Контрольная: Нормотворческая деятельность МОТ и экономические законы, регулирующие распределительные отношения
Вариант 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определить механизм нормотворческой деятельности МОТ. Охарактеризовать Конвенции МОТ №87, 95, 100, 111, 122, 131, 135. | 2 | 2. Охарактеризовать экономические законы, регулирующие распределительные отношения в рыночной экономике. | 14 | 3. Практическое задание | 24 | Литература | 25 |
1. Определить механизм нормотворческой деятельности МОТ. Охарактеризовать
Конвенции МОТ №87, 95, 100, 111, 122, 131, 135.
Рынок труда представляет собой сложную многоуровневую систему, нуждающуюся во
взвешенных механизмах управления. На международном рынке труда действуют
многие субъекты, существуют международные организации, осуществляющие
целенаправленную деятельность по регулированию вопросов, связанных с трудом.
Одним из наиболее авторитетных институтов в данной сфере является
Международная организация труда (МОТ). Вопросам нормативно-правовой
деятельности данной МОТ посвящена первая часть контрольной работы.
Особенности регулирующих распределительные отношения в рыночной экономике
законов посвящена вторая часть работы. Здесь мы рассмотрим основополагающие
законы, характерные для наиболее распространенного в современном мире вида
экономических систем – рыночной экономики.
Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира на
основе социальной справедливости и улучшение существующих условий труда, что
может быть достигнуто регламентацией рабочего времени, включая установление
максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентацией
набора рабочей силы путем борьбы с безработицей; установлением гарантий
заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и др. [3,
с. 48]
В целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня
жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и
неполной занятости каждый Член Организации провозглашает и осуществляет в
качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной,
продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика имеет целью
обеспечение того, чтобы:
a) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;
b) такая работа была как можно более продуктивной;
c) существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для
каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и
способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы,
цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения
или социального происхождения.
Цели политики занятости должны быть ясно и публично определены, по
возможности, в виде контрольных цифр в области экономического развития и
занятости.
С представителями работодателей и работников и их организациями должны
устраиваться консультации для разработки политики, направленной на развитие и
использование способностей людей, и следует стремиться заручиться их
сотрудничеством в деле осуществления такой политики в духе Рекомендации 1960
года о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах.
Политика в области занятости должна основываться на аналитических
исследованиях существующих и будущих масштабов и распределения рабочей силы,
занятости, безработицы и неполной занятости. Достаточные ресурсы должны быть
выделены для сбора статистических данных, подготовки аналитических
исследований и распространения полученных результатов.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны,
консультируясь с организациями работодателей и работников, и методом и в
соответствии с условиями, установленными национальным законодательством или
правилами или национальной практикой, принимать активное участие в
подготовке, разработке, принятии, применении и пересмотре трудовых норм,
включая соответствующие законы и положения.
Они должны предоставлять услуги организациям работодателей и работников, если
это соответствует национальному законодательству или правилам или
национальной практике, в целях содействия регулированию условий занятости
посредством коллективных переговоров.
Система по регулированию вопросов труда должна включать в себя службы
инспекции труда.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны
участвовать в определении и применении таких мер, которые могут потребоваться
для обеспечения свободного осуществления работодателями и работниками права
на объединение.
Должны иметься программы регулирования вопросов труда, направленные на
содействие, создание и сохранение трудовых отношений, которые способствуют
постепенному улучшению условий труда и трудовой жизни и в которых признается
право на организацию и ведение коллективных переговоров.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны
оказывать содействие в улучшении трудовых отношений путем создания или
укрепления консультативных служб для предприятий, организаций работодателей и
организаций работников, которые обращаются за такими услугами, в соответствии
с программами, разработанными на основе консультаций с такими организациями.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны
содействовать полному развитию и использованию механизма добровольных
переговоров.
В случае коллективных споров компетентные органы в системе по регулированию
вопросов труда должны иметь возможность предоставлять по согласованию с
заинтересованными организациями работодателей и работников примирительные и
посреднические услуги, соответствующие национальным условиям.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны нести
ответственность за подготовку, проведение, координацию, проверку и пересмотр
национальной политики в области занятости или участвовать в каждом из
упомянутых видов деятельности.
Центральный орган системы по регулированию вопросов труда, определенный в
соответствии с национальным законодательством или правилами или национальной
практикой, должен быть тесно связан с проведением соответствующих
административных мер по координации деятельности различных органов власти и
органов, занимающихся определенными аспектами политики в области занятости,
или он должен нести ответственность за их проведение.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны
координировать службу занятости, программы создания и развития занятости,
программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки и системы
выплат пособий по безработице или участвовать в такой координации; они должны
координировать эти различные службы, программы и системы с осуществлением
мер, касающихся общей политики в области занятости, или участвовать в такой
координации.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны нести
ответственность за разработку или содействие разработке методов и процедур
для обеспечения консультаций организаций работодателей и работников или, если
необходимо, представителей работодателей и работников по вопросам политики в
области занятости, а также за содействие их сотрудничеству в осуществлении
такой политики.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны ведать
вопросами планирования рабочей силы или, где это невозможно, должны
участвовать в деятельности органов по планированию рабочей силы через
посредство как официального представительства, так и предоставления
технической информации и советов. Они должны участвовать в координации и
интеграции планов рабочей силы с экономическими планами. Они должны
поддерживать совместные действия работодателей и работников относительно как
краткосрочной, так и долгосрочной политики занятости, при содействии, в
случае необходимости, государственных органов власти и правительственных
учреждений.
Система по регулированию вопросов труда должна включать в себя бесплатные
государственные службы найма и обеспечивать эффективную работу таких служб.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны, если
это предусматривается национальным законодательством и правилами или
национальной практикой, нести или разделять ответственность за управление
государственными фондами, выделяемыми на такие цели, как противодействие
неполной занятости и безработице, регулирование регионального распределения
рабочей силы или содействие и поддержание занятости отдельных категорий
работников, включая проекты занятости для лиц с ограниченной
трудоспособностью.
Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны
участвовать в разработке всесторонней и согласованной политики и программ
развития людских ресурсов, включая профессиональную ориентацию и
профессиональную подготовку, методом и в соответствии с условиями,
установленными национальным законодательством или правилами или национальной
практикой.
Для достижения своих социальных целей система по регулированию вопросов труда
должна в качестве одной из своих важных функций проводить исследования и
поощрять проведение исследований другими.
Нормотворческая деятельность МОТ находит выражение в Конвенциях – особых
законодательных актах рекомендательного характера, определяющих принципы
реализации отдельных положений в сфере труда. Такими конвенциями, например
являются Конвенции [3, с. 88]:
Конвенция №87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы
(вступила в силу с 1950 г.);
Конвенция №95 об охране заработной платы (вступила в силу с 1952 г.);
Конвенция №100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной
ценности (вступила в силу с 1953 г.);
Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий (вступила в силу с
1960 г.);
Конвенция №122 о политике в области занятости (вступила в силу с 1966 г.);
Конвенция №131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом
развивающихся стран (вступила в силу с 1972 г.);
Конвенция №135 о защите прав представителей работников на предприятии и
предоставляемых им возможностях (вступила в силу с 1973 г.).
Дадим краткую характеристику каждой из этих Конвенций.
Конвенция №87 о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы
Основные положения Конвенции:
Работники и работодатели без какого бы то ни было различия имеют право
создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения,
а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения
уставам этих последних (ст. 2).
Организации работников и работодателей имеют право вырабатывать свои уставы и
административные регламенты, свободно выбирать своих представителей,
организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою
программу действий.
Государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного
ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению
(ст.3).
Организации работников и работодателей не подлежат роспуску или временному
запрещению в административном порядке (ст.4).
Организации работников и работодателей имеют право создавать федерации и
конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая такая организация,
федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации
работников и работодателей.
Положения статей 2, 3 и 4 применяются также к федерациям и конфедерациям
организаций работников и работодателей.
Приобретение прав юридического лица организациями работников и работодателей,
их федерациями и конфедерациями не может быть подчинено условиям, способным
воспрепятствовать применению положений статей 2, 3 и 4.
При осуществлении прав, признанных за ними настоящей Конвенцией, работники,
работодатели и их соответственные организации, так же как и другие лица или
организованные коллективы, соблюдают законность.
Национальное законодательство не затрагивает гарантии, предусмотренные
настоящей Конвенцией, и применяется таким образом, чтобы не нарушать их.
Конвенция №95 об охране заработной платы
Основные положения Конвенции №95:
Денежная заработная плата выплачивается исключительно в валюте, имеющей
законное обращение в данной стране, а уплата в форме долговых обязательств,
расписок, купонов или в какой-либо иной форме, якобы соответствующей законной
валюте, запрещается.
Компетентный орган власти может разрешить или предписать выплату заработной
платы банковыми чеками или почтовыми переводами, если такая форма выплаты
является обычной или необходимой ввиду особых обстоятельств или если
коллективный договор или решение арбитражного органа это предусматривают или
при отсутствии таких постановлений, если заинтересованный трудящийся согласен
на это (ст. 3).
Законодательство страны, коллективные договоры и арбитражные решения могут
разрешить частичную выплату заработной платы натурой в тех отраслях
промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или
желательной; выплата заработной платы в виде спиртных напитков с высоким
содержанием алкоголя, а также в виде вредных для организма наркотиков не
разрешается ни при каких обстоятельствах.
В тех случаях, когда разрешается частичная выплата заработной платы в виде
пособия натурой, принимаются соответствующие меры для обеспечения того,
чтобы:
a) подобного рода пособия способствовали личному потреблению
работника и его семьи или приносили ему пользу;
b) стоимость такой выдачи была справедливой и разумной (ст. 4).
Заработная плата выплачивается непосредственно заинтересованному работнику,
за исключением тех случаев, когда иной способ ее выплаты предусматривается
законодательством данной страны, коллективными договорами или арбитражными
решениями или когда имеется личное согласие на то самого работника (ст. 5).
Работодателям запрещается в какой бы то ни было мере стеснять работников в
свободном распоряжении своей заработной платой (ст. 6).
Когда на предприятиях существуют магазины для продажи работникам предметов
первой необходимости или предоставляются другие виды обслуживания, связанного
с предприятием, трудящиеся данного предприятия не будут принуждаться к
пользованию такими магазинами или другими видами обслуживания.
Когда доступ к другим магазинам или видам обслуживания невозможен, компетентным
органом власти принимаются соответствующие меры к тому, чтобы работникам была
предоставлена возможность покупать товары или пользоваться обслуживанием по
справедливым и доступным для них ценам или чтобы магазины, открытые
предприятием, или предоставляемое им обслуживание осуществляли свои функции не
с целью получения предприятием прибыли, а в интересах занятых на нем
работников (ст. 7).
Вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и в
размерах, определяемых законодательством данной страны или устанавливаемых
коллективными договорами или арбитражными решениями.
Работники уведомляются наиболее подходящим по усмотрению компетентных органов
власти образом о том, при каких условиях и в каких размерах могут
производиться такие вычеты (ст. 8).
Запрещаются всякие отчисления из заработной платы, производимые у работников
в пользу работодателя или его представителя или какого-либо посредника
(например, подрядчика или вербовщика) с целью путем прямого или косвенного
вознаграждения обеспечить себе получение или сохранение работы (ст. 9).
Заработная .плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и
пределах, предписываемых национальным законодательством.
Заработная плата охраняется от ареста и цессии в той мере, в какой это
считается необходимым для обеспечения содержания работника и его семьи (ст.
10).
В случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке
работники, занятые на этом предприятии, пользуются положением
привилегированных кредиторов либо в отношении заработной платы, которая им
причитается за услуги, оказанные в предшествовавший банкротству или
ликвидации период, который определяется национальным законодательством, либо
в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы,
предписанной национальным законодательством.
Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит
выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою
долю.
Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную
плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется
национальным законодательством (ст. 11).
Заработная плата выплачивается регулярно. За исключением тех случаев, когда
существуют иные соответствующие способы, обеспечивающие ее выплату в
определенные регулярные сроки, сроки выплаты заработной платы устанавливаются
законодательством данной страны или определяются коллективными договорами или
арбитражными решениями.
По прекращении действия трудового договора окончательный расчет в связи со
всей причитающейся заработной платой производится в соответствии с
законодательством данной страны, коллективным договором или арбитражным
решением или, за отсутствием такого законодательства, договора или решения, в
течение разумного периода времени в зависимости от условий договора (ст. 12).
Выплата заработной платы, когда она производится в деньгах, должна
происходить только в рабочие дни и в самом месте работы или поблизости от
него, если национальное законодательство, коллективный договор или решение
арбитражного органа не предусматривают иного или если другие известные
работникам способы не признаются более целесообразными.
Запрещается производить выплату заработной платы в тавернах или других подобных
заведениях, а также, если необходимо предотвратить злоупотребления, в магазинах
розничной торговли и в местах увеселения, за исключением тех случаев,
когда заработная плата выплачивается работающим в таких учреждениях лицам (ст.
13).
Где это необходимо, принимаются эффективные меры для обеспечения того, чтобы
работники уведомлялись в соответствующей и легко доступной для них форме:
a) до поступления их на работу, а также в тех случаях, когда имеют место
какие-либо перемены, об условиях, касающихся заработной платы, согласно
которым они наняты на работу;
b) при каждой выдаче заработной платы о различных составных частях их
заработной платы за данный период, поскольку они могут подлежать
изменению(ст. 14).
Конвенция №100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности
Термин "вознаграждение" включает в себя обычную, основную или минимальную
заработную плату или обычное, основное или минимальное жалованье и всякое
другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в
натуре работодателем работнику в силу выполнения последним какой-либо работы;
Термин "равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности"
относится к ставкам вознаграждения, определяемым без дискриминации по
признакам пола.
Каждый Член Организации при помощи средств, соответствующих действующим
методам установления ставок вознаграждения, поощряет и, в той мере в какой
это совместимо с указанными методами, обеспечивает применение в отношении
всех работников принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд
равной ценности.
Этот принцип может применяться путем:
a) национального законодательства;
b) системы определения вознаграждения, установленной или признанной
законодательством;
c) коллективных договоров между работодателями и работниками;
d) сочетания этих различных способов (ст.2).
В тех случаях, когда такие действия будут способствовать применению положений
настоящей Конвенции, будут предприняты меры к объективной оценке различных
должностных обязанностей на основе выполняемой работы.
Методы такой оценки могут явиться объектом решений либо властей, компетентных
в области определения ставок вознаграждения, либо сторон, участвующих в
коллективных договорах, если ставки вознаграждения определяются такими
договорами.
Разница в ставках вознаграждения, которая соответствует независимо от пола,
разнице, вытекающей из такой объективной оценки исполняемой работы, не
рассматривается как противоречащая принципу равного вознаграждения мужчин и
женщин за труд равной ценности (ст.3).
Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий
Термин «дискриминация» включает:
a) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку
расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного
происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или
нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
b) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к
уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области
труда и занятий, определяемое соответствующим Членом по консультации с
представительными организациями работодателей и работников, где таковые
существуют, и с другими соответствующими органами.
Любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы,
основанной на специфических требованиях таковой, не считается дискриминацией.
В целях настоящей Конвенции термины «труд» и «занятия» включают доступ к
профессиональному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, а также
оплату и условия труда (ст.1).
Каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе,
обязуется определить и проводить национальную политику, направленную на
поощрение, совместимыми с национальными условиями и практикой методами,
равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью
искоренения всякой дискриминации в отношении таковых (ст.2).
Каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе,
обязуется методами, соответствующими национальным условиям и практике:
a) стремиться обеспечить сотрудничество организаций работодателей и
работников, а также других надлежащих органов в деле содействия принятию и
соблюдению этой политики;
b) ввести такое законодательство и поощрять такие образовательные
программы, которые смогут обеспечить принятие и соблюдение этой политики;
c) отменять всякие законодательные положения и изменять всякие
административные инструкции или практику, несовместимые с этой политикой;
d) проводить установленную политику в области труда под непосредственным
контролем государственной власти;
e) обеспечивать соблюдение установленной политики в деятельности
учреждений по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению
и трудоустройству под руководством государственной власти;
f) указывать в своем ежегодном докладе о применении Конвенции на
мероприятия, проведенные согласно упомянутой политике, и на достигнутые с
помощью этих мероприятий результаты (ст.3).
Любые меры, направленные против лица, в отношении которого имеются
обоснованные подозрения или доказано, что оно занимается деятельностью,
подрывающей безопасность государства, не считаются дискриминацией при
условии, что заинтересованное лицо имеет право обращения в компетентный
орган, созданный в соответствии с национальной практикой (ст.4).
Особые мероприятия по защите и помощи, предусмотренные в других принятых
Международной Конференцией Труда конвенциях и рекомендациях, не считаются
дискриминацией.
Каждый Член Организации может по консультации с представительными
организациями работодателей и работников, где таковые существуют, установить,
что любые другие особые мероприятия, направленные на удовлетворение особых
нужд лиц, которые по соображениям пола, возраста, физической неполноценности,
семейных обстоятельств или социального или культурного уровня обычно
признаются нуждающимися в особой защите или помощи, не будут считаться
дискриминацией (ст.5).
Конвенция №122 о политике в области занятости
В целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня
жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и
неполной занятости каждый Член Организации провозглашает и осуществляет в
качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной,
продуктивной и свободно избранной занятости.
Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:
a) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;
b) такая работа была как можно более продуктивной;
c) существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для
каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и
способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы,
цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения
или социального происхождения.
Эта политика учитывает надлежащим образом стадию и уровень экономического
развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими
экономическими и социальными целями, и она осуществляется с помощью методов,
соответствующих национальным условиям и практике (ст. 1).
Конвенция №131 об установлении минимальной заработной платы с особым
учетом развивающихся стран
Каждый Член Международной Организации Труда обязуется ввести систему
установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих
по найму, условия труда которых делают применение такой системы
целесообразным.
Компетентный орган власти каждой страны с согласия или после исчерпывающей
консультации с заинтересованными представительными организациями
работодателей и работников, где таковые существуют, определяет группы
работающих по найму лиц, на которых распространяется эта система (ст. 1).
Минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению;
неприменение этого положения влечет за собой соответствующие уголовные или
другие санкции в отношении ответственного лица или лиц.
При условии соблюдения положений пункта 1 настоящей статьи полностью
уважается свобода ведения коллективных переговоров (ст. 2).
Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной
платы, включают насколько это возможно и приемлемо в соответствии с
национальной практикой и условиями:
a) потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень
заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и
сравнительный уровень жизни других социальных групп;
b) экономические соображения, включая требования экономического
развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания
высокого уровня занятости (ст. 3).
Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, создает и/или
сохраняет процедуру, учитывающую национальные условия и потребности,
позволяющую устанавливать и время от времени пересматривать минимальную
заработную плату групп работающих по найму лиц, на которых распространяется
действие статьи 1.
В связи с учреждением, применением и изменениями такой процедуры
предусматриваются исчерпывающие консультации с заинтересованными
представительными организациями работников и работодателей или, где таковых
не существует, с заинтересованными представителями работодателей и
работников.
В случаях, когда это соответствует характеру процедуры установления
минимальной заработной платы, предусматривается также непосредственное
участие в ее применении:
a) представителей заинтересованных организаций работодателей и
работникам или, где таковых не существует, заинтересованных представителей
работодателей и работников на равной основе;
b) лиц, обладающих признанной компетенцией для представления общих
интересов страны и назначенных после исчерпывающей консультации с
заинтересованными представительными организациями работодателей и работников,
где таковые существуют и где такие консультации соответствуют национальному
законодательству или практике (ст.4).
Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной
заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая
инспекция, дополненная другими необходимыми мерами (ст.5).
Конвенция №135 о защите прав представителей работников на предприятии и
предоставляемых им возможностях
Представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от
любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение,
основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей
работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной
деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим
законодательством или коллективными договорами или другими совместно
согласованными условиями (ст.1).
Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие
возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.
В связи с этим учитываются особенности системы трудовых отношений данной
страны и потребности, размер и возможности соответствующего предприятия.
Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы
соответствующего предприятия (ст.2).
В целях настоящей Конвенции термин “представители работников”' означает лиц,
которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или
практикой, будь то:
a) представители профессиональных союзов, а именно представители,
назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких
профсоюзов; или
b) выборные представители, а именно представители, свободно избранные
работниками предприятия в соответствии с положениями национального
законодательства или правил или коллективных договоров, и функции которых не
включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы
профессиональных союзов в соответствующей стране (ст. 3).
Национальное законодательство или правила, коллективные договоры, арбитражные
или судебные решения, могут определять категорию или категории представителей
работников, за которыми признается право на защиту и возможности,
предусмотренные в Конвенции (ст. 4)
Когда на одном и том же предприятии существуют как представители
профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты
соответствующие меры, когда это необходимо, для того, чтобы наличие выборных
представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных
профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять
сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными
представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями (ст. 5).
2. Охарактеризовать экономические законы, регулирующие распределительные
отношения в рыночной экономике.
Рыночная экономика (или рыночное хозяйство) — это система хозяйствования,
базирующаяся на экономическом обособлении ее субъектов, пользующихся свободой
выбора способов реализации своих экономических интересов. Понимая, что в
условиях свободы хозяйственной деятельности и торговли некоторые индивиды
могут договариваться о повышении цен, а отдельные субъекты хозяйствования
будут стремиться к неограниченному присвоению прибыли, А. Смит утверждал, что
интересы и первых, и вторых способна в определенной мере гармонизировать
конкуренция, являющаяся регулятором личного эгоизма. Именно благодаря
конкуренции достигается экономическое равновесие. Выравнивается спрос и
предложение, то есть происходит саморегулирование экономики.
В рыночной экономике государству принадлежит второстепенная роль, оно
выполняет лишь те функции, которые не в состоянии выполнить отдельный
индивид. Такими функциями являются организация общественного порядка,
государственной почтовой службы, осуществление обязательного школьного
обучения, обеспечение национальной обороны, эмиссия крупных банкнот,
строительство некоторых общественных сооружений (дорог, мостов и др.) и
поддержание их в надлежащем состоянии.
Со времени своего возникновения теория рыночной экономики претерпела
существенные изменения. Так, концепция социального рыночного хозяйства,
основоположниками которой являются Л. Эрхард и В. Ойкен, значительно
отличается от теории классического либерального хозяйства — концепции
рыночной экономики, где государству отводилась роль «ночного сторожа». Л.
Эрхард и В. Ойкен считают, что перед современным государством стоят сегодня
огромные задачи, что в середине XX в. возможность освободить государство от
обязанностей маловероятна. Одной из наиболее важных задач государства, по
мнению Л. Эрхарда, является обеспечение свободной конкуренции. Свободная
собственная инициатива и конкуренция должны сочетаться с активной ролью
государства в хозяйственной жизни. Ведущая форма проявления свободы, по Л.
Эрхарду, — свобода потребления, которая логически дополняется свободой
предпринимателя производить и продавать продукты, отвечающие спросу [1, с.
23].
Важнейший критерий социального рыночного хозяйства, сочетающего рыночные и
социальные принципы, — установление эффективного хозяйственного порядка, при
котором на основе роста производительности труда снижаются цены, повышается
реальная заработная плата. Благодаря конкуренции как наиболее эффективному
способу достижения и обеспечения благосостояния, Можно достичь социализации
прогресса и прибыли. Другим критерием выступает оптимальное сочетание
рыночной экономики и планового хозяйства (централизованно регулируемая
система экономики). Некоторые немецкие авторы социальное рыночное хозяйство
определяют как современную форму экономической организации рыночного типа с
налаженным механизмом государственного регулирования, соответствующей
институциональной структурой и системой социальной защиты населения.
Наряду с теорией социального рыночного хозяйства, в середине XX в. возникают
и иные концепции и теории, в которых признается необходимость активного
вмешательства государства в экономические процессы. В частности, в теории
смешанной экономики обосновывается необходимость оптимального сочетания
частной и государственной собственности (особенно, когда речь идет о социал-
реформистском варианте такой экономики). В этом заключается одно из ее
отличий от теории социального рыночного хозяйства, основывающейся на
признании приоритета частной собственности. Второе существенное отличие
данных теорий состоит в том, что если, по мнению Л. Эрхарда, для достижения
социальной направленности экономики нужно поднимать производство, а не
совершенствовать распределение, то, по утверждению одного из представителей
теории смешанной экономики Э. Хансена, главной функцией «государства
благосостояния» выступает именно перераспределение произведенного дохода.
Другой важной функцией такого государства является осуществление тех или иных
форм национального планирования.
Отрицать необходимость всемерного совершенствования процессов распределения и
перераспределения значительной части национального дохода через центральный
(федеральный) бюджет, как это делал Л. Эрхард, значит, выступать против
объективного хода экономического развития человечества, занимать
антигуманные, регрессивные позиции как в теории, так и на практике.
Критерии классификации экономических систем. Как видим, при
классификации основных типов современных экономических систем используются
различные критерии. Определяющим является собственность, прежде всего, на
средства производства. Приоритет данного критерия обусловлен, во-первых, тем,
что собственность — это многоплановая социологическая категория, отражающая
практически весь спектр отношений, в которые вступают между собой индивиды,
коллективы, классы, государство и другие субъекты. Во-вторых, от типа
экономической собственности (на средства производства, результаты труда,
управление собственностью· и др.) зависит социально-экономический прогресс в
обществе, формирование действенных стимулов к труду. В-третьих, всестороннее
развитие человека предполагает прогресс не только человека-работника, но и
человека-собственника.
Но такой подход правомерен преимущественно для стран Западной Европы, он не
распространяется на Китай, Индию и ряд других стран. Критерий собственности
не отрицают отдельные западные ученые. Однако американский социолог Д. Белл,
отмечая, что размежевание стран и обществ проходит по оси собственности,
считает данный критерий несовершенным и предлагает вместо него критерий
производства и использования различных видов знаний.
Дополнением к критерию собственности являются наличие и степень развития
товарно-денежных отношений. В этом случае различают натуральное и товарное
производства, рыночную, командную, или административно-командную экономики и
др. В данной классификации одновременно используется критерий регулирования
экономики (централизованного или рыночного).
Некоторые западные ученые критериями классификации обществ называют развитие
промышленности, применение науки, при этом выделяют доиндустриальное
(аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества. Существует также
классификация обществ с точки зрения новых элементов производительных сил,
согласно которой западными учеными разграничиваются информационное,
кибернетическое, технотронное общества и др. Подобный подход, однако,
является односторонним, поскольку не отвечает требованиям системного метода.
Аналогичный недостаток свойствен классификациям, в которых делаются попытки
объединить критерии отдельных элементов производительных сил и отдельных
сторон собственности. Так, в частности, выделяется «организованный
капитализм», или «народный капитализм», где в качестве критерия классификации
используется владение частью наемных работников акциями предприятий.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о целесообразности использования
интегрального показателя, сочетающего в себе сущностные характеристики как
отношений собственности, так и системы производительных сил. В конечном счете
более развитая экономическая система должна превзойти предыдущую по уровню
производительности труда.
Критериям научности отвечает выделение в пределах определенных экономических
систем отдельных стадий, ступеней и т. п.
Соединением частной и государственной форм собственности, плана и рынка,
является смешанная экономика, возникшая в первые десятилетия XX в. Различают
три основных варианта данной модели экономики: 1) консервативный; 2)
либеральный; 3) социал-реформистский. Каждый из них, в зависимости от
особенностей экономического, социального, политического, национального,
исторического развития той или иной страны, приобретает свои особенные,
специфические признаки. При этом в процессе эволюции социально-экономической
системы происходит их взаимообогащение, наполнение элементами качественно
нового содержания. В пределах отдельных вариантных моделей смешанной
экономики выделяют различные течения, школы.
При консервативном варианте смешанной экономики (его теоретики — Л. Мизес, Ф.
Хайек, М. Фридмен и др.) происходит ограниченное вмешательство государства в
макроэкономические процессы с целью создания благоприятных условий для
развития частного сектора, рыночных рычагов саморегулирования экономики [2,
с. 48].
В соответствии с либеральным вариантом смешанной экономики необходимы:
институциональные и социальные реформы, рациональное взаимодействие частного
и государственного секторов, внедрение системы национального планирования,
подчинение частного сектора интересам развития общества, осуществление
постепенной социализации экономики. Наиболее известными исследователями этой
вариантной модели являются американские экономисты Дж. Гэлбрейт, Р.
Хейлброннер и др.
Цель социал-реформистского варианта смешанной »экономики — достижение
оптимального сочетания децентрализма и централизма, планирования. и рынка,
индивидуальных и коллективных форм собственности для постепенной
трансформации капитализма в более прогрессивное общество. Его представители —
теоретики лейбористской партии Великобритании, авторы концепции
демократического социализма.
У последних двух вариантов смешанной экономики много общего. В частности, их
сторонники выступают за прямое вмешательство государства в экономику в
общественных интересах, значительное развитие государственного сектора,
приоритет коллективных и общественных интересов в сравнении с индивидуальными
и др.
По своему социально-экономическому содержанию консервативный вариант
смешанной экономики отделяет от либерального и социал-реформистского глубокая
пропасть. Теоретики этого направления выступают против плановых начал в
экономике (Хайек, например, называет планирование рабством).
Представители немецкой исторической школы (Г. Шмоллер, Б. Вернер, В. Зомбарт
и др.) в последней четверти XIX в. выступали за государственное вмешательство
в экономику с целью ее модернизации, за проведение социальных реформ.
Институционалисты Т. Веблен, А. Гобсон, Д. Коммонс, резко критикуя
неоклассическую теорию рыночного равновесия с ее методологическим принципом
предельной полезности, утверждали, что рынок является лишь одним из
экономических институтов, наряду с такими институтами, как корпорация,
государство. Важнейшим из них они считали государство, которое проводит
активную социальную политику, применяет индикативное планирование и
регулирование хозяйственной жизни. Институционалисты выступали за
установление социального контроля и построение государства социального
благоденствия, за ограничение частной собственности. По их мнению,
государство будучи нейтральной силой должно осуществлять социальный контроль
за экономикой, проводить трансформацию социально-экономической системы. Двумя
наиболее важными элементами этой системы они называли формы собственности и
механизм распределения (или аллокации) ресурсов как основу для типологизации
экономических систем. Антиподами собственности они считали частную и
государственную, а промежуточными формами — различные варианты их сочетания,
антиподами механизма распределения ресурсов — стихийно-рыночное регулирование
и государственное централизованное планирование и различные формы их
сочетания. В зависимости от сочетания централизма и децентрализма, формы
вмешательства государства в экономику можно существенно менять механизм
распределения ресурсов и доходов.
Проблемам функционирования модели смешанной экономики уделено значительное
место в кейнсианской теории. В противовес неоклассическому направлению,
представители которого утверждали, что рыночные механизмы самоуправления
экономики несовместимы с государственным централизованным управлением, Дж.
Кейнс разработал механизм активного государственного регулирования экономики
с использованием рыночных рычагов. В его теорию органично включены такие
методы непосредственного вмешательства государства в макроэкономические
процессы, как государственная собственность, организация общественных работ,
предоставление субсидий частным компаниям и др., которые являются признаками
социализации экономики. Подобный характер, кстати, носили меры американского
президента Ф. Рузвельта по выводу экономики из кризиса 1929-1933 гг.,
основанные на рекомендациях кейнсианской теории.
Модель смешанной экономики обогатилась элементами нового содержания благодаря
неоклассическому синтезу — обобщающей экономической концепции, в которой
соединились рациональные аспекты теории ценообразования и распределения
доходов в пределах неоклассического направления с положениями теории
макроэкономического равновесия и роста национального дохода в рамках
кейнсианского направления. Наиболее известные представители неоклассического
синтеза — П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Э. Хансен и др. — отстаивали необходимость
государственного вмешательства в экономику через использование различных
методов антицикличного регулирования (прежде всего, совокупного спроса) с
целью достижения общего равновесия экономической системы, ее
сбалансированности на макро- и микроэкономическом уровнях. В качестве главных
условий достижения такого равновесия они рассматривали равенство инвестиций и
сбережений, а также спроса на ликвидность и денежной массы.
Важнейшими формами социализации собственности социал-реформистские теоретики
называют прямое огосударствление отдельных отраслей или крупных компаний
путем национализации, строительство государственных предприятий и развитие на
этой основе государственного предпринимательства, создание совместных
государственно-частных компаний. При этом необходимо обеспечить условия для
развития государственной собственности в общественных интересах. К ним, в
частности, относятся демократизация контроля и управления данной формой
собственности, наличие демократических институтов, политического плюрализма и
др. При их отсутствии государственная собственность может способствовать
усилению монополизации экономики. Необходимым условием социализации экономики
является превращение коллективной собственности в основу разветвленной
системы демократического планирования.
Значительное распространение в некоторых странах Запада приобрели
реформаторские идеи социализации капиталистической экономики через
осуществление общего (смешанного) государственно-частного
предпринимательства, в частности, влияния государства на инвестиционную,
ценовую, промышленную политику крупных частных предприятий, благодаря чему
происходит расширение доли государственного капитала. Этот путь
предпочтительнее национализации отдельных предприятий и отраслей. По мнению
реформаторских теоретиков, целесообразно также создание специальных
государственных финансовых институтов, скупающих контрольные пакеты акций
отдельных крупных компаний в ключевых отраслях народного хозяйства с целью
управления ими в общенациональных интересах.
Левые социал-демократы в качестве методов социализации капиталистической
экономики не без оснований предлагают активно развивать такие
децентрализованные формы общественной собственности, как региональная,
муниципальная, коммунальная, а также профсоюзная, кооперативная и другие
формы коллективной собственности, ассоциации мелких предприятий и др. Это, по
их мнению, способствуют развитию самоуправления, привлечению трудящихся к
управлению собственностью.
К важнейшим направлениям социализации экономики относится воздействие
государства на инвестиционную деятельность и распределение доходов. Влияние
на инвестиционную деятельность осуществляется через налоги, кредиты,
предоставление займов, субсидий, государственные закупки товаров и услуг,
контроль за качеством продукции, условиями труда, заработной платой и
капиталовложениями и др. Влияние на распределение доходов осуществляется
через механизм трансфертных затрат, контроль за ценами, заработной платой,
дивидендами, распределением сырья, потребительским кредитом и др. Некоторые
из этих рычагов прямо или опосредованно касаются как инвестиционной
деятельности, так и распределения доходов.
Средствами социализации экономики являются организация общенационального и
регионального регулирования и планирования народного хозяйства
(макроэкономическое регулирование), контроль за стандартами качества
продукции, заключение контрактов между государством и отдельными компаниями,
отраслевыми ассоциациями предпринимателей, селективное влияние на развитие
отдельных· отраслей, экономическую конъюнктуру на отдельных· рынках и др.
(микроэкономическое регулирование), а также осуществление институциональных
реформ через механизм усиления общественного ревизорского надзора, введение в
состав руководства крупными компаниями представителей государства,
профсоюзов, потребителей, совершенствование антимонопольного
законодательства, принятие новых уставов деятельности крупных корпораций и
др.
Чрезвычайно важное значение в числе этих мер имеет процесс демократизации
планирования, подчинение его общественным интересам, а также демократизации
управления на макро- и микроуровнях. С помощью плана формируется модель
социально-экономического развития страны, осуществляется макроэкономическое
регулирование народного хозяйства, а с помощью рыночных рычагов
саморегулирования экономики — регулирование и коррегирование пропорций между
спросом и предложением только на отдельные товары и услуги. Демократизация
процесса планирования позволяет осуществлять демократические преобразования в
государственном секторе и реформировать частный сектор, направлять развитие
гигантских монополий в русло общенациональных интересов, а в перспективе —
постепенно, без тотального огосударствления трансформировать смешанную
экономику в общество, которое основывается на плюрализме форм собственности и
регулирующих механизмов.
С введением демократического планирования в инвестиционной деятельности
должны произойти коренные изменения в структуре производства и распределении
доходов. Решающую роль в инвестиционном процессе должны играть
государственные капиталовложения, и, прежде всего, инвестиции в социальную
сферу, научные исследования и разработки, связанные с новой техникой. Это, по
мнению сторонников радикально-реформистской модели смешанной экономики,
станет средством комплексного решения проблем инфляции и безработицы. Важное
место в демократическом планировании отведено механизму заключения контрактов
между государством и частными компаниями, с помощью которого осуществляется
согласование макроэкономического регулирования с микроэкономическим, а также
устанавливается необходимый общественный контроль за крупными компаниями (за
формированием затрат производства и цен, системой отчетности и т. д.). Кроме
того, контрактная система считается эффективным средством совершенствования
экономических отношений в пределах государственного сектора экономики,
повышения эффективности функционирования государственных предприятий,
усиления их финансово-оперативной самостоятельности, конкурентоспособности.
Так, в случае выполнения заданий государственных органов, которые не приносят
экономической выгоды, государственные предприятия должны получать
соответствующую компенсацию. К этому методу, в частности, намерена прибегнуть
лейбористская партия Великобритании, социалистическая партия Франции [1, с.
32].
В модели смешанной экономики важная роль отводится эффективному
функционированию мелких и средних предприятий.
Несмотря на значительные успехи развитых стран мира, в экономических системах
которых воплощены отдельные варианты и формы модели смешанной экономики, эти
системы далеко не совершенны, так как допускают значительную растрату
человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Десятки миллионов людей в
развитых странах мира живут в нищете, на грани физического выживания. Это
диктует необходимость поиска собственной, более совершенной модели социально-
экономического развития. Такой моделью, как представляется, может стать
модель народной экономики.
Народная экономика. Народная экономика представляет собой
экономическую систему, ориентированную на потребности и интересы людей труда,
которая основывается на доминировании трудовой коллективной собственности,
принципах самоуправления и всесторонней социальной защиты трудящихся с
использованием других форм собственности, включая частную, и национального
(наднационального) экономического планирования [1, с. 33]. Такое планирование
предполагает использование планов императивного характера для государственного
сектора и индикативного — для негосударственного, разработку целевых
комплексных программ по приоритетным направлениям развития народного хозяйства,
а также преобладание экономических методов регулирования и территориального
комплексного управления вместо отраслевого. К основным средствам реализации
национального демократического экономического планирования относятся научно
обоснованная промышленная, структурная, инновационная, налоговая,
финансово-кредитная, региональная, амортизационная и другие формы политики. В
целом, такое планирование предусматривает рациональное сочетание
государственного регулирования с рыночными рычагами саморегулирования при
доминировании первого.
Приоритет трудовой коллективной собственности в народной экономике обусловлен
коллективным характером труда, объективной потребностью производительных сил
в преодолении отчуждения наемных работников от средств производства, а также
преобладанием коллективных ценностей в современном обществе. Подтверждением
этого являются два основных вывода, сделанных на международной конференции
ООН по вопросам окружающей среды и будущего развития цивилизации, проходившей
в июне 1992 г.: 1) о невозможности спасения человечества в рамках рыночной
системы, движущая сила которой — частная собственность; 2) о необходимости
выработки человечеством новой модели социально-экономического развития,
которая опиралась бы на рычаги централизованного регулирования на уровне
отдельного государства и мирового содружества в целом.
Как показывает практика, в современных условиях трудовая коллективная
собственность — наиболее эффективная форма собственности. Так, в США переход
ряда предприятий к данной форме собственности автоматически обусловил рост
производительности труда в сравнении со средними показателями в
соответствующих отраслях на 10-15 %, прибыли — на 50 % [2, с. 85]. По оценкам
специалистов, к 2000 г. в США до 25 % работников могут стать владельцами тех
предприятий, на которых они работают. В Италии в кооперативах
производительность труда на треть выше, а текучесть кадров — в 2,5 раза ниже,
чем в частных фирмах. При этом там вдвое меньше прогулов, практически не
бывает забастовок, значительно меньше численность управленческого персонала.
Эти данные подтверждают неоспоримую истину: на себя человек всегда работает
лучше, чем на эксплуататора (в лице государства, или предпринимателя).
Показательны в данном отношении результаты опроса, проведенного в США среди
работников предприятий различных форм собственности. 66 % работников от
общего числа опрошенных изъявили желание работать на фирмах, которые
контролируются самими трудящимися, и только 20 % — в частных компаниях, 80 %
взрослых американцев считают, что рабочие-собственники с большим вниманием
относятся к финансовому положению своих предприятий, к качеству товаров и
услуг, которые ими производятся и предоставляются. Учитывая все эти факторы,
и республиканцы, и демократы поддерживают общенациональное законодательство,
которое стимулирует собственность работников.
Преимущество народных предприятий по сравнению с другими типами предприятий
состоит в том, что активной движущей силой их развития становятся интересы
всех работников. На частных предприятиях такой силой является только интерес
частного владельца, а интересы других работников частично привлекаются через
механизм экономического принуждения к труду, создание предпринимателем
системы материальных и моральных стимулов к труду, а также административных
рычагов. Однако даже в условиях действия наиболее совершенных стимулов к
труду работник более изобретательно и интенсивно будет трудиться на себя, а
не на другого собственника, а значит, на своем поле, заводе, фабрике.
Народная экономика предусматривает создание стабильной и высокоэффективной
системы стимулов к труду на уровне как отдельного работника, так и
предприятия или организации в целом» где рационально сочетались бы
индивидуальные, коллективные и общественные интересы. Такими стимулами на
уровне отдельного работника выступают: а) превращение его в личного
собственника; б) постепенное создание условий труда и его оплаты, аналогичных
тем, которые существуют в наиболее развитых странах Запада; в) формирование
работника как совладельца народного предприятия через владение им долей акций
и присвоение определенной суммы дивидендов; г) внедрение прогрессивных форм
организации труда и заработной платы в зависимости от конечных результатов.
Стабильные и динамичные стимулы к труду на уровне отдельного предприятия
обеспечиваются наличием у трудового коллектива собственности на средства
производства на данном предприятии; на большую часть созданного им продукта,
экономической власти, реализуемой в форме принятия решений об уровне
инвестиций, согласования с органами государственной власти цен на
изготовленную продукцию, выборов руководства предприятий, участия в
управлении коллективной собственностью; широких и обоснованных программ
социальной защиты работников предприятия, подготовки кадров и т.п. Свою роль
играет также создание на коллективных предприятиях особой системы стимулов к
труду у менеджеров. Оптимальное сочетание личных и коллективных интересов
формирует новую производительную силу, рождает качественно новые стимулы к
высококвалифицированной работе.
Движущими силами развития общественных интересов должны стать создание
эффективных стимулов к труду у работников государственного сектора путем
использования названных методов; предоставление наиболее способным менеджерам
государственных предприятий права быть их совладельцами; создание
конкурентной среды между другими формами собственности и предпринимательской
деятельности; внедрение акционерных отношений; наличие краткосрочных и
долгосрочных планов развития государственного сектора и права парламентского
контроля за их осуществлением.
3. Практическое задание
В отчетном периоде уровень безработицы составил 11,9%. Известно, что он вырос
на 0,8% по сравнению с предыдущим годом. При этом численность экономически
активного населения не изменилась. Какой уровень безработицы был в базисном
году?
Решение
Численность экономически активного населения – это числитель, к которому
приводится численность безработных с целью определения уровня безработицы.
Так, уровень безработицы отчетного года 11,9% означает, что 11,9%
экономически активного населения имели статус безработных. Зная темп прироста
безработицы, мы можем определить ее уровень в базисном периоде, учитывая тот
факт, что поскольку численность экономически активного населения не
изменилась с базисного периода, то все изменение уровня безработицы
обеспечивалось только за счет изменения численности безработных.
Темп прироста 0,8% означает, что темп роста численности безработных составил
100,8%. Отсюда мы можем рассчитать уровень безработицы в базисном периоде:
.
Следовательно, в базисном периоде уровень безработицы составлял 11,81%.
Литература
1. Башнянін Г.І., Лазур П.Ю., Медведєв В.С. Політична економія:
Підручник: В 2 частинах. – К.: Ельга, Ніка-Центр, 2002. – 528 с.
2. Бункина М.К., Семенова В.А. Макроэкономика: Основы экономической
полититки: Учебное пособие. – М.: Издательство «ДИС», 2003. – 320 с.
3. Самойлов. П.Л., Власенко А.А. Экономика труда: конспект лекций. –
К.:МАУП, 2001. – 128 с.
4. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред.
Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 736 с.
|