Контрольная: Предмет истории экономики
ПЛАН:
1. Вступление: Экономика и история.
2. Возникновение и развитие науки истории экономики.
3. Предмет, методы и функции истории экономики.
4. Проблемы периодизации истории экономики
5. Основоположники истории экономики
6. Источники данных об экономическом развитии.
7. Необходимость изучения истории экономики.
Список использованной литературы.
ВСТУПЛЕНИЕ: ЭКОНОМИКА И ИСТОРИЯ
Экономика - научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей
хозяйства или всего народа страны. И так, как наука экономика изучает
совокупность производительно- экономических сил общества (процессы
производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и
услуг, а так же отношения людьми, организациями и государством,
возникающие во время протекания этих процессов), соответствие их данной
ступени общества (первобытнообщинного, рабовладельческого,
феодального, коммунистического, капиталистического).
История же хозяйства изучает процесс экономического развития в
исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие ответы
на такие вопросы, как: сколько было людей в том или ином регионе
в различные исторические периоды? Что эти люди ели? Как одевались? Что
представляли собой их деньги? И т.д.
Традиционная история как научная дисциплина в основном изучает
хронологию таких важных событий, как: войны, революции, восстания,
географические открытия, выдающихся политических деятелей, ученых и
художников в широком смысле слова. А также пытается выявить
причинно-следственные связи между этими событиями.
Экономическая история связана с рядом конкретных экономических
дисциплин (экономикой и организацией промышленности, сельского
хозяйства, экономической статистикой и т.д.). Конкретно – экономические
исследования часто невозможны без изучения истории той или иной
хозяйственной формы или процесса. Вместе с тем некоторые результаты
и выводы, полученные в ходе экономического анализа, могут быть
использованы в трудах по истории народного хозяйства.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ
Экономисты впервые обратили серьёзное внимание на историю в середине
прошлого века, когда несколько немецких ученых в противовес английской
классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не
всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю
отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других
общественных институтов. Именно немецкая историческая (экономическая)
школа положила начало новой научной дисциплине – экономической истории.
Итак, курс истории экономики как самостоятельный предмет начал
преподаваться в европейских университетах на рубеже X1X – XX вв. Его
стали читать в специализированном колледже при Лондонском университете
в 1895 году. Полные же курсы начали преподавать в начале XX века в
Оксфордском и в Кембриджском университетах. Позднее (в первом - в 1923
году, во втором -1931году) были открыты кафедры экономической истории.
Через некоторое время в Париже были созданы институты экономической
и социальной истории, благодаря кружку единомышленников, которым были
одинаково близки и история, и экономика. Эти люди сплотились вокруг
издававшегося тогда журнала “Анналы” и впоследствии получили его имя
- школа “ Анналов”. Курсы истории экономики в европейских вузах.
Однако количество часов было ничтожно малым. В 90-е гг. история
экономики была введена в программы экономических вузов и факультетов
бизнеса технических университетов при подготовке специалистов
экономического профиля. Интерес к экономической истории сильно
увеличился именно в последнее время. А до середины 80-х годов
двадцатого века история хозяйства существовала как бы на обочине
истории и экономики, вдели от основного направления исследований. Но
уже в 1993 году американские ученые Роберт Фогель и Дуглас Норт
получили Нобелевскую премию за разработку экономических методов
изучения истории, чего раньше никогда не случалось (Нобелевская премия
по экономике присуждается только с 1960 года, а “исторической
номинации” и вовсе нет).
ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ
Экономическая история весьма поучительна. Она как учебная дисциплина
имеет большое значение для общеобразовательной и специальной подготовки
экономистов. Предметом экономической истории является изучение
хозяйственной деятельности народов разных стран, развития их
производственных сил и производительных отношений, смены способов
производства, исследование отдельных отраслей народного хозяйства,
организационных форм общественного производства. При определении
предмета курса истории экономики обычно выделяют предмет в широком
смысле слова и предмет в узком смысле слова.
В широком смысле слова предметом истории экономики принято считать
экономическое движение общества, особенности его изменений и их связь
с различными сторонами общественной жизни. Важную роль в историко-
экономическом анализе играют исследование развития отдельных отраслей
хозяйства, организационных форм общественного производства, выявление
условий и предпосылок революционной смены одной общественно –
экономической формации другой, последствий революционных переворотов.
Так же, как и политическая экономия, с которой история народного
хозяйства непосредственно связана, это наука широко использует метод
единства исторического и логического анализа. Но если логический
анализ и политической экономии, изучающей экономические законы
развития различных способов производства, выделяет лишь основные,
объективно необходимые звенья исторического процесса, то экономическая
история анализирует конкретные формы проявления в разных странах
открытых политической экономией экономических законов. То есть в узком
смысле слова предмет истории экономики хозяйственная деятельность
различных стран, развитие их производительных сил и смена способов
производства.
Среди функций истории экономики обычно выделяют прагматическую,
ценностную, культурную, фундаментальную и мировоззренческую.
Прагматическая функция предполагает обобщение и усвоение опыта
хозяйственного развития. Ценностная - нравственную оценку средств и
результатов политических и экономических преобразований. Культурная –
сохранение в преемственности в хозяйственной практике и выявление
альтернатив развития. Фундаментальная – анализ и обработку разнообразной
экономической информации, мировоззренческая – формирование логики и
стиля экономического мышления.
Основными методами истории экономики считают следующие: исторический,
хронологический; логический; сравнительно-исторический; исторического
моделирования; математической статистики, социальной психологии и др.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ.
Существует великое множество подходов к периодизации истории
экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на
отдельные отрезки – периоды. Рассмотрим, не вдаваясь в подробности и
критику, наиболее интересные из них.
1. Трехстадиальная модель Гильденбранта–Бюхера
Немецкие экономисты и историки - Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер,
жившие в середине прошлого века, выделили всего три стадии в
истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох
была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт,
направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:
· “ Естественное”, натуральное (или домашнее) хозяйство, с
древнейших времен – до середины 12 века. Путь в среднем не более мили
– с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и
господский дом.
· “Денежное” (или городское) хозяйство, до конца 18 века. Путь
от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина
или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку
при помощи купца в дома потребителей.
· “ Кредитное” (или народное) хозяйство начиная с 19 века. Путь
в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и
хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии,
золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на
Европейские рынки и фабрики. А оттуда в дома потребителей, а в
обратном направлении - машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и
пр.
2. Формационный подход Маркса – Сталина.
А вот в России единственно правильным 75 лет считался так
называемый “ политический” (или марксистский) подход, предложенный во
второй половине 19 века Карлом Марксом, перекочевавший затем в
работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В
соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических
формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на
основе средства производства. Вид собственности на средства
производства определяет характер способа производства и всего
общественного строя.
· Общинный (или первобытнообщинный) строй - с X тысячелетия по
V1 век до н. э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий
потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности
на землю – основное средство производства, следовательно, нет
эксплуатации. Основное общественное отношение - внутриобщинный
дарообмен. Принуждение к труду носит объективно – физиологический
характер – кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов
не существует.
· Рабовладельческий стой – с v века до н. э. по v век н.
э..Появляется и распространяется частная собственность, в том числе и
на людей (рабов) эксплуатацию которых приносит рабовладельцам
прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно –
террористический характер – пленных, отказывающихся бать рабами, убивают;
точно так же поступают с “ плохими” рабами. Основное общественное
отношение – рабство. Основные общественные классы – рабы и рабовладельцы.
Противоречия между ними не разрешимы - антагонистичны и рано или
поздно должны привести к смене формации.
· Феодальный строй – XV1 –XV111 века. Земля становится основным
объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и
эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно- экономический
характер – владелец земли отстаивает свое право не прибавочный продукт
силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного
средства производства необходимого продукта. Основное общественное
отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистичными
интересами – крестьяне и феодалы.
· Капиталистический строй – X1X век. Основным объектом частной
собственности становятся средства производства в промышленности.
Принуждение к труду носит объективно – экономический характер – тот,
кто не имеет собственности или иных средств существования , вынужден
продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться
эксплуатации. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость
(капитал). Основные общественные классы антагонистичными интересами –
рабочие и капиталисты.
· Коммунистический строй – наступает с победой рабочих над
буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную)
собственность, следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “
тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе
чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения
потребностей всех членов общества.
3.Иторико – хронологический подход
Наиболее удобным подходом, является традиционный подход, в
соответствии с которым в истории народов Средиземноморья, выделяется
семь законченных периодов:
· Древний – XXX111 – V111 века до н. э. Произошло разделение труда
и сформировались основные социальные институты: семья, община,
собственность, право, государство, религия.
· Античный – сV111 до н. э. V века н. э.. Появились ремесла,
торговля, частная собственность на землю и рабов.
· Средневековый – с V1 по середину XV века. Сформировались
основные европейские нации, выросли самостоятельные города.
· Возрождения – с середины XV по середину XV11 века. Эпоха
великих географических открытий и накопления капиталов.
· Просвещения - с середины XV11 до последней четверти XV111
века. Произошел территориальный раздел мира.
· Свободной конкуренции - с последней четвертиXV111 до последней
четверти X1X века. Промышленная революция.
· Монополистической конкуренции - с последней четверти X1X по
середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический
передел мира привела к серии кризисов и войн.
· Социального (рыночного) хозяйства – начиная с середины XX века.
Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый
средний слой и общество потребителя.
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ИСОРИИ ЭКОНОМИКИ.
Среди основоположников истории экономики выделяют Арнольда Тойнби
(1852 –1883 г.г.). Его основные работы - это “Промышленный переворот в
Англии в XV111 в.”. и фундаментальный труд “ Постижение истории”.
Большой вклад в развитие истории экономики внес Вернер Зомбарт
(1863 –1941). Им были написаны такие работы, как “ Современный
капитализм (1902)”, “Буржуа” (1913), “ Народное хозяйство Германии в X1X
– начале XX в ”(1923).
Наиболее известным представителем истории экономики принято считать
Фернана Броделя (1992 –1985). Он преподавал историю сначала в Алжире,
потом в Сорбонне, ему была присуждена докторская степень. Большой
известностью пользовался его трехтомник “ Материальная цивилизация,
экономика и капитализм, XV –XV11 в.в.”.
Особое место среди основоположников истории экономики занимает
американский экономист и социолог Йозеф Алоиз Шумпетер (1833 –1950).
Начинал он как профессор Боннского университета. С 1932 по 1950 гг. он
был профессором Гарвардского университета. Им была выдвинута, позднее
и подтверждена идея о неизбежной трансформации
частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему.
Среди российских историков – экономистов особый след оставили: М.И.
Туган – Барановский, Н.Д. Кондратьев, И.А. Трахтенберг, П. Лященко и др.
ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
В арсенале методов, которыми пользуется экономическая история,
присутствуют как общенаучные методы познания: описанные, логические,
так и специальные: исторические, экономические, психологические и
математические. Обильную пищу для размышления предоставляют также:
Археологические раскопки; 2. данные учета населения - периодически в
течение двух с половиной тысяч лет производящиеся переписи населения
(раньше они служили преимущественно для целей налогоблажения или
мобилизации) и возможные регистрации: рождений браков, смертей,
завещаний; 3. тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений,
законов; 4. кники таких выдающихся экономистов, как Петти, Кенэ, Смит,
Рикардо, Милль, Маркс, и даже 5. художественная литература, ведь то,
что для авторов “ декамерона”, “Робинзона Крузо” или “Дон Кихота”,
было простой бытовой подробностью, для нас является бесценным
свидетельством наблюдательного современника “ давно минувших дел и
лет”.
Что же касается столетия, то здесь мы имеем достаточно стройную систему
сбора и обработки разнообразной экономической и социальной информации. За
последние десять лет она была практически полностью компьютеризирована.
Большинство стран мира, включая Россию, использует единую систему
национального счетоводства ( СНС), разработанную специалистами ООН.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИТОРИИ ЭКОНОМИКИ.
Стать первоклассным специалистом, обладающим развитым стратегическим
мышлением, без знаний истории экономики в наше время не возможно.
Специалисту необходимо понять экономические процессы в прошлом, их
итоги и результаты. Рыночные отношения, к примеру, сами по себе не
ведут к лучшей жизни. Они предполагают лишь дополнительные возможности
для достижения благополучия.
Известно. Что многие страны выбрали модели развития экономики с
элементами рыночных отношений. Тем не менее, высокодоходными
экономиками в начале 90–ых. гг., по данным Р. Камерона, оказались лишь
немногие: Швейцария, Япония, США, Германия (ФРГ), Великобритания, Израиль,
Испания. В число стран, имеющих доход выше среднего, входят: Греция,
Португалия, Южная Африка, Бразилия. Страны с доходом ниже среднего
- Турция, Мексика, Таиланд, Сальвадор, Египет и Боливия. Страны с
низким доходом – Индия, Бангладеш, Мозамбик. В целом в 1990 году
существовала сорок одна нация, в экономике которой на душу населения
доходы были ниже 500 долларов.
Изучив имеющийся колоссальный опыт, необходимо выбрать те рыночные
механизмы, которые с учетом традиций, культуры и особенности развития
экономики, а также реальных условий подходят нашей стране.
Список использованной литературы:
1. Зубарева Т.С. “История экономики” часть 1.
2. Полянский, Жамин. “Экономическая история капиталистичаских стран”
3. Ведяпин, Журавлева. “ Экономическая теория” |