Шпаргалки по бюджетированию
2. Осн. понятия бюдж-я
Бюджет- количеств выраж-е централизовано устанавливаемых пок-лей плана пред-
я на опред период по: использ-ю кап, тов-мат., и фин ресурсов; привлечение
источников фин-я тек и инвестиц деят-ти; доходам и расходам; движ ден ср-в;
инвестициям к кап и фин влож-ям. Определяющими характ-ми бюджета явл:
формализация (количеств выраж-е) и сквозной характер (системность,
непрерывность). Бюджет пред-ия всегда разрабатывается на опред временной
интервал – бюджетный период. Бюджетир-е – процесс реализации бюджета как
документа практич деят-ти компании. Бюджетный цикл – период времени от
начала первой стадии бюджетного процесса, т.е. составление сквозного
бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета.
5. Инфраструктура бюджетного процесса.
I Учет: 1. б.у., 2. оператив учет, 3. сбор инф-ии о сост рынка. II.
Технология: 1. цели и задачи (целевые показ-ли и нормативы), 2. виды бюдж-
в, 3. Схема консолидации (методология составления контроля и анализа
сводного бюджета), 4. форматы бюджетов, 5. принципы бюдж-я, 6.
квалифицированный персонал. III. Организация: 1. Фин структура (набор ЦФО),
2. регламент бюдж-я и бюдж контроля, 3. шаг фин планир-я, 4. распред-е ф-
ций и ответственности между уровнями управ-я, 5. график документооборота,
6. система орг распорядит и внутр нормативных док-ов. IV. Автоматизация :
1. тех ср-ва, 2. ПО, 3. требования к исходной инф-ии.
6. Осн группы бюдж-в.
Осн. бюджеты предназн для упр-я финансами орг-ции, оценки фин сост-я и
бизнеса. Необходимо составлять все 3 вида этих бюджетов ( БДиР, БДДС,
расчетный баланс). Операц и вспомогат. бюджеты нужны для увязки в натур
показ-лях планир-я со стоимостными, т.е. для более точного сост-я осн
бюджетов. Специальные бюджеты необходимы для более точного опред-я целевых
показ-ей и нормативов фин планир-я более точного учета особенностей
местного налогообложения (бюджет балансовой прибыли, чист приб, НИОКР,
налоговый бюджет).
7. Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по
видам прод-ции и в целом по компании и по подразделениям в натур и
стоимостных показателях на нач и конец бюджетного периода. Производственный
бюджет показывает помесячный и поквартальный объемы пр-ва (выпуска) по
видам прод-ции и в целом по компании в натур показателях с учетом запасов
ГП на нач и конец бюджетного периода. Бюджет запасов ГП содержит инф-ию о
запасах по видам прод-ции и по компании в целом и по отдельным видам
бизнеса в натур и стоимостном выраж-и.
8. Бюджет прямых мат затрат содержит инф-ию о запасах сырья и мат-ов,
покупных изделий и комплектующих в расчете на ед ГП по видам прод-ции и в
целом по компании в натур и стоимостных показ-лях, а также инф-ию о запасах
осн мат-ов на начало бюджетного периода. Бюджет прямых затрат труда
отражает затраты на з/п осн производств персонала на протяжении бюджетного
периода в расчете на ед ГП по видам прод-ции и в целом по компании в натур
и стоим пок-лях (т.е. с учетом чел-часов и тариф ставок). Бюджет
общепроизводств расходов показывает: расходы на з/п АУП, ИТР и вспомогат
персонала занятого в данном бизнесе; арендные платежи; комунальные и
командировач расходы; затраты на тек ремонт.
9. Бюджет управ раходов содержит инф о расходах на: з/п АУП, ИТР и
вспомогат персонала в аппарате упр-я; арендные и комунальные расходы;
командировачные расходы; затраты на тек ремонт… Бюджет коммерч расходов
отражает расходы: на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам,
транспортные услуги, прочие расходы по реализации. Бюджет накладных
расходов содержит инф о прочих расходах орг-ции (амортизация, оплата% по
кредитам, др общезаводские расходы на протяжении бюджетного периода).
10. Главный смысл операц бюджетов – более тщательная подготовка исходных
данных для основных бюджетов, а также перевод планируемых показателей из
натур ед измерения в стоимостные. Бюджеты несколько отличаются от смет
формами и форматами: 1. затраты в бюджете представлены в виде планов,
графиков. 2. бюджеты составляются в виде 2-х бюджетных форм: а) плана
графика начисления затрат, б) графиков оплаты, в котором отражается план
поступления и списания ден ср-в.
11. Правильный выбор формата – набора статей управ учета не регулируется
нормативно правовыми актами. Требования к форматам бюджетов: 1. должны быть
совместимы с действ в орг-ции системы бух фин отчетности. 2. нужно чтобы
бухгалтера понимали чего от него хотят получить из пок-лей для целей планир-
я и прогнозир-я. 3. для нужд бюдж-я бух фин отчетность нужно модефицировать
введя категории: моржинальная прибыль, усл- пост расходы… 4. в бюдж
форматах должны находиться не все возможные, а наиб важные статьи затрат.
Отдельно следует выделять те статьи, доля которых превышает 0.5-1% выручки.
12. Вспомогат бюджеты предназначены для более тщательного планир-я динамики
активов. 1) план капитальных (первонач затрат, инвестиц бюджет) затрат,
показывает распред-е по бюдж периодам фин ресурсов, выделяемых на
инвестиции. 2) кредитный план представляет собой док-т, в котором отражены
кредиты и инвестиции необходимые пред-ию на предстоящий бюджетный период.
Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распред-е отдельных статей
осн бюджетов (налог бюдж, бюдж ЧП).
Роль спец и вспомаг бюдж-в заключается в подготовке инф-ии для составления
осн бюдж-в или обработки их итоговой инф-ии.
13. Подготовка мастер бюджета и прежде всего осн бюджетов носит
интерактивный хар-р, т.е. их постоянно приходится корректироватьдля
соответствия целям и задачам фирмы. При составлении осн бюдж-в могут
использоваться 2 подхода: 1) Прямой (на основе составления операц бюдж-в),
2) Косвенный (упрощенный), на основе сбалансирования расходов и тек затрат,
первонач стартовых затрат и финансирования.
14. С этого вида бюджета начинается планир-е, исходным пунктом к нему явл
составл прогноза продаж. При расчете по группам выделяется средний товар в
группе и по нему след образом исчисляется: общий оборот = кол-во
предполагаемой к продаже прод-ции * отпускная цена из спец графика взятая с
учетом инфляции. Чистые продажи = общий оборот – все выплаты с общего
оборота. В бюджете продаж должен быть представлен график поступлений ден ср-
в от продажи прод-ции. График поступлений необходим для более точного
составления бюджета движения ден ср-в, т.к: 1) позволяет определить сроки и
размеры оплаты отгруженной прод-ции. 2) позволяет опред-ть структуру ден ср-
в и их аналогов – фин сурогатов (взаимозачеты, векселя…). Поскольку усл-я
функц-я конкретного бизнеса у каждой компании различные, то и формат
графика поступлений у них будет разный. Процесс оптимизации бюджета продаж
можно завершить лишь зная параметры осн бюдж-в.
15. Шаг.1. Опред-ть V продаж каждого продукта на 1-ый месяц бюджетного
периода в натур выраж-и (в шт, экз). Шаг2. Опред-ть цену каждого продукта
на 1-ый мес бюджетного периода. 3. Объем продаж каждого продукта за мес
равен цена * V продаж в натур выраж-и. 4. Опред-ть возможную динамику цен
(среднемес темп инфляции) и/или динамику сбыта (темп среднемес роста V
продаж). 5. Объем продаж каждого продукта за 1-ый мес бюдж периода. Темп
роста= динамика продаж каждого продукта по мес. 6. Просуммировав значение
объема продаж в каждом месяце получим V продаж по каждому продукту. 7.
Просуммировав по каждому периоду значение в каждом месяце определим V пр-ва
прод-ции по всем продуктам и по всем месяцам бюдж периода. 8. Если в
динамике V продаж внутри бюдж периода запланированы возможные колебания, их
необходимо учесть, скорректировать значение бюджета продаж за соответств
месяцы. 9. Для составл графика поступл ден ср-в за отгруж прод-цию
предстоит опред-ть долю прод-ции, которая будет реализована за наличный
расчет или по предоплате.
16. Обычно в состав производств бюджета принято включать след операц
бюджеты: бюджет пр-ва, запасов, прямых затрат на мат-лы (на опл труда),
прямых производств затрат, общепроизводств накладных расходов. Назначение
этого бюджета – опред-ть производств программу для производств структур или
план закупок товаров для торговых пред-ий на предстоящий бюджетный период.
Упрощенный порядок составл бюджета: 1) опред-ть ст-ть запасов по каждому
изделию в первый и послед месяцы бюджетного периода и просуммировав их
получить общую с/ть на нач и конец бюдж периода. 2) Опред-ть месяцы бюдж
периода, в которых планируется изменить уровень запасов ГП. 3) Расчитать
ежемесяч уровни пр-ва с учетом бюджета продаж и остатков ГП.
17. Назначение бюджета прямых затрат на мат-лы – опред-ть затраты сырья,
мат-ов, п/ф, комплект изделий и др. продуктов необходимых для пр-ва ГП, чья
ст-ть целиком относится на V продаж и изменяется прямопропорционально V
продаж. В рамках данного бюджета предстоит также опред-ть нормативный
(переходящий) запас сырья и мат-ов., а также график погашения кредит зад-
ти. Бюджет прямых затрат труда, назначение – опред-ть прямые (переменные)
издержки на з/п в соответствии с составленным ранее бюджета продаж,
учитывая в нем усл-перем виды расходов на з/п. Для составл этого бюджета
необходимо расчитать затраты раб времени в часах и чел-часах идущие на
изготовленные единицы ГП и ст-ть 1-ого чел-часа времени по средней или
средневзвешенной тарифной ставки. Инф-ия бюджета м/б представлена в виде
плана графика прям затрат труда или графика выплаты з/п.
18. Назначение бюджета – опред-ть издержки связанные с теми категориями
произв или операц затрат, которые прямопропорц изменяются при изменении V
пр-ва (продаж), к их числу могут быть отнесены: электроэнергия, сопутств
мат-лы, страх-е грузов, экспедиторские и др расходы связанные с доставкой
груза. Для торговли – экспедит расходы, страх-е грузов, трансп расх (если
все они привязаны процентам к ст-ти партии).
Упрощенный порядок: 1) Опред-ть наиб важные (критические) виды сырья и мат-
ов, а также категорий персонала, чьи издержки на опл труда будут связаны с
V продаж. 2) Расчитать нормы расхода отдельных видов прямых затрат на
единицу и на весь V и проследить как он будет изменяться в динамике на
протяжении бюдж периода. 3) Если ожидается, что внутри бюдж периода
произойдут изменения в соотношении прямых затрат, то необходимо
скорректировать нормы расхода.
20. Назначение – состоит в более точном распределении затрат на мероприятия
по продвижению продукта на рынки. В состав коммерч расх обычно принято
включать: 1) Расходы по доставке ГП (транспортировке), 2) з/п сбытовому
персоналу, 3) комиссионные сбытовым агентам или посредникам, издержки на
вспомогат и упаковоч мат-лы, 4) маркетинговые исследования, реклама и
продвижение прод-ции на рынки. Традиционно коммерч расх принято разделять
на: усл-перем и усл-пост. По мимо сметы в состав данного бюджета входит
план-график распред-я коммерч расх-в внутри бюдж периода (по мес, по
статейно…). Упрощ поряд сост: Шаг1. опред-ть наиб важные виды накладных
расходов. 2. распределить эти расходы на управ и коммерч. 3. выделить в
составе управ и коммер расходов перем и усл-пост. 4. опред-ть какие расходы
в составе усл-пост следует отнести к расходам отдельных бизнесов, а какие к
общеорг расходам. 5. составить план-график распред-я перем накладных
расходов в соответств с изменениями динамики продаж. 6. составить план-
график усл-пост расходов относимых к расходам отд бизнеса внутри бюдж
периода. 7. опред-ть какая доля общепроизв накладных расх-в приходится на
отд вид бизнеса компании и с учетом этого составить график погашения таких
расх-в. 8. составить график оплаты для всех видов коммерч и управ расх-в в
соответствии с их погашением внутри бюдж периода.
21. Назначение – как можно более точно опред-ть общие и административ
расходы, необходимые для осуществл деят-ти орг-ции и ее существования как
юр лица.
В состав упр расх могут включаться: амортизация; аренда, связь, комун
платежи; содерж-е зданий; з/п и премии упр, высшего и среднего звена;
канцелярские расходы; услуги связи; командировач расх; % за кредит; налоги
включаемые в с/ть. Кроме сметы составляется план-график распределения
перечисленных расходов внутри бюджетного периода по месяцам и в разрезе
подразделений. Критерием эффективности упр и коммерч расх-в явл опережающий
рост V продаж по сравнению с ростом этих расх-в.
22. Бюджет кап (первонач затрат, инвестиц бюджет) явл вспомогат бюджетом,
он показывает соотношение стартовых затрат бизнеса и внеш источников фин-я.
Бюджет кап (первонач затрат) нужен для того чтобы рассмотреть распред-е ср-
в выделяемых для начала бизнеса в виде стартовых затрат. В этом док-те
показано распред-е капитало вложений и др первонач затрат как по статьям
расх-в, так и по месяцам бюдж периода.
23. В первонач варианте кредитный план может составляться после разработки
плана кап затрат. Формат кредитного плана: Виды затрат: 1. Сумма кредита
(т.р.). 2. Ставка год.%. 3. Срок возврата (в мес). 4. Возврат (с какого мес
начинается). 5. Погашение кредита (в т.р.) (нарастающий итог возврата). 6.
Сумма к уплате (сумма недопогашенного кредита).
/янв, фев, март, 1кв, 2кв, 3кв, 4кв,всего за год/.
24. Перед составлением осн бюдж-в целесообразно составить операц и
вспомогат. бюдж. Операц бюджеты позволяют собрать данные о тек затратах и о
состоянии некоторых балансовых счетов на нач и конец бюдж периода. План кап
затрат, кредит план и прочие бюджеты позволяют опред-ть инвестиц расходы и
расходы по их обслуживанию. При составлении осн бюджетов нужно
руководствоваться требованиям сбалансированности: 1) тек затрат и
поступлений. 2) кап (первонач) затрат и внеш источников ден ср-в. 3) прочих
вложений и поступлений. Конкретной технологии бюдж-я в целом нет и быть не
может, она зависит от: 1. цели и задач бюдж-я. 2. исходной инф-ии. 3.
распред-я ф-ций бюдж-я внутри команды.
25. БДиР - в нем показывается соотношение всех доходов от реализации (по
отгруженной потребителем прод-цией или оказанным услугам) в плановый период
со всеми видами расх-в, которые предполагает понести в этот же период орг-
ция. Общие требования к разработке БДиР: 1. Сопоставлять изменение доход-в
и расх-в по периодам времени, по отд структурным подразделениям. 2. опред-
ть и сопоставлять рентабельность бизнеса. 3. устанавливать лимиты усл-пост
затрат по отд структурным подразделениям. 4. устанавливать нормативы усл-
перем и др расх-в и контролировать их соблюдение по отдельным структурным
подразделениям. Формат: Показ-ли: 1) общий оборот, 2) резерв для расчета с
бюджетом, 3) п/ф-ты для др цехов, 4) чистая выручка от реализации.
41. Бюджетный регламент -установленный в орг-ции порядок составления
(разработки), согласования (визирования), консолидации (обработки и
анализа), проведение план/факт анализа и оценки пополнения бюдж-в
различного вида и уровней. Его составные элементы: 1) принятый в орг-ции
бюдж период и минимальный бюдж период. 2) сроки (график) и порядок
разработки, согласования представления консолидации и утверждение бюдж-в
различных уровней. 3) бюдж цикл (шаг фин план-я), за него проводят
план/факт анализ. 4) периодизация бюдж контролинга, т.е. системы внутр
контроля и оценки пополнения бюджета. Послед-ть бюдж регламента: 1. составл
бюдж-в отд подразделений, 2. составл сводных бюдж-в. Гл.задачей бюдж регл
явл обеспечение возможностей контролировать ход пополнения бюджетов
различных видов и уровней упр-я.
43. Бюдж цикл – порядок составления, представления и утверждения бюдж-в,
его продолжит-ть зависит от: 1) специфики хоз деят-ти, 2) тех оснащенности
фин служб и др факторов. При составл бюдж-в могут устанавливаться след
сроки: 1) срок не позднее которого каждый центр фин ответственности должен
представить свой бюджет в службу занимающуюся рассмотр-ем и послед
консолидацией. 2) срок в теч которого рук-во компании, соответств служба
или отдел осуществляет согласование и утвержд-е бюдж-в подразделений и
бюджета компании в целом. 3) срок до которого должны быть составлены
сводные бюджеты компании, утверждены и доведены до соответств структурных
подразделений бюджеты различ уровней.
44. Для того чтобы бюджет заработал необходимо создать управленч
технологию, такая технология закрепляется в положении о бюджетном
регламенте. Общая структура бюдж регл-та, которя должна найти свое
отражение в положении: I. Бюдж период: 1. общий бюдж период, 2. период для
составл директивного бюджета, 3. период для составл индикативного бюджета.
4. минимальный бюдж период по видам осн бюдж-в. II. График бюдж-я: 1)
порядок разработки и его сроки, 2) порядок согласования и его сроки, 3)
порядок предоставления и его сроки, 4) порядок обработки и его сроки, 5)
порядок консолидации. III. Бюдж цикл: 1) период за который составляются
отчеты об исполнении бюдж-в. 2) период начиная с которого осуществл
корректировки бюдж-в на оставшуюся часть всего бюдж периода. IV. Бюдж
контроль: 1) период за который проводится план/ факт анализ, 2) период и
порядок принятия управл решений на основе рез-ов план/факт анализа. |