Курсовая: Рынок труда
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ “ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.”
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине__Регионоведение________________________________________
Тема работы:___Рынок труда г. Барнаула: проблемы и пути их решения_________
_____________________________________________________________________________
_________________
Выполнил (а) студент (ка) I курса, группы 1193
_______________Дик С. С._____________
фамилия, инициалы
__________________________________________________
подпись
Научный руководитель
_______________АССИСТЕНТ_______________
ученая степень, звание
__________Елистратова Т. Г.___________
фамилия, инициалы
Работа защищена.
Оценка____________________________________
“ ” _____________________2000 г.
__________________________________________
подпись руководителя
Барнаул 2000 г.
Содержание.
Введение...............................................................................
Основная часть:
1. Рынок труда: понятие, сущность, содержание........
1.1 Регулирование рынка труда.........
2. Состояние рынка труда г. Барнаула..........................
2.1.
Промышленность................................................
2.2. Безработные.........................................................
2.3. Качественный состав безработных..................
2.4. Активная политика занятости г. Барнаула.
3. Проблемы и пути их решения.......................................
Заключение..........................................................................
Список литературы............................................................
Приложение..........................................................................
Введение.
В данной работе рассмотрена характеристика рынка труда.
На данный момент времени это очень актуальная тема, т.к. рынок труда – это
важнейший элемент рыночной экономики. В связи со спадом производства в 90-х
годах в г. Барнауле и в целом по России положение на рынке труда стало
напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось негативное явление,
как безработица.
Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.
Безработица имеет серьезные социальные последствия.
Поскольку работа – это, с одной стороны, источник доходов, а с другой –
средство самоутверждения человека в обществе.
Поэтому необходимы наблюдение, анализ, прогнозирование рынка труда для
принятия правильных решений, улучшение ситуации на рынке труда.
При написании данной работы были поставлены следующие цели:
- Во-первых, – дать общую характеристику рынка труда;
- Во-вторых, - оценить сегодняшнее состояние рынка труда;
- В-третьих, - оценить проблемы и пути их решения.
Предметом исследования является рынок труда.
Объектом исследования – г. Барнаул.
При оценке состояния рынка труда использовался метод сравнения.
1.Рынок труда: понятие, сущность, содержание.
Рынок труда является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Он, в свою
очередь, актуализирует проблему воспроизводства трудовых ресурсов. Рынок
труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании
интересов работодателей и наемной рабочей силы. Основные элементы рынка труда:
субъекты рынка труда, правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на
рынке труда; коньюктуру рынка труда; систему социальной защиты и др. Основными
субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными
"фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им
могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные
организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации,
кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п..
Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых по
найму является главным источником средств существования и индивидуального
воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в
зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса, и ряда
социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности,
дисциплинированности, предприимчивости и др.). В функционировании рынка труда
можно отметить несколько принципиальных положений. Во-первых, это совокупность
экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке
труда. На практике общее или структурное равновесие на рабочую силу и ее
предложение трудно достижимо. Предложение рабочей силы - это
потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по
найму и на этой основе – источника средств существования.
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном
количестве работников на каждый данный момент времени. Спрос на труд является
главным показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и
процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.
Во-вторых, место пересечения различных экономических и социальных интересов и
функций.
В-третьих, с позиций предприятий – поле взаимоотношений его сотрудников, т.е.
потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое
место работы в пределах фирмы. Система отношений на рынке труда складывается
из трех компонентов:
1. Отношения между наемными работниками и работодателями;
2. Отношения между субъектами рынка труда и представителями
(профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
3. Отношения между субъектами рынка труда и государства.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда
необходимо для его функционирования.
Рынок труда выполняет ряд функций:
1. Организация встречи работодателей и наемных работников;
2. Обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями,
так и наемными работниками;
3. Установление равновесных ставок заработной платы;
4. Решение вопросов занятости населения;
5. Осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения
рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и
обеспечение работой незанятого населения.
Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения
рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он состоит из
отдельных элементов:
Открытый рынок труда - это экономически активное население, которое ищет
работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а так же все вакантные рабочие
места во всех секторах экономики.
Скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но
в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его
структуры могут быть высвобождены. Исходным материалом для оценки ситуации на
открытом рынке труда, анализа тенденций и предложения рабочей силы являются:
данные Госкомстата РФ по форме №1 – Т. – “трудоустройство населения” (годовая,
квартальная); месячные отчеты Федеральной службы занятости “ О трудоустройстве
и занятости населения, обратившегося в службу занятости РФ, в территориальном
разрезе; данные Госкомстата РФ по форме № 17 “ О наличии и прогнозе рабочих
мест”, приеме – выбытии штата и намечаемом высвобождении работников в
территориально-отраслевом разрезе. Использование перечисленных материалов
позволяет выявить емкость как официального рынка труда, охваченного
посреднической деятельностью Федеральной службы занятости, так и его
неофициальной части, а так же проследить динамику показателей спроса и
предложения на открытом рынке труда в целом, в рамках его официальной и
неконтролируемой частей, оценить их соотношения.
Коньюктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех
составляющих структуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния
экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития
технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе
душевного); развитие рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния
социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности
экономики; мер развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных).
Кроме того, на нее оказывает влияние демографические, этносоциальные,
политические, экологические и некоторые другие факторы. В зависимости от
соотношения между спросом и предложением коньюктура рынка труда может быть трех
типов: труднодифицитный, трудноизбыточный, равновесный. Коньюктура рынка труда
г. Барнаула имеет трудноизбыточный тип, т.е. это когда на рынке труда имеются
большое число безработных и соответственно избыток предложения труда.
Неотъемлемой составляющей механизма рынка труда является конкуренция.
Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и
продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда
и покидать его.
Инфраструктуры рынка труда – это государственные учреждения,
негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий
и фирм, общественные организации и фонды, и другие, обеспечивающие наиболее
эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.
Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и
работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и
переподготовки работников, а так же организовывать и регулировать процессы
защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.
Сегменты рынка труда.
Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на
устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей
силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный
рынки труда.
Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень
занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального
продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п.
Вторичный рынок труда характеризуется большой текучестью кадров и
нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием
профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники
и технологий и отсутствием профсоюзов. Причины разделения труда на сегменты:
1. различие в уровне экономической эффективности производства;
2. различие в уровне социальной эффективности труда;
3. различие в уровне социальной эффективности производства.
Сегментация рынка труда предусматривает внутренний рынок труда, который можно
охарактеризовать как систему социально-трудовых отношений, ограниченных
рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее
размещение определяются административными правилами и процедурами. Внутренний
рынок труда обуславливается наличием и составом работников на предприятии, их
движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью
использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и
ликвидируемых рабочих мест.
Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между
работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли.
Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть
кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и
порождает безработицу. Изменение экономической и социально-политической
ситуации в стране в последние годы привело к возникновению ряда новых явлений
в сфере занятости населения – сегментации рынка труда по формам собственности
и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого
предпринимательства и др. Всех лиц, занятых в экономике в настоящее время,
можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном,
формальном негосударственном (частном), неформальном секторах. К
неформальному сектору относится незарегистрированная в соответствии с
законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят
налогов. В России складывающийся неформальный сектор чрезвычайно разнороден.
Показателями рынка труда являются занятость и безработица.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных
и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им
заработок (трудовой доход). Занятыми считаются граждане (ст.2 Закона РФ “ О
занятости”)
- работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу
(службу), включая временные, сезонные работы;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе
индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.),
предприниматели, а так же члены производственных кооперативов;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
- военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;
- трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы,
включая обучение по направлению службы занятости;
- временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и
т.п.);
- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договоры
подряда).
Количественно занятость характеризуется уровнем занятости. Он может
рассчитываться двумя способами:
1. Доля занятых в общей численности населения:
Уз1 = Чз : Чн
2. Доля занятых в экономически активном населении:
Уз2 + Чз : (Чз +Чб )
В международной статистике исходным показателем для анализа занятости
является уровень экономически активного населения в общей численности
населения:
Уэ.а. =(Чз + Чб ):Чн ;
где Чз - доля численности занятых;
Чн - общая численность населения;
Чб - доля численности безработных.
Отношения занятости обуславливаются экономическими, демографическими и
социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в
возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное
существование и способствовать росту эффективности общественного
производства, социальное – в формировании и развитии личности.
Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с
возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др..
Обычно применяются четыре группы показателей, отражающих эффективность
занятости:
1. Первая группа - это пропорции распределения ресурсов труда общества
по характеру их участия в общественно полезной деятельности.
2. Вторая группа – уровень занятости трудоспособного населения в
общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной
стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой стороны
- потребность населения в рабочих местах.
Оценка эффективности занятости по этой характеристике
может производиться на основе баланса трудовых ресурсов.
3. Третья группа – структура распределения работающих по отраслям
народного хозяйства.
4. Четвертая группа – это профессионально-квалификационная структура
работающих. Она показывает распределение работающего населения по
профессионально-квалификационным группам и отражает степень
сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в
квалифицированных работниках.
Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения
видов занятости.
Так различают полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Полная
занятость – это обеспеченность профессиональным трудом, который приносит
доход личности и достойное существование ему и его семье. Основной смысл
продуктивной занятости сводится к следующему. Общественно приемлемой может
считаться не любая работа, а только отвечающая двум важнейшим требованиям.
Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий
достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь по политике
занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п.. Во-
вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной.
Частный случай последней – содержание излишних работников или создание
формальных рабочих мест во избежание безработицы – политика государства
должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически
целесообразным, максимально продуктивным для общества.
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться
собственной способностью к труду принадлежит исключительно ее владельцу, т.е.
самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор
между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение
к труду.
Сущностные характеристики занятости, в том числе закономерности в
распределении по видам занятости, отраслям народного хозяйства,
профессионально-квалификационным группам различаются по полу и возрасту.
Половозрастные группы населения, объединенные по характеру их участия в
общественно полезной трудовой деятельности, принято называть социально-
демографическими группами.
С целью учета особенностей занятости населения по полу и возрасту выделяются
следующие социально-демографические группы: мужчины, женщины, молодежь
(трудоактивное население 16 – 29 лет), лица средних возрастов (30 – 49 лет),
лица предпенсионного возраста (трудоспособное население старше 50-ти лет),
лица пенсионного возраста.
Под безработицей обычно понимается несоответствие на рынке труда, когда
предложение труда превышает спрос, причем это несоответствие может быть как в
количественном, так и в качественном отношении.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и
неотъемлемую часть рыночной экономики. В этой связи целесообразно большое
внимание уделять анализу типов безработицы. Основными ее типами являются:
фрикционная, структурная и циклическая, имеется так же специфический тип
безработицы – скрытая.
Фрикционная безработица связана с изменением в предложении труда. Поскольку
человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и места работы, то
он обычно использует это право. Одни добровольно меняют место работы, другие
ищут новую работу из-за увольнения, некоторые теряют временную, сезонную
работу, а отдельная категория (молодежь) впервые ищет работу. Часть людей из
этой категории трудоустраивается, часть продолжает искать работу. В то же
время происходит увольнение новых работников в силу отмеченных выше причин, и
так без конца. Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной,
поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека и многие работники
при увольнении переходят с низкооплачиваемой, малосодержательной на более
высокооплачиваемую и содержательную работу.
Структурная безработица, иногда ее называют «составная». Сущность ее
заключается в изменении со временем структуры потребительского спроса и
технологии, которые влекут за собой изменения структуры общего спроса на
труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки
ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в
различных отраслях. Структурная безработица более длительная и нежелательная.
Циклическая безработица – это безработица, которая называется спадом
производства, снижением инвестиций в экономику. Когда совокупный спрос на
товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
Спад производства и неадекватное ему сокращение занятости – главная причина
скрытой безработицы. Экономической возможностью ее существования является
падение реальной заработной платы работников.
Скрытую безработицу, по мнению специалистов, следует разделить на официальную
и неофициальную. К официальной скрытой безработице относятся регистрируемые
статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе
администрации, а так же лица, вынужденные работать в условиях неполного
рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать
избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет
работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости. Логическим
продолжением анализа форм безработицы является характеристика ее структуры по
следующим признакам:
- полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении
безработных женщин;
- возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц
предпенсионного возраста;
- социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические
исполнители);
- уровню образования;
- профессиональным и стажевым группам;
- уровню доходов и обеспеченности;
- причинам увольнения;
- ментальным группам.
Анализ структуры безработицы целесообразно проводить на основе сочетания
экономико-статистических, оперативных и социологических методов исследования.
Главная «цена» безработицы – невыпущенная продукция. Когда экономика не в
состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и
может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется
безвозвратно. Безработным по методологии Международной
организации труда (МОТ), считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы,
ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме
заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. По российскому
законодательству, безработниками признаются трудоспособные граждане, которые не
имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях
поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Принятая
система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в
развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не
регистрируется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или
прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России,
подготовленные с учетом международных норм, показатель уровня безработицы
определяется по следующей формуле:
где Уб – уровень безработицы,
Эа - численность экономически активного населения,
з - численность занятых.
Рост безработицы расширяет границы выбора работодателей, которых получают
возможность диктовать свои условия, особенно когда это касается мало-и
неквалифицированного труда. С точки зрения образовательного ценза рынок труда
можно разделить н6а три сегмента – высококвалифицированного,
малоквалифицированного и неквалифицированного труда, каждый из которых
характеризуется специфическим соотношением спроса и предложения. Все три
сегмента взаимосвязаны и сопряжены с конкуренцией на технологической основе.
С внедрением новой техники, технологии, других новшеств изменяются
качественные параметры спроса, что способствует переливу рабочей силы из
одного сегмента в другой, преобразует профессионально-квалификационный состав
работников. Конкуренция на рынке высококвалифицированного труда не
совершенна, поскольку существуют абсолютно не взаимозаменяемые группы
профессий и специальностей (например, учителя не заменяют врачей и т.п.).
Несовершенство конкуренции проявляется так же вследствие дифференциации
работников по выполняемым функциям, должностям, уровню образования,
половозрастному составу, регионально-отраслевой приоритетности и т.д..
Свободу конкуренции сдерживает регламентация профессий, согласно которой
доступ к отдельным видам занятий (медицинская, юридическая и др. Частная
практика) законодательно разрешается при наличии патентов, лицензий.
1.1. регулирование рынка труда.
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики
предусматривает достижения трех основных целей:
1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса
перераспределения высвобождаемых работников;
2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Методом воздействия на занятость можно отнести:
- прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое
законодательство, коллективные договоры.
- Косвенные (экономические): финансовая монетарная, фискальная политика.
Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного
воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.
Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный.
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и
пассивный. Активная политика занятости – это совокупность правовых,
организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения
уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с
предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих
мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания рабочих мест;
организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и
предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу
занятости.
Проведение активной государственной политики занятости населения
осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной
программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и
прогноза его развития. Государственная политика на региональном уровне
реализуется в рамках федеральной программы, а так же путем региональных и
местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности
демографического и социально-экономического развития территории.
Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности
развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные
мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм
собственности, размеров предприятий и т.д.. Важным способом смягчения
ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных
форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на
занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда,
позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать
всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам
индивидов и работодателей, так и общества в целом. К числу разновидностей НФЗ
могут быть отнесены:
- частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в
течение времени ненормальной и нестандартной продолжительности, включая
временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные
общественные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или
неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего
места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя и
более работниками); работа неполный день может быть весьма полезной,
например, учащиеся, которые получили бы возможность совмещать учебу с
работой, обеспечивая тем самым прибавку к стипендии или зарабатывая средства
на платное обучение; для граждан, обремененных семейными обязанностями.
Некоторым работникам предпенсионного или пенсионного возраста так же удобно
завершать свою трудовую деятельность, плавно переходя на сокращенный рабочий
день или неполную рабочую неделю. Таким образом, частичную занятость не
следует рассматривать только как отрицательное явление. Она – одна из форм
занятости, и поэтому так же должна регулироваться законом. Существенным
недостатком работы на условиях временной занятости остается отсутствие
гарантий 6на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве на временные
рабочие места, граждане так же оказываются лишенными и социальных гарантий
(например, медицинской страховки).
- Основанные на нетрадиционных способах организации трудовой
деятельности или рабочего времени: надомный труд; совместительство (или труд
на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда;
Самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание
рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях
получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных
потребностей в самореализации. Самозанятость является одним из важнейших
направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости
являются индивидуальная трудовая деятельности и предпринимательство в сфере
малого бизнеса. В рамках государственной политики занятости следует отметить
роль фонда занятости в регулировании рынка труда. Так, государственный фонд
занятости осуществляет следующие выплаты:
- пособие по безработице;
- компенсации материальных затрат в связи с их добровольным переездом
в другую местность по направлению службы занятости;
- оплату периода временной нетрудоспособности;
- стипендии при направлении службы занятости на профессиональную
подготовку, переподготовку, повышение квалификации.
- Из фонда занятости возмещаются затраты Пенсионного фонда в связи с
назначением досрочных пенсий безработным.
2. Состояние рынка труда г.Барнаула.
Региональному рынку труда в крае присущи в основном те же черты, которые
характерны для российского рынка труда в целом: высокий уровень трудовой
активности населения в сочетании с низким уровнем жизни и эффективности
труда. Негативные тенденции, сложившиеся в экономике г.Барнаула и в целом по
краю продолжают влиять на состояние занятости населения.
2.1.Промышленность.
В городе Барнауле ситуацию на рынке труда предопределяет состояние
промышленной отрасли экономики. Характерным для города является то, что в его
промышленности сконцентрированы отрасли, наиболее подвергшиеся как по России
в целом, так и в западной Сибири: легкая и текстильная промышленности,
базирующиеся, в основном, на переработке сырья, поставляемого из Средней
Азии; оборонная промышленность – уменьшение государственных заказов на
продукцию (АО “Геофизика”). В 1994г. Сокращение производства превышало в
городе Барнауле 31%. Среди основных факторов, отрицательно воздействовавших
на положение в экономической сфере города, глава администрации выделил для
города Барнаула – это прежде всего потеря предприятиями рынков сбыта
производимой продукции в связи с распадом СССР и со спадом производства в
целом по России; неконкурентноспособность такой продукции и взаимные
неплатежи предприятий.
По данным государственной статистики за 1998 год количество предприятий в
городе Барнауле увеличилось на 6,1% и по состоянию на 01.01.99 год составила
16192 учтенных единицы, в том числе за отчетный период зарегистрировано вновь
в фонде занятости Барнаульского отдела 1186 работодателей с численностью
работающих 8079 человек. Наибольшее число предприятий было сосредоточено в
торговле и общественном питании 7056 (или 43,6%), промышленности – 2569
(15,9%), строительстве – 1491 (9,2%). Вместе с тем, неблагоприятные тенденции
в экономике сопровождались снижением спроса на рабочую силу и привели к
ликвидации либо реорганизации 445 предприятий – работодателей с численностью
работающих более 2200 человек.
В 1998 году были ликвидированы – Барнаульское авиа предприятие, Барнаульское
высшее военное летное училище, фабрика « Прогресс», мелкие торговые точки с
численностью 3-5 человек. Наибольшее снижение численности занятых произошло в
строительстве (33,2%), торговле (31,8%), кредитовании, страховании, финансах,
пенсионном обеспечении (18,8%), в сельском хозяйстве (11,4%).
Так, в 1998 году более половины предприятий города (52,8%) работали в режиме
«скрытой безработицы» и неполной занятости – это такие предприятия как ПО
«Кристалл», ОАО «Синтволокно», ОАО «Алтайдизель», ОАО «Меланжист», ОАО «
Барнаульский хлопчато-бумажный комбинат», АООТ « Барнаултрансмаш», ОАО «
Геофизика» и др..
За девять месяцев 1998 года в промышленности производство достигло (в % к
прошлому году):
- в химической и нефтехимической промышленности – 85,7%;
- в машиностроении – 73,1 %;
- в промышленности стройматериалов – 79,9 %;
- в легкой промышленности – 64 %;
- в пищевой промышленности – 109 %;
- в лесной и деревообрабатывающей промышленности – 100,5 %;
- в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности-
- 64,6 %;
[ 17]
Нельзя сказать, что у нас уж совсем промышленность на нуле. Какие-то цеха на
отдельных предприятиях начинают оживать. На некоторых предприятиях без
задержки стали давать заработную плату (завод “Химволокно”). Но, тем не
менее, особого роста производства нет. Другие предприятия, напротив,
продолжают сокращать рабочие места. По данным службы занятости в 4 квартале
1999 года было сокращено 695 человек. На данный момент администрация ОАО
“Геофизика” предполагает сокращение рабочих мест. Таким образом, численность
граждан, имеющих статус безработного, может возрасти. По прежнему на
предприятиях промышленности неполная занятость, т.е. многие предприятия
функционировали по режиму сокращенной рабочей недели или неполного рабочего
дня; широко использовали вынужденные отпуска по инициативе администрации.
Политика сдерживания высвобождения работников, не подкрепленного ростом
объемов производства, привела к скрытому резервированию рабочей силы,
растущей трудоемкости производства, расширению неэффективной занятости. Так
если бы сегодня в городе Барнауле производительность труда сохранилась на
уровне 1990 года, то доля избыточной рабочей силы в общей численности в
промышленном производстве составила бы 50 %. Таким образом, рынок труда
характеризуется и скрытой безработицей. На рынке труда города Барнаула
преобладают вакансии с низко оплачиваемой заработной платой. Так на 26 июня
1999 года в 70 % заявок предприятий ее размер составил до 250 рублей. [16,14]
В 1999 году численность занятых стабилизировалась. В городе по данным органов
службы занятости число предприятий, сообщивших сведения о потребностях в
рабочей силе, составило 514 предприятий, из них предприятия государственного
сектора – 201, и 313 предприятий из негосударственного сектора. Их
потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест составило –
3593 человека (Таблица 1), что выше, чем в 1998 году. Так же по данным службы
занятости число предприятий, сообщивших сведения о высвобождении работников –
51 предприятие, у которых помечено к высвобождению – 364 человека (Таблица
2),что ниже, чем в 1998 году.
Конечно это не все данные, так как есть предприятия, которые не сообщали о
потребности или высвобождении рабочих мест на предприятии.
Приложение.
Таблица 1.
№ | | Число предприятий, сообщивших сведения о потребности в рабочей силе для замещения свободных рабочих мест (должностей), (ед.). | Списочная численность работников этих предприятий,(чел.). | Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), (чел.) | Всего | В том числе рабочих | 1 | Всего по состоянию на 31.12.1999 | 514 | 80812 | 3593 | 2902 | 2 3 | Из строки 1 по секторам экономики: Государственный сектор Негосударственный сектор | 201 313 | 30199 50613 | 1765 1828 | 1508 1394 | 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Из строки 1 по отраслям экономики: Промышленность Сельскохозяйственное производство Транспорт и связь Строительство Торговля и общественное питание Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения Здравоохранение, социальное обеспечение , образование, культура, наука Кредитование, финансы и страхование Управление Другие отрасли | 68 5 23 60 96 39 72 6 7 138 | 39230 2025 4487 7528 1534 6734 10345 241 2664 6384 | 753 19 76 570 202 868 147 15 52 891 | 634 15 67 535 157 849 75 0 38 532 |
Потребность в рабочей силе [6].
Приложение.
Таблица 2.
№ | | Число предприятий, сообщивших сведения о высвобождении работников, (ед.). | Списочная численность работников этих предприятий, (чел.). | Намечено к высвобождению работников | Всего | Из гр. 5. | женщины | Лица в пенсионном возрасте | Молодежь в возрасте 16 – 29 лет | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | Всего | 51 | 14468 | 364 | 222 | 61 | 50 | 2 3 | Из строки 1 по секторам экономики: Государственный сектор Негосударственный сектор | 27 24 | 5334 9134 | 181 183 | 107 115 | 32 29 | 23 27 | 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Из строки 1 по отраслям экономики: Промышленность Сельскохозяйственное производство Транспорт и связь Строительство Торговля и общественное питание Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения Здравоохранение, социальное обеспечение , образование, культура, наука Кредитование, финансы и страхование Управление Другие отрасли | 13 1 4 5 5 2 9 3 1 8 | 8899 11 2416 371 64 69 1044 726 9 859 | 130 4 35 27 21 7 20 18 9 93 | 70 3 33 14 13 7 10 17 2 53 | 21 2 3 3 5 1 4 3 0 20 | 18 1 4 1 3 3 2 6 4 8 |
Сведения о высвобождении работников [6].
2.2 Безработные.
Важнейший показатель рынка труда - уровень безработицы. Он определяется, как
удельный вес безработных в общей численности экономически активного
населения. За 1999год в органы службы занятости города обратилось в поиске
работы 37118 человек, что ниже на 729 человек, чем в 1998 году. Из них
состояло на учете на 1.01.2000 года 4086 человек, что так же ниже чем на
1.01.1999 года (65090 человек) на 2504 безработных. (Таблица 3.)
Приложение.
Таблица 3.
№ | | Всего | В том числе | Молодежь в возрасте 16-29 лет | женщины | инвалиды | Беженцы и вынужденные переселенцы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 2 | Состояло на учете на 1.01.99г. Из них которым назначено пособие по безработице | 6590 6012 | 1961 1857 | 4806 4332 | 246 214 | 10 8 | 3 4 | Состояло на учете на 1.01.00г. Из них которым назначено пособие по безработице | 4086 3287 | 1009 897 | 3414 2734 | 211 170 | 4 4 |
Численность безработных [6].
Приложение.
Таблица 4.
№ | | Всего | В том числе | Молодежь в возрасте 16-29 лет | женщины | инвалиды | Беженцы и вынужденные переселенцы | 1 2 3 4 5 | До одного месяца От 1 до 4 От 4 до 8 От 8 месяцев до года Более 1 года | 227 1013 769 663 1414 | 87 415 289 114 104 | 169 810 661 562 1212 | 7 25 25 58 96 | 1 1 1 1 0 |
Распределение безработных по продолжительности, по состоянию на 1.01.00 года
[6].
Из них, которым назначено пособие по безработице – 3287 человек.
Уровень зарегистрированной безработицы по г. Барнаулу по состоянию на 1
января 2000 года составил 1,0 % от трудоспособного населения, что ниже
краевого показателя (1,6%). По сравнению с соответствующим периодом прошлого
года он снизился на 0,6 процентных пункта, т.е. на 1.01.99г. – 1,6 % [5].
Уменьшение официального показателя безработицы ни в коей мере не может
успокаивать, конечно, произошел рост производства. Но по мнению специалистов
в значительной степени это объясняется еще и тем, что существенно снизилась
финансовая мотивация регистрации в качестве безработного (нехватка средств в
фонде занятости порождает длительные задержки выплаты пособий). Незанятые
трудовой деятельностью теряют интерес к получению и подтверждению статуса
безработного, самостоятельно ищут работу. Своевременно перестали выплачивать
пособия с мая 1998 года. Так на 24 июня 1999года задержка выплаты пособий
составила около 6 месяцев [16].
Несмотря на снижение численности безработных и уровня безработицы наблюдается
тенденция устойчивого увеличения ее продолжительности. Средняя
продолжительность безработицы составила 8,5 месяца против 6,3 месяца в 1998
году. Также за последний год (1999г.) удельный вес безработных, состоящих на
учете более года возрос с 17,2% (1998 год) до 31,0% (1999 год), так
численность стоящих на учете более года составила 1414 человек (1998г. – 979
чел.). [4];[5] ;[6].
2.3. Качественный состав безработицы.
По состоянию на 1 января 2000 года в службах занятости на учете состояло
безработных – 4086 человек.
Среди безработных:
Молодежь в возрасте 16 – 29 лет – 1009 человек (24,7 %);
Женщины – 3414 человек (83,6 %);
Инвалиды – 211 человек (5,2%).
С уменьшением численности безработных наблюдается увеличение безработных
женщин. Из таблицы 2 видно, что под сокращение попадает большее число женщин,
чем мужчин, что ухудшает возможности трудоустройства безработных женщин
(дефицит вакансий для женщин). Так среди безработных по прежнему превалируют
во всех группах – женщины. По состоянию на 1.01.99 года доля женщин –
безработных составляла 73%, что ниже на 10,6 процентных пункта, чем на
1.01.2000 года. Эффект повышения уровня женской безработицы за счет
относительно низкой вероятности трудоустройства значительно превосходит
эффект снижения уровня безработицы из-за оттока женской рабочей силы в состав
неактивного населения. Как следствие, среди женщин более высокий уровень
безработицы и более продолжительны периоды поиска работы и трудоустройства.
Поэтому женская безработица чаще принимает затяжной характер. Так из 1414
человек стоящих на учете более года, женщины составляют 1212 человек (85,7%)
(Таблица 4). Следует отметить высокий образовательный уровень безработных
( Таблица 5.), среди которых доминируют также женщины.
Приложение.
Таблица 5.
№ | | Зарегистрировано безработных на конец 1999 года (1.01.00 г.) | Всего | В том числе женщин | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | Численность безработных - всего | 4086 | 3414 | 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Из строки 1 по причинам увольнения (отчисления) Уволившиеся по собственному желанию Уволенные за нарушение трудовой дисциплины Высвобожденные работники Граждане, уволенные с военной службы Лица, освобожденные из мест лишения свободы Выпускники средних специальных учебных заведений Выпускники общеобразовательных школ Выпускники высших учебных заведений Выпускники профессионально – технических учебных заведений Другие причины | 1271 5 1781 6 1 157 2 161 100 602 | 996 0 1564 0 0 145 2 135 71 501 | 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | Из строки 1 по образованию: Имеющие высшее профессиональное образование Имеющие среднее профессиональное образование Имеющие начальное профессиональное образование Имеющие среднее общее образование Не имеющие полного среднего образования Из строки 1 по возрасту: 16 –17 лет 18 – 24 лет 25 – 29 лет предпенсионного возраста других возрастов | 1051 1445 460 858 272 7 709 293 842 2235 | 826 1294 376 722 196 3 594 241 724 1852 |
Состав безработных [7].
Так из 1051 человек, имеющих высшее профессиональное образование, женщины
составляют 826 человек (78% от всех имеющих высшее образование и 24,2% от
общего числа безработных женщин), а из 1445 человек, имеющих среднее
профессиональное образование – 1294 женщины (89,6% от всех имеющих среднее
профессиональное образование и 37,9% от общего числа безработных женщин).
Конкурентоспособность женской рабочей силы состоит из экономических,
социально – психологических аспектов. Экономические включают в себя:
производительность, работоспособность, качество, выгодность или
привлекательность. Социально-психологические: уровень образования,
квалификация, профессионализм, способность к адаптации, трудовая мобильность.
Демографические аспекты: возраст, семейное положение, дети. Совмещая труд,
материнство и домашнее хозяйство, женщина- традиционно менее желанный
работник, чем мужчина. Женская рабочая сила менее мобильна. Мужчины в случае
потери работы более активны на рынке труда – занимаются активным поиском
работы и не прекращают ее поиск. Тогда как женщины в случае потери работы
часто прекращают ее поиск, переходя в состав экономически неактивного
населения.
Сложности при трудоустройстве на рынке труда испытывают лица в возрасте
старше 40 – 45 лет. Так в городе Барнауле доля граждан, состоящих на учете в
службе занятости в возрасте старше 45 лет составляет 33%, а вакансий для них
имеется порядка 5%. После потери работы у представителей старших возрастных
групп шансов найти работу значительно ниже, чем у представителей более
молодого поколения.
Так лишь 16% безработных старше 55 лет находят работу в течении одного года,
тогда как среди безработных в возрасте от 25 до 39 лет на работу устраивается
43,5%. Многие безработные старше 55 лет переходят в состав экономически
неактивного населения так и не найдя работу. В органах службы занятости число
безработных предпенсионного возраста на 1.01.2000 года составило 842 человек,
из них женщины – 724.
Чрезвычайно низкий уровень беднейших слоев населения заставил молодежь раньше
выходить на рынок труда. В течении последних лет труд подростков стал обычным
явлением. Возросла доля учащихся, желающих работать в свободное время, а так
же пенсионеров и инвалидов, вынужденных искать доходное занятие.
Каждый третий среди городских безработных – молодежь 16-29 лет (30,5% при
среднем краевом показателе 18,7%). На рынке труда так же наблюдается сильная
текучесть занятости в самой молодой категории рабочей силы 16-24 лет
(доминирующая причина – низкая заработная плата), число которых ,состоящих на
учете, составило 716 человек (Таблица 5.). Молодежь более мобильна при выборе
и поиске рабочего места. Низкая стартовая зарплата в сочетании с установкой
на получение высокооплачиваемой должности служит тормозом при
трудоустройстве. Для данной возрастной категории (16-24 лет характерным
являются короткие периоды занятости, а не затяжные периоды безработицы,
характерными для лиц более старшего возраста. Как уже говорилось, на рынке
труда высокий образовательный уровень не только женщин, но и остальных
безработных граждан.
Доля граждан с таким образовательным уровнем достигла 57%. Уровень
образования оказывает неоднозначное воздействие на положение индивида на
рынке труда. С одной стороны, по всем секторам экономики с повышением уровня
образования снижается риск потери работы, с другой – в случае потери,
образование может как помочь индивиду, так и препятствовать быстрому
трудоустройству. Так, с повышением уровня образования, возрастают требования
индивида к условиям труда и его оплаты, увеличиваются временные издержки,
связанные с переподготовкой рабочей силы, и период поиска подходящей работы
становится более продолжительным.
2.4. Активная политика занятости на рынке труда г. Барнаула.
Несмотря на экономические и финансовые трудности (задолженность предприятий в
государственный фонд занятости населения, вследствие чего задолженность по
выплате пособий безработным), удалось сохранить активные формы работы на
рынке труда. Так помощь в трудоустройстве была оказана 23187 человек (62,5%
от обратившихся граждан в поиске работы в службу занятости).
В связи с отсутствием должного финансирования органы службы занятости
проводят обучение только под конкретные рабочие места, если есть гарантия,
что предприятие возьмет человека. Переобучение ведется практически по любой
профессии: лифтер, токарь, швея, закройщица, продавец. Единственная
профессия, обучение по которой ведется без предварительной гарантии,
продавец-кассир. Переобучение также под самозанятость, в основном женщин: на
швей, закройщиц, скорняков, которым затем служба занятости помогает
приобрести документы, чтобы они могли заниматься индивидуально-трудовой
деятельностью.[16]. Количество направленных на профессиональное обучение в
1999 году увеличилось (по сравнению с 1998 годом ) до 520 человек, из них
после завершения профессионального обучения нашли работу 508 человек.[6]
Для тех безработных, кто не нашел себе подходящей работы и не определился с
обучением по новой специальности, служба занятости организует временное
трудоустройство в форме общественных работ. Так количество участников в
общественных работах достигло 4151 человек, что выше, чем в 1998 году.[7].
Взрослые безработные чистили подвалы, работали на коммуникациях
горводоканала, горэлектросети, благоустраивали дворовые участки, убирали
подъезды.
Подростки занимались очисткой города, уходом за цветами; привлекались к
работе в пригородных совхозах. Создавались строительные бригады по ремонту
школ. Студентов направляли на ремонт общежитий. Гражданам, задействованным во
временных работах, пособие по безработице выдается полностью и без
задержек.[16].
3. Проблемы и пути их решения.
Главной проблемой на рынке труда по прежнему остается безработица, т.е.
трудоустройство граждан (безработных) затруднено дефицитом вакансий,
заявленных предприятиями и организациями в службу занятости, несмотря на их
значительный рост.
Сложность ситуации еще и в том, что безработица существует на фоне крайне
низкого уровня заработной платы. Поэтому надо искать пути повышения
заработной платы (за счет максимального использования резервов, сокращения
издержек производства и т.п.) увеличение доходов населения (которое, в свою
очередь, создает условие для расширения производства и занятости).
Наиболее проблемно трудоустройство граждан, ищущих работу впервые, в том
числе выпускников профессиональных учреждений всех уровней и
общеобразовательных школ – их доля среди обратившихся составляет 38%,
востребованность же на рынке труда минимальная из-за отсутствия опыта работы.
Молодежь – будущее станы и в частности города Барнаула, и от стартовых
условий их деятельности зависит последующее развитие. Поэтому при
профобучении приоритет отдается молодежи. Стабилизации на молодежном рынке
труда может способствовать широкое распространение так называемых гибких или
нестандартных форм занятости, которые, так же как и активная политика
содействия занятости, играют высокую роль в решении проблем молодежной
безработицы. Осуществление целевой программы ² Молодежная
практика². В рамках ее реализации территориальные отделы должны
поддерживать тесные контакты со многими предприятиями и организациями,
заключать с ними договоры на создание временных рабочих мест.
Основной же проблемой трудоустройства является качественное несоответствие
между спросом и предложением рабочей силы, т.е. между структурой имеющихся
вакантных мест и профессиональным составом ищущих работу. Хотя увеличение
числа заявленных вакансий произошло по всем отраслям экономики, однако, в
большей части для замещения свободных мест требуются работники без
специальной подготовки по непрестижным, низкооплачиваемым профессиям
(например, грузчики, сторожа и т.д.) в городе таких вакансий порядка 86%,
причем 655 из них заявлено предприятиями и организациями негосударственного
сектора экономики. На долю инженерно-технических работников и служащих
приходится не более 13% вакансий – это, как правило, места для работников
культуры, народного образования и здравоохранения, экономистов, бухгалтеров,
агентов, и других работников рыночной экономики, которым выдвигаются
дополнительные требования – определенный опыт работы, знание компьютера,
ограничение возраста.
Затруднено трудоустройство граждан, имеющих специфические профессии, ранее
используемые на предприятиях военно-промышленного комплекса (химики,
технологи, аппаратчики) в то же время предприятия города испытывают
потребность в специалистах высокой квалификации: в промышленности –
станочники, наладчики, слесари; в строительстве – электрогазосварщики,
плотники.
Исходя из складывающейся обстановки в городе, приоритетным направлением в
решении проблем занятости является активная политика занятости, сокращение
периода безработицы, скорейшее возвращение безработных к производительному
труду.
Активная политика – усиление взаимодействия с работодателями в создании банка
вакансий рабочих профессий и высококвалифицированных специалистов; создание
дополнительных и квотирование мест для лиц, особо нуждающихся в социальной
защите, улучшение профориентационной работы среди учащихся
общеобразовательных школ, развитые системы опережающего обучения работников,
намеченных к высвобождению; расширение сети временных рабочих мест,
направление на сезонные работы длительно безработных, незанятой молодежи и
других слабозащищенных категорий, поддержка предпринимательства,
индивидуально-трудовой деятельности. В условиях кризиса нужно использовать
все возможные способы расширения рынка труда.
Так, например, применение добровольной законно оформленной неполной занятости
в целях получения дополнительного к имеющемуся дохода может стать одним из
элементов повышения уровня населения. Эффективное использование средств
массовой информации для информирования широких слоев населения о деятельности
службы занятости.
Повысить эффективность проведения массовых мероприятий с безработными
гражданами, обратившимися по вопросу трудоустройства (выездные консультации
по вопросам занятости, «Дни старшеклассников», «Декадники» выпускников ВУЗов
и т.д.). А на федеральном уровне совершенствование законодательства о
занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда
(государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников, как
плательщиков страховых взносов), изменение условий присвоение статуса
безработного, повышение ответственности работодателей и профсоюзов за
соблюдение КЗОТа.
Заключение.
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет
собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и
наемной рабочей силы.
Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.
Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения
динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли
безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения
(например, женщины – заняты ведением домашнего хозяйства).
По нашему мнению в 1999 году – наблюдалось улучшение на рынке труда, так
изменился оборот рабочей силы работников предприятий и организаций по
сравнению с 1998 годом прием работников стал превышать выбытие. Численность
обратившихся в службу занятости для поиска работы сократилась на 729 человек,
а так же численность стоящих на учете безработных уменьшилась на 2504
человека. Уровень официальной безработицы понизился до 1,0% к трудоспособному
населению. Хотя и произошло увеличение средней продолжительности безработицы
до 8,3 месяца.
В результате усиления работы с работодателями службы занятости наблюдалась
тенденция к увеличению числа вакансий, заявленных в органы службы занятости.
Но не смотря на это, трудоустройство граждан по-прежнему затруднено. Так
наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают:
- женщины (среди безработных, стоящих на учете, их 83,5%);
- граждане, которые впервые вышли на рынок труда, в том числе
выпускники профессиональных учреждений всех уровней и образовательных школ
(38%) – из-за отсутствия опыта работы;
- граждане старше 40-45 лет;
- затруднено трудоустройство граждан, имеющих специфические профессии
(химики, технологи, аппаратчики).
Рынок труда не испытывает потребность в таком количестве рабочей силы. На
рынке труда в большей части для замещения свободных мест требуются работники
без специальной подготовки по непрестижным, низкооплачиваемым профессиям
(грузчики, сторожа и т.д.). и, наоборот, на специалистов высокой квалификации
выдвигаются дополнительные требования – определенный опыт работы, знание
компьютера, ограничение возраста.
На рынке труда большим спросом пользуются станочники, наладчики,
электрогазосварщики, плотники.
Исходя из складывающейся обстановке в городе Барнауле для улучшения положения
на рынке труда государственная служба занятости должна развивать качества
рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку,
совершенствовать информационные системы на рынке труда, целевая поддержка
мест; развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности, поддержка на
рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной
трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и
ряда других групп; организация общественных и временных работ.
Главный же путь решения проблемы безработицы на рынке труда по нашему мнению
– экономический рост производства (восстановление законсервированных
производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа
занятых в экономике.
В целом же, рынок труда на данный момент неустойчив, поэтому в 2000 году
может произойти как увеличение безработных, так и понижение числа
безработных.
Список литературы:
1. программа содействия занятости населения г. Барнаула на 1998-2000
годы: Утверждена Барнаульской городской Думой. Решение № 232 от20 марта
1998г., г. Барнаул,1998.
2. Адамчук В.В.,Ромашов О.В., Сорокина М.Е. экономика и социология труда.
– М.: Юнити, 1999г. – 407с.
3. Троцкавский А.Я., Чертов Н.А. основные тенденции социально-
экономического развития Алтайского края в годы радикальных реформ.
–г.Барнаул: Изд-во АГУ,1997.-345с.
4. Мониторинг: Состояние рынка труда в Алтайском крае (за 9 месяцев 1998
года). /отв. За выпуск Н.А. Донских. – г.Барнаул, 1998. –23с.
5. Положение рабочей силы на рынке труда и деятельность органов
государственной службы занятости (янв.- сент. 1999г.) /отв. За выпуск Н.А.
Донских. – г.Барнаул, 1999.
6. Сведения о составе грждан, обратившихся в органы службы занятости янв.
– дек. 1999 года: Отчет Барнаульского городского отдела Департамента ФГСЗН по
Алт. Краю /отв. Исполнитель Л.И. Панова,- Барнаул,2000.
7. Сведения о составе грждан, обратившихся в органы службы занятости.
Приложение к отчету Барнаульского городского отдела Департамента ФГСЗН по
Алт. Краю /отв. Исполнитель Л.И. Панова,- Барнаул,2000.
8. Региональные аспекты регулирования рынка труда: Проблемы и решения
/Тезисы межрегиональной научно-практической конференции/ отв. за выпуск А.Г.
Сидоров. -Барнаул; изд-во АГУ, 1996.-214с.
9. Занятость и рынок руда: Новые реалии, национальные приоритеты,
перспективы / отв. Редактор Л.С. Чижова. – М.: Наука, 1998.-254с.
10. Экономические реформы в Алт. крае: на примере рынка труда. -Барнаул,
1996.-193с.
11. Давыдова Н.М. индивидуальная ситуация на рынке труда и стратегия
занятости. // Общественные науки и современность.-1999.-№3.-с.13-24.
12. Дунаева Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики.-1998.-№4.-с.33-42.
13. Мрктчан Г.В. Социальные аспекты рынка труда //общество и экономика.-
1999.-№9-с.93-104.
14. Сабирьянова К. Микроэкономический анализ динамических изменений на
Российском рынке труда // Вопросы экономики.-1998.-№1.-с.42-58.
15. Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово-экономического
кризиса // человек и труд.-1999.-№3.-с.56-59.
16. Меркулов В. Рынок труда: работы мало, гарантий труда еще меньше. //
свободный курс.-1999.-№26.-с.14.
17. Промышленность г. Барнаула за 9 мес. 1998 г. // Алт. неделя.- 1998.-№46.-
с.4. |