Курсовая: Налоговая система и ее роль в регулировании рынка
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Белгородская государственная технологическая академия
строительных материалов
кафедра экономики организации предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия»
на тему:
«Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка»
Студент: Пашнев Владислав Александрович
Группа: 1ЭК - 121
Факультет: ФЭМ
Руководитель: доцент, к.э.н. Кузнецова Ирина Анатольевна
ã- Белгород 1997 г. -
Содержание.
Введение.
1. Структура налоговой системы Российской Федерации и её функции.
2. Виды, роль и функции налогов.
2.1. Сущность налогов и их классификация.
2.2. Функции налогов и регулирование рынка.
2.3. Кривая Лаффера.
3. Основные принципы налогообложения.
4. Контроль за уплатой налоговых платежей.
5. Необходимость оптимизации налоговой системы.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ.
В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы
Российской Федерации". На его основе строится налоговая система Российской
Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов,
пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а
также права и обязанности налоговых органов.
Налоговая система и налоговая политика, проводимая с ее помощью
правительством, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны.
Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем.
Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально-
экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью
государственного регулирования экономики. Соответственно в первой,
хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как
правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному
механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии , либо это
решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание
равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной
конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о
производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так
как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять
коллективные потребности людей.
Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не
обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству
надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит
сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для
предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило,
не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд,
государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
В одной из книг под редакцией Д.Г. Черника я встретил следующее: "... если
государство исходит из минимизации вмешательства в социально-экономические
процессы, то в таком "рыночном" бюджете потребность в финансировании
социально-культурных мероприятий станет незначительной и основная тяжесть их
оплаты будет переложена на население...". Меня интересует, а на ком же тогда
лежит тяжесть их оплаты в противном случае? Говоря, что последняя будет
переложена на кого-то не мешало бы указать с кого она будет переложена.
Понятно, что население платит налоги, а правительство с помощью функций
налоговой системы их распределяет по "расходным статьям", которые содержат в
себе расходы на социальные нужды общества. Так разве не население страны
финансирует своими налоговыми отчислениями социальные программы?
И такого рода противоречия в экономической литературе встречаются нередко.
Это обусловлено отчасти, может быть, тем, что условия протекания
экономических процессов постоянно изменяются. И то, что было приемлемо
сделать пять, двадцать пять лет назад, теперь может быть абсолютно
бесполезным и даже вредным. Иногда происходит путаница в терминах, и чтобы
этого не происходило многие авторы стараются как можно точнее определить их
значение, и эта курсовая работа не исключение.
1. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЕЁ ФУКНЦИИ.
В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы
Российской Федерации" от 28.12.91 (введен с 01.01.1992). С того времени в
этот Закон было внесено очень много изменений, что является одной из
отрицательных характерных черт отечественной налоговой системы.
Налоговая система - представляет собой совокупность взимаемых в
государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм, методов их
проведения и принципы построения.
В России создана организационная структура системы взимания налогов -
Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ.
Она состоит из государственных налоговых инспекций в республиках, краях,
областях, автономных областях, городах, районах.
Налоговая система России базируется на следующих основных принципах:
· полное равенство существующих форм собственности;
· учёт всех видов получаемых юридическими и физическими лицами доходов,
независимо от вида и характера деятельности;
· единый подход при определении размеров налогообложения, установления
льгот и налоговых ставок;
· однократность налогообложения;
· обеспечение учёта специфики объектов налогообложения.
Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую
центральную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической
организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень
имеет свои уровни и специфику.
Органом (субъектом) управления системой налогообложения в РФ является
Государственная налоговая служба РФ, состоящая из подразделений,
осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по
видам (отраслям) налогов.
К областному уровню относятся государственные налоговые инспекции, входящих в
состав РФ республик, краёв, областей, городов республиканского подчинения.
Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городов
краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах
республиканского и областного подчинения.
Главной задачей налоговых служб РФ является контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и
других платежей, установленных законодательством РФ и республик в её составе,
органами государственной власти краёв, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов в городах в пределах их
компетенции.
Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие с
налогоплательщиками.
Нужно отметить, что существуют такие два вида налоговой системы, как
шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход,
получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая
из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут
быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога,
перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц
облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает
планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная
налоговая система широко применяется в Западных государствах.
С 1992 года в нашей стране
действует новая налоговая система. Основные принципы её построения определил
закон об "Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он
устанавливает перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и
других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права
и обязанности налоговых органов.
Установление и отмена
налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам
осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с
вышеуказанным законом.
В новом налоговом
законодательстве много нововведений, соответствующих современной рыночной
экономике. Впервые юридические и физические лица, перепродающие автомобили,
вычислительную технику и персональные компьютеры будут платить налоги.
Взимается сбор со сделок, производимых на товарных биржах и при продаже и
скупке валюты. Суммы сделки местными органами власти устанавливаются путём
приобретения разового талона или временного платежа и полностью зачисляются в
местный бюджет. Ещё один важный налог - на рекламу. Его должны платить
юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию и услуги.
Законом установлено, что
система налогообложения действует без изменения вплоть до принятия специального
решения налоговой реформы об изменении перечня налогового объекта
налогообложения и методов их взимания.
2. ВИДЫ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
2.1. Сущность налогов и их классификация.
Что такое налог ? Налог - это то, что мы привыкли платить за всё.
За всё, что потребляем, получаем или чем пользуемся. Например, только для того
чтобы заработать деньги на буханку хлеба и купить её, мы уже платим налоги при
начислении нам зарплаты, косвенные налоги, входящие в стоимость товара - хлеб и
др. И с учётом налогов, установленных государством выходит, что мы фактически
должны заработать в 2 и более раз больше потребительной стоимости хлеба.
Налог, а также сбор, пошлина - это обязательные взносы в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками
в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.
Налоги возникли вместе товарным производством, разделением общества на классы
и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии,
флота, чиновников и других нужд.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», -
справедливо подчёркивал К. Маркс.[1]
Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего
продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Основные элементы налога:
1. кто платит. (работник предприятия, население и т.д.)
2. что облагается налогом. (доход, имущество, товар, деятельность)
3. источник уплаты налога. (з/п, прибыль, %)
4. Ед. измерения объекта налогообложения. (ден. сумма, гект. земли, лошад.
сила)
5. Величина налоговой ставки. (доля на единицу налогообложения)
6. Налоговые льготы.
Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В
случае налогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом
. Последний равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми
льготами.
Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и на
условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот:
· необлагаемый минимум объекта налога;
· изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;
· освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
· понижение налоговых ставок;
· вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
· налоговый кредит ( отсрочка взимания налога или уменьшение суммы
налога на определённую величину).
Налоговой ставкой называется размер установленного государством
размер налога на единицу обложения. Существуют минимальные, максимальные и
средние налоговые ставки.
В основу классификации налогов положены следующие признаки и виды налогов:
1. По объекту обложения:
· налоги с дохода (прибыли);
· с имущества;
· при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.;
· при экспорте и импорте товаров.
2. По субъекту обложения:
· с юридических лиц;
· с физических лиц.
3. По механизму формирования:
· прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество;
· косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и включаются в
виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в конечном счете оплачиваются
потребителем.
4. По источникам обложения:
· с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль предприятий);
· с дивидендов и процентов по вкладам;
· ресурсные платежи (на землю, недра и т.п.)
5. По характеру и моменту обложения:
· в момент выплаты или получения дохода;
· после получения дохода;
· при расходовании доходов;
· по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по
определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в
специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка
налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от
доходности объекта.
· таможенные пошлины:
а) фискальные;
б) протекционные, целью которых является защита отечественных
предпринимателей от иностранных;
в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных конкурентов
с отечественного рынка;
г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары, интересующие
государство).
6. По органам взимания:
· федеральные (общегосударственные);
· региональные (областные, краевые и т.п.);
· муниципальные (местные - городские, районные).
7. По использованию:
· общего назначения;
· целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).
В Российской Федерации взимаются:
· Федеральные налоги;
· Налоги субъектов федерации;
· Местные налоги.
К Федеральным относятся следующие налоги:
· Подоходный налог с физических лиц
· Платежи за пользование природными ресурсами
· Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
· Налог на добавленную стоимость
· Налог на прибыль предприятий
· Акцизы на отдельные группы и виды товаров
· Налог на операции с ценными бумагами
· Таможенная пошлина
· Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»...
· Сбор за перекачку, перевалку и налив нефти
· Сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального пр-ва
· Сбор за регистрацию банков и их филиалов
· Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
· Транспортный налог
· Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
· Государственная пошлина
· Гербовый сбор
· Платежи во внебюджетные фонды РФ
К налогам Субъектов Федерации относятся:
· Налог на имущество предприятий
· Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
· Сбор за регистрацию предприятий
· Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем
· Лесной доход
К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки
которых определяются региональными и местными органами власти), относятся:
· Налог на имущество физических лиц
· Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью
· Земельный налог
К местным налогам, которые могут вводиться органами власти курортной зоны
относятся:
· Курортный сбор
· Налог на промышленной строительство в курортной зоне
К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти относятся:
· Налог на рекламу (до 5 %)
· Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров
(до 10 %)
· Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
· Сбор за открытие игорного бизнеса
· Сбор за участие в бегах
· Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до
10 % стоимости товаров)
· Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды
образования и др.
· Сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты)
· Сбор за уборку территории
· Сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты)
· Сбор с биржевых сделок ( до 0,1 %)
· Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы (до 1,5 %)
· Сбор за право торговли
· Сбор за право использования местной символики (0,5 %)
· Сбор за выигрыш на бегах ( до 5 %)
· Сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме (до 5 %)
· Сбор за проведение кино- и телесъёмок
· Сбор за парковку автотранспорта
· Гостиничный сбор
Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми
, потому что они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это:
подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на
социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так
называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том
числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на
перевод прибыли и капитала за рубеж и др. В развитых странах доля ( роль)
прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возросла и
составляла в 1987 году: США - 91,1%, Япония - 71,2%, Англия - 54,3%, ФРГ -
4,4%. В СССР их доля в 1987 году составляла 37,7% в доходе госбюджета, и
возросла до 43,5% в 1994 году в России.
Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными
, потому что они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги,
это: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время
заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в
цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и
ценными бумагами и др.
Таблица 2.1
Особенности прямых и косвенных налогов.
№ | Объект | Прямые налоги | Косвенные налоги | 1 | Объект обложения | Доход и имущество | Потребительские товары | 2 | Адресный характер | Да | Нет | 3 | Путь изымания | Часть дохода или стоимости имущества | Включение в цену товара | 4 | Учитывается ли величина дохода и семейное положение | Да | Нет |
Прямые налоги бывают: | Косвенные налоги бывают: | Реальные налоги (поземельный, промысловый, на ц/б) | Акцизы (на товары и услуги частных предприятий) и НДС | Личные налоги (подоходный, на прибыль, с наследства и др.) | Фискальные и монопольные (на товары массового потребления производимые государством) |
Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так например,
налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и
дигрессивными.
Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально
большую часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в
одинаковой прогрессии.
Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному
доходу и не зависит от его величины.
Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении
дохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть.
Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога
растёт в убывающей прогрессии.
Пример.
№ | Доход | Прогрессивный | Пропорциональный | Регрессивный | Дигрессивный | | | Норма | Прирост | Норма | Прирост | Норма | Прирост | Норма | Прирост | | 1 | 50 | 2 % | - | 2 % | - | 4 % | - | 2 % | - | | 2 | 100 | 4 % | 2 % | 2 % | 0 | 3,5 % | - 0,5 % | 3 % | 1 % | | 3 | 200 | 6 % | 2 % | 2 % | 0 | 3,2 % | - 0,3 % | 3,5 % | 0,5 % | | | | | | | | | | | | | |
За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства,
аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах (социального страхования,
пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского
страхования).
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается
преобразованием налоговой системы. В настоящее время налоги - основная форма
доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для
экономического воздействия государства на различного рода рынки, которые
отражают общественное производство, его динамику и структуру, на развитие
научно-технического прогресса.
Таблица 2.2
Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных
уровней [2]
Вид налога | Распределение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней ( в процентах) | | федеральный бюджет | бюджет субъекта Российской Федерации | местный бюджет | Н Д С | 30 | 20 | 5 | Акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия | 30 | 30 | 5 | Акцизы на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары | 100 | - | - | Акцизы на остальные виды подакцизных товаров | - | 60 | 10 | Налог на прибыль предприятий (по ставке) | 10 | 15 | 5 | Подоходный налог с физических лиц | 10 | 30 | 5 | Ресурсные налоги | 30 | 30 | 5 | Экологические налоги | 30 | 30 | 10 | Федеральные лицензионные сборы | 100 | - | - | Сбор за использование государственной символики РФ | 100 | - | - | Налог на землю (с учётом централизации) | 100 | 20 | 30 | Налог а имущество предприятий и организаций | 10 | 40 | 40 | Транспортный налог | - | 10 | 40 |
2.2. Функции налогов и регулирование рынка.
В рыночной экономике любой страны налоги выполняют столь важную роль, что
можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей
налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика невозможна.
Что такое рыночная экономика? Под "рыночной экономикой" понимается
система организации хозяйства, основанная на товарно-денежных отношениях,
многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции граждан и
хозяйственных субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Дадим понятие рынка - того, на что оказывает влияние с помощью налоговой
системы правительство. Существуют много определений рынка, например - это
система саморегулирования экономики, стимулирующая развитие производства с
учетом качественных и количественных его параметров, или - это многомерное
понятие, состоящее из экономических, политических, социальных,
морально-этических подсистем, а связующим звеном всех этих подсистем является
свобода и другие гарантированные права личности. В более же узком смысле слова
рынок можно понимать как механизм, сводящий вместе продавцов ( производителей)
и покупателей товаров и услуг.
Различают три основных видов рынков, это: рынок товаров и услуг, рынок труда
и рынок финансовых ресурсов.
На рынке товаров и услуг проявляются экономические отношения между
производителем и потребителем по поводу объема, структуры и потребительских
свойств предлагаемой к реализации продукции, с одной стороны, и объема,
структуры и качества необходимой продукции с другой.
Особые экономические отношения складываются на рынке труда по поводу
занятости трудоспособного населения в качестве наемных рабочих и в связи с
потребностью работодателей в рабочей силе определенного количества и качества.
На рынке производственных ресурсов проявляются экономические отношения
между хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу
мобилизации временно свободных денежных средств для кредитных целей и
инвестирования. Все эти рынки находятся в постоянном взаимодействии, выполняя
специфические функции рыночной системы.
С помощью налоговой политики государство влияет на структуру и динамику развития
каждого из этих рынков, сглаживая последствия инфляционных и др. негативных
процессов. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие
функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы,
обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в
формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так.
Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно
сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений
от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место
следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на
товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов -
РЕГУЛИРУЮЩАЯ (вообще, функция налога - это проявление его
сущности в действии, способ выражения его свойств.)
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика.
Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном
мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она
регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят,
возможны варианты, например либеральная (США, Англия, Франция) и социально
ориентированная (Германия, Норвегия, Швеция, Австрия и др.) модели. Но каковы
бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе
регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
· регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит
главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов,
нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,
прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним
относятся законы, постановления, инструкции государственных органов,
регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей,
деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых
домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила
обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования
рынка непосредственно с налогами не связано;
· регулирование развития народного хозяйства, общественного производства
в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим
в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о
финансово-экономических методах воздействия государства на интересы
людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном,
выгодном обществу направлении.
В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы
административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само
понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью
предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость
подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с
общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как
же можно?
Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на
предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система
экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью,
возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике
отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а
зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они,
как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-
экономическими методами - путем применения отлаженной системы
налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок
и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в
этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
изменению соотношения на рынке предложение-спрос, способствует решению
актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй,
более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение
продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены
от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие
сельскохозяйственные продукции. Налицо стимулирование предложения товаров на
рынках сельхозпродукции и спроса рабочей силы в той же области. Если доля
доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее
25 %, то и они освобождаются от налогов, если более 25 %, то прибыль,
полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.
Приведенные положения могут служить примером использования государством
возможностей налоговой системы для воздействия на различного рода и уровня
рынки, развитие экономики в необходимом обществу направлении.
Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную
экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него
трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений
экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия,
"мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же
"мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не
обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно
поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных
фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их
деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому
бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм,
имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и
строительстве до 100 чел., в науке и научном обслуживании - до 50 чел., в
других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях
непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две
очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что
прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию
и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники,
полностью освобождается от налогов.
Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно
двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности:
освобождая от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по
производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству
товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по
производству строительных материалов при условии, что выручка от
указанных видов деятельности составляет более 70 % в общей сумме выручки от
реализации продукции (работ, услуг) государство повышает показатели
занятости населения, увеличивает предложение товаров соответствующих отраслей
и создает благоприятные условия для вкладывания капиталов в различные
инвестиционные проекты. В отличие от первой льготы, предоставляемой малым
предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в
течение двух лет со дня его регистрации. Очевидно, она направлена на то,
чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть, стать, как говорится, на ноги.
Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и
санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа
рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде
всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,
реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается
от налогообложения.
Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогах этой
льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но
непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от
налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-
констрyкторские работы. Делается это по-разномy. Так, в Германии указанные
затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически
освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или
частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма
была предусмотрена и у нас в прежнем законодательстве: облагаемая
прибыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30 % затрат на проведение наyчно-
исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было бы целесообразно и
сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью
или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь -
включать эти расходы в затраты на производство.
Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление
способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое
законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов банков"
предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30 %. В то же
время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес
кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50 % всех
вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20 %.
Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18
% можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под
15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но
даже выигрывает за счет льготного налогообложения.
Все более строгие нормативы и большие штрафы вводятся по экологической
безопасности. Предприятия, загрязняющие экологическую среду платят
соответственно большие налоги, чем экологически чистые. Но к сожалению, в
настоящее время человечество не может обойтись без вредных предприятий, но
имеет возможность снизить уровень загрязнения окружающей среды. Посредством
увеличивающих коэффициентов налоговая система стимулирует стремление
предприятий к установлению дополнительных фильтров, отстойников для
выбрасываемых отходов и т.д.
Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее,
перераспределительная. Главная задача экономики любой страны состоит в том,
чтобы учитывая ограниченные запасы ресурсов распределить с наибольшей
полезностью. Для этого нужно определить программу, т.е. решить, какие виды
товаров требуется производить; распределит ресурсы между производителями; после
производства товаров нужно их наиболее целесообразным образом распределить
между потребителями. Все это распределяется с помощью бюджетно-налоговой
политики. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как
производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и
предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие
и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные
дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных
условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие
сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно
отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Легко, например,
проследить процесс регулирования государством рынка с/х продукции. Оно может
увеличить некоторые налоги вне с/х сфере и ввести дополнительные льготы и
дотации в с/х сфере. Заинтересованность производителей в увеличении объема
производства очевидна, и как следствие - увеличение объема предложения на с/х
рынке, а возможно и создание новых вакансий в сфере производства с/х
продукции.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный
социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это
сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения, направления
значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного
или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной
защите.
Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части
доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата,
обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет
собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки,
архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня
развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и
т.п. Дискреционная фискальная политика - это сознательное
манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения
реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией
и ускорения экономического роста.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
2.3. Кривая Лаффера.
В специальной экономической литературе часто упоминается о кривой Лаффера
(или Лэффера), устанавливающей зависимость между прогрессивностью
налогообложения и доходами государственного бюджета. Профессор А. Лаффер
сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на
инвестиционную деятельность частного сектора, т.е. именно заинтересованность
хозяйственных агентов является движущей силой процветающей экономики.
БД БДmax Нормальная Запретная зона зона 0 Нст* 100 Нст, % рис. 2.1. |
Кривая Лаффера изображена на рис. 2.1.[3]
Где: БД - это доходы бюджета; Нст- налоговая ставка (в процентах от 0 до 100);
Бдmax - максимально возможная величина доходов бюджета; Нст* -
предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального значения.
Эта кривая наглядно показывает, что повышение налоговой ставки лишь до
определенного предела способствует росту налоговых поступлений в бюджет,
подходя по кривой к отметке предельной ставки (ее Лаффер считаем примерно
равной 30%-там от суммы дохода) мы видим, что рост поступлений налогов
замедляется, а когда уровень налоговой ставки переходит эту отметку идет либо
такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Это можно
объяснить следующим образом: когда Нст достигает определенного уровня,
губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению
производства, уменьшаются доходы от прежнего объема работы, к которому
применяется налогообложение, и как следствие часть "честных"
налогоплательщиков переходит из "легального" в "теневой" сектор экономики,
т.к. повышение налоговых ставок изменяет налоговое бремя только честных
налогоплательщиков.
Можно привести еще одно пояснение. Как только повышается налоговый пресс на
доход, производство становится менее рентабельным. Следовательно
хозяйственные субъекты начинают искать то, что поможет им вернуть
рентабельность предприятия. Одним из выходов иногда является переориентация
на производство другой продукции, сокращение численности персонала и т.п. И
наоборот, при уменьшении налогового пресса создаются благоприятные условия
для расширения производства. Я хочу показать, что кривая Лаффера верна и в
регулировании трех основных рынков. Изменением налоговых ставок на различные
отрасли или отдельные продукты, как правило, ведет к количественным
изменениям на рынках. Примером действия данной зависимости в российской
практике может служить повышение в 1993 году акцизного налога на водку до
90%, в результате чего производство ликероводочных изделий сократилось на
80%, а бюджет недополучил 1 трлн. руб. налогов. Таким образом вместо
увеличения налоговых поступлений получился их недобор и резко сократилось
предложение на рынке товаров и услуг ликероводочной продукции, а на рынке
рабочей силы увеличилось предложение рабочей силы.
Влияние изменения уровня налогообложения на экономическую активность и
налогооблагаемую базу Лаффер воплотил в кривой на рис.2.2. Где НБ - это база
для исчисления налога; Нст - налоговая ставка; линия А - доходы, подлежащие
налогообложению; линия В - реально облагаемые доходы; заштрихованная область
- это доходы скрываемые от налогообложения. Т.е. по сути, эти кривые Лаффера
отражают одну и ту же истину: чем больше налоговая ставка, тем больше доходов
хозяйственные субъекты скрывают от уплаты налогов, тем больше их переходит в
теневую экономику, тем меньше становится база для налогообложения и (с
определенной Нст) меньше налоговых отчислений поступает в бюджет. Кстати, по
данным директора департамента налоговой полиции РФ, более 40% товарно-
денежного оборота страны приходится на криминальные структуры, которые вообще
не платят налогов. Если посмотреть на рис. 2.2., то мы увидим где сейчас
находится уровень Нст РФ.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых
товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и
физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведённых
товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло
существовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принцип
налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы
велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и
немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность
налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Современные принципы налогообложения:
1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей
налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности разных
физических и юридических лиц различны, то для них должны быть установленные
дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть
прогрессивным (см. ниже, по мнению некоторых экономистов). Согласно этому
принципу те, кто получает большие доходы, должен платить и большие налоги, а
те, кто получает меньшие доходы, должен платить и меньшие налоги. Применение
этого принципа аргументируют законом Энгеля, согласно которому, чем меньше
доход, тем большая доля расходов на предметы первой необходимости, в основном
на питание, а чем больше доход, тем меньшая его доля тратиться на продукты
питания и предметы первой необходимости и большая доля затрачивается на
предметы роскоши. Из этого следует, что налогообложение групп населения с
высокими доходами лишает их возможности купить ряд предметов роскоши, в то
время как на бедные слои уменьшают их возможность купить предметы первой
необходимости. Но данный закон н учитывает то, что обычно больший доход
получают те, кто больше работает и чья квалификация выше, и если стремиться к
уравниванию их дохода посредством увеличения налогового пресса, то стимулы к
такого рода у последних пропадут. Это означает, что сильно увеличится доля
людей с низкими заработками, что в свою очередь повлечет за собой очень
негативные последствия в экономике страны.
2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило
однократный характер. Примером осуществления этого принципа служит замена в
развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по
нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается
налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка
к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке
вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие
от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.
3) Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять
сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и
санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или
не своевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и
честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и
удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих
налоги.
5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся
общественно-политическим потребностям.
6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП
и быть эффективным инструментом ГЭП. Этот принцип относится к регулирующей
функции налогообложения.
Существуют и такие два взгляда на проблему распределения налогового бремени в
экономике как принцип получения благ и концепция
платежеспособности.
ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГ.
Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров и услуг,
должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг.
Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе
принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычно
предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те, кто
получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги. Тем не
менее, если точно и широкомасштабно применить принцип получения благ, то
возникнут следующие проблемы:
1) Как определить количество получаемых благ, которые отдельные
предприниматели или хозяйства получают от системы образования, национальной
безопасности, милицейской, пожарной и др. служб и т.д.
2) По этому принципу получается, что те, кто получают блага от государства
должны платить с них налоги. Но было бы просто нелепо брать налоги с пособий,
которые даёт государство малоимущим и безработным.
КОНЦЕПЦИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ.
Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна
быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня
благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели с более высокими
доходами будут выплачивать более высокие налоги - как в абсолютном, так и в
относительном выражении, - чем те, кто имеет более скромные доходы.
Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная денежная
единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь за собой
всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в силу
рациональности потребителей: первые денежные единицы полученного дохода в
любой период времени будут потрачены на товары первой необходимости, т.е. на
те товары, которые принесут наибольшую пользу, а каждые последующие не на
столь важные и необходимые товары или услуги. Отсюда следует, что денежная
единица изъятая у лиц с большим доходом будет иметь меньший удельный вес в
его доходе, чем у лица с меньшим доходом. Поэтому с социальной точки зрения
налоги должны быть распределены в соответствии с получаемым доходом.
Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности - во сколько
именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо по сравнению
со вторым ? Должен ли более богатый человек выплачивать в виде налогов ту же
долю своего более большего дохода или большую ?
Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-
либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только лишь на
предположениях и догадках.
ПРИНЦИП ПОЛУЧАЮЩИХ ПРЕИМУЩЕСТВА.
Этот принцип означает, что те, кто выигрывает от данной правительственной
программы должны платить за их осуществление. Данный принцип прекрасно
работает когда дело касается оплаты пользования автодорогой, пляжем,
строительства моста и т.п. Но его применение имеет свои границы. «Например,
разве честно предлагать семьям с низкими доходами или инвалидам самим
оплачивать стоимость программ правительственной помощи неимущим?» Но
цивилизованное общество обязано поддерживать такие семьи.
4. КОНТРОЛЬ ЗА УПЛАТОЙ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
На уровне страны.
Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации создана
специальная служба - Департамент налоговой полиции, действующая
на основании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции».
Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение и пресечение
налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности
государственных налоговых инспекций и защита их сотрудников.
Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав:
· проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание;
· исполнять принятые судами решения;
· налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц.
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового
законодательства, привлекаются как к административной, так и к уголовной и
дисциплинарной ответственности.
Например, согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие полученных
доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с сокрытых объектов
превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может быть
наказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо штрафом от
300 до 500 размеров минимальной оплаты труда.
На уровне предприятия.
Чтобы не попадать под штрафы и др. меры наказания необходимо правильно вести
бухгалтерский учет на предприятиях. Так, например, если бухгалтер ошибся в
уплате налогов или неправильно оформил соответствующие документы, то
предприятия платит штраф и платит сокрытую сумму. В журнале "Налоги и
платежи" № 1 за 1997 год есть статья о правильном ведении рациональной
учетной политики на предприятии. Здесь разъясняется как правильно определить
выручку, учесть затраты на производство продукции, оценить имеющиеся
производственные запасы, какие предметы могут быть отнесены к основным
средствам и к малоценным и быстроизнашивающимся предметам ( далее МБП) и др.
Главная идея которой состоит примерно в том, что если рентабельность
предприятия невелика, то нецелесообразно его расширять, чтобы получить
большую прибыль, а необходимо качественно перестроить ведение учетной
политики предприятия. Нужно уметь пользоваться льготами, не допускать ошибок
в расчетах и т.п.
О технических ошибках в налоговых расчетах говорится в № 4 того же журнала.
Для их недопущения предлагается использовать технологии внутреннего
самоконтроля налоговых расчетов. Здесь описаны наиболее частые ошибки и пути
к их избежанию, основанные, главным образом, на недопущении влияния на
результаты отдельных личностей. Для обеспечения этого предлагается внедрить
технологии внутреннего самоконтроля налоговых расчетов, что требует создания
четырех трупп сотрудников:
1. Исполнители. Они отвечают за выполнение планов-графиков, заполнение
технологических карт и т.п.
2. Контролеры. Эта группа проверяет работу исполнителей.
3. Эксперты, которые должны обосновывать налоговые решения.
4. Руководители. Эта группа назначает экспертов, контролеров и
исполнителей, ставит перед ними задачи, разрешает возникающие разногласия и
т.д.
Что примечательно, каждая группа, за исключением экспертов, может состоять из
одного человека ( экспертов ³ 2). Один человек может совмещать несколько
функций, кроме контролера и исполнителя. Таким образом, минимальное число
людей, необходимое для внедрения технологий внутреннего контроля налоговых
расчетов составляет 2 человека, максимальное количество не ограничено.
Более документально это предложение раскрыто в № 5 того же журнала. Здесь
проявлены функции и механизм работы экспертной комиссии, приведены бланки
документов, необходимых для организации и функционирования технологий
внутреннего контроля.
Очень полезный совет об организации формального контроля первичных
документов, к которым относятся не только (по мнению некоторых людей) счета-
фактуры, накладные, авансовые отчеты и т.п., но и договоры, акты сдачи-
приемки, гарантийные письма и пр. дается в № 6 "Налоги и платежи", 1997 г. В
этой статье приводятся практичные рекомендации по организации и
функционировании контроля первичных документов, по созданию памяток и
инструкций, а также приведены бланки необходимых для этого документов.
5. НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее
система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он
может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект
осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,
финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства.
Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень
риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной
конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные
изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной
памяти перестройки и самих принципов налогообложения.
Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в
предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой
прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки,
льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших"
систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения
отражает характер общественного строя, состояние экономики страны,
устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к
правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере
изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать
предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными
условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в
целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые
изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы
достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением
устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы
(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.
В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам
(хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить
преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками)
период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными
основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее
значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не
выходят за пределы экономической целесообразности).
Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы
они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до
начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной
год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить
целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3
пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не
нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не
препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет
основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых
налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и
предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,
то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на
прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы
налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической
ситуации в стране и в общественном производстве.
Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональных
компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области реализации
указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог
этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почти три десятка налогов
и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание
временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к
принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по
странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а
налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в
странах ЕЭС налоговая система унифицировалась и с 1 января 1993 года
остались лишь несущественные различия.
Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее
нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций
- регулирующей, стимулирующей и др. Если экономическое положение страны,
решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в
налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по
возможности - с нового хозяйственного года.
За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным
бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти
изменения были различными по своему характеру, но можно утверждать, что
они отличались определенной внутренней логикой. Это утверждение
базируется на том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед
по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной
самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966
гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было
разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического
стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрных
мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По
сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в
распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые
подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности
предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную,
так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались
установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли",
то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим
органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало,
что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал
предпочтение государственному бюджету.
Следующим существенным шагов в совершенствовании системы взаимоотношений
предприятий с государственным бюджетом был переход к так называемому
полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство,
на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал
нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по
утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате
чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия "свободный"
остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным.
Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при
распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом
потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на
расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы
(принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и
жилищное строительство.
Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками.
Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть
предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, не деле
были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо
еденных требований ко всем предприятиям получалось наоборот: сами эти
требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого
предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено
явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений
с министерскими чиновникам, чем от объективных условий и требований.
Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогом на
прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы
экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов
субъективизма и волюнтаризма.
Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и
стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых
ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям,
производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.
Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по
принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно
рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный
на общегосударственном уровне.
Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения
прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к
рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал
ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться
эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с
государством, с бюджетом.
Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с
теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает
признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода,
укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется
государством.
Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает
также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны.
Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и
нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным,
региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим
лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой
относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин
или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит
и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует
развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают
прогнозирование ее результатов.
Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему
экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона
стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания
интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.
Сегодня практически общепринято, что одним из главных препятствий на пути к
восстановлению финансовой системы страны и оздоровлению народного хозяйства в
целом является несовершенство российской налоговой системы, из четырех
функций которой приоритетной считается фискальная. Чтобы создать условия для
подъема экономики, чтобы стало невыгодным скрывать доходы и вывозить
богатства за границу, а выгодно вкладывать их в развитие отечественной
экономики, нужно существенно изменить существующую налоговую систему. Кстати
сейчас ведется активная работа по внесению поправок в проект новой налоговой
системы. Разработано несколько их вариантов, в том числе и Белгородский. Но
говорят о том, что этим нельзя будет ничего добиться, а нужно составлять весь
проект заново. Некоторые экономисты предполагают, что придется России
вступить в 1998 год без утвержденного бюджета и еще не ясно с какой
"налоговой системой".
С одной стороны она должна стать более простой и легко контролируемой, с
другой - необходимо ужесточение контроля, которое должно сопровождаться
значительным снижением налоговых ставок. Но это возможно лишь при организации
принципиально новых принципов планирования доходов и организации работы
налоговых служб.
Реально ли в сложившихся условиях снизить налоговые ставки и упростить
налоги? Ведь на первый взгляд это приведет к дальнейшему сокращению доходов
государства. Это возможно только в том случае, если налоговая система будет
увязана с решениями целого комплекса проблем бюджетно-налоговой политики.
Из-за сложного финансового положения многих предприятий и низкой
производственной дисциплины, значительная сумма налоговых платежей не поступила
в городской бюджет и осела в недоимке. По данным городской налоговой инспекции
города Белгорода, по состоянию на 1 июля 1997 года недоимка составила 41,1
млрд. руб. (28,4% от всей суммы установленных сборов в январе-июле с. г.) В том
числе: по налогам на добавочную стоимость - 9,1 млрд. руб., по налогам на
прибыль - 3,2 млрд. руб., подоходный налог с физических лиц - 0,2 млрд. руб.
[4]
Известно, что глобальное понижение налогов ведёт к увеличению чистых
прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту
капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры.
Я присоединяюсь к мнению многих ведущих экономистов, что именно это
необходимо России на нынешнем этапе экономического положения. А что
происходит ? Происходит задавливание юридических и физических лиц всё новыми
и новыми налогами. А ведь действий или предметов на которые можно ввести
налог существует бесконечное множество.
Распространены действия по сокрытию доходов, неуплаты налогов. Часто
создаются предприятия, через которые обналичивается н-ное количество денег и
потом следует их закрытие, - деньги ушедшие на регистрацию в десятки, а может
и в сотни раз меньшие, чем сумма налога, которую пришлось бы уплатить.
А если бы государство снизило налоги, предпринимателям незачем было бы искать
пути к сокрытию доходов, отпала бы нужда в теневых организациях
обналичивания, сотни, а может быть и тысячи людей занятые в этом тёмном
бизнесе начали б «работать». Конечно при уменьшении ставок налогов люди стали
бы платить их, но возможно немного уменьшился бы бюджет государства. Поэтому
необходимо закрыть возможность кражи бюджетных денег (когда деньги куда-то
посылаются и не приходят по назначению) - но я считаю, что это невыгодно
ответственным лицам в Правительстве. Наверное поэтому Дума не спешит сильно
думать на эту тему. Наверняка среди депутатов есть такие, которые ходят
только отмечаться в Думу, а между тем пользуются всеми депутатскими
привилегиями, т.е. даром проедают деньги, которые где-то очень нужны - такие
люди находятся (в смысле «есть») везде. Депутатские кресла всё больше
заводняются представителями теневых структур. Они, получив депутатскую
неприкосновенность себя превосходно чувствуют. Им выгодна была война в Чечне
и другие «мероприятия», куда могут уходить деньги, полученные из наших
карманов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо прежде всего подчеркнуть, что во всем мире наблюдается тенденция к
упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система,
тем, как уже упоминалось, проще определять экономический результат, меньше
забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у
предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а
не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за
правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в
финансовых органах. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную
структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы,
которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Такая масса платежей
приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при
отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за
несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему
специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из
которых они отчисляются, очень неоднозначно указывают все необходимые
элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования
Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции
Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно
считать.
При помощи налогов государство выполняет свои функции: регулирующую,
распределительную, стимулирующую и фискальную. В следствии осуществления
первых трех, оно активно влияет на сглаживание дифференциации доходов,
распределение ресурсов и товаров, предложение различного рода товаров на
рынках: рабочей силы, товаров и услуг, и рынке финансовых ресурсов. Причем
часто изменение отношения спрос-предложение на одном рынке оказывает заметное
влияние на другой. Отдельно можно подчеркнуть значение в современных условиях
одной из наиболее приоритетных отраслей - сельскохозяйственной. Общеизвестно,
что правительство РФ многими методами пытается поднять с/х отрасль страны на
былой уровень, с этой целью действует немало льгот для предприятий, занятых в
этой области. Конечно же поднятие этой отрасли будет способствовать
увеличению предложения как на внутреннем рынке сельхозпродукции, так и на
внешнем. Недавно выделились другие приоритетные областями - это малое
предпринимательство и экология. Первая находится в прямой зависимости от
производства товаров и услуг "сегодня", а вторая "завтра".
Итак, из всего вышесказанного следует, что рыночная экономика - это
регулируемая экономика, различающаяся только степенью вмешательства
государства в социально-экономические процессы общества и, что бюджетно-
налоговая политика государства это один из главных эффективных и сложных
методов регулирования рынка.
Список литературы :
1. Закон "Об изменениях в налоговой системе России", 1995.
2. Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР", 28.12.1991.
3. Сборник законодательных актов РФ о налогах. 1991,1992,1993 гг.
4. Указ Президента РФ "О Госyдарственной налоговой службе
Российской Федерации" (с приложениями).
5. Беляков А.З. Рекомендации: как избежать больших российских налогов»,
Москва: МВЦ "АЙТОЛАН», 1992.
6. Вопросы экономики, №1, 1997.
7. Все налоги России. Второй тематический выпуск. Издание 2-е дополненное.
Практическое пособие. М.: «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ» совместно с ИИФ «Триада»,
1996.
8. Еженедельник «Экономика и жизнь», № 11,1997г.
9. Коровкин В.В., Кузнецова Г.В.. Налоговая проверка предприятий. - М.:
«ПРИОР», 1995.
10.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2
т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1992.
11.Налоги "Экономика и жизнь", №36, 1992.
12.Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.
13.Налоги и платежи, № 1-6, 1997.
14.Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и
статистика, 1996.
15.Новое налоговое законодательство России. Сборник законодательных актов
ВСРФ. Москва, 1993 г.
16.Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию. Приложение к журналу
"Финансы", N 8,9,10, 1992 год.
17.Российский экономический журнал №1-4, 1997.
18.Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
19.Финансы, № 9, 1992 год.
20.Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: Издательство БЕК, 1997.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.308.
[2] Приложение к Указу Президента РФ № 685
«Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению
налоговой и платёжной дисциплины» от 08.05.1996г.
[3] Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики:
Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
[4] Газета "Вечер", № 1, 1997г. (данные Белгородоблстата)
|