Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Курсовая: Политика реформ экономическая безопасность России

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казанский институт управления, экономики и права

экономический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Политика реформ и

экономическая

безопасность в России

Выполнил: студент гр. 114

Постыка А.А

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ_ 3

2. Главная часть 5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ_ 5

ДВОЙНОЕ ДНО РОССИЙСКОГО БЮДЖЕТА_ 5

ВСЕ ВПУСКАТЬ, НИЧЕГО НЕ ВЫПУСКАТЬ_ 7

ВАЛЮТНЫЙ РИСК — НЕБЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО_ 9

Экономическая безопасность_ 11

ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ_ 11

Экономическая безопасность России 12

Экономическая политика и экономический рост_ 14

3. Заключение 19

Приложение 21

Литература_ 24

1. ВВЕДЕНИЕ

Общепринятое представление о российской экономике состоит в том, что она была

очень серьезно искажена десятилетиями сверхцентрализованного экономического

планирования и управления и для того, чтобы это исправить, главным было и

остается применение того, что у нас называется «шоковой терапией»

[1].

При этом в качестве основной задачи выдвигается немедленное создание такой

экономической среды, которая более или менее существует во всех развитых

странах, а затем предоставить рыночным силам сработать в этой среде в

направлении экономической эффективности и, в конечном счете, социальной

справедливости.

Создание подходящей экономической среды в настоящее время больше всего

понимается в либералистском духе. Государство должно прекратить управление

экономикой в максимально возможной степени, освободить цены, создать стимулы

для производителей, устранить избыток спроса, а все остальное предоставить

свободной экономической деятельности. Одна только сфера требует активного

государственного вмешательства, - это достижение финансовой стабилизации.

Иногда также упоминается о роли государства в приватизации и демонополизации.

Однако, детально эта сторона дела не программируется, что представляет собой

достаточно разительный контраст с макроэкономической частью. Необходимые

структурные изменения в экономике, как предполагается, будут также достигнуты

с помощью свободной игры сил спроса и предложения, ограниченных только

жесткими макроэкономическими бюджетными рамками. Вот так мы можем описать

господствующий подход к реформированию экономики, официально принятый в

России с января 1992 г. и положительно встреченный многими западными

экспертами.

Мы можем проанализировать этот подход в двух смыслах. С идеологической точки

зрения все это действительно заслуживает высокой оценки. В конце концов

впервые за 70 лет у нас нет госплана, никто не пишет пятилеток и т.п. Степень

экономической свободы, данная индивидуумам, является беспрецедентной в

советской истории. Свободные индивидуумы сразу же стали заполнять вакансии

предыдущей экономической системы, на которые раньше вообще никто не обращал

внимания: торговля, услуги, общественное питание и т.д. Это создало более

энергичную общественную атмосферу. В конце концов, с либералами или без них,

достаточно просто оставить людей в покое и дать им возможность самим находить

средства к существованию, чтобы получить результаты, о которых нельзя было

даже помыслить в тоталитарном государстве. Именно это сравнение с

экономическими и политическими ужасами тоталитарного государства заставляет

многих людей в России и на Западе высоко оценивать реформы 1992 года. И мы

присоединяемся к ним.

Но с профессиональной точки зрения все это должно быть подвергнуто достаточно

серьезному критическому анализу. Каковы бы ни были реальные или мнимые

достижения, по крайней мере с точки зрения того, что можно и должно быть

сделано, общие результаты могут быть оценены как крайне неудовлетворительные.

В последнее время все большему числу профессиональных экономистов становится все

более и более ясно, что весь подход к реформам с чисто экономической и

профессиональной точки зрения был провалом от начала и до конца

[2].

Одна из очевидных причин неудачи российского либералистского подхода образца

1992 года на взгляд профессионалов состоит в том, что будучи нереалистичным,

он не был претворен в жизнь в мало-мальски полном объеме, постоянно

размываясь различными как неизбежными, так и искусственными компромиссами.

Но есть и более глубокие причины неудачи, которые заложены в самом подходе, и

именно на это я бы хотел обратить особое внимание.

Российская экономика не была повреждена или искажена командной

централизацией, она была создана ею. В частности, из этого следует, что перед

нами супермонопольная система, в которой деньги играли лишь третьестепенную

учетную роль, а макроэкономическое регулирование было заменено командами и

планами, а также прямым административным контролем. Поэтому задача для

реформаторов состоит не в том, чтобы что-то поправить или либерализовать. У

нас несопоставимо более сложная задача.

Нам нужно создать совершенно новую экономику и сделать это, сохраняя жизнь и

достоинство 150 млн. граждан, которых нельзя отправить в космическое

пространство, чтобы они там подождали, пока будет построен их новый дом.

Подход по типу «шоковой терапии» ставит своей задачей, чтобы экономические

агенты сразу, в один день начали сами строить новую экономику. Это -

идеологическая догма, сохраняющая в наших условиях все многочисленные реликты

бюрократического регулирования, которые остаются законсервированными в

экономической практике именно в силу того, что правительство с самого начала

пытается полностью освободить себя от экономического регулирования процесса

трансформации. Появляющийся в результате этого вакуум немедленно заполняется

чем-то, что зачастую еще хуже, чем прежние органы управления.

Действительно, можно согласиться с тем, что коррупция и взяточничество в

органах власти, так же как и незаинтересованность власти в быстром развитии

частного сектора, сужают сферу эффективного регулирования. Но тот процесс,

который мы в дальнейшем будем называть «саморазвивающимся процессом перехода

к рыночной экономике», протекает не только очень медленно и болезненно, но и

имеет, как оказалось, такие побочные эффекты, как разрушение законности и

порядка, резкое социальное расслоение, основанное не на истинной рыночной

ценности индивидуумов, но на том, насколько они имеют доступ к

бюрократическим рычагам или специальной информации, как продолжающиеся

перекосы в распределении ресурсов, поскольку нет верных сигналов от

конкурентных рынков и пр.

Какая-то разновидность рыночной экономики, безусловно, в конце концов

появится на свет даже с помощью такого процесса, но вряд ли эта экономика

будет эффективной или социально справедливой. А в некоторых случаях, как

показывает опыт ряда постсоциалистических стран, включая некоторые республики

бывшего Советского Союза, побочные эффекты могут быть настолько сильны, что

задавят позитивные элементы трансформации.

В любом случае, в такой высоко индустриальной, милитаризированной стране как

Россия эксперимент в духе вульгарно-либерального шока является крайне опасным

и безответственным.

Мы считаем и считали правильным другой подход, при котором рациональное

дерегулирование. т.е. уход правительства из сферы управления и контроля в

экономике, будет сопровождаться, а в некоторых сферах предваряться и

направляться сознательной политикой экономической трансформации,

сформированной государством. Условия для этой целенаправленной трансформации

резко ухудшились на протяжении последних нескольких лет. Тем не менее,

поскольку к счастью Россия еще не погрузилась в пучину гражданского

конфликта, эта возможность сохраняется и во второй части этой работы мы

попытаемся представить некоторые рекомендации относительно такой сознательной

политики трансформации, которая могла бы быть возможной даже в нынешних

обстоятельствах.

В первой части работы мы попытаемся объяснить в неортодоксальной манере, что

произошло в российской экономике за последние годы, которые характеризовались

неадекватным политическим замыслом и в результате протекали, в основном, в

качестве саморазвивающегося процесса экономической эволюции.

2. Главная часть

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

Вскоре после инаугурации В.В. Путина, российское правительство предприняло

первые шаги в очередном этапе экономических преобразований. Тогда основное

внимание было уделено налоговой реформе. Осенью, после некоторого затишья,

связанного с отпусками и парламентскими каникулами, последовали очередные

действия.

Самым главным событием осени, как обычно, стало принятие федерального бюджета

— ключевого финансового документа, фактически определяющего все основные

параметры правительственной экономической политики на будущий год.

Значительный интерес представляют также неоднозначные изменения во

внешнеэкономической политике, связанные с предполагающимся снижением

таможенных пошлин и с усложнением порядка экспорта некоторых товаров.

Наконец, любопытные сдвиги произошли вроде бы в деле экономической интеграции

России и Белоруссии.

ДВОЙНОЕ ДНО РОССИЙСКОГО БЮДЖЕТА

Проект федерального бюджета на будущий год свидетельствует о том, что мы

вырвались из плена одних догм, но пока еще остаемся в плену у других.

Бюджет в нестабильной экономике (такой, как нынешняя российская) является не

столько конкретным документом, сколько декларацией о намерениях. Поэтому

относиться к нему стоит сдержанно, трезво осознавая, чту из прописанного в

цифрах действительно будет реализовано, а что является не более чем

прогнозом. Обращать внимание стоит на относительные показатели, тогда как

любые абсолютные величины на деле окажутся совсем не такими, какими

представляются сейчас.

Главное новшество бюджета — отсутствие дефицита. Это достижение имеет

огромное значение для экономики, и переоценить его трудно. К бездефицитному

бюджету страна мучительно продвигалась на протяжении всего последнего

десятилетия. Еще Егор Гайдар попытался в 1992 г. уравнять доходы и расходы,

но быстро сорвался под давлением "прагматиков", уверявших, что при такой

немыслимой жесткости нас ожидает коллапс экономики.

Алексей Кудрин, наконец, уравнивает доходы и расходы. При этом о коллапсе

никто не говорит. Спорят о том, будет ли экономика расти быстрыми или

умеренными темпами. А ведь реально те деньги, которые пойдут через расходные

статьи в нашу экономику, существенно уступают по своему объему бюджетным

доходам, поскольку страна расплачивается по старым долгам. Иначе говоря,

бездефицитный бюджет-2001 по сути своей оказывается значительно жестче, чем

бюджет- 1992 в его первоначальном, так и не реализованном варианте. Но что

поделаешь, в наши дни приходится расплачиваться за "прагматизм" крепких

хозяйственников, любивших в свое время порассуждать о наивности оторванных от

жизни либералов.

Думается, что на практике Кудрину действительно удастся реализовать

бездефицитный бюджет. Сегодня в самых широких кругах государственной элиты —

от Путина до Селезнева и от Илларионова до Геращенко — сформировалось

представление о необходимости здоровых государственных финансов. Все

понимают, что экономический рост возможен лишь при отсутствии инфляции и

эффекта вытеснения частных инвестиций, порождаемых государственным долгом.

Помимо бездефицитности обращает на себя внимание еще один интересный момент в

финансовой политике правительства. Доля доходов федерального бюджета в ВВП,

скорее всего, не снизится по сравнению с нынешним годом. Реальные цифры могут

колебаться в зависимости от величины будущих доходов, но в целом ясно, что

снижать налоговое бремя за свой счет Белый дом не собирается. Федеральное

правительство постарается снизить возлагаемое на народ фискальное бремя за

счет доходов региональных бюджетов.

Такая стратегия вполне укладывается в логику действий президента. Военные

расходы, финансирование правоохранительной системы и расплата по долгам — это

святое. У губернаторов же есть "жирок", который недурно было бы растрясти.

Проведение жилищно-коммунальной реформы, т.е. сворачивание дотаций, идущих на

содержание квартир и повышение тарифов, позволит субъектам федерации обойтись

меньшими налоговыми поступлениями.

Конечно, подобная стратегия никак не может представляться справедливой.

Реформа ЖКХ нужна, но столь же необходимо и сворачивание федеральных

расходов. Однако здесь уже дело не только в том, что президент любит

побряцать оружием. Ввязавшись в кавказский конфликт, мы создали огромную

дыру, через которую еще долго будут утекать бюджетные деньги. Чечня потребует

постоянных расходов на содержание значительного воинского контингента и на

латание местных хозяйственных прорех. Ведь моджахеды никуда не исчезнут, а

частные инвесторы в такое страшное место еще много лет не сунутся. За

сомнительную победу российской армии каждый россиянин еще долго будет платить

из своего кармана.

Тем не менее в целом бюджет все же представляется гораздо более разумным

документом, чем все его предшественники. Главный его недостаток — слишком

большой удельный вес военных расходов — представляет собой некое неизбежное

зло, определяющееся не столько особенностями финансовой политики, сколько

состоянием общества. Повышение военных расходов даже не вызвало возражений в

парламенте. Трудно надеяться на то, что финансовая политика может быть менее

"патриотичной", чем Политика как таковая.

Зато серьезные споры вызвали два других момента: точность правительственных

оценок будущих поступлений в бюджет, а также распределение доходов между

центром и регионами.

При рассмотрении вопроса о распределении доходов между центром и регионами

представляется, что речь идет о степени допустимого централизма. По логике

федеральной власти, стоит ей выпустить вожжи из своих рук, как региональные

бароны растащат страну на кусочки. По логике же самих региональных баронов,

предпочитающих, впрочем, ныне именовать себя здоровой оппозицией путинскому

авторитаризму, усиление централизма в финансовой сфере есть недопустимое

наступление на демократию и на рыночное хозяйство.

На самом деле вопрос о бюджете стоит и проще, и в то же время сложнее. Проще

потому, что спор идет исключительно об экономических материях, а не о таких

вещах, как федерализм или гражданское общество. Сложнее потому, что за общими

фразами, произносимыми участниками спора, их истинные соображения, как

правило, скрыты.

Какими будут на самом деле бюджетные поступления будущего года, не может

знать никто. Мировой нефтяной рынок не подчиняется даже самым лучшим

зарубежным экспертам, уже неоднократно садившимся в лужу со своими

прогнозами. А потому, сколько выручит Россия нефтедолларов, ведает, очевидно,

лишь Господь Бог. С точки зрения же складывающихся на сегодняшний день

тенденций, оценки правительственных оппонентов выглядят реалистичнее.

Думается, что положа руку на сердце и представители Минфина согласятся с

более оптимистичными прогнозами, нежели те, которые зафиксированы в их

собственных бумагах.

Иначе говоря, депутатам выгоднее записать побольше денег в расходные статьи,

продемонстрировав тем самым заботу о народе и о тех, чьи интересы они

непосредственно лоббируют. При развитии событий по такому сценарию

дополнительная денежная масса будет давить на рынок и повышать цены.

Правительство же старается изыскать легальную возможность для того, чтобы в

той или иной форме осуществить так называемую стерилизацию, т.е. устранить

излишнюю денежную массу, предотвратить быстрый рост цен и одновременно хотя

бы частично смягчить проблему долгов.

В межбюджетных отношениях вопрос стоял, скорее всего, не о том, чтобы отнять

у регионов значительную часть их доходов (хотя некоторую часть, бесспорно,

отнимут). Важнее другое: то, на каких условиях финансовые ресурсы будут

поступать в регионы посредством трансфертов из федерального бюджета.

Если львиная доля налогов в будущем году окажется в федеральном бюджете, а

затем лишь посредством трансфертов станет передаваться на места для решения

конкретных проблем, правительство страны сможет для предоставления финансовой

поддержки поставить определенные требования. В первую очередь требования

начать на деле осуществление жилищно-коммунальной реформы.

Пойдут реформы — регион получит деньги, необходимые для того, чтобы выплатить

субсидии на жилье для малоимущих. Не пойдут — не получит ничего.

Губернаторам же, конечно, выгоднее, чтобы и налоги, и бюджетные расходы были

бы повыше. Тогда можно будет сохранить старую систему финансирования жилищно-

коммунального хозяйства, при которой субсидии получает не собственник жилья,

а производитель услуг (коммунальные службы, энергетики и т.д.). При этой

системе и налоги останутся высокими, и бюджетные деньги будут тонким слоем

размазываться по широкому кругу людей, добрая половина которых вполне может

самостоятельно платить за свет и тепло. А самое главное, останется хорошая

кормушка для чиновников, которые сохранят возможность решать, с кем

рассчитываться в первую очередь, а кто может испытать на своей шкуре, какова

она, кредиторская задолженность.

ВСЕ ВПУСКАТЬ, НИЧЕГО НЕ ВЫПУСКАТЬ

Политика правительства во внешнеэкономической сфере, если судить только по

недавним решениям, кажется весьма противоречивой. Но на самом деле она имеет

свою логику.

С одной стороны, Германом Грефом была предложена, а правительством одобрена

система снижения и унификации импортных таможенных пошлин. Максимальные

ставки в новой системе не должны за некоторыми исключениями превышать 20%,

тогда как в старой они доходили до 30%.

Демонтаж барьеров для импорта, бесспорно, является мерой либерального плана.

В соответствии с принятыми решениями, кабинет Михаила Касьянова продолжает

двигаться в направлении снижения налогового бремени.

Теперь уменьшается бремя, возлагаемое на импортеров, что должно при прочих

равных условиях способствовать уменьшению цен ввозимых из-за рубежа товаров

или, по крайней мере, препятствовать их повышению, Но основное значение

либерализации состоит даже не в том, что поход в магазин будет в следующем

году обходиться нам несколько дешевле. Принципиально важно другое.

Активизируется конкуренция на внутреннем российском рынке. Наши производители

должны будут учитывать тот факт, что покупатель при сравнительно низких

импортных ценах может все чаще и чаще делать выбор в пользу продукции

производителей зарубежных. Поэтому снижение импортных пошлин — фактор,

стимулирующий общее экономическое развитие, повышение качества и

эффективности.

Конечно, сделанный правительством шаг в сторону внешнеэкономического

либерализма пока еще довольно робок. Однако в целом, как элемент общей

политики либерализации, он не может не впечатлять.

И все же, с другой стороны, правительство в той же самой внешнеэкономической

сфере использует сегодня меры из арсенала административной экономики. Экспорт

энергоносителей из страны не только тормозится высокими таможенными

пошлинами, с которыми в принципе еще можно мириться, но и впрямую пресекается

установлением квот на вывоз. С сентября нефтяные компании вынуждены

поставлять на внутренний рынок 90% производимого ими мазута и 75% дизельного

топлива. Пересечь границу родины смогут лишь жалкие остатки этих драгоценных

ресурсов.

Дело в том, что либерализация импорта может пройти практически безболезненно

как для страны, так и для правительства. После случившейся два года назад

девальвации рубль стал дешев, импорт резко сократился, а отечественное

производство начало быстро набирать обороты. Некоторое снижение пошлин не

сможет качественным образом изменить ситуацию, не сможет нанести сильного

удара по нашей экономике, хотя в определенных сферах заставит поволноваться

российских монополистов, слишком уж сильно вздувающих свои цены.

Да и сокращение таможенных поступлений в бюджет, которое может последовать за

снижением пошлин, не является в нынешней ситуации профицита слишком

болезненным для правительства. В августе, например, план по таможенным сборам

был перевыполнен на 15,5%. Ну, будет он в будущем году перевыполняться лишь

на 0,5%. Трагедии в этом нет.

Таким образом, быть сегодня либералом по отношению к импорту не так уж

трудно. С экспортом же совершенно иная ситуация. Экспорт при дешевом рубле

очень выгоден, о чем, собственно говоря, и свидетельствует огромное

положительное сальдо российского торгового баланса. И мазут, и дизельное

топливо должны мощной струей устремляться за границу вслед за газом и сырой

нефтью.

Однако, если они туда устремятся, встанет вопрос о том, чем отапливать Россию

зимой. Естественно, этот вопрос может быть элементарным образом решен чисто

экономическими методами без всякого администрирования. Тарифы на

электроэнергию и тепло должны быть такими, чтобы энергетики могли закупать

мазут по рыночным ценам. Но для вывода тарифов на уровень, уравновешивающий

спрос и предложение, нужно срочно осуществлять жилищно-коммунальную реформу.

Нужно принимать жесткие решения по отключению всех неплательщиков, в том

числе и так называемые стратегические объекты, столь дорогие сердцу нашего

президента.

Это крайне тяжелая и рискованная работа, до которой, судя по всему, наш

правительственный либерализм еще не дозрел. Гораздо легче просто не пущать

мазут на Запад и изводить его в немереных количествах ради отопления домов,

квартир, а зачастую и просто улиц, под которыми проложены дырявые трубы с

никуда не годной теплоизоляцией.

ВАЛЮТНЫЙ РИСК — НЕБЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО

Премьер-министр Михаил Касьянов договорился со своим белорусским коллегой о

перспективах объединения денежных систем двух стран. Перспективы становятся

все более и более определенными. Конкретные документы должны появиться в

ближайшее время, но уже сейчас на высшем уровне говорится о том, что в 2005

г. зайчик прикажет долго жить и российский рубль будет действовать в качестве

платежного средства и в нашей стране, и в Белоруссии, Еще через три года

должна быть введена единая валюта нового типа, но ее конкретный облик пока

скрыт в тумане.

До самого последнего времени вопрос о создании единой российско-белорусской

денежной единицы просто не был актуален.

Если откинуть в сторону политические и идеологические моменты, такие, как

демонстрация Западу славянского братства, отклик на требования испытывающей

ностальгию по СССР части общества, а самое главное — вероятное желание

Александра Лукашенко при наличии благоприятной возможности порулить не только

своей страной, но также соседней, то создание единой кредитно-денежной

системы имеет лишь одну цель. Состоит она в том, чтобы укрепить

внешнеэкономические связи двух стран за счет устранения валютных рисков.

Валютный курс всегда подвержен некоторым колебаниям, что вызывает

нестабильность в отношениях партнеров. Даже если установлен фиксированный

курс или валютный коридор, ошибки в макроэкономической политике, а также

резкие изменения в международном движении товаров и капиталов могут (как мы

прекрасно знаем по собственному печальному опыту) приводить к неожиданным

девальвациям.

Внезапные колебания курса или девальвации неизбежно влекут за собой потери

денег при конвертации, а потому те компании, которые осуществляют

внешнеэкономические операции, должны каким-то образом страховать свою

деятельность.

Страхование может осуществляться в различных формах. Можно прибегать к

услугам страховых фирм, можно совершать некоторые хитрые операции на

фьючерсных финансовых рынках, можно просто закладывать риски в цены своей

продукции, способствуя тем самым ее удорожанию. Но в любом случае подобная

деятельность связана с некоторыми издержками, а следовательно, она

препятствует нормальному развитию экономики обеих стран.

Если же две страны устанавливают единую валюту, то риски подобного рода

уходят в прошлое. Кредитно-денежная политика может быть оптимальной или

ошибочной, но в любом случае риски теперь не будут связаны с проблемой

конвертации.

В то время, когда начинались российско-белорусские переговоры о переходе к

единой валюте, наши экономики испытывали такое количество разного рода

рисков, что даже успешное решение валютной проблемы никак не могло повлиять

на общее состояние дел. Бизнесмены могли в любой момент пострадать от прихода

к власти коммунистов, экспроприирующих экспроприаторов, могли разориться из-

за внезапного всплеска инфляции, меняющей все хозяйственные ориентиры, могли

претерпеть ужасы дефолта и т.д. и т.п.

Сегодня же ситуация оказалась качественно иной. В целом российский бизнес

стал достаточно предсказуемым. В серьезность разговоров о массовом переделе

собственности не верит никто. Инфляция введена в разумные рамки. Государство,

один раз обанкротившись, проводит взвешенную финансовую политику. О том, что

позитивные изменения имеют место, свидетельствуют и сохраняющийся

экономический рост, и некоторое повышение реальных доходов населения, и,

самое главное, быстрое увеличение объема инвестиций в основной капитал.

Настало время подумать и о проблемах внешнеэкономических связей. Скорее

всего, товарооборот России и Белоруссии будет в обозримой перспективе

возрастать. Поэтому для развития российского бизнеса очень важно устранить

валютные риски. Тем более что в Минске существует пока непредсказуемый

политический режим, который может в случае сохранения кредитно-денежной

независимости выкидывать любые фокусы с эмиссией, ведущие к серьезным

осложнениям в жизни белорусского зайчика.

Объединять денежно-кредитные системы можно, в принципе, тремя способами, два

из которых вполне нормальны, тогда как третий совершенно безумен. В свое

время Белоруссия настаивала на том, чтобы двигаться именно этим путем.

Минские стратеги от экономики надеялись на то, что две страны будут иметь

одну валюту, но Центральные банки сохранят определенную самостоятельность.

Подобный способ объединения чреват полным разрушением денежного хозяйства в

том случае, если одна из высоких договаривающихся сторон будет проводить

безответственную эмиссионную политику.

Центробанк Белоруссии смог бы в этой ситуации эмитировать денег значительно

больше, чем Центробанк нашей страны (во всяком случае, по отношению к размеру

ВНП). Свеженапечатанные рубли расползлись бы по всей России-матушке вне

зависимости от того, кто осуществил их выпуск. Тем самым наш младшенький

братец осуществил бы так называемый экспорт инфляции.

Самое печальное в такой ситуации то, что нам не удалось бы остановить рост

цен в собственной стране даже путем применения жесткой макроэкономической

политики. Ведь чем меньше печатал бы денег Банк России, тем более высокими

темпами мог бы осуществлять эмиссию его белорусский собрат, кредитуя этими

деньгами правительство страны.

Второй способ объединения может считаться самым простым и естественным для

двух стран, из которых одна во много раз превосходит другую и по численности

населения, и по размеру ВНП. Маленькая страна просто принимает в качестве

денежной единицы валюту большой, полностью отказываясь тем самым от

возможности проводить самостоятельную кредитно-денежную политику. Подобная

стратегия сегодня стоит на повестке дня в различных латиноамериканских

государствах (и уже осуществлена в Эквадоре), которые вполне могут

использовать во внутренних расчетах американский доллар, благо роль США во

всех экономических делах континента огромна.

Однако подобный подход имеет негативные стороны с политической точки зрения.

Не всегда легко убедительно объяснить народу, что отказ от собственной

денежной единицы не имеет ничего общего с колониализмом и национальным

унижением, а напротив, представляет собой разумный экономический шаг, в

конечном счете выгодный всему населению страны.

Наконец, третий способ объединения, наиболее популярный сегодня в мире

благодаря появлению евро, — это создание новой коллективной валюты.

Государства Старого света, отказывающиеся сегодня ради евро от своих марок,

франков и лир, привлекли к своему опыту повышенное внимание. Создание

коллективной валюты и общего Центробанка подчеркивает равноправие партнеров,

однако вряд ли такая политика целесообразна в случае с рублем.

В качестве конечной цели объединения кредитно-денежных систем России и

Белоруссии декларируется введение единой валюты, что, бесспорно, должно быть

приятно Лукашенко. Во всяком случае, это скрасит горечь разочарования,

пришедшего после российского отказа двигаться по безумному сценарию. Но,

скорее всего, единственным конкретно проработанным вариантом окажется второй

— тот, который предназначен для первого этапа (до 2005 г.) — въезд Путина в

Минск на белом рубле.

У объединения кредитно-денежных систем есть помимо общих моментов еще и

некоторые тонкости. Когда объединяются в единую систему страны, близкие по

уровню экономического развития и по характеру экономики (как в Европейском

союзе), они, как правило, имеют общие выгоды и общие проблемы. Россия же

довольно сильно отличается от Белоруссии по отраслевой структуре. У нас

доминируют сырьевые и топливные отрасли, что дает возможность без особых

трудов иметь сегодня огромное положительное сальдо торгового баланса. В

хозяйстве батьки Лукашенко совершенно иная ситуация.

Соответственно, рубль имеет объективные основания для того, чтобы укрепляться

за счет значительного притока нефтедолларов. Известно, что Центробанк с

большим трудом удерживал доллар от падения. Белорусский зайчик подобных

оснований для укрепления не имеет. Таким образом, получается, что при прочих

равных условиях позиции рубля в ближайшее время должны становиться все более

прочными и по отношению к зайчику, А это означает, что конкурентоспособность

белорусской экономики при дорогом рубле и дешевом зайчике будет возрастать.

Все больше товаров белорусской промышленности будет выгодно экспортировать в

Россию, и все меньше нашей продукции окажется интересно вывозить в

Белоруссию.

Формирование единой кредитно-денежной системы качественным образом изменит

ситуацию. Белорусские предприятия потеряют экспортные преимущества, которые

может создать слабая национальная валюта. Правда, белорусское население

взамен получит те же выгоды относительно высокой покупательной способности

рубля, которые имеются у населения российского.

Таким образом, Белоруссия, идя на создание единой кредитно-денежной системы,

объективно ослабляет позиции своих предприятий на том самом рынке, который в

данный момент является для них ключевым. Думается, что для России валютный

союз с Белоруссией, заключаемый, конечно, на тех условиях, которые диктует

Кремль, является безусловно выгодным. Нам сегодня следует изменить

традиционно настороженное отношение к развитию российско-белорусских связей,

сформировавшееся еще тогда, когда мы опасались, что вслед за единой валютой

Россия получит и единого Лукашенко.

Летом-осенью нынешнего года Россия медленно, но уверенно двигалась в сторону

прогрессивных экономических преобразований. Только реформы могут поддержать

тот рост, который наметился в последнее время. Только реформы могут закрепить

те хозяйственные "завоевания", которые обеспечили нам девальвация и высокие

цены на нефть.

Экономическая безопасность

ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Представленная работа имеет в основном методологический характер, основное

внимание уделяется проблемам анализа внешней среды – мирового хозяйства,

переживающего этап глобализации, – и отдельных параметров системы. В качестве

таких параметров выбраны геополитическое положение Российской Федерации,

правовое обеспечение национальной безопасности и проблема кризиса элиты.

Анализ категорий экономической безопасности развитых стран и России

показывает, что Российская Федерация сталкивается с целым рядом угроз,

которые не характерны для развитых стран. К этим угрозам можно отнести

необходимость интеграции в уже сложившуюся систему международных институтов;

сложности с идентификацией положения системы, связанные с кризисом органов,

ответственных за сбор статистической информации, и как следствие,

невозможность принятия оптимальных управленческих решений; на территории ряда

субъектов Российской Федерации действуют правовые акты, противоречащие

Федеральному законодательству; Россия имеет огромные по протяженности

неохраняемые границы. При этом Российская Федерация как страна, развивающаяся

в условиях глобальной экономики, сталкивается со всем традиционным комплексом

угроз, присущим эпохи глобализации.

Категории национальной экономической безопасности сильно отличаются в

зависимости от конкретных характеристик национальной экономики: ее

потенциала, устойчивости, степени открытости.

Практическое значение имеет приводимая в модель расчета вмененного налога на

прибыль промышленных предприятий. Модель позволяет с 88 %-ной точностью

предсказывать прибыль крупных промышленных предприятий в зависимости от

параметров их деятельности, которые относительно легко поддаются учету и не

могут быть скрыты от налоговых органов. К таким параметрам относятся

отраслевая принадлежность, объем реализации, число работающих на предприятии,

темпы роста объема реализации. Таким образом, при помощи данной модели можно

контролировать попытки незаконного вывоза капитала из страны.

Экономическая безопасность России

Экономика России переживает беспрецедентный для мирного времени кризис. По

своей глубине и продолжительности он намного превзошел Великую депрессию в

США 1929-1933гг. Остановились многие крупные предприятия, целые отрасли

промышленности. ВВП, уровень жизни населения снизились примерно вдвое.

Предпосылки кризиса назревали в недрах советской экономики несколько

десятилетий. Сверхцентрализованная система при дряхлеющем руководстве не

смогла своевременно отреагировать на поворот в направлении информационного

общества, страна стала безнадежно отставать в технологическом и структурном

отношениях. Неадекватным оказался выбор варианта перехода к рыночной

экономике, сделанный в начале 90-х годов.

Таблица. Показатели экономической безопасности

Пороговые значения Фактическое состояние
Снижение объема ВВП 25% 50%
Доля инвестиций в ВВП 25% 16%
Доля импорта в потреблении населения 30% 53%
Объем иностранной валюты в наличной форме к объему нал. руб. 25% 100%
Доля людей с доходом, ниже прожиточного минимума 7% 20%
Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и низко-доходных групп 8 раз 13 раз

В результате кризиса перед Россией возникла реальная угроза потери

экономической независимости. Советская экономика была полуизолирована от

внешних воздействий, в руководстве страны господствовали автаркические

представления, незыблемым устоем социализма признавалась монополия внешней

торговли. В конечном счете это стало одной из главных причин стагнации,

отставания от мирового научно-технического прогресса. В середине 80-х годов

началась перестройка внешнеэкономической деятельности с целью органичной

интеграции в мировое хозяйство. Однако неконтролируемая приватизация внешних

экономических связей, последовавшая за распадом СССР, придала этому процессу

крайне противоречивый характер.

Объем внешней торговли, особенно импорта, резко сократившийся в 1992 г.,

затем стал увеличиваться. Хотя он не достиг докризисного уровня, его удельный

вес в конечном продукте из-за уменьшения последнего и изменения структуры

заметно поднялся. Экспорт составляет не менее 20% ВВП и около 40% его

товарной части. За счет импорта покрывается половина потребностей внутреннего

рынка в продовольственных и промышленных товарах для населения, современной

бытовой технике.

При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в

страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В 1995 г. на экспорт

ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на

мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32%

газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди, большая

часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80% минеральных

удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов. В 1996 г. эта доля

еще больше возросла. На топливо, сырье, продукты их переработки приходится

более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ).

Деградирует такой жизненно важный сектор экономики страны, как сельское

хозяйство, с которым так или иначе связана жизнь и деятельность 40 млн.

человек. Его продукция уменьшилась более чем на одну треть.

Состояние экономической безопасности страны находит итоговое выражение в

показателях социального здоровья нации. По всем его составляющим (уровень

жизни населения, дифференциация доходов, степень удовлетворения

социально-культурных потребностей, соблюдение прав и свобод личности, состояние

преступности, динамика рождаемости, смертности и прироста населения,

продолжительность жизни) достигнуты или превышены предельно допустимые

величины.

Заметно ухудшилось питание основных слоев населения. Сократилось

потребление мяса, молока, рыбы, сахара, возросло потребление хлеба и картофеля.

В структуре расходов домашних хозяйств доля затрат на покупку продуктов питания

существенно увеличилась, а на приобретение непродовольственных товаров - упала.

Выросла оплата услуг.

Таблица 3. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах

среднем на члена домохозяйства в год, килограммов)

Хлеб Картофель Овощи и бахчевые Фрукты ягоды Мясо Яйца (шт.) Молоко и мол.пр. Рыба Сахар и конд. изд.
1990 97 94 85 37 70 231 378 15 32
1995 102 112 83 30 53 191 249 9 27

Здоровье нации подрывается не только в духовном, но и в прямом физическом

смысле. При общем росте числа заболеваний, превысившем в 1995 году сто

миллионов, произошли вспышки туберкулеза (с 50,6 до 85 тыс.), сифилиса (с 7,9

до 261,9 тыс.). Быстро нарастает потребление алкоголя, число состоящих на учете

наркоманов возросло за пять лет более чем вдвое, а по сравнению с 1980 г. -

вчетверо и составило в 1995 г. 72,6 тыс. человек.

С 1992 года резко ухудшились все демографические показатели. Впервые в

истории страны смертность превысила рождаемость, и прирост населения сменился

его уменьшением. За 1992-1996 годы естественная убыль составила 3,5 млн.

человек. Даже мощный поток переселенцев и беженцев из ближнего зарубежья (2,3

млн.) не мог компенсировать потерь. Население сократилось за 5 лет на 1,2 млн.,

а за пять месяцев 1997 г. - еще на 227 тысяч, составив к 1 июня 1997 г. 147,3

млн.человек.

Однако афишируемая забота о безопасности не находит должного отражения в

экономической политике, начатой в 1992 г. и с небольшими коррективами

проводимой до сих пор. Однозначная ставка на финансовую стабилизацию и

укрощение инфляции любыми средствами сама по себе не решает основных проблем

экономики. Напротив, она подавляет стимулы деловой активности, ведет к

дальнейшему развалу хозяйства страны, проеданию национального богатства,

обострению социальных противоречий, потере экономической самостоятельности. К

концу 1996 - началу 1997 годов, когда месячная инфляция была снижена до 3-4%, а

затем и до 1,5-2%, положение в реальной экономике оставалось крайне тяжелым. В

середине 1997 г. было объявлено о преодолении спада, но это трудно увязать с

продолжающимся снижением ВВП, уменьшением инвестиций и другими индикаторами

экономической динамики. В который раз желаемое выдается за действительное.

Угнетенное состояние реальной экономики не позволяет надеяться на ослабление

остроты финансовой ситуации. Поступление доходов в бюджет не обеспечивает его

выполнение даже с учетом секвестра. Несколько увеличился сбор налогов, но в

то же время сократились поступления от продажи государственных долговых

обязательств и выросли расходы по обслуживанию госдолга.

Большинство специалистов сходится на том, что в настоящее время наиболее

острой и неотложной задачей является выведение страны из экономического кризиса

. Не отказываясь от методов монетарного макрорегулирования, государство должно

перенести центр тяжести на проведение эффективной промышленной и структурной

политики: восстановление инвестиционной активности, спасение основного массива

обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического

потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической перестройке

производства. Эти идеи нашли свое воплощение в предложениях ученых Академии

наук по среднесрочной программе социально-экономического развития России.

Какой сценарий получит реализацию на практике - зависит от соотношения

общественно-политических сил, подвижек в общественном мнении. Продолжение

нынешнего курса, абсолютизирующего финансовую стабилизацию и подавление

инфляции, повлечет нарастание социально-экономических трудностей, переход

кризиса в длительную депрессию с перманентной угрозой хаоса и социального

взрыва. С другой стороны, был бы губителен отказ от рыночных реформ и возврат

к командной экономике.

В целом при условии выбора оптимальной экономической стратегии потребуется,

по-видимому, два - два с половиной десятилетия, чтобы Россия смогла выйти на

рубежи развитых стран.

Экономическая политика и экономический рост

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на темпы экономического роста и,

следовательно, предопределяющих состояние экономической безопасности, является

экономическая политика. Межстрановые различия в проводимой экономической

политике в большой степени могут быть сведены к различиям в масштабах участия

государства в экономической жизни. Основными направлениями экономической

политики государства выступают: государственное предпринимательство; бюджетная

политика; денежная политика; валютная политика; внешнеторговая политика.

Государственное предпринимательство

На рис. 3 показана зависимость в 1978--1991 гг. среднегодовых темпов прироста

валового внутреннего продукта на душу населения от масштабов государственного

предпринимательства.

Курсовая: Политика реформ экономическая безопасность России

Бюджетная политика

Важнейшим направлением экономической политики в любой стране является ее

бюджетная составляющая. Масштабы перераспределения национальных финансовых

ресурсов через государственный бюджет наиболее полно отражаются в показателе

удельного веса государственных расходов в ВВП (рис. 4). В соответствии с его

величиной 88 стран, по которым имеются необходимые показатели для 1991--1996

гг., были разделены на пять групп.

рис.4. Государственные расходы и экономический рост

Страны с минимальной величиной государственных расходов (менее 17% ВВП)

демонстрируют самые высокие темпы прироста ВВП на душу населения -- в среднем

2,4% в год.

Одной из важнейших частей государственных расходов выступает государственное

потребление -- расходы государства на закупку товаров и услуг, а также на

заработную плату государственных служащих (рис. 5).

рис.5. Государственное потребление и экономический рост

Зависимость темпов экономического роста от бюджетного дефицита (измеренного в

процентах к ВВП) в 1991--1996 гг. показана на рис. 6. Обнаруживается, что чем

больше размеры дефицита, тем ниже темпы экономического роста.

рис.6. Дефицит бюджета и экономический рост

Зависимость темпов экономического роста от темпов прироста государственного

долга отражена на рис. 7. Максимальные темпы экономического роста (более 3,0%

в среднем в год) в 1991--1996 гг. наблюдались в странах, сокращавших

государственный долг не менее чем на 10 процентных пунктов ВВП ежегодно.

рис.7. Государственный долг и экономический рост

Денежная политика

Власти иногда пытаются компенсировать денежной эмиссией недостаток частных

кредитных ресурсов для финансирования бюджетного дефицита. Необходимость

кредитов центрального банка мотивируют также важностью поддержки реального

производства. Однако последствия неограниченной эмиссионной политики

оказываются прямо противоположными (рис. 8).

рис.8. Денежная масса за вычетом реального ВВП и экономический рост

Поскольку динамика денежной массы в большой степени предопределяет динамику

инфляции, зависимость темпов экономического роста от темпов инфляции имеет

весьма схожий характер (рис. 9).

рис.9. Инфляция и экономический рост в 1991-1996гг.

Валютная политика

Зависимость темпов экономического роста от темпов девальвации, если и

существует, то носит обратный характер (рис. 10).

рис.10. Динамика валютного курса и экономический рост

Максимальные темпы прироста ВВП на душу населения (2,3% в среднем в год) в

1991--1996 гг. были в странах, валюты которых в указанные годы не подешевели,

а подорожали по отношению к американскому доллару. Снижению курса

национальной валюты по отношению к доллару в пределах от 0 до 5% в год

соответствовали среднегодовые темпы экономического роста около 1,3%. При

снижении курса валюты в пределах от 40 до 100% в год положительный

экономический рост, как правило, прекращался. При темпах обесценения валют,

превышавших 100% в год, среднегодовые темпы производства ВВП на душу

населения при прочих равных условиях падали в среднем до -2,8%.

Внешнеторговая политика

Еще одним инструментом, якобы обеспечивающим защиту национальных

производителей от иностранной конкуренции и будто бы способствующим подъему

реального производства, иногда считают повышение импортных пошлин. Увеличение

же налоговой нагрузки на внешнюю торговлю имеет прямо противоположные

последствия (рис. 11).

рис. 11. Налоги на внешнюю торговлю и экономический рост

3. Заключение

Анализ данных по большой совокупности стран мира (от 88 до 158 в зависимости

от наличия данных по выбранным показателям) позволяет выявить следующие

закономерности:

  • темпы экономического роста в странах современного мира находятся в

    обратной зависимости от масштабов деятельности государства;

  • максимальные темпы экономического роста обеспечиваются при минимальном

    участии государства в экономической жизни, а минимальные темпы роста --

    при его максимальном участии;

  • при увеличении масштабов

    деятельности государства темпы роста, как правило, снижаются, при

    ослаблении экономического бремени государства -- повышаются.

Поэтому направления экономической политики государства выступают

определяющими факторами экономической безопасности страны, а количественные

характеристики государственной деятельности -- показателями ее экономической

безопасности. Усиление активности государства, как правило, ведет к снижению

темпов экономического роста, а следовательно, и к снижению уровня

экономической безопасности страны. Обеспечение более высокого уровня

экономической безопасности возможно лишь при сокращении масштабов

вмешательства государства в экономическую жизнь.

С этой точки зрения становится понятным, что произошло в России и в ряде

других постсоветских стран в конце 80-х и в течение 90-х годов. Из данных

таблицы 7 видно, что значения показателей деятельности российского

государства по всем направлениям существенно превысили среднемировые

показатели. Именно многократное увеличение масштабов вмешательства

государства в экономическую жизнь привело страну в последнее десятилетие к

беспрецедентному экономическому и социальному кризису, далеко отбросившему ее

от многих стран современного мира.

Таблица. Среднегодовые значения показателей экономической

безопасности в 1991--1996 гг. (в %)

Показатели экономической политики и ее результаты

Среднемировые

Россия

1. Продукция государственных предприятий к ВВП13,2*47,7
2. Государственное потребление к ВВП17,518,7
3. Государственные расходы к ВВП24,751,3
4. Дефицит бюджета к ВВП4,115,9
5. Прирост государственного долга к ВВП0,435,7
6. Темпы прироста денежной массы за вычетом реального ВВП41,9206,0
7. Темпы инфляции41,3296,1
8. Темпы снижения валютного курса36,8345,0
9. Налоги на внешнюю торговлю к внешнеторговому обороту3,76,9
љљљ Темпы прироста ВВП на душу населения1,1-8,0

Источник: расчеты ИЭА по данным МВФ, Всемирного банка

Преодоление экономического кризиса возможно лишь на путях последовательной

либерализации экономической жизни. "Рецепт лечения" российской экономики

хорошо известен. Это снижение бремени государства путем:

  • радикального сокращения государственных расходов;
  • обеспечения бездефицитного бюджета, достижения его профицита;

  • отказа от новых заимствований как внутренних, так и внешних;

  • прекращения наращивания государственного долга, перехода к выплате его

    основной части;

  • завершения приватизации остающихся

    государственных предприятий;

  • приватизации государственных

    обязательств;

  • проведения жесткой денежной политики;
  • безусловного обеспечения стабильности национальной валюты;

  • снижения до полной ликвидации импортных таможенных пошлин;

  • масштабного дерегулирования экономической деятельности.

Благодаря последовательному проведению именно такой политики многие небогатые

и слаборазвитые страны становились "рекордсменами" экономического роста и

добивались феноменальных результатов в повышении жизненного уровня своих

сограждан. Если такая политика будет проводиться в России, кажется, ничто не

сможет помешать появлению со временем и российского "экономического чуда".

Приложение

Указ Президента Российской Федерации

от 29.04.96 г. № 608

"О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

(Основных положениях)"

Цитата (из Государственной стратегии): <...>

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности

Российской Федерации

Государственная стратегия <...> является составной частью национальной

безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию

осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие

три-пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизует соответствующие положения

разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с

учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при

котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности,

социально-экономической и военно-политической стабильности общества и

сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних

и внешних угроз. <...>

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для

достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

· защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его

жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

· эффективное решение внутренних политических, экономических и

социальных задач, исходя из национальных интересов;

· активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные

интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в

эффективной реализации преимуществ международного разделения труда,

устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в

мирохозяйственные связи, недопущении критической засисимости России от

зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического

сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие

возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения

политического и военного статуса великой державы. Страна располагает

квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим

большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный

потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность,

общество, государство и основные элементы экономической системы, включая

систему институциональных отношений при государственном регулировании

экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности

Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность

для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-

экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную

перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы

в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности

Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и

необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов,

подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему

конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и

количественных показателей - макроэкономических, демографических,

внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

<...>

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации,

на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных

органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня

бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

<...>

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими

факторами, как:

· усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

· отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

· низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных

предприятий;

· свертывание производства в жизненнно важных отраслях обрабатывающей

промышленности, прежде всего в машиностроении;

· снижение результативности, разрушение технологического единства

научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и

на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

· завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим

видам товаров народного потребления;

· приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях

вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

· рост внешнего лолга России и связанное с этим увеличение расходов

бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. <...>

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности <...>.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям

экономической безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности

Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными

критериями и праметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые

для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость

социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества,

целосность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и

внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям

экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного

воспроизводства. <...>

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. <...>

3. Устойчивость финансовой системы <...>.

4. Рациональную структуру внешней торговли <...>.

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих

отечественных научных школ<...>.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких

межрегиональных экономических отношений <...>.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию

общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности <...>.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного

регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное

функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных

условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение

экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на

федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение

внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности

Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности

Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов,

определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за

динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для

переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и

острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).<...>

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической

безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны

количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния

экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической

безопасности страны, характеризующие:

· динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели

объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную

структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и

тому подобное;

· состояние природно-ресурсного, производственного и научно-

технического потенциала страны;

· способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся

внутренним и внешним факторам <...>;

· состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

· качество жизни населения <...>.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической

безопасности Российской Федерации

<...> осуществляется по следующим основным направлениям:

9. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры

экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической

безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из

зоны опасности. <...>

10. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или

недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской

Федерации. <...>

11. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с

позиции экономической безопасности Российской Федерации (конец цитаты).

Литература

1. Материалы Госкомитета РФ по статистике

2. Материалы Центра макроэкономического анализа и прогнозирования ИНП РАН

3. Гусаков Н.П., Зотова Н.А. Национальные интересы и внешнеэкономическая

безопасность России. М.: Евразийский регион. 1998.

4. Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской

экономики. М.:Экономика. 1999.

5. Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России. //

Вопросы экономики. 1995 №1. С.119-126.

6. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки. Под. ред.

Сенчагова В.К. М.: “Финстатинформ”, 1998

[1] В действительности никакой «шоковой

терапии» правительство не применяло. «Шок» произошел оттого, что к российской

действительности была попытка применения широко известной теоретической

доктрины Laissez-Faire (франц. = «разрешается делать»). Это - доктрина,

требующая минимизировать вмешательство правительства в экономику и бизнес. Адам

Смит в своей работе «Богатство народов» (1776 год) описывал Laissez-Faire как

«невидимую руку», которая принесет всем максимальное благополучие, если

предприниматели будут добиваться прибыли так, как им хочется. Считается, что

развитие промышленности Англии в начале 19 века и промышленный рост в Америке в

конце 19 века произошли в условиях капиталистического Laissez-Faire. Период

Laissez-Faire завершился в начале 20 века, когда активная демонополизация и

регулирование правительством условий предпринимательства и экономики стали

нормой. В данной работе следование этой доктрине чаще всего называется

«саморазвивающимся процессом» либо «вульгарным либерализмом».

[2] Между такими авторитетами как Я.Корнаи,

Л.Тейлор, М.Эллман и др. по этому поводу сегодня уже наблюдается практически

полное единодушие. Не следует, однако, забывать о том, что и в нашей стране не

все были готовы согласиться с такого типа либералистским подходом даже в самом

его начале.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011