Доклад: Место теневой экономики в переходный период к рынку
Место теневой экономики в переходный период к рынку
Доклад
Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы.
Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая
деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет
собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают
уголовные преступления различной степени тяжести.
Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые
официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство,
потребление, обмен и распределение материальных благ.
Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные
на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке
различные пороки.
Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или
иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют
теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг
другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных
блока:
1. Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды
экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые
официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой
деятельности от налогообложения.
2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки,
взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и
передачей денег.
3. Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды
экономической деятельности.
Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от
официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их
содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся
наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов
преобладают так называемые “разборки”.
Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил
неформального сектора экономики.
Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы:
торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы,
сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и
управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и
интересами.
В середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей,
коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в
том числе и “челноков”. Эти люди - “мотор” экономической деятельности, и не
только нелегальной.
Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так
и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные
государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60%
составляют взятки.
Конечно, данное деление в определенной степени условное и небесспорное, но
оно охватывает около 30 млн. активного населения страны.
Общий интерес для всех слоев “пирамиды” заключается в получении
дополнительного дохода за пределами “правового поля”. Есть и общие формы
реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда,
представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем
незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными
товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал,
вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд.
Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.
Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения
доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом
насилием - от шантажа до наемного убийства.
Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными
собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле
обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе
нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование
собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают
представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а
значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения
договоренности невозможно.
Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих
условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители
контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для
получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход
пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так
долго рассматриваются в законодательных органах соответствующие законы?
Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они
оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны - криминальные
структуры, с другой - правоохранительные органы. Да еще и ответственность
друг перед другом по выполнению условий сделки.
Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные работники-
профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности
составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может
устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов.
Плата за “крышу” автоматически удорожает товары и услуги на 30%.
Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле
экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов
потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают
государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных
Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые
занимаются одними и теми же операциями и т.п.
Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена
окончательной деградации административной системы. Новое поколение
политических руководителей России променяло “власть на собственность”.
Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу
в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ
хозяйствования становится более понятным.
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в Росси является
переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена
общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая
экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.
Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и
энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30
млрд. в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле
теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы
часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании,
а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.
Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая
государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во
всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет
реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по
официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?
Согласно официальной статистике, уровень жизни населения в России в 1995 году
относительно 1991 года составил 60%. Причем только в 1995 году реальная
зарплата снизилась на 25%. Между тем количество легковых автомобилей в
частном владении не уменьшилось, а число иномарок - увеличилось: только в
1995 году в Россию было ввезено 400 тысяч автомобилей. Эту статистику можно
объяснить только наличием теневого фактора.
О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов,
свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания,
государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно
делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь
бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является,
с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с
законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на
предоставление казенных ссуд. С другой - постоянно недофинансирующиеся
расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.
Да и сама криминализация бизнеса также произошла не без помощи государства.
Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий
искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.
Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на
государственный и частный секторы возникнет теневой переток государственных
средств в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В
монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить
подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий
через подставных лиц насоздавали кооперативы, малые предприятия, на счета
которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно произошло
сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и управления,
вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас используется не
по назначению, бесконтрольно.
За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что
преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает
совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы
высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом
признаков.
Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль
неформальных и внеправовых отношений.
Это образование в экономической сфере кланов - устойчивых властно-
хозяйственных структур, имеющих “крышу” в виде того или иного
государственного властного органа, распоряжающихся крупными суммами
накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую
деятельность. Однако из следствий возникновения подобных кланов -
блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп
товаров и даже во внешней торговле.
Другое печальное следствие формирования кланов - узкой прослойки людей,
присваивающих колоссальные доходы - обнищание огромной части населения.
Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти структуры
паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с
бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного
долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем
в обществе.
Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу элитной
группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы,
обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение,
образование и т.п.) приходят в упадок.
Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.
Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее
воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют
свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А
те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на
свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши”
во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.
Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена
очень просто: “Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь”. Поэтому
предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо
разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться
существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные
условия для функционирования отечественных производителей.
Список использованной литературы.
1. Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” /
РЭЖ , №№ 8-9, 1996.
2. Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?” /
“Экономика и жизнь”, № 24, 1996.
3. Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” / РЭЖ ,
№ 4, 1996.
4. “Теневая экономика” / Бунич А.П. , Гуров А.И. и др. / М.: Экономика,
1991.
5. Яшин А. “Противостояние” / “Экономика и жизнь”, № 41, 1996. |