Курсовая: Инвестиции в основной капитал
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ Автор работы
cтудент 2 курса,
д/о, 1 группы
С.И.Максимович
Руководитель
м.э.н., преподаватель
Т. В. Яцкевич
ГРОДНО, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ. ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ.. 5
1.1. Инвестиции, их экономическая сущность и виды.. 5
1.2. Структура основных фондов. Источники формирования. 8
1.3. Реальные инвестиции. 14
2. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В СТРАНАХ СНГ. 18
2.1. Иностранные инвестиции. 18
2.2. Инвестиции в странах СНГ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Республика Беларусь столкнулась с очень серьезной
проблемой. Износ основных фондов превышает 70 %. Для того, чтобы решить эту
проблему необходимо пресечение довольно большого количества финансовых
средств. А для этого необходимо изучение сущности инвестиций (основного
источника финансовых ресурсов), кроме того необходимо определить основные
источники финансирования. Большое значение имеет изучение опыта привлечения
инвестиций в различных странах, который необходимо использовать в нашей
стране.
Поэтому главной целью данной курсовой работы является изучение экономической
сущности инвестиций и основных источников ее формирования.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
1. дать определение инвестициям и привести их классификацию;
2. изучить структуру основных фондов и источников их формирования;
3. подробно рассмотреть реальные инвестиции;
4. определить сущность иностранных инвестиций и исследовать динамику
инвестиций в странах СНГ.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
анализ и синтез, метод сравнения, дедуктивный метод и системный подход.
Структура работы представлена в следующем виде. В первой главе
рассматривается экономическая сущность инвестиций и приводится их
классификация по важнейшим признакам. Во втором пункте изучается структура
основных фондов, рассмотрены основные источники формирования средств для их
восстановления и расширения. В третьем пункте более подробно изучаются
реальные инвестиции. Во второй главе дается определение иностранных
инвестиций, а во втором пункте изучается динамика инвестиций в странах СНГ,
причины и пути развития. В заключение предоставлены выводы по изученной теме.
При написании данной работы была использована литература отечественных и
зарубежных авторов, а также периодические издания.
Объективно необходимым звеном воспроизводственного процесса является замена
изношенных основных средств новыми, которая осуществляется с помощью
механизма аккумулирования амортизационных отчислений и их использования на
приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов.
Вместе с тем существенное расширение производства может быть обеспечено
только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание новых
производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное
обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и
расширения производства с целью извлечения дохода в будущем, составляют
экономический смысл инвестиций [7, c.35].
Термин «инвестиция» происходит от латинского слова investire — облачать. В
рамках централизованной плановой экономики он не использовался, а речь всегда
шла о капитальных вложениях, т.е. о затратах, направляемых на воспроизводство
основных фондов, их увеличение и совершенствование. Под инвестициями
подразумевалось долгосрочное вложение капитала в различные отрасли экономики,
иными словами, инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. С
началом осуществления в нашей стране рыночных преобразований точка зрения на
содержание категории «инвестиции» изменилась, что нашло свое отражение в
законодательстве.
Под инвестициями понимаются совокупность затрат, реализуемых в форме
целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли
и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности
для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей
инвесторов, так и положительного социального эффекта [1, c.122].
Наиболее важными и существенными признаками инвестиций являются:
♦ осуществление вложений лицами (инвесторами), которые имеют
собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической выгодой;
♦ потенциальная способность инвестиций приносить доход;
♦ определенный срок вложения средств (всегда индивидуальный);
♦ целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты
инвестирования;
♦ использование разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся
спросом, предложением и ценой, в процессе осуществления инвестиций;
♦ наличие риска вложения капитала.
Средства, предназначенные для инвестирования, в своей подавляющей массе
выступают в форме денежных средств. Кроме того, инвестиции могут
осуществляться в натурально-вещественной (машины, оборудование, технологии,
паи, акции, лицензии, любое другое имущество и имущественные права,
интеллектуальные ценности) и смешанной формах.
Экономическая природа инвестиций состоит в апосредовании отношений,
возникающих между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования
и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и
совершенствования производства. Поэтому инвестиции как экономическая
категория выполняют ряд важных функций, без которых невозможно развитие
экономики. Они предопределяют рост экономики, повышают ее производственный
потенциал [5, c.22].
На макроуровне инвестиции являются основой для осуществления политики
расширенного воспроизводства, ускорения научно-технического прогресса,
улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной
продукции, структурной перестройки экономики и сбалансированного развития
всех ее отраслей, создания необходимой сырьевой базы промышленности, развития
социальной сферы, решения проблем обороноспособности страны и ее
безопасности, проблем безработицы, охраны окружающей среды и т.д.
Для осуществления инвестиционной деятельности как на макро-, так и на
микроуровнях необходимо детально представлять существующие виды и типы
инвестиций. Все инвестиции можно классифицировать по различным признакам.
В зависимости от объектов вложения капитала выделяют реальные и финансовые
инвестиции. Под реальными инвестициями понимают вложение капитала в создание
активов, связанных с осуществлением операционной деятельности и решением
социально-экономических проблем хозяйствующего субъекта.
По характеру участия инвестора в инвестиционном процессе инвестиции
подразделяются на прямые и косвенные (непрямые). Прямые инвестиции
предполагают непосредственное участие инвестора в выборе объектов и
инструментов инвестирования и вложении капитала. Косвенные (непрямые)
инвестиции представляют собой инвестирование посредством других лиц, т.е.
через инвестиционных или финансовых посредников [5, c.24].
По периоду инвестирования различают долгосрочные, среднесрочные и
краткосрочные инвестиции. Долгосрочные инвестиции — это вложения капитала на
период от трех и более лет, среднесрочные инвестиции — вложения от одного до
трех лет, краткосрочные инвестиции — вложения на период до одного года.
По региональному признаку выделяют внутренние (отечественные) и внешние
(зарубежные) инвестиции. Внутренние инвестиции осуществляются в объекты
инвестирования, находящиеся внутри страны; внешние инвестиции — в объекты
инвестирования, находящиеся за ее пределами. Сюда же относится приобретение
различных финансовых инструментов: акций зарубежных компаний или облигаций
других государств.
По формам собственности используемого инвестором капитала инвестиции
подразделяют на частные, государственные, иностранные и совместные. Частные
инвестиции представляют собой вложения капитала физическими и юридическими
лицами негосударственной формы собственности. К государственным инвестициям
относят вложения капитала, осуществляемые центральными и местными органами
власти и управления за счет бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств,
а также вложения, осуществляемые государственными предприятиями за счет
собственных и заемных средств. Иностранные инвестиции— вложения капитала
нерезидентами (как юридическими, так и физическими лицами) в объекты и
финансовые инструменты другого государства. Совместные инвестиции
осуществляются совместно субъектами страны и иностранных государств.
В свою очередь иностранные инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.
К прямым инвестициям относят вложения капитала, обеспечивающие контроль
инвестора над зарубежными предприятиями (компаниями). Они дают право участия
в управлении предприятием. Применяются разные определения прямых инвестиций.
Так, по определению Международного валютного фонда (МВФ), инвестиции
считаются прямыми при наличии у иностранного инвестора не менее 25% акций
предприятия, по статистике США — не менее 10% акционерного капитала.
Портфельные инвестиции—это вложения капитала в акции зарубежных предприятий
(без приобретения контрольного пакета), облигации, другие ценные бумаги
иностранных государств, международных валютно-кредитных организаций,
еврооблигации с целью получения повышенного дохода на капитал за счет
налоговых льгот, изменения валютного курса и т.п. Они не дают права участия в
управлении предприятием [5, c.27].
Как известно, с течением времени основные фонды изнашиваются, что прямо
отражается на качественных и количественных результатах текущей деятельности
предприятий (снижается производительность труда, увеличивается простой
оборудования, уменьшается объем и качество произведенной продукции, работ и
услуг). Основными фондами являются произведенные активы, используемые
неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного
года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.
Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов.
К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания,
сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и
устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные
средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий,
продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды
материальных основных фондов.
К нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся
компьютерное программное обеспечение, базы данных, оригинальные произведения
развлекательного жанра, литературы или искусства, наукоемкие промышленные
технологии, прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами
интеллектуальной собственности, использование которых ограничено
установленными на них правами владения [9, c.342].
Для того чтобы поддержать, хотя бы на первоначальном уровне, мощности
производственного сектора, необходимо периодически осуществлять инвестиции в
модернизацию, среднесрочный и капитальный ремонт оборудования, реконструкцию
производства, замену физически непригодных основный фондов. Воспроизводство
основного капитала на предприятиях может осуществляться либо за счет прямых
инвестиций, либо путем передачи объектов основного капитала учредителями в
счет взносов в уставный капитал, либо при безвозмездной передаче юридическими
и физическими лицами. Основным метод расширенного воспроизводства основного
капитала являются прямые инвестиции (капитальные вложения).
В условиях рыночной экономики большинство фирм является частными, и почти
весь капитал, необходимый для поддержания деятельности этих фирм, поступает
из частных источников.
Выбор способов и источников финансирования зависит от многих факторов: опыта
работы предприятий на рынке, их текущего финансового состояния и тенденций
развития, доступности тех или иных источников финансирования, способности
предприятий подготовить все требуемые документы и представить проект
финансирующей стороне, а также от условий финансирования (стоимости
привлекаемого капитала). Однако необходимо отметить главное: предприятия
могут найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально
осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только
из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем
рынке (в стране).
Финансирование прямых инвестиций – это порядок предоставления денежных
средств, система расходования и контроля за целевым и эффективным их
использованием. Методы финансирования зависят от конкретных условий
функционирования предприятия, изменений в направлении его развития. Они
определяются особенностями воспроизводства основного капитала и источников
финансирования на той или иной стадии развития экономики.
Источники, формы и методы финансирования прямых инвестиций в основной капитал
обусловливаются характером участия его в процессе производства и
особенностями строительства [6, c.13].
Источники формирования инвестиционных ресурсов можно разделить на три
основные группы: собственные, заемные, привлеченные.
Среди собственных источников финансирования инвестиций главную роль играет
чистая прибыль. Часть этой прибыли, направляемая на производственное
развитие, может быть использована на любые инвестиционные цели. Политика
распределения чистой прибыли основывается на избранной общей стратегии
экономического развития.
также к собственным источникам можно отнести следующие виды прибыли. Экономия
от снижения себестоимости строительно-монтажных работ устанавливается в
процентах к сметной стоимости работ или на основе плана организационно-
технических мероприятий. Экономия от снижения цен на оборудование
определяется прямым счетом исходя из складывающейся динамики.
Прочие источники включают доходы от попутной добычи ископаемых (руда, уголь,
гравий и т.д.), которые поступают в расположение производителей,
амортизационные отчисления по строительной технике при выполнении работ
хозяйственным способом.
К собственным источникам, получаемым в результате основной деятельности
предприятия, относятся амортизационные отчисления и прибыль от основной
деятельности.
Средства амортизационных отчислений являются одним из основных источником
собственных средств предприятий.
Достаточность источников средств для воспроизводства основного капитала
(равно как и оборотного) имеет решающее значение для финансового состояния
сферы производства, потому этот управляемый параметр финансового состояния
всегда находится в поле зрения контролирующих органов государства [1, c.237].
Большое значение для финансирования основных фондов имеют заемные средства,
среди которых главную роль обычно играют долгосрочные кредиты банков. Это
наиболее распространенный способ финансирования предприятий. Условия
финансирования в банках различны. Например, в зарубежном банке процентная
ставка может составлять LIBOR + 2%. При этом самым важным фактором при
принятии банком решения о предоставлении займа было и остается наличие
ликвидного обеспечения или надежных гарантий. В настоящее время имеет место
исключительно низкий вес банковских кредитов в финансирование инвестиций –
3,5% (без кредитов иностранных банков только 2,9%). При этом немногим более
70% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более 1 года и их
сумма составляет порядка 20% по отношению к величине прямых инвестиций.
Подавляющая их часть идет, судя по всему, на кредитование оборотных средств и
иные операции. Трансформация сбережений в инвестиции и межотраслевое
перераспределение по банковской линии чрезвычайно малы.
Привлечение капитала посредством размещения облигаций на финансовом рынке,
безусловно, привлекательный способ финансирования, особенно с точки зрения
владельцев бизнеса, так как в этом случае не происходит перераспределения
собственности. Однако предприятия, планирующее выпуск и размещение облигаций,
должны иметь устойчивое финансовое положение, хорошие перспективы развития, а
облигационный заем должен быть обеспечен активами предприятия [6, c.14].
Инвестиционный лизинг является одной из наиболее перспективных форм
привлечения заемных ресурсов. Он рассматривается как одна из разновидностей
долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в
рассрочку.
Приобретение активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее
финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в качестве
обеспечения служит приобретаемый предприятием актив, который переходит в
полную собственность предприятия только после того, как будет полностью
оплачена его стоимость. Предприятия должно располагать суммой для оплаты
начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого
актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении
оборудования. Обычно лизинговые компании отдают предпочтение тем видам
оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто
транспортировке. Именно поэтому лизинговые операции очень распространены при
приобретении транспортных средств (кораблей, самолетов, грузовиков и т.п.).
Финансирование поставщиками оборудования (Vendor financing) также очень
широко распространено. Многие производители в качестве механизма
стимулирования спроса предлагают своим клиентам приобретение оборудования в
рассрочку, после оплаты первоначального авансового взноса. При этом они также
отдают предпочтение надежным и динамично развивающимся предприятиям. Также
необходимо принимать во внимание, что наличие авторитетного частного
инвестора (например, известного инвестиционного банка или фонда), который
пошел на риск и приобрел акции предприятия, является значимым положительным
фактором для производителей при принятии решения о поставке оборудования в
рассрочку.
Среди привлеченных источников финансирования инвестиций в первую очередь
необходимо рассмотреть возможность привлечения акционерного капитала. Этот
источник может быть использован компаниями и их самостоятельными структурами
(дочерними фирмами), создаваемыми в форме акционерных обществ [4, c.60].
Таким образом, анализ показывает, что из всего многообразия источников
формирования инвестиционных ресурсов при разработке инвестиционной стратегии
учитываются лишь основные из них:
· амортизационные отчисления;
· прибыль;
· долгосрочные кредиты банков;
· инвестиционный лизинг;
· эмиссия акций
Важнейшим источником финансирования инвестиций все же остаются собственные
средства предприятия.
Отдельной строкой хотелось бы описать государственное финансирование,
несмотря на то, что его доля в общем объеме инвестиции в странах СНГ
невелика, (для сравнения, в Великобритании удельный вес государственных
инвестиций составляет 40%).
Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования, и,
следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или
в правительстве более привычна и не требует от предприятий производственного
сектора новых знаний и навыков. Во-вторых, подготовить проект для частного
инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к
раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные,
чем профессиональные. В-третьих, государство — самый лояльный кредитор, и
многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения
быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает
возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или
налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на
получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные,
социальные, оборонные и научные проекты, которые вследствие объективных
причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих
источников. Однако следует учитывать, что общая потребность в финансировании
российской промышленности превышает 1 млрд. долл. США, а следовательно,
вероятность получения государственного финансирования коммерческими
предприятиями ничтожно мала и не превышает 1%.
К реальным инвестициям относятся вложения:
1) в основной капитал;
2) в материально-производственные запасы;
3) в нематериальные активы.
В свою очередь вложения в основной капитал включают капитальные вложения и
инвестиции в недвижимость.
Капитальные вложения осуществляются в форме вложения финансовых и
материально-технических ресурсов в создание и воспроизводство основных фондов
путем нового строительства, расширения, реконструкции, технического
перевооружения, а также поддержания мощностей действующего производства [6,
c.15].
Под влиянием научно-технического прогресса в формировании материально-
технической базы производства повышается роль научных исследований,
квалификации, знаний и опыта работников. Поэтому в современных условиях
затраты на науку, образование, подготовку и переподготовку кадров и т.п., по
сути, являются производительными и в ряде случаев включаются в понятие
реальных инвестиций. Отсюда в составе реальных инвестиций выделяется третий
элемент — вложения в нематериальные активы. К ним относятся: права
пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии,
ноу-хау, программные продукты, монопольные права, привилегии (включая
лицензии на определенные виды деятельности), организационные расходы,
торговые марки, товарные знаки, научно-исследовательские и опытно-
конструкторские разработки, проектно-изыскательские работы и т.п.
В классической модели рыночного хозяйство подавляющую долю реальных
инвестиций составляют частные инвестиции.
Государство также принимает участие в инвестиционном процессе: прямое — путем
вложения капитала в государственный сектор и косвенное — предоставляя
кредиты, субсидии, осуществляя политику экономического регулирования.
Основная часть государственных инвестиций направляется в отрасли
инфраструктуры, развитие которых необходимо для нормального хода
общественного воспроизводства (наука, образование, здравоохранение, охрана
окружающей среды, энергетика, система транспорта и связи и т.п.).
Основное место в структуре капиталообразующих инвестиций занимают инвестиции
в основной капитал. В них входят затраты на новое строительство, расширение,
реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, Жилищное и
культурно-бытовое строительство.
С реальными инвестициями в практике экономического анализа связаны понятия
«валовые инвестиции» и «чистые инвестиции».
Валовые инвестиции представляют собой общий объем инвестируемых средств,
направляемых в основной капитал и в материально-производственные запасы. Они
включают инвестиции расширения и обновления. Источником инвестиций расширения
является вновь созданная стоимость, фонд чистого накопления национального
дохода. Предприниматели мобилизуют ее за счет собственной прибыли и на рынке
ссудных капиталов. Источником инвестиций обновления служат средства из фонда
возмещения потребленного основного капитала, т.е. амортизационные отчисления
[3, c.412].
Чистые инвестиции представляют собой сумму валовых инвестиций, уменьшенную на
сумму амортизационных отчислений в определенном периоде. Динамика показателя
чистых инвестиций говорит о многом. Так, если сумма чистых инвестиций
составляет отрицательную величину, т.е. объем валовых инвестиций меньше суммы
амортизационных отчислений, это означает снижение производственного
потенциала и свидетельствует о том, что государство «проедает» свой капитал.
Если сумма чистых инвестиций равна нулю, это означает отсутствие
экономического роста, производственный потенциал остается неизменным. Такая
ситуация свидетельствует о застое, экономика топчется на месте. Если сумма
чистых инвестиций составляет положительную величину, то экономика находится в
стадии развития, обеспечивается расширенное воспроизводство основных фондов,
а государство имеет развивающуюся экономику.
Для характеристики реальных инвестиций применяются понятия «объем накоплений»
и «норма накоплений». Объем накоплений является стоимостным выражением
вкладываемого капитала. Норма инвестиций представляет собой отношение объема
инвестиций к валовому внутреннему продукту.
С позиции жизненного цикла хозяйствующих субъектов, целей и направленности их
действий реальные инвестиции принято подразделять на начальные инвестиции,
экстенсивные инвестиции и реинвестиции.
Начальные инвестиции, или нетто-инвестиции, являются инвестициями,
направляемыми на основание предприятия, объекта. При этом средства,
вкладываемые инвесторами, используются на строительство или покупку зданий,
сооружений, приобретение и монтаж оборудования, создание необходимых
материальных запасов, образование оборотных средств.
Экстенсивные инвестиции представляют собой инвестиции, направляемые на
расширение существующих предприятий, прирост их производственного потенциала,
в том числе предполагающий расширение сферы деятельности.
Реинвестиции связаны с процессом воспроизводства основных фондов на
существующих предприятиях. Предприятия, имеющие свободные средства
(амортизационные отчисления и прибыль, направляемую на развитие
производства), расходуют их на:
♦ замену физически изношенного и морально устаревшего оборудования,
устаревших технологических процессов новыми;
♦ повышение эффективности производства, его рационализацию;
♦ изменение структуры выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
♦ диверсификацию производства, в результате которой меняются не
только номенклатура выпускаемой продукции, но иногда и профиль предприятия;
♦ обеспечение выживания предприятия в условиях жесткой конкурентной
борьбы на рынке (проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, разработка эффективных технологий, реклама, подготовка и
переподготовка кадров и т.п.).
Приток зарубежных капиталовложений в государства СНГ жизненно важен для
достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния,
начальный подъем экономики. Учитывая серьезное технологическое отставание
экономик стран бывшего СССР по большинству позиций, им необходим иностранный
капитал, который мог бы принести новые технологии и современные методы
управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт
многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике
начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых
технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных
иностранным капиталом [2, c.26].
Прямые иностранные инвестиции определяются, как «приобретение иностранным
инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном)
капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на
территории государства в форме хозяйственного товарищества или общества;
вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;
осуществление иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды
(лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых
Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
Иностранными инвесторами могут быть:
1) иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы,
предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять
инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
2) иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное
местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для
ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного
местожительства;
3) иностранные государства;
4) международные организации;
Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т.е. могут использовать форму
совместного предприятия или полностью принадлежать иностранным инвесторам.
Для регистрации крупных предприятий требуется специальное разрешение
правительства.
Инвестиции в основной капитал, как известно, определяют перспективу
расширенного воспроизводства и инновационного развития экономики любого
государства. Поэтому одним из важнейших факторов перехода к новому этапу —
периоду экономического роста и фундаментальной структурной перестройки
экономики государств - участников СНГ, эффективного их взаимодействия в
период выхода из экономического кризиса, стабилизации и подъема национальных
экономик - является развитие межгосударственной инвестиционной деятельности.
Эти вопросы являются стратегическими и общими для всех государств Содружества
несмотря на то, что в каждой из них имеются свои особенности, требующие
тактической конкретизации и привязки к реальным национальным условиям.
Инвестиционная активность в каждом государстве в решающей степени
определяется возможностями и поведением национальных инвесторов, однако
велика роль и межгосударственного сотрудничества в этой сфере. Значительный
спад производства и инвестиционной активности требуют особого подхода.
Поэтому основным направлением эффективной экономической политики в этой
области в государствах - участниках СНГ сейчас может стать инвестиционная
поддержка пилотных секторов и проектов реальной экономики в целях общей
стабилизации и оживления производства [10, c.71].
Анализируя общие тенденции инвестиционной деятельности за десятилетний период
функционирования Содружества Независимых Государств, следует отметить, что
среди основных макроэкономических показателей - ВВП, объем промышленной
продукции и валовой продукции сельского хозяйства — наиболее неблагоприятная
тенденция наблюдалась в инвестиционной деятельности. Инвестиции в основной
капитал за указанный период по всем источникам финансирования в среднем по
СНГ резко снижались и в 2001 г. составили всего 37% от уровня 1991 г. При
этом лишь в 1999 г. началось некоторое незначительное увеличение их индекса.
На такую динамику инвестиций оказало воздействие существенное увеличение
абсолютных вложений в основной капитал в таких государствах, как Азербайджан,
Казахстан и Узбекистан, где инвестиционный подъем начался несколько раньше
1999 г., а также перелом в 1999 г. тенденции к падению инвестиций в России,
имеющей их наибольшую абсолютную величину.
Интересно, что в большинстве государств четко прослеживается тенденция
падения инвестиций до какого-то определенного момента, а затем -подъема.
Исключение составляет Киргизия, где наблюдалась некоторая волнообразность,
что объясняется сильным воздействием на динамику фактора иностранных
инвестиций в связи с их большим удельным весом, которые поступали в экономику
этого государства весьма неравномерно.
Говоря об абсолютных показателях инвестиционной деятельности, отметим, что
инвестиции в основной капитал в государствах Содружества (рассчитано по
средневзвешенному курсу доллара) составили в 2001 г. 69 млрд. дол.: в России
-54,8 млрд. дол. (79,4% от общего объема инвестиций государств - участников
СНГ), Украине - 5,0 (7,2), Беларуси - 2,1 (3,0), Казахстане - 5,3 (7,7),
Азербайджане - 1,2 млрд. дол. (1,7%). По мнению экспертов, такой уровень
абсолютных инвестиций совершенно недостаточен для обеспечения динамичного
развития экономики - участников СНГ. Необходимые ежегодные вложения
оцениваются примерно в 90 млрд. дол., в том числе в России - 70 млрд.
долларов.
В последние годы практически во всех государствах Содружества отмечалась
тенденция, оказывающая весьма негативное воздействие на возможности
расширенного воспроизводства и оживления экономики, это снижение удельного
веса валового накопления основного капитала (представляющего собой вложение
резидентами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в
будущем путем использования их в производстве) в валовом внутреннем продукте
(ВВП) в связи с увеличением доли расходов на конечное потребление [10, c.73].
Доля валового накопления в ВВП в среднем по СНГ снизилась с 28% в 1990 г. до
16% в 2000 г. Снижение удельного веса валового накопления основного капитала
в ВВП стало результатом действия ряда факторов. К ним относятся: сокращение
сбережений, которые являются основным источником финансирования инвестиций в
экономику: затянувшаяся перестройка инвестиционного процесса, которая
характеризуется в настоящее время тем. что государства отказались от
значительных инвестиций в экономику, а рыночный механизм инвестирования пока
работает неэффективно; диспропорции в распределении доходов; финансовая
политика, при которой выгоднее инвестировать средства в финансовые
инструменты, чем в реальный сектор экономики.
Известно, что уровень жизни в государстве, уровень занятости населения и
социальная стабильность в обществе во многом определяется таким относительным
показателем, как уровень инвестиций на душу населения.
За годы радикальных преобразований в СНГ существенные изменения произошли в
структуре финансовых ресурсов. В большинстве государств Содружества
уменьшилась доля ресурсов, которые аккумулируются в государственном бюджете,
и увеличилась доля средств, находящихся у хозяйствующих субъектах и
населения. Так, удельный вес капитальных вложений, осуществляемых
государственными предприятиями и организациями, сократился: в России в 2000
г. он составил 28,0 против 32% в 1994 г.; Украине - 46 против 65%; Беларуси -
60 против 69%; Азербайджане - 42 против 91%; Казахстане - 11 против 51%.
Наибольшие объемы таких капитальных вложений сохраняются в Армении (82%) и
Узбекистане (63%).
Доля инвестиций в основной капитал в частном секторе увеличилась практически
во всех государствах Содружества: в России - с 18 в 1994 г. до 31% в 2000 г.,
Беларуси - с 5 до 14%, Казахстане - с 49 до 60%, Киргизии - с 56 до 64%. Лишь
в Молдове частные инвестиции за этот же период снизились с 45 до 22%.
За годы реформирования экономики государств - участников СНГ наметилась
устойчивая положительная тенденция децентрализации инвестиционного процесса.
Доля капитальных вложений, финансируемых из бюджетных источников, в общем
объеме инвестиций в основной капитал в среднем по СНГ снизилась с 20% в 1995
г. до 17% в 2000 г. Собственные средства предприятий и организаций в общем
объеме капитальных вложений в 2000 г. составили около 65%. Объем инвестиций в
основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций с
1995-го по 2000 г. имел разнонаправленную тенденцию. Так, в Армении доля его
увеличилась с 6 до 41% и Беларуси - с 50 до 51%. Снижение показателей
произошло в России с 49 до 46%, Украине - с 76 до 69%. - В условиях бюджетных
дефицитов, недостаточности средств у хозяйствующих субъектов и населения
привлекаются средства иностранных инвесторов. С 1995-го по 2000 г. за счет
иностранных инвестиций увеличились вложения в основной капитал: в Казахстане
- с 2 до 25%, России - с 3 до 6%, Узбекистане — с 14 до 23%, в Украине - с 2
до 6%. Уменьшение средств произошло в Армении с 41 до 24%, Беларуси - с 7 до
4%, Киргизии - с 68 до 60% [6, c.17].
Изучение современного состояния и структуры инвестиций в реальном секторе
экономики государств - участников СНГ позволяет сделать вывод, что
инвестиционная деятельность смещается из области жизнеобеспечивающих отраслей
экономики (сельское хозяйство, медицинская и легкая промышленность,
промышленность строительных материалов, наукоемкие и инновационные
производства) в область нефте-и газодобычи, разработки других сырьевых
ресурсов, имеющих экспортную направленность. Содружество Независимых
Государств постепенно превращается в сырьевой сектор мировой экономики.
Функционирование государств — участников СНГ в общем интеграционном
объединении, уровень развития взаимной торговли, традиционно прочные
экономические связи в определенной мере способствуют переливу капитала.
Однако по ряду объективных (кризисное состояние экономики государств,
значительный дефицит внутренних и внешних инвестиций в каждом из них и др.) и
субъективных (недостаточная правовая защищенность взаимных инвестиций,
неустойчивость внутренних хозяйственных законодательств и т. п.) факторов
движение капитала между государствами Содружества тормозится и находится на
достаточно низком уровне. Отсутствует даже общая статистика этих процессов.
Она начала формироваться в достаточно развитом виде в последние 3-4 года лишь
в России, некоторые фрагменты ее присутствуют в Беларуси и Украине.
По данным российской статистики, с одной стороны, объем накопленных
инвестиций государств - участников СНГ в предприятия и организации России на
1 января 2002 г. составил 33,2 млн. дол. (с учетом погашений). С другой
стороны, общий объем накопленных российских инвестиций в государства —
участники СНГ на 1 января 2002 г. составил 953,9 млн. долларов.
По данным платежного баланса Беларуси, объем инвестиций из государств -
участников СНГ за 2000 г. составил 409,9 млн. дол., что значительно больше,
чем инвестиции из государств остального мира, которые составили всего 64,5
млн. дол. Беларусь направила в государства - участники СНГ в том же году
405,7 млн. дол. инвестиций (для сравнения: в государствах остального мира -
всего 4,8 млн. дол., или 1,2%). Наибольший объем взаимных инвестиций
осуществляется между Россией и Украиной, Белоруссией и Казахстаном.
В 2001 г. Исполнительным комитетом СНГ по представлению правительств
государств Содружества подготовлен Сводный пакет предложений по
инвестиционным проектам, представляющим взаимный интерес для государств -
участников СНГ. Однако следует отметить, что таких межгосударственных
инвестиционных проектов, в которых были бы остро заинтересованы одновременно
несколько государств Содружества, практически не было представлено. Сводный
пакет содержит 60 проектов из девяти государств на сумму около 9 млрд. дол.
Он направлен в правительства государств - участников СНГ для ознакомления и
возможного участия представителей коммерческих, банковских и других
заинтересованных структур государств Содружества в поиске потенциальных
инвесторов и реализации представленных межгосударственных инвестиционных
проектов. На сайте Исполкома СНГ Сводный пакет размещен на русском и
английском языках для информации и поиска инвесторов. С 2002 г.
инвестиционные проекты государств - участников СНГ систематически публикуются
в «Вестнике Содружества» Российского информационного агентства «Новости».
Роль прямых иностранных инвестиций в глобальном экономическом процессе
системно возрастает. В государствах с рыночной экономикой иностранным
инвестициям придается особое значение, и они выделены в отдельную
приоритетную категорию.
Нынешние масштабы привлечения иностранного капитала в государства — участники
СНГ не отвечают их современным потребностям. Дело в том, что роль прямых
зарубежных инвестиций в условиях переходной экономики существенно выше, чем в
стабильной рыночной экономике, где она органически вписывается в
воспроизводственный процесс благодаря отлаженным рыночным механизмам оборота
капитала [8, c.231].
Следует отметить, что потенциальная емкость рынка государств - участников СНГ
довольно значительна для прямых иностранных инвестиций. Иностранные
инвестиции в экономику СНГ, кроме финансовых ресурсов, должны стать
источником освоения передовых инновационных методов технологии и управления.
Об их значении говорит тот факт, что при Правительстве Российской Федерации
создан и активно работает Консультативный совет по иностранным инвестициям.
На начальном этапе реформ не оправдались надежды быстро осуществить
структурную перестройку и модернизацию национальных экономик на волне
массированного притока иностранных инвестиций и связанных с ними современных
технологий и с их помощью прорваться на мировые товарные и инвестиционные
рынки. Зарубежная помощь ограничивалась предоставлением отдельным
государствам связанных государственных кредитов для финансирования импортных
закупок и гуманитарных поставок продовольствия. Незначительный приток
капиталов обеспечивали иностранные участники совместных предприятий
преимущественно в сфере экспортно-импортных операций.
Низкий уровень внутренних, а также взаимных инвестиций заставил многие
государства Содружества начать поиск капиталов из других государств.
Наибольшая доля иностранных инвестиций в общем объеме отмечается в
Азербайджане, Киргизии, Казахстане (65 - 80%). Несколько меньше эта доля в
Туркменистане, Армении и Узбекистане (15 - 20%). В Молдове и России они не
превышают 3%, в Беларуси и Украине - 2%. Подавляющая часть иностранных
инвестиций вложена в сырьевые и горнодобывающие отрасли, строительство газо-
и нефтепроводов, телекоммуникации и рыночную инфраструктуру (банки, торговля
и т. д.).
Главными инвесторами в экономику СНГ являются США, государства ЕС, Япония,
Южная Корея и Турция. Государства Содружества получили в 1991 - 2001 гг.
около 95 млрд. дол. иностранных инвестиций. Частные иностранные инвесторы
рассчитывают получить в СНГ не менее 20 - 25% прибыли в год, в то время как в
своих государствах они имеют не более 7 - 8%.
В 1998 - 2000 гг. (по данным Отчета о мировых инвестициях ООН за 2001 г.)
объем прямых иностранных инвестиций был в целом достаточно устойчив и
составлял в год 6.2 -6,6 млрд. дол. Однако следует отметить, что это
значительно меньше, чем в предкризисном 1997 г., в котором объем прямых
иностранных инвестиций по СНГ равнялся 10,9 млрд. долларов. Вследствие
кризиса 1998 г. практически у всех государств Содружества в 1999 г. произошло
сокращение прямых иностранных инвестиций. В 2000 г. их рост возобновился.
Общий объем иностранных инвестиций, как правило, не дает объективной оценки
происходящих экономических процессов в государствах, идущих к рыночной
экономике. Более объективным представляется такой показатель, как уровень
иностранных инвестиций на душу населения государства-реципиента.
Удельные показатели поступления прямых иностранных инвестиций в государства
Содружества в 2000 г. составили в среднем 22,2 дол. на человека, что
соизмеримо с показателями в Китае, и почти в 7 раз меньше, чем в Венгрии.
Лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций в СНГ на душу населения
являются: Азербайджан -109,3 дол.; Казахстан - 84,2; Россия - 30,5; Грузия -
40,2; Армения - 35; Туркменистан - 25,0 дол. Наименьшие удельные значения
иностранных инвестиций зарегистрированы в Кыргызстане, Таджикистане и
Узбекистане.
Отмечая острую нехватку прямых иностранных инвестиций для расширенного
инновационного развития производства в СНГ, нельзя одновременно не отметить и
тот факт, что привлеченные прямые иностранные инвестиции используются
недостаточно эффективно.
Таким образом можно сделать вывод, что межгосударственное инвестирование в
экономике СНГ находится на начальном этапе. Требуется разработка и
осуществление системы эволюционных экономических мер по интенсификации этого
процесса.
Развитие инвестиционной деятельности в государствах Содружества - это
сложный, многофакторный процесс осуществления реальной экономической
интеграции. Из всего сказанного выше следует, что для дальнейшего развития и
повышения эффективности инвестиционных и лизинговых процессов в реальном
секторе экономики государств - участников СНГ необходимо следующее.
На ближайшую перспективу. Активизировать гармонизацию нормативных правовых
документов, сближение законодательства государств Содружества, а также
организационно-экономических условий инвестиционной и лизинговой деятельности
в экономическом пространстве СНГ для создания оптимального правового поля.
Системно формировать сводные пакеты межгосударственных инвестиционных
проектов, привлекательных для государств - участников СНГ, и направлять их в
правительства государств Содружества с целью комплексного ознакомления,
поиска потенциальных инвесторов и их реального осуществления. Подготовить и
осуществить конкретные отраслевые проекты по развитию межгосударственного
лизинга в СНГ как пилотного инвестиционного механизма.
Разработать и осуществить комплекс мер по созданию и повышению
привлекательности инвестиционного имиджа государств Содружества с целью
привлечения прямых иностранных инвестиций в реальную экономику государств -
участников СНГ. Активизировать деятельность Межгосударственного банка СНГ в
сфере реализации приоритетных, наиболее эффективных межгосударственных
программ и проектов в реальном секторе экономики государств Содружества [10,
c.73].
Сформировать систему государственных гарантий, предоставляемых частным
инвесторам, для стимулирования инвестиций на приоритетные для государств -
участников СНГ направления развития и конкретные проекты.
Обеспечить развитие рынка страхования инвестиционных и лизинговых проектов и
сделок в целях обеспечения защиты и безопасности национальных и иностранных
инвестиций в каждом государстве Содружества и СНГ в целом.
Выработать стратегию эффективного использования прямых иностранных инвестиций
в инновационной сфере реальной экономики государств -участников СНГ.
Представленный анализ инвестиционной деятельности за десять лет деятельности
Содружества Независимых Государств является первой аналитической работой
такого рода и может, естественно, иметь отдельные недостатки, связанные, в
частности, с отсутствием необходимых статистических данных и определенными
расхождениями в национальной и мировой статистике в этой области. В то же
время предлагаемая система мер, как представляется, может позволить
обеспечить оптимальные условия для создания привлекательного инвестиционного
имиджа государств Содружества для отечественных и иностранных инвесторов, а
также интенсифицировать межгосударственную инвестиционную и лизинговую
деятельность с целью осуществления реальной интеграции и эффективного
развития экономики СНГ.
Объективно необходимым звеном воспроизводственного процесса является замена
изношенных основных средств новыми, которая осуществляется с помощью
механизма аккумулирования амортизационных отчислений и их использования на
приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов.
Вместе с тем существенное расширение производства может быть обеспечено
только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание новых
производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное
обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и
расширения производства с целью извлечения дохода в будущем, составляют
экономический смысл инвестиций.
Под инвестициями понимаются совокупность затрат, реализуемых в форме
целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли
и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности
для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей
инвесторов, так и положительного социального эффекта. Средства,
предназначенные для инвестирования, в своей подавляющей массе выступают в
форме денежных средств. Кроме того, инвестиции могут осуществляться в
натурально-вещественной (машины, оборудование, технологии, паи, акции,
лицензии, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные
ценности) и смешанной формах.
На макроуровне инвестиции являются основой для осуществления политики
расширенного воспроизводства, ускорения научно-технического прогресса,
улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной
продукции, структурной перестройки экономики и сбалансированного развития
всех ее отраслей, создания необходимой сырьевой базы промышленности, развития
социальной сферы, решения проблем обороноспособности страны и ее
безопасности, проблем безработицы, охраны окружающей среды и т.д.
Все инвестиции можно классифицировать по различным признакам: в зависимости
от объектов вложения капитала, по характеру участия инвестора в
инвестиционном процессе, по периоду инвестирования различают, по
региональному признаку выделяют, по формам собственности и т.д.
Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов. К
материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания,
сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и
устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные
средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий,
продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды
материальных основных фондов. К нематериальным основным фондам
(нематериальным активам) относятся компьютерное программное обеспечение, базы
данных, оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы или
искусства, наукоемкие промышленные технологии, прочие нематериальные основные
фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование
которых ограничено установленными на них правами владения.
Источники формирования инвестиционных ресурсов можно разделить на три
основные группы: собственные, заемные, привлеченные.
К реальным инвестициям относятся вложения: в основной капитал, в материально-
производственные запасы и в нематериальные активы.
В свою очередь вложения в основной капитал включают капитальные вложения и
инвестиции в недвижимость. Капитальные вложения осуществляются в форме
вложения финансовых и материально-технических ресурсов в создание и
воспроизводство основных фондов путем нового строительства, расширения,
реконструкции, технического перевооружения, а также поддержания мощностей
действующего производства.
Инвестиции в основной капитал, как известно, определяют перспективу
расширенного воспроизводства и инновационного развития экономики любого
государства. Поэтому одним из важнейших факторов перехода к новому этапу —
периоду экономического роста и фундаментальной структурной перестройки
экономики государств - участников СНГ, эффективного их взаимодействия в
период выхода из экономического кризиса, стабилизации и подъема национальных
экономик - является развитие межгосударственной инвестиционной деятельности.
Инвестиционная активность в каждом государстве в решающей степени
определяется возможностями и поведением национальных инвесторов, однако
велика роль и межгосударственного сотрудничества в этой сфере. Значительный
спад производства и инвестиционной активности требуют особого подхода.
Поэтому основным направлением эффективной экономической политики в этой
области в государствах - участниках СНГ сейчас может стать инвестиционная
поддержка пилотных секторов и проектов реальной экономики в целях общей
стабилизации и оживления производства.
Говоря об абсолютных показателях инвестиционной деятельности, отметим, что
инвестиции в основной капитал в государствах Содружества (рассчитано по
средневзвешенному курсу доллара) составили в 2001 г. 69 млрд. дол.: в России
-54,8 млрд. дол. (79,4% от общего объема инвестиций государств - участников
СНГ), Украине - 5,0 (7,2), Беларуси - 2,1 (3,0), Казахстане - 5,3 (7,7),
Азербайджане - 1,2 млрд. дол. (1,7%). По мнению экспертов, такой уровень
абсолютных инвестиций совершенно недостаточен для обеспечения динамичного
развития экономики - участников СНГ. Необходимые ежегодные вложения
оцениваются примерно в 90 млрд. дол., в том числе в России - 70 млрд.
долларов.
1. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные Финансы: учебник для ВУЗов.
- Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 378с.
2. Габайдулина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и
глобализация // МЭ и МО. – 2003. - №2. – С.25-31
3. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной
деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 327с.
4. Комаров В.В. Инвестиции с СНГ // Деньги и Кредит. – 2002. - №9. – С.71-76
5. Наливайский В.Ю., Иващенко И.С. Исследование волновой динамики
инвестиций в основной капитал // Вопросы статистики. – 2003. – №11. – С.60-64
6. Синельников Д.А. Выбор способов и источников финансирования //
Финансовый менеджмент. – 2001. - №4. – С.21-29
7. Стародубовский В. Кривая дорога прямых инвестиций // Вопросы
экономики. – 2003. - №1. - С.12-18
8. Ульянов И.С. Рентабельность и инвестиции в основной капитал // Вопросы
статистики. – 2004. - №2. – С.35-37
9. Финансы предприятий: учебник под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ,
1998. – 432c.
10. Экономический рост и инвестиции, сборник научный статей. – М.:
Экономическое образование, 1998. – 512с. |