории денег
1. Деньги - искусственное изобретение людей 2. Деньги - фактор роста национального богатства | 1. Деньги - это стихийное выделившийся в товарном мире товар. 2. Деньги - это техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена. |
Классическая школа в развитии прошла 4 этапа:
1) Первый этап приходится на конец 17 - начало 18 века, когда в Англии,
благодаря Уильяму Петти и во Франции с появлением трудов Пьера Буагильбера
стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизма
нового учения, которое впоследствии назовут классической политической
экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства
протекционистскую систему, которую защищали меркантилисты. В их трудах были
сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг. Ими
подчеркивались приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в
создании национального (не денежного) богатства в сфере либерального
правительства. Следующая стадия в этом этапе связана с периодом середины и
начала 2 половины 18 века, когда с появлением так называемого нового течения
нового течения физиократия (в рамках классической школы) меркантилистская
система подверглась более глубокой и аргументированной причине.
2) Второй этап классической школы целиком связан с именем и творчеством
Адама Смита - великого ученого экономиста Англии.
3) Третий этап развития классической школы охватывает практически всю 1
половину 19 века, в течении которой в развитых странах (Англии и Франции)
состоялся переход от мануфактурного производства к машинному
(индустриальному). В этот период наибольший вклад в сокровищницу классической
школы внесли последователи А. Смита: англичане - Давид Рекардо, Томас
Мальтус, Н.Сеньор; французы - Жан Батис Сей и Фенимор Бастиао. Хотя все эти
авторы, следуя своему учителю главной в экономической теории считали теорию
трудовой стоимости и также как А.Смит придерживались затратной концепции (в
соответствии с которой происхождения стоимости товаров и услуг они видели
либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства) тем не
менее каждый из них оставил в истории экономической мысли заметный след.
4) Четвертый этап относится ко второй половине 19 века, при котором
доминировали труды Джона Стенли Милля и Карла Маркса, которое всесторонне
обобщили лучшие достижения классической школы. В этот период уже началось
формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли,
получившим в последствии название неоклассической экономической теории.
Родоначальники классической школы.
Родоначальником классической школы в Англии был Уильям Петти (1623 -
1687). Родился в семье суконщика, в 14 лет стал юнгой на корабле. В 15 лет
поломал ногу и ушел с флота, оказался во Франции, там закончил колледж. В 1640
г. вернулся в Лондон, затем пошел служить в военно-морской флот. В 23 года ушел
из армии и решил заняться медициной, учился в Оксфордском университете. В 27
лет получил степень доктора физика, стал профессором. Но бросил ее и стал
главным врачом при главнокомандующем английской армии. По просьбе начальства
стал заниматься разделом земли между офицерами. Затем стал скупать эти земли у
офицеров, которые не хотели работать на земле. Скопил огромный огромный капитал
и стал крупным землевладельцем. В 38 лет стал сэром. Будучи землевладельцем он
посветил себя новым занятиям, связанных с описанием собственного виденья
экономической жизни общества и государства. В результате чего появились такие
его произведения, как “Трактат о налогах и сборах” (1662 г), “Политическая
анатомия Ирландии” (1672 г), “Разное о деньгах” (1682 г.) и др., в которых
прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилизма.
В отличии от меркантилистов богатство по мнению Уильяма Петти образуют не
только драгоценные металлы и камни (включая деньги), но и земли страны, дома,
корабли и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждении по данному поводу он
высказал по данному поводу популярное сейчас суждение: “Труд есть отец и
активный принцип богатства, а земля мать”.
Для увеличения богатства страны У. Петти полагал, что вместо наказания
тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а несостаятельных
воров отдавать в рабство, заставлять трудиться. Это в противовес
меркантилистам означало, что богатство создается прежде всего трудом и его
результатами. У.Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность
запрета вывоза товара за границу. В этих и др суждениях Петти проявляет себя
как сторонник количественной теории денег. Неприятие меркантилистских идей
отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с характеристикой сущности
богатства и путей и его принуждения, но и попытках выявить природу стоимости
товара, его происхождения, причин, влияющих на уровень их ценности на рынке
(товаров). Трактовки, предположенные им в связи с этим впоследствии позволили
признать его первым автором трудовой теории по добыче серебра и является его
“естественной ценой. Стоимость же товаров, выясненная приравниванием к
стоимости серебра, является их “истинной” ценой, причем рыночной. Другая же
трактовка гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании
труда и земли. В этих всех трактовках в основе цены товара лежит затратный
подход. Зарплата рабочих характеризовалась У.Петти как цена труда,
представляющая минимум средств для существования рабочего и его семьи. Доходы
же предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы им посредством
унифицированного по существу понятия “рента”, к-е представляет собой разницу
между стоимостью продукта и затратами на его производство.
Петти вошел в историю прежде всего как создатель науки социальной статистики,
которую он называл “политикой арифметикой”.
Во Франции - Пьер Буагильбер (1646 -1714). Главное внимание в своих
трудах Пьера Буагильбера уделил критике меркантилизма, обосновывал
необходимость реформ дальнейшего развития с/х, в котором видел основы
экономического развития и богатства государства. Вклад Буагильберта в историю
экономической мысли и формирование рыночных отношений во Франции трудно
переоценить, т.к. его произведения стали теоретико-методологической базой для
окончательной развенчивания меркантилистких идей и формирования специфических
традиций Французской школы политической экономии. Он, подобно Петти, пришел к
концепции о том, что богатство страны заключается не в физической массе денег,
а во всем многообразии полезных благ и вещей. Другим важным достижением
Буагильбера является обоснование трудовой теории стоимости. П. Буагильбер
явился единственным среди всех представителей класической школы кто считал
возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен
товаров по “истинной” стоимости.
3. Физиократия как направление появилось во Франции в середине
18 века как реакция на меркантилизм само понятие физиократия греческого
происхождения: физио - природа, кратос - власть (власть природы). Основатели
этого направления - Ф.Кенэ, А.Р. Тюрго. Физиократы считали что источник
богатства - производство, хотя есть только одна его отрасль - с/х, где
богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Здесь
произведенные затраты окупаются увеличением продукции, получением
дополнительного продукта или чистого продукта. Сам же доход подсчитывается
путем вычитания произведенных затрат из полученной суммы.
Франсуа Кенэ (1694 - 1774) - основоположник школы физиократов во Франции.
В своих произведениях “Население”, “фермеры”, “Зерно”, “Налоги”, труд
“Экономические таблицы”. Кенэ решительно осуждает взгляды меркантилистов на
экономические проблемы. В них Кенэ отразил свою убежденность в необходимости
перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма
хозяйствования на принципах полной свободы, ценообразования в стране и вывоза
за границу с/х продукции. Методологическая платформа экономического
исследования, разработанная Ф. Кенэ - концепция о естественном порядке.
Юридической основой которой являются физические и моральные законы гос-ва,
охраняющие частную собственность, частные интересы, обеспечивающие
воспроизводство и правильное распределение материальных благ. Одновременно он
предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или
предоставленной крупным земельным собственникам. Он считал целесообразным
сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице,
абладающем знанием законов, т.е. естественного порядка, необходимых для
осуществления гос-ного руководства.
В теоретическом наследии Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте
национальном доходе. Источники чистого продукта - земля и приложенный к ней
труд людей, занятых в с/х производстве. В промышленности и других областях
экономики - чистой прибавки к доходу не производится, происходит только смена
первоночальной формы этого продукта. Кенэ говорил, что нация состоит из 3
классов граждан: класса производительного, класса собственников и безплодного
класса. К производительному классу: все люди занятые в с/х, включая крестьян
и фермеров. К классу собственников Кенэ относил землевладельцев, включая
короля и землевладельцев. К классу безплодному: все граждане вне земледелья.
Кенэ пренадлежит первая в истории экономической мысли глубокое теоретическое
обоснование в положении о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал
как правило, с деньгами, то Кенэ считал, что деньги сами по себе, безплодное
богатство, которое ничего не производит. По его терминологии, с\х орудия,
постройки, скот, и все, что используется в земледелии в течение нескольких
производственных циклов, представляет первоначальные авансы, основной
капитал. Затраты на семена, карма, оплату труда работников, и др.
Осуществляемые на период первого производственного цикла до одного года он
относил к ежегодным авансам (оборотный капитал). Высказал ряд интересных и
неординарных суждений о торговле. Признавая ее безплодным занятием,
утверждал, что необходимо только абсолютная свобода торговли как условие
расширения торговли, изгнание монополии, сокращение торговых издержек. В
своей “экономической таблице” (1758) Кенэ сделал первый научный анализ
кругооборота хозяйственной жизни, т.е. общественного воспроизводственного
процесса. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и
обоснованного прогнозирования народно-хозяйственных пропорций в стркуктуре
экономики. Им выведена взаимосвязь: “воспроизводство постоянно возобнавляется
издержками, а издержки возобновляются воспроизводством”.
Анн Робер Жак Тюрго (1727 - 1781). В своих произведениях “Размышления о
создании и распределении богатств”, Ценности и деньги”, “Письмо аббату де Сисе
о бумажных деньгах”, которые базировались на физиократических взглядах, так же
на принципах рыночных кономических отношениях и прежде всего в свободной
конкуренции и свободной торговли. Он показал свою приверженность основам
физиократического учения и принципам экономического либарализма. Тюрго с
пониманием сути проблемы аргументирует положение о неудобстве бумажных денег,
когда их кол-во не соответствует кол-ву производимых товаров и услуг.
Турго выразил свое негативное отношение к протекционистской политики в
экономики. По его убеждению, общая свобода покупки и продажи, является
единственным средством обеспечить продавцу цену, способную поощрить
производство, покупателю - наилучший товар по наимньшей цене. Подобно
физиократам, Тюрго утверждал, что земледелец, является первой движущей силой
в ходе работ, что это он производит на своей земле заработок всех
ремесленников. По его мнению труд земледельца, единственный источник всякого
богатства. Одновременно, кретикуя меркантилистов, к богатству нации Тюрго
относит земли и получаемый с них чистый доход, так как хотя деньги и
составляют непосредственный предмет сбережений и являются главным материалом
капитала при образовании их, но деньги как таковые составляют почти
незаметную часть совокупной суммы капиталов, а роскошь ведет к их
уничтожению. Зарплату относил к числу элиментов, лежащих в основе выдвинутого
им понятия “об общем экономическом равновесии”, которое устанавливается между
ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров,
различными видами изделий числом занятых людей, ценой их зарплаты. Тюрго
выделяет в обществе три класса: производительный - люди в с/х, безплодный - в
промышленности и в другом, собственники земли.
Первые два класса он называет работающими или занятыми, которые распадаются
на предпринимателей (капиталистов), дающих авансы, промтых рабочих получающих
зарплату. Деньги рассматриваются Тюрго в качестве одного из товаров в
товарном мире. Деньги изменяются в цене не только по сравнению со всеми
другими товарами, но и по отношению друг к другу. Серьезное внимание Тюрго
уделил происхождение ссудного процента: в течении времени займа взаимодавец
теряет доход, который мог бы получить, так как рискует своим капиталом.
Заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений.
А текущем проценте: он служит на рынке термометром, по которому можно судить
об избытке или недостатке капиталов, уточняя, что низкий денежный процент - в
последствии, показатель избытка капиталов.
В связи с изучением механизма формирования цен на рынке Тюрго выделяет
основные и текущие. Текущие устанавливаются соотношением спроса и
предложения; основные в примении к товару - то, что данная вещь стоит
работнику. Поэтому это тот минимум, ниже которого цена неможет опустится.
Классическая школа в трудах Адама Смита и его последователей.
1. Эконом.учения Адама Смита.
2. Эконом.учения Давида Рекардо.
3. Эконом.учения Ж.Б. Сея, Т.Р. Мальтуса, Дж. С. Миля.
4. Эконом.учения К.Г. Маркса.
1. Адам Смит (1723 - 1790). Как Смит относился к предмету изучения
экономической науки. В своей книге “Исследования о природе” и причинах
богатства народов (1776) он выделил ее центральную проблему - экономическое
развитие общества и повышение повышение его благосостояния, где отмечает:
“годичный труд каждого народа представляет собой первоночальный фонд, который
доставляет ему все необходимое для существования и удобства жизни, продукты.
Позволяет понять, что экономика любой страны, развиваясь, преумножает богатство
народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому что его надо
видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет годичный труд
каждого народа”. Отсюда: сущностью и природой богатства по Смиту является
исключительно труд.
Величие Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и
фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на
целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих
государств, также направление научного поиска огромной плеяды ученых-
экономистов.
Центральное место в методологии А.Смита занимает концепция экономического
либерализма, в основу которой , как и физиократы, он положил идею единого
порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время, в отличие от
Ф. Кенэ в понимании А.Смита рыночные законы лучшим образом могут
воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного,
т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов
составляющих его лиц. В развитии этой идеи Смит вводит понятие
“экономический человек” и “невидимая рука”. Разделение труда является
результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену.
Он характеризует экономического человека как стремящегося к личному
обогащению совершенного эгоиста.
Что касается “невидимой руки” , идею о ней Смит заимствовал в памфлетах
меркантилистов 17-го века, где проводилась мысль о том, что экономическое
поведение предопределяет прежде всего прибыль , а для этого государству
необходимо защищать свободную конкуренцию в эгоистических интересах
отечественных предпринимателей. Смысл “невидимой руки” - в пропоганде таких
общественных условий и правил, при которой благодаря свободной конкуренции
предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет
наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и
коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого. “
Невидимая рука” по А.Смиту , независимо от воли и намерений индивида
напрвляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким
целям общества. Оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста
ставить личный интерес выше общественного. Итак, смитовская “невидимая рука”
предполагает такое соотношение между экономическим человеком и обществом
(“видимой рукой” государственного управления) , когда последняя , не
противодействуя обьективным законам экономики, перестанет ограничивать
экспорт и импорт и выступать искусственной преградой естественному рыночному
хозяйству.
В каждом цивилизованном обществе действуют всесильные и неотвратимые
экономические законы. В этом лейтмотив методологии иследования Смита.
Непременное условие для этого, чтобы экономические законы действовали -
свободная конкуренция. Согласно позиции Смита - первейший источник богатства-
сельскохозяйственное производство, и лишь затем промышленное.Что касается
структуры торговли, Смит ставит на первое место- внутреннюю, на второе-
внешнюю, на третье- транзитную.
Смит главную задачу политэкономии как науки формирует так : она состоит на
увеличении богатства страны и ее могущества, поэтому она не должна давать
преимуществ или оказывать особое поощрение внешней торговле предметами
потребления предпочтительно перед внутренней торговлей или же транзитной
торговлей предпочтительно перед той и другой.
Особое место в учении Смита занимает теория стоимости. Отметим наличие у
каждого товара потребительной и меновой стоимости. Смит первую оставил без
рассмотрения. Окцентировав внимание на вторую. Так как товары чаще всего
обмениваются, то более естественным является оценивать их меновую стоимость
количеством какого-нибудь товара, а не количеством труда, которое можно на
них купить.В дальнейшем он опроверг эту версию, подчеркнув, что стоимость
одинакового количесва труда рабочего во все времена и во всех местах
одинаково, а именно, труд составляет действительную цену товара, деньги-
номинальная цена. После этого Смит сделал окончательный вывод, что труд-
единственный всеобщий , равно как и как точным мерилом стоимости или
единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой
стоимости различных товаров во все времена и во всех местах.
В числе теоретических проблем Смита важное место занимает концепция о
производительном труде, где он понятие производительного труда сформулировал
так: это труд, который увеличивает стоимость материалов, которые он
перерабатывает, а также закрепляется и реализуется в каком либо отдельном
товаре (предмете),. Который можно продать и который существует по крайней
мере некоторое время после того, как закончен труд. Соответственно,
непроизводительный труд- услуги, которые исчезают в самый момент их оказания,
а труд, для выполнения которых, ничего не добавляет к стоимости, а напротив
имеет свою стоимость, не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном
предмете ( товаре) , пригодном для продажи.
Теория денег Смита привлекает своей масштабностью и глубиной анализа,
логически аргументированном обобщением.Он отмечает, что деньги сделались
общепринятым средством торговли с тех пор, как прекратилась меновая торговля,
но подобно всем другим товарам золото и серебро меняются в своей стоимости.
Что касается количественной теории денег здесь он отмечает, что труд, а не
какой либо особый товар или группа товаров является действительным материалом
стоимости серебра (золота).
Большое внимание уделял теории доходов, которая у него базируется на
классовом подходе. По Смиту годичный доход распределяется между тремя
классами : рабочими, капиталистами, землевладельцами. При этом, экономическое
благополучие страны он считал зависимым от деятельности землевладельцев , а
не промышленников. Доход рабочих в Смитовской теории находится в прямой
зависимости от национального богатства страны.
Прибыль на капитал определяется стоимостью потребленного в дело капитала и
бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала, и ее не
следует путать с зарплатой, устанавливаемой с количеством , тяжестью или
сложностью предполагаемого труда по надзору и управлению.
Рента как вид дохода Смитом трактуется так: пищевые продукты - единственный
сельскохозяйственный продукт, который всегда и необходимо дает некоторую
ренту землевладельцам. Стремление к пище ограничивается у каждого человека
небольшой вместительностью человеческого желудка.
Экономические учения Д.Рикардо (1772-1823).
Исходной позицией в творчестве Рикардо стала приверженность к концепции
экономического либерализма, недопускающая никакого вмешательства в экономику,
предполагающей свободное предпринимательство, свободную торговлю.
Эта позиция стала главной темой изданного в 1815 году памплета “ Опыт о
влиянии низкой цены хлеба на прибыль с капитала”.Основные экономические
проблемы тогдашней Англии отражены им в “ Начала политической экономии и
нологового обложения”. (1817).В предисловии к книге Рикардо высказал
собственное понимание двух ключевых проблем экономической теории:
1. Солидаризируясь со Смитом, он также выделят в обществе три основных
класса: владельцы земли, собственники и капитала, рабочие.; три вида доходов
- рента, прибыль, зарплата.
2. Рикардо дал свою трактовку главной задачи политэкономии, которая
заключается в том, чтобы определить законы, управляющие распределением
доходов.Он убежден, что рост доходов капиталиста ( прибыль) обязательно
снижает доход рабочих ( зарплату) и наоборот. Он видел в этом жесткую
закономерную обратную связь. Аналогично концепции естественного порядка Смита
для приумножения богатства страны Рикардо главным условием считает свободную
конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма.
Для творчества Рикардо характерны новые положения экономической теории. Он
отрицает смитовскую двойственную оценку категории стоимости, а он
безапеляционно настаивает только на однофакторной оценке, которую
формулирует так:
“ Стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он
обменивается зависит от относительного количества труда, которое необходимо
для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое
уплачивается за этот труд”.Тем самым Рикардо впервые продемонстрировал свою
приверженность к трудовой теории стоимости. По его мнению, меновая стоимость
обуславливается наряду с количеством и качеством труда редкостью товара, а об
относительных ценах товара следует говорить только тогда, когда ихъ
количество может быть увеличено человеческим трудом, и в производстве
которых действие конкуренции не подвергается никаким ограничениям.
Категорию денег Рикардо истолковывает с позиции трудовой теории стоимости.
Ценность денег (золота или серебра) определяется количеством труда,
затраченным наих производство . Товар эквивалентен тому количеству денег, на
которое затрачено столько же труда , сколько на этот товар. Цена - величина,
обусловленная и ценностью товара и ценностью денег. Следовательно, закон
денежного обращения : при неизменности количества товаров и их цены
количество денег, необходимых для обращения, зависит от ценности денег.
Основной проблемой политэкономии Рикардо считал проблему распределения , а
источником всех доходов - труд. Что касается зарплаты, он разделяет
представление о том, что она зависит от стоимости средств существования
рабочего и его семьи и регулируется предложением рабочих рук.
Прибыль - разность между ценой товара и стоимостью труда между ценой товара и
стоимостью труда. Чем ниже стоимость труда, выраженная в зарплате, тем выше
прибыль.
Земельную ренту Рикардо обьясняет тем, что цены с/х продуктов определяется
затратами труда на худших по плодородию землях, а на землях более плодородных
фермеры получают избыток над средней прибылью. И земельную ренту он выводит
из теории трудовой стоимости.Согласно его теории денег увеличение денежной
массы в обращении , вызывающее повышение цен товаров, стимулирует импорт и
делает невыгодным экспорт.
Происходит утечка золота за рубеж и восстанавливается нормальное соотношение
товарной и денежной массы внутри страны, поэтому Рикардо ратует за свободу
внешней торговли и снятие всяческих ограничений на вывоз денег, доказывая,
что нет принципиальной разницы между золотом и банкнотами при обслуживании
обращения. Он выступает за свободный размен банкнот на золото.
Рикардо выступает против “ хлебных законов” ( конец 17-го века,
регламентировали ввоз и вывоз зерна), доказывал, что эти законы
предусматривающие высокие ввозные пошлины якобы в интересах национального
с/х, на самом деле вели к повышению цен на продовольствие на внутреннем
рынке. В выигрыше здесь оказывались только помещики. У промышленников росли
издержки на наем рабочих, что снижало конкурентоспособность английских
товаров.
Жан Батист Сэй (1767 - 1832)
Сэй - последовательный и значительный продолжатель творчества Смита в первой
трети 19-го века во Франции. Несмотря на то, что Сэй провозгласил себя
учеником Смита, практически он создал свою концепцию, сыгравшую важную роль в
развитии экономической теории.
1. По Сэю, производство создает не материю, а полезность. Полезность
сообщает предметам ценность. В дальнейшем он полезность рассматривает так,
как оказываемую услугу. Если у Смита речь шла о производстве товаров, то у
Сэя производство - это оказание услуг и наоборот. В создании полезности
участвует три фактора : труд, капитал, земля. Каждый из этих факторов
оказывает свою услугу, и вносит свой вклад в создание ценностей. Величина
этого вклада определяется только на рынке.
Размер зарплаты характеризует то, что создано трудом. Процент - то , что
создано капиталом. Земельная рента - то, что создано землей.
Предпринимательскую прибыль Сэй относит к зарплате , считая, что это оплата
высококвалифицированного труда.
2. Сэй - автор теории компенсации. Во времена Сэя вытеснение рабочих
машинами стало довольно распространенным явлением. По Сэю такая ситуация
временна. В конечном счете внедрение машин ведет к расширению производства и
увеличению занятости.
3. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие экономической науки Сэй
оказал своей теорией рынков. Рынок - это обмен товаров на товары, деньги
служат только посредником в этом обмене. Развивая эту мысль он делает четыре
вывода - суть теории.
1. Поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий
кризис сбыта здесь невозможен, возможны лишь частные диспропорции. Чем больше
в стране производителей , чем многочисленнее производство, тем легче сбыт.
2. Каждый заинтересован в благополучии всех
3. Импорт благоприятствует сбыту отечественных товаров, ибо за
иностранный товар мы должны платить своими.
4. Те слои, что только потребляют, ничего не производя, не способствуют
богатству страны, а разоряют ее.
Положение Сэя о реализации общественного продукта позже получило название
закона Сэя.
Томас Роберт Мальтус. ( 1766 - 1834)
Его творчество формировалось в основнм в первой четверти 19-го века в Англии.
Широкую известность Мальтус приобрел памфлетом “ Опыт о законе
народонаселения” , 1798 год, где провозгласил, что главная и постоянная
причина бедности - не в плохом правлении, и не в неравномерном распределении
богатства, а в диспропорции между скудностью природы и притязаниями
умножающегося населения. Производство растет в арифметической прогрессии, а
население - в геометрической, удваиваясь каждую четверть века.
В книге “Начала политической экономии” (1820) Мальтус по своему развивает
теории ценности и реализации. Отмечает, что Рикардо не может в рамках
трудовой теории стоимости обьяснить , как капиталы разной структуры с
различной долей вложения в труд приносят одинаковую прибыль. Если зарплата
рабочего только часть ценности, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего
капиталистом не эквивалентный обмен, нарушение законов товарного хозяйства.
Отсюда - вывод о несостоятельности трудовой теории стоимости. Сам Мальтус
опирается на имеющееся у Смита утверждение, что цена товара определяется
количеством труда, которое за этот товар можно купить. У Смита этот
покупаемый товар равен труду , затраченному на производство данного товара.
У Мальтуса - это количество труда, которое можно получить за товар,
обусловлено издержками производства этого товара. В издержки он включает -
живой труд, труд, уже осуществленный в средствах производства, прибыль на
авансированный капитал.
Джон Стюарт Милль (1806 - 1873).
Один из завершателей классической школы и признанный авторитет в научных
кругах. Его экономические взгляды изложены в пятитомном труде “ Основы
политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной
философии” (1848).
Милль соглашается с трудовой теорией стоимости, считая ее уже завершенной и
не нуждающейся в уточнении, и в то же время сам прокладывает новые пути в
анализе ценностей. Для Милля меновая стоимость - категория не производства,
а обращения. Это соотношение между товарами в процессе их обмена друг на
друга, или на деньги. Меновая стоимость и цена товара устанавливается в
точке, где уравновешивается спрос и предложение. Здесь Милль пытается
соединить трудовую теорию стоимости с концепцией меновой стоимости как точки
равновесия спроса и предложения, где предложение определяется издержками
производства. До Милля закон спроса и предложения понимался как закон роста
цен под влиянием спроса и снижением ее под влиянием предложения. Милль
указывает, что такое толкование приводит к порочному кругу, ибо не только и
предложение влияют на цену, но и цена изменяет спрос и предложение. Он по
существу вплотную подошел к понятию - эластичность спроса, которое выражает
степень изменения спрса при изменении цены.
Важными элементами концепции Милля были его представления об экономических
законах . И Смит, и Рикардо признавали наличие обьективных экономических
законов, которые рассматривались ими как естественные и поэтому вечные. У
Милля же вечные законы производства, тогда как законы распределения -
историчны. Милль уделяет особое внимание вопросам экономической динамики, а
его предшественники рассматривали экономику как статичную систему.
4. Экономические учения Карла Маркса.
КАРЛ ГЕНРИХ МАРКС (1818 - 1883) .
Один из завершителей классической политической экономии, оставил заметный
след в завершении экономической теории как родоначальник марксисткого
направления. Его главный труд “Капитал” , состоящий из трех томов. Первый
том - 1867 год, второй - 1885, третий - 1894.
Первый отредактирован им самим; второй и третий Фридрихом Энгельсом.
Творческое наследие Маркса имеет много общего с достижениями его
предшественников по классической школе. По признанию Маркса , как ученый, он
методологически исходил одновременно из трех научных источников :
английской классической политической экономии Смита, Рикардо, немецкой
классической философии - Гегеля, Фейербаха, французского утопического
социализма - Сен-Симона, Фурье, Оуэна. У представителей первых им
заимствованы в числе многих других трудовая теория стоимости, положение
закона тенденции нормы прибыли к понижению и др.
У вторых - идеи диалектики и материализма.
У третьих - понятие классовой борьбы, элементы социалогического устройства
общества идр.
Однако центральное место методологии исследования Маркса занимает его
концепция базиса и надстройки. Марксистское экономическое учение генетически
связано с английской классической политэкономией. Маркс исходит из
рикардианского понимания трудовой теории стоимости, но вносит в анализ
принципиально новые моменты.
1. Любой товар имеет две стороны - потребительную , меновую стоимости. Как
потребительные стоимости товары несравнимы. Сопоставивыми их делает то, что
все они продукты труда. Он говорит о двойственном характере труда,
воплощенного в товаре. С другой стороны - это всегда определенный конкретный
труд, и в этом качестве он создает потребительную стоимость товара, с другой
стороны всякий труд независимо от его конкретного вида есть затрата
человеческой энергии, мускулов, нервов, и это делает продукты труда
сопоставивыми.Труд рассматриваемый в таком плане Маркс называет абстрактным
трудом. Что касается денег: деньги возникли из товарного обращения
исторически, вначале обмен носил случайный характер, затем он стал постоянным
явлением, и тогда из общей массы товаров стал выделяться один как всеобщий
эквивалент. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом (
серебром) , т.е. стало деньгами.
Пять функций денег:
1. Деньги служат мерой стоимости.
2. Масштаб цен.
3. Средства обращения.
4. Средства платежа
5. Роль сокровища.
Бумажные деньги заменяют золотые в функции средства обращения, а банкноты -
функции средства платежа.
2. Т.к. стоимость создается только трудом, прибыль капиталиста есть результат
присвоения продукта труда рабочих. Маркс указывает на следующее решение:
капиталист покупает не труд, а рабочую силу , способность трудиться.
Стоимость рабочей силы определяется затратами на ее воспроизводства, которые
должны заменить физически выбывающую рабочую силу. Разницу между стоимостью
рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс называет
прибавочной стоимостью , которая является источником прибыли капиталиста.
Маркс вводит понятие эксплуатации рабочей силы, указывает на два пути
повышения степени эксплуатации:
1. Прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня,
которое называется получением абсолютной прибавочной стоимостью.
2. Сокращение необходимого труда и рабочего дня, которое называется
относительной прибавочной стоимостью.
3. Получение избыточной прибавочной стоимости путем снижения
индивидуальных издержек производства по сравнению с общественно необходимым.
Маржинализм
1. Зарождение и общая характеристика маржинализма.
2. Австрийская школа маржинализма.
3. Завершение маржинальной революции и формирование неоклассической
теории.
В течении последних 30-ти лет 19 в. классическую политическую экономию
сменила маржиналистская теория.
В значительной мере эта смена стала следствием огромного прогресса, особенно
в ее естественных и гуманитарных областях, а также в экономике, которая все
более обретала признаки монополистического принципа хозяйствования.
Основной идеей маржинализма является исследование предельных экономических
величин, как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы,
отрасли (микроэкономика), а также в сфере всего народного хозяйства
(макроэкономика). В данном контексте современный маржинализм включает ныне и
неоклассическую и кейнсианскую теории, а экономика впервые стала наукой,
которая изучает взаимосвязь взаимосвязь между данными целями и данными
ограниченными ресурсами, имеющими альтернативные возможности использования.
Переоценку устоявшихся почти за 200-летнюю историю ценностей классической
школы (которая произошла в последней трети 19 в.) в экономической литературе
нередко характеризуют как некоторую маржинальную революцию.
Впервые ее провозгласил в 1886 г. Вальрас – австрийский экономист.
Впервые принципы маржинального анализа были изложены в книге немецкого
экономиста Госсена Г. Г. под названием “Развитие законов общественной жизни и
вытекающими отсюда правил экономической деятельности” (1854). Среди основных
предшественников маржинализма значатся немецкие экономисты Госсен и Тюнен, 2
французских исследователей Дюпюи и Курно.
Генрих Гершен Госсен (1810-1858)
В своей основной книге “Развитие законов общественной жизни.” нашли отражение
принципы, упоминаемые в современной экономической литературе, упоминаются как
1-ый и 2-ой закон Госсена.
1-й закон гласит: с увеличением данного блага предельная полезность блага
уменьшается. А в соответствии со 2-ым законом оптимальная структура
потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех
потребляемых благ.
Иоган Генрих фон Тюнен (1783-1850)
Самый ранний предшественник маржинализма, поскольку его книга “Изолированное
государство” была издана еще в 1826 г. Этот труд, как и труды других
предшественников маржинальной революции не был своевременно замечен. Тюненом
были введены законы предельного анализа в экономической системе с целью
достижения максимальных значений от функций со многими переменными. Варьируя
в своих расчетах показатель основных факторов производства и при этом
сохраняя то капитал и землю, то труд и землю, а также показал воздействие
изменения цен факторов производства на оптимальное сочетание используемых
ресурсов, Тюнен фактически доказал, наибольший чистый доход может быть
достигнут, если совокупность предельных издержек на факторы производства
будет равна предельной ценности продукта.
Его исследования продемонстрировали также механизм формирования ренты в
результате конкуренции между фермерами за приобретение лучшего земельного
участка, учитывая удаленность участка (плодородие земли он принял одинаковым)
от рынка сбыта. В частности, максимальная земельная рента будет иметь место в
первом концентрическом кольце, а в последнем кольце, символизирующем границы
государства, она будет равна нулю. Тем самым было положено начало новой
(неклассовой) теории распределения, основанной на теории предельной
производительности.
Жюль Дюпюи (1804-1866)
Инженер. Одна из главных идей связана с так называемым денежным измерителем
избытка полезности для потребителя, т. е. ценовым излишком. Ценовой излишек
на его взгляд является денежным измерителем максимально возможного дохода,
возникающего с возможностью потребителя покупать каждую единицу товара при
неизменной цене, а это значит, что открытие законов предельного анализа
относится к 1814 г., т.е. в год издания статьи Дюпюи “Об измерении полезности
общественных благ”.
Антуан Огюстен Курно (1801-1877)
Курно считается как одним из предшественников маржинализма, так и
родоначальником широкого применения математических принципов в экономике. Его
книга под названием “Исследование математических принципов в теории
богатства” была издана в 1838 г. Курно, опираясь на анализ фундаментальной
зависимости, сформулировал понятие экономического равновесия, ввел в научный
оборот понятие функции спроса, эластичности спроса и др., полагая, что
полного и точного решения частных проблем экономической системы неизбежно,
чтобы система рассматривалась, как целое. Однако исследование проблемы
экономического равновесия находятся вне возможности экономического анализа.
Общая характеристика маржинализма
Чтобы рассмотреть суть и особенности произошедшей маржинальной революции,
отметим, что маржинализм происходит от англо-французкого слова “маржиналь”,
что означает “предельный”
Маржинализм базируется на принципиально новых методах анализа, позволяющего
определить предельные величины для характеристики происходящих изменений в
экономических явлениях. В этом состоит одно из важных отличий маржинализма
от классической политической экономии, авторы которой довольствовались лишь
характеристикой сущности экономического явления, выраженной средней или
суммарной величиной. По маржинализму, формирование цены через теорию
предельной полезности увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом
того, на сколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении
единицы этого продукта.
Еще одно отличие маржинализма состоит в том, что если классики подразделяли
экономические явления тенденциозно считая, в частности сферу производства
первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость исходной категории
всего экономического анализа, то маржиналисты рассматривали экономику как
систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающегося
хозяйственными благами (материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами).
Благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого состояния
экономики.
В сравнении с классической, маржинальная теория широко применяет
математические методы, в том числе дифференциальные уравнения, причем
математика для маржинализма необходима не только для анализа предельных
экономических показателей, но и для выбора научного варианта из возможного
числа гипотез.
Революционные подвижки обусловил маржинализм и в области количественной
теории денег Рикардо и Милля. В результате пришло время неформального
признания главных функций денег:
1. Средство обращения
2. Мера стоимости (единица счета)
3. Средство сбережения, накопления или средство
сохранения стоимости.
Первыми авторами сдвигов явились И. Фишер и А. Пигу.
Фишер, развивая традиции американской школы маржинализма, вывел уравнение
обмена:
M V = P T
M – количество денег
V – скорость их обращения
P – средневзвешенный уровень цен
T – количество всех товаров
Судя по этому уравнению только в том случае, если не связывать стоимость
денег со стоимостью денежного материала, а скорость их обращение и количество
товарной массы в краткосрочном периоде принять на постоянном уровне, был бы
возможен ортодоксальный вариант количественной теории денег: в результате
стоимость товара и денег и изменение цен на товары зависело бы исключительно
от количества денег.
В свою очередь А. Пигу внес коррективу в методологию исследования денег по
Фишеру, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне
(фирмы, компании, частные лица), обуславливающие их склонность к ликвидности,
т.е. стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладов или
ценных бумаг. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой будет иметь место
ликвидность денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.
Революционным можно признать и то обстоятельство, что методологически
инструментарии маржинализма позволил снять вопрос о первичности и
вторичность экономических категорий. Это произошло прежде всего благодаря
предпочтению каузальному подходу функционального, ставшего важнейшим
средством, анализа и превращения экономической теории в точную науку.
В совершении маржинальной революции в экономической литературе обычно
выделяют 2 этапа:
1-й этап (70-80 гг. 19 в.), когда возникли идеи обобщенного экономического
анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников. На этом этапе среди
представителей маржинальной теории большое признание получил К. Менгер, как
глава австрийской школы, которая выступала против исторического и
социологического подходов в экономической теории, ратуя как и классическая
школа за чистую экономическую науку. При этом, ставшая на этом этапе
уникальной теория предельной полезности объявлялась школой, главным условием
определения ценностей, а сама оценка полезности товара признавалась
психологической характеристикой со стороны конкретного человека. Поэтому
первый этап маржинализма принято называть субъективным направлением
политэкономии.
2-ой этап приходится на 90-е гг. 19 в. С этого времени маржинализм становится
популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов
в этом этапе сводится к отходу от субъективизма и психологизма маржиналистов
70- 80 гг.
В результате представители новых маржинальных экономических идей стали
расцениваться в качестве преемников классической политэкономии и называться
неоклассиками. А их теория получила название неоклассической. На 2-ом этапе
наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Б. Кларк, итальянец
В. Паретто.
Эволюцию маржинальных идей на 2-х этапах маржинальной революции можно
характеризовать так:
1. В начале маржинализм в своем субъективном течении
акцентировал внимание на значение экономического анализа в части
проблематики, связанной с потреблением (спросом), а классики, как известно –
из приоритета проблем производства (предложение). Но затем неоклассики
обосновали необходимость одновременного (смешанного) изучения обеих сфер, не
выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу.
2. Маржиналисты первой волны, используя подобно классикам
причинно-слдственный анализ как бы повторили своих предшественников. Речь
идет о том, что приверженность к каузальному подходу привела и тех и других к
версии признания стоимости или ценности товарных благ в качестве исходной
категории экономического исследования
В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками
неоклассического направления экономической теории благодаря замене
каузального подхода функциональным исключили из их поля зрения экономической
науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по
отношению друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно и
споры о том, что лежит в основе стоимости или цены. Неоклассики объединили
сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного
анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще на
сферы распределения и обмена.
В результате произошло объединение обеих теории стоимости, а именно теории
издержек классиков и теории полезности субъективистов в одну
двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и
предельных издержек и предельной полезности.
3. В отличие от первого этапа маржинальной революции на
втором этапе наряду с функциональным методом анализа всемерно утверждался и
метод математического моделирования экономических процессов как средство
реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики,
т.е. отдельных хозяйствующих субъектов, из-за чего у неоклассиков
незаслуженно из предмета экономической науки вплоть до 30-х гг. 20 в. выпала
проблематика факторов роста экономики и макроисследования, но при этом
маржиналисты в последней трети 19 в., а затем их последователи в первой трети
20 в. полагали, что экономический рост, благодаря свободной конкуренции
поддерживается автоматически.
Австрийская школа
Основоположником австрийской школы был ученый-экономист Карл Менгер (1840-1921).
Среди прочего наследия К. Менгера значится фундаментальный труд под названием
“Основание политической экономии” (1871).
К числу других работ следует отнести “Исследование о методе общественных наук
и политической экономии в особенности” (1883)
В книге “основания политической экономии” сформулированы основные положения
теории предельной полезности. Исходный пункт анализа – отношение человека к
благам, проявляющийся в сфере личного потребления.
Предметом анализа являются потребительские оценки и потребительский выбор. По
Менгуру ценность зависит не от количества приносимой пользы, а от важности
потребности, которую благо удовлетворяет. Концепция ценностей у Менгера
последовательно-субъективистская. По Менгеру ценность обусловлена
способностью блага в будущем утолить потребность.
Любые блага без оценивающего их субъекта не имеют ценности. Различные виды
благ Менгером ранжируются в зависимости от важности удовлетворяемых ими
потребностей. В свою очередь ранжируются значения последовательных актов
удовлетворения каждой потребности, ибо 1ая единица потребляемого блага для
индивидуума более ценна чем вторая; вторая более ценна, чем третья и так
вплоть до полного насыщения, когда степень удовлетворения очередной единицы
нулевая.
Функция полезности по Менгеру не непрерывна, а дискретна. Он отрицает
бесконечную делимость благ, поэтому им отвергается использование для
экономического анализа дифференциального исчисления.
Менгер ввел в научный оборот ряда идей которые затем получили развитие в
трудах других ученых. В частности им сформулировано положение о субституции
производительных благ, а именно: один и тот же продукт может быть создан с
помощью различных комбинации производственных факторов. На этой основе
позднее возникла теория производственных функций. Им высказана идея
комлементарности благ, участвующих в производстве, т.е. взаимозависимости их
ценности.
Если хоть какого-то элемента производства не хватает, обесцениваются и все
другие производственные блага. Это обесценивание не имеет места в том случае,
когда оказавшееся излишними блага могут быть использованы в другой
комплементарой связке для изготовления другого продукта.
Менгер ввел в анализ понятие ликвидности, которое он называл еще “способность
к сбыту”. Факторы ликвидности Менгер считает очень важными, где не только
стремление к непосредственному потреблению, но и стремление к ликвидности
может служить побудительным мотивом обмена. Менгеров введен в экономическую
науку такие понятия, как цена спроса и цена предложения.
Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914)
В 1884 г. издал первую, а в 1889 вторую части книги “Капитал и прибыль” и
“Позитивная теория капитала”, а в промежутках между публикацией ее частей еще
одну работу “Основы теории ценности хозяйственных благ” (1886)
В 1890 вышла еще одна из крупных работ “К завершению марксистской системы”
Имя этого ученого, практика и государственного деятеля широко известно
мировой науке прежде всего тем, что он составе знаменитой триады австрийской
школы предложил во многом небезуспешный поиск решения проблемы
ценообразования на факторы производства без математики, сконцентрировав
внимание на факторе времени превращения благ отдаленного порядка в блага
первого порядка. В сферу исследования в отличие от Менгера он включил не
только категории индивидуального обмена, но и категории целостного рынка, в
том числе такие звенья как производство и распределение. При этом нельзя
отрицать, что даже в своей нашумевшей “теории ожидания” он целиком опирается
на характерные для австрийской школы принципы субъективизма, выдвинув в
рамках этой теории положения о происхождении процента на капитал, как о
процессе ожидания, т.е. когда будущее благо превратится в настоящее.
Бем-Баверк различает субъективную или меновую ценность благ. Субъективная
ценность – это индивидуальная оценка блага продавцом и покупателем. На рынке
в ходе конкуренции определяются меновые пропорции обмена товаров. Это и есть
объективная меновая ценность.
Бем-Баверк оперирует понятием предельная полезность. Под ней он понимает
полезность последней единицы в запасе благ. Здесь он использует менгеровскую
таблицу сопоставления благ, но вносит коррективы. По его мнению некоторые
потребности не могут удовлетворяться порциями. Они либо не удовлетворяются
либо удовлетворяются целиком.
Бем-Баверк расширяет представление о полезности:
1. Под пользой он понимает не только удовлетворение
какой-либо потребности, но и избавление от хлопот. Поэтому экономия сил и
расходование средств и есть полезность.
2. Он вводит понятие субституционной предельной
полезности. По Баверку цнность данного блага для субъекта определяется
предельной полезностью тех благ, от которых субъект отказывается чтобы
приобрести данное благо. Бем-Баверк уделяет большое внимание механизму
установления рыночных цен. Он строит модель формирования рыночной цены,
используя менгеровские цены спроса и предложения. У каждого продавца своя
цена предложения, у каждого покупателя своя цена спроса. Торг начинается с
минимальной цены спроса. По ней не согласны продавать большинство продавцов,
при этом часть покупателей покидает рынок, но растет число продавцов.
Рыночная цена устанавливается на уровне, кода число покупателей, чьи
индивидуальные цены спроса выше этого уровня совпадает с числом продавцов,
чьи цены предложения ниже этого уровня.
3. Бем-Баверк вводит понятие “предельная пара сверху” и
“ предельная пара снизу”. Предельная пара сверху – слабейший из вступивших в
сделку покупателей и наиболее сильный из устраненных конкуренцией продавцов.
Предельная пара снизу – наиболее сильный из вынужденных уйти с рынка
покупателей и наименее сильный вступивший в сделку продавец. Отсюда рыночные
цены находятся ..
Теория капитала Бем-Баверка сведена с концепцией прямых и окольных методов
удовлетворения потребностей. Обмен благ настоящего на благо будущего
эквивалентен, если капитал будущего возрастет. Этот рост не что иное как
процент на капитал. Этот процент рассматривается Бем-Баверком как
единственная форма прибыли. Чем больше разрыв между благами настоящего и
благами будущего тем больше процент.
Фридрих фон Визер (1851-1926)
Барон пропагандировал, совершенствовал и популяризировал учение австрийской
школы во всех своих публикациях: “О происхождении и основных законах
экономической деятельности” (1884), “Естественная ценность” (1899) и “Теория
общественного хозяйства” (1914). К заметным заслугам этого ученого на поприще
экономической науки следует отнести внедрения в научный оборот и
соответственно в сокровищницу австрийской школы терминов “Законы Госсена”,
“предельная полезность”, “вменение”.
Среди новых идей встречающихся только у Визера следует выделить:
1. Способ определения суммарной полезности путем простого
умножения блага на количество однородных благ, что принято называть
мультипликативным способом определения суммарной потребности.
2. Исследование чрезвычайно важной проблематики в рамках
его же теории применения дохода. Основное внимание уделяется им
характеристике категорий “частная собственность” и “частная организация
хозяйства”. Визер приходит к заключению, что смысл частной собственности
определяется ноткой хозяйствования, при этом в качестве факторов в пользу
такого суждения называется:
- необходимость бережного отношения и
расходования хозяйственных благ с тем, чтобы сохранить свою собственность от
других претендентов;
- важность вопроса о “твоем” и “моем”;
- правовые гарантии для хозяйственного
использования собственности.
3. Частную собственность Визер рассматривает в тесной
взаимосвязи с проблемой частной организации производства. Частный
хозяйственный порядок – это единственное исторически оправдавшаяся форма
крупного, общественного экономического союза, опытом столетий доказавшая
более успешное благодаря ей экономическое взаимодействие, чем при всеобщем
подчинении по приказу.
Уильям Стенли Джевонс (1835-1882)
Главные работы “Теория полной экономии” (1871) и “Принципы науки” (1874). В
своем творчестве Джевонс придерживался субъективных позиций. Субъективизм
маржинальных идей Джевонса очевиден из следующих положений:
1. Максимальное удовлетворение потребностей при минимуме
усилий является сугубо экономической задачей, несвязанная с политическими и
другими факторами. Первостепенное значение – потребление и спрос о чем
свидетельствует его трактовка главной задачи экономической науки.
2. Рассматривая полезность и ценность его функциональной
зависимости Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от
предельной полезности, которая в свою очередь зависит от товарных цен,
обусловленных содержанием производства.
3. Джевонс разделял положения классиков о совершенной
конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу и
обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что
субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров,
которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. В этом
свидетельство их принципов предельного анализа (законов Госсена) и основания
считать его одним из родоначальников маржинализма.
Леон Вальрас (1834-1910)
Основной труд: “Элементы чистой политэкономии” (1874). Вальрас не ограничился
характеристикой предельной полезности (считал ее основой ценности товара), а
также формировкой понятия функции спроса и впервые попытался применить
математическую модель для выявления проблем для существования равновесия
экономической системы и предания этой системы стабильности. Но в отличие от
модели рыночного равновесия Курно и др., модель Вальраса характеризует не
частное экономическое равновесие симметричных рынков, поэтому Вальрас по
праву считается основоположником современного макроэкономического
моделирования. Кроме того, наличие единомышленников и продолжателей его
учения имя Вальраса значится в числе основоположников лозанской школы
маржинализма. Разработанная Вальрасом модель общего экономического равновесия
отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства
в условиях рыночного механизма хозяйствования и совершенной конкуренции,
которая приводит к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет
понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов
производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином
порядке. Частное равновесия на определенном количестве рынков не гарантирует
общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.
Завершение маржинальной революции и формирование неоклассической теории
Один из ведущих представителей неоклассической теории, лидер кембриджской
школы был
Альфред Маршалл (1842-1924)
Главный труд – шеститомник “Принципы экономикс” (1890) впоследствии издается
и перерабатывается в 8 вышедших при его жизни изданиях. Точки зрения
преемственности идей классиков Маршалл исследовал экономическую деятельность
людей с позиции чисто экономической теории и идеальной модели хозяйствования,
возможной благодаря совершенной конкуренции, но придя через новые
маржинальные принципы, к идее равновесия экономики характеризовал ее лишь как
частную ситуацию. Подобный подход стал определяющим как для созданной им
кембриджской школы так и для неоклассиков конца 19 в. – первой трети 20 в.
Термин “экономикс” Маршалл ввел в первой же главе первой книги “Принципы
экономикс” которая начинается со следующего определения “Политическая
экономия или экономическая наука (экономикс) занимается исследованием
нормальной жизнедеятельности человеческого общества, она изучает ту сферу
индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с
созданием материальных основ экономики”.
Маршалл попытался синтезировать идей английской классической школы и
концепцию маржиналистов, в частности он рассматривает рыночное равновесие как
равенство цен предложения и спроса, при этом цены предложения определяются
издержками производства а цены спроса полезностью товара. Издержки
производства Маршалл определил, как усилия и жертвы, необходимые для
изготовления данного товара. Он сводил их к отрицательным эмоциям: у рабочих
это связано с расходом их сил; у предпринимателей – с воздержанием от
потребления и риском капиталовложений. Денежная цена издержек производства
должна компенсировать эти отрицательные ощущения. Такой подход позволил
Маршаллу найти общий знаменатель для затрат труда и капитала. Динамика
издержек производства зависит от изменения объема производства. Вклад
Маршалла в теорию спроса связан с разработкой им категории эластичность
спроса, которую он определял как соотношение между возрастанием запаса
данного блага (ростом предложения) и падением цены или наоборот, между
уменьшением запаса (сокращением предложения) и ростом цены.
Маршаллом предложен математический инструментарии для измерения эластичности
спроса.
Курс лекций по
Истории экономических учений |