Проверка основных средств
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра финансов и учёта
РЕФЕРАТ
ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
| |Выполнил |
| |Студент 3 курса, |
| | |
| | |
| | |
| |Научный |
| |руководитель |
| | |
Томск 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Учет основных средств 3
2. Учет, сохранность и расходование основных средств и товарно-материальных
ценностей 4
3. Состояние организации бухгалтерского учета и отчетности. 5
4. Методика проверки сохранности основных средств в бюджетных учреждениях 6
5. Нормативные документы, используемые при проверке; 8
Литература 10
1. Учет основных средств
Проводится проверка:
- организации учета основных средств, обеспечение их сохранности;
- правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете
операций по оприходованию, перемещению, передаче, списанию основных
средств;
- правильность определения износа по основным средствам;
- наличие инвентарных номеров на каждый объект основных средств,
технических паспортов и другой технической документации, все ли основные
средства закреплены за материально-ответственными лицами по местам
нахождения и эксплуатации;
- при безвозмездном получении основных средств - наличие извещений
(авизо) от передающей стороны, своевременность оприходования, правильность
определения износа с учетом срока эксплуатации;
- создана ли в ревизуемой организации постоянно действующая комиссия
по списанию основных средств. Установить обоснованность ссылок в актах на
целесообразность списания или на невозможность восстановления объекта,
выяснить причины выбытия, сверить данные балансовой стоимости и степени
износа, год изготовления и срок эксплуатации с показателями инвентарных
карточек, технических паспортов и другой технической документации;
- полнота оприходования материальных ценностей, поступивших от
разборки ликвидируемых основных средств, правильность их оценки;
- при списании основных средств по причине стихийных бедствий и
аварий выяснить законность данной операции (наличие актов, заключение
соответствующих компетентных органов), соблюдаются ли правила эксплуатации
при использовании основных средств, установлены ли виновные в аварии и
какие приняты меры по возмещению причиненного ущерба;
- при установлении фактов продажи отдельных объектов основных
средств работникам организации, а также на сторону (автомобилей, зданий,
оборудования и др.) следует выяснить, кто разрешил отпуск за плату,
необходимы ли реализуемые объекты основных средств организации,
обоснованность цены и полноту оплаты, (Отпускная цена при этом должна
устанавливаться с учетом сложившихся рыночных цен, технического состояния и
процента износа);
- по сданным в аренду основным средствам целесообразность
произведенной операции и наличие договора с комитетом по управлению
имуществом (или иного разрешительного документа), определяющего сумму
арендной платы и порядок ее распределения, полноту возмещения арендатором
затрат, включенных в договор на аренду основных средств, своевременность
поступления платежей, правильность оформления первичных документов и
своевременность отражения записей в бухгалтерском учете, Проверяется также
наличие фактов передачи основных средств в аренду другим организациям,
полнота поступления арендной платы, коммунальных и других платежей;
- качество инвентаризации основных средств и соблюдение сроков ее
проведения, правильность оформления, подведения итогов инвентаризации и
принятия решений по ним в соответствии с "Методическими указаниями по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденными приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 N 49 (письмо
Рослесхоза от02.11.95 № БФ-1-17-20/263).
- при необходимости провести выборочную инвентаризацию по отдельным
объектам основных средств.
2. Учет, сохранность и расходование основных средств и товарно-материальных
ценностей
Проверяя сохранность основных средств и материальных ценностей,
необходимо убедиться в том, что фактическое наличие основных средств и
материальных ценностей полностью соответствуют данным учета, С этой целью
ревизор должен произвести следующее:
1. установить полноту, правильность и своевременность проводимых
инвентаризаций, правильность регулирования инвентаризационных разниц и
качество постановки материального учета;
2. проинвентаризировать основные средства и материальные ценности
(инвентаризация может быть сплошная или выборочная наиболее ценных или
дефицитных материалов) и произвести сличение с данными бухгалтерского
учета;
3. проверить состояние учета материальных ценностей и основных
средств в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации, утвержденным Минфином России, и Инструкцией по
бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете
(как в бухгалтерии, так и у материально ответственных лиц);
4. установить, нет ли случаев незаконного списания недостач,
реализации имущества с нарушением нормативных актов, переданы ли материалы
о недостачах следственным органам и предъявлен ли иск к виновным;
5. соответствие складских помещений требованиям сохранности
ценностей, обеспеченность складов надлежащими запорами, сигнализацией,
освещением, сторожевой охраной;
6. наличие договоров о полной индивидуальной материальной
ответственности с материально-ответственными лицами, оформленных в
установленном порядке;
7. соблюдение в организации порядка выдачи доверенностей на
получение товарно-материальных ценностей и отпуска материалов по
доверенностям;
8. полнота оприходования поступающих материальных ценностей
(особенно приобретенных подотчетными лицами), для чего необходимо
сопоставить наименование, количество и сумму оприходованных ценностей с
аналогичными данными сопроводительных документов поставщиков (авизо,
счетов, накладных, товарных чеков, приложенных к авансовым отчетам, актов
закупа товарно-материальных ценностей, накладных на внутреннее перемещение
материалов и готовой продукции);
- организация учета горюче-смазочных материалов, порядок их выдачи и
списания. Применение норм ГСМ. Причины и размер перерасходов;
- правильность и своевременность представления в бухгалтерию
материальных отчетов;
- качество складского учета. Соблюдение порядка сверки данных
складского учета с бухгалтерскими данными;
- проводились ли в организации в установленные сроки, а также
внезапные инвентаризации товарно-материальных ценностей. Качество их
проведения; соблюдались ли сроки их проведения; правильно ли оформлены
инвентаризационные описи и сличительные ведомости, какие были приняты
решения по выявленным инвентаризацией фактам недостач и излишков.
3. Состояние организации бухгалтерского учета и отчетности.
Проверка состояния бухгалтерского учета в организации проводится в
процессе всей ревизии. В ходе проверки необходимо обобщить выявленные
недостатки и упущения в постановке бухгалтерского учета.
При проведении ревизии необходимо проверить следующие вопросы:
- соответствие постановки бухгалтерского учета отраслевым и типовым
инструкциям и рекомендациям, применение утвержденных форм первичной учетной
документации;
- организация бухгалтерского учета и выполнение главным бухгалтером
организации должностных обязанностей в соответствии с Положением о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным
приказом Минфина России N 34н (с последующими дополнениями и изменениями);
- наличие графика документооборота и соблюдение его:
- соответствие счетов бухгалтерского учета единому плану счетов;
- состояние аналитического и синтетическою учета: ведение
мемориальных ордеров, оборотных ведомостей, главной книги, карточек или
книг установленной формы и т.п., своевременность записей в регистры
бухгалтерского учета, соответствие этих записей первичным документам;
- правильность оформления первичными документами всех хозяйственных
операций, их достоверность;
- соответствие отчетных показателей данным бухгалтерского учета:
- правильность составления бухгалтерской отчетности и
своевременность ее представления в вышестоящую организацию;
- осуществление руководства методологией постановки бухгалтерского
учета в подведомственных организациях, осуществление анализа их отчетности
и своевременность сообщения им замечаний и предложений по результатам
анализа. Применяются ли по отношению к руководителям и главным бухгалтерам,
допускающим нарушения в организации бухгалтерского учета и представлении
отчетности, меры административного взыскания;
- состояние инвентаризационной работы;
- хранение бухгалтерских документов. состояние архива, соблюдение
установленных правил и сроков хранения;
4. Методика проверки сохранности основных средств в бюджетных
учреждениях
Организуется полная или выборочная инвентаризация основных средств.
Проверяется:
-правильность отнесения к основным средствам в бухгалтерском учете
материально-вещественных ценностей;
-составляется ли первичная документация по учету основных средств по
формам, утвержденным для бюджетных учреждений, согласно приложению №1 к
инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях;
-наличие инвентарных карточек учета основных средств и правильность
их заполнения;
-наличие описи инвентарных карточек, техпаспортов и другой
технической документации;
-правильно ли определяется при принятии к бухгалтерскому учету
первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за счет средств
бюджета или предпринимательской деятельности;
-правильно ли отражается в учете стоимость основных средств, в
случае достройки, дооборудования, реконструкции;
-утверждаются ли руководителем организации акты приема-передачи
основных средств;
-присвоены ли инвентарные номера каждому объекту основных средств
(кроме библиотечных фондов);
-ведутся ли списки основных средств формы ОС-13 при наличие большого
их количества ответственными за их хранение лицами;
-оформлены ли договора о полной материальной ответственности за
сохранность основных средств с должностными лицами, назначенными приказом
руководителя;
-правомерность списания основных средств, правильность составления и
утверждения актов па их списание;
-устанавливаются ли комиссией причины списания объектов основных
средств, выявляются ли лица виновные в преждевременном выбытии, и
привлекаются ли они к ответственности;
-осуществляется ли контроль за изъятием из списанных объектов
основных средств цветных и драгоценных металлов, правильным определением их
веса и оприходованием.
-полнота перечисления в доход соответствующего бюджета сумм,
полученных от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств,
находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов,
полученных от разборки этих основных средств;
-правильность отражения в учете сумм, вырученных от реализации
основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств, а также
средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых
средств и безвозмездных поступлений;
-полнота оприходования деталей, узлов, агрегатов разобранного и
демонтированного оборудования, других материалов и правильность отражения в
учете;
-составляются ли ведомости дефектов на производство текущего и
капитального ремонта и акты приема-сдачи отремонтированного объекта
основных средств;
-правильность начисления износа;
-своевременность проведения инвентаризаций и правильность отражения
ее результатов
5. Нормативные документы, используемые при проверке;
1 .Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 года №129-
ФЗ.
2.Гражданский кодекс РФ
3.Бюджетный кодекс РФ
4. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях,
(утверждена приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 г. №107н.)
5.Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской
отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих
финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, (утверждена
приказом Минфина России от 1 5.06.00 г.№54н)
6. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении
методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств»
7.Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94),
(утвержден постановлением Госстандарта России от 26,12.94 г. №359)
8.Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций,
состоящих на государственном бюджете СССР, (утверждены Госпланом СССР,
Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.июня 1974г.)
9.Методические Указания по бухгалтерскому учету основных средств.
Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.98 г, № 33н.
10.Письмо Госкомстата РФ от 22.09.98 г №ВГ-1-23/3747 «О порядке
применения документов по амортизационной политике и переоценке основных
фондов в 1998 г.»
Литература
1. Акт о результатах инвентаризации форма 835.
2. Акт о списание основных средств в бюджетных учреждениях формы
ОС-4 формы бюдж.
3. Акт о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных
учреждениях формы 444.
4. Акт о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях
формы ОС-4а.
5. Акт приемки - передачи основных средств в бюджетных учреждениях
формы ОС-1 бюдж.
6. Ведомость расхождений по результатам инвентаризации формы 836.
7. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) формы 401.
8. Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных
учреждениях формы ОС-6 бюдж.
9. Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных
учреждениях (для животных, многолетних насаждений и капитальных
расходов по улучшению земель)формы ОС-8.
10. Инвентарный список основных средств формы ОС-13.
11. Книга "Журнал - главная" формы 308.
12. Мемориальный ордер N 9 Накопительная ведомость по выбытию и
перемещению основных средств.
13. Накладная на внутреннее перемещение основных средств формы ОС-
2. |