Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Контрольная: Социально-экономическое развитие туризма в Адыгее

Содержание

Введение 2

1. Социально-экономические и правовые предпосылки развития туризма в Адыгее. 3

2. Современное состояние и перспективы развития туризма в Адыгее 9

3. Современные проблемы туристического рынка Адыгеи_ 16

Заключение 19

Литература 20

Введение

Северо-Западный Кавказ, в пределах которого распо­ложена Республика Адыгея,—

один из самых уникальных природных районов России. Мягкий умеренный климат,

близость незамерзающих Черного и Азовского морей, исключительное многообразие

рельефа и почвенного по­крова, — все это обусловило формирование сложного

комплекса самых разнообразных экосистем растительно­го и животного мора.

Исполинские горы, покрытые ледниками и вечными снегами, альпийские луга,

густые леса, бескрайние сте­пи, бурные реки, голубые озера, крупнейшее на

Север­ном Кавказе Краснодарское водохранилище, нетронутый цивилизацией

Кавказский государственный природный биосферный заповедник,— все это наша

родная Адыгея, неисчерпаемый источник рекреационных ресурсов, как бы

предназначенный для туризма, отдыха и оздоровления тысяч людей.

Именно природные предпосылки являются одним из ведущих факторов, определяющих

рекреационное ис­пользование той или иной территории. Социально-

эко­номические, этнические и даже политические условия в регионе, наличие

индустрии отдыха, развитие туристской инфраструктуры (сеть гостиниц, турбаз,

пунктов пита­ния, дорог, средств передвижения, экскурсионный сер­вис и т.

д.),— все это является, по сути, уже вторичными факторами. В первую очередь

отдыхающие учитывают особенности ландшафта и климата, богатство и

разнооб­разие растительного и животного мира, естественные предпосылки для

отдыха и занятий спортом, охотой, ло­вом рыбы, спелеотуризмом, скалолазанием

и путеше­ствиями по рекам на байдарках. Совокупность всех этих условий как

раз и определяет «привлекательность» дан­ного региона для целей туризма и

отдыха.

1. Социально-экономические и правовые предпосылки развития туризма в Адыгее

Возвращение России после долгого периода изоляции в международные

политическую, экономическую и при­родоохранную системы превращает проблему

сохранения биоразнообразия страны в составную часть мирового процесса.

Ратификация Российской Федерацией в 1995 г. Конвенции о сохранении

биологического разнообразия, а также законотворческая деятельность в этой

области, стали важным этапом в разработке национальной приро­доохранной

политики. Одной из первостепенных мер со­хранения биологического разнообразия

признано увели­чение доли площади заповедников и национальных пар­ков до 3%

площади России и формирование региональ­ных экологических сетей охраняемых

природных терри­торий.

Распоряжением Правительства Российской Федера­ции от 23. 04. 1994 г. № 572-р

одобрен Перечень госу­дарственных природных заповедников и национальных

парков, рекомендуемых для организации на территории РФ в 1994—2005 гг.

Государственным комитетом России по охране окружающей среды 18. 12. 1996 г.

утвержден Перечень государственных природных заказников феде­рального

значения, рекомендуемых для организации на территории РФ на период до 2005 г.

Внедрение нацио­нальной стратегии развития ООПТ возможно только при активном

участии региональных органов, участвующих в создании экологических сетей.

Местные законодательные основы для этого созданы в ряде регионов России, в

том числе и в Республике Адыгея.

В 1980 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов опубликовал

«Всемирную стратегию охраны природы», являющуюся новой философией охра­ны

природы, пытающейся разрешить конфликт между необходимостью сохранения

оставшейся дикой природы и социально-экономическим развитием общества. В этой

стратегии сформулированы 3 основные задачи: поддер­жание экологических

процессов и систем, важных для жизни; сохранение генетического разнообразия

организ­мов; обеспечение разумного использования видов и эко­систем.

Развитием этой стратегии стали рекомендации и принципы, изложенные в

документах конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,

1992).

В соответствии с Соглашением, принятым в Рио, и конвенцией по биоразнообразию

государствам настоя­тельно рекомендуется в качестве приорит^тов принятие мер

по сохранению биоразнообразия на местах, т. е. со­хранение его на охраняемых

территориях.

В феврале 1992 г. на 4 Конгрессе Национальных пар­ков и Охраняемых территорий

в Каракасе (Венесуэла) была предложена новая международная система

класси­фикации ООПТ МСОП. В ее основу положены следую­щие основные цели

управления: научные исследования; охрана участков с нетронутой природой;

сохранение видов и биоразнообразия; оказание экологических услуг; сохранение

особых природных и культурных объек­тов; туризм и рекреация; образование и

просвещение; устойчивое использование природных экосистем; поддержание

культурных и традиционных проявле­ний.

Сочетание главных целей и приоритетов позволило выделить 6 основных категорий

охраняемых площадей:

1. Строгий природный резерват — строгая охрана.

2. Национальный парк— охрана экосистем и рекреа­ция.

3. Памятник природы ~ охрана отдельных природных феноменов.

4. Заказник — участок управления видами — сохране­ние местообитаний и

видов через активное управление.

5. Охраняемые наземные и морские ландшафты — ох­рана и отдых — самая

распространенная форма в Европе.

6. Территории с управляемыми ресурсами — устойчи­вое использование

природных экосистем.

Строгим природным резерватам, или заповедникам, а также национальным паркам,

предъявляются определен­ные территориальные требования, а именно: их площадь

должна быть достаточно большой, чтобы гарантировать сбережение максимального

числа экосистем и сдержи­вать прямое антропогенное воздействие;

биоразнообра­зие должно сохраняться исключительно за счет охраны, а не за

счет искусственных мер.

Другие охраняемые природные территории, кроме «особых», независимо от их

происхождения (естествен­ного или искусственного), имеют иное назначение: ре-

сурсоохранное (водоохранные зоны), оздоровительное (курортные зоны),

ресурсовосстановительные и т. д. Они не исключаются из хозяйственной

деятельности, и конт­роль за их относительной сохранностью чаще всего но­сит

формальный характер. Однако эти территории могут играть значительную роль,

дополняя ООПТ, и в сово­купности с последними образовывать обширное

про­странство разного природоохранного режима.

С содержанием основных международных природоох­ранных конвенций можно

ознакомиться в приложении 4.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняе­мых природных территориях»,

все ООПТ в России отно­сятся к объектам общенационального достояния. Под ними

понимаются именно природные территории — объекты, имеющие особое

природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и

оздорови­тельное значение, изъятые решением органов государ­ственной власти

Российской Федерации и/или субъекта федерации полностью или частично из

хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

В законе дифференцированы ООПТ федерального и регионального значения.

Отнесение территории к тому или иному уровню охраны и природопользования

опре­деляется общим состоянием природы в регионе и ее уни­кальностью. В

законе впервые записано положение, со­гласно которому могут резервироваться

земельные участ­ки для последующей организации той или иной катего­рии ООПТ.

Государственные природные заповедники, согласно принятому закону, — это

природоохранные, научно-ис­следовательские и эколого-просветительские

учрежде­ния, целью которых служит сохранение типичных и уни­кальных экосистем

и изучение естественного хода при­родных процессов и явлений, генофонда

типичных и уникальных экосистем. Законом предусмотрено создание охранных зон

с ограниченным режимом природопользо­вания. Охранная зона — территория,

прилегающая к ох­раняемому объекту или окружающая его, как правило, не

изъятая из хозяйственного использования, но в пределах которой решением

органов государственной власти зап­рещены любые действия, наносящие ущерб

охраняемому объекту. Следует различать охранную и буферную зоны. Буферная

зона — территория, расположенная в непос­редственной близости к ООПТ и в силу

своих природ­ных условий, режима охраны или особенностей природо­пользования

смягчающая давление на нее внешних фак­торов. Другими словами, буферная зона

может не иметь объявленного охранного статуса, но тем не менее снижа­ет

давление на заповедник извне, тогда как охранная зона всегда объявляется для

охраны конкретного запо­ведника решением государственных органов.

Функции национальных парков и природных парков четко разграничены.

Национальные парки отнесены к федеральному уровню, они представляют собой

природо­охранные, эколого-просветительские и научно-исследо­вательские

учреждения, допускающие регулируемый ту­ризм. Природные парки — это

природоохранные и рек­реационные учреждения регионального уровня. Как видно

из этих определений, по своим задачам национальные парки приближаются к

заповедникам, а природные пар­ки — к национальным паркам классического

(западного) типа. Эти учреждения организуются с правом землеполь­зования, что

укрепляет их положение как природоохран­ных учреждений.

Статус государственных природных заказников пре­терпел наибольшие изменения:

при их организации до­пускается изъятие территории у землепользователей;

го­сударственные природные заказники могут иметь разный профиль (комплексный,

зоологический, ботанический, геологический и др.); они становятся

своеобразным ре­зервом, из которого в случае необходимости и

целесооб­разности могут переводиться в заповедную сеть.

В последнее время Республика Адыгея, получившая свой новый статус в 1992 г.,

проводит активную полити­ку по претворению в жизнь основных положений

все­мирной концепции устойчивого развития.

Наличие уникального и в значительной мере невост­ребованного природного

потенциала Адыгеи и опреде­ленного интереса к деловому сотрудничеству с ней

инос­транных предпринимателей, а также ограниченность соб­ственных финансовых

ресурсов для проведения социаль­но-экономических преобразований

предопределили вы­бор левой стратегии развития республики. Эта стратегия

ориентирована на интенсивное внешнеэкономическое сотрудничество Республики

Адыгея, ее активное участие в международном разделении труда. Важной

составной частью новой экономической стратегии развития Адыгеи является

увеличение масштабов участия республики в ре­шении общероссийских проблем и,

в частности, проблем отдыха российских граждан на основе максимального

ис­пользования ее благоприятных природно-климатических условий.

Живописные горные ландшафты, чистый горный воз­дух, условия для организации

горнолыжного спорта, спе-леотуризма, горно-пешеходного туризма, дельтапланер-

ного спорта, благоприятствуют развитию иностранного туризма, созданию

международных баз отдыха. Туризм — одна из самых перспективных отраслей

экономики Адыгеи еще и потому, что он требует создания разветвлен­ной

транспортной инфраструктуры, высококлассных ав­томобильных дорог, эффективных

систем связи, произ­водства экологически безопасных продуктов питания,

подготовки квалифицированных специалистов сферы об­служивания. Иными словами,

развитие туризма предпо­лагает развитие целого ряда отраслей

народнохозяй­ственного комплекса, создание большого количества но­вых рабочих

мест, подготовки специалистов самых раз­нообразных профессий.

Много лет в Адыгее ведется поиск возможностей за­действования благоприятных

факторов развития турист­ско-оздоровительной отрасли. Ее развитие

предполагает создание соответствующей материальной базы отвечаю­щей

требованиям международных стандартов. Со време­нем туризм может стать

«донором» всей экономики рес­публики. Но для этого необходимы значительные

капи­тальные вложения. Вместе с тем, Правительство респуб­лики четко

определило свою принципиальную позицию, заключающуюся в том, что принятие

решений, проекти­рование и функционирование туристской инфраструкту­ры Адыгеи

должно опираться на имеющуюся законода­тельно-правовую базу в области

экологии, охраны при­роду и туризма.

Следуя данному направлению Президент Республики Адыгея в 1992 г. издал Указ о

преобразовании Мини­стерства культуры в Министерство культуры и туризма. Эт

означало, что впервые в структурах исполнительной власти появился орган,

призванный осуществлять госу­дарственную политику в области туризма. В январе

1993 г. было принято постановление Президиума Верхов­ного Совета Республики

Адыгея, в котором говорится: «Правопреемником собственности туристско-

экскурси­онных учреждений, входивших в состав упраздненного ТЭПО

«Адыгеятурист», решено считать Республику Ады­гея в лице Комитета по

управлению государственным имуществом».

Верховный Совет Республики Адыгея в апреле 1993 г. принял Постановление «О

состоянии и проблемах туриз­ма в Республики Адыгея», в котором говорится:

1. Считать туризм приоритетным направлением раз­вития инфраструктуры

Республики Адыгея.

2. Утвердить Постановление ВС РА №221 от 22. 01. 93 г. «О собственности

туристско-экскурсионных предприя­тий РА».

3. Правительству Республики Адыгея в целях развития туризма и во

исполнение Указа Президента РФ от 10. 02. 93 г. «О мерах по государственной

поддержке экономи­ческого и социального развития Республики Адыгея»

обеспечить необходимыми средствами для становления отрасли... Правительству

Республики Адыгея выделить средства для ремонта и реконструкции туристических

баз республики».

В целях упорядочения деятельности туристско-экс­курсионных предприятий и

организаций и защиты инте­ресов потребителей, повышения качества обслуживания

населения, обеспечения их безопасности, соблюдения экологических санитарных

норм и в соответствии с Ука­зом Президента РА №105 от 30 сентября 1993 г. «О

ли­цензировании отдельных видов деятельности на террито­рии Республики

Адыгея», Кабинет министров — Прави­тельство Республики Адыгея постановляет:

1. Утвердить временное положение «О порядке лицен­зирования туристско-

экскурсионной деятельности на территории Республики Адыгея».

2. Установить, что физическим и юридическим ли­цам, осуществляющим

деятельность в сфере туризма, не­зависимо от форм собственности, необходимо

получить лицензию на право осуществления туристско-экскурси­онной

деятельности.

3. При осуществлении видов туристско-экскурсион­ной деятельности без

лицензии юридические и физиче­ские лица несут ответственность в соответствии

с дей­ствующим законодательством РФ и Республики Адыгея.

4. Ввести в действие временное положение «О поряд­ке лицензирования

туристско-экскурсионной деятельно­сти на территории Республики Адыгея» с 15

марта 1994 г. Понимание Правительством Республики Адыгея бес­перспективности

дальнейшего ресурсопотребляющего пользования природой явилось предпосылкой к

переориентации социально-экономического развития горной ча­сти республики,

где в качестве приоритетных экономи­ческих ценностей выступают рекреационные

ресурсы.

В целях сохранения историко-культурного наследия, уникальных экологических

свойств, обеспечения рацио­нального использования природно-рекреационного

мате­риала, улучшения социально-экологического положения предгорных районов

Адыгеи; а также совершенствования организации лечения и отдыха граждан,

развития внут­реннего и международного туризма и спорта, Президент Республики

Адыгея своим Указом от 30 мая 1994 г. объя­вил о создании особо охраняемой

эколого-туристской территории «Фишт» республиканского значения в Май­копском

районе с центром в пос. Каменномостском.

Эта территория включает в себя 120 тыс. га. На ней проживает почти 15 тыс.

человек. В соответствии с ре­шением Правительства реконструируется,

получившая статус федеральной, автодорога Майкоп — Гузерипль, строятся новые

и реконструируются существующие мос­ты. Начаты работы по строительству ЛЭП,

что позволяет обеспечить устойчивое энергоснабжение отдаленных по­селков, в

частности, Хамышки и Гузерипль.

Президент поручил Кабинету Министров, Правитель­ству РА разработать проект

государственной долговре­менной программы комплексного развития ЭТТ «Фишт».

При разработке программы будут предусмотрены вопро­сы решения следующих

задач:

- значительное улучшение использования рекреаци­онных возможностей

территории, с учетом предельных видов нагрузок на природную среду;

- принятие радикальных мер по сохранению истори­ко-культурного

наследия предгорного района Адыгеи;

- улучшение социально-экономического положения населения предгорного

района, в том числе первоочеред­ные мероприятия по строительству

природоохранных объектов, созданию инженерной и социальной инфра­структуры

территории;

- круглогодичное комплексное функционирование территории, как

основного центра лечения и отдыха граждан;

- использование акционерных и кредитных форм привлечения финансовых

ресурсов для развития рекреа­ционного комплекса;

- превращение территории в отечественный и между­народный туристский

центр за счет активизации внеш­неэкономической деятельности и создания

соответствую­щего правового режима для привлечения иностранных инвестиций;

- обеспечение рационального использования и возоб­новления природно-

рекреационных ресурсов;

- установление плат за использование уникальных природно-рекреационных

ресурсов;

- усиление в перспективе зависимости бюджета тер­ритории от

результатов финансово-хозяйственной дея­тельности находящихся там предприятий

и учреждений, ориентированных на рациональное использование при­родно-

рекреационного потенциала территории.

Другим принципиально важным шагом становления туризма в Адыгее стало принятие

Законодательным Со­бранием (ХАСЭ) — Парламентом Республики Адыгея 20 июля

1995 г. Закона Республики Адыгея «О туризме». Закон регулирует отношения в

области организации и развития туризма в Республике Адыгея, регламентирует

права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности всех форм

собственности, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма,

устанавливает меры их защиты и поддержки, определяет основные принципы

государственного регулирования туристской деятельно­сти. Необходимость

принятия Закона «О туризме» обу­словлена, в первую очередь, необходимостью

создать правовую базу для развития этой наиболее перспектив­ной отрасли

республики. Важность и необходимость его принятия подчеркнул и Президент

Республики Адыгея А. А. Джаримов: «Развивая туризм, мы поднимем Ады­гею».

Следует отметить, что в Российской Федерации за­кона о туризме еще нет, но

длительная и кропотливая работа по подготовке проекта позволила изучить и

ис­пользовать опыт субъектов Российской Федерации и за­рубежный опыт

законотворчества в этой сфере.

Определяя права, обязанности и ответственность ту­ристов, Закон в 3 и 4

главах регламентирует и деятельность субъектов туристской деятельности. Так,

определяя право на туристскую деятельность субъектами туризма, Закон

регулирует вопросы лицензирования туристской деятельности, налогообложения,

квотирования посеще­ния историко-культурных и природных объектов, туриз­ма на

особо охраняемых природных территориях, вклю­чая заповедники, национальные

парки, заказники, денд­рологические парки и ботанические сады. Гарантируя

охрану прав предпринимателей в сфере туризма, Закон декларирует и определяет

как сферу компетенции орга­нов государственной власти и управления в области

ту­ризма, так и очерчивает границы государственного регу­лирования в области

туризма.

Так, компетенция Российской Федерации в сфере ту­ризма определяется Законом и

иными нормативами и правовыми актами, принятыми в соответствии с

Консти­туцией РФ и Федеративным договором.

Компетенция Государственного Совета — ХАСЭ Рес­публики Адыгея в сфере туризма

распространяется на ут­верждение программ развития туризма, участие в законо-

творческой деятельности Российской Федерации о туриз­ме, на контроль за

выполнением законов и иных норма­тивных актов, направленных на развитие

туристской дея­тельности в Республике Адыгея, на разработку и утверж­дение

принципов и порядка лицензирования туристской деятельности в республике.

К важнейшим направлениям деятельности Кабинета Министров Республики Адыгея в

сфере туризма относят­ся: обеспечение условий для приоритетного развития

ту­ризма; управление государственной собственностью, ис­пользуемой в туризме;

организация и осуществление контроля за деятельностью специальных служб по

обес­печению безопасности туристов.

Особое внимание в Законе уделяется государственно­му регулированию в сфере

туризма. Актуальность и целе­сообразность его подтверждена как зарубежным

опытом, так и отечественной практикой последних лет.

Важным документом для развития и становления ту­ристской индустрии в

республике стала целевая програм­ма «Развитие туризма в Республике Адыгея» на

1997— 2005 гг., которая была утверждена постановлением Кабинета Министров

Республики Адыгея от 30. 12. 96 г. № 485. Целью программы является создание

социально-экономических и организационных предпосылок для пе­рерастания

туризма в ведущую отрасль республики. Сре­ди важнейших направлений программы

следует отметить:

- создание условий для развития и обновления мате­риально-технической

базы туризма;

- определение приоритетных направлений развития туристского потенциала

региона;

- проведение льготной налоговой инвестиционной и целевой политики;

- расширение связей в сфере туристской деятельнос­ти с регионами

России и зарубежными странами; — научное и информационное обеспечение

туризма;

- поддержка малого бизнеса и предпринимательства в сфере туризма.

Совершенно очевидно, что полнота и эффективность государственной поддержки и

государственного регули­рования, достижение целей и выполнение задач,

опреде­ленных Государственной программой, в значительной степени будут

зависеть от умелой работы государствен­ного органа управления туризмом

Адыгеи.

Основными задачами государственного органа управ­ления туризмом в республике

Закон определяет:

- участие в разработке и реализации государственной помощи в области

иностранного и внутреннего туризма;

- организация разработки и реализация республикан­ских программ

развития туризма;

- подготовка проектов законодательных актов и иных нормативных

документов по вопросам туризма;

- координация и организация деятельности государ­ственных учреждений,

предприятий, организаций, дей­ствующих в области туризма с целью повышения их

кон­курентоспособности и улучшения качества туристских услуг;

- поддержка малого и среднего бизнеса в сфере туриз­ма и создание

благоприятных условий для его развития;

- разработка и организация мероприятий по обеспе­чению безопасности

туристов и оказания необходимой помощи лицам, терпящим бедствие.

В июле 1995 г. Государственный комитет по управле­нию госимуществом,

рассмотрев ходатайство АООТ «Адыгеятурист», решил присоединить к данному

пред­приятию государственные предприятия: турбазу «Лагона-ки»,

государственное предприятие «Большая Азишская пещера» и Майкопское бюро

путешествий и экскурсий.

Для дальнейшего повышения роли туризма в Респуб­лике Адыгея Кабинет Министров

Республики Адыгея в январе 1998 г. постановил образовать Департамент туриз­ма

Министерства печати, информации и общественно-политического прогнозирования

Республики Адыгея и назначил начальником Департамента 3. Ц. Хота. Через год,

25. 01. 1999 г., Постановлением Кабинета Мини­стров Республики Адыгея

Департамент туризма Мини­стерства печати, информации и общественно-

политиче­ского прогнозирования Республики Адыгея был упразд­нен, а его

функции были переданы Комитету Республи­ки Адыгея по туризму, физической

культуре и спорту. В настоящее время данный комитет занимается всеми

воп­росами туристской отрасли в нашей республике.

2. Современное состояние и перспективы развития туризма в Адыгее

Президент Республики Адыгея А. А. Джаримов в сво­ей работе «Диагностика

региональной динамики и ры­ночной адаптации экономики региона» отмечает:

«Ады­гея является районом, имеющим наиболее благоприят­ные условия для

специализации на санаторно-курортном лечении и туризме». Этот вид туризма

называется рекре­ационным и для ряда государств является наиболее мас­совой

формой. Для него характерны большая продолжи­тельность путешествия, меньшее

количество городов, ко­торые входят в маршрут, и, соответственно, большая

продолжительность пребывания в одном месте.

Другая особенность массовых поездок на отдых зак­лючается в широком

использовании авиационного транспорта и прежде всего чартерных рейсов. Также

сле­дует отметить, что при поездках на отдых довольно вы­соким является спрос

на размещение в двухместных но­мерах. Поездки с целью лечения

(бальнеологический туризм) отличаются от всех других видов туризма, так как

прежде всего они носят сугубо личный, индивидуальный характер. Однако нередки

случаи, когда туристы объеди­няются для совместных поездок, что имеет своей

целью получение групповых скидок за проезд. Обычная продол­жительность тура

на лечение — 24—28 дней, что значи­тельно больше, чем по другим видам

туризма.

Как правило, организацией маршрутов с целью лече­ния занимаются только те

фирмы, которые на этом виде туризма специализируются. Обычно они связаны с

раз­личными медицинскими учреждениями и организация­ми. Поездку на лечение

рекомендует врач, а уже затем ее оформляет туристская фирма. Очень большое

значение для формирования спроса на путешествия с целью лече­ния имеет

информированность представителей медицин­ских учреждений данной страны о

курортах и возможно­стях лечения в других странах.

На территории Адыгеи функционируют несколько са­наториев разного профиля. В

первую очередь необходи­мо отметить санаторий «Лесная сказка», который

распо­ложен в 5 км от пос. Каменномостский и работает на базе сероводородных

вод. Здесь лечатся тяжелые заболе­вания опорно-двигательной системы, тяжелые

переломы, заболевания центральной нервной системы.

Санатории «Кавказ» и «Лагонаки» расположены на окраине пос.

Краснооктябрьского недалеко от города Майкопа. Они работают на основе

источника со слабо­щелочной минерализованной водой и способствуют ле­чению

таких заболеваний как инсульт, инфаркт, стено­кардия.

Майкопские воды очень богаты минеральными веще­ствами. В их состав входят

соли кальция, йод, бром, хло­ристый натрий, гидрокарбонаты. В самом городе на

ос­нове природных ресурсов созданы предприятия, занима­ющиеся физио-

бальнеологическим лечением. Бальнеоло­гическое отделение использует

высокоминерализованную хлоридно-натриевую йодо-бромную воду. Отделение

рас­полагает 20 общими минеральными ваннами. Здесь лечат заболевания

центральной нервной системы, сердечно-со­судистые заболевания,

гипертонические, кожные, гинекологические и др. Ежегодно здесь поправляют

свое здо­ровье 13—14 тысяч человек.

Территория Адыгеи относится к зоне смешанного ту­ризма. Здесь имеются

благоприятные условия для орга­низации как спортивно-оздоровительных, так и

познава­тельных маршрутов. Для экскурсионного туризма так же, как и для

рекреационного, характерными являются поез­дки как на групповой, так и на

индивидуальной основе. Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха.

Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте, либо во время

отдыха туристы могут совер­шать экскурсии, в том числе и в другие города и

даже в другие страны.

Одной из разновидностей познавательных поездок яв­ляется автомобильный

туризм. По сравнению с путеше­ствиями на других видах транспортных средств,

поездки на автомашинах и автобусах представляют туристам го­раздо большую

возможность познакомиться со страной. Перспективным представляется

«созерцательный ту­ризм». Насыщенность территории природными объекта­ми для

экскурсионного обслуживания очень высока: пе­щеры, каньоны, археологические и

природные памятники.

Определенным спросом пользуются и обучающие туры. Внимание в них, как

правило, уделяется обучению языкам. Кроме того, могут быть туры с обучением

како­му-либо спорту, спортивным играм и т. д. К большому сожалению, обучающие

туры в нашей республике пока не популярны. Вместо них уже 4 года на базе

вузов Ады­геи проводятся Всероссийские олимпиады по математике и биологии.

Еще одно из направлений предоставления рекреаци­онных услуг — спортивная

лицензированная охота, в том числе для зарубежных туристов. Охотничьи угодья

рас­пространены по всей территории республики и характе­ризуются высокой

степенью охвата охотоустройством (655 тыс. га). Из всего разнообразия

животного мира Адыгеи охотничье-промысловое значение имеют некото­рые виды

копытных, пушных зверей и пернатой дичи. Основные виды промысловых животных —

это олень, косуля, кабан, заяц, лиса, енотовидная собака, куница, белка,

дикий кот, выдра, барсук, фазан.

Важнейшей задачей в условиях интенсивного освое­ния территории стала охрана

животного мира. Несмотря на высокую экологическую ценность охотничьих угодий

зоны лесов Адыгеи, заметного прироста основных видов животных, за редким

исключением, на территории рес­публики не наблюдается. Повышение

продуктивности охотничьих угодий может быть достигнуто проведением комплекса

научно обоснованных и апробированных практикой мероприятий.

Одним из наиболее развитых видов туризма в респуб­лике является программный

туризм. Программный ту­ризм — это предоставление населению нормативно-

за­данного объема услуг, гарантирующего содержательную деятельность в

соответствии с рекреационными потреб­ностями. Программный туризм базируется

на трех ос­новных принципах:

1. Ориентация на активную содержательную деятель­ность туристов.

2. Услуги по предоставлению возможности заниматься любым видом

содержательной деятельности строятся на учете индивидуальных потребностей

каждого туриста.

3. Гарантия нормативно-заданного объема услуг, т. е. обслуживание по

научно обоснованным нормам и стан­дартам.

Программный туризм предполагает также перестройку системы реализации запросов

таким образом, чтобы по­требитель мог сам участвовать з конструировании

своего отдыха. Он также предлагает дифференцированный под­ход к обслуживанию

различных групп населения, специ­ализацию туристских предприятий по отдельным

видам программ обслуживания.

Республика располагает собственной туристской мате­риальной базой,

представленной 5 турбазами, кемпингом «Турист», специализированной автобазой.

На протяже­нии многих лет в Адыгее действовали 4 всесоюзных и 6 местных

маршрутов.

Развитие туризма и отдыха предполагает высокую сте­пень инженерного

обустройства средств размещения рекреантов. Вместе с тем, материальная база

туристских предприятий в настоящее время существенно устарела и зачастую не

отвечает даже минимальным требованиям. Многие здания, сооружения,

оборудование подлежат за­мене, ремонту или реконструкции. Необходимы

значи­тельные капитальные вложения для того, чтобы прибли­зить существующую

материальную базу к требованиям дня. Разработаны соответствующие предложения,

под­крепленные необходимыми технико-экономическими расчетами и обоснованиями.

Начато строительство и ре­конструкция ряда инфраструктурных объектов, однако

из-за практически полного отсутствия средств проводив­шиеся работы

прекращены.

И, тем не менее, возможности туризма могут быть ре­ализованы прежде всего в

районе Лагонакского нагорья. Имеющаяся здесь турбаза известна далеко за

пределами республики. В настоящее время на турбазе произведен ремонт жилого

корпуса, укомплектованы номера, восста­новлена котельная и система горячего

водоснабжения, осуществлены и другие меры к приему и обслуживанию отдыхающих.

В сентябре—октябре каждого года турбаза работает как реабилитационный центр

для больных ал­лергическими заболеваниями верхних дыхательных пу­тей. Зимой

турбаза принимает туристов, горнолыжников и просто любителей зимнего отдыха.

Специфической особенностью туристского использо­вания Лагонакского нагорья и

существующей там турба­зы является возможность выхода через эту турбазу к

по­бережью Черного моря в район Дагомыса-Лазаревского. Это позволяет сочетать

горный и морской туризм, обес­печить большую привлекательность туристских

маршрутов.

Район Лагонаки выбран и для строительства горно­лыжного комплекса на 500

мест. Здесь есть условия для создания более 20 трасс, сооружения трамплина,

санных трасс, катков, но этот проект еще очень далек от реали­зации.

Практически вся горная часть Адыгеи может быть ис­пользована для развития

спелеотуризма.

Большой популярностью у любителей туризма пользу­ется спортивный туризм.

Основными потребителями спортивных туров являются различные любительские

спортивные клубы и ассоциации. Главная задача спор­тивного тура — обеспечение

возможности заниматься выбранным видом спорта. К необходимому оснащению

спортивных туров можно отнести специальные трассы, подъемники, спортивные

площадки, устройства, соору­жения, разнообразный инвентарь. Одним из основных

требований, которые предъявляются к спортивным ту­рам, является обеспечение

безопасности отдыхающих.

Перспективным направлением спортивно-туристского освоения Адыгеи может стать

горно-пешеходный туризм, скалолазание. Все необходимые скальные маршруты, а

также горно-пешеходные маршруты любой категории сложности имеются.

Несмотря на относительно небольшую площадь гор­ной части Адыгеи и кажущуюся

его абсолютную исхо-женность, здесь можно найти новые маршруты. Таким

участком является Абадзехское ущелье р. Цице. Ущелье это невероятно красиво,

но и труднопроходимо.

Очень привлекательными и интересными могут стать кольцевые маршруты в районе

Фишт-Оштенского массива.

Благоприятное движение воздушных потоков создает предпосылки для развития

дельтапланерного спорта и парапланеризма.

Близость Кавказского заповедника создает предпо­сылки для развития

экскурсионного обслуживания и на­учного туризма на его территории. Научный

туризм — как вид путешествий является сравнительно новым в международном

туризме. Развитие внешнеэкономических связей, НТР и материально-технический

прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в

создании духовных и материальных ценностей способствуют расширению

международных контактов среди представителей научных кругов разных держав.

Данный вид туризма, включающий поездки с целью уча­стия в различных

совещаниях, конгрессах, симпозиумах, занимает все более прочное место в

современном между­народном туризме.

Следует отметить, что научный туризм начинает ак­тивно развиваться и в

Адыгее. Характерным примером этого служит организованная и проведенная в

сентябре 1998 г. Майкопским государственным технологическим институтом

совместно с Докучаевским обществом почво­ведов России 1 Международная научная

конференция «Слитые почвы: генезис, свойства, социальное значе­ние». В работе

конференции приняли участие более 140 человек из разных регионов России,

ближнего и дальне­го зарубежья. Помещения для научных заседаний, а так­же

проживание и питание участников конференции обеспечивались туркомплексом

«Майкоп». Во время ра­боты конференции были организованы научные и

позна­вательные автобусные экскурсии.

Часто участники во время проведения научного ме­роприятия знакомятся с

достопримечательностями дан­ного города, а после завершения конгресса

совершают туристские поездки по стране. Характерной чертой этого вида туризма

является то, что участник конгресса тратит во время своего пребывания в

стране значительно боль­ше денег, чем обычный турист. Поэтому многие

государ­ства стремятся к проведению у себя международных на­учных форумов и

встреч. Специально для этого создают­ся крупные конгрессные центры, имеющие

залы для за­седаний и средства для размещения посетителей. Неко­торые

туристские фирмы целиком и полностью специа­лизируются на обслуживании

международных мероприя­тий такого рода.

Участники международных форумов, как правило, ис­пользуют авиатранспорт.

Ввиду большого числа сопро­вождающих лиц, научным встречам присущ высокий

спрос на двойное размещение. При этом около 10% уча­стников заказывают

обслуживание по классу «люкс», а остальные — по первому классу. На некоторых

научных встречах предусматривается присутствие студентов и мо­лодых

специалистов в качестве ассистентов и наблюдате­лей. Для них обычно

размещение и обслуживание орга­низуется не в гостиницах, а в студенческих

общежитиях по более низким ценам.

Практически не развит в Адыгее деловой туризм. Рас­тущие потребности мировой

экономики влекут за собой рост международных контактов. Поездки

представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый

характер. Адыгея должна найти возможности для привлечения в республику

представителей деловых кру­гов и создания для их приема условий,

соответствующих мировым стандартам.

Этнический туризм. Данный вид туризма связан с по­сещением родственников или

мест рождения родителей и занимает важное место в международном туристском

обмене. За последнее время в этом довольно своеобраз­ном виде туризма

произошли некоторые структурные из­менения, отразившиеся на его характере.

Если в 70—80-х гг. XX в. основную роль играли путешествия с целью посе­щения

родственников или места их рождения, то в 90-х гг. происходит естественное

сокращение первого поколения выходцев из других стран, и все большее место

начинают занимать представители третьего и четвертого поколе­ний, у которых в

значительной мере утеряны прямые родственные связи и в большей степени

мотивационную роль играет стремление познакомиться с родиной пред­ков. Это

налагает определенный отпечаток на их требо­вания к путешествию, в частности,

повышенный спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников.

Указанные виды туризма не исчерпывают всего его разнообразия. Можно говорить

как об отдельном виде туризма, получившем в нашей стране за последние годы

довольно широкое распространение, о так называемых «шоп-турах» — поездках за

границу с целью приобрете­ния товаров народного потребления и для последующей

их реализации. При кризисе отечественной промышлен­ности деятельность таких

туристов—«челноков» примерно на 1/4 наполняет потребительский рынок и в целом

с системой сбыта и реализации обеспечивает занятостью около 3 млн. человек.

Как самостоятельный вид туризма можно рассматри­вать так называемый хобби-

туризм, который предостав­ляет отдыхающему возможность заняться любимым

де­лом среди тех, кто разделяет его интересы и увлечения, во время отдыха или

путешествия (автолюбители, спортивные болельщики, поклонники музыкальных

кол­лективов и др.). В настоящее время еще мало внимания в республике

уделяется специализированному туризму. Специализиро­ванный туризм — это

особый вид туризма, предполагаю­щий групповые или индивидуальные поездки

людей, ко­торые стремятся к получению новых знаний, посещая памятные места и

достопримечательности, имеющие от­ношение к интересующей их теме. В странах

Запада он является одним из быстро развивающихся видов туризма. В его основе

лежат разнообразные по своей тематике ув­лечения людей — от археологических

раскопок до сбора коллекций горных пород, наблюдения за животным ми­ром.

Развитие данного вида туризма не требует особых капиталовложений,

специализированный туризм может развиваться на базе уже созданной индустрии

туризма. Быстрое развитие специализированного туризма является отражением

потребности в более содержательном и про­дуктивном использовании времени,

проводимого в тури­стских поездках, в культурном, физическом, познава­тельном

и духовном отношениях. В настоящее время доля специализированного туризма

составляет 2—3 % внутренних и международных туристских передвижений.

Довольно своеобразным является приключенческий туризм. Эта форма отдыха

обеспечивает не только пре­бывание туристов в привлекательном для них месте,

но и их занятие необычным видом деятельности («охота на медведей в Сибири»,

«ловля лосося на Камчатке» и т. д.). География и тематика приключенческих

туров довольно обширна и разнообразна. Обычно это групповые туры.

Специфической чертой такого туризма является получе­ние различных лицензий,

которые разрешают охоту, ры­балку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм

связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безо­пасности таких

туров необходимы высококвалифициро­ванные инструктора. Данный вид туризма

имеет доволь­но высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного

отдыха.

В Адыгее уже несколько десятков лет развивается приключенческий туризм.

Несколько пешеходных марш­рутов проходят через перевалы Главного Кавказского

хребта и выходят к побережью Черного моря. В респуб­лике действует

конный.туристский маршрут, проходящий по живописному среднегорью республики.

Лагонакское нагорье давно привлекает любителей горнолыжного катания удобным

подъездом и трассами для катания. Здесь же можно посетить и разнообразные по

сложности прохождения карстовые пещеры и полости. Лагонакское нагорье

интересно и для дельтапланеристов. В 1981 г. на одном из массивов нагорья

состоялся первый чемпионат России по дельтапланерному спорту. Есть

перспективы для развития скалолазания и альпинизма. Разнообразные скальные

маршруты разных категорий сложности можно найти на массивах горной группы

Фишт — Пшеха-Су и на других участках Лагонакского нагорья.

Наиболее перспективным для Республики Адыгея яв­ляется экологический туризм.

Этот вид туризма развива­ется во всем мире самыми быстрыми темпами. Особенно

популярен экотуризм у той категории туристов, которым не безразличны проблемы

окружающей их среды, а по­знавательный интерес лежит в области экологических

проблем территории республики, ее культуры, истории. Большая часть территории

заповедника — это слабоизме­ненные или практически не тронутые хозяйственной

де­ятельностью районы, которые располагают большим по­тенциалом для развития

экологического туризма. В силу исторических и природных особенностей, на

территории заповедника возможна организация как однодневных эк­скурсий, так и

многодневных экологических походов.

Несколько слов следует сказать и о религиозном (па­ломническом) туризме.

Данный вид туризма считается изначальным, историческим. В настоящее время он

так­же пользуется спросом и популярностью. Серьезной про­блемой в данном виде

туризма является вопрос о подго­товке кадров. Важно, чтобы они могли не

только пока­зать исторические и архитектурные достопримечательно­сти, но и

были знакомы с духовными и религиозными ценностями.

Республика Адыгея представляет определенный инте­рес для поклонников этого

вида туризма. Еще в 1877 г. в среднегорный район горы Физиабго прибыли старцы

из Старого Афона, чтобы построить в этой живописной ме­стности православный

монастырь. В течение года были построены храм, трапезная, кухня, кельи

монахов. В 1883 г. монастырю было присвоено официальное назва­ние «Михайло-

Афонская Закубанская общежительская пустынь». В последующие годы на

территории монасты­ря были построены: Успенский собор, Преображенский собор,

Александровская церковь, странноприимный дом, многочисленные хозяйственные

постройки. Хозяйство монастыря было большое и крепкое (27 га земли,

кир­пичный и кожевенный заводы, живописная мастерская, иконостасная,

столярная, сапожная, кузни, оранжерея, пасека, больница). Монастырю

принадлежали сады, дер­жалось много живности: лошади, коровы, птица и др. В

1918 г. имущество монастыря было объявлено народным, а земля и инвентарь

конфискованы. В 1924 г. на терри­тории монастыря организуется Дом отдыха

трудящихся. В 1927 г. монастырь был закрыт. В настоящее время на его

территории сохранились остатки Александровской церкви, странноприимного дома,

трапезной. Сейчас здесь находится туристская база «Романтика», откуда

на­чинались Всероссийские туристские маршруты к Черно­му морю, а также конный

туристский кольцевой марш­рут по предгорьям Адыгеи. Уже в течение нескольких

лет решается вопрос о передаче территории монастыря Май­копской и Армавирской

епархии. Планируется восста­новление отдельных построек монастыря и

восстановле­ние устава монастырской жизни. Это привлечет туристов и

отдыхающих и будет способствовать развитию данного вида туризма.

Во всем мире популярны развлекательные туры. Сле­дует сказать, что они очень

разнообразны. Их продолжи­тельность невелика — 2—4 дня. В Европе

распространены рождественские туры. Программа таких туров состоит в основном

из развлечений (посещение праздничных ме­роприятий, ресторанов, концертов и

т. д.).

Говоря о современном состоянии туристской отрасли в республике, нельзя не

сказать об основных экономи­ческих показателях отрасли. Объем туристских

услуг со­ставил 10 млрд. 146 млн. рублей, т. е. вырос на 59% по сравнению с

1996 г. В туристской отрасли сохранено 358 рабочих мест, фонд оплаты труда

составил 1740 млн. рублей, он вырос на 16%, по сравнению с тем же 1996 г.

Обслужено туристов 80,4 тыс. человеко-дней, что также больше на 38%,

туристские предприятия израсходовали на развитие собственной материальной

базы 786,3 млн. рублей.

Таблица 1.

РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ ЗА 1998 год

Предприятие

Доходы

Численность

Обслужено тыс. ч/ дн.

ФОТ

АООТ Адыгеятурист

3071,810140,9677,6
АООТ Романтика-тур755,7217,2535,9

Майкопавтотурист

3155,511622,6819,6
АООТ Кавказ-тур304,4182,951,3

АООТ Хаджохская турбаза «Горная»

14193724,8291,2
ИТОГО:6706,429398,51875

Приведенные показатели (табл. 1) роста туристской отрасли в Республике Адыгея

в целом говорят о том, что наметилась позитивная тенденция в ее дальнейшем

раз­витии, что несомненно положительно скажется на разви­тии всей экономики

республики.

3. Современные проблемы туристического рынка Адыгеи

Сложная конъюнктура на отечественном рынке тури­стических услуг заставляет

привлекать все возможные ресурсы для того, чтобы туризм стал эффективной

отрас­лью экономики.

Республика Адыгея располагает уникальными, весьма привлекательными для

туристов природными условиями и развитие туристской отрасли оценивается как

одно из наиболее важных, стратегических направлений развития народного

хозяйства республики. Правительством Ады­геи разработан и принят к исполнению

целый ряд доку­ментов, определяющих принципы государственного регу­лирования

туристической деятельности.

Социологические исследования в области проблем ту­ристского рынка выявили ряд

проблем, которые связаны с экономическим кризисом современного переходного

периода. Дефицит государственных средств привел к значительному сокращению, а

порой и прекращению го­сударственных инвестиций в туризм. Материально-

тех­ническое обеспечение туристических баз в настоящее время не отвечает

современным требованиям, а их ре­конструкция или строительство новых баз

очень пробле­матично из-за отсутствия средств.

На экономические проблемы налагаются структурно-организационные. В

современных условиях заметно сни­жена роль профсоюзов, молодежных и иных

организаций и ведомств, принимавших ранее активное участие в обеспечении

социального туризма.

В своем исследовании социологи выделяют и психо­логические проблемы, которые

проявляются в том, что в силу сложившейся в предшествующие годы нерыночной

психологии, многие государственные чиновники часто ошибочно полагают, что

инвестиции в туризм практи­чески не окупаемы. В такого рода психологии многих

чиновников «виновна» вся история России, когда туризм воспринимался как нечто

чуждое массовому российскому обывателю, как буржуазная прихоть. С другой

стороны, и сам массовый российский обыватель плохо приучен к организации

своего досуга. Он всегда или воевал, или восстанавливал разрушенное войной

хозяйство, или под­нимал целину, или строил БАМ и т. п.

Еще одной из немаловажных проблем является спе­цифическая для Северного

Кавказа проблема, без реше­ния которой трудно рассчитывать на приток

туристов. Она явилась следствием вооруженных конфликтов в Чеч­не, Северной

Осетии, Абхазии. После них многие люди просто боятся приезжать на Кавказ. И

хотя от спокой­ной Адыгеи до Чечни и Осетии примерно 700 км, массо­вый турист

все-таки опасается здешних маршрутов. Для многих из них Чечня — это весь

Северный Кавказ.

Поэтому одной из актуальных задач для развития ту­ризма в Адыгее является

развенчание мифа о мнимых «кавказских опасностях». В Адыгее их нет. Понятно,

по мере становления в Российской Федерации политиче­ской и экономической

стабильности подобные мифы бу­дут развеиваться. Однако и сейчас необходимо

приложить пропагандистские усилия для того, чтобы не запу­гивать

отечественного туриста тем, чего нет. Кстати, жи­тели прилегающих к Адыгее

регионов в гораздо меньшей степени подвержены страхам, вызываемым ложными

слухами, по той простой причине, что лучше осведомле­ны о реальной ситуации в

республике.

Базовые показатели для контроля за динамикой мест­ного туризма весьма

настораживают. Всего 8% постоян­ных клиентов турорганизаций — это мало для

республи­ки, обладающей уникальными туристическими возмож­ностями. Задача

состоит в том, чтобы увеличить эту цифру в несколько раз. Разумеется, есть

целый ряд при­чин, сдерживающих развитие туризма, но есть и огром­ные

резервы. Как показало социологическое исследова­ние, более 70% опрошенных в

течение года все же быва­ют «на природе». Эти 70% и есть резерв местного

туриз­ма в Адыгее. Пусть не все они проведут отпуск, восполь­зовавшись

организованным туристическим отдыхом, но они могут посвятить этому один или

несколько выход­ных дней, а это вполне реальная перспектива.

Словом, надо соединить тягу людей побывать на при­роде с туристическими

услугами, т. е. проинформировать их о том, куда можно поехать, что их там

ожидает, пре­доставить на прокат палатки, тенты и т. д. Потенциаль­ный турист

должен быть твердо уверен, что отказа ему не будет ни в чем. Особенное

внимание следует уделять транспортным услугам. Необходим транспорт «на все

случаи жизни»: микролитражный, микроавтобусы, авто­бусы. Это поможет

ориентации потенциального туриста, возможно, подтолкнет его к обращению в

туристские организации.

Изучение мнения людей о причинах слабого спроса на услуги организованного

социального туризма показа­ло: на первое место респонденты поставили

дороговизну предоставляемых путевок и услуг (36%); на второе — от­сутствие

той или иной информации о предоставляемых туристическими организациями

услугах, широкой рекла­мы (19%); на третье — недостаточный уровень комфорта и

социально-бытовых условий (13%). Плохое транспорт­ное сообщение с турбазами

(9%) и недостаточный уро­вень профессиональной культуры обслуживающего

персонала туристских организаций (9%) заняли четвертое место в ряду

перечисленных причин.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что по­вышение уровня материального

благосостояния не ведет автоматически к пропорциональному росту спроса на

ус­луги местных туристических организаций. Это еще раз подтверждает, что

заинтересованным в прибылях турис­тическим организациям необходимо заботиться

о форми­ровании соответствующей культуры отдыха у населения, о воспитании

естественной потребности общения с при­родой, как у детей, так и у взрослых.

Здоровье населения является бесценным капиталом любого государства. Поэтому в

государственных масс-ме-диа было бы неплохо поддержать отечественные

туристи­ческие организации.

Третья по счету причина нежелания потенциальных потребителей туристических

услуг воспользоваться ими — это низкий уровень комфорта (социально-бытовых

усло­вий). Вряд ли массовый туризм Адыгеи вдруг возжелает пятизвездочные

отели, которых в республике нет, и в ближайшее время не предвидится.

Построенные большей частью еще в годы социализма туристические базы были

рассчитаны на массовые заезды «представителей трудо­вых коллективов», с

общими столовыми и общими меню, примерно одинаковыми номерами, одним и тем же

инвентарем и т. д. Сегодня же требования людей из­менились. Кто-то может

посчитать «некомфортабельной» общественную столовую и захочет иметь

возможность приготовить пищу самостоятельно; кто-то желает боль­шей степени

уединения, камерности, а наши базы, как правило, не соответствуют этому

желанию. Третьи хотят побродить по туристическим тропам со своими детьми, а

им в этом отказывают.

Наконец, четвертая причина, препятствующая массо­вому потреблению

туристических услуг,— это прежде всего низкий уровень профессиональной

культуры ра­ботников туристической сферы и достаточно плохое на данный момент

транспортное обслуживание. Таким об­разом, данные говорят не только о базовых

показателях — количество реальных и потенциальных потребителей ту­ристических

услуг, но и о тех направлениях становления и развития внутреннего туризма,

которые требуют особо­го отношения.

Современные данные показывают: 49% потенциаль­ных потребителей туристических

услуг предпочитают от­дохнуть летом, для 30% респондентов «сезон не имеет

особого значения», 5—8% желали воспользоваться услуга­ми туристических

организаций зимой и в межсезонье.

Такие показатели являются важной основой работы по планированию загрузки

турбаз и мест отдыха «внут­ренними» туристами — жителями республики и

соседних регионов. Они наглядно свидетельствуют о том, что сфе­ра туризма

Республики Адыгея располагает значитель­ным потенциалом, который вполне можно

исследовать уже сегодня, не дожидаясь крупных финансовых влива­ний в развитие

туристской отрасли.

Очевидно, что хозяйственное использование особо охраняемых природных

территорий, могущее повлечь их коренное преобразование или деградацию, будет

иметь и весьма неблагоприятные последствия для развития обще­ства. С одной

стороны, экстенсивное развитие природо­пользования позволяет

товаропроизводителям подменять рост эффективности использования ресурсов и

террито­рий, уже вовлеченных в оборот, включением в него но­вых ресурсов и

территорий. С другой стороны, сокраще­ние или деградация площадей ООПТ

означает разраста­ние зон экологической нестабильности, а затем и

эколо­гического неблагополучия. Таким образом, формирова­ние системы ООПТ

является необходимым условием ста­новления социально ориентированной

экономики. Указ Президента Российской Федерации № 1155 от 2 октября 1992 г.

устанавливает, что сохранение и развитие особо охраняемых природных

территорий является одним из приоритетных направлений государственной

экологиче­ской политики Российской Федерации, формулирует цели ООПТ как

обеспечение экологической безопаснос­ти и сохранение национального природного

наследия на­родов России.

Заключение

Уникальный природный потенциал Республики Ады­гея: плодородные почвы, мягкий

климат, большие пло­щади лесных массивов, разнообразие полезных ископае­мых,

подземных минеральных и термальных вод — со­здает предпосылки для

интенсивного развития турист­ско-рекреационного комплекса.

Туризм — одна из самых перспективных отраслей экономики Адыгеи, т. к. он

требует создания разветвлен­ной транспортной инфраструктуры, высококлассных

ав­томобильных дорог, эффективных систем связи, произ­водства экологически

безопасных продуктов питания, подготовки квалифицированных специалистов сферы

об­служивания. В связи с этим происходит переориентация направления

социально-экономического развития горной части Республики Адыгея, где в

качестве приоритетных экономических ценностей выступают рекреационные

ре­сурсы.

В туристской деятельности не должно быть никаких экспериментов с ландшафтами.

Расширение туристских мощностей позволительно лишь там, где обязательную силу

имеет региональное планирование, и где любые проекты включаются в общие планы

экологического раз­вития. Главную привлекательность туризма составляют отнюдь

не отели, канатные дороги, подъемники и бас­сейны. В центре внимания

находятся эстетические свой­ства ландшафта. Его своеобразие, красота,

способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют в дан­ной отрасли

решающую роль. Инженерные же сооруже­ния лишь средство достижения цели и

служат для того, чтобы удобнее и полнее можно было пользоваться ланд­шафтом.

Совершенно особое значение для Адыгеи имеет реги­ональная политика

стимулирования экономики, предус­матривающая разработку и реализацию

комплекса при­родоохранных мероприятий, создания транспортных и

коммуникационных систем, сети мелких и средних пред­приятий для производства

высококачественных товаров и услуг, которые бы занимали небольшую площадь и

были безопасны для окружающей среды. Мировая и оте­чественная практика

показывают, что именно такие за­ведения работают успешней других и почти не

требуют дотаций государства. При этом особая роль принадлежит народным

промыслам, поскольку их значение выходит далеко за рамки экономики и

простирается в соци­альную и культурную сферы.

Прогноз развития сферы туризма в Адыгее позволяет предположить в перспективе

полное рекреационное ос­воение большей ее части, особенно горной и предгорной

территории. Это может быть осуществлено только в том случае, если

территориально-производственное планиро­вание будет вестись согласованно на

всех уровнях — ме­стном, региональном и общегосударственном.

Приоритетной задачей развития туристской сферы республики является укрепление

материальной базы су­ществующих на данный момент туристских предприятий,

дальнейшая реклама туристских возможностей Адыгеи, реализация целевых

программ по развитию туристской отрасли. Кавказский государственный природный

биосферный заповедник обладает значительным потенциалом для раз­вития

рекреационной эколого-туристской деятельности на отведенных для этого

территориях заповедника. Тер­ритория КГПБЗ имеет предпосылки для развития

прак­тически всех видов рекреационной деятельности. Осо­бенно благоприятные

условия и возможности для заня­тий горным и пешеходным туризмом,

скалолазанием, спелеотуризмом. Огромен потенциал для организации экскурсий,

особенно биологических и ботанических.

Литература

1. Бочкарева И. В., Шербашина Л. Д. Моя Адыгея. Крае­ведческое пособие.-

Майкоп, 1992.- 78 с.

2. Бузаров А. Ш., Варшанина Т. П., Кабаян Н. В. и др. География Республики

Адыгея.— Майкоп: Адыг. респ. изд-во, 1995.— 168 с.

3. Веденин Ю. А. Методика определения избирательности си­стем занятий во

время отдыха по отношению к природным комплек­сам.— В кн.: Географические

проблемы организации туризма и отды­ха. Вып. 1.- М.: Турист, 1975.- С. 16-30.

4. Власов А. А. и др. Туризм. Учеб.-метод, пособие. М.: Выс­шая школа, 1977.

5. Водождоков К. М. и др. Туристическими маршрутами древней Адыгеи.- Майкоп:

Адыг. кн. изд-во, 1992.

6. Гезгала Я. Туризм в народном хозяйстве.— М. : Прогресс, 1970.

7. Географические проблемы организации труда и отдыха.-Сборник статей. Вып.

1.— М.: Турист, 1980.

8. Джаримов А. А. Диагностика региональной динамики и рыночной адаптации

экономики региона.— Майкоп: Респ. изд-во, 1995.

9. Закон Республики Адыгея о туризме: Принят сессией Законо-дат. Собр. (ХАСЭ)

- Парламента Респ. Адыгея 20 июля 1995 г.//Сов. Адыгея.- 1995.- 15 авг.

10. Кабинет Министров Республики Адыгея. Постановление от 26.01. 1998 г. №25.

«Об образовании Департамента туризма Мини­стерства печати, информации и

общественно-политического прогно­зирования Республики Адыгея».

11. Кабинет Министров Республики Адыгея. Постановление от 25. 01. 1999 г. №

14. «Об упразднении Департамента туризма Мини­стерства печати, информации и

общественно-политического прогно­зирования Республики Адыгея».

12. Социально-экологические проблемы юга России. / Отв. ред. А. К.

Тхакушинов.- Майкоп: Качество, 1998.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011