Курсовая: Хозяйственный механизм и межхозяйственные связи СПК Ингалинский
Содержание
1. Теоретические основы хозяйственного (рыночного)
механизма, его организационного регламентирования,
производственно-экономических связей в нем. 3
1.1 Сущность механизма хозяйствования, его основные
звенья, экономическая роль. 3
1.2. Организационный механизм, система межотраслевых хозяйственных связей. 6
2. Межхозяйственные связи СПК «Ингалинский» с другими
предприятиями АПК. Результаты их взаимодействия. 18
Список использованной литературы.. 30
Хозяйственный механизм – это совокупность приемов, методов, экономических
рычагов, стимулов, регламентирующих развитие экономики. Экономическая роль
хозяйственного механизма заключается в ускорении темпов экономического развития
и повышение экономической эффективности.
Рыночный механизм – это хозяйственный механизм, но с более активной
совокупностью и действиями экономического механизма, т.е. экономических
рычагов в рыночной экономике.
Хозяйственный (рыночный) механизм включает в себя 4 основные группы звеньев:
1) правовое и законодательное регулирование;
2) организационные звенья регулирования (планирование, система межотраслевых,
производственно-экономических связей в деятельности предприятия, система
управления развития предприятия, отрасли и т. д.)
3) экономический механизм (долговременные экономические нормативы,
используемые в планировании; цены и тарифы на услуги; надбавки, субсидии,
санкции; налоги и льготы, кредитование и страхование; бюджетные ассигнования
и т. п.);
4) социальная защита (защита человека в условиях сменной работы, льготы
пенсионерам, неприкосновенность собственности, компенсационный механизм,
защита от роста цен – индексация, гарантии эффективной деятельности по
производству продукции) [7]
Для того, чтобы более точно раскрыть сущность хозяйственного механизма,
необходимо подробнее рассмотреть отдельные составляющие его звеньев.
Предприятие любой организационно-правовой формы должно осуществлять свою
деятельность в рамках действующего законодательства РФ, которое включает
большую совокупность различных нормативно-правовых актов и затрагивает все
аспекты производственно-экономической деятельности предприятий,
разрабатывается и действует на общегосударственном уровне.
После вступления в законную силу Гражданского кодекса РФ экономическим
субъектам представилась возможность широкого выбора организационной формы.
Главный вопрос при проведении аграрных реформ заключается в праве
собственности на землю. Земельная реформа России началась в 1990 году, когда
были приняты ряд законов и постановлений правительства. Это прежде всего
законы «О земельной реформе», «О плате за землю», «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве», «Земельный кодекс РФ». [12]
Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного
комплекса (АПК) всегда были в центре внимания российских органов власти – как
центральной, так и на местах. С переходом к рыночной экономике, как водится,
произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного
вмешательства в АПК. Почему-то на государственном уровне было решено, что для
создания условий развития предпринимательской деятельности в сельском
хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия – объявить, что
теперь земля принадлежит крестьянам, и полностью отказаться от
государственного вмешательства в агросектор. Второе мероприятие было
выполнено сразу и полностью, с первым же возникли проблемы – право свободного
распоряжения землей до сих пор законодательно не предусмотрено. [10]
По истечении шести лет очередных коренных преобразований в АПК для властей
стало наконец очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство
ни в одной стране мира существовать не может. Результатом этого стало
утверждение Федерального закона от 14 июля 1997 г. №100-ФЗ «О
государственном регулировании агропромышленного производства». Этим Законом
были установлены правовые основы экономического воздействия государства на
агропромышленное производство (АПП). В соответствии со статьей 1 Закона о
государственным регулированием АПП признается экономическое воздействие
государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной
продукции, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-
техническое обеспечение предприятий АПК. [11]
В аспекте правового и законодательного обеспечения механизма хозяйствования
особое место занимают законы о финансировании и кредитовании, инвестициях и
налогообложении (существующий налоговый кодекс) и другие.
Правовое и законодательное обеспечение необходимо в процессе функционирования
экономического механизма хозяйствования, который представляет собой
совокупность экономических рычагов, воздействующих на развитие экономики
положительно или отрицательно в зависимости от степени его совершенства.
Экономический механизм, рычаги которого перечислены в начале главы (в вопросе
сущность и состав рыночного механизма), активно используется в практике
развития любой формы организации производства, его обслуживания, начиная с
планирования, прогнозирования и завершая распределением доходов.
В процессе развития экономики любого формирования на ряду с экономическими
рычагами используются и рычаги социальной защиты предприятий, работников
отрасли, населения.
В частности, в проблеме безработицы элементом социальной защиты является
пособие по безработице; в условиях быстрых темпов инфляции используются
индексы по увеличению заработной платы, пособий, пенсий и другие элементы
социальной защиты.
Особое место в развитие экономики предприятия, отрасли занимает
организационный механизм. Его основными звеньями являются: планирование,
межотраслевые связи, системы управления, информация и др.
Предприятие включает в себя ряд подсистем: производственная, финансовая,
управляющая, информационная, транспортная и другие. Оно выполняет различные
функции: планирование, производство, снабжение производства сырьем и
финансовыми ресурсами, сбыт, обеспечение безопасных условий труда
сотрудников. [13]
Первой стадией экономической деятельности в любом предприятии является
планирование. Успех предприятия будет только тогда, когда оно будет иметь
план своих предпринимательских действий. В планах предусматривается наиболее
рациональное использование земли, правильная расстановка людей для их
производительной работы, подбор наиболее эффективной техники и условий ее
хорошего использования, распределение производственной продукции, денежной
выручки, выделение средств на капитальные вложения, на материальное поощрение
работников и другие вопросы деятельности предприятия. Научно-обоснованные
планы находятся в основе решения важных производственно-экономических
вопросов, касающихся снабжения хозяйства различными ресурсами для обеспечения
нормальной деятельности, сбыта готовой продукции, товаров и услуг. Для
хозяйствующих субъектов, действующих в конкурентном рыночном окружении, эти
функции имеют первостепенную важность. [14]
При переходе к рыночной экономике усилился дефицит материальных и технических
ресурсов. Возникают новые формы обеспечения сельскохозяйственных предприятий.
Все более остро стоит вопрос о полном и своевременном обеспечении сельского
хозяйства топливом , минеральными удобрениями, ядохимикатами, электроэнергией
и другими средствами производства. Разрыв хозяйственных связей особенно
отрицательно проявился при обеспечении материально-техническими ресурсами
аграрного сектора России в последние 3-5 лет развития рыночных отношений. Это
связано с тем, что многие предприятия по выпуску сельскохозяйственных машин и
оборудования после распада СССР оказались на территории бывших республик, а
следовательно реализуют свою продукцию за валюту или в порядке бартерного
обмена на важные стратегические ресурсы (нефть, газ, лес, металл). При этом
именно от рационального обеспечения сельскохозяйственными ресурсами и их
эффективного использования во многом зависит уровень производства основных
видов продукции и эффективная деятельность предприятия в целом. [11].
Организацию материально-технического обеспечения (МТО) сельскохозяйственных
предприятий осуществляют российское акционерное общество «Росагроснаб» и его
органы на местах: в областях, краях и автономных республиках - региональные
агроснабы и их филиалы; в административных районах – районные агроснабы, их
товарные базы, магазины мелкооптовой и розничной торговли. В работе они
взаимодействуют с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Первичным звеном системы Росагроснаба является райагроснаб – районное
предприятие по МТО и магазины. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия
могут вступать в прямые связи с заводами-поставщиками средств производства,
их дилерами, с другими посредниками, приобретать необходимые товары на
аукционах, ярмарках, в разных магазинах. В каждом конкретном случае требуются
обоснованный выбор каналов приобретения средств производства.
Основные мероприятия организации МТО включают: определение потребности
хозяйств в средствах производства, составление и предоставление обоснованных
заявок на них, доведение заявок до вышестоящих организаций и заводов -
изготовителей и поставщиков материально-технических ресурсов, заключение
договоров поставки (купли-продажи) средств производства, успешное их
выполнение.
Каждое предприятие рассчитывает реальную потребность в завозе материальных
ресурсов как разницу между общей потребностью в определенном виде материала
и суммой собственных внутренних источников и покрытия.
Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий и агроснабов складываются на
основе ежегодно заключаемых договоров поставки, купли-продажи. Договор
представляет собой документ, определяющий права и обязанности сторон по
реализации материально-технических средств. В них указывают: наименование и
марку поставляемых средств производства; качество и сортность материалов;
цены; условия оплаты в денежной или натуральной форме; платежные и почтовые
реквизиты покупателя; сроки поставок; штрафные санкции за нарушение договора;
поощрительные меры, стимулирующие защиту собственных интересов и интересов
партнера.
Договор поставки может быть заключен непосредственно между хозяйствами и
предприятиями-поставщиками, их дилерами.
В условиях отсутствия денежных средств у сельскохозяйственных предприятий и
трудностей с реализацией сельскохозяйственной продукции приоритетными в
деятельности предприятия являются бартерные операции, при которых общество
предоставляет предприятиям АПК машины, оборудование, запасные части и
стройматериалы в обмен на сельскохозяйственную продукцию. [9]
Во многих предприятиях внедряется система предоставления средств производства
в кредит под будущий урожай зерновых и технических культур. В основных
положениях договора поставок под будущий урожай предусмотрено производить
авансовую поставку сельскохозяйственной техники, запасных частей в объеме от
50 до 100 % стоимости будущих поставок сельскохозяйственной продукции. [16]
Все более широкое распространение получают такие организационные формы МТО
сельскохозяйственных предприятий,, как лизинг, дилерские фирмы, оптовые
рынки, машинно-технологические станции (МТС, пункты проката техники и другие.
Лизинг рассматривается прежде всего как аренда техники и других средств
производства инвестиционного назначения и более широкого как форма
экономических отношений, предоставляющая собой совокупность финансово-
кредитных, торговых, арендных и других операций. В основе лизинга лежат
купля-продажа и аренда средств производства. Обязательными участниками
лизинговой операции являются предприятие-изготовитель техники, лизинговая
компания - лизингодатель, сельскохозяйственное предприятие –
лизингополучатель. Для финансирования лизинговых операций компании пользуются
средствами из специального созданного лизингового фонда за счет госбюджета
при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, кредитами банков и
местных финансовых органов, поэтому лизинг является одной из форм
государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в приобретении
необходимой техники и других средств производства.
В комплексе мероприятий по улучшению обеспечения сельскохозяйственных
предприятий и АПК в целом промышленной продукцией важное значение имеет
создание системы оптовых рынков материально-технологических ресурсов, а также
рынков разнообразных услуг, видов работ в области снабжения, ремонта и
технического обслуживания, энергетики, транспорта и связи при соответствующем
регулировании со стороны государства.
Оптовый рынок – это организационная форма взаимодействия всех участников
рынка: потребителей и изготовителей средств производства, агроснаба, других
сервисных служб, органов управления АПК, банков, страховых компаний и др. Они
формируют взаимовыгодные производственно-экономические отношения в процессе
товарного обращения. [9]
Для сельскохозяйственного предприятия и крестьянских (фермерских) хозяйств,
имеющих слабую материально-техническую базу, большое значение может иметь
развитие сети материально-технологических станций различных форм
собственности.
Материально-технологическая станция (МТС) – это самостоятельное в оперативно-
хозяйственном и юридическом отношении предприятие, цель которого - выполнение
механизированных сельскохозяйственных работ, требующих применения сложной и
дорогостоящей техники, высокой квалификации и специальных знаний работников.
Для этого в МТС концентрируются необходимые техника, оборудование, кадры
механизаторов. При этом МТС могут оказывать хозяйствам наряду с выполнением
механизированных сельскохозяйственных работ и другие виды услуг: аренда и
прокат машин, их ремонт, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции,
транспортировка грузов, дорожное строительство, телефонизация и др.
МТС и самостоятельные пункты проката техники (действующие в аналогичном
порядке) можно рассматривать как инструменты компенсации дефицита
материально-технического потенциала сельскохозяйственного производства, формы
государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и фермерских
хозяйств. [6]
Таким образом, организационные формы и каналы МТО сельскохозяйственных
предприятий разнообразны. Поэтому в каждом конкретном случае требуется
обоснованный подход к выбору подходящих вариантов с учетом их положительных
сторон и недостатков.
Важное значение в эффективности функционирования агропромышленного
производства имеют его инфраструктурные звенья, которые обслуживают процесс
обращения сельскохозяйственной продукции и обеспечивают соединение процессов
производства и потребления.
Соединение процессов производства, хранение, товарной доработки и
промышленной переработки продукции в рамках одного сельскохозяйственного
предприятия не всегда возможно по финансовым обстоятельствам, а нередко вовсе
нецелесообразно по организационным причинам.
Традиционно хранилища сельскохозяйственной продукции строились
преимущественно большой емкости и располагались, как правило, в местах
потребления. Между тем отечественный и мировой опыт показывает, что лучшей
сохранность продукции, сокращению и количественных и качественных потерь при
транспортировке и хранении способствует максимальное приближение баз хранения
к местам производства. Создавая материально-техническую базу хранения
продукции непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, нужно
учитывать особенности хранения продукции, предназначенной для
производственного использования и реализации. Для сохранения продукции,
предназначенной для реализации, повышения ее качества и получения на этой
основе большей выручки сельскохозяйственные предприятия проводят своими
силами и средствами ее товарную обработку. При этом значительная часть
продукции подвергается не только товарной доработке, но и промышленной
переработке.
Н практике сложились два варианта организации переработки
сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию, которые используются как
крупными сельскохозяйственными предприятиями, так и крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Первый вариант –
сельскохозяйственные товаропроизводители поставляют сырье на перерабатывающее
предприятие на давальческих началах и получают от них обусловленную договором
долю готовой продукции.
Второй вариант – товаропроизводитель пытается самостоятельно или путем
кооперации с другими предприятиями построить небольшой и сравнительно
недорогой цех по переработке сырья и выйти с готовой продукцией на рынок.
Экономическая эффективность переработки определяется сопоставлением выручки
от реализации переработанной продукции с выручкой, которая могла бы быть
получена от реализации свежей продукции. Вместе с тем должно быть обеспечено
наиболее полное и эффективное использование уже существующих производственных
мощностей, приняты меры к увеличению объема и удешевлению переработки сырья
на действующих перерабатывающих предприятиях, действующих, как правило, в
форме закрытых акционерных обществ, в открытые акционерные общества, в числе
акционеров которых будут производители сельскохозяйственной продукции. [9]
Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных
предприятий различных организационно-правовых форм должны стать поиск и выбор
наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не
только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а
взамен приобрести необходимые средства производства и материальные
ресурсы.[4]
Каналы реализации подразделяются на прямые и косвенные. Прямые каналы
предполагают перемещение товара непосредственно от производителя к
потребителю, минуя независимый посредников. Косвенные каналы связи с
использованием независимых посредников, в качестве которых могут выступать
государственные организации потребительская кооперация, торговые и
промышленные предприятия. [3]
Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных
условиях являются: продажа государству в федеральный и региональный фонды и
свободная реализация по усмотрению предприятия.
Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд формируются и
реализуются на предприятиях путем заключения государственных контрактов.
Предметом договорных отношений являются условия поставки, ее объем,
ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические нормативы,
стимулы (система цен, обеспечение гарантированного сбыта продукции и т. п.),
санкции.
К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции
относятся местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы,
выставки-продажи.
Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продукции остается на
обозримую перспективу взаимная поставка продукции сельскохозяйственными
предприятиями на договорной основе . [9] В договорах на поставку продукции
указываются поставщики и покупатели, показатели по изделиям, цены, скидки,
накидки, порядок расчетов и др. реквизиты. В международной практике принято
дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор),
поручительство, гарантии исполнения обязательств, порядок возмещения убытков,
оговорку о трудностях, арбитраж и др. сведения. При установлении отпускных
цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата расходов по
доставке продукции от поставщиков до покупателя. Франко-станция назначения
означает, что расходы несет поставщик и они включаются в отпускную цену.
Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только
до погрузки готовой продукции в вагоны, а остальные расходы оплачивает
покупатель. [15]
В случае реализации продукции посредством комиссионной торговли через
потребительскую кооперацию заключается договор комиссии.
Необходимо отметить, что 100-процентное выполнение договорных обязательств
является одним из важнейших оценочных показателей деятельности предприятия.
Невыполнение договорных обязательств по причине ухудшения качества продукции,
низкого уровня организации производства, квалификации рабочих приводит к
невыполнению плана по производству и реализации продукции и отрицательно
сказывается на всех показателях деятельности предприятия. [5]
Широкое распространение получила реализация продукции по прямым хозяйственным
договорам предприятиям торговли и общественного питания (реализация продукции
усложняется из-за взаимодействия сельскохозяйственного предприятия
одновременно с большим количеством покупателей).
Достаточно крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции является
торговля на колхозном рынке (выводит производителя на непосредственный
контакт с потребителем).
Постоянным каналом сбыта на каждом предприятии является реализация в рамках
данного сельскохозяйственного предприятия на общественное питание и для
продажи работникам.
При выборе перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции
должны быть учтены следующие факторы: возможный объем реализации, качество
продукции, затраты на реализацию, складывающиеся на рынке цен, спрос на
продукцию и степень его удовлетворения. Учитывают также наличие на
сельскохозяйственном предприятии хранилищ, холодильников, перерабатывающих
цехов, расширяющих возможность реализации продукции. [9]
Рационализации производственно-экономических связей и улучшению в связи с
этим финансового положения хозяйства служит наряду с пересиленными ранее
аспектами система гибкого и предприимчивого экономического управления,
которая позволяет своевременно перестраиваться в связи с изменением влияния
внешних и внутренних факторов на управляемый объект, оперативно и четко
реагировать на изменение конъюнктуры рынка, условия конкуренции и социальные
явления.
По прежнему актуальной остается проблема правильного сочетания различных
методов управления – административно-распорядительных, социально-
психологических, экономических. Последовательное применение этих методов
способно создать условия для успешного решения одной из важнейших задач -
побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и
производительного труда. [11]
Таким образом, в основе установления и развития производственно-экономических
связей между различными хозяйствующими субъектами находятся все звенья,
составляющие механизм хозяйствования в целом. Переход этих звеньев в более
совершенное состояние позволит установить новые и развивать уже существующие
производительно-экономические связи этих субъектов, переведя их на более
высокий уровень взаимовыгодных партнерских отношений.
В деле совершенствования рыночного (хозяйственного) механизма весьма
необходимым является государственное регулирование, которое в условиях
изменения социально-экономической ситуации в стране, реально может поддержать
предприятия, организации с помощью экономических рычагов, их воздействия на
результаты хозяйственной деятельности.
Проблемой предприятий АПК является финансирование капиталовложений на
приобретение, строительство основных средств, финансирование пополнения
запаса оборотных средств. В условиях недостатка или отсутствия собственных
финансовых ресурсов предприятии используют государственную кредитную систему,
вступая во взаимодействие с государством, бюджетными организациями.
При осуществлении кредитования из средств федерального бюджета выделяются
средства краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания
необходимых запасов в агропромышленном производстве (АПП); долгосрочного
кредитования запаса сельскохозяйственной продукции авансирование ее закупок
для государственных нужд; лизинга в сфере АПП; предоставление кредитным
кооперативам долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.
При том с организацией АПП взыскивается не более 25 % учетной ставки
Центрального банка РФ. [6]
Направлением государственного регулирования можно считать установление особой
системы расчетов с АПП. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся
покупателями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с
товаропроизводителями (поставщиками) производятся по инкассо, если иной
порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Тот факт, что использование
безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию
закреплено Федеральным законом, существенно улучшает положение сельских
товаропроизводителей.
Регулирование страхования в сфере АПП заключается в том, что при страховании
урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные производители за
счет собственных средств уплачивает страховщикам 50 % страховых взносов,
остальные 50 % уплачиваются страховщиками за счет средств Федерального
бюджета.
Специфицеским направлением государственной поддержки в сфере АПП является
поддержка при осуществлении лизинговых операций. Лизинг в сфере АПП
осуществляют юридические лица, уполномоченные Правительством РФ и органами
исполнительной власти субъектов РФ.
Ценовая политика государства осуществляется посредством применения
гарантированных цен (применяются в случае, если средние цены ниже
гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции
непосредственно государству или при осуществлении доплат в случаях,
предусмотренных Правительством РФ) и целевых цен (устанавливаются
Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию, покрытия расходов, вызванных
взиманием налогов и иных платежей, уплатой кредитов по кредитам).
Необходимо отметить, что сфера АПП всегда находилась в зоне самого
пристального внимания разработчиков налоговых законов и других нормативных
актов. Именно сельскохозяйственные товаропроизводители получили реальную
поддержку в виде различных льгот и преимуществ (налог на добавленную
стоимость; налрог на прибыль; налоги, уплачиваемые в дорожные фонды;
подоходный налог). Комплекс налоговых льгот призван обеспечить более выгодные
по сравнению с другими отраслями промышленности условия для расширенного
воспроизводства. [11]
Установление производственно-экономических связей кА с государственными
органами, так и с различными смежниками (поставщиками, покупателями) является
необходимым условием при осуществлении хозяйством свой предпринимательской
деятельности. В условиях рыночных отношений, когда деятельность предприятий
строится на принципах самоуправления и самоокупаемости, на первое место
выдвигаются взаимоотношения с поставщиками ТМЦ и покупателями производимой
сельскохозяйственной продукции с учетом сложившихся на рынке спроса и
предложения. При этом в ходе анализа затрагиваются все стороны
производственной и экономической деятельности предприятия.
Согласно устава основным предметом деятельности СПК «Ингалинский» является
производства и сбыт сельскохозяйственной продукции. Поэтому так важно
правильно организовать ведение договорной работы с поставщиками и
покупателями.
На протяжении последних 3-х лет основным поставщиками являются: ООО
«Омскдизельсервис» (запасные части), ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» (ИМ),
ОАО «Омская областная сельскохозяйственная техника» (поставка различных
материально-технических ресурсов), ТОО «Большеречье-Лада» (запасные части).
Необходимо отметить, что материально-техническая база в хозяйстве практически
не обновляется (в 2000 г. были впервые приобретены средства вычислительной
техники – компьютер с принтером, микро-ЭВМ на основе заключенного договора с
ООО «Автоматика-ИНЭКС»). Основные средства (здания, машины и оборудование)
подвергаются значительному износу и постепенно списываются с баланса. Так, в
1999 г. выбыло 6 тракторных сенокосилок и ничего не поступило; в 2000 г. было
приобретено 3 зерновых сеялки и грабли (ГП-14), но при этом выбыло 3 трактора
(К-700); в 2001 г. не было приобретено ничего и вновь было списано 4
трактора. В результате такого положения, начиная с 2000 г. перед началом
уборочной компании хозяйство заключает договор о залоге с ЗАО «Павлоградсткая
МТС», которое выступая в роли залогодержателя обязуется оказать залогодателю
(СПК «Ингалинский») услуги по уборке урожая текущего года. Общий размер
залога определяется кА сумма равная 20 % от суммы, полученной путем умножения
общей площади, подлежащей уборке, на урожайность (в 2001 г. она была заложена
в договор на уровне 20 ц./га) и на цену 1 т. зерна (в 2001 г. – 2500 руб.).
Минимальный размер залога определяется исходя из минимальной площади,
подлежащей уборке и минимального объема зерна. К данному договору
составляется и подписывается обеими сторонами дополнение, в котором
указывается, что по первому требованию исполнителя (ЗАО «Павлодарская МТС»)
должно быть заключено дополнительное соглашение к договору о залоге или
отдельный договор о залоге, а также соглашение об уступке права требования.
Расчет заказчика (СПК «Ингалинский») с исполнителем на условиях «франко-нал»
или «франко-элеватор» производится с согласия исполнителя, при этом заказчик
возмещает исполнителю все транспортные расходы по доставке зерна до линейного
элеватора и услуги элеватора по приемке, сушке, переработке зерна до базисных
кондиций.
В большинстве случаев за приобретаемые материально-технических ресурсы
хозяйство рассчитывается сельскохозяйственной продукцией собственного
производства. СПК «Ингалинский» производит и реализует зерно, молоко, мясо. З
последние 3 года (1999-2001 г.г) товарность данных видов продукции в среднем
составила: зерна – 45 %, молока – 68 %, мяса – 98 % (см. приложение Л).
Данные о количестве произведенной и реализованной продукции берутся из
баланса продукции, который в виде отдельной таблицы предоставлен в годовой
отчете. Реализация продукции по различным каналам отражен в приложении Н.
Основным покупателем мяса (этот вид продукции имеет самый высокий показатель
товарности, т.к. не подлежит длительному хранению и реализуется в течении
одного производственно-финансового цикла.) является Большереченский
мясокомбинат, с которым заключаются договора займа. По данному договору
кредитор обязуется предоставить заемщику (СПК «Ингалинский») заем, а
последний обязуется использовать его по назначению и возвратить в срок на ту
же сумму путем сдачи мяса говядины и свинины. Договора подобного рода
заключаются и с частными предпринимателями, например, с ИП Р. М. Муратовым,
который уже 3 года является основным заимодавцем рассматриваемого хозяйства.
Определенная доля произведенного мяса поступает в пункты общественного
питания (столовая кооператива, объекты социальной сферы) и выдается
работникам кооператива в счет заработной платы. Кроме того, мясо поставляется
в государственные фонды (муниципальный и региональный), хотя в 2001 г. туда
не было поставлено ни одного из ц. Основная причина заключается в нарушении
централизованным заказчиком договорных обязательств (полный или частичный
отказ от законтрактованной продукции, несвоевременная оплата). Поставка мяса
в государственные фонды осуществлялась на основе заключенного договора с
государственным предприятием «Омское продовольствие».
Примерно 90 % (в среднем) от общего количества реализованного молока
поставляется в государственные фонды (см. приложение М). Контракт на закупку
молока для государственных нужд заключается с ОСТО «Большереченский
маслосыркомбинат» (государственный заготовитель). Заготовитель обязуется
принять и переработать молоко, правильно определив его количество и качество,
а также обеспечить поставщика нормативными документами. Расчет за молоко
производится по договорным ценам в течении 10 дней. При невозможности расчета
денежными средствами возможен расчет материально-техническими ресурсами. Обе
стороны несут по данному контракту имущественную ответственность за
недопоставку молока. Выплачивается неустойка в размере 50 % от стоимости
недопоставленной продукции и возмещаются все убытки, за несвоевременную
оплату уплачивается пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ. За
неправильное определение количества и качества продукции уплачивается штраф в
размере 1 % стоимости данной партии продукции и т. д.
В 2001 г. был заключен договор контрактации на поставку молока ООО «Молочное
предприятие» (г. Новосибирск) через Большереченский маслосыркомбинат. При
этом продукция оплачивается через 7 дней с момента ее получения путем
отпуска ГСМ с Евгащинского нефтесклада (ЗАО «Евгащинское» находится на
расстоянии 55 км от СПК «Ингалинский»). Ежегодно, начиная с 1998 г., договор
контрактации на закупку и поставку молока заключается с ОАО «Любинский
молочно-консервный комбинат». По договору расчеты за сданное молоко
производятся производимой комбинатом молочной продукцией (сгущенное молоко,
например) и другими товарами. За нарушение сроков поставки молока в счет
погашения долга поставщик (СПК «Ингалинское») уплачивает пеню в размере 2 %
от стоимости недопоставленного, либо несвоевременно поставленного молока, за
каждый день просрочки. Кроме пени поставщик уплачивает покупателю
определенный процент за пользование чужими денежными средствами в размере
учетной ставки балансового процента согласно ст. 395 ГК РФ.
Особого внимания заслуживают процессы реализации зерна, т.к. долгие годы
именно этот вид продукции выступает основным источником получения прибыли в
хозяйстве. В 1999-2000 г.г 15 % от общего количества реализованного зерна
было поставлено в государственные фонды.
В соответствии с законом РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.97 № 53-
93, Указом губернатора Администрации Омской области № 76 от 05.04.01 СПК
«Ингалинский» заключил договор с Управлением сельского хозяйства и
продовольственной корпорацией о формировании государственных ресурсов зерна
урожая текущего года.
По условиям данного договора в общем на поставку зерна ржи хозяйство получило
ГСМ. В 2001 г. лишь 8 % от общего количества реализованного зерна было
поставлено в государственные фонды (см. приложение М).
В среднем за 3 года (1999-2001 г.г.) примерно 19 % от общего количества
реализованного зерна приходятся на реализацию работникам предприятия и
местному населению и 68 % на реализацию различным предприятиям и
организациям. Основными покупателями зерна являются: ООО «ПромСиб-Снаб» (г.
Омск), ООО «Русский хлеб» (г. Омск), ОАО «Альянс» (г. Омск), ООО «Агронафт»
(г. Москва), ООО «Паритет-М» (г. Омск). Заключаемые договора содержат все
основные разделы, определяющие предмет договора, обязанности и
ответственность сторон. При реализации сменного материала (ООО «Агронафт»)
хозяйство за свой счет производит страховку груза, заключая договор с той
страховой компанией, которую указывает в договоре покупатель.
В обмен на зерно предприятие покупает ГСМ, различные ТМЦ, заключая
товарообменные договора. В большинстве случаев возврат заемных средств по
договорам займа также осуществляется зерном пшеницы или ржи и только в случае
неурожая расчет производится мясом говядины или свинины.
В 1999 г. зерном пшеницы 3 класса был погашен долг перед ОАО АК «Омскэнерго»
за потребляемые энергоресурсы, которое в свою очередь, имея кредитную
задолженность перед третьей стороной, перевело на нее указанную в
соответствующем договоре сумму, выплаченную в виде сельскохозяйственной
продукции.
С каждым годом увеличивается внутрихозяйственные потребности в зерне: в 1999
г. – 22,4 % от общего количества произведенной продукции, в 2000 г. - 27,2
%, в 2001 г. 38 % (смотри приложения Л, М) в том числе увеличиваются расходы
на выдачу зерна в счет оплаты труда работникам растениеводческих отраслей (с
1,7 до 13 % от общего количества израсходованного зерна). Начиная с 1999 г.
ежегодно заключается договор с ООО «Русский хлеб», согласно которого оно
обязуется произвести помол полученной от хозяйства пшеницы и выдать муку.
Мука выдавалась в счет погашения задолженности по оплате труда перед рабочими
основного и вспомогательных производств, начиная с 2000 г. мука используется
на выпечку хлеба в собственной пекарне, который так же реализуется только
работникам кооператива в счет заработной платы.
Производственно-экономической необходимостью является заключение договоров и
соглашений не только на реализацию продукции, но и на получение услуг
определенного рода: ежегодно заключается договор на приемку давальческого
зерна, оказания услуг по сушке, подработке, хранению и отгрузке зерна урожая
текущего года (1999 г. с ОАО «Омскхлебопродукт»(филиал Кировского элеватора);
2000-2001 г.г - ОАО «Большереченское хлебоприемное предприятие»); с
Большереченской ветлабораторией заключается договор о проведении
бактериологических, паразитарных. Биохимических исследований, серологический
и гематологических исследований крови и сыворотки крови (по ценам
прейскуранта от 09.06.99 г. № 247-П, утвержденным Губернатором Омской
области0.
Получение услуг, без которых невозможно представить осуществление процесса
производства, также оформляется соответствующими договорами: договор
электроснабжения заключается с филиалом ОАО АК «ОмскЭнерго», находящимся в г.
Тара (Северные эл. сети); договор на отпуск питьевой воды заключается с МЖКХ
«Водоканал» (начальнику МЖКХ подается заявка, на основании которой делается
расчет количества потребляемой воды); договор с ОАО «Электрическая связь» о
предоставлении услуг местной телефонной связи.
На основании приказа Министерства советов РСФСР от 13.07.72 г. № 99 и приказа
Министерства сельского хозяйства Омского облисполкома № 44 от 06.05.75 г. был
образован Большереченский межсовхозный лесхоз. Каждый совхоз должен внести в
него свой пай (площадь леса СПК «Ингалинский» составляет 7,6 га.) и
предоставить подтверждающие это документы.
В 2000 г. в очередной раз был заключен договор безвозмездного пользования
участками лесного фонда. Согласно ст. 130 Лесного кодекса РФ лесхоз
«Большереченский» представляет в пользование на срок 10 лет участок лесного
фонда площадью 5681 га. Специалисты лесхоза рассчитывают ежегодную
потребность в древесине для нужд хозяйства.
Осуществлять производственно-экономическую деятельность невозможно без
установления соответствующих взаимоотношений с финансовыми органами.
Договор на открытии и ведение счета заключается ежегодно с Акционерным
коммерческим Сберегательным банком РФ. В этом банке СПК «Ингалинский»
получает кредиты, общая сумма которых за прошедшие 3 года (1999-2001 г.г)
составила 1000 тыс. руб.. С 20001 г. через указанный банк СПК «Ингалинский»
Оплачивает полученные переводные векселя за приобретаемые материально-
технические ресурсы (в 2001 г. возникло и было погашено векселями
обязательств на общую сумму 959 тыс. руб.). Движение заемных средств,
кредиторской и дебиторской задолженности показано в приложении Н.
Кредиты берутся для покупки ГСМ, запасных частей на период проведения
весенне-полевых или уборочных работ. Источником погашения кредита и процентов
служит выручка от реализации молока, мяса, зерна. В обеспечении кредита и
процентов предоставляется залог, в качестве которого чаще всего выступает
молодняк КРС (может быть использован и легковой автотранспорт). Для получения
кредита оформляются все необходимые документы: ходатайство, технико-
экономическое обоснование кредита, справка об отсутствии задолженности по
кредитам и процентам, бизнес-план на период получения кредита, опись
прилагаемого в залог имущества, анкета заемщика, договор поручительства,
кредитный договор, договор залога.
Составляется график платежей. Ежемесячно составляется отчет об использовании
кредита, подтверждающий его использование по целевому назначению. При
изменении условий кредитования заключается дополнительное соглашение к
кредитному договору. Во многом трудности в своевременном погашении
обязательств объясняются уплатой хозяйством различных налогов и сборов.
Ежегодно производятся отчисления на воспроизводство материально-сырьевой
базы, плата за фактическое загрязнение окружающей среды. Кроме федеральных
налогов (земельный налог, налог с продаж, подоходный налог, единый социальный
налог и другие) хозяйство должно исчислять и уплачивать местные налоги.
Большереченский районный Совет 05.05.97 г. принял решение об утверждении
дополнительных местных налогов и положения об этих налогах в соответствии с
законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», Уставом Большереченского
района, Большереченского районного совета депутатов. Дополнительными местными
налогами являются: налог на рекламу; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор
за уборку территорий населенных пунктов; сбор за перепродажу автомобилей,
вычислительной техники, персональных компьютеров.
В целом, горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса по
состоянию на 01.01.2000 г., 01.01.2001 г., 01.01.2002 г. позволит наглядно
оценить результаты проделанной работы за последние три года и изучить
подробнее те разделы, которые имеют прямое отношение к рассматриваемому
вопросу (см. приложение П.)
Абсолютное отклонение валюты баланса (итог актива или пассива) на конец 2001
г. от валюты баланса на конец 1999 г. составило 1328 тыс. руб., относительное
изменение – 103,9 %.
Наибольшее абсолютное отклонение в разделе «Внеобротные активы» принадлежит
основным средствам составляет 2863 тыс. руб., относительное изменение – 85,2
% Это подтверждает тот факт, что материально-техническая база в хозяйстве не
обновляется, а имеющиеся основные средства постепенно списываются с баланса в
следствие значительного морального и физического износа.
В разделе «Оборотные активы» наибольшее абсолютное отклонение принадлежит
запасам и составляет – 120,8 %. При этом стоимость животных га выращивание и
откорм увеличилась на 1345 тыс. руб., относительное изменение – 142 % в связи
с увеличением поголовья.
Стоимость готовой продукции увеличилась на 27 тыс. руб. (относительное
изменение – 208 %), что свидетельствует не только о возможном увеличении
объемов ее производства, но и об уменьшении объемов ее реализации на сторону.
На конец отчетного периода стоимость готовой продукции увеличивается в связи
с заполнением хранилищ растениеводческой продукцией (зерно, овощи).
Сумма дебиторской задолженности увеличивается с каждым годом. В 2001 г. она
выросла по сравнению с 1999 г. на 441 тыс. руб., относительное изменение –
217,9 %. Долгосрочной дебиторской задолженности СПК «Ингалинский» не имеет.
Как уже отмечалось ранее. По большей части заключаемые договора являются
товарообменными. Даже за поставляемую продукцию в государственный фонды СПК
получает авансы в виде ГСМ. В некоторых случаях долги погашаются путем
заключения соглашений в взаиморасчетах. Эти условия и особенность
сельскохозяйственного производства (рабочий период не совпадает с процессом
производства и средства вовлечены в оборот в течение всего календарного года.
А продукцию хозяйство получает один раз в год, за исключением привеса и
молока) приводят к тому, что денежных средств нет в наличии ни в кассе, ни на
расчетном счете.
В пассиве, в разделе «Капитал и резервы» отражено увеличение уставного
капитала (паевого фонда) на 20 тыс. руб., относительное изменение – 242,8 %
(в 1999-2000 г.г.за счет средств добавочного капитала, в 2001 г. за счет
привлечения паевых взносов вступающих в кооператив простых и ассоциированных
членов). Средства добавочного капитала используются и на покрытие убытков,
величина которых возрастает с каждым годом: в 20001 г. абсолютное отклонение
от 1999 г. составило 436 тыс. руб., относительное изменение – 101,9%.
В целом размер собственных средств в 2001 г. по сравнению с 1999 г.
уменьшился на 368 тыс. руб., относительное изменение – 97,9 % и это
свидетельствует о снижении платежеспособности и финансовой устойчивости.
Размер долгосрочных обязательств уменьшился на 451 тыс. руб. (относительное
изменение – 26,4 %), но при этом значительно увеличился размер краткосрочных
обязательств на 2147 тыс. руб. (114,3), что является отрицательным моментом в
деятельности предприятия, так как долгосрочные обязательства могут быть
приравнены к собственному капиталу в отличие от краткосрочных обязательств.
Размер кредитов банка увеличился на 180 тыс. руб., относительное изменение –
250 %. Данное увеличение является необратимым процессом с учетом сделанных
выше выводов.
Значительно возросла сумма задолженности перед внебюджетными фондами
(абсолютное отклонение – 1342 тыс. руб., относительное изменение – 113,4 %) и
перед бюджетом (абсолютное отклонение – 467 тыс. руб., относительное
изменение – 190,7 %).
Задолженности перед поставщиками подрядчиками увеличивается с каждым годом,
что также в сложившейся ситуации является процессом вполне объяснимым
(увеличивается дебиторская задолженность и уменьшается размер собственных
средств предприятия). В 2001 г. по сравнению с 1999 г. задолженность перед
поставщиками и подрядчиками увеличилась на 25 % (абсолютное отклонение – 634
тыс. руб.).
Необходимо отметить уменьшение суммы задолженности перед персоналом по оплате
труда на 197 тыс. руб. (относительное изменение – 97,1 %), что объясняется
выдачей в счет заработной платы ГСМ, кормов, различных ТМЦ.
Основным источником погашения имеющейся кредиторской задолженности является
выручка от реализации сельскохозяйственной продукции.
Таким образом можно сделать вывод, что хозяйство работает в условиях риска,
имея большую задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами,
поставщиками и подрядчиками при отсутствии денежных средств на расчетном
счете и в кассе в необходимом количестве для погашения задолженности в
установленные сроки. В 2001 г. просроченная дебиторская задолженность (свыше
3 месяцев) составила 10,4 % от общей суммы и повлекла за собой уплату в
бюджет всей сделки и штрафные санкции; просроченная кредиторская
задолженность (свыше 3 месяцев) составила 71,5 % от общей суммы кредиторской
задолженности (см. приложение Н).
Полученные в ходе анализа данные в очередной раз подтверждают необходимость
более подробного рассмотрения отдельных вопросов, касающихся предмета анализа
и разработки мероприятий по усилению положительного влияния отдельных
показателей на становление и развитие межхозяйственных связей предприятия и
по устранению негативных факторов, сдерживающих данный процесс, рассчитав при
этом экономический эффект от предлагаемых к внедрению мероприятий.
1. Белоусенко Г. Ф. Корюков С. Н. Экономическое
взаимоотношение при межхозяйственной кооперации и агропромышленной
интеграции. – М: Колос, 1892 – 272 с.
2. Богатко А. Н. Основы экономического анализа
хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 1999 – 208 с.
3. Добрынин В. А. Экономика сельского хозяйства: Учебник.
– М.: Колос, 1990 – 416 с.
4. Заводников Н. Д. Основы предпринимательской
деятельности в АПК. – М., 1994 – 198 с.
5. Калунина Г. В. Анализ выполнения обязательств по
поставкам продукции. – М.: Финансы и статистика, 1982 – 106 с.
6. Киселев С. В. Государственное регулирование сельского
хозяйства в условиях переходной экономики. – М.: РАН, 1994 – 304 с.
7. Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства с
основами аграрных рынков. Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Экмос, 1999 – 448 с.
8. Коваленко Н. Я., Сорокин В. С. Сельскохозяйственные
рынки. Учебное пособие. – М.: МСКА, 1998 – 88 с.
9. Организация сельскохозяйственного производства/Ф. К.
Шакиров, В. А. Удалов, С. И. Грядов и др., под ред. Ф. К. Шакирова. – М.:
Колос, 2000 – 504 с.
10. Попов Н. А. Кризис сельского хозяйства и следствие
проводимых ныне реформ//АПК: Достижения науки и техники № 4-5, 1996
11. Попов Н. А. Экономика сельского хозяйства. Учебник. – М.:
Дело и сервис 2000 – 388 с.
12. Попов Н. А. Агарная реформа и фермерство в России//АПК:
Достижения науки и техники № 7, 1995
13. Смекалов П. В., Ораевская Г. А. Анализ хозяйственной
деятельности сельскохозяйственных предприятий. – М: Финансы и статистика,
1991 – 304 с.
14. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия. – Минск: ООО «Новое знание, 1999 – 688 с.
15. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М. В.
Романовского. – М.: Перспективы, Юрайт, 2000 – 520 с.
16. Шмелев Г. И. Сельскохозяйственная кооперация. – М.:
Наука, 1997 – 128 с. |