Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Курсовая: Налоговая система Российской Федерации

Государственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию

Дальневосточная Государственная Академия экономики и управления

Курсовая работа по экономической теории

Тема №47: «Налоговая система в рыночной экономике»

Проверил:

Выполнила:

студентка 2 цикла заочного отделения

ускоренного обучения по специальности

«Финансы и кредит»

Кузьменко Л. А.

г. Уссурийск

2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Налоги как метод мобилизации доходов в условиях

рыночной экономики...........................................................с.4

2. Налоговая политика государства............................................с.7

3. Налоговая система в рыночной экономике.

3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения..........с.9

3.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной

экономикой...................................................................

..................................с.13

3.3 Основные виды и группы налогов.........................................с.19

3.4 Основные виды налогов субъектов Федерации...............................с.26

Заключение..................................................................с.28

Список литературы..........................................................с.30

Приложения..................................................................с.32

Введение

«В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» - эти слова принадлежат

Бенджамину Франклину.

Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития

человеческого общества, факторов экономического и социального характера.

Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических

интересов всех участников воспроизводственных процессов.

Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные

средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет,

составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и

современной налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня столь

пристальное внимание, так как именно они определяют жизнь современного

общества.

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное

внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно

решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях

рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения

развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и

тенденции их развития.

Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто

занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения.

1. Налоги как метод мобилизации доходов в условиях рыночной экономики

Налоги, известные с далёкой древности, неотделимы от государства в условиях

рыночных отношений.

Налоги, как определяет Налоговый Кодекс Российской Федерации (ст.8) – это

обязательные, индивидуальные, безвозмездные платежи, взимае- мые с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве

собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)

муниципальных образований.

Первый общественный основатель методологии налогообложения Н. И.Тургенев

связывал налоги с целью, которую ставит перед собой общество. «Налоги, -

писал он, - суть средства к достижению цели общества или государства, то есть

той цели, которую люди себе предполагают при соединении своём в общество или

при составлении государств». Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к

«уничтожению самого общества». Налоги служат признаком истинного

благосостояния народов, основанного на законах «ненарушения и свободе

гражданской».[18]

Государство без налогов не может существовать, так как они являются главным

методом мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и

рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – национального дохода –

выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой

производственных отношений, которые формируют их общественное содержание.

Налоги, как часть распределительных отношений общества отражают

закономерности производства. Кроме общественного содержания налоги имеют

материальную основу, то есть представляют собой реальную сумму денежных

средств общества, мобилизируемую государством. Эта часть национального

дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны

превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, который

используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Налоги, как особая сфера производственных отношений, являются экономической

категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и

отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие

денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости

национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.

В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и

регулирующую, каждая из которых проявляет особую её сторону как финансовой

категории.

1. Фискальная функция – основная, характерная для всех

государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть

материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная

возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу

наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов

обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для

вмешательства государства в экономические отношения.

2. Регулирующая функция означает, что налоги, как активный

участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на

воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя

накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они

должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что

федеральные налоги преследуют, прежде всего фискальные цели, отсюда вытекает

их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению

налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс

производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового

Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали

учитывать их регулирующее значение.

В процессе исторического развития общества и государства возникает и

используется множество разнообразных налогов, различающихся по субъектам,

объектам, способам обложения, органам, взимающим их и.т.д. многообразие

налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определённую долю всех доходов

плательщиков, стоимости имущества, выручки от разнообразных операций,

воздействуя, таким образом, на разные стороны хозяйственной деятельности.

Фискальная и регулирующая функции налоговой системы рыночного типа обречены

не только на мирное сосуществование, но и на продуктивное взаимодействие. Это

продиктовано законом движения экономической сферы в условиях развитого рынка.

Приобретение системой налогообложения рыночно ориентированных свойств

означает постепенное формирование налогового законодательства,

обеспечивающего паритет налоговых функций: фискальной и регулирующей.

Приобретение таких свойств зависит, в свою очередь, от многих факторов, и

главным из них является состояние экономики, её способность к наращиванию

финансового потенциала, его капитализации.

2. Налоговая политика государства

Совокупность управленческих решений в области налогового планирования,

регулирования и контроля, принимаемых высшим руководством страны,

определяется как налоговая политика государства.

Функциональные условия налогообложения непосредственно зависят от

государственной политики перераспределения добавленной стоимости и рентных

доходов. Целевое использование обобществлённых денежных средств составляет

часть государственной политики, базирующейся на нерасторжимости процессов

роста потребностей государственной казны с соблюдением принципа её

бережливости.

Перед налоговой политикой российского государства стоят следующие задачи:

- обеспечение государства финансовыми ресурсами;

- сглаживание неравенства в уровнях доходов населения;

-создание условий для регулирования экономики;

- снижение налогового бремени.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который

представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов

управления налогообложением. Государство придаёт налоговому механизму

юридическую форму и регулирует налоговый механизм путём налогового

законодательства. Налоговая политика и налоговый механизм (налоговые ставки,

способы обложения, льготы и.т.п.), определяют роль налогов в обществе,

которая тесно связана с деятельностью государства.

Высшие цели, видение, целевые установки, принципы организации системы

налогообложения и принципы управления ею образуют предмет налоговой политики

государства.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в

области налогов и является составной частью финансовой политики.

Налоговая политика строится государством по определённому типу. Можно

выделить три типа, успешно сочитающихся между собой:

- политика максимальных налогов, характеризующихся принципом «взять всё, что

можно»;

- политика разумных налогов, способствующих максимальному развитию

предпринимательства;

- политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения при

значительной социальной защите населения.

Последний тип налоговой политики лёг в основу созданной в Российской

Федерации налоговой системы на этапе зарождения рыночных отношений.

Однако, реализация принципов российской налоговой системы способствовала

стагнации экономики и, как следствие, сокращению социальной защиты

населения. В результате была сформирована внутренне несбалансированная,

инфляционно ориентированная система налогообложения Российской Федерации, что

более отвечает первому типу – «взять всё, что можно».

Социально-экономические преобразования в России начала 90-х гг. повлекли за

собой глубокие переломы во всех сферах жизни российского общества.

Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства.

В условиях коренной перестройки социальных и экономических основ

хозяйствования в России значительно возрастает роль налогов и налоговой

политики государства. Из довольно пассивного и инерционного инструмента

мобилизации доходов в госбюджет, каким налоги были в прежней системе

хозяйствования, они превращаются в один из важнейших рычагов управления

экономикой. Поэтому от налоговой политики и качества системы налогообложения

сегодня в гораздо большей степени, чем прежде зависит развитие национальной

экономики.

3. Налоговая система в рыночной экономике.

3.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения

Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным

образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов,

взимание которых предусмотрено налоговым законодательством.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж

– 36), А ПО НАЛОГОВОМУ Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании

налога на недвижимость и того меньше – 25).

В то же время всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных

элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно

представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой

более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является

налоговая система.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах

систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в

сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:

- систему налогов и сборов РФ;

- систему налоговых правоотношений;

- систему участников налоговых правоотношений;

- нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Ныне действующая в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговая система

страны представлена схемой (приложение 1).

Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в

разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к

итогу [1]:

Налоги на личные доходы.......................................................40

Налоги на прибыль корпораций..................................................10

Социальные взносы.............................................................30

Налог на добавленную стоимость................................................10

Таможенные пошлины.............................................................5

Прочие налоги и налоговые поступления.......................................5

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.

Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение

нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна усиленно решать

фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов

предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную

часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90%

доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы,

как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической

деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению

подобных стимулов.

Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней.

Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328

трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. При этом доля налоговых

доходов от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего – 22,9% от

всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%)

[4].

По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в

формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам,

налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их

долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете.

Российской системе государственных доходов, переживающей в 90-х гг. трудности

трансформационных преобразований присущи особые тенденции становления и

развития в переходный период. Система публичных финансов России основывается

как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и

на рыночно ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически

развитых государствах. Налоговая система РФ образца 2000 г. представляет

собой типичный пример такого конгломерата. Механизм реализации принципов её

функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой).

В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой

системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные

налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является

налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и

развития общества.

3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических,

этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство

и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо

дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм

собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства

физического лица, а также от государства, региона или географического места

происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Принципы построения налоговой системы России иллюстрирует приложение 2.

Налоговый Кодекс РФ отразил все свойства экономики и политики переходного

периода. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской

налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на

традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе

России трудно развиваться в русле мобильных социально-рыночных отношений.

3.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой

Рассмотрим основные показатели системы налогообложения в странах с развитой

рыночной экономикой.

Первый общий показатель, характеризующий роль налогов в экономике для всех

налоговых поступлений на федеральный уровень в Валовый национальный Продукт

(ВНП). Доля всех налогов в ВНП достигает заметной величины в странах с

развитой рыночной экономикой. В 80-90 гг. она составила (в %):

- в США – 30;

- в Японии – 26-31;

- в Германии – 38%;

- во Франции – 42-45;

- в Австралии – 30;

- в Швеции – 50-60;

- в Англии – 37-38;

- в Италии – 33-41;

- в Канаде – 33-37; [11]

Основная часть налогов – это налоги федерального уровня.

Второй общий показатель систем налогообложения – сходство основных налогов.

Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов.

На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога:

индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налог на

имущество.

На предпринимательство (юридические лица) накладываются два основных прямых

налога:

- налог на прибыль;

- налог на собственность.

Ещё один важнейший обобщающий показатель систем налогообложения –

распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно, в

бюджетных системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных

государствах – центральный) бюджет.

Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями

различны. Например, доходная часть федерального бюджета США формируется, в

основном, за счёт прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения

(46% во всех федеральных налогах в 1997 году), взносов населения по

социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля

косвенных налогов незначительна (акцизы – 4%, таможенные пошлины 5%) [11].

Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется за счёт

косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных

бюджетов – местные налоги, прежде всего, налог на недвижимость. В США около

2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно

поровну распределяется между штатами и местными властями.

Современное налогообложение в РФ в сравнении с опытом стран развитой рыночной

экономики отличается серьёзными особенностями. И это понятно. Налоговые

системы западных стран формировались и функционируют в условиях нормального

экономического развития. В России же оно несёт на себе отпечаток социально-

экономического кризиса.. это видно по первому обобщающему показателю,

характеризующему роль налогов в экономике – доле налоговых поступлений в

Валовый национальный Продукт (ВНП). Если в 1992 году она составила окло 50%,

в том числе федеральная часть – почти 18%, то в 1997 году эти доли

соответственно сократились до примерно 20 и 10%, а в 1998 г. – под

воздействием финансового кризиса уменьшились почти вдвое. ВНП за

рассматриваемый период также сократился вдвое [2]. Такое падение налоговых

поступлений характеризуется экономистами как катастрофическое.

Много негативных черт присуще и другому обобщающему показателю –

распределению налогов по различным бюджетным уровням. налоговые поступления в

нашей стране делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем

субъектов федерации. Их распределение базируется на сочетании долевого

участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирования

нижестоящих вышестоящими (прежде всего, трансферты со стороны федерального

уровня).

На практике это распределение стало объектом острой борьбы. Отсюда, в

частности стремление ограничить власть центра при определении долей участия в

налоговых поступлениях, попытки вырвать льготы для одних субъектов федерации

за счёт других, неудовлетворительное покрытие социальных и иных нужд многих

субъектов федерации при распределении центром налоговых поступлений (с этим

связаны отказы или задержки в перечислении средств в федеральный бюджет и.

наоборот, частые и произвольные изменения обязательств центра по отчислениям

на уровень субъектов федерации). Эти противоречия, усиленные всё возрастающим

сокращением федерального бюджета, заметно дестабилизируют весь федеральный

процесс.

Сопоставить и качественно и количественно системы налогообложения России и

стран с развитой рыночной экономикой позволяют данные по конкретным налогам.

Анализ роли основных налогов в общих налоговых поступлениях развитых стран

(представлен таблицей - приложением 3) свидетельствует о следующем:

- фискальная роль налога на прибыль в целом незначительна. Единственное

исключение – Япония, где налоги на прибыль составляют около 1/5 всех

налоговых поступлений. Активная промышленная политика государства

нейтрализует там отрицательное влияние налогообложения прибыли;

- главная роль в налоговых поступлениях принадлежит индивидуальному

подоходному налогу, что стало возможным в условиях устойчивого роста

жизненного уровня населения в послевоенный период;

- в большинстве стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде

всего НДС – от 15 до 50% всех налоговых поступлений; 7-12% составляет

родственный косвенный налог – акцизы.

Другими словами, от 20 до50% всех налоговых поступлений в большинстве

развитых стран дают НДС и акцизы. Только в США, Японии и Канаде роль

косвенного налогообложения заметно ниже. В этих странах существует устойчивое

негативное отношение общества к косвенным налогам из-за инфляционного влияния

и несоответствия стандартам социальной справедливости (обложение этими

налогами не зависит ни от размера доходов, ни от имущества плательщиков).

От 20 до 40% налоговых поступлений приносят отчисления на социальное

страхование; налоги на имущество в различных странах колеблются от 3-4 до

примерно 10%, при этом чем выше данный показатель, тем больше доля в нём

поимущественного налога физических лиц [10,11].

В Росси существуют те же налоги, что и в развитых странах. Однако, за этим

формальным сходством кроются серьёзные отличия. так, в России с 1992 года

были введены с фискальной целью косвенные налоги (с учётом опыта стран ЕС),

особенно НДС со ставкой с 1993 г. 20% (на продовольствие - 10%) и акцизы. В

1996-1998 гг. они стали покрывать большую часть налоговых поступлений (более

половины на федеральном уровне и свыше 1/3 в консолидированном бюджете). Что

касается таможенных пошлин, то их значение в России за последние годы

снизилось из-за определённого копирования опыта развитых стран.

Не в меньшей мере фискальные задачи превалируют в России в отношении

налогообложения прибыли. В 1992-1995 гг. доля налога на прибыль во всех

налоговых поступлениях достигала примерно 1/3 , что явно не соответствовало

международным стандартам. Не смотря на установленную для 1992-1998 гг.

умеренную ставку собственно налога на прибыль (35% для предприятий и 43% для

банковских и других кредитных учреждений), реально она была намного выше. В

развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки

разрешено исключать практически все издержки производства.

Ограничения на подобные исключения (например, на чрезмерные представительские

расходы) незначительны.

В России ограничения гораздо шире и жестче. Это приводит к тому, что реальная

ставка налога на прибыль в России, соответствующая международным стандартам,

завышается по сравнению с официально объявленной.

Во-вторых, слабо используются общие налоговые льготы функционального

значения (преоб­ладали и преобладают индивидуальные льготы лоббистского

значения).

В-третьих, в 1992-1995 гг. в рамках налога на прибыль взимался ещё и

своеобразный налог на сверхнормативную заработную плату (35% к средней

зарплате работников за вычетом небольшого минимума).

в-четвёртых, заметные изъятия из прибыли российских предприятий идут за счёт

налога на имущество этих предприятий, налогов на природные ресурсы (в

добывающей промышленности), ряда местных налогов и.т.д

В результате, по косвенным оценкам, ставка собственно налога на прибыль в

России в 1992-1995 гг. составила около 70%, а в 1996-1998 гг. после отмены

налога на сверхнормативную заработную плату – около 55%. С учётом указанных и

иных налоговых изъятий из прибыли вполне резонный характер носят жалобы

предпринимателей на то, что они вынуждены отдавать в виде налогов до 70-100%

прибыли, а то и больше.

вкупе с сокращением производства и другими негативными факторами чрезмерная

налоговая нагрузка привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины

функционирующих предприятий стали убыточными, многие ушли в теневую

экономику. В результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях

за этот период сократилась более чем вдвое – до 10-16%.

Что касается остальных основных налогов в России, то взносы на социальное

страхование (до 1/5 всех налоговых поступлений) ниже, чем в большинстве

развитых стран; к тому же они почти всецело покрываются за счёт предприятий

(социальный налог на занятых составляет лишь 1% от заработной платы). При

оценке этих цифр нельзя забывать о более высоком жизненном уровне населения

развитых стран. Фактически в данной сфере положение в России ещё хуже, в том

числе и из-за попыток исполнительной власти использовать средства пенсионного

и других внебюджетных фондов не по их прямому назначению.

По сравнению с другими основными налоговыми поступлениями у нас крайне низка

доля индивидуального подоходного налога (около 7-8%). И это, не смотря на

переход с 1992 г. от пропорционального обложения (13% заработной платы) к

прогрессивному (нижняя ставка – 12%, верхняя – около 1/3 дохода).

Основные причины – низкий уровень жизни основной массы населения и резкое

сокращение доли заработной платы в национальном доходе страны. Последняя

упала до беспрецедентно низкой величины – 40%; в 1997 году против 74% в 1990

г. и 65-75% в странах с развитой рыночной экономикой.

3.3 Основные виды и группы налогов

Основу систем налогообложения составляют прямые и косвенные налоги.

Прямыми налогами облагаются доходы и имущество; косвенные налоги включаются в

цену (в виде надбавки к ней, либо в качестве составной части издержек

обращения). Предполагается, что прямые налоги полностью оплачивают владельцы

облагаемых доходов имущества, а косвенные – конечные потребители продукции

(хотя вносят эти налоги в бюджет либо производители, либо продавцы данной

продукции).

Российская налоговая система с момента её образования в 1992 году базируется,

в основном, на косвенном налогообложении. Традиция косвенного налогообложения

обусловлена рядом причин, важнейшей из которых являлось стремление

реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов.

Регулирующая функция, особенно в её стимулирующем аспекте, отходила на второй

план.

Косвенные налоги, являясь регулятором спроса, влияют, в первую очередь, на

решения потребителей. Производители воспринимают регулирующее воздействие

опосредовано, через колебания спроса. В условиях рынка косвенные налоги в

полной мере, через механизм ценообразования, перекладываются на конечного

потребителя, что снижает регулирующий эффект таких налогов в отношении

производства.

Прямые налоги, взимаемые как доля налоговой базы (прибыль, доход) в меньшей

мере, чем косвенные, способны к переложению.

Активизация регулирующей функции налогов в аспекте стимулирования

производства является одной из приоритетных задач экономической политики

российского государства в ближайшие годы.

В странах с рыночной экономикой прослеживается чёткая взаимосвязь между

распределением налогов на прямые и косвенные и уровнем экономического

развития (и, соответственно, уровнем жизни населения) этих стран.

Чем ниже этот уровень, тем большую долю в общем объёме налогов составляют

косвенные налоги. По примерным оценкам, ныне в развивающихся странах доля

косвенных налогов в общем объёме собираемых налогов составляет 60-70%, а в

развитых – 30-40 %.

Однако, до Второй мировой войны в большинстве развитых стран в условиях

низкого жизненного уровня населения доля косвенных доходов колебалась от 2/3

(Германия, Япония) до 3/4 (Франция, Италия). В США же огромную роль играет

мощный общественный настрой против косвенного налогообложения, поэтому

косвенные налоги составляют 1/3 всех собираемых налогов, а прямые – 2/3 [10].

Налоговое бремя – это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному

национальному продукту, которое показывает, какая часть произведённого

обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

По некоторым оценкам [2] уровень налоговой нагрузки западноевропейских

государств в настоящее время находится в пределах 45-50% валового внутреннего

продукта (ВВП), который, по теоретическим представлениям близок к предельному

уровню. Величины налоговой нагрузки в России и других странах приведены в

приложении 6.

Виды нагрузок представлены схемой приложения 4. Классификация российской

системы налогов представлена в приложении 5. Стабильность налоговой системы

характеризует не только длительное постоянство состава налогов, условий их

сбора, но и чёткое разграничение налогов по звеньям (уровням)

государственного управления. Во многих зарубежных налоговых системах

законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и

установлены принципы взаимовыгодных фискальных взаимоотношений.

Федеральные налоги, например в США, представляют собой обособленную систему,

самостоятельны также и налоговые системы штатов и муниципалитетов. В то же

время действует и механизм налогового регулирования, когда часть федеральных

налогов зачисляется в бюджеты штатов, наиболее нуждающихся в дополнительном

привлечении доходов.

Регулируются и доходы местных бюджетов. наиболее централизованной считается

налоговая система Японии, но и там, за счёт центральных налогов финансируется

развитие административных единиц по чётко отработанным правилам,

преимущественно в разрезе общенациональных программ развития. практически во

всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система,

межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от

государственного устройства: в унитарных государствах налоговая система

централизована, в федеративных – отдельные налоги закреплены по уровням

власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях каждая

структурная единица государства имеет собственную систему налогов.

В России налоговые полномочия федерального центра и регионов (субъектов РФ)

определены Конституцией Российской Федерации (ст.72, ст.75). В Налоговом

Кодексе РФ (ст.12,13,14) утверждён закрытый перечень федеральных,

региональных местных налогов).

Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и

обязательные к уплате на всей территории страны. Основными из них являются

налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий,

подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины и другие.

Налоги регионов (субъекты Федерации) устанавливаются законодательными актами

РФ и взимаются также как и федеральные налоги на всей территории РФ. К ним

относятся:

- налог на имущество предприятий;

- лесной налог;

- сбор на нужды общеобразовательных учреждений с юридических лиц.

Среди местных налогов и сборов, в зависимости от компетенции органов

государственной власти и местного самоуправления, фискальной значимости,

продолжительности функционирования различают:

- налоги, введённые законодательной властью и действующие на всей территории

РФ в обязательном порядке;

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- налог на рекламу;

- сбор на право торговли и остальные налоги и сборы, вводимые специальными

решениями органов местного самоуправления и действующие лишь на их

территории;

- сбор за парковку автомобилей;

- сбор на содержание милиции;

- сбор на благоустройство территорий и другие сборы.

По использованию различают общие налоги, которые обезличены и

поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий и

специальные налоги – налоги, имеющие строго определённое назначение.

Например, «Налог на реализацию горюче-смазочных материалов» поступает в

дорожные фонды.

Рассмотрим наиболее важные для бюджета виды налогов :

1. Налог на добавленную стоимость.

Главной опорой развития государства с переходной (трансформационной)

экономикой, как Россия служит налог на добавленную стоимость (НДС).

С 1996 года НДС обеспечивает до половины всех налоговых поступлений в

федеральный бюджет и более трети – в консолидированный бюджет [4].

В настоящее время НДС является главным источником пополнения казны

российского государства. НДС представляет собой форму изъятия части прироста

стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных

работ, оказания услуг, в бюджет по иерее реализации товара (работ, услуг).

НДС – налог на приобретение, как и все косвенные налоги, он крайне

перелагаем, поэтому несправедлив, антисоциален.

Вместе с тем НДС – наиболее стабильный источник дохода бюджетов всех уровней,

так как он препятствует налоговому уклонизму по причине очевидности в

бухгалтерском учёте величины облагаемой базы.

В большинстве стран Евросоюза НДС является ныне единственным налогом на

потребление и взимается в стране – изготовителе. Ставка налога колеблется от

15 (Германия) до 25% (Дания, Швеция). Что касается западно-европейских стран,

то ставки НДС в них весьма различны (в Норвегии – 23%, Швейцарии – 6,5%). В

США, где НДС не используется, ставка налога на продажи колеблется по штатам

от 3 до 8,25%; в Канаде ставка НДС составляет 7,5-8%, в Японии – 3% [11].

В целом по развитым странам налоги на потребление составляют около 28% всех

налоговых поступлений [2,11].

Налог на прибыль предприятия

Среди прямых налогов с юридических лиц выделяется налог на прибыль

предприятий и организаций, введенный Законом РСФСР «О налоге на прибыль

предприятий и организаций» (27 декабря 1991 г.) и действующий с 1 января 1992

года.

Во многих странах ставки налога на прибыль корпораций превышают ставки

российского аналогичного налога. Это наблюдается в Германии, Швеции, Дании и

других странах.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на

прибыль определяются исключительно её величиной. В ФРг, Франции, Японии,

Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от её размера. В

настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой идёт снижение

ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986

году в виде налогов более 45% своей прибыли, в 1996 г. – около 30%, то в 2001

году – 24%, в том числе налог на прибыль – около 8-10% [1; 11].

Налог на прибыль в России, как и во всём мире, имеет двоякое значение:

фискальное и регулирующее.

Это важный источник дохода Российского бюджета. В консолидированном бюджете,

объединяющем бюджеты всех уровней власти, налог на прибыль обеспечивает свыше

1/3 всех поступлений.

Однако, многим российским экономистам отмечается достаточно много негативных

факторов завышения налогообложения прибыли. Чрезмерная налоговая нагрузка

привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины функционирующих

предприятий страны стали убыточными, многие ушли в теневую экономику. В

результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях за этот

период сократилась более чем вдвое – до 10-16%, с 1992 года – на 15,78% [10].

Подоходный налог с физических лиц

Налог на доходы физических лиц является одним из основных федеральных

доходов. Поступления в бюджет сумм налога растут. так, за 2000 год они

составили 174,2 млрд. рублей, а за 2001 год – 255,5 млрд. рублей или 146,7% к

2000 году [12].

Налог на доходы физических лиц по итогам 2001 года в структуре

консолидированного бюджета занимает четвёртое место (после единого

социального налога, налога на прибыль организаций и НДС) и в общих налоговых

поступлениях составил 13,1% против 12,4% в 2000 году.

Акцизы

Особая группа косвенных налогов – акцизы, за сёт которых мобилизуется 7-12%

всех налоговых поступлений [10] в российскую казну. По своей природе акцизы

близки к налогам на потребление, особенно налогу на продажу. Акцизы также

направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его

определённых специфических частей. Например, базовыми товарами, облагаемыми

акцизами, являются алкогольные напитки и табачные изделия, нефть и бензин

автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья.

Акцизы используются для обложения и некоторых других товаров, как правило, с

чисто фискальными целями.

Можно выделить два единых признака отбора: это либо товары массового

потребления с низкой эластичностью спроса по цене (соль, сахар, бензин); либо

товары элитного спроса (меховые изделия, ювелирные изделия).

В странах с рыночной экономикой за счёт акцизов мобилизуется 7-12% всех

налоговых поступлений [11].

Например, в США акцизы собираются во всех трёх бюджетных уровнях, но особенно

в штатах; ныне в ряду акцизных товаров, наряду с алкогольной и табачной

продукцией, остаются бензин, телефонные услуги, услуги авиалиний и другие.

3.4 Основные виды налогов субъектов Федерации

1. Налог на имущество введён в целях стимулирования

используемых в производстве материальных ценностей. Для региональных бюджетов

он является стабильным доходом, так как он в меньшей мере зависит от

хозяйственной деятельности юридических лиц.

Во всём мире имущественное налогообложение играет не только важную фискальную

роль (в основном на уровне местных бюджетов), но и создаёт для собственников

условие эффективного распоряжения накопленным им имуществом, выполняя при

этом и социальную функцию определённого сглаживания дифференциации в

благосостоянии членов общества.

Объектом налогообложения является стоимость основных средств нематериальных

активов, запасов и затрат, находящихся на базе плательщика (предприятия0.

Учётная стоимость имущества рассматривается как база для определения

налоговой нагрузки на предприятие.

В нынешней налоговой системе России центр тяжести перенесён на обложение

труда и текущих расходов, поступления от которого десятикратно превышают

налоги, связанные с имуществом.

Местные налоги и сборы

Система местного налогообложения в России – наименее отработанная область

налоговых правоотношений субъектов предпринимательской деятельности и

граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера. регламент

системы местного налогообложения был установлен, исходя из содержания статьи

21 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которой

введено 23 вида местных налогов и сборов, 4 из которых носят обязательный

характер. Это: земельный налог, налоги на имущество физических лиц,

регистрационный сбор за право торговли, налог на рекламу. Остальные могут

приниматься по усмотрению местных органов власти (Министерство Российской

Федерации по налогам и сборам разработало по ним инструкции о порядке

взимания и уплаты).

Введение местных налогов и сборов преследовало цель пополнить доходные

источники местных бюджетов, способствовать их сбалансированию и обеспечить

социально-хозяйственные потребности административно-территориальных единиц.

Однако, с данной ролью система местного налогообложения справляется крайне

плохо. Поступление налогов и сборов в местные бюджеты незначительно, их доля

на протяжении 1995-2002 гг. не превышает 1-5% от общей суммы доходных

источников бюджетов различных уровней. Местные налоги должны приносить казне

доходов втрое больше, чем те расходы, которые связаны с обслуживанием

сборщиков налогов, их учётом и.т.п

Заключение

Двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать

адекватную ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного

человека.

Без совершенствования налоговой системы, без целенаправленной жёсткой

налоговой политики современное государство не сможет обеспечить нормальное

функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать

неотложные государственные потребности.

Перед экономистами стоит ещё множество проблем, от решения которых зависит

экономический рост страны в целом, повышение благосостояния каждого

конкретного человека.

История учит тому, что ни одна из налоговых систем не может считаться

идеальной и со временем считается неэффективной. Поэтому налоговая система

требует постоянного совершенствования.

Как пишет А. Порки: «История государств есть постоянный процесс замены

неэффективных налогов и устаревающих налоговых процедур более современными».

Можно сказать, что история развития государств – это и есть история развития

налогообложения через принятие всё более совершенных налоговых законов [14].

Налоговая система России сегодня находится на стадии адаптации к

формирующимся рыночным отношениям. И, не смотря на то, что с первых же дней

своего существования она развивается в условиях экономического кризиса.

В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита,

обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны,

позволяет, хотя и без перебоев, финансировать неотложные государственные

потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной

экономике.

Сегодня налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики

стали, играя качественно новую роль – они становятся одним из средств

формирования единого экономического пространства для государств, связанных

региональными, хозяйственными и политическими интересами, поэтому государство

должно совершенствовать систему налогообложения, законодательно устанавливая

только прогрессивные, антидискриминационные налоги.

Список литературы

1. Булатов А. С.Экономика. - М.: Юрист.- 2001 – с. 894

2. Евстигнеев Н. Н. Налоги и налогообложение.-М.: ИНФРА-М.-2001.-с.255

3. Зубков В. В. Метод НДС //Финансы, №5.-2002.-с.30-32

4. «Коротко»//Профиль №8.- 2003.-с.82

5. Корсун Т. И. Налогообложение коммерческой деятельности. Практическое

пособие. Ростов-на-Дону: Феникс.-2001.-с.383

6. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой

системы.//Финансы, №5.-2002.- с.22-25

7. Маслова Д. В. Налоговый Кодекс и активизация стимулирующего потенциала

налога на прибыль.//Финансы и статистика.-№3.-2002.-с.35-37

8. Мостовая У. Б.Основы экономической теории. - М.:ИНФРА –М; Новосибирск:

Издательство НГА и У.-1997.-с.496

9. Налоги. Учебное пособие под ред. Д. Г.Черника. М.: Финансы и статистика.-

1996.-с.434

10. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Косвенные налоги: опыт развития

стран.// Мировая экономика и международные отношения. - М.: Наука, №2.-1999.

- с.16-21

11. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Изменения в системе налогообложения

// Мировая экономика Мировая экономика и международные отношения. - М.:

Наука, №8.- 1999.- с. 35-43

12. Пансков В. Налоговый Кодекс РФ: Работа продолжается, проблемы остаются и

множатся.//Российский экономический журнал. - М.: Экономика, №10.-2001.-с.27-

33

13. Пансков В. Идёт ли в России налоговая реформа.//Российский экономический

журнал. - М.: Экономика, №4.-2000.-с.23-31

14. Парыгина В. А. Тедеев А. А. Налоговое право Российской Федерации.

Ростов-на-Дону: Феникс.- 2002.-с.479

15. Петров Ю. Селективная финансовая политика: повышение собираемости

налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития

экономики.//Российский экономический журнал. - М.: Экономика, №4.-1999.-с.44-

46

16. Селезнёва Н. Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии,

тесты, задачи. М.: Юнити-Дана, Закон и право.2000.-с.444

17. Сокол М. П. Налог на доходы физических лиц.//Финансы. М: Финансы, №7.-

2002, с.30-35

18. Теплухин П. Дефицит бюджета перекрывает путь инвестициям в реальное

производство//Финансовые известия. - М.: Финансы.-1996.-с.3-6

19. Ушаков Е. Недвижимость в системе налогообложения//Российский

экономический журнал. М: Экономика, №2, - 1999.-с.42-50

20. Финансы. - Под редакцией Родионовой В. М. М.: Финансы и статистика.-

1995.-с.434

21. Черник Д. Г., Починок Н. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы М.:

Финансы, 1998.-с.422

22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. - М: ИНФРА –М.-2001.-с.405

ПРИЛОЖЕНИЯ

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011