Земельный налог и налог на имущество предприятий
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция
Дисциплина: Налоговая система
Тема контрольной работы: Земельный налог и налог на имущество предприятий
Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович
Курс: 3. Семестр: 6.
Дата сдачи: _____________________
Ф.И.О. преподавателя: Цамутали О.А.
Оценка: _________________________ Подпись:
_________________________
Дата проверки: __________________
Налог на имущество предприятий российской федерации
Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» указанный налог отнесен к налогам республик в составе
России, краев, областей, автономных округов. Предусмотрено, что вся сумма
платежей по налогу на имущество равными долями зачисляется в центральные
бюджеты указанных административных образований и в районные, городские
бюджеты по месту нахождения плательщиков.
Основными нормативными документами по налогу на имущество предприятий
являются Закон РФ "О налоге на имущество предприятий", Письма и Разъяснения
ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного
закона.
Цели налога:
обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для
финансирования бюджетных расходов;
создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества
для предприятий и организаций.
Плательщиками налога на имущество. К ним относятся все предприятия,
учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.
От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц:
бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и организации,
предприятия и организации, находящиеся в собственности общественных
организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.
Объект налогообложения. Им является имущество в его стоимостном
выражении, находящееся на балансе предприятия. В качестве объекта
налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных,
запасов, затрат и нематериальных активов.[1]
Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия. Для расчета
налога на имущество предприятия должна быть определена его среднегодовая
стоимость.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период
(квартал, полугодие, 9 месяцев и год) рассчитывается путем деления на 4
суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января
отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а
также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных
кварталов отчетного периода.
К перечню статей актива и пассива баланса предприятия, используемых
для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий,
относятся:
Статьи актива
Основные средства (01)
Долгосрочные арендуемые основные средства (03)
Нематериальные активы (04)
Материалы (10)
Животные на выращивании и откорме(11)
МБП (12)
3аготовление и приобретение материалов(15)
Основное производство (20)
Полуфабрикаты собственного производства (21)
Вспомогательное производство (23)
Обслуживающие производства и хозяйства (29)
Некапитальные работы (30)
Расходы будущих периодов (31)
Готовая продукция (40)
Товары(41)
Статья пассива
Износ основных средств (02)
Износ нематериальных активов (05)
Износ МБП(1З)
В налогооблагаемой базе учитываются также остаток по сч. 16
«Отклонения в стоимости материалов» и «Прочие запасы и затраты» раздела II
актива баланса.
Ставка налога. Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий
устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ,
краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен
превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для
отдельных предприятий.
Льготы. В настоящее время действуют льготы по налогу на имущество
предприятий. Не облагается налогом имущество:
бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и
управления, Коллегии адвокатов, Федеральной и других нотариальных палат;
предприятий по производству, переработке и хранению
сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы;
специализированных протезно-ортопедических предприятий;
имущество, используемое только для нужд образования и культуры;
религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства
(кроме гостиниц);
общественных организаций инвалидов;
научно-исследовательских учреждений;
вновь созданных предприятий — в течение одного года после регистрации
и др.
К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий,
относятся:
ведомственное жилье;
объекты пожарной безопасности и охраны природы;
земля;
спутники связи;
оборудование для производства, обработки и хранения
сельскохозяйственной проекции и некоторые другие.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы
местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий
плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в
бюджеты субъектов РФ.
Учет расчетов предприятий с бюджетом по налогу на имущество
предприятий. Он ведется на балансовом счете 68 «Расчеты с бюджетом», на
отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога
отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 80 «Прибыли и убытки».
Авансовые платежи по налогу за имущество не производятся.
Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала
года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится
окончательный расчет с бюджетом по данному налогу по годовому
бухгалтерскому балансу.
Сроки представления расчетов и уплаты налога. Расчеты налога и
среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются
предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским
отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой
отчетности.
Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок
со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал,
а по годовым расчетам —в десятидневный срок со дня, установленного для
представления бухгалтерского отчета за год.
Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми
органами контроля регулируются Законами РФ «Об основах налоговой системы в
РФ» , "О государственной налоговой службе РСФСР" и другими
законодательными актами.
Земельный налог
Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» указанный налог отнесен к местным налогам.
Основными нормативными документами по земельному налогу являются Закон
РСФСР "О плате за землю", Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также
другие документы, выпущенные в развитие данного закона.
Использование земли в РФ является платным. Одной из формам платы
является земельный налог, которым ежегодно облагаются собственники земли,
землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов).
Цель налогообложения.
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального
использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв,
выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях
разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах,
формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы
являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам.
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом
земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим
лицам в собственность или владение.
Ставка налога.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной
деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и
устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в
расчете на год.
Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения,
организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица
без гражданства, которым предоставлена земля в собственность или владение
на территории России.
От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
. заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
. предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и
хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;
. научно-исследовательские учреждений сельскохозяйственного и
лесохозяйственного профиля;
. учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения,
финансируемые за счет госбюджета, государственные органы охраны природы и
памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле
которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые
государством как памятники истории, культуры и архитектуры;
. предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для
сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на
первые 10 лет пользования;
. участники ВОВ и некоторых других боевых операций по защите Родины;
. инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от
их групп инвалидности;
. учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-
оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от
источников финансирования;
. ВУЗы, и отдельные научно-исследовательские учреждения, предприятия и
организации по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
. государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение
(трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также
осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ;
. земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов
государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ;
. санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха,
находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Не облагаются земельным налогом:
. земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ;
. земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства
(пути сообщения, земли для удовлетворения культурно-бытовых потребностей
населения, полигоны для захоронения отходов, и другие земли, служащие для
удовлетворения нужд населения).
Кроме того, освобождены от уплаты земельного налога в части,
поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым
земельные участки предоставлены для строительства индивидуального жилья.
Льготы.
Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства,
освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента
предоставления им земельных участков.
Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и
устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков,
так и для отдельных плательщиков.
Земельный налог не взимается за земельные участки, находящиеся в
стадии сельскохозяйственного освоения.
Льготы, установленные местными органами государственной власти,
предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их
распоряжении.
Плата за земли сельскохозяйственного назначения.
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с
учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других
сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной
(представительной) власти субъектов РФ.
Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом
благоприятных условий размещения земельных участков, повышать ставки
земельного налога, но не более чем в два раза.
Плата за земли несельскохозяйственного назначения.
Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается
со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в
собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам,
устанавливаемым для городских земель.
Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе
средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам
различной градостроительной ценности территории органами местного
самоуправления городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые
строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также
санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не
предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их
отвода взимается в двукратном размере.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным,
муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным
подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными
гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади
земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога,
установленных в городах и поселках городского типа.
Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей,
расположенных в городах и поселках сверх установленных норм их отвода в
пределах двойной нормы, взимается в пределах 15 процентов, а свыше двойной
нормы - по полным ставкам земельного налога, установленным для городских
земель.
Порядок установления и взимания платы за землю.
Основанием для установления налога и арендной платы за землю
является документ, удостоверяющий право собственности, владения и
пользования (аренды) земельным участком.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется
непосредственно этими лицами.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые
органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога,
осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.
Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15
ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы
местного самоуправления имеют право устанавливать другие сроки уплаты
налога.
Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не
более, чем за три предшествующих года.
Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми
органами контроля регулируются Законами РФ «Об основах налоговой системы в
РФ», "О государственной налоговой службе РСФСР" и другими законодательными
актами.
Литература и другие использованные источники
1. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский
учет. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1997.
2. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России.
Учебник. – М.: ТЕИС, 1995.
3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы
и статистика, 1996.
4. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 2-е изд.,
переработанное и доп. – М.: Финансы и статистика, 1996.
5. Справочник на CD-ROM "Ваше Право". ЗАО "Информационные системы и
технологии". Апрель 1997.
-----------------------
[1] Выведены по сравнению с 1993 г. из налогооблагаемой базы
дебиторская задолженность, денежные средства и средства в расчетах
предприятии. |