Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Курсовая: Предпринимательство в России

МАТИ - Российский Государственный Технологический Университет

Реферат по предмету «Основы Предпринимательства»

на тему:

Предпринимательство в России

студента гр. 6МП-III-49

Горбатова Михаила

Проверил:

Москва 2000 г.

Содержание

Введение ............................стр. 2

Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в

рамках современной экономической ситуации ..........................стр. 2

Заключение ........................стр. 18

Список литературы ......................стр. 18

Введение

Исследование истории русского и российского предприниматель­ства его

культурно-исторических предпосылок, получившее новый им­пульс в связи с

реформирова­нием экономики современной России и развитием

предприни­мательской деятельности, поз­воляет глубже понять истоки, причины и

последствия соци­ально-экономических трансформаций, оценить их влияние на

общество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики

очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самым

наглядным образом отражается в развитии предпринимательства. Российской

экономической среда имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных

уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на

протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях

открытого рынка. В этой работе я хотел бы показать влияние особенностей этой

среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и перспективы

этого развития. Мне кажется, что эта исследование актуально, поскольку в

последние время, при проведении экономических преобразований все меньше

берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского

общества, но даже и современная психология общественного сознания.

Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели,

но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее

традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим. В этой

работе я постарался наглядно показать, как теоретически правильные теории

развития предпринимательства искажались при попытке их применения к

Российской действительности.

Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его

развития в рамках современной экономической ситуации

В России сейчас идет процесс формирования слоя предпри­нимателей,

претендующего на ведущую роль в рыночной экономике. Процесс этот протекает

противоречиво и сложно, что вызывается многими обстоятельствами.

Прежде всего, в России исторически сложилось отрица­тельное отношение к

предпринимательству. Считалось, что основные характеристики предпринимателя,

собственника, делового человека - прагматический склад ума,

расчетливость, рациональность, материальный интерес, вы­года и. т. д.

противоречат этическим ценностям русского на­рода. Прагматический человек

всегда вызывал презрительное отношение русской интеллигенции, что отражено в

русской классической литературе.

Новые капиталистические отношения не стали тогда ор­ганической частью

национальной хозяйственной системы, сохранявшей в значительной мере свой

традиционный облик. Подавляющее большинство населения оказалось фактически не

включенным в процессы капитализации страны. Вхожде­ние населения в рынок

отставало от темпов роста самого рынка и масштабов обогащения новой элиты.

Слой крупных предпринимателей оторвался от своих социальных резервов. Крупный

предприниматель и в начале XX века оставался одинокой фигурой, не вызывающей

симпатий и не имеющий общественной поддержки не только за пределами своей

сре­ды, но часто и внутри ее. Именно социальная изоляция в об­становке

общенационального кризиса, отсутствие поддержки в народных низах парализовало

капиталистическую альтер­нативу в стране.

Опыт предпринимательской деятельности того времени показывает, что процесс

капитализации должен быть эволю­ционным, стимулирующим и поддерживающим, но

никак не форсирующим естественное развитие рыночных отношений. Он не должен

насаждаться в жизнь силой, применение кото­рой к решению чисто экономических

задач, кстати, стало от­личительной чертой ближайшей отечественной истории.

В СССР предпринимательство официально рассматри­валось в негативном аспекте,

полностью несовместимым с плановой экономикой. Такая установка в

действительности часто не совмещалась с практикой. Последняя не могла

впи­саться в жесткие рамки всеохватывающего плана, и для его же выполнения

предприимчивым хозяйственникам то и дело приходилось проявлять инициативу,

стремиться к нововведе­ниям, к нетрадиционным подходам. Но мытарства, которые

приходилось переносить рационализаторам, беспокойным хозяйственникам,

сопротивление, которое они встречали в бюрократических кругах, подавляли

предпринимательскую активность. А частное предпринимательство в сколько-

нибудь крупных размерах вообще считалось уголовно нака­зуемым преступлением.

Здесь так же сразу же необходимо подчеркнуть, что условия для возрождения

предпринимательства в России существенно отличаются от тех, в которых

развивалось пред­принимательство на Западе, где принципы экономической

свободы, конкуренции, частной собственности и индивидуа­лизма формировались

на протяжении столетий. Дело в том, что формирование российского

предпринимательства началось в весьма неблагоприятных экономических и

соци­ально-политических условиях. Главные среди них - разруше­ние механизмов

государственной власти; углубление эконо­мического кризиса с общей утратой

управляемости народ­ным хозяйством, банкротством старого хозяйственного

ме­ханизма и отсутствием нового; ошибки в определении на­правлений и способов

реализации экономической политики; разрыв хозяйственных связей внутри страны,

а также с быв­шими союзными республиками и странами, ранее входив­шими в СЭВ.

Все это в совокупности с другими факторами мешает становлению

предпринимательства, деформирует его природу, сковывает реализацию имеющихся

творческих, эко­номических и социальных ресурсов.

В последние несколько лет ситуация изменилась. Фор­мирующийся класс

предпринимателей стал пользоваться поддержкой государства. Однако щедрое

предоставление прав и возможностей пока не подкрепляется механизмами их

реализации. Отсутствие продуманных шагов в этом направ­лении прикрывается

популистскими лозунгами о приватиза­ции, о формировании класса собственников.

Все это означает необходимость создания условий для формирования и

рас­ширения социальной базы реформ - экономически активного слоя населения,

всемерного укрепления предпринимательских начал, особый упор, при этом делая

на их конструктивность.

Предпринимательство как сложное и многообразное со­циально-экономическое

явление прошло исторически дли­тельный этап своего становления. На протяжении

нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы

предпринимательской деятельности. Это нашло от­ражение в определении ее

сущности. Форма предприятия оказы­вает прямое непосредственное воздействие на

характер и масштабы привлечения капиталов.

В процессе формирования предпринимательских струк­тур в настоящее время можно

выделить две главные тенден­ции. Первая: преобладание государственных

структур, от­личающихся негибкостью и слабой степенью приспособляе­мости к

изменяющимся условиям рынка, а также огра­ниченных в финансовых средствах. И

вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого

и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.

Между тем, осуществление предпринимательства воз­можно лишь при наличии

определенной предприниматель­ской среды, под которой понимается общественная

эконо­мическая ситуация, включающая в себя степень эконо­мической свободы,

наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса,

доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к

возможности формирования предпринимательского капитала, возмож­ность

использования необходимых ресурсов. Как конститу­ционная организация,

способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства

товара, принимать ре­шения, создавать новшества и идти на риск -

предпринима­тельство является типичным проявлением сущностных черт рыночной

экономики. В свою очередь, переход к рынку не­мыслим без развития

предпринимательства в самых разнооб­разных ею видах и формах. Естественно,

что степень цивили­зованности и эффективности предпринимательства находится в

прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего

функционирования.

Базовым свойством предпринимательства является эко­номическая свобода

хозяйствующего субъекта, то есть на­личие определенной совокупности прав,

гарантирующих ав­тономное, самостоятельное принятие решений по поиску и

выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осу­ществления,

использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью.

Показателем степени экономической свободы предпринимательства является число

вновь появ­ляющихся (в течение какого-то определенного временного периода)

самостоятельных (независимых) предприятий.

Для развития предпринимательства необходимой яв­ляется конкурентная среда -

наличие большого числа произ­водителей - продавцов одинаковой по своему

функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции. Конку­ренция, по

общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и

рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается

эконо­мический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников

товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это

предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию

конкуренции. Роль конкуренции в формировании предпри­нимательства состоит в

выявлении наиболее результативных, эффективных путей развития путем

сравнения, отбора лучших способов деятельности.

В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных качеств

предпринимателей, уровня их образо­ванности, способности верно

ориентироваться в окружаю­щем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто

умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить обще­ственные

потребности. Таких оказывается немного. Боль­шинство из огромного числа новых

предприятий, как прави­ло, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют себя

банкро­тами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что надежды па

успех не сбудутся. Но достаточное число пред­приятий работают успешно,

создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую добавленную

стои­мость, в которой нуждается современная экономика. Предпринимательство и

конкуренция - это звенья одной цепи.

Однако не следует особенно полагаться на естествен­ность и независимость

процессов формирования конкурент­ных отношений и развития

предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика

развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии на­сквозь пронизана

государственной регламентацией. Поддер­жание конкуренции требует

непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на

субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная пробле­ма, решение

которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное

развитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых форм

пред­принимательской деятельности; ясную и четко ориентированную

антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и

механизма государственною кон­троля и регулирования их деятельности.

В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции и

ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках" (принят 22

марта 1991 г.) имеют­ся конкретные перечисления направлений, по которым

возможны рекомендации со стороны Антимонопольного коми­тета с целью

содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения

хозяйства. Назовем основные из этих направлений:

- о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов или

освобождении от них хозяйствую­щих субъектов, впервые вступающих на данный

товарный рынок;

- об изменении сфер применения свободных, регулируе­мых и фиксированных цен,

в том числе от установления фик­сированных цен на товары, производимые или

реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим

положением;

- о создании параллельных структур в сферах производ­ства и обращения, в

частности, за счет государственных ка­питаловложений;

- о финансировании мероприятий по расширению вы­пуска дефицитных товаров в

целях устранения доминирую­щего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

- о внесении изменений в перечни видов деятельности подлежащих ликвидированию.

В настоящее время в период перехода к рынку российское государство, встав на

защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизму весь свой

экономический и политический потенциал, найти действенные средства

антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономики монопольные

структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастся осуществить

ни структурные преобразования производства на основе научно-технического

прогресса, ни переход к экономическому росту.

Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытой и

честной конкуренции, болезненно реа­гируют на попытки правительства

ограничить их монопо­листическое поведение. Известно, например, как негативно

биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой

торговлей, встретили российские законода­тельные акты, направленные на

предотвращение монополи­зации этого рынка. Поэтому демонополизация экономики

была и остается постоянной заботой и обязанностью госу­дарства, одним из

основных направлений его деятельности.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что страна пошла по азиатскому

пути развития предпринимательства, когда между производителем и потребителем

находятся десятки посредников. Между тем, общепризнанно, что через

посредничество благополучия для населения не создать, а де­фицита товаров не

преодолеть. Для этого необходимо пред­принимательство, ориентированное на

инновационную дея­тельность, связанную с открытием собственного дела -

созда­нием предприятия.

Для того чтобы предпринимательство получило стиму­лы развития, а

товаропроизводители начали проявлять инициативу, необходимы определенные

условия, определяю­щие собой как бы внешнюю среду нормального

функциони­рования предпринимательства. Рассмотрим самые главные из них,

отрицательно отражающиеся на развитии предпринима­тельства.

Прежде всего, это - снижение уровня рентабельности большинства сфер

экономики, а также уровня ее в целом по народному хозяйству в годы кризиса, в

период существенно­го снижения темпов развития, а то и отрицательных их

значений. Эта закономерность присуща, как показывает ана­лиз, странам со

сложившейся высокоразвитой рыночной эко­номикой. Например, во Франции в 1970-

1974 гг. средняя норма прибыли по экономике в целом находилась на уровне 9-

11%. В 1975 - кризисном году - она упала до отметки 3, 8%.

Во-вторых, кризисное развитие экономики, разлад фи­нансовой системы, инфляция

огромный бюджетный дефицит, сопутствующие развитию экономики в этот период,

резко ослабляют, снижают возможности правительства оказывать

предпринимательству, в частности, малому и среднему бизне­су, государственную

поддержку, без чего он, как показывает богатая практика других стран,

развиваться практически не может.

Если говорить о ситуации и возможностях современной российской экономики, то

эти возможности чрезвычайно скромны. Еще менее они ощутимы в условиях

грабительского налога, отсутствия льготных креди­тов, незащищенности от мафии

и рэкета. К тому же основная ее часть, как это уже неоднократно было, не

дойдет до адресата, а осядет у коррумпированных чиновников.

Есть еще один фактор, определяющий или формирую­щий условия, их благоприятное

или неблагоприятное воздей­ствие на развитие предпринимательства. Это, как

его опреде­ляют в западной литературе, - динамика спроса. Она обус­ловлена

одновременно темпами прироста населения и элас­тичностью по ценам и доходам.

Причем по различным товарам или различным группам товаров.

В современных кризисных условиях развития России, когда семь лет (1992-1999

гг.) наблюдался процесс снижения численности населения страны, ежегодно

увеличивается доля бедных слоев, а то и просто неимущего населения, а

покупа­тельная способность основной части населения неуклонно и резко

снижается, влияние спроса на развитие экономики, ее отраслей, на конкретные

ее сферы в плане стимулирования предпринимательства крайне мало. Между тем,

развитие биз­неса не может быть успешным при бедном населении. В этой связи

предприниматели озабочены тем, что в Программе ре­форм и бюджете практически

предусмотрено крайне мало мер, направленных на создание условий,

благоприятствующих ро­сту доходов населения, бизнеса и, в конечном счете,

бюджета.

Успешное развитие таких реформ предполагает динамичное развитие всех форм

бизнеса - от малого предприни­мательства до крупных финансово-промышленных

групп. В свою очередь, это невозможно без целенаправленной и

по­следовательной государственной политики протекционизма отечественного

бизнеса, становления предпринимательства, надежной защиты интересов

собственников. Причем миро­вой опыт показывает, что степень и методы

воздействия го­сударства на экономику различны в разных странах, но все-таки

есть общая закономерность - чем выше уровень разви­тия экономики, тем слабее

роль государства, и наоборот.

В последнее время вмешательство российского прави­тельства в экономику

значительно усилилось, стало постоян­ным, определяющим. Разница в подходах

между правящим блоком и оппозицией лишь в степени дирижизма. Но и в том, и в

другом случае ему отводится решающая роль.

Обязательным условием становления и развития бизнеса является полноценная и

непротиворечивая законодательная и нормативная база предпринимательства.

Такую законода­тельную базу, в которой бы отстаивались интересы эконо­мически

активных граждан и их объединений, еще предстоит создать.

Одним из условий эффективного и реального развития предпринимательства

является учет во внешней политике го­сударства интересов российских

предпринимателей, расши­рение хозяйственных связей России со странами

ближнего и дальнего зарубежья, расширение рынка. Между тем, в ре­зультате

стратегически непродуманных, а в ряде случаев ошибочных действий властей,

существенно подорвана основа бизнеса традиционные хозяйственные связи и

рынки. Российские товаропроизводители практически потеряли свои по­зиции на

рынках Восточной Европы, Африки, Азии, Ближне­го Востока. Утрачиваются и

теряются рынки стран бывшего СССР, в том числе и тех, которые входят в СНГ.

Представляется, что Правительству России необходимо сконцентрировать, свои

усилия в этой сфере на создании условий для быстрого возврата российских

товаров и фирм на традиционные рынки, добиться для них реального режима

наибольшего благоприятствования, увеличения квот, резкого упрощения и

уменьшения таможенных процедур и уменьше­ния экспортно-импортных налогов. При

этом предпринима­тели должны сами принимать непосредственное участие в

выработке и реализации такой политики.

Успешное развитие предпринимательства предполагает равный доступ всех или, по

крайней мере, основной части предпринимательских структур к финансовым

ресурсам и осуществлению экспортно-импортной деятельности. В на­стоящее время

доступ к ним ограничен лишь узким кругом некоторых фирм и банков.

Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность перерастает в

еще более опасную монополию отдельных фирм. Список спецэкспорте­ров и банков-

агентов должен формироваться гласно и демо­кратично. В этих вопросах и в этих

сферах необходимо пере­ходить от разрешительного принципа к регистрационному.

Российские предприниматели справедливо настаивают на их широком привлечении к

решению проблем ускоренного погашения задолженности ряда стран перед Россией.

Прави­тельству следовало бы организовать продажу долгов россий­ским

предпринимателям и оказать эффективную поли­тическую и юридическую помощь в

их "отоваривании" Говоря о современной ситуации в экономическом развитии

страны можно отметить, что за последние годы пройден большой и полный

трудностей путь. Лицо страны и экономики за это время радикально изменилось.

Тем не менее, сегод­няшнюю политическую, социальную и экономическую ситуа­цию

в стране можно оценить как опасную для перспектив стабильного развития

отечественного бизнеса.

Усилия предпринимателей дают наибольшие результаты в условиях активизации

инвестиционных процессов, особен­но, если эти усилия консолидируются с

усилиями Правитель­ства. Пока банковские и иные инвестиции в России возмож­ны

лишь при стопроцентном резервном покрытии, независи­мо от кредитополучателя,

срока, гарантов. При таком же стопроцентно ликвидном залоге. С использованием

всех дру­гих форм страхования рисков.

Это тем более важно, поскольку в последние годы про­изводственная база

российской экономики постоянно сокра­щалась и находится в настоящее время в

исключительно тя­желом состоянии. Многие виды производства, в том числе

передового и конкурентно-способного, на грани разрушения, Новые виды

продукции, особенно наукоемкой, осваиваются крайне медленно, либо их

производство прекращается вооб­ще. Во всех сферах и отраслях продолжается

падение произ­водства. В такой ситуации нельзя сводить все только к

неиз­бежному ограничению расходов и экономии. Государство и население

богатеют не от экономии, а за счет процветания отечественного бизнеса. В этих

условиях у Правительства должны быть разработаны система мер по

стимулированию развития производства и механизм их реализации, а также

создана система страхования инвесторов от политического риска, в том числе от

его собственных неблагоприятных дей­ствий.

Важнейшее направление и форма государственной под­держки предпринимательства

в России - научно обоснован­ный, объективный и вдумчивый подход со стороны

государ­ственной власти к развитию в стране банковской системы. Резкие

изменения правил ее функционирования, будь то на­логообложение банковской

деятельности, изменение финан­совых нормативов или процедур учреждения,

работы или ликвидации коммерческих банков, подрывают основу бизне­са, не дают

возможности вести его продуманно, перспективна местных рынках.

Важным условием развития предпринимательства, оцен­ки его перспектив и

прогнозов является постоянная оценка современного состояния экономики,

определение степени со­ответствия первоначальных рыночных замыслов,

преобразо­ваний действительному фактическому направлению их раз­вития,

нормально организовать закупку сырья, производство и сбыт продукции.

Недопустимо, на мой взгляд, возложение на банки познавательных, фискальных и

других полицейских функций. Нельзя оказывать на них политическое и силовое

давление.

Одним из основных факторов, препятствующих цивили­зованному развитию

отечественного бизнеса и, в частности, притоку иностранных инвестиций,

является критический уровень преступности. Государство в этом плане не только

не оказывает поддержку предпринимательству, но оно фак­тически не выполняет

одну из важнейших своих функций - защиту собственных граждан от посягательств

на их досто­инство, жизнь и собственность. Жертвами разгула преступ­ности в

наиболее тяжелых ее формах становятся именно эко­номически самостоятельные

граждане промышленники, банкиры, представители торгового и иного бизнеса.

Неэф­фективность правоохранительных и судебных органов при­вела к тому, что

роль арбитров в разрешении хозяйственных споров и даже защита личной

безопасности предпринимате­лей переходит от государства в руки криминальных

структур. Как показал опрос, проведенный Институтом молодежи в 1994 году,

лишь около одной трети молодых предпринимате­лей не испытывает на себе

давление криминальной среды, 30% предпочитают наличие "крыши" и только 12% -

хорошую службу безопасности. Многие опрошенные считают, что тя­жесть

налогового бремени вынуждает идти на различные на­рушения, на неофициальные

сделки и, как следствие, платить дань криминальным структурам. Обращает па

себя внимание и тот факт, что 90% респондентов убеждены в невозможности

предпринимательской деятельности без взяток.

Рост преступности идет параллельно с невиданным рас­цветом коррупции в

органах государственной власти.

Небывало возросли произвол и беззаконие, нарушение конституционных норм и

законов на всех уровнях государ­ственной власти. Все это происходит при

попустительстве властных структур. Необходимо налаживание масштабного и

конструктивного взаимодействия государства и предприни­мателей в деле

обуздания разгула преступности в стране.

При создании этих и некоторых других условий разви­тия бизнеса возможно

взаимовыгодное социально-деловое партнерство между государством и

предпринимательством. Партнерские отношения - это, прежде всего, отношения

со­трудничества и взаимопомощи. В России такие отношения только складываются

и требуют принятия неотложных мер по коренному улучшению налоговой,

кредитной, денежной, инвестиционной и законодательной политики. Необходимо

научное обоснование и тщательная проработка основных элементов механизма

сотрудничества в соответствии с инте­ресами общества и предпринимательства.

Основой этого партнерства является единство коренного стратегического

интереса, состоящего в создании высокоэффективной ры­ночной экономики и

достижении высокого уровня благосо­стояния всего народа. Это означает, что и

государство, и предприниматели должны идти навстречу друг другу, что

практически невозможно без взаимных уступок. |

Создание устойчивого организационно-правового ме­ханизма партнерства между

государством и предпринима­тельством, конечная цель которого - достижение

наивысшей экономической и социальной эффективности путем форми­рования

наиболее благоприятной внешней среды функцио­нирования бизнеса, обеспечит

стабилизацию экономики и выход страны из кризиса.

Так же, прямое влияние на процесс формирования предпринимательства оказывает

характер проведения либерализации экономики. Постепенные реформы создают

более благоприятные условия для адаптации хозяйствующих субъектов к новым

рыночным условиям, оставляя некоторый ре­зерв времени для последовательного

обучения адекватным реакциям на ры­ночные стимулы и критерии, для

приобретения необходимых для этого знаний и для выработки соответствующих

навыков и стереотипов предпри­нимательского поведения. В свою очередь,

одномоментные «шоковые» ре­формы подводят к отказу от старых, сделавшихся

непригодными традиций хозяйственной деятельности, и побуждают овладевать

искусством предпри­нимательства как можно быстрее, ставя субъектов,

добровольно или поне­воле превращающихся в предпринимателей, перед проблемой

экономиче­ского выживания.

В случае быстрой либерализации возникает риск разрыва между требо­ваниями,

которые определяются вводимыми рыночными отношениями, и ограниченными

возможностями людей немедленно выработать новые, от­вечающие этим условиям

способы предпринимательского поведения - такое запаздывание опять-таки может

обернуться падением эффективности, а то и полным разлаживанием экономического

механизма. Подобные опасения высказывались еще до начала реформ. Но один из

важных эффектов высо­кой скорости либерализации, вызвавший сегментацию

процесса формиро­вания предпринимательства, предсказан не был. Речь идет о

резких разли­чиях в формировании предпринимательства в секторах,

специализирую­щихся на обслуживании трансакций, и в реальном секторе.

Образовалось бросающееся в глаза различие: более значительный рост новых

предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и тор­говли,

поскольку именно эти сферы в начальном пункте реформ были со­вершенно

недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной эко­номики: иное

положение сложилось в сфере производства. В то время как быстрая

либерализация дала толчок бурному росту банковских, торговых, страховых,

посреднических и тому подобных компаний, в сфере производ­ства сохранились в

основном сложившиеся организационные структуры (за некоторыми исключениями: в

строительстве, пищевой промышленности, туризме и ряде других подотраслей

сферы услуг также появилось некоторое число новых предпринимательских

структур) В этой ситуации оказались гораздо более стабильными и кадры

хозяйственников - привлечение новых предпринимательских сил и их отбор

происходили в гораздо меньших масштабах, нежели в сфере обслуживания

трансакций

Казалось бы, новые рыночные условия, в которых оказались производ­ственные

предприятия, жесткие рыночные критерии эффективности хозяй­ствования должны и

в производственном секторе привести к отбору и вы­браковке кандидатов на

предпринимательские роли. Однако этот процесс, хотя и разворачивается, но

несопоставимо медленными темпами при значи­тельной нехватке квалифицированных

кадров управляющих. Здесь играет роль не только объективно сложившиеся резкие

различия в динамике сек­торов в условиях быстрой либерализации - взрывной

рост финансово-торгового сектора и кризис производственного сектора. Эти

различия по­влекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих

секторов с точки зрения вложения капитала, а значит - и с точки зрения

перспектив приложения предпринимательских усилий. Поэтому почти не происходит

миграция молодых энергичных предпринимательских кадров, успевших развернуть

свои способности на финансово-торговом поприще, в производ­ство.

Такие проблемы были характерны для всех стран с переходной эконо­микой, но в

наиболее развитых страны Восточной Европы, обладавших существенными

предпосылками развития предпринимательства, этот раз­рыв был не столь

существенным. Быстрая либерализация в этих странах также создала преимущества

в формировании предпринимательского слоя для финансово-торгового сектора, но,

во-первых, этот сектор там формиро­вался не на пустом месте и, во-вторых,

определенные предпринимательские элементы уже существовали и в

производственном секторе.

Свою роль в закреплении сложившегося положения сыграл и способ приватизации

государственных предприятий. Стремление провести как можно быстрее

широкомасштабную приватизацию государственного секто­ра привело к тому, что

приватизация в России приобрела следующие харак­терные черты.

• шаблонные организационно-правовые формы, придаваемые привати­зированным

предприятиям:

• отвлечение от проблем функционирования приватизируемых пред­приятий,

отсутствие их поддержки:

• заниженная оценка фондов приватизированных предприятий, прода­жа

значительной части государственного капитала по льготным ценам или передача

его в собственность бесплатно;

• не сформировавшийся реальный платежеспособный спрос на прива­тизируемое

имущество

Когда в процессе обсуждения планов приватизации говорилось о том, что

бесплатная раздача собственности не способствует формированию от­ветственных

собственников, то в этом была большая доля правды. Но ни бесплатно полученная

собственность, ни собственность, приобретенная по «смешным ценам», ни даже

сполна оплаченная собственность еще не дела­ют ее владельца предпринимателем.

В эпоху становления капитализма владельцы как наследственных, так и купленных

поместий отнюдь не всегда торопились продемонстрировать свою готовность

действовать по новым, рыночным правилам. Множество из них проматывало свои

состояния и разорялось. То же самое можно ска­зать и о цеховых мастерах,

владельцах ремесленных мастерских. Процесс выработки слоя капиталистических

предпринимателей был весьма мучи­тельным и занимал длительный отрезок

времени, поэтому любое перерас­пределение прав собственности (и даже

стабильность прав собственности, переходящей из поколения в поколение) не

может рассматриваться как дос­таточное условие для формирования

предпринимательства. Для этого необ­ходимо было разработать комплекс мер,

организовав приватизацию таким образом, чтобы каждым своим элементом она

способствовала формирова­нию предпринимательского поведения. Этого, однако,

сделано не было.

Стремление не только ускорить приватизацию, но и смягчить социаль­ное

сопротивление ее проведению привело к тому, что при распределении прав

собственности на государственное имущество большая часть этих прав перешла в

руки работников и администрации бывших государствен­ных предприятий. Такое

распределение прав собственности дополнительно способствовало консервации

организационных и социальных структур производственных предприятий,

стимулировало нежелание широкомасштабной ротации кадров. А без подобной смены

кадров не могло состояться движение к осуществлению предпринимательских

функций нового слоя особых к этому людей.

Сложность ситуации усугублялась тем, что управляющие предприятия оказались во

многих случаях без контроля как со стороны внешних собственников, так и со

стороны собственных рабочих, среди которых были опылены мельчайшие пакеты

акций, не дававшие реальных возможностей воздействовать на управление

предприятиями. Даже в тех предприятиях, которые формально оставались в

собственности государства, контроль их работой

Однако дело не сводится к проблеме всевластия менеджеров и медленного притока

свежих сил. Почему директора и администрация производственных предприятий

сами не овладевают предпринимательскими навыками, не превращаются в

современных промышленных менеджеров? Потому, что на формирование их

предпринимательского поведения воздействует ряд факторов, как сохранившихся

от прошлого, так и созданных нынешними реформами.

Получив дополнительные возможности контроля над предприятиями, управляющие в

то же время столкнулись с проблемой обесценения оборотного капитала и

физического износа основного капитала в условиях падения рентабельности

производства и инвестиционного голода. В таких условиях овладение навыками

современного предпринимательства далеко не всегда может оказать предприятию

помощь в борьбе за выживание. Подчас гораздо больше могут помочь навыки

прошлого - поиски бюджетных субсидий, льготных кредитов, особых привилегий

(например по экспорту-импорту или налоговых скидок) у федеральных и местных

властей.

Напротив, стандартная линия поведения предпринимателя - наведение жесточайшей

экономии за счет освобождения от излишних производственных ценностей и

рабочей силы - входит в острый конфликт со всем предшествующим опытом и

традициями, да и с некоторыми современными реалиями. Сброс производственных

мощностей означает понижение статуса предприятия, а в условиях

инвестиционного голода создает угрозу, что в обозримом будущем и мощности уже

не удастся вновь нарастить. Массовое увольнение «лишних» рабочих рук также

противоречит традиции социального патернализма прошлого; сегодня они чреваты

ростом социальной напряженности, в том числе и потому, что предприятия в

значительной мере сохранили функцию предоставления ряда социальных услуг

своим работникам, и потеря этих услуг при увольнении ничем не компенсируется.

Массовые увольнения вызывают и неодобрительную реакцию местных властей, тощий

бюджет которых не способен спра­вься с растущей безработицей. Приток свежих

предпринимательских сил в производство ограничен в том числе и потому, что

управление промышленными компаниями в условиях кризиса, когда нужно вести

изощренную борьбу за конкурентоспособность производства, значительно сложнее,

чем снятие пенок с использованием объективной недоразвитости финансово-

посреднического сектора.

Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большие

прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели

устремляются туда, где добывать деньги проще. "Эта упрощенность вкупе со

специфическими мотивами, определяемыми криминализацией предпринимательской

среды, привела к тому, что новые предприниматели в состоянии вести борьбу за

контроль над производственными предприятиями, но почти никто из них пока не

смог реализовать себя в сколько-нибудь сложном и крупном производственном

бизнес-проекте.

Государственная политика приватизации оставила в стороне решение многих

задач, как переподготовка хозяйственных руководителей и воспита­ние

современных промышленных менеджеров. Государство не проводило никаких

заметных операций по адаптации к условиям рынка даже пред­приятий

государственного сектора, отказываясь играть какую-либо роль в рыночной

реструктуризации государственных предприятий и в формирова­нии полноценных

субъектов предпринимательской деятельности. Установ­ка на то, чтобы сократить

рамки государственного сектора, во многом оп­ределяется стремлением

«реформаторов» вообще не заниматься судьбой производства. Впрочем, это свое

стремление продемонстрировали и приме­нительно к предприятиям, остающимся в

государственной собственности в Восточной Европе отношение к приватизации,

при общем курсе на быст­рую и широкомасштабную приватизацию, было все же

более осторожным и несколько более прагматичным. Отказ «реформаторов» от

ответственности за судьбы производства появился и в проблемах, которые

образовались в ходе формирования предпринимательских структур и

предприниматель­ской деятельности в сфере внешнеэкономических отношений

Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией более технически

совершенных и подкрепленных хорошо налаженной системой сбыта западных

товаров, и с конкуренцией более дешевых товаров из стран третьего мира

Времени на адаптацию к ситуации не было, что обернулось ухудшением

внешнеторговых позиций. Более сложная внешнеторговая си­туация не была

компенсирована умелой предпринимательской стратегией Она усугублялась и

потерей и позиций, которые можно было бы удержать

Одномоментный характер либерализации предопределил перекос в ори­ентации

внешнеэкономического предпринимательства на использование разницы между

внутренними ценами и ценами мирового рынка Процесс выравнивания этих цен еще

не закончился, что до сих пор делает спекуля­тивные операции значительно

более выгодными, чем «нормальную» внеш­нюю торговлю. Отсюда и особая

выгодность массового мелкого бизнеса во внешней торговле.

Предпринимательство во внешнеэкономической области развивалось в нашей стране

под воздействием еще ряда факторов, связанных со специфи­кой проведения

реформ. Одна из таких специфических черт - одновремен­ное существование в

1992 г заниженного обменного курса рубля, что по­зволяло экспортировать

ресурсы даже по демпинговым иенам, и специаль­ного обменного курса для

импортеров, что делало выгодным и импорт за счет его скрытого субсидирования

из бюджета.

Наряду с этим характерной чертой российского предпринимательства на начальном

этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты, Получатели которых

приобретали вместе с этим и возможность быстрого обогащения. Разница

внутренних и мировых цен, а также благоприятный обменный курс создавали для

этого все условия

Особенность российских внешнеэкономических связей и в структуре экс­порта

товаров топливно-сырьевой группы в 1902-1995 гг., когда появились возможности

игры на разнице внутренних и мировых цен и на валютном курсе, они оказались

еще более выгодными для экспорта. Раз­вернулась ожесточенная борьба за право

участвовать в продвижении за рубеж нефти, нефтепродуктов, а также черных и

цветных металлов и т.д.

Предпринимательство в сфере импорта нередко сводилось к превраще­нию

внешнеторговых фирм в филиалы иностранных компаний, обеспечи­вающие

продвижение зарубежной продукции на российский рынок Подав­ляющая часть

импорта ориентировалась на насыщение потребительского рынка, наполненность.

которого по ряду товаров была недостаточной. Од­новременно резко сократился

импорт инвестиционных товаров, (что отра­жало резкое сжатие внутреннего

инвестиционного спроса)

Внешнеторговое предпринимательство не в меньшей степени, влияет на

отечественное производство в сторону повышения его конкурентоспособно­сти

Сотрудничество между производящими и торговыми компаниями в организации

производства и продвижении на мировые рынки отечествен­ной продукции

практически отсутствует (за небольшими исключениями - в военном

производстве).

Низкая конкурентоспособность национального производства привела к тому, что

многие внешнеторговые компании по соображениям выгоды ста­новятся партнерами

зарубежного бизнеса по вытеснению отечественного производства как с внешнего,

так и с внутреннего рынков.

Характерной особенностью российского предпринимательства является

ограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не только

особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой

современной экономической ситуации. Предприниматели не преследуют

стратегических целей, во-первых, потому, что первые годы формирования

рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности

краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Это

обстоятельство сформировало в среде предпринимателей соот­ветствующие

социально-психологические установки, стереотипы мышления и поведения. Во-

вторых, все еще сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений

в производство и краткосрочных финансовых опе­раций Условия реализации

долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь

небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемости.

Характерной чертой предпринимательского поведения является преувеличенное

влияние краткосрочных финансовых целей для многих предпри­нимателей, занятых

в производственном секторе, нередко определяющее их стремление к

персональному обогащению в ущерб положению фирмы. Час­ты случаи перекачки

капиталов фирмы ее руководителями в подставные компании.

Очень низкая степень законопослушности. Это проявляется, например, в

уклонениях от уплаты налогов.

В переходной экономике России ощущается неравномерное развитие

пред­принимательства и в различных социально-экономических секторах народного

хозяйства. Если частное предпринимательство получило довольно-таки замет­ное

развитие, то государственное предпринимательство влачит жалкое

сущест­вование. Кооперативное и любые другие формы общественного

предпринима­тельства представлены небольшим числом кооперативов, по инерции

сохра­няющим вывески времен перестройки. Новые предприятия, основанные на

соб­ственности работников, появились в результате приватизации, но, несмотря

на свое широкое распространение, собственность работников оказалась чисто

но­минальной, Их акции, не будучи консолидированными, не представляют собой

контрольного пакета, и на предприятии, где более половины акций принадле­жит

работникам, реальный контрольный пакет могут составить какие-нибудь 5%,

принадлежащие директору.

Угнетенное состояние государственного предпринимательства опреде­ляется

избранной моделью реформирования экономики, подчиненной ис­ключительно

интересам частной наживы. Поскольку позитивные общегосу­дарственные цели в

рамках реформаторской политики не ставились (кроме необратимости самих

реформ), то и государственное предпринимательство как инструмент провидения

такой политики оказалось ненужным. О нем стали вспоминать (без практических

последствий), когда состояний госу­дарственного сектора стало внушать

опасения относительно доходов госу­дарственного бюджета и устойчивости

экономики в целом,

Заключение

Подводя итоги изложенному, отметим, что такое состояние требует существенных

изменений не только в системе контроля и поощрения предпринимательской

деятельности, но и в общих экономических условиях, определяющих становление

основополагающих характеристик предпринимательства. Без осознания

ответственности госу­дарства за направленность, итоги и социальную цену

проводимых реформ эта проблема не может быть решена.

Процесс ста­новления предпринимательства, вопреки ожиданиям многих, оказался

куда более сложным, противоречивым и длитель­ным делом, чем это первоначально

представлялось. Он обус­ловлен характером и ходом проведения социально-

экономических реформ, от которых зависит общий успех рас­сматриваемого

процесса. В свою очередь, этот процесс влияет на протекание реформ. Это и

возможность альтернативного проявления новых реальных форм собственности в

рамках многоукладного народного хозяйства, и изменение структу­ры

общественного производства и т.д. Сложившаяся ситуа­ция в целом

неблагоприятна для функционирования пред­принимательского корпуса в России.

Но даже в этих сложных и противоречивых условиях есть положительный опыт

разви­тия предпринимательской деятельности, который позволяет считать процесс

становления этого феномена необратимым.

список литературы:

Журналы:

1.»Экономист» 1/99.

2.«Предприниматель»2,3

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011