Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Контрольная: Государственное регулирование развития Сибирского региона

Государственное регулирование развития Сибири на современном этапе.

Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной

экономики инновационного типа, интегрированной в евро-азиатское экономическое

пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического

положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно-

технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем в последнее

время наметилась тенденция оттока населения из Сибири и относительного

замедления темпов экономического развития региона.

Определение долгосрочных ориентиров экономического развития и принципов

государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили

бы реализовать стратегические интересы России является приоритетным

направлением в регулировании развития Сибирского федерального округа сегодня.

Ключевым документом, обозначающим позицию Правительства России является

Стратегия экономического развития Сибири от 7 июня 2002 г. N 765-р, в

которой предписано, что Федеральным органам исполнительной власти при

разработке нормативных правовых актов в сфере экономического развития Сибири

необходимо руководствоваться положениями Стратегии экономического развития

Сибири, а также рекомендовано органам государственной власти субъектов

Российской Федерации, расположенных в Сибири, при разработке региональных

программ социально-экономического развития руководствоваться положениями

Стратегии экономического развития Сибири.

Рассмотрим основные направления развития Сибири на ближайшее будущее.

Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития

Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный

потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых.

Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77 процентов

российских запасов, природного газа - 85 процентов, угля - 80 процентов, меди

- 70 процентов, никеля -68 процентов, свинца - 85 процентов, цинка - 77

процентов, молибдена -82 процента, золота - 41 процент и металлов платиновой

группы -99 процентов.

Гидроэнергетические ресурсы Сибири составляют 45 процентов

гидроэлектроэнергетического потенциала России, биологические - около 9

процентов мировых запасов древесины и более 41 процента российских запасов.

Другим важным фактором экономического развития Сибири является ее

сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-

образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная

промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и

металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает

более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских

отделений Российской академии наук. Российской академии медицинских наук.

Российской академии сельскохозяйственных наук, министерств и ведомств, более

100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить

потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах.

Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты

на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская

наукоемкая продукция сможет конкурировать с

продукцией других регионов.

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается

неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих экономическое

развитие Сибири, относятся следующие:

· качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные крупные

нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся на поздней стадии

разработки, когда происходит падение уровня добычи нефти и газа. Доля

трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 55-60 процентов и продолжает

расти. Некоторые месторождения практически исчерпаны; высокие затраты на

транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более

развитой европейской части России и промышленно развитых стран Европы и

Азиатско-тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в самой Сибири и

недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры;

· повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на

производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических

условий;

· отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном

уровне.

Приоритетами при реализации положений Стратегии являются:

· обеспечение развития сырьевых производств с целью их стабилизации на

российском и внешних рынках природных ресурсов и притока финансовых средств.

Важнейшими стратегическими ресурсами Сибири являются нефть, газ, частично

уголь, цветные и благородные металлы;

· развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;

· развитие транспортной инфраструктуры как основы сбалансированного

социально-экономического развития Сибири, интеграции в мировое экономическое

пространство и улучшения инвестиционного климата сибирских регионов;

· повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение издержек

на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах в первую очередь за

счет интенсификации энергосбережения;

· оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера и

приравненных к ним местностях с целью снижения нерациональных расходов

бюджетов всех уровней, предприятий и организаций.

Реализация положений рассматриваемого документа предусматривает достижение

следующих основных целей:

1. снижение негативного влияния неблагоприятных природно-климатических

условий и экономико-географического положения на социально-экономическое

развитие Сибири, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры и

создания оптимальной системы расселения;

2. повышение инвестиционной привлекательности сибирских регионов;

3. обеспечение устойчивого развития "сырьевых" регионов; повышение роли

"не сырьевого" сектора в экономике Сибири, развитие производства наукоемкой

продукции;

4. повышение уровня жизни населения сибирских регионов; обеспечение

геополитических и экономических интересов России.

Достижение намеченных целей планируется осуществить в 3 этапа. На первом

этапе (2002-2004 годы) на основе Программы социально-экономического развития

Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и плана

мероприятий по ее реализации будут созданы организационно-экономические и

институциональные условия для осуществления глубоких преобразований в

экономике Сибири.

Стимулирование развития ведущих отраслей экономики будет проводиться в рамках

федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы

и на перспективу до 2010 года, "Модернизация транспортной системы России

(2002-2010 годы)", "Электронная Россия (2002-2010 годы)", "Экология и

природные ресурсы России (2002-2010 годы)" и других. Ресурсное обеспечение

этих программ будет распределяться в зависимости от приоритетности конкретных

направлений.

Ежегодно будет осуществляться подготовка предложений по отбору объектов для

финансирования за счет средств федерального бюджета в рамках реализации

федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом

развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". В

эти же годы в субъектах Российской Федерации должны быть приняты региональные

программы социально-экономического развития.

На втором этапе (2005-2010 годы) будет обеспечено проведение реструктуризации

и модернизации экономики Сибири, а также достижение оптимальных темпов

экономического развития региона.

На третьем этапе (2011-2020 годы) исходя из общего улучшения экономической

ситуации в стране, разработки новых инструментов федеральной экономической

политики в отношении проблемных регионов предполагается достижение наибольших

результатов в сокращении дифференциации отдельных регионов Сибири по уровню

их экономического развития.

Освоение природных ресурсов предполагает не только добычу, переработку и

транспортировку ресурсов, но и проведение широкого комплекса

природохозяйственных мероприятий, в том числе в области лесохозяйственной,

водохозяйственной и природоохранной деятельности. Эффективность использования

природных ресурсов непосредственно связана с технологической модернизацией

промышленности и внедрением новых технологий.

Основными целями в области освоения природных ресурсов являются:

· увеличение нефтеотдачи пластов, повышение коэффициента извлечения

газа и газового конденсата, добыча и использование низконапорного газа;

· углубление переработки углеводородного сырья и производство

высококачественных топлив и масел, современных полимерных материалов;

· высокоэффективное и экологически чистое сжигание топлива при

производстве тепло- и электроэнергии;

· полное извлечение ценных химических компонентов (этансодержащие,

гелийсодержащие газы и др.);

· облагораживание углей, утилизация метана угольных пластов;

· комплексное использование многокомпонентных руд цветных и

редкоземельных металлов.

Основное место в природно-ресурсном потенциале Сибири принадлежит топливно-

энергетическим ресурсам.

Одним из основных направлений оптимизации использования ресурсного потенциала

должно стать совершенствование системы налогообложения предприятий

минерально-сырьевого сектора экономики.

Ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при условии осуществления

инвестиций в соответствующих объемах) обеспечить ежегодную добычу нефти с

газовым конденсатом на месторождениях в Западной Сибири в объемах до 255-270

млн. тонн (в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе - до 200-220 млн.

тонн, в Ямало-Ненецком автономном округе - до 40-50 млн. тонн, в Томской

области - до 12-15 млн. тонн), освоение месторождений юга Тюменской области,

Новосибирской и Омской областей, а также добычу газа - до 620-670 млрд.куб.

метров (в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе -до 580-635 млрд.куб.

метров).

Ухудшение качества сырьевой базы Западной Сибири в перспективе потребует

создания новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири. Геологические

условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной

Сибири до 40-50 млн. тонн в год, газа -до 70-80 млрд.куб. метров в год.

Потенциальные возможности добычи угля в Сибири составляют до 400 млн. тонн в

год.

Уровень добычи топливно-энергетических ресурсов в перспективе будет

определяться внутренним спросом, уровнем мировых цен, параметрами Налогового

режима, научно-техническими инновациями в разведке и разработке месторождений

полезных ископаемых, а также объемом прироста запасов и качеством разведанной

сырьевой базы.

Главными задачами геолого-разведочных работ являются:

· расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы,

обеспечивающее устойчивое развитие добывающих отраслей промышленности;

· геолого-геофизическое изучение территорий и акваторий региона с

целью выявления новых перспективных месторождений полезных ископаемых для

формирования минерально-сырьевой базы на средне- и долгосрочную перспективу.

Основная часть геолого-разведочных работ будет проводиться компаниями-

недропользователями в соответствии с действующими и уточненными условиями

пользования недрами. Одновременно необходимо обеспечить проведение работ по

геологическому изучению недр. Предполагается, что органы исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии

заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), разработают и

реализуют региональные программы проведения работ по геологическому изучению

недр в районах приоритетного развития нефтяной и газовой. промышленности на

основе федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России

(2002-2010 годы)".

Для привлечения потенциальных инвесторов и освоения природных ресурсов Сибири

необходимо:

· строительство новых и продолжение имеющихся ответвлений от

Транссиба, БАМа, автомагистралей "Байкал" и "Амур" к месторождениям полезных

ископаемых;

· развитие системы транспорта углеводородов и создание новых

маршрутов; развитие западного сектора Северного морского пути, работающего в

режиме продленной навигации, восстановление и дальнейшее развитие

ледокольного и транспортного флота, совершенствование навигационного и

гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных навигационных

спутниковых систем;

· оптимизация транспортной системы с использованием внутренних водных

путей для обеспечения сообщения с отдаленными северными районами. Сооружение

магистральных нефте- и газопроводов "Запад-Восток" экспортного направления

будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-

Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие

стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран

Азиатско-тихоокеанского региона.

Целями государственного регулирования лесохозяйственной деятельности являются

охрана, зашита и воспроизводство лесного фонда, позволяющие обеспечить

устойчивое лесопользование, исключение возможности проведения незаконных

лесозаготовок.

Совершенствование государственного регулирования лесохозяйственной

деятельности должно проводиться по следующим направлениям:

· развитие конкурентных методов предоставления участков лесного

фонда Российской Федерации лесопользователям;

· охрана, защита и воспроизводство лесного фонда.

Для достижения намеченных целей органам исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии федеральных органов

исполнительной власти), целесообразно разработать и реализовать комплекс

мероприятий по перестройке лесопромышленного комплекса Сибири и коренному

повышению эффективности его деятельности.

В Сибири транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри

региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и

межрегиональных, а также транзитных международных перевозок по Транссибирской

магистрали (транспортный коридор "Транссиб"). Северные районы в значительной

мере зависят от функционирования Северного морского пути.

Развитие транспортных коридоров позволит существенно снизить транспортные

издержки сибирских предприятий и организаций. Основной комплекс мероприятий

по развитию транспортной инфраструктуры Сибири будет реализован на основе

федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России

(2002-2010 годы)".

Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее

освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий

страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном,

Монголией, Китаем, а в перспективе -с Корейским полуостровом и Японией.

Основой коридора являются Транссибирская магистраль, автомагистрали "Байкал",

"Амур" (строящиеся в настоящее время) и "Уссури".

В числе основных мероприятий по развитию транспортного коридора "Транссиб"

предполагается завершить работы по строительству Нанчхульского тоннеля под

второй главный путь в направлении Абакан -Новокузнецк, по обустройству

пограничных переходов на границе с Казахстаном, Монголией (станции Наушки и

Ташанта) и Китаем (станция Забайкальск), по реконструкции федеральных

автодорог "Байкал", "Енисей", Чита - Забайкальск - государственная граница,

Тюмень -Ялуторовск - Ишим - Омск.

В отдаленной перспективе Северный транспортный коридор свяжет северо-

восточные районы европейской части страны с Дальним Востоком (от берегов

Баренцева моря до порта Ванино на берегу Татарского пролива). Основой

коридора станет северо-российская евразийская магистраль БАМ - Севсиб -

Баренцкомур (Баренцево море - Республика Коми - Урал).

Арктический (межокеанический) коридор простирается по Северному Ледовитому

океану вдоль побережья России. Основу его образует Северный морской путь.

Коридор в первую очередь предназначен для обслуживания российских регионов, в

том числе обеспечения северного завоза. Требуется осуществлять поддержание

необходимых глубин и габаритов судового хода на эксплуатируемых участках

бассейнов рек Обь, Иртыш и Енисей, а также в верховьях реки Лены.

Предполагается развитие активно осваиваемых трансконтинентальных

авиамаршрутов Европа - Азия, Азия - Северная Америка. Использование этих

маршрутов для развития Сибири возможно при условии создания на ее территории

системы грузопассажирских аэропортов международного класса, которые могут

стать пунктами распределения и перевалки грузов, а также пересадки

пассажиров. В целях развития сети аэропортов в Сибири предусматриваются

реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, грузовых

складов и других объектов в аэропортах городов Новосибирск (Толмачево),

Норильск, Красноярск (Емельянове), строительство комплекса аэропорта в г.

Омске (Федоровка).

Первоочередная задача развития инфраструктуры трубопроводного транспорта

нефти - строительство нефтепровода, который соединит Юрубчено-Тохомскую зону

нефтегазонакопления с Транссибирским магистральным нефтепроводом, сооружение

нефтепровода Талаканское месторождение - Верхнечонское месторождение -

Ангарск. Магистральный нефтепровод от Ангарска может быть продлен в

северовосточные районы Китая и в морские порты на востоке России (Ванино,

Советская Гавань, Находка).

В перспективе потребуется соединение трубопроводной сетью газодобывающих

центров Эвенкийского автономного округа. Иркутской области, а также западных

районов Республики Саха (Якутия) с последующей газификацией Республики

Бурятия и Читинской области, а также выходом к портам российского Дальнего

Востока и в северовосточные районы Китая и, возможно, в Корею.

Для повышения эффективности энергообеспечения Сибири необходимо:

· завершение строительства Богучанской ГЭС проектной мощностью 3000

МВт, реконструкция Братской ГЭС, начало строительства каскада гидроузлов на

р.Нижняя Ангара;

· расширение и техническое перевооружение действующих Сургутской

ГРЭС-1 и Тюменской ТЭЦ-1;

· развитие атомной энергетики в Сибири в регионах, где уже накоплен

соответствующий научно-технический потенциал, - в Томской области (замена

выбывающих мощностей теплоснабжения) и Красноярском крае;

· развитие энергоснабжения изолированных потребителей, наибольшее

количество которых расположено в северных районах Сибири, ориентированное на

самообеспечение с максимальным привлечением эффективных местных и

возобновляемых энергоресурсов.

В зоне централизованного энергоснабжения районов Севера необходимо размещение

мощных энергоисточников в крупных энергоузлах с объединением их для

взаиморезервирования линиями электропередачи. В целях экономии топлива,

снижения нагрузки на окружающую среду и повышения эффективности работы

многочисленных разрозненных теплоснабжающих предприятий необходимо изменение

принципов и структуры хозяйственного управления теплоснабжением и тепловым

хозяйством регионов и городов. Основными направлениями совершенствования и

развития систем теплоснабжения являются оптимизация соотношения

централизованных и автономных источников тепла, совершенствование схем и

оборудования систем теплоснабжения, снижение участия государства в

финансировании теплоснабжения бытового сектора, повсеместное регулирование

систем отопления, оснащение их приборами учета.

Предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, расположенных в Сибири (при участии заинтересованных федеральных

органов исполнительной власти и Сибирского отделения Российской академии

наук), разработают расчетные топливно-энергетические балансы регионов.

Особое внимание должно уделяться диверсификации производства в энергетическом

секторе на основе создания предприятий, обеспечивающих углубленную

переработку местных ресурсов, развитию основных угольных баз России (Кузбасса

и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса), оптимизации добычи и

использования угля в Иркутской области и формированию новой крупной

нефтегазовой базы для разработки углеводородных ресурсов Иркутской области и

Красноярского края, а также развитию гидроэлектроэнергетики.

Необходима дальнейшая газификация регионов Сибири, в том числе крупных

промышленных центров южной части Восточной Сибири. Важное место в структуре

топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей имеет сжиженный газ. В

развитии теплового хозяйства приоритетными направлениями являются:

· оснащение источников тепловой энергии и тепловых сетей средствами

измерения, контроля и регулирования;

· техническое перевооружение котельных установок;

· создание мини-ТЭЦ;

· перевод мазутных котельных на газ (при наличии возможности) и

экологически чистое сжигание угля;

· реконструкция и строительство тепловых сетей с принципиально

улучшенными теплогидроизоляционными свойствами (использование базальтовых

пластиковых материалов).

Применение в Сибири современных технологий обработки и передачи информации

имеет одно из важнейших значений (с учетом повышенной дальности расстояний

при неразвитости транспортной инфраструктуры) как для повышения

конкурентоспособности экономики, так и для повышения эффективности процессов

государственного управления, в том числе обеспечения информационной

безопасности на всех уровнях власти, в государственном и негосударственном

секторах экономики. Это создает технологические предпосылки для развития

гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный

и оперативный доступ к информации.

Развитие инфраструктуры телекоммуникаций должно осуществляться с учетом

специфики сибирских территорий, а именно низкой плотности расселения,

значительных расстояний между населенными пунктами и относительной

неразвитости транспортной инфраструктуры. В таких условиях приоритетным

направлением развития телекоммуникационной инфраструктуры наряду с проводными

видами связи должно стать развитие беспроводных ее видов, особенно в

удаленных от административных центров районах.

К главным стратегическим направлениям развития связи и информатизации в

Сибири следует отнести:

· развитие современной информационной инфраструктуры для всемерного

удовлетворения растущих потребностей населения и интересов бизнеса в

информационных услугах;

· развитие и поддержание единого информационного пространства Сибири,

его органичное включение в общероссийское и мировое информационное

пространство.

Для продвижения в этих направлениях целесообразна разработка на основе

федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)"

комплексной межрегиональной программы, ориентированной на создание единого

информационно-коммуникационного пространства Сибири за счет интеграции и

согласования соответствующих программ субъектов Российской Федерации и

муниципальных образований, инициирования системообразующих (ключевых)

проектов межрегионального характера.

При развитии высокотехнологичных производств и реализации наукоемких проектов

роль государства будет заключаться в выборе приоритетов научно-технического

развития и концентрации для их реализации необходимых средств. Одним из

инструментов реализации могут быть федеральные целевые программы

"Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы и "Реформирование и

развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)".

Кроме того, необходимо:

· создать при участии государства (законодательство, учредительство,

финансирование, контроль) крупные технопарковые зоны в гг. Новосибирске,

Томске, Красноярске, Иркутске как элемент инфраструктуры инновационной

деятельности;

· использовать статус наукоградов для компактных городских поселений

с насыщенной научной и инновационной инфраструктурой; стимулировать

применение существующих, а также разработку и использование перспективных

военных и гражданских НИОКР предприятиями оборонно-промышленного комплекса;

· организовать подготовку кадров по инновационной деятельности в

области наукоемких технологий и реализацию на коммерческой основе результатов

научных разработок;

· стимулировать сотрудничество организаций и предприятий Сибири и

Азиатско-тихоокеанского региона в области научно-технологического и

инновационного развития;

· определить механизмы и разработать нормативно-правовую базу для

стимулирования инвестирования в машиностроение и инновационную сферу.

Сибирскому отделению Российской академии наук при участии органов

исполнительной власти целесообразно было бы разработать программы развития

наукоградов, создания технопарковых зон и инновационно-технологических

центров в рамках утвержденных федеральных целевых программ, а также другие

мероприятия, направленные на развитие в Сибири наукоемких технологий и

рыночной инфраструктуры для продвижения наукоемкой и конверсионной продукции,

на интеграцию науки, образования и производства в указанных областях, а также

создание современных механизмов финансирования разработки и продвижения

наукоемкой продукции.

Реализация миграционной политики в Сибири основывается на Концепции

государственной миграционной политики Российской Федерации, предусматривающей

следующие мероприятия:

· компенсация естественной убыли населения;

· сокращение оттока населения из Сибири;

· обеспечение условий для интеграции вынужденных мигрантов в

социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и

направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев;

· содействие (в необходимых случаях) в привлечении иммигрантов (в

первую очередь квалифицированной рабочей силы из стран Содружества

Независимых Государств, снизив при этом миграционную нагрузку на европейскую

часть России) в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения

экономики Сибири необходимыми трудовыми ресурсами.

Одновременно должны приниматься следующие меры:

· пресечение незаконной миграции иностранных граждан и лиц без

гражданства (для чего необходимо в первую очередь совершенствование

соответствующей нормативно-правовой базы, обустройство российской границы);

· проведение экономической и градостроительной политики, включая

разработку и реализацию инвестиционных программ в области развития

социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры;

· обеспечение взаимосвязи федеральных целевых программ социально-

экономического развития регионов Сибири с аналогичными программами субъектов

Российской Федерации с учетом демографического и социально-экономического

развития сибирских территорий, ситуации на региональных рынках труда;

· совершенствование ротационной системы формирования трудовых

ресурсов в регионах Сибири с экстремально-климатическими условиями с учетом

потребности производства, в том числе на основе развития вахтового метода

ведения работ.

Миграционная политика в Сибири непосредственно связана с обеспечением

рационализации структуры занятости и численности населения. Необходимо

создать условия для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем

обеспечения пропорционального развития рынка жилья и рынка труда и разработки

механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически

активного населения.

Целями развития агропромышленного комплекса являются создание эффективного

устойчивого сельского хозяйства и решение социальных проблем села.

Стабилизации и экономическому росту агропромышленного производства Сибири

будут способствовать следующие факторы:

- совершенствование экономических и. земельных отношений, развитие

рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе Сибири (развитие

механизмов финансово-кредитной системы в сфере сельского хозяйства, развитие

и совершенствование системы лизинга, создание рыночной инфраструктуры в

регионе, а именно оптовых продовольственных рынков, ярмарок, бирж и торговых

домов);

- совершенствование системы управления с целью стимулирования .

процессов расширенного воспроизводства, регулирования взаимоотношений между

товаропроизводителями, совершенствования управления государственной долей

собственности;

- стимулирование развития перерабатывающих предприятий (в том числе

поддержка перерабатывающих предприятий малой мощности в местах

непосредственного производства сельскохозяйственной продукции на основе

использования кредитно-финансовых механизмов), развитие предприятий

сельхозмашиностроения, создание объединений по производству и внедрению

ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственном производстве;

- повышение научно-технического уровня агропромышленного

производства на основе совершенствования инновационного и кадрового

обеспечения; развитие рыбохозяйственного комплекса, воспроизводство водных

биологических ресурсов в естественных водоемах Сибири.

Решение проблем развития агропромышленных комплексов в регионах Сибири

требует реализации как общегосударственных, так и региональных мероприятий.

Одобренные Правительством Российской Федерации Основные направления

агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-

2010 годы, федеральные целевые программы "Повышение плодородия почв России на

2002-2005 годы " и "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и

Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" предполагают всестороннюю

государственную поддержку агропромышленных комплексов в регионах Сибири.

Южные регионы Сибири непосредственно примыкают к государственной границе

Российской Федерации. Граничащие с ними районы Китая, Казахстана и Монголии

представляют собой обширную территорию с невысоким уровнем жизни, неразвитой

инфраструктурой, аналогичными экологическими проблемами. Социально-

экономическое развитие этой зоны может осуществляться на основе согласованной

политики указанных стран в отношении приграничного сотрудничества. Основные

принципы политики России определяются в Концепции приграничного

сотрудничества в Российской Федерации, в рамках реализации которой органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть разработаны

мероприятия по организации и стимулированию приграничной торговли и

экономического сотрудничества с сопредельными территориями других государств.

Наиболее важными проблемами в приграничных регионах России и Китая являются

вопросы упорядочивания миграции и приграничной торговли. Интенсивное

перемещение людей и грузов через государственную границу требует создания

мощной приграничной инфраструктуры (таможенной, транспортной, финансовой).

Другой важной проблемой является взаимодействие двух стран в области охраны

окружающей среды в приграничных регионах, для решения которой необходимо

заключение соответствующих соглашений с Китайской Стороной и разработка

системы контроля их выполнения.

Наиболее тесное сотрудничество исторически обусловлено с Казахстаном.

Основными задачами в этом направлении являются:

- обустройство пограничных пунктов пропуска; организация

взаимодействия государственных органов Российской Федерации и Республики

Казахстан в обеспечении контроля при пограничных переходах, в борьбе с

преступлениями, связанными с незаконным перемещением грузов через границу

России и Казахстана, а также в пресечении деятельности

транснациональных организованных преступных формирований;

- организационное обеспечение поставок электроэнергии, нефти, газа и

нефтепродуктов в приграничные регионы Казахстана и России;

- согласование принципов совместного изучения и разработки рудных

месторождений, расположенных в приграничных регионах;

- развитие сотрудничества в обеспечении функционирования водного

хозяйства приграничных регионов;

- решение проблемы водопользования и загрязнения бассейна реки

Иртыш. Актуальные проблемы приграничного сотрудничества с Монголией -

оборудование автомобильных пограничных переходов и решение вопросов

ветеринарно-санитарного контроля при осуществлении экспорта-импорта мясной

продукции и сырья животного происхождения.

В регионе должны решаться проблемы других отраслей экономики и социальной

сферы (имеющие в Сибири свои особенности), к числу которых относятся:

· реформирование оборонно-промышленного комплекса с ориентацией на

производство наукоемкой продукции и оборудования для топливно-энергетического

и транспортного комплексов;

· реструктуризация предприятий металлургического комплекса, включая

осуществление мер по созданию вертикально интегрированных компаний и решение

социальных проблем, связанных с сокращением промышленного персонала в

металлургии;

· развитие строительного комплекса Сибирского региона,

обеспечивающего потребности других отраслей экономики и населения;

реформирование сферы образования, медицинского, социального и культурного

обслуживания с учетом суровых природно-климатических условий на значительной

части территории Сибири, повышенной доли населения с доходами ниже

прожиточного минимума в большинстве сибирских регионов; стабилизация

демографической ситуации.

Основные направления охраны окружающей среды Сибири осуществляются в

соответствии с общими принципами государственной политики в этой области,

которые включают:

· природопользование на платной основе и возмещение вреда,

нанесенного окружающей среде;

· обязательное проведение государственной экологической экспертизы

проектов;

· сохранение приоритета естественных экологических систем, природных

ландшафтов и природных комплексов, а также биологического разнообразия.

Комплекс мер по охране окружающей среды должен обеспечить:

- стабилизацию экологической обстановки в целом по Сибири и ее улучшение в

регионах с высоким уровнем загрязнения окружающей среды;

- сохранение качества основных компонентов природной среды:

воздуха, воды, почв, растительного и животного мира на вновь осваиваемых

территориях;

- рациональное использование, охрану и воспроизводство природных

ресурсов как компонентов окружающей природной среды;

- предотвращение деградации и сохранение уникальных природных

комплексов (Байкал, Алтай), природных систем северных территорий, находящихся

в сложных экологических условиях;

- формирование нормативных правовых и экономических механизмов

регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования природных

ресурсов и охраны окружающей среды.

В качестве первоочередных мероприятий по реализации экологической стратегии

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в

Сибири (при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной

власти и Сибирского отделения Российской академии наук), предлагается

разработать основные принципы экологической политики (в том числе касающиеся

взимания водного налога, экологического налога, сбора за право пользования

объектами животного мира и водными биоресурсами), охраны окружающей природной

среды Сибири при широкомасштабном освоении природных ресурсов, а также

комплекс конкретных мер в рамках реализации федеральной целевой программы

"Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".

Основные мероприятия по реализации стратегии

Государственная политика в отношении Сибири должна быть направлена на

совершенствование законодательной деятельности, повышение эффективности

институциональных преобразований, разработку и реализацию федеральных,

межрегиональных и региональных программ, устанавливающих приоритеты в решении

экономических, социальных и демографических задач.

При разработке и реализации федеральных, межрегиональных и региональных

программ необходимо учитывать приоритетные направления экономического

развития Сибири.

Основные мероприятия по реализации положений настоящего документа будут

осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

расположенных в Сибири, Сибирским отделением Российской академии наук и

предприятиями Сибири.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти и органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации положений

настоящего документа предполагается осуществлять в процессе разработки и

согласования региональных программ социально-экономического развития.

Основными направлениями деятельности органов государственной власти субъектов

Российской Федерации должны являться:

o улучшение инвестиционного климата;

o развитие межрегиональной кооперации (разработка и реализация

совместных программ социально-экономического развития территорий);

o взаимодействие с корпорациями, осуществляющими свою деятельность в

Сибири.

В основе нормотворческой деятельности органов государственной власти

субъектов Российской Федерации должна быть Программа социально-экономического

развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002- 2004 годы).

Необходимо принять нормативные акты по созданию условий для устранения

излишнего и неэффективного административного регулирования

предпринимательской деятельности, в том числе обеспечить координацию

деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих надзорные и

контрольные функции, в целях сокращения числа необоснованных проверок

деятельности субъектов предпринимательства.

Целесообразно разработать комплекс правовых мер по поддержке малого

предпринимательства, защите субъектов малого предпринимательства от

антиконкурентных действий локальных государственных монополий. Предлагается

сформировать правовые основы осуществления инновационной деятельности в

научно-технической и производственно-технологической сферах.

Для активизации экономических процессов в регионе необходимо принятие законов

и иных нормативных правовых актов по страховому рынку и привлечению страховых

компаний к финансированию перспективных и социально значимых проектов и

программ региона.

Усиление интеграционных процессов между регионами Сибири является одной из

приоритетных задач. Наиболее перспективными направлениями являются:

· использование имеющихся в распоряжении органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации способов координации хозяйственной

деятельности в первую очередь посредством формирования региональных и

межрегиональных программ социально-экономического развития;

· стимулирование развития прямых долговременных связей крупных

предприятий с производителями и поставщиками оборудования, комплектующих и

запасных частей, расположенными на территории Сибири, с целью обеспечения

социальной и экономической безопасности региона, сокращения импорта товаров,

производство которых может быть налажено в регионе;

· стимулирование развития договорных отношений администраций

субъектов Российской Федерации с предприятиями топливно-энергетического

комплекса с целью стабилизации поставок энергетических ресурсов по

взаимоприемлемым ценам;

· проведение фундаментальных научных исследований и подъем уровня

высшего образования в сложившихся научно-образовательных центрах, создание

проектов структурных преобразований в экономике Сибири, обеспечивающих

производственную специализацию регионов и их тесные кооперационные связи на

длительную перспективу.

Перечень межрегиональных и региональных программ определяется в зависимости

от приоритетов развития природно-ресурсного и инновационного потенциала, а

также решения социальных проблем и охватывает:

- топливно-энергетический комплекс Сибири, в том числе генеральный

план развития газо- и нефтепроводов с учетом перспектив формирования балансов

внутреннего и внешнего потребления этих ресурсов;

- лесопромышленный комплекс и повышение эффективности его

деятельности; сельскохозяйственное производство и финансовое оздоровление

предприятий агропромышленного комплекса;

- развитие наукоемких технологий, создание наукоградов,

технопарковых зон и инновационно-технологических центров;

- программу оптимизации деятельности в районах Крайнего Севера и

поддержки его коренных малочисленных народов.

Проведение этих программ должно быть взаимоувязано по срокам и ресурсам с

реализацией программных мероприятий федеральных целевых программ.

Совершенствование федерального законодательства

Следует исходить из того, что федеральное законодательство будет развиваться

с учетом положений Программы социально-экономического развития Российской

Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и в соответствии с

планом мероприятий по ее реализации. Особое внимание при этом будет уделяться

следующим основным направлениям:

1. создание благоприятного инвестиционного климата;

2. развитие инновационного потенциала;

3. совершенствование межбюджетных отношений;

4. повышение бюджетообразующего значения налогов, в том числе связанных

с использованием природных ресурсов, и обеспечение прозрачности корпоративных

финансов;

5. повышение эффективности ресурсопотребления; стимулирование освоения

месторождений, находящихся в сложных горно-геологических условиях, в том

числе содержащих трудноизвлекаемые запасы;

6. совершенствование тарифной политики естественных монополий,

обеспечение прозрачности их деятельности;

7. совершенствование миграционной и демографической политики с учетом

переориентации миграционных потоков и прироста населения в восточной части

России;

8. совершенствование тарифного регулирования и договорных отношений в

жилищно-коммунальном хозяйстве.

Осуществление намечаемых мер в области нормотворческой деятельности будет

способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Сибири

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011