Курсовая: Государственное регулирование занятости
ПЛАН:
I. Занятость и безработица.
1) Занятость, ее структура, формы, показатели и динамика.
2) Проблемы неполной занятости и миграция рабочей силы
3) Безработица: виды, причины, последствия.
II. Рынок труда. Государственная политика занятости.
1) Рынок труда, его структура.
2) Классическая и кейнсианская модели рынка труда
3) Проблемы рынка труда
III. Государственная политика занятости
1) Основные принципы государственной политики занятости и механизм
регулирования занятости
2) Формирование национального рынка труда
3) Федеральная служба занятости и система регулирования национального
рынка.
4) Государственная программа регулирования занятости
IV. Финансовая основа государственной системы занятости
1) Источник и средства финансирования
2) Взаимодействие органов службы занятости
3) Стратегия службы занятости
ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
Занятость, ее структура, формы, показатели и динамика.
Занятость – деятельность работников труда в общественном хозяйстве, армии
с целью получения дохода.
Показатели занятости:
1. Абсолютное число занятых
2. Уровень занятости
3. Самодеятельное население – количество работников, которые сами себя
обеспечивают работой.
Динамика занятости – увеличение занятых в сфере услуг и сокращение в
традиционных отраслях (угольной, текстильной).
Можно выделить следующие формы занятости в соответствии с временным
критерием: временная, надомничество, гибкий рабочий день, концентрированная
рабочая неделя и неполная занятость.
Уровень занятости населения определяется как отношение занятого населения к
предложению рабочей силы.
По структуре выделяют отраслевую, профессиональную и квалификационную
занятость, а также по секторам экономики. Научно-технический прогресс влияет
на изменение в структуре занятости. Отмирают старые профессии, возникают
новые профессии и специальности, увеличивается число высококвалифицированных
кадров, повышается удельный вес специалистов в составе занятых в
производстве. Центр тяжести переносится на использование умственных
способностей, происходит увеличение числа занятых в сфере услуг и
информатики. Так, 73,3% всех работающих американцев занято в сфере услуг. К
2000 году каждые четыре из пяти рабочих мест будет приходится на эту сферу.
Высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной
части населения. В этой связи необходимо отметить, что для рыночной экономики
неприемлема категория «полной занятости», в том числе и по вполне
«естественным» причинам.
Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой активности,
по различным причинам, меняет место работы по собственному желанию. При этом
до поступления на другое место работы может пройти тот или иной промежуток
времени, в течение которого указанные лица относятся к категории незанятых.
Данная категория составляет так называемую фрикционную безработицу.
Во-вторых, научно-технический прогресс постоянно перестраивает структуру
производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия
квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В
результате, на каждого незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей может
приходиться лишь несколько вакантных мест в «новых» отраслях. Указанное
явление носит название структурной, или технологической безработицы. Для ее
преодоления, как государством, так и частными фирмами создается сеть центров
по переподготовке кадров.
В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению
спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Соответственно,
возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы не
представляется возможным, так как нельзя отменить цикличность экономического
роста. Другое дело, что антикризисные мероприятия могут «сгладить»
экономический спад и, соответственно, уменьшить число временно высвобождаемых
работников.
В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего,
за счет сезонных работ, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.
В-пятых, люмпенские слои создают застойную безработицу, основу которой
составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере
легальной экономики.
Актуальной проблемой в связи с безработицей является миграция рабочей силы,
которая выступает в двух формах: внутренняя (в пределах одной страны) и
внешняя (из одной страны в другую). При этом экспорт рабочей силы
эффективнее экспорта товаров.
Труд иммигрантов широко используется в США, Канаде, Германии, Франции,
Австрии и др. странах. Их труд привлекается для работы в горнодобывающей,
сталелитейной и других отраслях. Но, в большинстве стран процесс миграции
рабочей силы поставлен под контроль государства.
Предприниматели должны согласовать вопросы найма иностранцев с
государственными органами. Так, в Германии необходимо получить специальное
разрешение, в Швеции иностранцу следует знать местный или английский язык, в
Испанию приехать на работу можно лишь при наличии гарантии обеспечения
работой или жильем. Проблемы иммиграции актуальны и в России.
Безработица: виды, причины, последствия. Закон Оукена.
Безработные – это люди, незанятые, но активно ищущие работу. Уровень
безработицы определяется как отношение незанятого, но желающего работать
населения к предложению рабочей силы.
В экономической литературе выделяются три основные точки зрения, объясняющие
причину безработицы:
1. Высокая зарплата
2. Низкий спрос
3. Рынок труда не гибок и затрудняет установление равновесия между
спросом и предложением.
Первое направление – классическое.
С этой точки зрения безработица вызвана слишком высокой заработной платой.
Поэтому, по мнению классиков, для уменьшения безработицы необходимо снизить
зарплату до уровня равновесия в точке Е (график 1)
| | | | | | W | D | | S | | | | | | | W - зарплата | | W1 | | A | | | B | L - численность | занятых | W0 | | E | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | L | | | | | | | | |
Lo
График 1.
Второе направление – кейнсианское.
По мнению кейнсианцев безработица возникает из-за недостаточного спроса,
поэтому на уровень безработицы можно влиять с помощью финансовой политики,
повышая государственные доходы или снижая налоги. Таким образом, можно
увеличить совокупный спрос в производстве, а следовательно, и на рабочую
силу.
Сторонники третьего направления объясняют безработицу следствием негибкости
рынка труда. Следовательно, по их мнению, необходимо создать более гибкий
рынок труда, гибкую политику государства, направленную на переобучение
кадров, оказание помощи безработному по переезду на другое место и т.д.
Безработицу можно измерить следующими показателями:
1. Уровень безработицы. В 1995г. уровень безработицы составил в США
–7,4%, Великобритании – 9,81%, Германии – 6,7% *
2. Средняя продолжительность безработицы. В США в конце 80-х годов около
50% безработных имели продолжительность безработицы 5 недель, около 80% - 14
недель.
3. Естественный уровень безработицы. Это доля безработных, которая
соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике. В
современных условиях естественный уровень безработицы составляет 5,5-6,5 %%
В экономической литературе выделяются несколько видов безработицы.
¨ Добровольная и вынужденная.
Добровольная безработица – это люди, которым лучше не работать, чем
получать предлагаемую заработную плату.
Вынужденная – такая безработица, которая возникает в условиях
фиксированной зарплаты.
¨ Безработица подразделяется на:
- фрикционную, вызванную желанием самих работников по резным
причинам менять свою работу (не устраивает зарплата, далеко от дома)
- структурную, связанную со структурными изменениями в производстве.
Когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают. Это может быть
связано с замедлением темпов роста, со свертыванием старых отраслей и т.д.
- циклическую, связанную с цикличностью экономического развития
(происходит спад деловой активности)
- аграрную безработицу, характерную для слаборазвитых стран и регионов
- технологическую безработицу, связанную со сменой технологий.
_______________________________________________________________* - Деловой
мир, 1996г., 6-12 декабря.
Государство оказывает влияние не только на смягчение последствий безработицы, но
и на уменьшение ее уровня через антикризисную, региональную,
внешнеэкономическую и другую политики. Особое внимание в развитых странах
уделяется переобучению и повышению общеобразовательного уровня работников.
Например, компании США ежегодно расходуют около 200 млрд. долларов на
переобучение своего персонала. В целом по странам ОЭРС программы переподготовки
и обеспечения занятости охватывают в настоящее время 11 млн. человек, или
примерно 3% трудоспособного населения. Совокупные расходы государства по
финансированию программ занятости к началу 90-х годов оценивались почти в 200
млрд. долларов.*
Вопросы занятости отражены в конвенциях, принятых Международной организацией
труда, начиная с 1919 года.
В 80-х-90-х годах в развитых странах произошли изменения в безработице. Можно
выделить следующие моменты:
· Возрос естественный уровень безработицы, если, например, в США в
1960 г. он составил 4%, то в 1980г. – 6 %.
· Преобладает структурная безработица.
· Преобладает конкуренция за высокооплачиваемые рабочие места.
· Увеличение удельного веса неквалифицированных работников
Следует отметить, что уровень безработицы в любой стране зависит от множества
факторов, связанных со структурой рынка труда. Сюда можно отнести изменение
спроса на труд (его стабильность или колебания), величина пособия по
безработице, система найма работников и издержки фирмы по увольнению или
сохранению незагруженного работника. Известно, что в Японии работники очень
редко подвергаются увольнению, особенно мужчины.
_______________________________________________________________
* - Деловой мир, 1996г., 6-12 декабря.
РЫНОК ТРУДА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
Рынок труда, его структура и инструменты.
Рынок труда – это система отношений между работодателями, наемными
работниками и государством. Рынок труда отличается от других рынков и прежде
всего от рынка потребительских товаров и услуг.
Так, на товар цена меняется каждую минуту, заработная плата устанавливается
на год по контрактной системе, на ее размер и динамику влияют профсоюзы и
государство. Кроме этого следует видеть монополизм работодателей. Рабочий не
может накапливать рабочую силу, чтобы продать ее по более высокой цене, при
этом труд наемного рабочего можно заменить техникой (хотя и не всякий). Рынок
труда отличается еще тем, что существуют различия по полу, квалификации,
территории. При этом товар рабочая сила не очень подвижен, да и система
информации имеет территориальную ограниченность, поэтому существуют в
основном локальные рынки труда. Особенностью рынка труда является то, что
если в рабочего вложены инвестиции, работодатель будет его использовать долго
и полностью.
Рынок труда многообразен, где можно выделить, рынок национальной и
иностранной рабочей силы, рынок квалифицированного, высококвалифицированного
и неквалифицированного труда и т.д.
Основными категориями рынка являются трудовые ресурсы, трудоспособное
население, занятое население.
Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая необходимыми
физическими и умственными способностями, а также знаниями для работы в
общественном труде. В России к трудовым ресурсам относят трудоспособное
население: мужчин – 16-59 лет, женщин – 16-54 лет (за исключением инвалидов 1 и
2 групп и пенсионеров, получающих пенсию на льготных условиях) и работающих
пенсионеров.
Трудоспособное население – это совокупность лиц, которая в соответствии с
трудовым законодательством, определяющим возрастные группы трудоспособности,
может участвовать в труде. Оно подразделяется на экономически активное и
экономически неактивное население.
Занятое население – это лица, выполняющие ту или иную работу, а также та
часть лиц, которые временно ее оставили в связи с отпуском. Болезнью. Сюда
относятся также те работники, которые помогают в ведении домашнего хозяйства,
фермы.
На рынке труда, как и на других рынках проявляется спрос и предложение на
труд (рабочую силу).
Предложение рабочей силы – это население, готовое работать на условиях
постоянной занятости.
На предложение труда влияют ряд факторов:
· Численность трудоспособного населения
· Уровень заработной платы
· Продолжительность рабочей недели
· Уровень налогов
· Уровень культуры и религии
· Роль профсоюзов
· Доля женщин и пенсионеров
Спрос на рабочую силу колеблется в соответствии со спросом в экономике. На
него влияют техническая оснащенность предприятия, уровень издержек на
заработную плату, объем производства, производительность труда.
Соотношение спроса и предложения на рынке формирует условия равновесия рынка
труда (график.2). Под равновесием понимается такое состояние рынка, при
котором спрос на рабочую силу (кривая Д) равен ее предложению (кривая S) при
определенном уровне заработной платы (Wo). На графике это проявляется в точке
Е. Несоответствие между спросом и предложением обуславливает появление
безработицы, измеряемой отрезком АВ.
| | | | | | W | D | | S | | | | | | | W - зарплата | | W1 | | A | | | B | L - численность | занятых | W0 | | E | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | L | | | | | | | | |
Lo
График 2.
Классичесческая и кейнсианская модели рынка труда
В экономической литературе выделяют модели рынка труда: классическая и
кейнсианская. По классической модели рынок труда характеризуется тем, что
заработная плата и цены подвижны, а их изменение обеспечивает полную
занятость. Наем рабочей силы происходит при сопоставлении дополнительного
дохода и величины зарплаты, которая будет выплачена нанятому работнику.
Кривая совокупного предложения по классической схеме имеет вид вертикальной
линии, т.к. изменения в совокупном спросе влияют лишь на цены, объем
производства при этом остается неизменным.
По кейнсианской модели рынка труда предполагается, что зарплата при изменении
уровня занятости не изменяется, а изменения совокупного предложения влияют
только на объем производства, поэтому кривая совокупного предложения является
горизонтальной. Это предполагает, что при данном уровне цен фирмы готовы
выпускать продукции столько, сколько необходимо.
Проблемы рынка труда
Специалисты стараются глубже проанализировать изменения в области занятости,
которые произошли, проанализировать возможное развитие ситуации на рынке
труда, тесно связанное с динамикой текущего предложения рабочий силы и спроса
на нее. Необходимо придерживаться единого толкования понятий «текущее
положение» и «спрос».
Оценивая, масштабы и роль неполной загрузки работающих и прогнозируя динамику
спроса, на рабочую силу следовало бы учитывать и вторичную занятость, в
частности совместительство. Региональными службами занятости желательно
дополнить меняющуюся информацию о масштабах совместительства и его
отраслевой структуре, сведениями о том, какие конкретно работами оно в
основном придерживается.
При прогнозировании предложения рабочей силы необходимо оценивать последствия
падения уровня экономической активности населения и другие возможные его
изменения.
По данным выборочного обследования населения РФ в целом этот уровень с
Октября 1992г., по март 1996 г. снизился на 6,6 %. С учетом роста за этот
период общей численности населения в возрасте 15-72 лет на 3,7 млн. человек и
повышение в ней на 1,8 % доли мужчин с их более высокой активность. Около
1,5 млн. составляет отчаявшиеся найти работу, а из числа остальных, судя по
уровню жизни, 90 % можно отнести к занятым в неформальном секторе. Весьма
вероятно, что при положительных сдвигах в экономике эти лица будут готовы
предлагать свою рабочую силу на официальном рынке труда.
Полное влияние рассмотренных факторов на рынке труда свидетельствует, что
происходит нарастание нереализованного предложения рабочий силы. Положение
усугубляется тем, что к 2000 г. прирост составит 2 млн. населения
трудоспособного возраста. Поэтому, нам необходимо позаботиться об улучшении
финансов – экономического положения большинства регионов и страны в целом.
Ситуацию на рынке труда многих областей можно оценить как предкризисную.
Уровень региональных безработных, количество претендентов на одну вакансию,
доля застойной и хронической безработицы намного выше средне российских
показателей. Почти 25 % населения имеет уровень ниже прожиточного минимума.
Например, Ленинградская область входит в двадцатку российских регионов с
наиболее тяжелой ситуацией на рынке труда.
1. Спада производства и крайне низкий уровень инвестиционной активности.
Необходимо предпринимать максимальное использование своего регионального
трудового потенциала и ориентироваться на то, чтобы привлечение на
строительство рабочей силы из других регионов целесообразно только до
определенных пределов, в противном случае, это может вызвать усиление
социальной напряженности.
2. Несоответствие существующего закона о занятости меняющимся условиям
развития рабочего труда, неоперативная корректировка действия законов.
Законы явно либеральны к лицам, уволившиеся с предприятия по собственному
желанию, не стимулируют безработицу с высокой зарплатой по последней работе,
не способствуют поиску нового места, не побуждают к получению профессии
выпускников школ, которые сразу же по окончании учебы могут получать пособие,
зачастую такого же размера что и некоторые родители в течении многих лет
занятых низкооплаченым трудом.
Сегодня доля в условиях дефицита вакансий сохраняется, сохраняется и,
специальный тип граждан, достаточно легко расстающиеся со своими рабочими
местами по собственной инициативе. Почти 55 % безработных уволившиеся с
работы по собственному желанию надеются на помощь опеки государственной
структуры и органов власти.
Закон недостаточно строг к лицам, получившим пособие обманным путем. Только в
1996 г. службой занятости выявлено 912 человек, незаконно получивших пособие.
3. Требуется пересмотр существующих правил, обеспечивающих финансовое
обеспечение социальной защиты граждан при безработице.
Даже 100 % собираемых страховых взносов работодателей в Государственный фонд
занятости не позволит своевременно и в полном объеме выплатить пособия.
На основе постановления Правительства РФ от 03/05.1994 № 432, приказа РФ от
17/05/1994 № 64 и методики службы занятости России показатели о признании
состояния рынка труда критическое
¨ Официальный уровень безработицы – отношение численности,
зарегистрированных службой занятости безработных к численности экономически
активного населения
¨ Доля застойной безработицы – численность безработного населения, этот
статус 9-12 мес. к общей численности безработных
¨ Доля хронической безработицы – отношение числа безработных больше
года к общей численности безработных.
¨ Число претендентов на одну вакансию – численность, зарегистрированных
граждан, лишившихся работы к числу заявленных в службу занятости.
¨ Доля социальных слоев незащищенных граждан (женщин, молодежи,
инвалидов) к общей численности безработных.
При этой ситуации необходимо законодательно закрепить за субъектами федерации
право принятия временных более жестоких правил и процедур, позволяющих
регулировать рынок труда и социальную защиту граждан. Надо искать пути выхода
из сложившейся ситуации, добиваться, чтобы проводимая политика занятости была
эффективной на территории.
Экономическая активность населения.
| | | В том числе | | | Всего | Занятые экономической деятельностью | Безработных всего | Безработные или имеющие статус в службе занятости | Млн. человек | | | | | 1992г. | 74,9 | 71,3 | 3,6 | 0,6 | 1993г. | 74,1 | 69,9 | 4,2 | 0,8 | 1994г. | 72,9 | 67,4 | 5,5 | 1,6 | 1995г. | 72,9 | 67,2 | 5,7 | 2,0 | 1993г. в % к 1992г. | 98 | 98 | 116 | 145 | 1994г. в % к 1993г. | 98 | 96 | 132 | 196 | 1995г. в % к 1994г. | 99 | 98 | 108 | 152 |
В 1994г. снизилась численность работников в отраслях со спадом производства и
низкой оплатой труда. Сократилась численность работников в машиностроении,
лесной, деревообрабатывающей промышленности, геологии, разведке и др.
Постоянно увеличивается занятость торговых, финансово-посредничеких операций,
налогообложения, здравоохранения.
В формировании рынка труда в последние годы возросли негосударственные
секторы экономики. В результате приватизации государственной собственности,
создания акционерных, частных предприятий, численность занятых в
негосударственном секторе с 1992г. возросла на 15.5 млн. человек. Средний
возраст занятого населения 39.2 лет. Половина занятых окончили высшее и
среднее специальные заведения. Высокий уровень безработицы складывается среди
специалистов в области строительства, техники, технологии.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
Основные принципы государственной политики занятости и механизм регулирования
занятости.
Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе
хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости,
возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки
принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации
на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.
Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в
качестве спутника этой системы, ее структурного элемента. Выбор формы участия
граждан в рыночных отношениях и сферы приложения труда основывается на
принципе свободного избрания вида деятельности. Поэтому существенные основы
формирования и реализации государственной политики занятости закрепляются в
отношение прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую
деятельность.
Государственная политика занятости, кроме основополагающих принципов,
включает также и другие элементы социального характера, воздействующие на
занятость населения, как то: продолжительность рабочего времени (что в свою
очередь зависит от продолжительности рабочей недели и оплачиваемого отпуска),
материальные условия, стимулирующие пребывание женщин работниц в
дополнительном отпуске по уходу за ребенком и продолжительность этого
отпуска, размер трудовых пенсий, уровень материального обеспечения
пенсионеров, и условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров.
Перечисленные элементы политики занятости в той или иной степени воздействуют
на общий объем трудовых ресурсов, необходимых народному хозяйству при данной
системе регулирования рабочего времени и материального обеспечения
трудоспособных пенсионеров. Так же следует рассматривать и уровень
обязательного общеобразовательного минимума для молодежи, от которой зависит
период выхода на рынок труда. Политика занятости одновременно охватывает
комплекс мер, связанных с экономическими условиями воспроизводства рабочих
мест – закрытием неэффективных производств, техническим обновлением
действующих и созданием новых рабочих мест.
Формирование национального рынка труда
Осуществляя определенную совокупность мер (правовых, организационных,
экономических, социальных) государство формирует и развивает, с одной
стороны, количественные и качественные характеристики экономически активного
населения и рабочих мест, а с другой стороны – особый механизм их соединения,
в недавнем прошлом централизованно плановый, преобразуемый ныне в рыночный.
Составные части системы занятости (экономически активное население и
совокупность рабочих мест) при этом остаются прежними. В то же время
качественно меняются условия, формы, и методы их движения, включение
экономически пассивного населения в состав экономически активного.
Механизм регулирования
Регулирующее воздействие государства не должно ограничиваться организацией
содействия в трудоустройстве незанятого населения, им следует охватить также
внутрифирменный рынок труда и самозанятость.
Системы регулирования занятости призвана обеспечивать для воспроизводства
рабочей силы и рынка мест, их первичное соединение и повторное воссоединение.
В переходный период формирования рынка рабочих мест и степень
государственного воздействия на его емкость определяются следующими условиями
и факторами:
¨ Заданностью исходной базы, т.к. сложившаяся совокупность рабочих мест
в стране создавалась всем предшествующим периодом развития экономики.
¨ Инвестиционным потенциалом, его воспроизводственной структурой и
характером распределения инвестиций (направление: на новое строительство,
реконструкция и техническое перевооружение, в капиталоемкую сферу производства
и в трудоемкие отрасли).
¨ Структурные изменения, обусловленные разрывом хозяйственных связей
между бывшим СССР, конверсией производства, инвестиционной политикой.
¨ Экономическими факторами, в том числе банкротством государственных и
иных предприятий.
Совокупность рабочих мест в условиях перехода к рынку и особенно в процессе
разгосударствления и приватизации собственности претерпевает определенные
изменения количественного характера, и, как правило, в сторону сокращения.
В государственном секторе экономики только в 1993г. суммарное количество
рабочих мест снизилось на 8,6 млн., главным образом, в результате
преобразования предприятий в арендные, акционерные, совместные. К концу
1994г. число рабочих мест в народном хозяйстве России снизилось по сравнению
с 1992 г. на 2 млн. Реализация государственной программы приватизации
ускорит этот процесс, последствия которые скажутся на рынке рабочих мест.
Инвестиционный потенциал России в последние годы значительно сократился. В
1991г. объем капиталовложений по всем источникам финансирования снизился на
11% по сравнению с предыдущим годом. Спад продолжается по настоящее время,
что не дает основания рас читывать на сохранение базовой совокупности мест.
Твердое разграничение финансов государства и финансов государственных
предприятий, характер прекращения бюджетных дотаций и предоставление
кредитов, в конечном счете, отразится на масштабах сокращения рабочих мест.
То же самое можно отнести и к последствиям конверсии.
По данным Министерства экономики РФ, при сокращении производства военной
продукции
на предприятиях оборонной промышленности до31,1% и уровню 1995г. общий объем
выпуска продукции снизился до 75%, а численность высвобождения работников в
1996г., превысит 1млн. человек*. Формирование национального рынка
рабочей силы также определяет совокупность условий и факторов:
¨ Демографическими условиями и характером положения этого контингента
трудоспособного населения
¨ Организация форм занятости (ненормированный рабочий день, работа на дому)
¨ Фондом жизненных средств и соотношением денежных доходов
¨ Политика в сферах строительства Военных сил России
¨ Возможность миграции трудоспособного населения за рубеж в поисках работы.
Выдвигаемое правительством положение о не сохранении пенсии по старости
работающим пенсионерам нацелено на экономическое принуждение пенсионеров
освободить рабочие места для их замещения нуждающимся в трудоустройстве
гражданам. В свою очередь это ведет к социальной незащищенности пенсионеров.
Сокращение численности Вооруженных Сил, демобилизация офицеров скажется на
положение национального рынка рабочей силы.
_____________________________________________________________
* - «Экономика и жизнь», № 18, март 1997, стр. 3-4
Национальные рынки рабочих мест и рабочий силы в своем органическом единстве
образуют национальный рабочий труд, в котором функционирует рынок занятости,
т.е. удовлетворенный спрос на рабочую силу и рабочие места, рынок свободных
рабочих мест и рынок незанятого трудового населения, идущего работу.
Реализация политики занятости, включающей количественно-качественные
характеристики экономически активного населения и совокупности рабочих мест в
народном хозяйстве, требует создания
адекватной системы регулирования каждой из составных частей и механизма их
соединения.
Экономическое активное население охватывает лиц наемного труда, занятых на
предприятиях различной формы государственного и негосударственного секторов
экономики, предпринимателей, а также трудоспособное население, ищущие работу
(включая безработных).
Рынок труда формируется именно экономически активным населением.
Занятость населения России (млн.чел.)
| 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1.Население | 148,5 | 148,8 | 148,6 | 2. Трудовые ресурсы – всего | 87 | 86,6 | 86,2 | 3. Занято в народном хоз-ве | 74,5 | 73,6 | 72,3 | 4. Обучающиеся с отрывом от производства | 5,7 | 5,6 | 5,6 | 5.Незанятые | 4,0 | 2,0 | .. | 6. Зарегистрированные безработные | | 0,06 | 0,58 | 7. Уровень безработицы | | 0,08 | 0,8 |
Федеральная служба занятости и система регулирования национального рынка труда
Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся, системы
регулирования социально-экономических процессов в обществе, объективно
требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию
условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест
как на уровне основного звена, первичного звена территории, так и на
общероссийском уровне.
Федеральная государственная служба занятости является основным органом
исполнительной власти, призванным обеспечивать координационную работу в
области занятости трудового населения:
¨ регулирования спроса и предложения на рабочую силу
¨ содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве,
¨ организация их профессиональной подготовки и переподготовки,
¨ оказание социальной поддержки безработных.
В систему органов Федеральной государственной службы занятости входят:
1. Госкомитет РФ по занятости населения
2. Госкомитеты в республиках
3. Центры занятости в краях, областях
4. Городские и районные центры занятости
В рамках формирования системы регулирования национального рынка труда важное
место заняла инфраструктура этого рынка.
Основные ее звенья:
1. Система службы занятости и трудоустройства
2. Система профессионального обучения и переподготовки государственных и
негосударственных учебных заведений
3. Объединение профсоюзов
4. Союзы и ассоциации работодателей
5. Финансовая база
Правовую базу инфраструктуры рынка труда составляет закон о занятости
населения, КЗОТ, другие законы и информативные акты. Действенность
инфраструктуры рынка труда в качестве инструмента регулирования занятости
зависит от уровня развития каждого составляющего звена, степени
взаимодействия между собой и координации усилий.
Политику занятости предполагается реализовать посредством всеобъемлющей
программы, которая до сих пор не разработана и не принята в известной мере
по причине сложности и новизны решаемых социально-экономических задач.
Структура такой программы, видимо должна состоять из трех блоков,
охватывающих комплекс мер по регулированию рынка рабочей силы, рынка рабочих
мест и системы материальной помощи безработным.
Меры по регулированию рабочей силы призваны способствовать количественному и
качественному развитию той части экономически активного населения, которое
попадает на рынок труда.
В условиях значительных снижений инвестиционной активности приоритетной
подпрограммой могла бы стать помощь со стороны государства в организации
малого бизнеса, поощрении самостоятельности, которая, в конечном счете, будет
способствовать сужению работников наемного труда.
Сокращение рынка рабочей силы способствовало стимулированию более раннего
выхода на пенсию безработных.
Меры по регулированию рынка рабочих мест имеют двоякую региональную
направленность: в одних случаях их осуществление нацелено на создание рабочих
мест для замещения ожидаемым приростом рабочей силы, а в других – на
трансформацию рабочих мест применительно к такому режиму их функционирования,
которое удовлетворяет и наемного работника и работодателя.
Гибкие формы организации труда (неполный рабочий день, надомный труд,
временная работа) позволяют решать проблему занятости женщин, пожилых людей
предпенсионного возраста, молодежи, совмещающие работу на производстве с
учебой.
ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
Источники и средства финансирования
Организация структуры регулирования занятости, подкрепленная финансовой базой
реализации системы соответствующих мер, формирует механизм функционирования
рынка труда. С 1950 г. действует Конверсия № 88 МОТ об организации службы
занятости, которая предусматривает что каждый член МОТ организует и
финансирует работу бесплатной государственной службы занятости, основной
обязанностью которой является обеспечение условия для организации и
функционировании рынка труда как составной части национальной программы
достижения и поддержки полной занятости, развития и использования
производительных сил страны.
Источником финансирования мероприятий в области становления и
функционирования рынка труда в России является Государственный Фонд
содействия занятости, который как самостоятельная финансовая система
образуется на федеральном, республиканском (в составе РФ) и местном (краевом,
областном) уровнях, в городах Москве и Санкт-Петербурге.
Фонд содействия занятости образуется за счет: обязательных отчислений
работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования в размере 1%
средств на оплату труда работников*, обязательных страховых взносов с
заработка работников в пределах общей суммы
_______________________________________________________________
* - От общей суммы обязательных отчислений 10 % отчисляется в
федеральный Фонд содействия занятости, 90 % остается в распоряжении Фонда
соответствующего уровня – республики, края, области, г.Москвы, Санкт-
Петербурга.
взимаемых налогов, а также средств федераций, республик (в сост. РФ), местных
и городов Москвы и Санкт-Петербурга бюджетов (если таковые будут
предусмотрены). Дополнительным источником поступлений в этот фонд могут стать
добровольные взносы общественных организаций, доходы от коммерческой
деятельности.
Контроля за своевременным и полным поступлением средств в фонды содействия
занятости соответствующих уровней возможны на службы занятости с привлечением
к выполнению этих функций налоговых служб. Однако, механизм такого
взаимодействия еще не выработан и требует соответствующего оформления.
Средства Фонда занятости расходуются на профессиональную подготовку,
переподготовку и профориентацию (включая выплату стипендий) незанятого
населения, впервые выходящего на рынок труда
либо уже циркулирующего в этой сфере, на выплату пособий по безработице,
зарегистрированные в службе занятости, финансовые общественные работы и
мероприятия по разработке и реализации программ занятости и, наконец,
собственные на содержание службы занятости.
Анализ показывает, что почти половина средств, израсходованных из Фонда
занятости в 1 полугодие 1992г. использовано на содержание службы занятости
(48,6%), 21,1% - на финансирование мероприятий по разработке и реализации
программ занятости и 11,6% на выплату пособий по безработице. В целом по всем
направлениям израсходовано четвертая часть средств Фонда занятости.
Взаимодействие органов службы занятости
Реализация государственной политики занятости, становление и эффективное
функционирование рынка труда в РФ зависит от взаимодействия органов службы
занятости с предприятиями, участия работодателей в профподготовке и
переподготовке кадров.
В сфере государственного регулирования занятости определяющее значение
принадлежит разработке и реализации на микроуровне (город, предприятие)
системы опережающих мер по смягчению процесса высвобождения работников. К
числу таких мер следует отнести предусмотренное сохранение числа рабочих мест
на государственных и муниципальных предприятиях, приватизируемых через
аукционы и конкурсы. Вместе с тем такое «связывание рук» новому собственнику
может помешать реализации его мероприятий по повышению эффективности
производства. Данные, противоречащие между социальными и экономическими
критериями можно преодолеть выделением отчислений в региональный Фонд
занятости за каждое ликвидируемое рабочее место примерно в размере
«фондоемкости» одного работника.
Как и всякая финансовая система, Фонд занятости страдает от неисполнительных
плательщиков в части перечисления обязательных взносов (% от суммы оплаты
труда). Без активной помощи налоговой полиции эти трудности могут нарастать.
Стратегия занятости в Программе правительства по углублению экономической
реформы.
Сложившийся в России феномен, характеризуемый тем, что продолжающийся спад
производства пока не вызывает адекватного сокращения занятости и увеличение
безработицы. Негативные последствия нейтрализуют действием факторов
демографического порядка – сокращением прироста трудоспособного населения,
увеличением численности населения, выход на пенсию, в том числе с сокращением
штатов, экономические - развитием новых предприятий структур, самозанятость,
социальные – вследствие утверждения в отношении труда принципа добровольности
и другие.
По оценкам Госкомстата, приблизительно 9% общей численности является условная
безработица. Уровень внутрифирменной безработицы соразмерен с темпами спада
производства и составляет приблизительно 20 %. Проблема занятости впервые
публично признана правительством «наиболее тяжелой».
Идеология правительственной стратегии занятости нуждается в существенной
корректировке: ее исходным постулатом должен стать именно принцип
предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с ней. С учетом этого
необходимо будет (вносить коррективы в инвестиционную политику, структурную
политику и конверсионную программу, темп сокращения вооруженных сил,
финансовую и социальную политику).
Организация системы регулирования воздействия со стороны государства на
занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должна стать
неотъемлемой частью общей системы регулирования экономической и социальной
политики. Россия может и должна в полной мере учесть и использовать богатый
зарубежный опыт регулирования рынка труда, механизм реализации активной
политики занятости.
Для данного периода общество должно иметь политику занятости, основанную на
сдерживание роста безработицы в пределах социально допустимого минимума,
учитывающего психологию населения и инертность его мышления по поводу
гарантированной занятости.
Общая закономерность, действие, которой в условиях перехода российской
экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоящая в зависимости
уровня и динамики занятости от объема и динамики инвестиций. Основная
проблема, по мнению специалистов, состоит не в необходимости резкого
снижения гипертрофированного раздутого объема капиталовложений, а в изменение
источника финансирования, главным из которых был госбюджет, повышение роли
частного капитала.
Другая закономерность обусловлена научно-техническим прогрессом и его
влиянием на фактическое высвобождение работников и характерно для
индустриальных стран Запада.
Она пока не актуальна для нашей страны, не приводит к увеличению безработицы.
Такое состояние может длится до тех пор, пока в России не наступит финансово-
кредитная и ценовая стабилизация и хозяйствующие субъекты в поисках путей
увеличения эффективности производства не обратятся к резервам роста
производительности труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основы современной философии, часть IY «Человек и общество», под
редакцией проф. Л.Н.Боголюбов и А.Ю.Лазебниковой, М., Изд-во акционерное
общество «Бюро Денди», 1992г.
2. Учебник по основам экономической теории, руководитель авторского
коллектива проф. В.Д.Камаев, Изд-во «Владос», М., 1994г.
3. Основы экономической теории часть 2. Учебно-методическое пособие
ГАСБУ, М., 1994г.
4. Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова,
В.М.Иванченко, М., РАН институт экономики, 1994 г.
5. Журнал «Экономика и общество» № 9-10, М., 1996 г.
6. Газета «Экономика и жизнь», М., 1996-1997 г.г.
|