Необходимость, сущность аудита. Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления
Содержание:
Введение. 2
Возникновение аудита. 3
Необходимость аудита. 4
Сущность аудита и аудиторской деятельности. 5
Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления. 7
Введение.
Возникновение аудита.
Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое
является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта
деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого
профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной
бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг,
сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих
высокой квалификации профессионального бухгалтера.
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий»)
имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще
в XIX веке в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто
непосредственно занимается управлением предприятием (администрация,
менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники,
акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту
финансовую информацию, которую представляли управляющие и подчиненные им
бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со
стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.
Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что
отчетность, представленная администрацией, полностью отражает
действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности
финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались
специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было
доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его
безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала
не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым
требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г.
выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных
компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека
для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В Росси звание аудита было введено Петром I. Должность аудитора
совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и
прокурора. Аудиторов в Росси называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах
бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству
аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная
потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все
страны начинают вводить обязательные требования к объему информации,
содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и
заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области
контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие
в государственных органах. Во Франции независимым финансовым контролем
занимаются две профессиональные организации – бухгалтеров-экспертов, в
компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета,
становление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и
комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за
достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности
финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию
бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической
деятельности, а также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты
аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно
проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает запрещение
дальнейшей деятельности.
Необходимость аудита.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими
обстоятельствами:
1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей
(администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой
информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма
значительными) от качества информации;
3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее
качества.
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной
потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую
подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода
услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих
достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность
функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и
прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение
аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является
обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие
хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию
имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.
Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех
участников сделок получать и использовать финансувую информацию.
Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственник, и прежде всего коллективные собственники – акционеры,
пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в
том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия
законны и правильно отраженны в отчетности, так как обычно не имеют ни
доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в
услугах аудиторов.
Сущность аудита и аудиторской деятельности.
Существует множество определений аудита – одни из них закреплены в
официальных нормативных документах, как международных, так и национальных,
другие определения даются специалистами в области аудита.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации
«Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»
следующим образом определяет аудит бухгалтерской отчетности и его
необходимость:
под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка,
осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом
выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной
инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется
следующими обстоятельствами:
1. бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее
заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и
собственниками имущества экономического субъекта, реальными и
потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и
общественностью в целом;
2. бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда
факторов, в частности применения оценочных значений и возможности
неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого,
достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически
ввиду возможной пристрастности ее составителей;
3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может
быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей
из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также
многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в
бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Вот еще одно определение аудита из нормативных актов Российской Федерации:
Аудит – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских
организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской
отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью
установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам,
действующим в Российской Федерации.
Комитет по аудиторской практике предложил простое определение аудита:
аудит – это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором
финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении
правил, установленных законов.
Аудитом занимается аудитор – частное лицо или фирма, проводящие аудит
предприятия, - и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В
необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский
персонал, действующий на основании делегирования полномочий.
Положение об основных концепциях аудита, которое в 1973г. опубликовал
Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров
(ААА), определяет и процесс, и цели аудита:
аудитором называется систематический процесс объективного сбора и
оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью
определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и
представление результатов проверки заинтересованным пользователям.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя
предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное
внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием,
и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил
почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские
структуры начали больше заниматься больше консультационной деятельностью,
чем непосредственно аудитом.
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам.
Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности –
реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и
целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг –
возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические
показатели, качественные характеристики организационной структуры
управления, системы учета и контроля.
В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и
инициативный. Аудит может проводится в отношении любых юридических лиц
независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также
любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица и зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей.
Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной
степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку
«добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по
видению бизнеса и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому
успеху клиента.
Содержание аудиторских отчетов и правила их оформления.
Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны
готовить и представлять письменную информацию (отчет) руководству
(собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам
проведения аудита. Аудиторские организации могут готовить и передавать в
устном или письменном виде по ходу осуществления аудита промежуточную
информацию.
Цель письменной информации – довести до руководства проверяемого
субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и
СВК[1], которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской
отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по
совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля
экономического субъекта.
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического
субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности,
которое должно выражать оценку аудиторской фирмы соответствия во всех
существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту,
регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Если
в результате проверки аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и
финансовое положение экономического субъекта таково, что возникает
серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать
деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12
месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о
достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности
экономического субъекта аудиторская фирма выражает мнение о достоверности
этой отчетности в форме безусловно положительного или отрицательного
аудиторского заключения, но может и отказаться от выражения своего мнения.
Различают четыре вида аудиторских заключений: безусловно положительное,
условно-положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения.
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской
фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта
означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить
во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического
субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за
отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующий бухгалтерский
учет и отчетность в Российской Федерации.
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской
фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта
означает, что, за исключением определенных в аудиторском заключении
обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы
обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов пассивов
экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его
деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего
бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о
достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает,
что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена
таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах
отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и
финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из
нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в
Российской Федерации.
Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении
означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не
может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных
настоящим порядком форме.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и
пользователям были очевидны его содержание и форма.
Аудиторское заключение обычно состоит из трех частей: вводной,
аналитической и итоговой. К нему прилагается бухгалтерская отчетность
экономического субъекта, которая подверглась аудиту.
Вводная часть аудиторского заключения содержит общие сведения об
аудиторской фирме. Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого
аудиторской фирмой, включает в себя:
. название документа в целом – «Аудиторское заключение»;
. юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;
. номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме
лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок
действия лицензии;
. номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;
. номер расчетного счета аудиторской фирмы;
. фамилии, имена, отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите;
Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором,
работающим самостоятельно, включает в себя:
. название документа в целом – «Аудиторское заключение»;
. фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора;
. номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме
лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок
действия лицензии;
. номер регистрационного свидетельства аудитора;
номер банковского счета аудитора.
Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет
аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего
контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а
также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть включает в себя:
. название данной части;
. кому адресована аналитическая часть;
. наименование экономического субъекта;
. объект аудита;
. общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у
экономического субъекта;
. общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;
. общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской
фирмой, озаглавливается так: «Отчет аудиторской фирмы», а выдаваемого
аудитором, работающим самостоятельно, - «Отчет аудитора».
Аналитическая часть адресуется исполнительному органу, осуществляющему
функцию управления экономическим субъектом.
Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у
экономического субъекта включает в себя:
. ответственность исполнительного органа экономического субъекта за
организацию и состояние внутреннего контроля;
. цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при
проведении аудита;
. общую оценку соответствия СВК масштабам и характеру деятельности
экономического субъекта.
Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и
отчетности экономического субъекта подразумевает:
. общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского
учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
. описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений
установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки
бухгалтерской отчетности.
Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом
законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно
включать:
. цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных
экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимых к
законодательству и нормативным актам при проведении аудита;
. общую оценку соответствия во всех существенных отношениях финансово-
хозяйственных операций, совершенных экономическим субъектом,
применяемому законодательству;
. ответственность исполнительного органа экономического субъекта за
несоблюдение применяемого законодательства Российской Федерации при
совершении финансово-хозяйственных операций.
Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля,
бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также
соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.
Итоговая часть аудиторского заключения содержит мнение аудиторской
фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Итоговая часть включает в себя:
. название данной части;
. кому адресована аналитическая часть;
. наименование экономического субъекта;
. объект аудита;
. указание на нормативный акт, которому должна соответствовать
бухгалтерская отчетность;
. распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской
фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;
. указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился
аудит;
. изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению
аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно
положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно,
их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;
. мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта;
. дату аудиторского заключения.
Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой,
озаглавливается так: «Заключение аудиторской фирмы», а выдаваемого
аудитором, работающим самостоятельно, - «Заключение аудитора».
Итоговая часть адресуется учредителям (участникам) экономического
субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита; в ней
указывается нормативный акт, регулирующий бухгалтерский учет и отчетность в
РФ, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность, с указанием
его полного официального наименования, наименования органа, издавшего
документ, даты издания документа и его номера (если таковой имеется), а
также нормативного акта, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.
В итоговой части должно быть описано распределение ответственности
между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении
бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению, должна
быть составлена по формам, установленным для экономических субъектов
данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим
бухгалтерский учет и отчетность в РФ.
Если в результате аудита выявлены существенные искажения бухгалтерской
отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской
отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения.
Если аудиторское заключение составляется после представления
экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям, учредителям
(участника), налоговым органам и др., то итоговая часть аудиторского
заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в
этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной.
Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления
скорректированной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дающий
полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой
отчетности.
Библиография:
А. Д. Шермет, В. П. Суйц «Аудит», М., Инфра-М 2002г.
Барышников Н. П. “Организация и методика проведения общего аудита”, М.,
1996г
-----------------------
[1] Система внутреннего контроля (СВК) – совокупность организаторской
структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического
субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения
хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные
внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку. |