Курсовая: Рынок труда
Министерство образования Российской Федерации
Костромской Технологический Техникум
Курсовая работа
по экономике
ТЕМА: РЫНОК ТРУДА
Выполнила:
Студентка группы 2-Б-1
Юрасова Е.А.
Проверил:
Радионова Н.М.
Кострома – 2003
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА.. 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА.. 8
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ТРУДОВЫМИ МАССАМИ.. 13
4. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА.. 17
5. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 21
6. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ
ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 31
7. РОЛЬ РЫНКА ТРУДА.. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36
ЛИТЕРАТУРА.. 38
Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в
условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы
государственной политики в области занятости и безработицы; систему
подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки
безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда;
правовое регулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-
продажи. Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу
(способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные
предприниматели.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который
влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу
отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок
труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных,
предприимчивых. Но вместе с тем рынок стимулирует высококвалифицированный
труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и
полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей стране административно-командная система
управления, при которой государство как собственник основных средств
производства централизованно планировало необходимое для полной занятости
число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы,
полностью разрушила мотивацию к труду.
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне
конкурентной, основанной на частной собственности, экономики и
демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже
теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не
считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от
государства субъектом.
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через
него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного
профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и
этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется возможность:
· свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности,
поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности
реализации творческих замыслов и т. д.);
· найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства,
защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его
оплаты;
· независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции
трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально-
квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий
жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых,
повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья,
потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
· свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении
приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом
гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и
регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную
на прогрессивной шкале.
В конкурентно-рыночных отношениях отражаются глубокие Процессы, постоянно
происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда
проходят, скрещиваясь в нем, три взаимосвязанных эволюционных потока -
развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие
человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей,
нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и
классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они
образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные
созидательные качества которого целиком определяют эффективность
конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и
комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных
преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и
творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и
территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности
народного хозяйства. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху
НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся
создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по
возможности и социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь
является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих
созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих
индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение
профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного
населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства
нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально
прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе,
скользящем графике рабочего дня и т.п.
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался в
качестве явления, присущего лишь капиталистическим странам, а безработица -
как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в
результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает
неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве
и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное
население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность
труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат
советского общества в течение десятилетий.
Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией
всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных
районов, прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с
вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в
других.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные
со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых
трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В
результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях
перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того
многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как
явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим
развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе
самого работника.
Цель данного исследования - показать сущность рынка труда и проблемы его
формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда
является значительная распространенность предпринимательской деятельности.
Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый
седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3
из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет
депо, в котором занято 20 и менее человек.
Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и
противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием,
формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на
рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облеченных
ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке
сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу
национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения
материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около
80% занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или
совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий,
обладателями акций фирм и корпораций.
Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что
предпринимательством успешно занимаются представители практически всех
профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В
1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 -обладали
опытом управленческой работы, 18 - были связаны с торговлей, 15 - с
услугами, 16 - имели высшее или научное образование различного профиля. 10 %
- были фермерами.
Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от
профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее
специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях
обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих
способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего
Большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием и
административно-управленческого персонала, в США в 1987 г. имели 50%
торговых служащих - мужчин (30% - женщин), 40 административно-
вспомогательного персонала (конторских служащих), 33 - работников услуг (не
считая специалистов), 24 - рабочих высокой квалификации, 17% - рабочих
средней квалификации.
Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного
процесса — увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США,
к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном
производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся. Практика показывает, что
предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых
показатели качества продукции и производительности труда. Подобные
производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и
устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и
гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального
уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих
создаются дополнительные цехи, конкурентоспособные дочерние предприятия.
Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на
гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и
многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая
национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам,
учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные
организации, институт семьи.
Рынок труда является органической частью экономики и как бы вмонтирован в
нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и
исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных
подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д.
Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств
труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и
материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной
опеке — безработных. инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.
Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что
активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению,
присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под
влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних
сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие
внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и
действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех
примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача
государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в
т.ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны.
Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной
силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда.
Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация
неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его
деградации.
В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию высококачественных
трудовых ресурсов в той или иной степени служат так или иначе практически
все, включая оборону, материальные и духовные активы страны.
Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем
самостоятельным направлениям — трудоустройство ищущих работу, обучение
пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации;
профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого
социального внимания (люди с ограниченном трудоспособностью, инвалиды,
иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т.
д.).
Финансирование программ политики рынка труда в1997 г.
(в % к валовому национальному продукту)
В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета
штатов и округов расходуются непосредственно в интересах населения, покрывая
расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения
жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием
программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием и т. д.
Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного
бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей,
не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных
оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую
зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни
государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме
трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их
компенсаций. Осуществляются таким образом своего рода безвозмездное
субсидирование и, что еще важнее, фактическое развитие и подготовка к
использованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил
будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при
этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными
или частичными собственниками созданного ими по существу товарного потенциала
рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих
подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет
практически неограниченные возможности международного трудоустройства в
интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо
национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и
подчиняется общим законам международного разделения труда.
Официальное наличие такой возможности оказывает громадное психологическое
воздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной
свободы активизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет
работодателей и правительство внимательнее, заботливее относиться к
отечественным трудовым ресурсам.
Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности
распоряжаться своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к
труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает
стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные
связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию
предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге
по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и
культурный рост.
Масштабы и интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку
трудовых ресурсов непрерывно нарастают.
Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с
вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов
творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути
дела всей жизни человека в следующих направлениях:
1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное,
высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного
капитала и общественных организаций).
2. Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации,
полновременная минимальная выше прожиточного минимума).
3. Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на
90% за счет государства и частного капитала).
4. Пособия по Безработице и различные виды социального вспомоществования
(минимум - обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность
- бессрочное вспомоществование: на 75-80% за счет государства и частного
капитала).
5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа -
государственное всеобщее; при наличии его не менее 15 лет - двойное или
тройное выше официального прожиточного минимума: на 90-100% за счет
государства и частного капитала).
6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное
развитие (на 70-80% за смет государства, частного капитала и общественных
организаций).
Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оперативную» часть всех сумм,
которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсов и
всего населения. И все же именно она является главным инструментом,
регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом
и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет
трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только
в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте и
благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах
примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает
безусловную возможность общекультурного развития населения.
Как свидетельствует опыт практически всех капиталистических стран, высшим и
наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается
сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством.
Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих
законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития
экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является
результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа,
принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры,
нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения
общественно-политических и экономических сил страны.
Одним из крупнейших проявлений консенсуса в отношениях между трудом и
капиталом в современную эпоху явилась организация так называемого
пожизненного найма работников в Японии, инициатором которого были крупнейшие
корпорации, осуществляющие интенсивное научно-техническое развитие
экономики. Целью подобной политики, которая особенно активно проводилась в
жизнь в 60-70-х годах, являлось удержание во что бы то ни стало на
производстве высококвалифицированной талантливой молодежи на протяжении всей
ее профессиональной жизни в условиях ее дефицита на рынке труда.
По мере наполнения рынка труда Японии в 80-х годах высококвалифицированными
кадрами и исчезновения их острого дефицита, целесообразность широкого
применения практики пожизненного найма стала снижаться, хотя в известных
пределах ее ценность до сих пор сохраняется.
Трудовой договор, заключенный между работодателем и наемным работником, а
также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих
сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой
деятельности, время, функции и интенсивность работы. Обе стороны обычно
бывают единодушны в необходимости выполнения следующих основных условий
кадровой политики:
· соответствие численности персонала и отдельных его категорий
технико-экономическим нормам и организационным структурам предприятий и
учреждений;
· привлечение кадров только в случае их квалификационного и
общеобразовательного соответствия технологии материального производства и
услуг
· максимально плотная, в пределах оптимального режима, загрузка всех
работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с
возможной универсализацией с этой целью труда лиц среднетехнического и более
низкого уровня подготовки:
· соблюдение техники безопасности, экологической защиты и оптимальных
эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение
трудовых ресурсов;
· осуществление переподготовки и переквалификации кадров согласно
требованиям непрерывно развивающегося производства.
С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении
финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по
безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать
положение предприятия, корпорации, отрасли, а следовательно, в конечном
итоге, и трудящихся. Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном
из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года
коллективные договора являются весьма эффективной формой производственно -
трудовых отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и
предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной
борьбы.
Коллективные договора сегодня являются, как правило, результатом не столько
противоборства интересов, сколько их выявления и сглаживания различий между
ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций,
экономики в целом. За последнее десятилетие количество забастовок и локаутов
почти во всех западных странах значительно сократилось.
И предприниматели, и профсоюзы в своих требованиях исходят из научного
анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми
исследовательскими центрами и организациями.
Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке труда, достаточно
ясное понимание национальных проблем позволяют им выдвигать и поддерживать
конструктивные экономические и социальные программы развития. Следует
заметить, что рынок труда в западных странах развивается в атмосфере
экономического и политического демократизма, допускающего конфронтацию и
весьма критическое отношение друг к другу определяющих структуру общества
различных социальных сил. И это не приводит, как свидетельствует современная
история, к взаимоистребляющей борьбе и разрушению прогрессивных (частное
предпринимательство, конкуренция) производственных отношений. Напротив,
неизбежным становится согласие, стремление к открытому сопоставлению и
сближению интересов и формирование тем самым весьма Благоприятных общих
эволюционных условий для страны.
Весьма эффективны, как показывает опыт Австрии, Швеции, Норвегии, Дании и
других стран, коллективные договора, заключаемые на высшем национальном
уровне между ассоциацией предпринимателей и руководством профсоюзов. Они
действительны во всех отраслях и обязательны - при условии их принятия - для
работников каждого учреждения и предприятия в течение всего срока действия.
Именно на национальном уровне наилучшим образом видны и понятны и потому
могут быть всеми сторонами учтены и согласованы многосторонние
общенациональные интересы - внешней и внутренней экономической политики,
комплексного развития отраслей, в т.ч. и отдельных предприятий, общие
стратегические контуры научно-технической политики и первоочередность
подобных программ для каждого сектора хозяйства.
Вместе с тем в последнее время в США, Великобритании, Франции и других
странах получила широкое распространение практика заключения коллективных
договоров на уровне корпораций и отдельных предприятий, поскольку в таком
случае хорошо учитывается технологическая специфика производства и
конкретные индивидуальные интересы сотрудников.
Наряду со всем комплексом условий труда и мер социальной защиты, зарплата,
безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров и одной
из основных тем переговоров между профсоюзами и предпринимателями. Ее общее
движение почти никогда не отстает от роста индекса цен на товары и услуги,
часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочей силы,
ростом образования и квалификации. Но повышение зарплаты по этой причине не
бывает непрерывным. Оно приостанавливается, в частности, на период действия
коллективных договоров.
Профсоюзами многих стран проводится политика «солидарной» заработной платы,
которая заключается в реализации принципа равной оплаты за равный труд
независимо от того, на каком предприятии - высокорентабельном или
низкорентабельном - трудится работник. Прибыли предприятий в значительно
большей степени отличаются друг от друга, чем заработки рабочих и служащих.
Такой подход позволяет в определенной мере сдерживать стремление
работодателей переманивать к себе высококвалифицированных специалистов, а
также желание работников сменить место работы только для того, чтобы получить
более высокую заработную плату. Подобная политика лучше всего поддается
реализации при заключении коллективных договоров на национальном уровне.
Опыт многих стран подтверждает достижимость баланса интересов работодателей
и работников, государственного и частного сектора экономики, политики
регулирования и вместе с тем сохранения стабильности рынка труда.
Важным практическим итогом действия компромиссного общественного сознания
следует считать тенденцию к созданию корпорациями постоянного крупного
источника средств для финансирования мероприятий по трудоустройству,
подготовке и переподготовке рабочей силы в размере до 40% начислений на фонд
заработной платы, относимых на себестоимость продукции. Профсоюзы, со своей
стороны, на случай возникновения на предприятиях кризисных ситуаций, зачастую
создают специальные фонды для переподготовки персонала (на рабочем месте, в
учебном заведении) и открытия собственного дела.
Наличие довольно устойчивого социального сотрудничества в экономике не
исключает периодического возникновения конфликтных ситуаций между отдельными
профсоюзами, общественными и частными секторами экономики и т. д. Заметна
склонность отраслей и предприятий к проведению самостоятельной политики, в
частности в области зарплаты. В результате она может увеличиваться сверх
согласованного уровня на 1-3 процентных пункта в течение года.
К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном,
региональном и местном уровнях привлекаются объединения предпринимателей и
профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений,
профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии
(комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка
труда в их повседневной работе и вместе с тем осуществляют над ними контроль.
Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка
труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования
рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового
переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации
производства.
Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень
занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов.
Активные меры, по опыту Швеции, в отличие от пассивных, состоящих в. выдаче
пособий по безработице, включают следующие мероприятия:
· поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально
благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря
которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70%
- государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не
приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;
· обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы
путем предоставления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с
избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией
улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
· предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных
местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели
повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с
отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
· организация общественных работ, в основном для молодежи, на
строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с
гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарплаты по данной
профессии;
· финансирование работы в частных фирмах молодежи путем
предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде
оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;
· специальное техническое оборудование на обычных предприятиях
рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за
прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
· стимулирование расширения предпринимательской деятельности и
сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения
налогообложения с прибыли и личных доходов.
В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению
общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим
устойчивый спрос на рынке труда:
· не имеющие законченного школьного образования получают его, причем
организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики,
английскому языку (в основном для иммигрантов);
· детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся
предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей
работой, при необходимости сроком до месяца;
· применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого
личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно
удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и
последовательность их освоения;
· учебные курсы составляются сипами ведущих специалистов
университетов и промышленных фирм: оплата преподавательского состава
проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в
частных фирмах;
· в максимально возможном числе профессиональных школ на
консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и
воспитателей для постановки методики обучения;
· поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных
уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое
позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством
подготовки каждого ученика;
· используется метод опекунства старшекурсников над вновь
поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и
обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.
Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости при общих,
более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже,
как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности
населения.
Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда
Швеции и США. Притом, что в Швеции в три с лишним раза выше, чем в США,
относительные затраты на программы политики рынка труда - 2,7 против 0,8
ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в
два раза значительнее - 70 против 35%.
Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к
социальной защите населения на рынке трупа являются одним из главнейших
факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.
Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в
Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного
значительнее, чем в других западных странах, в т.ч. и в Швеции,
распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и
студентов.
Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в
большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся
молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах
на удовлетворение элементарных жизненных нужд.
Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется
тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует
профессиональному обучению.
5. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
Механизм саморегулирования рынка труда
К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда,
соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.
На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок
труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию.
Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех
сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на
внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и
эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает
общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются
налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в
различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности
населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени
благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на
рынке труда.
В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли
предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне
естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную норму
прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам.
Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать
сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя
старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников,
увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм
рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию
труда, следовательно, с учетом повышенных требований усложняется система
образования (т.е. потенциальный рынок труда).
Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности.
Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее
банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Колебания нормы
прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют
рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты
отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс
капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко
возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных
работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей
силой.
Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда
и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Это
тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы
прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников
переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т. п.
Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на
рынке, как это уже отмечалось в главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что
спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему
прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный
прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через
снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому
он должен сокращать производство и персонал.
Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому
состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом
удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме
резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это
порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой
потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в
конечном итоге ведут к росту безработицы.
Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все
эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и
распределяют общественное богатство.
Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными
странами, например, в США оно заметнее, чем в странах Западной Европы.
Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах
государство более широко использует перераспределение национального дохода в
пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы
для сокращения неравенства, формируемого рынком.
В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма)
считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь
государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное
иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы
предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и
новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в
другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов,
рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.
Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с
рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая
распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания
сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, так
как она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют
экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного
мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят.
Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е.
политики невмешательства государства в экономику, наиболее полно обосновал
А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства».
Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в
основе которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связанный со
стремлением к прибыли.
Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной
модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенном
конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления,
приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за
активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только
жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия
национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица,
объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется
нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика, регулирующая
влияние государства, не должна препятствовать реализации требований
экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы,
высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости
населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности
работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в
рабочих местах и т. п.
Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической
эффективности производства, поэтому более рациональное использование
работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением
существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет
этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих
отношениях эффективней, чем сохранение на| предприятиях скрытого резерва
рабочей силы.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на
рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в
экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и
инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи,
способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также
учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест
меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли
государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность
предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать
определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту
социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях
высвобождение рабочей силы.
Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление
экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.
Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости
требуется:
· появление рыночно ориентированного, защищенного государством и
социально ответственного собственника производственных и финансовых
ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
· привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
· обеспечение условий для материальной заинтересованности работников,
развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а
также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-
технической базы.
Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого
рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным
регулированием. Прежде всего необходимо преодоление неравномерности развития
производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более
полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного
трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры
регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность
рабочей силы, требующая определенного регулирования.
Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до
сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не
производственные услуги.
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции,
проявляющиеся как в старых, так и а новых формах. Этому способствуют
компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия
между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась
необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к
новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать Повышенные затраты
труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является
целесообразность увязки заработка различных категорий работников с
рентабельностью производства.
Правовое регулирование рынка труда
Изменение экономической ситуации в РФ. широкое развитие , негосударственного
сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя,
признание многообразия форм собственности — все это потребовало изменения
действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом
законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке
разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в
КЗоТ от 23.11.1995 г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо
всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде.
Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на
трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность.
Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие,
взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в
юридически равном положении с работодателем, работник фактически является
более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя,
что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально
противостоять этому работники могут лишь объединившись в профсоюз. Однако и
он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую
роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее
механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право
РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран,
прежде всего с развитой рыночной экономикой. Освоение этого опыта позволит
избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и
разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских
условиях.
Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель
трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью
вмешательства государства в трудовые отношения. Немаловажным является и
психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке
государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы
регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России
является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство,
оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило
функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что
предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии
социально-экономических решений и определении условий труда и передачу
решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений
можно отнести следующие:
· признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка
механизма защиты более слабой стороны - работника;
· учет интересов работников и работодателей, государственная защита
их интересов;
· гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета
личности перед интересами производства;
· учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера
отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых
отношений;
· установление действенных мер ответственности за нарушение трудового
законодательства.
Деятельность профсоюзов
Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная
организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по
профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют
контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники
Безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия
коллективные договоры, разрешают трудовые споры.
Но основная задача деятельности профсоюза - повышение заработной платы. В
связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных
метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели:
· профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается,
например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию
законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учебы при подготовке к
той или иной профессии.
· профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы,
содействуя установлению ее выше точки равновесия.
· профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При
этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например,
содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти
меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате
чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.
Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно
обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной
экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к
политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение
протекционистских таможенных тарифов. Профсоюзы работников автомобилестроения
выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили
должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.
Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой
своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые
являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы
работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие
условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо
техническое новшество.
В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению,
в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза
вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут
привести к увеличению производительности труда. Более типичными являются
такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда
могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно
принимают форму так называемой работы по правилам или, же забастовки.
Забастовка — это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов.
Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов,
как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом
своего рынка; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей
компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза
причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих, связанные с
забастовкой.
Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных
интересов наемных работников, их ведущая функция - улучшение рыночной
ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же
профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система
управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На
уровне предприятия - административные, первичные партийные и профсоюзные
организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего
субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию,
снижая этим социальное напряжение.
6. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В
ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно
низкий, хотя он и постепенно повышается. Наряду с зарегистрированной
существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая
неделя). В то же время велика, скрытая, официально не фиксируемая «теневая»
занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Значительная
часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет
«теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее
место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в
общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно
различается).
До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не
вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время
процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в
«теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный
характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет
сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия
кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех
потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может
удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом,
усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т. д.
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а
неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь
находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть
населения беспокоит угроза потери работы.
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-
первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же
обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с
одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда - с
другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-
квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие
рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам.
Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства,
прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной
подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным
требованиям. Перераспределение занятых по отраслям, в целом необходимое и
прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства,
но и нередко осуществляется нерационально-Особый интерес представляет анализ
положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость
обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди
составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они —
будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические,
экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем
мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение
на рынке труда.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном
учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в
трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей
части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из
них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость,
вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе
экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок.
Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской
занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года — это студенты и молодые люди, завершающие
или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой
группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного
профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную
квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего
хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие
требования к предлагаемой работе.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди
учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время.
Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных
заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Проявляется четкая
тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на
социальной структуре общества.
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на
один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство
реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа
НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества,
мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного
работника в частности.
Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено
результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная
с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального
дохода США в триаде «труд - земля - капитал» является первый фактор,
охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических
и культурных характеристик рабочей силы.
Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся
долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях
рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все
виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд дол., а полные
частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время
обучения достигли 100 млрд дол.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции
экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и
углубления, особенно в последние два десятилетия, научно-технической
революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное
хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития,
при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности
работников значительной части профессий и широкого использования в сфере
общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К
рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым,
требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем
месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим
характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание
низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов
производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и
непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение
рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный
процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка
кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и
организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного
развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование
методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик
товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной
цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа,
осуществляющие повседневную эволюцию общества.
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в
той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего
населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным
образованием, административно-управленческого Персонала,
высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд
национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 %
занятых в народном хозяйстве.
В настоящее время спрос на труд главным образом определяется:
государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным
предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций;
активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.
На предложение труда могут действовать такие факторы, как падение уровня
жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда
растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части
населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается);
естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения;
демографическая и социальная политика государства.
Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой
рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:
1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие
платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм
потребления на душу населения.
2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и
обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне
удовлетворения потребностей.
3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой
конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).
Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и
предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги
общедоступны.
Как показал анализ, формирующийся на Украине рынок труда имеет сложную
структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам
собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости
производства (различные темпы высвобождения и качественный состав
работников), особенностям технологии производства, квалификации занятых,
уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам
организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении
трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию
и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования
позволит комплексный анализ действия факторов, обусловливающих сегментацию.
Формирование рынка труда на Украине, его протезирование, является
неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями
его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства;
недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни
населения и др.
Что же касается уровня заработной платы, то, по-видимому, следовало бы
сосредоточиться на следующих мерах, представляющихся первоочередными:
1. Пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном
аспекте (освобождение этого показателя от фискальных функций), так и в
количественном.
2. Изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе
и регулировании трудовых отношений в частном секторе.
3. Переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от
сегодняшних принципов, в частности «опоры на зарплату», при определении
прибыли предприятия.
1. Ведяпин В. И. Общая экономическая теория. М., 1995.
2. Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица. Киев, 1993.
3. Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.
4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От
пророков до профессоров. М., 1996.
5. Четвернина Т. Положение безработных и государственная
политика на рынке труда. Вопросы экономики. 1997. №2.
6. Микульский К. Формирование новой модели занятости. Экономист. 1997. №3.
7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
8. Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.
9. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От
пророков до профессоров. М. 1996. |