Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Курсовая: Государство и экономика

Колледж Академии Юридических Наук РФ

“ ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА ”

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

тема : “Государство и рыночная экономика”.

студента Бирюкова Алексея Вячеславовича

форма обучения: очно-заочная

г. Москва

1999 г.

Содержание.

I. Введение.

1.

1. История государственного регулирования экономики.

1.

2. Направления государственного регулирования экономики.

1.

II.Экономический прогресс и роль государства.

1.

1. Чем обусловлено активное участие государства в экономической

2.

жизни.

2. Административные методы государственного регулирования.

2.

3. Экономическая роль государства.

2.

3.1 Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее

2.

блага, которые общество не может получить "на рынке",

способствует благосостоянию всей страны, НО...

3.2 Государство — затычка не для каждой бочки. Оно не может

3.

быть использовано для исправления всех недостатков общества.

3.3 Цена государственного налогообложения.

4.

3.4 Группы интересов могут использовать политический

5.

механизм государства, чтобы обирать налогоплательщиков и

потребителей.

3.5 Государство часто создает угрожающий экономике бюджетный

6.

дефицит.

3.6 Издержки перераспределения доходов намного превышают

7.

выгоды тех, кому предназначаются перераспределяемые средства.

3.7 Централизованное планирование — это всего лишь подмена власти

8.

рынка политической властью, ведущая к пустой растрате

ресурсов и экономическому упадку.

3.8 Конкуренция между властями так же важна, как и конкуренция

9.

между фирмами.

3.9 Конституционные нормы должны обеспечивать гармоническое

10.

сочетание демократии с крепкой экономикой.

III. Экономические функции правительства.

10.

1. Центральные вопросы экономики

11.

2. Экономические задачи правительства

11.

3. Экономические функции правительства

12.

IV. Предпринимательская деятельность государства.

13.

V. Налоги и бюджетное регулирование.

14.

1. Принципы налоговой системы

14.

2. Кредитная политика государства.

15.

VI. Заключение.

16.

Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от

причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном

полную свободу занятий, и не отнимая у них ими заработанный

хлеб... Это все, что требуется от хорошего государства.

Томас Джефферсон, Из письма к Эндрю Джексону

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика

здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал

централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными

ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века — пионеры нормативной экономической теории — писали о

том, что только детальное руководство со стороны правительства способно

обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном

руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди

меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики

(18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь,

имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в

экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода

предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной

собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 — 19 веках

экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных

прав.

В настоящее время в мире существуют два наиболее распространенных направления в

регулировании экономики: неоклассическое и кейнсианское

.

Неоклассическое направление стоит на позициях автоматического

саморегулирования рыночной системы.

Кейнсианское направление исходит из необходимости вмешательства

государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии и связанной с ней

безработицы.

После второй мировой войны большинство развитых стран мира проводило

экономическую политику, отражающую идею Кейнса, что способствовало смягчению

циклических колебаний экономики этих стран. Начиная со второй половины 70-х

годов активно стали обсуждать негативное влияние этой политики на

производство и предложение. Новые практические рекомендации были выдвинуты

сторонниками монетаризма, которые считают, что главным инструментом

регулирования экономических процессов является денежное обращение.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило четко

обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и

усиления его роли в экономической сфере. Вместе с тем общепризнанно, что

экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях

действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной

экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его

свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где

возможно регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

Экономический прогресс и роль государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся

условиям.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как

минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует "стержень" рыночного механизма -

конкуренция. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной

экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем,

ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому всесилию

монополий должны быть противопоставлена законодательная и иная

антимонополистическая деятельность государства. Первый опыт организованной

антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского

законодательства в США в 1890 г. ("Закон Шермана"). Позже аналогичные законы

появились в других странах.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой

структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться

конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна

производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Предусмотрены

ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная

корпорация. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному

поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и

предложением.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, которые

"отторгает" рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным

сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а

результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука,

поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание

нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и

поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное

обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей

рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе,

поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение

функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и

принципов рационального экономического поведения.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки,

которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует сохранению не

воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать

использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства

океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто

имеет деньги.

Административные методы государственного регулирования находят

эффективное применение в таких основных направлениях:

1. Прямой контроль государства над монопольными рынками;

административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса,

которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен,

введением жестких ставок акцизных налогов;

2. Обеспечение экономической безопасности производства;

3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов

производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;

4. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни

населения;

5. Защита национальных интересов в сфере международных и экономических

отношений.

Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений довольно

обширна. В странах с развитой экономикой они успешно "работают" на повышение

эффективности экономических отношений.

Государство, защищающее правопорядок и предоставляющее блага, которые

общество не может получить "на рынке", способствует благосостоянию всей страны.

Государство может способствовать совместной деятельности членов общества и

увеличивать экономическое благосостояние страны двумя путями:

а) обеспечивать защиту жизни людей, их свободы и собственности (если

последняя была приобретена без применения силы, обмана или воровства);

б) предоставлять некоторые блага со специфическими свойствами, затрудняющими

их получение через рынок.

Нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен называет это соответственно защитной

(protective) и производительной (productive) функциями государства.

Защитная функция состоит в поддержании безопасности и порядка, включая

контроль за исполнением законов, запрещающих воровство, мошенничество и

насилие. Государство обладает монопольным правом на применение силы в целях

защиты граждан друг от друга, а также от внешних угроз.

Другими словами, государство стремится предотвратить ущерб, который люди

могут нанести друг другу, и следит за соблюдением свода законов, в рамках

которого люди могут мирно взаимодействовать. В этой связи критически важными

для благосостояния страны являются контроль за соблюдением контрактов и отказ

от всяких ограничений, регулирующих предписаний и дифференцированных налогов,

препятствующих обмену.

Экономическое значение защитной функции достаточно очевидно. Если государство

выполняет ее достойно, люди верят, что не будут обмануты и все произведенное

ими будет ограждено от посягательств не только грабителей, но и государства с

его высокими налогами и разрушительной инфляцией. Иначе говоря, защита

гарантирует, что засеявшему поле будет позволено собирать урожай. Урожай в

результате оказывается обильным.

Когда государство плохо справляется с этой защитной функцией, возникают

серьезные проблемы. Если права частной собственности не определены четко или

же не соблюдаются, люди будут присваивать чужое имущество, ничего не платя

его владельцам. В условиях, когда одни могут заставлять платить за себя

других, рынок не сможет нормально функционировать, поскольку механизм

определения истинных издержек производства товаров, на котором он основан, не

будет действовать.

Кроме того, ресурсы, права собственности на которые нечетко определены или не

достаточно защищаются, подвергаются чрезмерной эксплуатации. Загрязнение

окружающей среды является классическим примером такой ситуации.

Вторая важнейшая функция государства— производительная — заключается в

обеспечении граждан так называемыми общественными благами, которые имеют две

отличительные черты:

(1) их нельзя предоставить кому-то одному, не сделав их в то же время

доступными для остальных, и

(2) трудно, а иногда и невозможно, ограничить круг потребляющих эти блага

лишь теми, кто за них платит.

Национальная оборона, проекты по предотвращению наводнений или по борьбе с

насекомыми — примеры общественных благ.

Частным фирмам очень сложно производить и продавать подобные блага. В силу

самой природы этих благ, установить непосредственную связь между платой за

них и их предоставлением практически невозможно, а следовательно, у

потребителя отсутствует стимул приобретать их. Их оплатят другие, а он сможет

потреблять их даром.

Законное право государства — делать то, что люди в одиночку либо не могут

осилить вообще, либо не в состоянии сделать очень хорошо.

Государство затычка не для каждой бочки.

Оно не может быть использовано для исправления всех недостатков общества.

Люди склонны считать, что правительство, особенно избранное демократическим

путем, может исправить все недостатки общества. Государственное вмешательство

по их мнению в состоянии решить любые общественные проблемы: помочь бедным,

повысить качество медицинского обслуживания, поднять уровень образования,

снизить стоимость жилья и т. д.

Эта точка зрения неверна по двум причинам. Во-первых, правительство отнюдь не

всегда принимает решения в "интересах общества", что бы ни скрывалось за этим

туманным понятием. Во-вторых, оно отнюдь не всегда в состоянии улучшить дело

там, где рыночная экономика не дает желаемого результата.

Государство — это всего навсего форма организации общества — институт власти,

в рамках которого люди коллективно принимают решения и ведут определенную

деятельность. Поэтому нет никакой гарантии, что политика, одобренная

большинством избранных представителей народа, будет содействовать

экономическому прогрессу. Наоборот, есть все основания опасаться, что

всенародно избранные власти могут принимать решения, подрывающие общественное

благосостояние, если большинство избирателей не сможет самоограничить свои

намерения.

Многие ставят знак равенства между политической демократией и рыночной

экономикой. Действительно, большинство стран с рыночной экономикой имеют

демократические политические институты.

Могут быть, однако, и иные варианты. Например, в Гонконге с его динамичной

рыночной экономикой никогда не было демократических выборов: будучи

британской колонией, в течение почти целого века Гонконг находился под

политическим контролем метрополии. В Сингапуре, Южной Корее и Чили — странах

с бурно развивающейся в последние годы рыночной экономикой — политический

режим был в определенные периоды репрессивным и авторитарным.

И наоборот, политическая демократия не всегда обеспечивает простор для

развития рыночной экономики. Некоторые демократические страны—в частности,

Израиль и Индия — в распределении товаров и ресурсов больше полагаются на

административные методы и высокие налоги, нежели на рынок. Важно

понимать фундаментальные социальные различия между политической демократией и

рыночной экономикой. Когда демократическое государство облагает население

налогами, чтобы финансировать предоставление своим гражданам определенных

благ, имеет место принуждение. Несогласное меньшинство должно платить налоги

и финансировать расходы на общественные блага независимо от того, получают ли

и ценят ли они их. Право налогообложения позволяет государству, не спрашивая

разрешения, забирать у людей их собственность, например, доход. В частном

секторе подобной принудительной силы не существует. Частные фирмы могут

назначать более высокие цены на свои товары и услуги, но они не могут

заставить покупать их.

Неограниченная политическая демократия — это система власти большинства, в то

время как рыночное распределение — это система пропорционального

представительства всех.

В условиях рынка каждый может получить то, чему он отдает предпочтение. Для

этого не нужно принадлежать к большинству; любое меньшинство имеет

возможность "голосовать" своими потребительскими деньгами. Пока человек или

группа людей готовы оплачивать издержки, рынок будет откликаться на их

пожелания. В рыночной сфере каждый представлен пропорционально своим

затратам. Поэтому процесс выбора на рынке не порождает конфликты, возникающие

при принятии решений в государственном секторе.

Цена государственного налогообложения.

Политики часто говорят, что налоги — издержки государственной власти.

Издержками приобретения любого продукта является то, от чего приходится

отказываться, чтобы его получить. Государство не является исключением.

Существуют три вида издержек, возникающих, когда государство предоставляет

гражданам блага и услуги.

Во-первых, это потеря продукции в частном секторе,

которую можно было произвести из ресурсов, потраченных в государственном

секторе. Ресурсы, направляемые на строительство дорог, производство ракет,

содержание правоохранительных органов, образования, здравоохранения или на

производство других "продуктов" государственного изготовления, имеют

альтернативные сферы использования. Они могли бы найти применение в частном

секторе, если бы не были потрачены государством. Данный вид издержек возникает

независимо от того, финансируется ли государственный сектор посредством

налогов, увеличения государственного долга или эмиссии денег. Эти издержки

можно сократить, лишь снизив государственные расходы.

Во-вторых, немалые издержки возникают при сборе

налогов и исполнении налогового законодательства: налогооблагаемые доходы

должны быть подсчитаны и проконтролированы, налоговые законы — приведены в

действие. Ресурсы, идущие на эти цели, недоступны для производства других благ

ни в частном, ни в государственном секторах. Исследования показывают, что в

Соединенных Штатах требуется ежегодно около 5.5 млрд. человеко-часов (что

эквивалентно годовой работе 2 млн 750 тыс. служащих, занятых полный рабочий

день) для выполнения одной только бумажной работы, связанной с

налогообложением. Эти издержки "съедают" примерно 20 центов от каждого доллара,

полученного правительством в форме налогов.

Наконец, в-третьих, в результате налогообложения сделки, которые

были бы взаимовыгодными, становятся неприбыльными и потому неосуществленными.

Также, люди отводят больше времени досугу и неэффективной деятельности. Отказ

от этих потенциальных выгод означает урон для экономики в целом. Кроме того,

налоги поощряют непродуктивную деятельность по уклонению от них, что также

приносит экономические потери.

Таким образом, государство обходится обществу значительно дороже суммы всех

налоговых сборов или суммы всех государственных расходов.

При анализе достоинств той или иной государственной программы необходимо

учитывать все ее издержки.

Политики всегда пытаются скрыть издержки своей деятельности. Политическая

привлекательность бюджетных дефицитов, избыточной эмиссии денег и различных

косвенных налогов состоит в возможности скрыть реальные издержки

государственных программ. Особенно широко распространен обман в отношении

налогов на бизнес. Политики часто говорят о налогообложении бизнеса так, как

если бы налоговое бремя перекладывалось с плеч граждан на нечто бесплотное.

Однако налоги на бизнес, так же как и все остальные, целиком и полностью

оплачиваются гражданами. Корпорация или фирма сама не платит налоги, а лишь

собирает деньги со своих клиентов, служащих или держателей акций, чтобы затем

передать их государству.

Группы заинтересованных лиц могут использовать политический механизм

государства, чтобы обирать налогоплательщиков-потребителей.

Когда деятельность государства ограничена жесткими рамками, оно способно

внести неоценимый вклад в экономическое процветание. Для этого, однако,

требуется нечто большее, чем демократия. В условиях современной демократии, к

сожалению, демократически избранным политическим деятелям выгодно

поддерживать интересы отдельных групп в ущерб обществу в целом.

Осуществляемые с этой целью государственные меры сулят существенные выигрыши

членам хорошо организованных групп (скажем, промышленникам, членам профсоюза

или фермерам) в противовес интересам массы налогоплательщиков или

потребителей. Если группа относительно невелика, то выигрыш каждого из ее

членов значителен. И наоборот, если людей, которым наносится ущерб, много, —

издержки, налагаемые на каждого из них, не слишком заметны, а их источник

достаточно трудно отследить.

Как следует поступать политику, стремящемуся к победе на выборах? Вполне

очевидно, что от неинформированного и незаинтересованного большинства пользы

будет немного, тогда как шумных сторонников и, главное, их вклады в

избирательную кампанию можно заполучить, проводя меры, отвечающие их групповым

интересам. В эпоху, когда средства массовой информации оказывают огромное

воздействие, политики с особым рвением поддерживают такие группы, чтобы выудить

из них средства для избирательной кампании и вложить их, например, в создание

благоприятного телевизионного имиджа.

При этом политические деятели, не желающие обменивать государственную казну

на поддержку заинтересованных групп, оказываются в весьма уязвимом положении.

Таким образом, при существующих правилах действиями политиков управляет

невидимая рука, заставляя их выражать интересы групп, хотя это оборачивается

потерями для общества. Представительные органы власти, сформированные

исключительно по принципу правления большинства, не в состоянии разрешать

проблемы, связанные с групповыми интересами.

Именно склонностью политиков действовать на пользу хорошо организованным

группам можно объяснить существование многочисленных категорий

государственного вмешательства в экономику, уменьшающих размер общественного

экономического "пирога".

Государство часто создает угрожающий экономике бюджетный дефицит .

Если расходы государства превышают его доходы, возникает бюджетный дефицит,

для финансирования которого государство, как правило, выпускает облигации.

Такие облигации являются государственным долгом. Бюджетный дефицит

увеличивает масштаб государственного долга.

Дефицитное финансирование вошло у современных государств в привычку. В 70-х и

80-х годах центральные правительства всех ведущих промышленных стран

постоянно сводили бюджет с дефицитом, что, в свою очередь, приводило к

разбуханию государственного долга.

Какое влияние оказывает дефицитное финансирование на экономику?

Некоторые утверждают, что государственный долг позволяет нам веселиться на

празднике жизни сегодня, оставляя внукам платить по счетам. Это, несомненно,

преувеличение, если большую часть государственной задолженности составляет

внутренний долг. Конечно, налогоплательщикам придется платить более высокие

налоги, идущие на выплату процентов по государственному долгу. Однако большая

часть выплат по процентам будет также получена самими жителями страны. Таким

образом, детям и внукам предстоит не только платить налоги для покрытия

долга, но и получать процентные платежи. Конечно, при этом будет происходить

перераспределение, поскольку не все те, кому приходится платить повышенные

налоги, получат доходы от государственных облигаций. Большинство экономистов,

однако полагают, что одолживание денег правительством для покрытия бюджетного

дефицита толкает вверх ставку процента, а это, в свою очередь, приводит к

падению частных инвестиций. Государство может компенсировать сокращение

частных инвестиций, если использует одолженные средства для капитальных

вложений. Но обычно этого не происходит. Большая часть государственных

расходов в индустриально развитых странах идет на нужды перераспределения,

субсидии и другие цели, впрямую выгодные групповым интересам. Таким образом,

бюджетный дефицит почти неизбежно сокращает запас капитала (инструментов,

машин, сооружений), остающийся в наследство будущим поколениям. В результате

производительность труда, и, следовательно, уровень его оплаты окажется ниже,

чем в отсутствии дефицита. Независимо от того, финансируются ли

государственные услуги населению за счет долга или за счет налогов,

используемые для них ресурсы становятся недоступны для производства других

вещей. Строя, например, автостраду, правительство отвлекает ресурсы из

частного сектора, где они могли бы использоваться каким-то иным образом. В

результате текущий выпуск товаров для частного потребления оказывается ниже.

Это — сегодняшние издержки государственных расходов, и финансирование

посредством государственного долга не способно отодвинуть их в будущее.

Может ли дефицит привести к экономическому краху?

Кредит — обычный способ ведения бизнеса. Многие крупные и прибыльные

корпорации постоянно имеют непогашенный долг. Ключом к пониманию

целесообразности кредита как в отношении отдельных лиц и частных фирм, так и

государства, является соотношение между ожидаемым доходом и обязательствами

по уплате процентов. Пока прибыль фирмы велика по сравнению с ее

обязательствами по уплате процентов, долг не создает особых проблем. То же

самое касается и федерального правительства. Пока у граждан есть уверенность,

что государство может с помощью налогов собрать средства, необходимые для

обслуживания долговых обязательств, правительство не будет иметь проблем с

финансированием и рефинансированием своего непогашенного долга. Расходы на

обслуживание государственного долга могут, однако, расти очень быстро и

привести к истощению налоговых ресурсов. При большом государственном долге

налогоплательщики могут не захотеть и дальше платить высокие налоги, все

меньшая и меньшая часть которых будет направляться на предоставление

налогоплательщикам государственных услуг.

Причина бюджетного дефицита не является тайной. Парламентарии любят тратить

деньги на программы, доставляющие удовольствие избирателям. В то же время они

не любят увеличивать налогообложение, поскольку в этом случае издержки

избирателей становятся заметны. Государственный долг является удобной

альтернативой текущим налогам —он скрывает издержки и отодвигает их на

будущее.

"Проблема дефицита" — это проблема политической системы. Дефицитное

финансирование — естественное порождение неограниченной демократической

процедуры принятия решений и продолжить поиски лучшего места. В результате

уровень безработицы становится относительно выше, чем если бы пособий не

существовало. Только щедростью выплат можно объяснить тот факт, что примерно

половина получающих пособие по безработице является его регулярными

получателями. Свою трудовую карьеру они строят с учетом этих пособий. Многие

из тех, кто втянулся в такую жизнь, трудятся лишь столько недель в году,

сколько требуется для получения полной суммы пособий.

Издержки перераспределения доходов намного превышают выгоды тех, кому

предназначаются перераспределяемые средства.

Если вы что-то субсидируете, поводов для субсидии становится все больше.

Трансферты, направленные на борьбу с нищетой, также не являются исключением.

Они поощряют ведение рискованного образа жизни: употребление наркотиков,

нежелание учиться и работать, разводы, рождение детей вне брака и стремление

избежать их воспитания. Все это увеличивает ряды бедных. Хотя такие вторичные

эффекты в краткосрочной перспективе могут оказаться не очень важными, в

долгосрочном плане их отрицательные последствия становятся все более

ощутимыми. К тому же трансферты, направленные на борьбу с бедностью,

вытесняют благотворительные усилия граждан, семей, религиозных и общественных

организаций. Когда в перераспределительных целях вводятся специальные налоги,

частные лица и организации, реагируя на это, меньше участвуют в

благотворительной деятельности.

С экономической точки зрения провал перераспределительных программ

неудивителен. Экономический анализ показывает, что, учитывая вторичные

эффекты, правительству достаточно сложно реально помочь в течение долгого

времени нуждающимся, поскольку поведение людей при этом меняется, возникает

обратный эффект и ситуация становится не лучше, а хуже.

В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство.

За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро

появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за

чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система

приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в

силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства,

или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих

поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни

интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства.

Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых

произошел распад советской цивилизации.

Централизованное планированиевсего лишь

подмена власти рынка политической властью, ведущая к пустой

растрате ресурсов и экономическому упадку

Централизованное планирование — всего лишь подмена власти рынка политической

властью, ведущая к пустой растрате ресурсов и экономическому упадку. Как уже

говорилось, считается что, государство в состоянии лучше, чем рынок,

координировать производство общественных благ - небольшого класса товаров и

услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит.

Однако многие также считают, что, поддерживая отдельные отрасли, предоставляя

им дотации и инвестиции, государство тем самым способствует ускорению

экономического роста. Государственное "планирование промышленности" и

"инвестиции в будущее экономическое развитие" якобы способны улучшать

рыночные результаты. Нетрудно понять, почему такой подход обладает

определенной привлекательностью.

Планирование кажется вполне разумным. Разве избранные народом политики и

правительственные эксперты не лучше, чем предприниматели, поглощенные своим

бизнесом, выражают интересы "всеобщего благосостояния"? Разве

государственные чиновники не "менее алчны" по сравнению с частными

компаниями? Те, кто не понимает принципа "невидимой руки", часто находят

убедительными аргументы в пользу централизованного планирования. Однако

экономическая наука опровергает их.

Существуют четыре основные причины, почему централизованное планирование

будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Государство не

является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным

планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не

похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции,

выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов.

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы,

рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем

центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков.

Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги в проект, который

повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный

проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В

противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным

благосостоянием тех, кто занимается централизованным планированием, весьма и

весьма слаба: если проект окажется эффективным, их личный выигрыш, по всей

вероятности, будет весьма скромным, если он приведет к потерям, — неудача не

окажет на них значительного отрицательного воздействия. Мало того, они могут

даже выигрывать от неудачных проектов, если те сопряжены с предоставлением

субсидий и других льгот политически сильным группам. Поэтому нет никаких

оснований полагать, что центральные плановые органы будут более эффективно, чем

частные инвесторы, выявлять и осуществлять проекты, улучшающие благосостояние.

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной

информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств,

руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения

правительственных льгот будут предоставлять им искаженную информацию. Они будут

пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может

производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего

населения, и что если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы

для благосостояния общества нечто необыкновенное. С другой стороны, если не

дать им средств, рабочие места окажутся потерянными, и экономика региона

потерпит крах. Сотрудники плановых органов, возможно, и знают, что подобные

притязания безосновательны, но могут не обладать необходимой информацией, чтобы

правильно оценить их, особенно в тех случаях, когда производитель является

монополистом.

В-четвертых, не существует способа получения информации, достаточной

для разработки разумного государственного плана. Мы живем в мире динамичных

изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения

спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность

ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими

изменениями, а следовательно, — не способна дать менеджерам компаний на местном

уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию,

формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников

ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями.

Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и при том без

искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей

времени и месторасположения — все это лежит вне ведения любого планового

органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой

информации, которая во многом становится неточной уже к моменту ее

поступления. Мнение о том, что отдельное лицо или какой-нибудь комитет могут

располагать и оперировать информацией, достаточной чтобы принимать правильные

плановые экономические решения в нашем быстро изменяющемся мире, является

заблуждением. Координация экономических единиц слишком сложна для того, чтобы

ее осуществлял какой-либо центральный плановый орган.

Наивно думать, что централизованное планирование способствует экономическому

росту. Когда предприятия получают больше средств от правительства и меньше —

от потребителей, они начинают тратить больше времени, пытаясь угодить

политикам, и меньше, — чтобы угодить потребителям. Нетрудно предвидеть, что

такая растрата общественных сил приводит скорее к экономическому упадку,

нежели к процветанию.

Конкуренция между властями так же важна, как и конкуренция между фирмами.

Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы

власти лучше служить интересам людей. Конкуренция дисциплинирует. Если

частная фирма плохо обслуживает клиентов, она проигрывает конкурентам,

предлагающим лучшие условия. Конкуренция дает потребителям защиту от высоких

цен, плохих товаров и услуг, грубого поведения персонала. В отношении

частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в

государственном секторе, к сожалению, не столь широко признана.

Система стимулов, воздействующих на государственные учреждения и предприятия,

не очень-то способствует их эффективной деятельности. В отличие от частных

владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора

редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей

деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может потратить выделенные

ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год. Поэтому

предприятия, не сумевшие распорядиться полной суммой выделенных им на год

средств, обычно старается любым способом истратить их в конце гой власти

короля облагать народ налогами, сам захватил эту власть и неограниченно

пользуется ею.

Конституционные нормы должны обеспечивать гармоническое сочетание

демократии с крепкой экономикой.

Уверенность в том, что демократический процесс сам по себе создает среду,

благоприятную для экономического прогресса, является глубочайшим

интеллектуальным заблуждением наших дней. И теория, и практический опыт

убеждают нас что это не так.

Если государство хочет содействовать экономическому процветанию, то правила

политической игры должны быть установлены так, чтобы приводить корыстные

интересы избирателей, политиков и бюрократов в соответствие с потребностями

развития экономики. Для этого сфера деятельности государства должна быть

ограничена, а его отношение к различным группам населения должно стать

беспристрастным.

Когда деятельность государства неограниченна, и политический процесс

позволяет легально хапать деньги, процветает борьба хищников. Люди тратят

больше времени на ожесточенные политические баталии, сражаясь за куски

экономического "пирога", чем на производство самого этого пирога. В

результате производство падает, а враждебность, недоверие и даже ненависть

между различными группами растут одновременно с усилением экономического

застоя. Жизнь в условиях сильно политизированной экономики не особенно

приятна.

На протяжении веков развитие наших свобод осуществлялось путем ограничения

власти монарха и государства. Великая хартия вольностей 1215 г., впервые

законодательно установив пределы их власти, по существу стала декларацией

экономических прав народа. Впоследствии власть короля Карла II в еще большей

степени была ограничена в пользу народа, представленного

парламентом. Основная борьба шла вокруг права государства отчуждать доходы и

имущество граждан посредством налогов. Сегодня, однако, парламент, который

первоначально был создан, чтобы противодействовать неограниченной власти

короля облагать народ налогами, сам захватил эту власть и неограниченно

пользуется ею.

Народ стремился ограничить власть государства, дать простор частной

деятельности и исключить вмешательство государства в частные дела граждан.

Однако с течением времени границы между частной и государственной

деятельностью стали стираться, и теперь государство оказалось вовлеченным

почти во все. Вторичные эффекты этой политизированной системы очевидны:

высокие налоги, чрезмерные масштабы регулирования, расходы, направленные на

поощрение групповых интересов, и дефицит бюджета, угрожающий финансовой

системе.

Единственная альтернатива — введение конституционных норм, которые, устранив

эти недостатки демократии, содействовали бы экономическому прогрессу.

Экономические функции правительства.

Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и

устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном)

интересе - чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда

ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть

добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом склоняющим людей к

совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении

благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема

безбилетника на транспорте)?

Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы

отвечает так: "Безоглядная приверженность идеологии свободного

предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в

экономической жизни никакой роли - могли бы стать губительным даже для нас,

если бы мы к этому прислушивались". (Беседа с Ф. Бурлацким. "ЛГ" -

февраль 1990 г.).

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот

материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально

функционирующие экономические системы - это системы “смешанные”; повсюду

правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на

центральные вопросы экономики:

1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть

имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано

производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять

технологию?

3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться

между индивидуальными потребителями?

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от

друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой.

Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той

или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во

всех случаях экономические функции правительства в

развитии экономики играют очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении

экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на

деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С

определенной достоверностью можно установить долю национального продукта,

производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой

государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций.

Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные

для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты

потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным

рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных

отраслях и т.д.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и

облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих

1. эффективному функционированию рыночной экономики.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение доходов и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры

национального продукта.

5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции,

стимулирование экономического роста.

Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем

введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в

своих отношениях с потребителями.

Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности,

отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных

продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции,

ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства

по защите конкуренции уже сказано.

Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается

положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого

каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а

поэтому и на цену продаваемого продукта.

Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение

экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть

ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец

товара “А” будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он

будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос

на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у

этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты. Вторым

ограничителем господства монополий является деятельность правительства по

защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические

условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства

регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт,

связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного

пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются

правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью

государства.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением

доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать

большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в

странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов

людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств,

где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы

лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей,

благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным

капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши

миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным

опытом предпринимательства и мастерства. Большинство из них воспользовалось

тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской

цивилизации.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют

программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры

заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения

доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки

налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют

распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и

косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм

налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все

большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к

относительно бедным.

Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью

изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из

достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного

распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном

немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и

потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного

спроса и предложения.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать

побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим

сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к

потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной"

выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический

комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек

перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях

предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду

правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных

загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов.

Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к

издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в

сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа

продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с

низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания

поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым

взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников

экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества.

Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда

правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на

образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и

использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение

предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в

одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и

потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги

высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока.

Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления

изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному

сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен.

Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов.

Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно

увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости

ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны,

увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой

стороны - сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.

Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать

больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные

расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы

вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда

носит инфляционный характер.

Предпринимательская деятельность государства.

Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть

эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные

экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место

занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и

государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие

природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие

предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах

приходится 20-25 процентов национального достояния.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная

предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение

государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях,

принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового

национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности

давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и

железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию

атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению

космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40% вместо 5-

10% в начале века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных

странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и

Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40% общего объема

капитальных вложений.

Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные

исследования. Располагая финансами, государства выступают по отношению

частного сектора в качестве заказчика на производство продукции и

одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем

национальный доход. Так, в США к началу 90-х годов они приблизились к 1

триллиону долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство

автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных

и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит

выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков,

определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по

социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных

расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую

структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые

отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные

исследования и подготовку высококвалифицированных кадров. Для последних

десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных

предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в

проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально

влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта,

то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного

государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики,

металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники,

долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-

экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных

позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт,

связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп

населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным

трудом.

6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия,

корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно

государства.

Налоги и бюджетное регулирование.

"Искусство налогообложения состоит в умении так ощипать гуся,

чтобы он поменьше шипел".

министр финансов при дворе Людовика XIV

Жан-Батист Кольбер (Jean Baptiste Colbert)

Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты

населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов

суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить

подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на

деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного

назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя

налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме

необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения

различных семей, из предприятий и направляться на цели производства

государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и

выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги

устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций

составляли 90% всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял

немногим больше 10% . Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40 проц.

дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17 %, составляли расходы

на оборону и только менее четверти направлялось в социальную сферу.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным

инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих

принципов налоговой системы можно выделить следующие:

1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для

операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы

налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со

стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и

производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь

совокупный общественный спрос.

2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных

сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему

налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при

формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в

странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило

в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась

перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное

предпринимательство в этой сфере не получило развития.

3. В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:

- налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на

прибыль и др.);

- налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от

капитала, в том числе на процент и др.);

- налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение

капитала, на покупку земли и т.д.);

- налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

- налог с продаж и акцизный налог. Они являются "скрытыми" или косвенными

налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов через более высокие

цены (налоги на вино-водочное изделия, табак, соль, на лотереи, скачки и

т.д.).

Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимает система

налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения

доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляется по

пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот

государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном

направлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое

регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение

совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры,

дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа

налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система

налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со

стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.

К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: система

специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной

амортизации; налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные

премии, субсидии, инвестиционные фонды.

Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах

позволил западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых

ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами

государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается

падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается,

что предел наступает при изъятии в бюджет более 30% от суммы всех доходов

предпринимателей и населения.

Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике

государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные

организации заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как

источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах

СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют

денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные

средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов,

банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и

организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в

оборот. Для большинства промышленных предприятий, колхозов, совхозов, фермеров

ставки процента оказались непосильными, и в производстве продолжается спад. В

то же время посреднические фирмы, занятые исключительно перепродажей продукции

и на "дорогом" кредите получают многомиллионные прибыли. Подтверждается

историческая истина: разбогатеть можно на расцвете цивилизации, но еще быстрее

и в больших масштабах - на ее развале.

Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в

определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или

стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со

стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-

денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства

и товаров выступают как денежные средства.

Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и

кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей

функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В

соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны

создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает

их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные резервы для

кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за

кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины

норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При

росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и

спрос на него сокращается, снижается инвестиционная

деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов.

Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста

денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста

национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных

отношений и устойчивость экономического роста. Государственное регулирование

кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной

экономики - защиту накоплений предприятий и населения. Однако в странах СНГ

эта задача не решается.

Заключение.

Формы и методы государственного регулирования в рыночной экономике

разнообразны и многовариантны. Они и составляют государственную экономическую

политику. Глобальная цель этой политики – обеспечение благоприятных условий

для эффективной работы рыночных механизмов регулирования, посредством чего

достигается высокоэффективное функционирование экономики.

Литература:

Р.Страуп, Дж.ГвартниАЗБУКА ЭКОНОМИКИ”

James D. Gwartney and Richard L. Stroup, What Everyone Should Know About

Economics and Prosperity, 1993© Авторизованный русский перевод: Институт

национальной модели экономики, 1996

И.М. Осадчая

«ОТ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ В

РЫНОЧНУЮ: ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ».

В.Л.Макаров «ГОСУДАРСТВО В РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА» .

академик, директор Центрального экономико-математического института РАН

Доклад на научном семинаре Отделения экономики и ЦЭМИ РАН

К.Р. Нурмаганбетов « РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

В РЫНОЧНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА »

Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 11.

Материалы заседания Ученого совета ИМЭМО РАН 3-5

июня 1996г. под председательством академика В,А.

Мартынова. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ «К ВОПРОСУ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО

ПЕРИОДА».Издание подготовлено при финансовой поддержке Society for

Global Social and Economic Integration, United Kingdom.

Москва 1996 г.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011