Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Курсовая: Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью

Тема реферата: Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Шаганов. Макроэкономика.

1. Управление внешнеэкономической деятельностью: сущность, функции и специфика

Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на

субъектов, а через них - на результаты их деятельнос­ти. Содержание

управления определяется его сферой (ВЭД, про­мышленность, транспорт и т. п.),

а также уровнем (государствен­ный, региональный, отраслевой, предприятия и т.

д.). Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие

отно­шений и находится под воздействием совокупности объективных и

субъективных факторов. Характер управления, его методы, прин­ципы

определяются конкретными экономическими, политически­ми, социальными

условиями соответствующего этапа развития страны.

Экономика СССР носила закрытый характер и строилась на основе монополии

внешней торговли, административном управле­нии, абсолютном господстве

государственной собственности и прак­тически полном отсутствии конкуренции.

Управление внешней тор­говлей в СССР также осуществлялось на принципе

монополии, вве­денном декретом Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918

г., согласно которому государство:

- в централизованном порядке управляло внешнеэкономичес­кой деятельностью как

частью народнохозяйственного комп­лекса через созданные для этих целей

органы;

- определяло, какие организации и в каких отраслях могут осу­ществлять

операции по внешнеэкономическим связям;

- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких

количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;

- непосредственно регулировало ввоз. вывоз и операции внеш­неторговых

организаций посредством системы лицензий и кон­трактов.

Усиление централизованного государственного управления внеш­неэкономической

деятельностью и монополизации этой сферы отно­сится к 30-м гг., когда

существовало незначительное количество все­союзных экспортно-импортных

объединений, каждое из которых было монополистом-экспортером или

монополистом-импортером того или иного товара, например, монополия

"Союзвнештранса" на транспортно-экспедиторское и складское обслуживание

внешнеэко­номических операций, монополия "Союзфрахта" на фрахтование морского

тоннажа для перевозки внешнеторговых грузов, и т. д.

Государственное управление, основанное на принципе монопо­лии, осуществлялось

административными методами. При таком управлении производитель не был

заинтересован в экспортной дея­тельности; стремление к увеличению и

расширению импорта часто было необоснованным; не было четкого распределения

функций между министерствами и ведомствами, ответственными за органи­зацию и

осуществление внешнеэкономических связей; при оценке результатов экспортной

деятельности не учитывался конечный ре­зультат; были слабы стимулы и

недостаточна ответственность уча­стников производства за поставки продукции

для зарубежного по­требителя; прямые связи между производителями и

потребителями практически отсутствовали; не было четкой концепции

внешнеэко­номической деятельности с отражением стратегических целей,

при­оритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой сфе­ры

деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государствен­ным интересам.

В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и

внешнеэкономическую деятельность, в част­ности, меняется: оно принимает форму

регулирования, т. е. созда­ния определенных условий, обеспечивающих

эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с

использова­нием, главным образом, экономических методов. Наряду с терми­ном

"регулирование" в документах ГАТТ и ряде стран использует­ся термин

"регламентация".

В исследованиях экономистов западных стран большое значе­ние придается

разработке практических рекомендаций по усилению роли государства в повышении

конкурентоспособности нацио­нальных товаров и услуг на мировом рынке. В этом

отношении пред­ставляет интерес книга американского ученого М. Портера,

кото­рый отводит государству важную роль в создании условий для

уси­ления конкурентных преимуществ нации в мировом хозяйстве.

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

признана в эко­номической теории и подтверждена практикой хозяйствования

промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государствен­ное

регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В ус­ловиях рыночного

хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного,

исполнительного и контролирующего характе­ра. призванных совершенствовать ВЭД

в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными

государ­ственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью

регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического

комплекса страны к изменившимся услови­ям МРТ, мирового рынка и форм

международного сотрудничества, решения национальных стратегических и

тактических задач.

Функцией государственного регулирования прежде всего яв­ляется разработка

концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития

внешнеэкономической сферы деятельно­сти, включающий определение целей

развития, задач, направле­ний достижения результатов и эффективности

указанной сферы. Разработка концепции включает определение

внешнеэкономичес­кой политики на данный период развития с учетом

специфичес­ких условий внутреннего развития, а также международной

эко­номической конъюнктуры.

Внутренние и внешние факторы всегда обусловливали два под­хода во

внешнеэкономической политике: свободу торговли и про­текционизм. Под свободой

торговли понимают свободу при принятии решений по вопросам внешней торговли

самими предпри­нимателями внутри страны, а также неограниченный доступ на

национальные рынки зарубежных товаров. Протекционизм пред­полагает

вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую

очередь во внешнеторговую деятельность, осу­ществление различных ограничений

по отношению к зарубежным товарам с целью поддержки национального

производства. Во все времена и во всех странах эти два подхода существуют

одновремен­но, различно только их соотношение, преобладание одного или

дру­гого, что также определяется внутренними и внешними факторами.

В современных условиях внешнеэкономическая политика - это система мероприятий

государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие

экономических, научно-техничес­ких, производственных и других связей с

зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью

решения стратегических задач ее социально-экономического развития.

Каждая страна решает эти задачи в соответствии с конкретно-историческими

условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков

лет занимавшие ведущее положе­ние в мировом хозяйстве, ведут сейчас борьбу за

сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров

производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов,

кото­рые используются главным образом для оплаты технической мо­дернизации

экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют

транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий,

объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние

годы очень ин­тенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и

средних предприятий.

Япония, в силу крайней бедности природных ресурсе», тради­ционно

ориентируется на импорт необходимых топливных и сырь­евых материалов. Ее

успехи в экономии всех видов ресурсов позво­лили сократить традиционный

импорт, а "сэкономленные" плате­жи экспортировать как капитал для увеличения

производства го­товой продукции за рубежом. Конкурентоспособность Японии

воз­росла, и в последние годы она занимает по этому показателю одно из

ведущих мест в мире.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торгов­лю, иностранные

инвестиции, валютно-кредитные отношения, пе­редачу новых технологий, а также

миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют

объедине­ния представителей капитала (национальные ассоциации

промыш­ленников, отраслевые объединения предпринимателей), трансна­циональные

корпорации, малый и средний бизнес, торговые па­латы и другие общественные

объединения.

В промышленно развитых странах сложился механизм госу­дарственного

регулирования (регламентации), включающий цели, задачи, принципы,

направления, организационные структуры. Современная внешнеэкономическая

политика осуществляется с по­мощью ряда средств, контролирующих и

стимулирующих вне­шнюю торговлю. Для регулирования внешнеэкономических

свя­зей во всех странах создаются специальные государственные струк­туры,

например, в Италии - Министерство внешней торговли, Межминистерский комитет

по внешней экономической политике, Главное управление таможен. Главное

экономическое управление Министерства иностранных дел, Институт внешней

торговли, ко­торый имеет свои коммерческие представительства за рубежом (в

том числе в России). Помощь при экспорте товаров оказывают находящиеся за

рубежом посольства и консульства, имеющие эко­номические отделы.

Государственное регулирование внешнеэкономической дея­тельности обладает

своей спецификой по сравнению с регулиро­ванием других сфер национальной

экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства

считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Лю­бое

государство при регулировании внешнеэкономической дея­тельности с целью

своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих

национальных интересов не долж­но ущемлять интересы других стран и обязано

действовать в рам­ках тех правил, которые выработаны международными

органи­зациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной орга­низацией и др.).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с

одной стороны, потребностью расширения нацио­нального экспорта и развития

форм международной кооперации, а с другой - правилами международных

организаций.

Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регу­лирования ВЭД

являются:

- стимулирование национальных экспортеров:

- осуществление различных организационных мер для укрепле­ния позиций

национальных экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту заграничных капиталовложений нацио­нальными фирмами.

Кроме того, все государства используют различные методы ог­раничения действий

конкурентов своих национальных фирм, на­пример, препятствование их

проникновению на внутренний рынок, более жесткие условия для их

функционирования, запреты, повы­шенные экологические требования и т. д.

Образование региональных интеграционных группировок при­вело к тому, что наряду

с регулированием на национальном уровне начало осуществляться регулирование

внешнеэкономической дея­тельности внутри региональных группировок, т. е. на

региональ­ном уровне. Так, в конце 50-60-х гг., после образования на основе

Римского договора Европейского экономического сообщества (ЕЭС), начался процесс

унификации, гармонизации нормативной базы стран-членов ЕЭС, осуществления

единообразных форм ока­зания финансового и организационного содействия

экспортерам, малому и среднему бизнесу, проведения единой антимонопольной

политики. Так начала складываться политика коллективного про­текционизма.

Отдельные государства, а также региональные интеграционные группировки для

поддержки своих экспортеров активно использу­ют политические средства. Так,

США и ЕЭС заключили Соглаше­ние о сотрудничестве по вопросам политики в

области конкурен­ции. С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется

арсенал использования замаскированных средств для поддержки своих экспортеров

(например, антидемпинговая политика ЕЭС, от которой страдают российские

металлургические предприятия - производители труб). Таким образом, выход

российских экспорте­ров на рынки любой страны предполагает хорошее знание не

толь­ко норм права, но и реальной практики государства по поддержке своих

производителей и ограничению проникновения импортеров.

2. Международная регламентация мировой торговли

Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой от­дельной стране

обязательно отражается на результатах внешнеэко­номической деятельности

других стран, так как производство, об­мен и потребление различных стран мира

взаимосвязаны и взаимо­зависимы. С углублением и расширением

внешнеэкономических свя­зей усиливается роль многосторонней регламентации

ВЭД. В каж­дой стране она регулируется национальными нормами права,

дву­сторонними соглашениями, региональными, а также многосторон­ними

соглашениями в рамках международных организаций.

Международная регламентация внешнеэкономической деятель­ности представлена

договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не входящих

в систему ООН. Это преж­де всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле

(ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных воп­росов

мировой торговли.

Заинтересованность всех стран в либерализации мировой тор­говли нашла

отражение в принципах разработки и принятия со­глашений в рамках ГАТТ:

- недискриминация, взаимное предоставление режима наиболь­шего

благоприятствования;

- использование преимущественно тарифных мер защиты на­циональных рынков;

- систематическое снижение таможенных тарифов;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

ГАТТ с 1948 по 1994 г. была единственной международной организацией,

регулирующей мировую торговлю. (Решения по торгово-политическим вопросам

ряда других организаций, например, ЮНКТАД, носят рекомендательный характер.)

ГАТТ представля­ет собой ряд кодексов и соглашений, выработанных и принятых на

так называемых "раундах". За время существования ГАТТ было про­ведено 8

раундов. На каждом из них обсуждались вопросы, связан­ные со снижением

таможенных тарифов в промышленно развитых странах, в результате чего

средневзвешенная ставка импортных тари­фов уменьшилась с 40-60% в 1947 г. до

3-5% в начале 90-х гг.

Национальное таможенно-тарифное регулирование должно быть унифицировано

(гармонизировало) с соглашениями и кодек­сами ГАТТ. Это относится как к

странам - членам ГАТТ, так и к готовящимся ко вступлению в эту организацию.

На современном этапе роль таможенных пошлин в качестве средства осуществления

внешнеторговой политики снижается. Это, конечно, свидетельствует о

либерализации международной торговли. Но конкурентная борьба на мировом рынке

не прекра­щается, напротив, она обостряется и влечет за собой усиление

протекционистских тенденций как на национальном, так и на ре­гиональном

уровне (коллективный протекционизм). В условиях функционирования

международных организаций, признания международных правил торговли,

направленных на ее либерали­зацию, страны пытаются осуществлять протекционизм

различ­ными завуалированными средствами, которые получили назва­ние

нетарифных ограничений.

Для непосредственных участников ВЭД особое значение имеют соглашения двух

последних раундов ГАТТ - Токийского и Уруг­вайского - по урегулированию

нетарифных ограничений, т. е. раз­нообразных препятствий проникновению

иностранных товаров на внутренний рынок.

По классификации ГАТТ нетарифные ограничения представ­лены пятью группами:

1. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях: суб­сидирование

производства экспортных товаров, система государ­ственных закупок товаров.

В Соглашение ГАТТ по субсидиям и компенсационным мерам было введено понятие

"специфической" субсидии, т. е. предостав­ляемой отдельному предприятию или

группе предприятий. В слу­чае обнаружения того, что импортный товар

произведен с субсиди­ями государства, страна-импортер имеет право, в строгом

соответ­ствии с установленными процедурами, наложить на ввезенный то­вар так

называемую компенсационную пошлину, тогда нацио­нальные и импортные товары

будут находиться на рынке в равных условиях. Величина компенсационной пошлины

определяется вели­чиной государственной субсидии. Законодательство ЕС относит

го­сударственное субсидирование производства в любых формах к

не­добросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением правил конкуренции

возложен на комиссию ЕС, которая имеет право на­лагать штраф на предприятия

третьих стран за нарушение правил конкуренции.

2. Таможенные и административные импортные формальнос­ти: антидемпинговые

пошлины, методы оценки таможенной сто­имости, требования к

товаросопроводительным документам.

Демпинг, по определению ГАТТ, это распространение продук­тов одной страны на

рынке другой страны по ценам "ниже нормаль­ных", если оно причиняет или

угрожает причинить значительный вред национальным производителям, существенно

замедляет созда­ние новой национальной продукции. Под ценой "ниже нормальной"

понимается цена ниже мировой иди ниже той, по которой эта про­дукция

продается в стране-экспортере. Процедура введения антидем­пинговой пошлины

непростая, длительная и если такое решение при­нято, то результаты для

экспортера разорительны.

В 1997 г. антидемпинговая пошлина в размере свыше 30% к сто­имости была

наложена на российские трубы, ввозимые в государ­ства - члены ЕС.

3. Стандарты и требования, связанные с безопасностью для по­требителей,

санитарными нормами, требования к упаковке и мар­кировке.

В последнее время ужесточились ограничения, связанные с обес­печением

экологической безопасности. Это:

- запреты на импортные товары, если они содержат опасные ве­щества в

концентрации, превышающей предельные значения.

- обязательства по обратной приемке упаковочных и отрабо­танных материалов;

- экологические налоги и т. д.

Одно из соглашений ГАТТ заключено по санитарным и фито-санитарным мерам. В

соответствии с ним страны имеют право вво­дить меры с целью защиты жизни и

здоровья людей, животных и растений, в том числе с более жесткими нормами,

чем существую­щие международные стандарты. Унификацией стандартов зани­маются

Международная организация стандартов. Международная электротехническая

комиссия. Международная организация мер и весов. Международная организация

законодательной метроло­гии и др.

4. Количественные и валютные ограничения экспорта и импорта.

Количественные ограничения - это прямая мера, направлен­ная на сокращение

импорта или экспорта. В современной торгово-политической практике применяются

два основных вида коли­чественных ограничений: контингентирование и

лицензионный порядок. ГАТТ запрещает дискриминационное применение

коли­чественных ограничений, под которым понимается их применение к товарам,

вывезенным только из каких-то определенных стран. Недискриминационным

считается применение количественных ограничений в том случае, если они

используются в равной степе­ни в отношении всех стран. Выборочное

использование количе­ственных ограничений в отношении отдельных стран

разрешает­ся ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться равнове­сия

платежного баланса или по соображениям государственной безопасности.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело к появлению

"добровольного" количественного ограничения, ко­торое принимает на себя

экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано

долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в многостороннее

(в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное" ограничение

эк­спорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно" ограни­чила экспорт

автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изде­лий из него, также

некоторых других видов продукции. В случае от­каза экспортера сократить объем

вывоза продукции страна-импор­тер может осуществить более жесткие,

неприемлемые для экспорте­ра меры, вплоть до запрета ввоза.

Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения экспорта.

Существующие подобные ограничения дол­жны быть устранены в течение четырех

лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также устанавливает

порядок про­ведения расследований, предваряющих введение защитных мер на

основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия "серьез­ного ущерба",

причиняемого национальной промышленности, от­сутствие которых в прошлом часто

способствовало неоправданно­му введению подобных мер. Наконец, оговаривается

время действия защитных мер (не более 8 лет), в течение которого должна быть

осуществлена модернизация производства и повышена конкурен­тоспособность

соответствующей отрасли национальной промыш­ленности.

Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в соответствии с

соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая торговля этими

товарами должна вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ.

5. И, наконец, пятая группа нетарифных ограничений по клас­сификации ГАТТ -

это ограничения, связанные с механизмом пла­тежей: импортные депозиты -

средства, вносимые в банк импорте­ром как гарантия последующей оплаты, что

приводит к заморажи­ванию денежных средств: налоги и налоговые льготы. Налоги

по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошли­ны

регулируются на международном уровне, и государства вынуж­дены с этим

считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные

налоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело

государства. В стоимости товаров, пе­ресекающих таможенную границу, налоги

иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в

стране про­исхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить

двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние

соглашения.

Среди соглашений ГАТТ важными являются договореннос­ти по мировой торговле

отдельными группами товаров, напри­мер молочными продуктами и говядиной, в

соответствии с кото­рыми вводятся некоторые ограничения на государственное

регу­лирование цен на них, их производство и экспорт. В результате

переговоров на Уругвайском раунде были ликвидированы пошли­ны на некоторые

виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование,

офисную мебель, игрушки и фармацевтические товары. Для российских экспортеров

имеет значение договоренность об отказе от всех форм регулирования торговли

сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных тарифов.

На Уругвайском раунде было принято соглашение о создании новой договорно-

правовой системы регулирования торговых отно­шений и новой организации -

Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные

соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО.

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а

системой так называемых увязок: решение о по­вышении тарифа на один товар

должно быть увязано с либерали­зацией импорта другого товара. Еще одна важная

задача ВТО - усиление контроля за соблюдением подписанных соглашений.

Оп­ределена процедура слушаний: по торгово-политическому режиму какой-либо

страны заслушивается национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое

слушание способствует лучшей информи­рованности и укреплению стабильности на

мировых рынках. В рам­ках ВТО создан специальный орган по разрешению споров,

возни­кающих в мировой торговле товарами и услугами.

Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной

регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением

международных правил торговли.

3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности в РФ.

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном

регулировании внеш­неэкономической деятельности состоит в самом подходе к

роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содер­жание роли

государства, принципов, на которых оно основыва­ется, содержание функций

регулирования ВЭД и их соотноше­ние; появляются новые задачи и методы их

решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является

форми­рование ее законодательной базы, создание благоприятных эко­номических

и организационных условий для развития всех ви­дов и форм ВЭД и повышения ее

эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны

государства за испол­нением субъектами ВЭД действующего законодательства,

обес­печения национальной безопасности.

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и

правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях

административно-команд­ной экономики, принципах. Эти принципы

государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности сформулированы в

ст. 4 Закона. Среди них:

- равенство участников ВЭД и их недискриминация;

- защита государством прав и интересов участников ВЭД;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во

внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное,

кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регули­рование, обеспечение

экспортного контроля; определение полити­ки в области сертификации товаров в

связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на

действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства является разработ­ка концепции

внешнеэкономической деятельности и внешнеэконо­мической политики, на основе

которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России

господствовала государ­ственная монополия внешней торговли, при которой выбор

стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологичес­кими

интересами. Переход к рыночной экономике означал призна­ние во внешней

торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные

преимущества России, анализировать со­стояние внешнеэкономического комплекса,

разрабатывать страте­гию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в

указах Президента была разработана новая концепция, ко­торая предполагала:

- рациональное использование сложившейся сырьевой специа­лизации России в МРТ;

- повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

- расширение рынков сбыта и изменение их географии;

- развитие экспортного потенциала и улучшение структуры эк­спорта;

- развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами,

в экономической литературе ее называют "тор­говой" или "конъюнктурной". Она

основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем

юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний

рынок. Все это - подготовка к решению стратегической цели ре­формы:

интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключа­ется в том, что в

современных условиях недостаточно использо­вать сложившуюся специализацию

России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую

эконо­мику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономичес­кая политика

представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место в

последней занимает совершен­ствование структуры российского экспорта, повышение

в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессив­ных форм

международной производственной и научно-техничес­кой кооперации,

инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов.

Такой концепции соответ­ствует и новая модель -

производственно-инвестиционная, или стратегическая.

Главными признаками этой модели являются:

- охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное со­трудничество может

начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и

инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):

- расширение партнерских отношений со всеми странами толь­ко на основе

взаимных экономических интересов;

- совпадение с мирохозяйственной сферой.

Таким образом, при производственно-инвестиционной модели эк­спортно-импортные

операции дополняются другими видами ВЭД - производственным кооперированием,

инвестиционным сотрудни­чеством. Зарубежный капитал, новые технологии,

оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях

воспроиз­водственного процесса - при добыче нефти и ее переработке, при

заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тог­да

вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их пере­работки.

Международная кооперация способствует повышению эффек­тивности как добычи,

так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и

готовая продукция. Например, эф­фективность экспорта круглого леса составляет

79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов - 169%.

Производственно-инвестиционная модель может быть сформи­рована при помощи

использования отработанных мировой прак­тикой приемов и средств

государственного регулирования. Важней­ший шаг в этом направлении сделан в

Федеральной программе раз­вития экспорта, которая определила, во-первых,

предпосылки со­здания модели - производственные, инвестиционные, научно-

тех­нические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений;

во-вторых, последовательность в становлении и разви­тии модели; в-третьих,

направления создания модели:

- расширение иностранного инвестирования;

- установление прямых производственных связей между пред­приятиями;

- совместное предпринимательство;

- интеграция отраслей;

- налаживание сотрудничества между территориально - произ­водственными

структурами;

- совершенствование структуры внешнеэкономического комп­лекса.

Целью государственного регулирования является создание правовых,

экономических и организационных условий, обеспе­чивающих эффективную

внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе

государство должно создавать условия реализации стратегической цели,

определенной в Феде­ральной программе развития экспорта: "совершенствование

структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный

процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе

расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции,

совершенство­вания товарной и географической структуры экспорта,

использования прогрессивных форм международного торгово-экономического

сотрудничества". Для реализации этой цели необходи­мо решение комплекса задач

не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней

политике, организа­ции управления, подготовке кадров и т. д. При решении

задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, долж­но

учитывать следующие сложившиеся в международной прак­тике принципы:

1. Учет требований международных организаций, например:

- ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулиро­вания;

- Всемирной таможенной организации в отношении таможен­ных процедур и их

унификации:

- Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспор­та отдельных видов

товаров, например, текстильных;

- специализированных организаций ООН;

- МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому

требованию к экспорту особых товаров - ядер­ных материалов и оборудования,

которые могут быть ис­пользованы как в мирных, так и в военных целях.

2. Либерализация внешней торговли.

3. Торговля по мировым ценам.

4. Введение реального валютного рынка.

5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со стра­нами-партнерами.

В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в

области внешней политики, которые будут спо­собствовать реализации

стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во Всемирную

торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая политика России

с лю­бым государством превращается в многостороннюю с возможнос­тью

рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложне­нием процедуры

введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с

согласованием встречных требований и мно­гим другим.

Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными стра­нами,

предусматривающих либерализацию взаимной торговли, ре­шение на уровне

межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству

проблем структуры и динамики тор­говых потоков между заинтересованными

странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве способствует

продви­жению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на его базе

подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и стали о

согласовании условий доступа российских изделий из стали на территорию ФРГ.

В-третьих, задачей в области внешней политики является фор­мирование торгово-

политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному

протекционизму стран - участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного

налогообложения и защиты капиталовло­жений, расширение функций российских

торговых представи­тельств за рубежом по консультированию и информированию

уча­стников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений.

Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к

государствам - членам СНГ. Экономические инте­ресы России во многом

определяются сложившейся в предшеству­ющие десятилетия глубокой взаимосвязью

государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в отношении

стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Рефор­мы и развитие

российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на:

- развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в масштабах,

обеспечивающих поддержание российс­кого производства, снабжение (прежде всего

продовольствен­ное) населения;

- сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта

российской готовой продукции;

- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми распо­лагают бывшие

союзные республики;

- гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций,

обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны;

- кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в струк­турных

преобразованиях производства, в оптимизации раз­мещения производственных сил.

Активная экономическая политика в отношении стран ближ­него зарубежья

рассматривается правительством как один из рыча­гов оздоровления российской

экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения

полноправного членства Рос­сии в мировом сообществе. В этой связи предметом

первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ

должны стать:

- выполнение обязательств по взаимным поставкам;

- ликвидация задолженности по товарным поставкам;

- возврат ранее предоставленных кредитов;

- недискриминационный режим транзита российских товаров

по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в

процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза.

Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки

производ­ственной кооперации предприятий и отраслей государств - членов СНГ",

подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В соответствии с ним к поставке

товаров и услуг в рамках производственной коопе­рации и специализации

производства не применяются:

- ввозные и вывозные пошлины;

- налоги;

- акцизы;

- количественные ограничения.

Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет перечень

предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают контракты

с предприятиями- партне­рами других государств.

В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Бе­ларусь, Казахстан,

Киргизской Республикой и Российской Федера­цией "Об углублении интеграции в

экономической и гуманитарной областях". Одна из целей интеграции -

формирование единого эко­номического пространства.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддер­жку и

стимулирование, но и контроль за соблюдением нацио­нальных интересов,

обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер

следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими

экспортерами правил международной торговли, например, связанных с

ценооб­разованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декаб­ря 1993 г.

№ 1248 предусмотрены санкции к российским предприя­тиям, прибегающим к

методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники

ВЭД должны получать ква­лифицированные консультации по мировым ценам на

продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень организа­ций,

предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов цен.

Распоряжением Европейской экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1 июля

были временно введены антидемпинговые пошли­ны на ввоз бесшовных труб из

железа и стали в страны-члены ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от

таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие уральские

заво­ды, а также Таганрогский металлургический завод, который постав­лял в

Италию в больших количествах некачественную продукцию по ценам ниже мировых.

Итальянские производители труб в ноябре 1966 г. обратились в ЕЭК с

требованием начать процедуру анти­демпингового расследования, так как из-за

экспансии на итальянс­кий рынок бесшовных труб Таганрогского

металлургического за­вода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре

компании, произ­водившие трубную продукцию, число сокращенных рабочих мест

составило 13 тыс.

Валютное регулирование - одна из форм государственного воз­действия на

участников ВЭД в целях защиты национальных инте­ресов. Это воздействие

осуществляется на основе закона РФ "О ва­лютном регулировании и валютном

контроле". Наиболее распрос­траненный метод валютного регулирования внешней

торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную

валюту.

Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные

ограничения": государственный контроль за валютны­ми операциями,

сосредоточение валютных операций в уполномо­ченных банках, ограничения на

вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны государства проявилось во вве­дении паспортов

сделок: экспортных - для контроля возврата ва­люты, импортных - для контроля

за обоснованностью перечисле­ния валюты и паспортов бартерных сделок'.

Государственное регулирование ВЭД во всех странах направле­но на обеспечение,

в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой

понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных

факторов, которые на­рушают нормальное функционирование процесса внутреннего

вос­производства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоп­риятные

социальные последствия. В Законе экономическая безопас­ность определена как

состояние экономики, обеспечивающее доста­точный уровень социального,

политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ.

неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к

возможным вне­шним и внутренним угрозам и воздействиям.

Регулирующая роль государства реализуется посредством при­менения

экономического и административного методов. Оба эти ме­тода, их

инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти

методы, определены в Законе и довольно подробно описаны в Федеральной

программе развития экспорта.

К экономическому методу относятся меры, связанные с исполь­зованием

стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы

гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений

поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с

использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам.

Эконо­мический метод используется и при регулировании импорта посред­ством

таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использо­вания различных видов

пошлин.

4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Под административным методом регулирования понимают си­стему организационно-

правовых и специальных мер: количествен­ные ограничения, распределение квот и

лицензий, экспортный кон­троль в отношении определенных видов товаров,

установление го­сударственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных

видов товаров.

Правительство РФ в соответствии с общепринятыми норма­ми международного права

может принимать защитные меры для устранения серьезного ущерба производителям

или предотвраще­ния его. Под общественным ущербом понимается общее ухудше­ние

состояния отечественного производства в данной отрасли, от­ражаемое в

показателях сокращения производства или рентабель­ности. Запреты и

ограничения экспорта и (или) импорта могут так­же устанавливаться исходя из

национальных интересов.

С этой целью органы государственного управления издают акты правового

регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства,

таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на

основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимо­действующих на

внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют об­щие пути развития

экономических отношений между государст­вами, устанавливают

торгово-экономический, политический ре­жим взаимодействия, предусматривают

условия взаимных расче­тов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть

зафик­сированы долгосрочные соглашения -5-10 лет и более - о торговле и других

формах взаимодействия. А также практикуется и заклю­чение ежегодных протоколов

о взаимных поставках товаров. Со­глашения и протоколы, дополняя друг друга,

способствуют раз­витию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международ­ных договоров, соглашений

и протоколов состоят из обязатель­ной части, обеспечиваемой законодательными

актами, и индика­тивной, определяемой экономической заинтересованностью

пред­принимателей.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны

предоставляют друг другу режим наи­более благоприятствуемой нации. При этом

режиме хозяйствую­щие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными,

налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможен­ный кодекс,

утверждаемый законодательным органом. Таможен­ный кодекс создается в

соответствии с таможенной политикой го­сударства. Он определяет общие задачи и

функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования

та­рифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за на­рушение

таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Та­моженные формальности

являются одними из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Контингентирование и лицензирование. Контингентиро­вание экспорта и

импорта - это количественные или стоимо­стные ограничения экспорта и импорта,

вводимые на определен­ный срок по отдельным товарам и услугам, странам и

группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений, выдаваемых

государственными органами на экспорт и импорт то­варов. Лицензирование

применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным

в перечень продук­ции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии

сроком до одного года получают специализированные внешне­экономические

организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями.

Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для

ее реали­зации, но не более, чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением ре­жима выдачи индивидуальных

лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен

превышать объ­ема установленной квоты. Используются следующие виды

экс­портных (импортных) квот (контингентов): глобальные, группо­вые,

индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой су­дебные и

административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные

предприниматели против иностран­ных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров

по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям

аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приоста­новить движение

товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодатель­ном порядке

некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым

товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей.

Например, энерге­тические компании США имеют право размещать заказы на

им­портное оборудование только в том случае, если цены на него бу­дут ниже цен

американских производителей как минимум на 6 %.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законода­тельном порядке

государственными организациями и представ­ляют собой комплекс мероприятий по

проверке соответствия им­портируемой продукции требованиям международных и

нацио­нальных стандартов, отраслевых норм и технических предписа­ний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации

продукции, товаров ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в

специализированных лаборато­риях на соответствие их свойств требованиям

стандартов по тех­ническим, санитарным, технологическим, радиационным

показа­телям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если

заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой правила про­ведения импортных

операции при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях

покупатель должен провести меж­дународные торги с целью выяснения наиболее

выгодного про­давца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае,

если он выполнил требования по осуществлению встречных экс­портных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство Россий­ской Федерации,

Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет

Российской Федерации могут приостановить операции участников ВЭД в случае

постав­ки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных

экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других

формах, экспорта по необоснован­но низким ценам или импорта по завышенным

ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и

регистрационной документации. Приостановка внешне­экономических операций

применяется как к отечественным субъ­ектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим

нарушения зако­нодательства.

Согласно ст. 15 Федерального чакона "О государственном ре­гулировании

внешнеторговой деятельности", нетарифные ограни­чения во внешней торговле, в

том числе лицензии на экспорт и им­порт конкретных видов продукции и запреты

на них, будут вво­диться исключительно в целях обеспечения законности и

правопо­рядка в стране, сохранения обороноспособности государства и

меж­дународной безопасности, охраны здоровья населения, защиты ок­ружающей

среды, сохранения культурного, исторического и архео­логического наследия

России.

В настоящее время в РФ подлежат лицензированию следующие группы товаров;

При экспорте:

- товары и технологии двойного назначения, т.е. используемые как в мирных,

так и в военных целях;

- оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетного

оружия;

- наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые ве­щества, минеральные

удобрения;

- ресурсы животного и растительного происхождения;

При импорте;

- трансграничные перевозки опасных отходов;

- озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция;

- спирт этиловый и водка;

При экспорте и импорте:

- ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и

соответствующие технологии;

- радиоактивные вещества и изделия на их основе;

- драгоценные металлы;

- лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

- химические вещества защиты растений.

5. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.

Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он

вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и

специальным законодательством. Общее законодательство регулирует

экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в

экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках

права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как не­прикосновенность

собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности -

"дозволено все, что не зап­рещено", недопустимость вмешательства государства

в хозяйствен­ную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения

зак­реплены в Гражданском кодексе РФ, ряде законов: "Об инвести­ционной

деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об

акционерных обществах", "О финансово - про­мышленных группах", "О защите прав

потребителей", "О стандар­тизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.

Изменения в экономике привели также к радикальным измене­ниям во

внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внеш­ней торговли,

предоставлении права участия во ВЭД всем юриди­ческим и физическим лицам,

организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного

предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению

экономичес­кого метода регулирования ВЭД и т. д.

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без раз­вития национального

законодательства в соответствии с междуна­родным. Правовое регулирование ВЭД

- это совокупность норма­тивных актов, в рамках и на основе которых

осуществляется ее прак­тика. Эта совокупность представлена:

- международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными

договорами России с другими странами:

- национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами,

кодексами, а также подзаконными актами.

Создание системы правового регулирования ВЭД - длитель­ный процесс, который

несет на себе отпечаток развития как нацио­нальной экономики, так и

международных обязательств РФ, пред­стоящего вступления во Всемирную торговую

организацию. Поэто­му в ряд законов, принятых в 1991-1993 гг., уже внесены

изменения и дополнения.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О госу­дарственном

регулировании внешнеторговой деятельности"; "О ва­лютном регулировании и

валютном контроле"; "О таможенном та­рифе"; "Об иностранных инвестициях";

"Таможенный кодекс Рос­сийской Федерации".

Особо остановимся на регулировании иностранного предпри­нимательства. Основой

его является закон "Об иностранных инвес­тициях в Российской Федерации" с

внесенными в него изменениями и дополнениями (июль 1995 г.). Закон

устанавливает формы иност­ранных инвестиций, гарантии, правовое положение

иностранных предпринимателей, правила регистрации. В соответствии с Зако­ном,

иностранное инвестирование может осуществляться не только путем долевого

участия при создании СП, приобретения долей уча­стия в существующих

предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путем создания предприятий,

полностью принадлежащих иност­ранным предпринимателям.

Для практики важно и то, что законодательство прямо предус­матривает

возможность участия иностранных инвесторов в осуще­ствлении

разгосударствления и приватизации. Закон РФ "О прива­тизации государственных

и муниципальных предприятий в Россий­ской Федерации" от 3 июля 1991 г. №

1431-1 (изменен и дополнен 24 декабря 1993 г.) предусматривает, что

приобретение таких пред­приятии иностранными физическими и юридическими

лицами ре­гулируется этим Законом, законодательством РФ об иностранных

инвестициях и другими законодательными актами.

Для иностранных предприятий исключительно важен вопрос о гарантиях. Для

любого инвестора опасны национализация, т. е. воз­можность отчуждения его

собственности и перехода ее в собствен­ность государства, а также применение

иных принудительных мер (например, национализация, проведенная в советской

России и дру­гих странах Восточной Европы). Все это обостряет вопрос о

гаран­тиях и делает необходимым их установление во внутреннем

законо­дательстве и в международных договорах России с другими страна­ми.

Общее представление о гарантиях иностранных инвестиций дает следующий их

перечень, предусмотренный российским законода­тельством. Это гарантии:

- от изменения законодательства;

- от национализации и реквизиции:

- при прекращении инвестиционной деятельности;

- перевода платежей в иностранной валюте, доходов;

- сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;

- сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;

- компенсаций при национализации;

- компенсаций при возмещении убытков;

- использования прибылей в национальной валюте каждого государства.

Определение круга лиц, которые являются иностранными ин­весторами, имеет

существенное практическое значение. Во-первых, от признания лица иностранным

инвестором зависит предоставле­ние ему соответствующих льгот, которые

устанавливаются внут­ренним законодательством и международными договорами.

Во-вто­рых, статус иностранного предпринимателя имеет значение при

регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельнос­ти. В-третьих,

если лицо признано инвестором в определенном го­сударстве, на него могут

распространяться гарантии и другие усло­вия, предусмотренные международным

договором с соответствую­щей страной, а также дипломатическая защита со

стороны госу­дарства - страны инвестора.

К числу иностранных инвесторов в России относят следующие категории субъектов:

1. Иностранные юридические лица.

2. Иностранные физические лица:

а) иностранные граждане;

б) лица без гражданства.

3. Отечественные граждане, проживающие за рубежом.

4. Международные организации.

5. Иностранные государства.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются и действу­ют в тех

организационно-правовых формах, которые предусмотре­ны для предприятий

законодательством. В России на них распрост­раняется действие закона "О

предприятиях и предпринимательской деятельности" от 30 ноября 1994 г. и

Федерального закона "Об акци­онерных обществах" от 13 июня 1996 г., с 1

января 1995 г. в отноше­нии предприятий с иностранными инвестициями действует

часть первая Гражданского кодекса РФ 1994 г., а с 1 марта 1996 г. - и вторая

часть Гражданского кодекса РФ.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть созда­но различными

способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате

приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее

учрежденном предприятии без иност­ранных инвестиций, в-третьих, путем

приобретения такого пред­приятия полностью.

Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осу­ществляется

Государственной регистрационной палатой при Ми­нистерстве экономики РФ.

Палата ведет государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями,

сводный государ­ственный реестр аккредитованных на территории РФ

представи­тельств иностранных компаний и регистрацию российских инвес­тиций

за рубежом. Сама же регистрация предприятий в России, независимо от их вида,

осуществляется в соответствии с Положе­нием "О порядке государственной

регистрации субъектов предпри­нимательской деятельности", которое утверждено

Указом Президента РФ от 8 июдх 1994 г. № 1482 с соблюдением особенностей,

оговоренных в "Законе об иностранных инвестициях". Есть и де­централизованная

система регистрации. В Санкт-Петербурге реги­страция предприятий с

иностранными инвестициями проводится в соответствии с правилами,

утвержденными мэром города.

Необходимо подчеркнуть, что размер уставного капитала (фонда) предприятия с

долевым участием иностранных инвести­ций, независимо от организационно-

правовой формы, не может быть менее 1000-кратного размера минимальной оплаты

труда в месяц, который установлен законодательством РФ на дату пред­ставления

учредительных документов для регистрации.

Кроме названных источников права (Международные дого­воры и национальные законы)

существуют негосударственные ис­точники права, которые широко

используются в практике ВЭД. К ним относятся:

1. Публикации Международной торговой палаты, например, Международные торговые

термины - "Инкотермс-90", "Унифици­рованные обычаи и практика для

документарных аккредитивов" .

2. Документы Европейской экономической комиссии ООН, на­пример, общие условия

поставок, проформы контрактов и т. п.

3. Обычное право (обычаи и обыкновения)'.

4. Судебно-арбитражная практика.

Законодательство признает в качестве регулятора ВЭД контракты между

непосредственными участниками внешнеэкономической деятель­ности, но это такой

регулятор, который основывается на нормах наци­онального права, имеющих

обязательный (императивный) характер, и нормах международного права, носящих

диапозитивный характер, когда стороны имеют право отступать от этих норм.

Диспозитивным характером обладают международные конвенции, например, Конвенция

ООН о договорах международной купли-продажи то­варов (Венская конвенция 1980

г.). Диапозитивные нормы права играют большую роль во взаимоотношениях

иностранных партне­ров, так как способствуют единообразию в понимании самих

тер­минов, прав и обязанностей сторон, не требуют знания законода­тельства

страны иностранного партнера, способствуют ускорению проведения переговоров.

Все регуляторы ВЭД должны действовать в системе, не проти­воречить друг

другу. Через нормы права осуществляется защита уча­стников ВЭД, интересов

общества в целом.

Любые внешнеэкономические операции оформляются между­народным контрактом.

Обязательства по контракту могут быть одной из сторон не выполнены, что

причинит ущерб второй сто­роне. И если урегулировать спор не удается,

потерпевшая сторона может обратиться в государственный суд или в арбитраж.

Это может быть арбитраж или страны одной из сторон, или третьей стороны.

Однако место арбитражного разбирательства определя­ется при подписании самого

контракта, это так называемая "ар­битражная оговорка".

В РФ действует закон "О международном коммерческом арбит­раже", вступивший в

силу 14 августа 1993 г. Этот закон соответ­ствует типовому закону,

разработанному комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В

России созданы также постоянно действующие третейские суды, например, при

Московс­кой торгово-промышленной палате могут создаваться арбитражи "аd hос",

т, е. для рассмотрения конкретного спора. Этот вид ар­битража действует в

соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛа.

6. Статистика внешнеэкономических связей (СВЭС)РФ

Статистика внешнеэкономических связей (СВЭС) является составной частью

экономической статистики, исследующая ко­личественную сторону экономических

явлений в неразрывной связи с и качественным содержанием. Одной из задач

статисти­ки внешнеэкономических связей является разработка показате­лей,

отражающих международные экономические связи, эконо­мическое и научно-

техническое сотрудничество стран, опреде­ление методологии сопоставлений

показателей развития народного хозяйства разных стран.

Метод статистики ВЭС на организацию массового статисти­ческого наблюдения

ведется на основе контрактов, паспортов сде­лок (ПС), извещений об их

заключении, транспортных товарных документов и счетов, поступающих от

национальных поставщиков товаров, внутриведомственной статистической

отчетности (формы:

8 МВС, 10 МВС, 12 МВС и др.).

С 1-го апреля 1989г. официальным статистического наблю­дения

внешнеэкономических связей стала также таможенная дек­ларациях экспортера и

импортера.

Материалы статистического наблюдения позволяют уста­новить величину

изучаемого явления (например, внешнеторго­вый оборот, его динамику,

структуру, темпы роста и Др.). Кроме того, статистика ВЭС разрабатывает

методы группировки дан­ных, а также приемы вычисления индексов, построения

стати­стических таблиц и графиков. Эти данные широко используются при

разработке целей внешнеэкономической политики и ее осу­ществления.

В регионах имеются Комитеты по статистике, которые яв­ляются важнейшими

организациями во внешнеэкономических связях с предприятиями и организациями,

так как они включают в состав Единого государственного регистра их во всех

формах собственности и хозяйствования (ЕГРПО), присваивает коды

общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и

классификационных признаков, подчиненность мини­стерству - СООГУ,

местонахождение — СОАТО, вид деятельно­сти - ОКОНХ. Тай, например,

Петербургкомстат (Санкт-Петёрбургский Комитет по статистике) в 1993 У. видал

справку за № 8889 совместному советско-лихтенштейнскому предрия-тию «СОВЭКС»,

указав:

Коды: ОКПО-0505И87, СОАГО-Ц40, СООГУ-6414, ОКОНХ-15100, 15210,15230, 72200,

71ЦО,

71211,16514,84300,84500,90310 Адрес: 197101г.Санкт-Петербург, проспект

Каменоостровский,

д. 10-а, телефон 252-33-84. Также указываются данные регистрации;

орган, регистрационный номер решения, дата регистрации. В феврале 1995 г.

Петербургкомстат дополнил справку новы­ми кодами: форма собственности - КФС

(30), организационно-правовая форма - КОПФ (49).

Участники внешнеэкономических связей ежемесячно (до 6-го) представляют

региональным организациям комитета по стати­стике отчеты по форме 8 МВЭС, по

форме 10 МВЭС, по форме 12 МВЭС. Копии этих отчетов также направляются

Экономическому управлению МВЭС РФ.

Завершая рассмотрение «Основы внешнеэкономических связей в Российской

Федерации», следует иметь в виду, что если раньше сфера внешнеэкономических

связей была по существу уделом десятков специализированных внешнеторговых

органи­заций, то теперь внешнеэкономическим бизнесом занимаются многие тысячи

производственных и торговых структур, что име­ет как положительные, так и

отрицательные последствия.

Действительно, появление на внешних рынках российских дело­вых людей, часто

профессионально слабо подготовленных, мало зна­комых с конъюнктурой рынка, а

также с актами внешнеэкономических связей, нередко приводит к печальным

результатам. Участники ВЭС должны хорошо знать акты, руководствоваться ими и

в случае необходимости, опираясь на них, защищать свои права.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011