Контрольная: Внутренний и внешний аудит
ПЛАН
1.Внешний и внутренний аудит, их сравнительная характеристика 3
2.Проверка правильности определения затрат на производство и
исчисление себестоимости продукции (работ, услуг)
8
3.Ответственность за финансовые нарушения. Порядок применения экономических
санкций
17
Список литературы
26
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей,
маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы,
страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь
при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро,
50% скидки на готовые (обмен).
Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54
http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать
работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно
выгодно обменять свои работы на наши)
1.Внешний и внутренний аудит, их сравнительная характеристика
В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и
внутренний.
Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на
договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью
объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой
отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.
Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию или фирме
и несет ответственность перед внешними потребителями его информации
(акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).
Целью внешнего аудита является проверка достоверности информации, реальности
бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения
учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная
деятельность субъекта хозяйствования.
Использование членами акционерного общества, учредителями, банками,
финансовыми налоговыми органами, другими юридическими и физическими лицами
подтвержденной на достоверность финансовой отчетности и балансов позволяет
дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или
иного предприятия (фирмы).
Практически могут возникать конфликтные ситуации (приукрашивание финансового
положения предприятия или фирмы) между составителями информации и ее
пользователями, что также вызывает необходимость независимого контроля
(аудита).
Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами. Пользователи
информации (учредители, акционеры) часто не имеют доступа для
непосредственной оценки ее качества. Они заинтересованы в проведении
независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для
получения объективной оценки реального положения дел на предприятии. Такая
оценка достоверности активов и пассивов проводится аудиторами.
Учетная информация имеет большие экономические последствия. Для избежания
риска и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была реальной и
объективной. Независимый аудит позволяет успешно решить и такую задачу.
Основными задачами внешнего аудита являются:
проверка и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и
финансовой отчетности предприятия;
оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций
законодательству и нормативным актам Республики Беларусь;
определение уровня организации бухгалтерского учета, его качество,
правильность составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-
коммерческую деятельность и ее результаты;
проверка правильности исчисления себестоимости продукции, расчета прибыли и
ее распределения;
проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и
подрядчиками, покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами,
рабочими и служащими;
проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными
контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и результатов
покупки и продажи валюты на валютных аукционах;
содействие субъектам хозяйствования при создании ими совместных предприятий
с зарубежными фирмами: участие в обсуждении кандидатур возможных партнеров;
подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала
субъектов хозяйствования;
оказание помощи в подъеме эффективности деятельности клиентов, защите
интересов собственников и государства;
представление возможности аудитору высказать свое мнение по финансовым
отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и
применяемым нормативным актам;
составление деклараций о доходах и финансовой отчетности;
анализ финансово-хозяйственной деятельности;
оценка активов и пассивов предприятия;
консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам;
постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в
совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам организации
учета, налогообложения, расчетов;
обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструктивными материалами,
издаваемыми законодательными и правительственными органами;
организация правильного бухгалтерского учета у предприятий-клиентов в
случаях, когда само предприятие не в состоянии организовать учет из-за
отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам;
восстановление учета на основе предоставленной ими первичной документации;
установление деловых связей с родственными аудиторскими фирмами с целью
обмена опытом, проведения совместных мероприятий и подготовки совместных
методических материалов.
Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или
аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющими
лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.
Внутренний аудит выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом
оценки качества информационной базы предприятия. Внешние аудиторские службы
в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля.
Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная и
производственная деятельность предприятия (фирмы). Его цель -
совершенствование организации и управления производством, поиск резервов
повышения эффективности деятельности предприятия.
В процессе внутреннего контроля также проверяется, насколько проведенные
хозяйственные операции соответствуют требованиям нормативных документов по
ведению бухгалтерского учета.
Органами внутреннего аудита являются контрольно-ревизионные управления
(отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также
контрольно-ревизионные службы предприятий и организаций. Они выполняют
следующие основные функции:
проверку состояния экономики подведомственных предприятий, организаций и
учреждений;
анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения
хозяйственных и финансовых планов;
проверку соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния
работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению
строжайшего режима экономии;
упрощение структуры и удешевление управленческого аппарата;
контроль за сохранностью имущества предприятий;
выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков,
бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующим данным
нарушениям;
контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью
отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности
производства.
Для выполнения данных функций в каждом министерстве и ведомстве организована
контрольно-ревизионная работа, связанная с планированием и практическим
осуществлением ревизий и проверок, принятием соответствующих решений,
осуществлением последующего контроля за их реализацией, проведением
инструктажа и совещаний по вопросам экономического контроля, подготовкой и
повышением квалификации кадров внутреннего аудита, разработкой мероприятий
по предупреждению нарушений законов и нормативных актов, а также повышению
эффективности использования производственного потенциала.
Осуществление контрольных функций внутренними аудиторами регламентируется
отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами и ведомствами.
Внутренний аудит за производственной и финансово-коммерческой деятельностью
предприятий, организаций и учреждений осуществляется специальными
должностными лицами, состоящими в штатах контрольно-ревизионных подразделений
соответствующих министерств и ведомств, численность которых устанавливается
исходя из количества подведомственных предприятий, организаций и учреждений,
деятельность которых подлежит проверке.
Внутренний аудит — это необходимый элемент управленческого контроля на
средних и крупных предприятиях. И если внутренний аудит функционирует
эффективно, его материалы без проведения детальной проверки могут быть
использованы внешним аудитором. Если же внутренний аудит неэффективен,
внешний аудитор может дать совет по усовершенствованию его работы.
Доверие, оказываемое внутреннему аудитору внешним аудитором, стимулирует его
профессионализм и деятельность внутренних аудиторов для эффективного ведения
бизнеса, сохранности активов.
Данное доверие позволяет внешним аудиторам снизить затраты времени на
проверку. Однако такое доверие не подразумевает разделения или уменьшения
ответственности внешнего аудитора за достоверность и точность аудиторского
заключения.
Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого
контроля на предприятии. Его цель — оценка эффективности функционирования
системы управления предприятием. Она достигается в процессе контроля со
стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего
аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет
расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по
совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных
подразделений.
В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много
общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой
для последнего. При должной организации внутреннего аудита на предприятии
существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в
предусмотренных законодательством случаях [10, с.23-27].
Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существенные различия.
Это прежде всего различия в уровнях независимости. Органы внутреннего аудита
создаются на самом предприятии, подчиняются его руководству и находятся
полностью на его содержании. В связи с этим независимая деятельность органов
внутреннего аудита возможна, как правило, только в отношении структурных
подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке. Что
касается органов внешнего аудита, то они полностью как материально, так и
организационно независимы от аудируемого предприятия и осуществляют свою
деятельность на договорной основе.
Очень важно, чтобы деятельность органов (служб) внутреннего аудита на
предприятии была четко регламентирована соответствующим Положением
(внутрифирменным стандартом), предусматривающим их права и обязанности, а
также гарантии руководства предприятий по обеспечению их эффективной работы.
Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных
задач и из времени выполнения работы. Если основной задачей внутреннего
аудита является подготовка информационных материалов о финансово-
экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная
задача внешнего аудита — подготовка соответствующего заключения для внешних
заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы,
банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т. д.
Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на
предприятии, осуществляется непрерывно. Периодичность внешнего аудита, как
правило, — один раз в год.
Внешний аудитор не может в полном объеме доверять внутреннему аудитору, так
как последний является структурным подразделением собственника. Внутренний
аудит использует совокупность методов и процедур, разработанных менеджментом
субъекта хозяйствования для содействия в эффективном ведении бизнеса.
Целями внутреннего аудита в отношении учета являются: ограничение доступа к
активам предприятия; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета
совершаемых на предприятии хозяйственных операций; правильность формирования
финансовой информации. Поэтому основными аудиторскими процедурами являются
арифметическая проверка, встречная проверка, взаимный контроль документов,
инвентаризации, анализ финансовых результатов.
Внешний аудитор при оценке степени доверия внутреннему аудиту должен учитывать:
цели, масштаб деятельности и организационный статус отдела внутреннего аудита;
квалификацию персонала, его профессионализм и порядок найма его на работу;
наличие практического опыта, специальных знаний и навыков;
порядок планирования, документирования и анализа работы отдела внутреннего
аудита;
наличие технической и методической базы отдела внутреннего аудита
(справочники, руководства, нормативная литература);
степень самостоятельности внутренних аудиторов в вопросах планирования и
непосредственного осуществления работ;
степень свободы в общении с руководством предприятия и с внешними аудиторами;
организацию системы отчетности внутренних аудиторов, качество отчетов, их
результативность и внедрение их рекомендаций в работе предприятия.
Внешний аудитор в своей документации отражает результат исследования
внутреннего аудита и, опираясь на его доверие, должен прийти к собственному
заключению о соблюдении общепринятых принципов учета, правдивости и
объективности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности субъекта
хозяйствования.
2.Проверка правильности определения затрат на производство и
исчисление себестоимости продукции (работ, услуг)
Себестоимость продукции (работ и услуг) представляет собой стоимость
расходуемых для ее производства природных ресурсов, сырья, материалов,
топлива, основных фондов, энергии, нематериальных активов, трудовых ресурсов
и других затрат. В полную себестоимость включаются также расходы на
реализацию.
Себестоимость как экономическая категория показывает, во что обходится
конкретному предприятию производство и реализация выпускаемой продукции, а
также позволяет объективно судить о том, насколько экономически выгодно
данное производство в конкретных условиях хозяйствования. Показатель
себестоимости дает возможность глубоко анализировать экономическое состояние
предприятия, выявлять резервы повышения эффективности общественного
производства, определять перспективы дальнейшего развития, последовательно
совершенствовать размещение производства и его специализацию, устанавливать и
научно обоснованно планировать производство.
Природа затрат предприятия разнообразна. К ним можно отнести расходы на
производство и реализацию продукции, на расширение и совершенствование
производства, на оплату труда и премирование работников и другие. Выделяют
также и различные источники возмещения этих затрат. Это — себестоимость,
прибыль, кредиты банка, фонды специального назначения, целевое
финансирование. Таким образом, для контроля за правильным учетом затрат,
установления цен на продукцию возникает необходимость проверки правильности
разграничения затрат, включаемых в себестоимость продукции и не включаемых в
нее.
В настоящее время учет и контроль затрат на производство и калькулирование
себестоимости продукции (работ, услуг) занимают доминирующее место в общей
системе бухгалтерского учета и контроля. Недаром в практике работы
предприятий в странах с рыночной экономикой эти участки учета "выделены в
системе бухгалтерского учета в так называемый управленческий учет.
Управленческий учет, или учет для управления, имеет целью обеспечить
администрацию предприятия, куда входит довольно узкий круг внутренних
пользователей информацией, необходимой для контроле за производственной
деятельностью предприятия и служит для принятия решений по результатам этой
деятельности. К этой информации в первую очередь можно отнести данные о
затратах на производство, себестоимости товарной продукции и ее отдельных
видов, рентабельности продукции (работ, услуг), их выпуске и продаже
(реализации), о результатах реализации продукции, работ, услуг.
Основными задачами аудита себестоимости товарной продукции являются:
проверка правильности включения в себестоимость продукции отдельных видов
затрат;
проверка достоверности отчетных данных о фактической себестоимости всей
товарной продукции и об объеме товарной продукции в отпускных ценах
предприятий;
оценка выполнения планового задания по себестоимости товарной продукции
(работ, услуг);
установление причин отклонений от плана (при превышении плановых затрат и
виновных в этом должностных лиц);
выявление резервов снижения себестоимости продукции и разработка мероприятий
по устранению причин, вызвавших удорожание продукции, и мобилизации вскрытых
резервов снижения себестоимости товарной продукции.
Источниками аудита себестоимости товарной продукции являются:
утверждаемые плановые задания по себестоимости товарной продукции;
план экономического и социального развития предприятия;
плановые (нормативные) и отчетные калькуляции себестоимости важнейших видов
продукции;
первичная документация и бухгалтерские записи по счетам учета
производственных затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные
производства", 25 "Общепроизводственные (цеховые) расходы", 26
"Общехозяйственные (общезаводские) расходы", 28 "Брак в производстве", 29
"Обслуживающие производства и хозяйства", 43 "Коммерческие расходы", 44
"Издержки обращения");
данные аналитического и синтетического учета затрат на производство;
формы периодической и годовой отчетности;
учетная политика предприятия;
данные ревизии материальных ценностей, фонда заработной платы, основных
фондов, денежных средств и другие, отражающие использование хозяйственных
средств предприятия.
Аудит начинается с рассмотрения отчетных данных, приведенных в квартальном
или годовом приложениях к отчетности о выполнении плана себестоимости
товарной продукции, о фактической себестоимости выпущенной товарной
продукции по калькуляционным статьям и о затратах на производство по
экономическим элементам за период с начала года.
Производственные затраты предприятий группируются в учете, отчетности в двух
разрезах: по экономическим элементам и калькуляционным статьям.
Первая из этих группировок позволяет осуществлять контроль за формированием,
структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое
содержание. Эта информация используется для изучения соотношения живого и
овеществленного труда, нормирования и анализа производственных запасов, а
также для других расчетов отраслевого, регионального или
народнохозяйственного уровня. Одновременно рассчитываемые поэлементно
затраты всех материальных и топливно-энергетических ресурсов положены в
основу формирования плановых заданий по снижению материальных затрат и
оценки их выполнения.
По данным годового приложения к отчетности можно проследить за соотношениями
(в % к общей сумме производственных затрат) отдельных элементов затрат:
материальных затрат (за вычетом стоимости возвратных отходов); расходов на
оплату труда; отчислений на социальные нужды; амортизации основных фондов;
прочих затрат. Изучение поэлементного состава и структуры затрат в динамике
за ряд лет позволяет контролирующим органам наметить главные направления
поиска резервов снижения себестоимости продукции в зависимости от изменений
в технике, технологии и организации производства или под воздействием его
специализации. Технический прогресс и развитие влияют на изменение структуры
затрат в сторону увеличения доли расхода материальных, топливно-
энергетических ресурсов и амортизации основных фондов при относительном
уменьшении затрат на заработную плату в себестоимости продукции.
Результаты использования всех видов ресурсов с наибольшей полнотой
вскрываются при ревизии себестоимости продукции по калькуляционным статьям.
Постатейное отражение затрат в плане, учете, отчетности раскрывает их целевое
назначение и связь с технологическим процессом. Эта группировка используется
для контроля за формированием плановых и фактических затрат по видам
вырабатываемой продукции и месту возникновения расходов (цехам, участкам,
бригадам и даже по отдельным рабочим местам), а также для выявления
непроизводительных расходов и результатов внутризаводского хозрасчета.
Часть калькуляционных статей представляет собой одноэлементные, т.е.
однородные по своему экономическому содержанию расходы. К ним относятся
сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо и энергия,
основная заработная плата, отчисления на социальные нужды.
При ревизии этих расходов нельзя ограничиться лишь показателями в целом по
предприятию, так как при таком подходе нивелируются результаты, достигнутые
при выпуске отдельных изделий. Следовательно, нужен детализированный
контроль за уровнем затрат по видам расходуемых материалов и оплаты труда
производственных рабочих на основе поиздельных отчетных калькуляций.
Другие статьи себестоимости являются комплексными и объединяют несколько
экономических элементов. Так, статья "Расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования" включает затраты материалов, энергии, топлива, расходы на
оплату труда, амортизацию основных фондов и другие. Комплексный характер
носят и такие статьи себестоимости, как цеховые, общезаводские, прочие
производственные и внепроизводственные расходы. Эти затраты обусловлены
прежде всего общим объемом и организационно-техническим уровнем
производства. Они контролируются, как правило, в целом по предприятию
(объединению) или отдельным его подразделениям путем сравнения со сметой, а
не с данными поиздельных калькуляций. При этом ревизор составляет
вспомогательную ведомость (табл. 2.1).
Конкретный перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам
продукции (работ и услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного
производства определяются отраслевыми методическими рекомендациями по
вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции
(работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
Таблица 2.1. Ведомость сравнения фактических расходов на содержание и
эксплуатацию оборудования (по элементам) с утвержденной сметой за декабрь месяц
20г., р.
Важный резерв снижения себестоимости продукции — сокращение потерь от брака.
Он слагается из стоимости окончательно забракованной продукции (изделий,
полуфабрикатов, деталей), расходов на исправление брака, затрат сверх
установленных норм на гарантийный ремонт, стоимости испорченных при наладке
оборудования материалов и полуфабрикатов сверх технических норм. Из общей
суммы потерь исключают стоимость забракованной продукции по цене ее
возможного использования, удержание с виновников брака и поставщиков
недоброкачественных материалов. В результате определяется окончательная
величина потерь от брака, относимых на себестоимость товарной продукции по
одноименной калькуляционной статье. Удельный вес потерь от брака в
себестоимости продукции в отчетном году сравнивается с одноименным
показателем предшествующего года как в целом по предприятию (объединению),
так и по отдельным изделиям. Этот показатель характеризует культуру
производства, уровень технологической дисциплины.
При проверке потерь от брака следует обратить внимание на правильность
отражения в учете и отчетности затрат на гарантийный ремонт некоторых видов
продукции, осуществляемый специализированными мастерскими. Согласно Основным
положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и
услуг предприятия относят эти затраты: в пределах установленных норм — на
калькуляционную статью "Прочие производственные расходы"; сверх норм — на
статью "Потери от брака".
На уровень себестоимости продукции существенно влияют непроизводительные
расходы цехового и общезаводского характера. Величину их можно установить по
данным бухгалтерских регистров аналитического учета по счетам 25
"Общепроизводственные (цеховые) расходы" и 26 "Общехозяйственные
(общезаводские) расходы". Общепроизводственные (цеховые) непроизводительные
затраты включают: потери от простоев по вине цехов; недостачи и потери от
порчи материальных ценностей (в цеховых кладовых) и незавершенного
производства; потери от недоиспользования деталей, узлов, технологической
оснастки и другие. К общехозяйственным (общезаводским) непроизводительным
расходам относятся: надбавки к тарифу на электроэнергию за низкий коэффициент
использования мощности электроустановок; потери от простоев по внешним
причинам; недостачи и потери от порчи материалов и продукции на заводских
складах и другие.
Укрепить режим экономии помогают санкции за перерасход месячных лимитов
потребления электроэнергии и превышение лимита электрической мощности. Важно
проверить, верно ли отражены в учете и отчетности предприятий суммы,
уплаченные энергосистемам сверх основных ставок (тарифов) за перерасход
энергии. На практике нередко встречаются случаи неоправданного списания их
на счет 80 "Прибыли и убытки" по статье "Штрафы, пени и неустойки
уплаченные". Это искажает отчетные показатели себестоимости, поскольку по
установленному порядку указанные непроизводительные расходы в ряде отраслей
относятся на себестоимость продукции — на счет 26 "Общехозяйственные расходы"
по специальной статье "Плата за перерасход лимитов потребления электрической
мощности, всех видов энергии и газа". Причины этих потерь обобщаются в
процессе аудита.
Расходование средств на содержание аппарата управления предприятия или
производственного объединения (включая состоящие на его балансе
вспомогательные, подсобные, обслуживающие и другие хозяйства) контролируется
по данным отчетности и постатейного учета затрат на счетах 25
"Общепроизводственные (цеховые) расходы", 26 "Общехозяйственные
(общезаводские) расходы", 23 "Вспомогательные производства" и 29
"Обслуживающие производства и хозяйства". Проверяется состояние
аналитического учета на названных счетах, где затраты на содержание
аппарата управления должны быть выделены в отдельные группы применительно к
статьям сметы и показателям отчетности. По данным кассовых и банковских
расходных документов, авансовых отчетов подотчетных лиц (согласно записям по
кредиту счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 71 "Расчеты с подотчетными
лицами" и другим) нужно выяснить, полностью ли отнесены в учете и отчетности
к расходам на содержание аппарата управления затраты: на заработную плату
работников управления, в том числе на содержание аппарата управления цехов и
других внутризаводских подразделений; отчисления от этой заработной платы на
государственное социальное страхование; служебные командировки персонала
управления; содержание и наем легковых автомобилей для служебных разъездов;
содержание охраны; канцелярские, почтово-телеграфные, типографские и другие
нужды.
При проверке необходимо установить соответствие фактических затрат на оплату
труда руководящих, инженерно-технических работников и других служащих
утвержденному вышестоящей организацией нормативу фонда заработной платы для
этой категории работающих. Руководителю предприятия предоставлено право
утверждать штатное расписание лишь в пределах этого норматива.
Проверяя соблюдение штатно-сметной дисциплины, следует сопоставить
начисленную заработную плату согласно расчетным ведомостям со штатными
расписаниями общезаводского и цехового персонала применительно к действующим
схемам должностных окладов, исходя из принадлежности объединения
(предприятия) и его структурных подразделений к соответствующим группам по
оплате труда (с учетом установленных надбавок к должностным окладам
высококвалифицированных ИТР и служащих и доплат за совмещение должностей).
Если проверкой вскрыты случаи незаконного расходования средств фонда
заработной платы руководящих работников, ИТР и других служащих, следует
определить сумму причиненного ущерба и при необходимости внести на
рассмотрение министерства (ведомства) предложения об уменьшении
утвержденного норматива. В ходе проверки важно выяснить, осуществляются ли
на предприятии организационно-технические мероприятия, направленные на
систематическое совершенствование управления производством и сокращение
должностей, в которых нет производственной необходимости.
Одна из ответственных задач аудита себестоимости состоит в выделении затрат,
не относящихся к производственной и сбытовой деятельности отчетного периода.
Не менее важно выявить и предотвратить искажения показателей себестоимости
вследствие неполного отнесения на издержки производства и обращения
материальных, трудовых и денежных затрат. Материалы многих ревизий и
проверок свидетельствуют о том, что такие нарушения нередко являются
следствием отступлений от существующего законодательства, просчетов и ошибок
при начислении амортизации основных фондов; определении источников
финансирования затрат на капитальный и текущий ремонты, распределении
транспортно-заготовительных расходов (или отклонений фактической
себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам)
между затратами материалов на производство и их остатками на складе, списании
износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, особенно специальных
инструментов и приспособлений; резервировании средств для предстоящих
платежей и другие. При проверке данных операций аудитором составляются
вспомогательные ведомости. Например, при проверке правильности начисления
износа основных фондов аудитор составляет следующую вспомогательную
ведомость (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Ведомость проверки правильности начисления износа основных фондов
Первостепенное значение в ревизионной практике имеет четкое разграничение
расходов и потерь, относимых на издержки производства или покрываемых за
счет фондов специального назначения, средств целевого финансирования и
целевых поступлений либо в порядке распределения прибыли. В частности, важно
установить, не учтены ли на счетах 25 "Общепроизводственные (цеховые)
расходы" и 26 "Общехозяйственные (общезаводские) расходы" (в составе статей
"Текущий ремонт основных средств", "Содержание зданий, сооружений и
инвентаря" и других) затраты на выполнение работ, не относящихся к
производственной деятельности предприятия (при отсутствии специальных
источников финансирования): на неплановое капитальное строительство,
асфальтирование и ремонт городских дорог и тротуаров, благоустройство
городских площадей, строительство спортивных сооружений, содержание баз
отдыха и другие.
По данным регистров аналитического учета расходов будущих периодов
контролируется правильность включения в их состав затрат на подготовку и
освоение производства новых видов продукции массового или серийного
производства (когда эти расходы не возмещаются из единого фонда развития
науки и техники и других централизованных источников). Следует иметь в виду,
что затраты, связанные лишь с проведением работ по частичному изменению
конструкции изделий, модернизаций отдельных деталей и узлов или частичному
пересмотру технологического процесса, нельзя относить на счет 31 "Расходы
будущих периодов". Они подлежат списанию на издержки производства отчетного
периода по мере их совершения. Проверяя правильность ежемесячного списания
затрат на освоение новых изделий со счета 31 "Расходы будущих периодов" на
себестоимость товарной продукции, аудитор исходит из приведенных сметных
расчетов, а также из отраслевых инструкций о порядке и сроках включения этих
расходов в себестоимость продукции.
Достоверность отчетных показателей себестоимости во многом зависит от
применяемых способов распределения расходов на обслуживание производства и
управление между отдельными видами продукции (работ, услуг). При проверке
правильности распределения цеховых и общезаводских расходов аудитором
составляется вспомогательная ведомость (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Ведомость проверки правильности распределения цеховых и
общезаводских расходов
При проверке правильности исчисления себестоимости и списания
калькуляционных разниц аудитор изучает калькуляционные расчеты и ведомости
на списание калькуляционных разниц между фактической и плановой
себестоимостью продукции (работ, услуг). При этом он обязан установить, не
допущено ли снижение себестоимости продукции отчетного года за счет
увеличения себестоимости работ незавершенного производства и себестоимости
реализованной продукции за счет увеличения себестоимости переходящих запасов.
Для этого аудитором проверяется реальность и документальная обоснованность
бухгалтерских записей за декабрь месяц по соответствующим счетам. Аудитору
важно установить правильность учета затрат по отдельным видам продукции,
видам производств и работ. Аудитор проверяет достоверность отчетных данных
по фактической себестоимости отдельных видов продукции.
Так как время первичного потребления производственных ресурсов и время
выпуска продукции не совпадает, необходимо проверить, в каком периоде
включена в себестоимость продукция, работы и услуги, произведенные на
предприятии. Следует помнить, что затраты на производство продукции должны
включаться в себестоимость продукции того периода, к которому они относятся
независимо от предварительной или последующей их оплаты. Поэтому важно
разграничить издержки по времени их производства и определить, какие из них
входят в выпущенную продукцию отчетного периода, а какие следует относить к
резервам или расходам будущих периодов. Для этого аудитор внимательно изучает
записи по счетам 31 "Расходы будущих периодов", 89 "Резервы предстоящих
расходов и платежей".
При проверке правильности учета расходов, учтенных на счете "Расходы будущих
периодов", следует руководствоваться учетной политикой предприятия.
Обращается внимание на правильность списания с данного счета расходов на
аренду помещений, зданий, имущества, а также расходов на ремонт основных
средств, ревизоры изучают записи в статистической и бухгалтерской отчетности
по себестоимости продукции. Данные отчетности сопоставляются с регистрами
бухгалтерского учета, производственными отчетами, оправдательными первичными
документами.
Аудитором также внимательно изучаются затраты, подлежащие распределению. При
этом проверяется правильность их распределения как по времени включения в
затраты, так и по объектам калькуляции и учета. При проверке правильности
исчисления себестоимости анализируются основные факторы, влияющие на
экономию или перерасход средств по каждой статье затрат. Важным участком
работы ревизора является проверка правильности исчисления калькуляционных
разниц по всем видам продукции. При этом составляется вспомогательная
ведомость (табл. 2.4).
Таблица 2.4. Ведомость проверки правильности исчисления калькуляционных
разниц на единицу продукции
Интенсификация производства проявляется в снижении себестоимости продукции.
Одной из основных задач аудита является проверка выполнения плановых заданий
по снижению себестоимости продукции (работ, услуг).
Ревизуемый период, как правило, не совпадает с календарным годом, поэтому
при аудите возникает необходимость производить проверку выполнения плана по
себестоимости продукции раздельно за периоды предшествующего и текущего
годов, входящих в ревизуемый период. Например, проверка проводится за период
с 1 октября предыдущего года до 1 октября текущего года. В этом случае по
данным отчетности раздельно проверяют выполнение плана по себестоимости
продукции за IV квартал предыдущего года и 9 месяцев текущего года.
Аудитор к моменту проверки выполнения плана по себестоимости товарной
продукции располагает данными результатов ревизии правильности определения и
списания на издержки производства материальных ценностей (в разрезе мест
затрат и центров ответственности по количеству и стоимости; по нормам,
отклонениям от норм и изменениям норм; по причинам возникновения перерасхода
и достижения экономии), затрат труда и отчислений на социальное страхование;
начислений амортизации основных средств, образования резервов предстоящих
расходов и платежей, отнесения издержек на расходы будущих периодов и их
списания к другим издержкам и операциям, что позволяет более обоснованно
подойти к оценке выполнения плана по себестоимости товарной продукции и
выработке предложений по мобилизации внутренних резервов снижения
себестоимости продукция.
При оценке выполнения плана по себестоимости товарной продукции (работ,
услуг) следует иметь в виду, что предприятия иногда получают экономию,
которую не разрешается относить к их заслугам. Она может возникнуть,
например, в результате изменения номенклатуры и ассортимента продукции по
сравнению с планом. Такая экономия не принимается во внимание при оценке
выполнения плана себестоимости товарной продукции. Если же изменение
плановой структуры продукции вызовет увеличение затрат, то оно считается
неоправданным и погашается экономией, полученной за счет других факторов.
При оценке выполнения плана по себестоимости товарной продукции (работ,
услуг) не учитывается экономия, не связанная с реальным снижением
материальных, трудовых и других затрат на производство и обусловленная
невыполнением предусмотренных планом мероприятий по развитию и
совершенствованию производства (заданий по вводу в действие и освоению новых
производственных мощностей — в случаях, когда планами предусматривались
повышенные затраты на период их освоения; мероприятий по повышению качества
продукции, если при этом цены на продукцию не дифференцированы в зависимости
от уровня ее качества; мероприятий по комплексному использованию природного
сырья, а также с нарушения ми правил, регулирующих производственную
деятельность предприятий (правил технической эксплуатации, охраны окружающей
среды и другие). Конкретный перечень факторов экономии, не учитываемой при
оценке выполнения плана по себестоимости продукции, и порядок ее исчисления
устанавливаются министерством для каждой отрасли (подотрасли) в отдельности с
учетом условий деятельности.
Указанные виды экономии (не учитываемые при оценке выполнения плана по
себестоимости товарной продукции) приводятся в отчетности. Поэтому аудитор
проверяет правильность отраженных в затратах сумм на указанные цели.
На отклонение фактических затрат от плановых влияют (и не зависят от
деятельности предприятия) такие факторы, как изменение цен на сырье,
материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на электрическую и
тепловую энергию и грузовые перевозки, оптовых цен на товарную продукцию.
Важнейшим фактором является снижение (увеличение) себестоимости продукции,
определяемое суммарно, а затем уточняемое по слагаемым (в разрезе
калькуляционных статей и элементам затрат на производство, производственной
себестоимости и внепроизводственных расходов, прямых затрат на 1 рубль
товарной продукции) [7, c.319-322].
До оценки уровня выполнения плана по себестоимости товарной продукции аудитор
по данным проверки достоверности отчетных данных об объеме товарной продукции
и затратах на ее производство должен убедиться, что приписок к объему
продукции и нарушений правил отнесения на издержки производства определенных
элементов затрат предприятие не допустило. В случае выявления нарушений
следует в установленном порядке добиться внесения соответствующих изменений
в отчетность и лишь после этого приступить к оценке выполнения плана по
предельному уровню затрат. Одновременно следует учесть, что на выполнение
плана по себестоимости товарной продукции не должна влиять методика
ценообразования продукции, и, в частности, надбавки к оптовым ценам.
3.Ответственность за финансовые нарушения. Порядок применения экономических
санкций
Для начала рассмотрим виды нарушений:
нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах;
уклонение от постановки на учет в налоговых органах;
нарушение порядка представления в налоговые органы сведений,
необходимых для ведения учета налогоплательщиков;
нарушение порядка представления информации об открытии счета в банке;
нарушение порядка представления налоговой декларации;
уклонение от подачи налоговой декларации;
нарушение порядка ведения учета;
уклонение от представления информации;
уклонение от ведения учета;
нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением;
действия, направленные на неоправданное уменьшение налогов, сборов и платежей;
действия, направленные на неправомерный зачет либо возврат налогов, сборов и
платежей;
воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию
или в помещение;
отказ от выдачи документов или иных сведений;
уклонение от налогообложения;
нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
нарушение порядка перечисления налога, сбора и платежа;
неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций
налогоплательщика;
неисполнение банком решения налогового органа о взимании налога или сбора;
несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест;
непредставление налоговому органу информации о налогоплательщике;
отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства по
делу о налоговом нарушении;
отказ свидетеля отдачи показаний;
отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в производстве по
делу о налоговом нарушении или его рассмотрении;
незаконное воздействие на налоговый орган;
нарушение порядка хранения товарно-материальных ценностей, а также
установленного порядка отпуска их в розничную торговую сеть;
нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров
(работ, услуг);
нарушение порядка занятия видом деятельности, на которое требуется получение
специального разрешения (лицензии).
За выявленные нарушения могут налагаться административные взыскания: арест на
имущество нарушителей законодательства о налогах или изъятие такого
имущества; приостанавливаться операции по счетам налогоплательщиков в
банках; принудительно взыскиваться задолженность по платежам в бюджет,
финансовые санкции и пени.
Так, плательщики налогов несут установленную законодательством Республики
Беларусь ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты
налогов в бюджет и соблюдение действующего законодательства о
налогообложении.
Плательщики налогов, не имеющие к сроку, установленному для уплаты налогов,
бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов и деклараций по налогам по
установленной форме за соответствующий отчетный период, уплачивают 110
процентов суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период. После
представления названных документов производится перерасчет налога исходя из
фактически полученной прибыли, дохода, облагаемого оборота и иных объектов
налогообложения.
В случае отсутствия у плательщиков налогов документов бухгалтерского учета и
других документов, отражающих их финансово-хозяйственную деятельность,
государственные налоговые органы определяют сумму налогов, подлежащую уплате
за проверяемый период, на основании имеющихся в их распоряжении сведений о
деятельности плательщиков налогов.
Определенные расчетным методом суммы налоговых платежей, подлежащие уплате,
могут быть пересмотрены государственными налоговыми органами только в случае
предъявления плательщиками налогов соответствующих документов, но не позднее
трех месяцев со дня вручения акта проверки.
Плательщикам, своевременно не представившим декларации о доходах, подлежащих
налогообложению налоговыми органами, предъявляется налоговым органом
извещение об уплате налогов в размере 150 процентов суммы налога, уплаченной
за предыдущий отчетный период, или в размере, условно рассчитанном на основе
информации о доходах, которой располагает налоговый орган. После
представления названного документа и его проверки производится перерасчет
налога исходя из фактически полученного дохода с удержанием 10 процентов от
причитающейся суммы налога. При отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении
этого учета с нарушением установленного порядка, а также при
непредставлении, несвоевременном представлении налоговым органам отчетов,
расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов,
непредставлении или несвоевременном представлении платежных документов в
учреждения банков на взнос платежей в бюджет плательщики налогов вносят в
бюджет в виде санкций 10 процентов причитающихся сумм налогов,
За сокрытие, занижение объектов налогообложения взыскивается штраф в
трехкратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленных из сокрытых,
заниженных объектов налогообложения.
При повторном сокрытии, занижении объектов налогообложения в течение года
(12 месяцев со дня вынесения решения о применении финансовых санкций) в
бюджет взыскивается штраф в пятикратном размере общей суммы налогов или
сборов, исчисленных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.
Не считаются повторными сокрытия, занижения, выявленные проверками,
проведенными в один и тот же отчетный период независимо от времени их
проведения, если по одной из проверок за этот отчетный период уже были
применены штрафы за сокрытие, занижение объектов налогообложения.
В случаях нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве,
повлекших увеличение одних налогов (сборов) и одновременно уменьшение других
налогов (сборов) за один и тот же период, штрафы взыскиваются с суммы
превышения исчисленных налогов (сборов).
Доходы, полученные плательщиком от занятия запрещенными видами деятельности,
а также от деятельности, на занятие которой требуется получение специального
разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и
штраф в размере полученного дохода от этой деятельности подлежат внесению в
бюджет.
Денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их
приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет,
взыскиваются в доход республиканского бюджета.
Товары (продукция), хранящиеся в пунктах продажи без документов (или по
документам, не являющимися бланками строгой отчетности), подтверждающих их
приобретение (поступление), подлежат аресту с последующей конфискацией в
доход Республики Беларусь в установленном законодательством порядке.
В случаях скупки иностранной валюты без лицензии Национального банка
Республики Беларусь, а также продажи ее вне обменных пунктов, купленная и
проданная иностранная валюта подлежит аресту с последующей конфискацией в
доход Республики Беларусь в установленном законодательством порядке.
Сокрытие доходов, полученных в иностранной валюте, влечет перерасчет суммы
доходов по курсу валюты, действующему на дату оплаты счетов.
Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), либо суммы налога за иной
сокрытый объект налогообложения, а также штраф должны быть уплачены
плательщиком в бюджет в 10-дневный срок со дня составления должностными
лицами налоговых органов акта о выявленных нарушениях.
Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), либо суммы налога за иной
сокрытый объект налогообложения, а также суммы финансовых санкций
перечисляются предприятиями местного хозяйства, потребительской кооперации,
общественных объединений, кооперативами, колхозами, совхозами и другими
сельскохозяйственными предприятиями в доход местного бюджета, остальными —
в доход республиканского бюджета.
Суммы финансовых санкций с физических лиц зачисляются в доход местных бюджетов.
Налоговые органы имеют право приостанавливать операции плательщиков по
расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в
случаях непредставления или отказа представить государственным налоговым
инспекциям и их должностным лицам бухгалтерские отчеты и балансы, а также
расчеты, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой
налогов и иных обязательных платежей в бюджет; установления фактов сокрытия
прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения.
Банки обязаны исполнить предписания государственных налоговых органов о
полном или частичном приостановлении операции налогоплательщика (клиента
банка) по расчетным и другим счетам в день поступления предписания. В случае
неисполнения пред писания государственного налогового органа о
приостановлении операции налогоплательщика (клиента банка) на руководителей
банков налоговым органом налагается административный штраф в размере до
пятикратной месячной минимальной заработной платы.
В случае неоднократного нарушения предписаний налоговые органы ставят перед
Национальным банком Республики Беларусь вопрос о лишении данного банка
лицензии на осуществление банковской деятельности.
Банкам запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на
перечисление в бюджет налогов и иных обязательных платежей.
В случае неисполнения в сроки, указанные в предписании Государственного
налогового органа, по вине банка платежного поручения налогоплательщика или
распоряжения налогового органа с этого банка по распоряжению государственной
налоговой инспекции взыскивается в бесспорном порядке пеня в размере
двукратной учетной ставки Национального банка Республики Беларусь от
неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного
срока уплаты. Взыскание пени не освобождает банк от других видов
ответственности.
По требованию налоговых органов банки, другие финансово-кредитные учреждения
и биржи обязаны представлять необходимые сведения о финансовых и финансово-
кредитных операциях плательщиков-клиентов этих учреждений. В случае
непредставления таких сведений в срок, установленный налоговым органом, на
руководителей указанных учреждений налоговым органом может быть наложен
штраф в размере от двух- до пятикратной месячной минимальной заработной
платы.
Налоговыми органами налагаются административные штрафы:
на руководителей предприятий и граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью, нарушивших порядок постановки на налоговый учет в
государственных налоговых инспекциях Республики Беларусь, — в размере от
одной- до трехкратной месячной минимальной заработной платы;
на руководителей предприятий, занимающихся запрещенной деятельностью, — в
размере от пяти - до десятикратной месячной минимальной заработной платы;
на должностных лиц предприятий, виновных в занижении, в сокрытии прибыли
(дохода) или неучтении (сокрытии) иных объектов обложения налогами либо
других обязательных платежей в бюджет; неполном, несвоевременном
перечислении удержанных сумм в бюджет, а также в отсутствии бухгалтерского
учета или ведении его с нарушением установленного порядка, в несвоевременном
представлении бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов, деклараций
и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других
платежей в бюджет, — в размере от двух- до пятикратной месячной минимальной
заработной платы;
на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без
государственной регистрации, а также осуществляющих предпринимательскую
деятельность, занятия которой запрещено, или занимающихся деятельностью,
которая требует получения специального разрешения (лицензии), при отсутствии
такого разрешения, — в размере от двух- до пятикратной месячной минимальной
заработной платы;
на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, скрывающих,
занижающих прибыль, доходы или иные объекты налогообложения, уклоняющихся от
подачи декларации о доходах и расходах от занятия предпринимательской
деятельностью,
иных доходах, которые облагаются подоходным налогом, — в раз мере от двух-
до пятикратной месячной минимальной заработной платы;
на руководителей и других должностных лиц предприятий, а также граждан,
занимающихся предпринимательской деятельностью, не выполняющих требований
должностных лиц государственных налоговых инспекций, вытекающих из настоящего
Закона, — в
размере от одно- до пятикратной месячной минимальной заработной платы.
В случае невыполнения постановления начальника (его заместителя)
государственной налоговой инспекции о взыскании административного штрафа с
заработка руководителей или должностных лиц штраф взыскивается в бесспорном
порядке с предприятия, организации или учреждения с последующим возмещением
ущерба за счет виновного лица.
При неуплате гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью,
административных штрафов эти суммы взыскиваются в судебном порядке.
Умышленное сокрытие, занижение прибыли, доходов или иных объектов
налогообложения, а также уклонение от подачи декларации о доходах и расходах
от занятия предпринимательством и об иных доходах, которые облагаются
подоходным налогом, совершенные после применения мер административного
взыскания за такое же нарушение, влекут уголовную ответственность в
соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Суммы налогов, неналоговых платежей в бюджет и финансовых санкций, не
внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытых (заниженных) прибыли
(дохода) и налогов за иной сокрытый объект налогообложения, пени за
несвоевременное внесение платежей взыскиваются за все время уклонения от
уплаты по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке с юридических
лиц и в судебном порядке — физических лиц.
Причитающиеся в доход бюджета суммы (задолженность по платежам, финансовые
санкции, штрафы) при недостаточности рублевых средств и наличии иностранной
валюты на валютных счетах плательщиков уплачиваются в валюте по курсу,
действующему на дату взыскания.
Своевременно не уплаченные в бюджет суммы налогов взыскиваются с
налогоплательщиков с начислением за каждый день просрочки (включая день
оплаты) пени в размере учетной ставки Национального банка Республики
Беларусь, действующей на момент взыскания средств.
Совет Министров Республики Беларусь имеет право временно освобождать
плательщиков от взимания пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в
бюджет, а также отсрочить взыскание такой пени.
Суммы платежей, излишне взысканные в бюджет по результатам проверок,
возвращаются плательщику с начислением пени в размере учетной ставки
Национального банка Республики Беларусь, действующей на момент возврата
денежных средств на расчетный счет плательщика за каждый день всего периода,
включая день возврата из бюджета. Возврат производится в течение 10 дней с
момента подачи заявления плательщика.
Налог с сумм, подлежащих обложению у источника их выплаты, своевременно не
удержанный, удержанный не полностью или не перечисленный в бюджет,
взыскивается в бесспорном порядке налоговым органом с предприятий, учреждений
и организаций, выплативших эти суммы предприятиям или гражданам.
Взыскивание недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а
также штрафов, финансовых и иных санкций, предусмотренных настоящим Законом и
другими законодательными актами Республики Беларусь, с плательщиков при
отсутствии у них денежных средств обращается на их имущество.
Согласно утвержденному Указом Президента порядку организации и проведения
проверок финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических
санкций, общий срок проведения ревизии не должен превышать 30 дней. Причем в
случае выявления фактов нарушения законодательства, влекущих за собой
уголовную ответственность, материалы таких проверок в 10-дневный срок
передаются в оригиналах правоохранительным органам.
Документ также устанавливает, что экономические санкции применяются к
субъектам предпринимательской деятельности только за экономические
правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после вступления в силу
соответствующих законодательных актов. При этом не допускается повторное
привлечение к ответственности за совершение одного и того же правонарушения в
сфере экономики. В то же время применение экономических санкций не
освобождает должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от иных видов
ответственности, предусмотренных белорусским законодательством.
В документе указывается, что экономические санкции к субъектам
предпринимательской деятельности не могут применяться по истечении двух лет
со дня совершения правонарушения или двух месяцев со дня его обнаружения.
Подчеркивается также, что решение о применении экономических санкций в 5-
дневный срок должно быть направлено тому субъекту предпринимательской
деятельности, в отношении которого оно вынесено. Данное решение может быть
обжаловано в вышестоящий контролирующий орган или в хозяйственный суд.
Правонарушитель обязан в течение 15 дней со дня получения копии решения
произвести уплату экономических санкций. В случае недостатка у него средств
для уплаты взыскание может быть обращено на имущество правонарушителя в
установленном законодательством порядке. При этом в документе особо
подчеркивается, что работники контролирующих органов в своей деятельности
обязаны "строго руководствоваться актами Президента Беларуси, законами и
другими нормативными актами".
Кроме того, все экономические санкции применяются к субъектам
предпринимательской деятельности за правонарушения, совершенные по
истечении 10 дней после вступления в силу соответствующих актов
законодательства, устанавливающих экономическую ответственность. Акты
законодательства, смягчающие или отменяющие ответственность
за экономические правонарушения, имеют обратную силу, то есть
распространяются на правонарушения, совершенные до вступления этих актов в
законную силу, за которые не были применены экономические санкции. Акты
законодательства, устанавливающие или усиливающие ответственность за
экономические правонарушения, обратной силы не имеют.
Экономические санкции налагаются уполномоченными контролирующими
органами с учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного
вреда и характера допущенных нарушений.
Субъект предпринимательской деятельности не может быть привлечен
повторно к ответственности за совершение одного и того же экономического
правонарушения. Применение к субъектам предпринимательской
деятельности экономических санкций за совершение экономических
правонарушений не освобождает должностных лиц юридических лиц, а также
индивидуальных предпринимателей от иных видов ответственности,
установленных законодательством.
К субъекту предпринимательской деятельности не могут быть применены
экономические санкции, если истекли следующие сроки: два года со дня
совершения правонарушения; три месяца со дня обнаружения правонарушения.
Началом течения этих сроков является день, следующий за днем совершения
(обнаружения) правонарушения. Днем обнаружения экономического
правонарушения считается день составления должностным лицом контролирующего
органа, проводившим проверку (ревизию), соответствующего акта проверки
(ревизии), в котором отражен факт нарушения проверяемым
субъектом предпринимательской деятельности акта законодательства.
Днем совершения правонарушения считается день фактического нарушения
субъектом предпринимательской деятельности акта законодательства.
Действие настоящего пункта не распространяется на случаи применения
экономических санкций за нарушения налогового, таможенного и
бюджетного законодательства.
Обязательным условием применения экономических санкций является наличие
установленных и описанных в акте проверки (ревизии) фактов нарушения
субъектом предпринимательской деятельности конкретных предписаний
актов законодательства, регулирующих экономические отношения в
Республике Беларусь и (или) предусматривающих экономическую
ответственность за данный вид правонарушения.
Решение о применении экономических санкций может быть обжаловано
субъектом предпринимательской деятельности в вышестоящий контролирующий орган
(вышестоящему должностному лицу) в течение 5 рабочих дней со дня его
получения (досудебный порядок урегулирования спора).
Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о применении экономических
санкций. В случае если субъект предпринимательской деятельности не
обжалует в установленный срок решение о применении экономических санкций,
санкции, в том числе обязательные платежи, взыскиваются в установленном
порядке.
Повторные жалобы по одному и тому же основанию, по которым получен
ответ и не имеются вновь открывшиеся обстоятельства, не рассматриваются.
Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа (вышестоящее
должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со
дня ее поступления и принять одно из следующих решений:
оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;
отменить решение полностью или частично;
отменить решение и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии).
Дополнительную проверку (ревизию), как правило, проводит вышестоящий
контролирующий орган либо по его решению орган, ранее проводивший проверку
(ревизию).
Копия решения по жалобе в 5-дневный срок с даты вынесения решения
направляется субъекту предпринимательской деятельности (вручается его
уполномоченному представителю).
Субъект предпринимательской деятельности вправе обратиться в хозяйственный
суд с исковым заявлением о признании решения контролирующего органа о
применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций
недействительным при несогласии с полученным решением должностного лица
вышестоящего контролирующего органа (вышестоящего должностного лица) об
отказе (полностью или частично) в удовлетворении жалобы либо по истечении
месячного срока со дня подачи жалобы, если ответ на нее не получен.
Иск о признании недействительным решения контролирующего органа о применении
экономических санкций может быть предъявлен в течение одного года со дня
вынесения решения.
Субъект предпринимательской деятельности - правонарушитель на основании
решения соответствующего контролирующего органа обязан произвести уплату
экономических санкций в течение 15 дней со дня получения им копии
решения, а в случае обжалования решения – в течение 15 дней со дня
получения решения об отказе в удовлетворении жалобы либо со дня
вынесения судом решения об оставлении в силе (полностью или частично)
решения контролирующего органа.
Суммы экономических санкций, не внесенные субъектом
предпринимательской деятельности - правонарушителем в указанные в части
первой настоящего пункта сроки, списываются в бесспорном порядке по
распоряжению контролирующего органа, наделенного правом бесспорного
списания, со счетов правонарушителя в национальной валюте, а при
недостаточности средств в национальной валюте - в иностранной валюте с
его счетов или со счетов дебиторов.
В случае недостаточности денежных средств для уплаты экономических
санкций взыскание может быть обращено на имущество правонарушителя в
установленном законодательством порядке.
Не подлежит исполнению решение контролирующего органа о применении к
субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций, если оно
не было в установленном порядке направлено субъекту
предпринимательской деятельности (вручено его уполномоченному
представителю) в 3-месячный срок со дня его вынесения, за
исключением случаев регистрации субъекта предпринимательской
деятельности по фиктивным документам, либо при невозможности установления
местонахождения должностных лиц юридического лица, местожительства
индивидуального предпринимателя.
В случае подачи жалобы (искового заявления) исчисление указанного срока
приостанавливается до ее (его) рассмотрения.
Отмена решения контролирующего органа о применении к субъекту
предпринимательской деятельности экономических санкций влечет за собой
возврат этому субъекту всей взысканной суммы экономических санкций с
начислением пени в размере учетной ставки Национального банка, действующей
на момент возврата денежных средств, за каждый день, включая день
возврата. Указанные суммы возвращаются из того источника, в который были
зачислены суммы экономических санкций [9].
Список литературы
1 Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК -
М.: Финансы и статистика, 1998 г. - 464 с.
2 Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. -
М.:НИУ,1999. - 350 с.
3 Белый И.А., Бавдей Н.А. Аудит и ревизия. Справочное пособие. - Мн.:
ООО «Мисанта»,1994. - 221 с.
4 Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старавойтова
Е.В.Аудит. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС,1999. - 544с.
5 Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит - М.:Гроссбух,1998. -
319 с.
6 Крипченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит. Учебное пособие. – Ростов
н/Д:Феникс, 2002. – 320с.
7 Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. – Мн: Мисанта,2003. –
429с.
8 Терехов А.А. “Аудит”, М.: Издательский дом «Герда», 1998г. - 511с.
9 Указ Президента Республики Беларусь от 15 Ноября 1999 Г. N 673
««О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности
контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими
экономических санкций» Положение о Совете по координации контрольной
деятельности в Республике Беларусь»
10 Шидловская М.С. Финансовый контроль и аудит.- Мн.: Вышэйшая школа,
2001. - 495с. |