Налоговое планирование
ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
надо иметь в виду не столько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых
выдающихся, сколько те побуждения, которые приводят в движение большие
массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в свою очередь, целые
классы
К Маркс, Ф Энгельс Соч Т 21, с 307 308
9.1. Классификация.
Налоговое планирование в нашей стране как отрасль знания до сих пор не
имело своей классификации
А ведь даже самые общие повседневные разговоры о налогах и налоговом
планировании предлагают нам вполне логичный подход. О чем прежде всего
говорят люди, упоминая налоги и налоговое планирование9 Платить налогов
поменьше и, по возможности, без проблем с законом Исходя из этого, можно
предложить достаточно простую и удобную классификацию видов или направлений
налогового планирования
Используем два следующих критерия разграничения видов налогового
планирования
законность действий налогоплательщика, то есть насколько действия
налогоплательщика соответствуют закону Для простоты примем две жесткие
альтернативы налогоплательщик либо не нарушает закон, либо нарушает,
степень налоговой нагрузки, платит ли он налоги, не предпринимая действии
по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налоги
Альтернативы следующие: платит как обычно, или минимизирует
При совместном использовании данных критериев получаются 4 вида налогового
планирования:
действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи
производятся в обычном порядке. Назовем это классическим налоговым
планированием,
действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при
этом производятся по возможности минимально Назовем это оптимизационным
(минимизационным) налоговым планированием,
действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не
производятся Назовем это вульгарным (противозаконным) налоговым
планированием,
действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи
производятся как положено Этот вид налогового планирования в реальной жизни
практически отсутствует, хотя иногда отмечались и подобные случаи
Соответственно на практике получаются три основных вида налогового
планирования
классическое, смысл заключается в планировании правильной и
своевременной уплаты налогов Содержание классического налогового
планирования состоит из организации правильного учета и отчетности,
планирования экономической деятельности в рамках определенных законом, и
своевременной уплаты налогов,
оптимизационное (минимизационное) налоговое планирова-ние(ОНП),
при котором налогоплательщик путем использования и манипулирования
существующим законодательством планирует и организует свою экономическую
деятельность так, чтобы платить меньше налогов В рамках ОНП
налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего
законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и
противоречивость При этом он реализует налоговые схемы, которые позволяют
применять такие формы экономических действий, налогообложение которых
минимально,
вульгарное (противозаконное) налоговое планирование, при кото ром
налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения
налоговых платежей С точки зрения голой экономики это выгоднее всего,
однако порождает весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика
(или по крайней мере их вероятность)
При существующем порядке вещей большинство руководителей современных
российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже
уголовного законодательства Несмотря на значительное количество налоговых
дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах преобладающая часть
налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения
контрольных и правоохранительных органов Фактически нарушение формальных
правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе
практикой, то есть обычаем делового оборота Это касается многих налогов, но
уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при
выплате зарплаты.
Несмотря на большое количество существующих в РФ налогов, основу налоговой
системы и львиную долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько
налогов - так называемые основные налоги К ним можно отнести налог на
добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, дорожные налоги,
акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц Значение прямых
налогов, особенно налога на прибыль предприятий падает, а косвенных
налогов, и особенно НДС, возрастает Остальные налоги, в значительной части
местные, составляют некоторый налоговый фон Налоговое планирование в
большей части направлено на минимизацию именно основных налогов Достаточно
часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и
всех остальных
Рассмотрим подробнее виды налогового планирования
Классическое налоговое планирование.
Важное направление финансово-экономической деятельности предприятия,
направленное на корректное выполнение предприятием своих налоговых
обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов
Впрямую затрагивает проводимые налогоплательщиком учет, отчетность,
планирование экономической деятельности
Для целей классического налогового планирования очень важно проводить на
предприятии правильную учетную политику и организовать ее нормальную
реализацию Необходимо четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет
Важно избегать методических ошибок в бухгалтерском и налоговом учете
Основное внимание персонала, отвечающего на предприятии за налоговый учет,
необходимо ориентировать на избежании учетных ошибок при операциях на
большом обороте и при разовых капиталоемких сделках Подобные ошибки
достаточно распространены и могут привести к серьезных последствиям
Необходимо правильно и четко оформлять первичные бухгалтерские документы Их
отсутствие трактуется налоговыми органами однозначно негативно Самый лучший
подход по отношению к документам (при этом не переходя грань разумного) -
иметь оправдательный документ на каждую сделку или движение финансов
Предприятие должно пользоваться всеми возможными простыми и доступными
льготами, в том числе по рассрочке налоговых платежей
Иногда в экстренных экономических ситуациях предприятие может пойти и на
задержки налоговых платежей, четко представляя себе последствия подобных
действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с
налоговыми органами
Новый Налоговый кодекс предоставляет для предприятий возможность
использовать целый набор налоговых кредитов, то есть отсрочек платежей,
позволяющих перенести текущие налоговые
131
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
платежи на будущее, и уже дело руководства предприятия принимать решение о
применении подобных механизмов
Оптимизационное налоговое планирование.
Оптимизационное налоговое планирование - деятельность в рамках закона,
направленная на минимизацию налоюв
Оптимизационное налоговое планирование предполагает качественно другой
подход к организации бизнеса К обычным критериям построения бизнеса
необходимо добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов
Обычная ошибка предпринимателей, которые хотят экономить на налогах в
соответствии с законом, сначала разработать организационную и финансовую
схему бизнеса, а потом в рамках готовой схемы минимизировать налоги В
подобных условиях достигнуть желаемого результата очень сложно Думать о
налогах необходимо с самого начала планирования своей хозяйственной
деятельности.
В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме Всю
систему экономических, финансовых и правовых отношений предприятия
необходимо рассматривать под углом минимизации налогов и проводить комплекс
соответствующих мероприятий Достигнуть нулевого налогообложения конечно же
невозможно, да и просто неприлично Однако если к этому изначально
стремиться и соответственно действовать, то степень налогообложения
налогоплательщика будет существенно меньше
Способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут Во-
первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых
режимов и льгот. Нестандартное применение различных налоговых режимов и
льгот бывает очень полезным с точки зрения минимизации налогообложения Во-
вторых, по причинам системного характера - в современной очень динамичной и
сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых
разнообразных возможных экономических действий налогоплательщика
принципиально не представляется возможным, а значит будут существовать
такие действия, которые будут более выгодными налогоплательщику
В широком смысле оптимизационное налоговое планирование имеет социальный,
организационный, юридический, экономический, финансовый, бухгалтерский и
прочие аспекты Оно прямо затрагивает интересы предприятий, физических лиц и
самого государства. Для нас важны именно те аспекты, которые касаются
налогоплательщиков -юридических и физических лиц, активных участников
оптимизационного налогового планирования Для них наиболее интересны
финансовый, правовой и организационный аспекты
Очень важное значение для оптимизационного налогового планирования имеет
анализ и планирование экономической деятельносги предприятия. На самом
деле, конечно, налоговое планирование являегся
132
ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
всего лишь составной частью общего экономического планирования
налогоплательщика Но нашей целью является изучение именно налоговых
аспектов, и поэтому пока общее планирование для нас не столь важно
Наверняка среди читателей этой книги найдутся люди, которым уже пора
серьезно заняться планированием своего пусть самого простого бизнеса, а они
в силу психологической инерции еще этим не занимаются Может быть, для них
понимание того, что для получения возможности реально экономить на налогах,
не воюя с законом, нужно впрямую заняться планированием, станет первым
шагом к новому позитивному экономическому мышлению Разработка и
осущес1вление планов вообще, планов удачных, планов неудавшихся и самых
разных очень способствует пониманию ситуации на рынке и на предприятии и
является основой для принятия в будущем эффективных решений
Оптимизационное налоговое планирование в качестве системного подхода не
может быть реализовано без анализа и планирования, то есть сбора и
целенаправленной переработки информации с использованием некоторых основных
экономических показателей конкретного бизнеса Особенно это относится к
предприятиям, чья деятельность имеет разносторонний характер Для таких
предприятий очень важно разделить материальные и финансовые потоки,
финансовые и налоговые показатели для каждого вида деятельности
Управленческий учет очень внимательно рассматривает расходы и доходы так
называемых центров ответственности предприятия Для целей налогового
планирования эти самые центры необходимо рассматривать и как центры по
формированию налоговых платежей
Финансовое планирование в рамках предприятия использует несколько методов,
в том числе расчетно-аналитический, балансовый, нормативный и оптимизации
Оптимизация реализуется при выборе лучшего из нескольких существующих
вариантов Фактически этот же метод используется и при оптимизационном
налоговом планировании
Оптимизационное налоговое планирование представляет собой разработку
некоторых экономических действий, налоговых схем и их документального
оформления, направленную на минимизацию налогов в рамках законной
деятельности предприятия. Математически модель оптимизационного налогового
планирования может быть представлена как аналитическая задача нахождения
минимума налоговых платежей для применяемой финансовой схемы с некоторыми
постоянными и переменными экономическими показателями Под постоянными
экономическими показателями понимаются те экономические показатели, на
которые налогоплательщик не может влиять, которые от него практически не
зависят Под переменными экономическими показателями понимаются те
экономические показатели, на которые налогоплательщик может влиять, которые
каким-либо образом от него зависят
133
ГЛАВА IX
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Формулу оптимизационного налогового планирования можно представить
следующим образом:
ОНП = mm F (пост 1 - пост Н, перем.1 - перем М),
где' F - функция налогообложения, зависящая от экономических
показателей конкретного предприятия,
пост - постоянные экономические показатели, Н - их число, перем -
переменные экономические показатели, М их число
При этом очень важно определиться с соотношением постоянных и
переменных экономических показателей. Дело в том, что чем большим
количеством переменных показателей можно свободно пользоваться, тем больше
степеней экономической свободы, тем легче можно решить поставленную задачу
налоговой минимизации Практически все попытки реализации оптимизационного
налогового планирования приводят к налоговым схемам с какими-либо
ограничениями и изъятиями, и чем меньше будет число ограничений в
конкретной схеме, тем она будет проще и эффективнее
Постоянные показатели зависяг как от внутренних условий хозяйствования
предприятии (стоимость сырья, величина зарплаты и тд), так и от внешних
условий (необходимость лицензирования и подчинения установленным правилам,
мнение контрольных органов, воплощенное в нормативных актах, специфика
регионов и т д)
К переменным показателям можно отнести организационно-правовую форму
предприятия, вид и качество реализуемой продукции (работ, услуг), формы
взаиморасчетов и т.п.
В самом простом варианте налогообложение зависит от статуса
хозяйствующего субъекта и вида договора, который он применяет
В целях налогового планирования очень важно бывает своевременно
отказаться от привычных, давно применяемых схем бизнеса и расчетов Если в
рамках существующих схем невозможно добиться существенных результатов,
значит, пришло время менять сами схемы Тогда оптимизация должна проводиться
не только в рамках действующей схемы бизнеса, но и между различными
возможными схемами бизнеса
Достаточно показательно в этом смысле отношение предпринимателей к
юридическим лицам Многие из них продолжают относиться к предприятиям с
излишним уважением и почтением На самом деле предприятие - эго всего лишь
инструмент для бизнеса, имеющий определенную цену приобретения и цену
расставания Если устраивает цена - можно сделать несколько юридических лиц,
чго-то не сложилось - создать новые предприятия и тд, причем вес ii
соотвечствии с законом А если, как поступает большинс1во предприятий, с
небольшими нарушениями - все это можно делать и достаточно быстро 134
ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вообще процесс ликвидации предприятий в нашей стране поч-чи всегда
сопровождается целым букетом правонарушений. Очень редкие предприятия
ликвидируются с полным соблюдением всех требований законодательства Этому
есть вполне объяснимая причина нормы законодательства должны быть реальны и
выполнимы Предприятие в РФ достаточно легко создать, но очень трудно
ликвидировать в рамках действующего законодательства. Таким образом,
совершенно не обоснованная и не просчитанная сложность процесса ликвидации
приводит к повсеместному нарушению закона Если вы формалисг, вы будете
требовать соответствующей борьбы с наруштелями закона, если вы реалист, вы
будете требовать изменения норм законодательства неадеквагного сложившейся
практике
Наибольшее разнообразие организационных схем существует при планировании
инвестиций из-за рубежа. Самых известных схем существует не меньше десятка,
и в лом случае нужно исследовать не одну схему, а их совокупность
Вульгарное налоговое планирование.
После эволюционной налоговой реформы 1991-1998 годов российская система
налогообложения подошла к новому этапу в своем развитии - этапу
стабилизации и кодификации Основных претензий практического характера к
существующей ранее налоговои системе, без учета социальной и стимулирующей
функции налоюв, всего две Первая - налоговая система чрезмерно усложнена,
на сегодня налогам посвящено огромное количество нормативных документов,
включая несколько тысяч писем и разъяснений Вторая - налоговая система
слишком быстро и часто изменяется, по основным налогам происходит несколько
изменений в год, вне всякой привязки к финансовому и налоговому году,
зачастую с приданием нормативным актам обратной силы, чю полностью
противоречит Конституции РФ и нормальному здравому смыслу Сложная ситуация
с взаимодействием налогового и бухгалтерского учетов в смысле доступности и
понятности, особенно в вопросе реализации ниже себестоимости приводила к
тому, что при очередном этапе планирования деятельности предприятия нельзя
было точно просчитать предстоящие налоговые и финансовые результаты
Возникновение в рамках текущего финансового года законодательных изменений
обратной силы приводило к самым непредсказуемым и неприятным последствиям
Такая динамическая сложность заставляет предприятия исполь-зовагь в
экономическом и финансовом планировании приблизительные оценки и
гарантирует систематические ошибки как налогопла-чельщиков, так и преде
[авителеи налоговых органов А в большинстве случаев ошибки
налогоплательщиков, даже без прямою на jto умысла, приводят к нарушениям
налоювого законодаюль^лиа
Практические рабожики финансового направления iimcioi и 1ак иочыи^ю
загруженность, поскольку обычно отвечаюг зь делопро-
ГЛАВА IX
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
изводство, бухгалтерский учет, за кассу, за отчетность и т п и т.д При
таком потоке постоянной текущей весьма ответственной работы своевременно и
в полном объеме учитывать и анализировать изменения налогового
законодательства невозможно Часто встречается ситуация, при которой
должностными лицами предприятии используются нормативные документы или
комментарии к ним "второй свежести", и возникающие при этом ошибки могут
обойтись достаточно дорого
Налоговая система РФ при всех ее многочисленных недостатках является более
или менее развитой и относительно эффективной Она постоянно
совершенствуется и детализируется В то же время люди как носители
экономических идей и объекты налогового поведения объективно не успевают за
подобными темпами преобразо ваний. Советское прошлое " практически
безналоговое, очень лицемерное - в смысле отчетности и статистики, а также
сложившаяся достаточно эклектичная общественная мораль совершенно не
способствуют правильной уплате налогов.
Есть достаточно много объективных факторов, не способствующих уплате
налогов
мздоимство чиновников, простота работы с наличностью,
низкая эффективность и прибыльность предприятий во время реформ,
торжество тактических задач над стратегическими в управлении предприятиями;
непродуманность и непоследовательность экономической, фи нансовой и
налоговой политики государства.
Эти факторы не являются, конечно, оправданием для нарушителей закона,
однако в совокупности они составляют некоторый уровень поддержки именно
противозаконного экономического поведения. Для преодоления этого уровня
требуется долгая и кропотливая работа различных государственных органов, в
том числе и демонстрация ими новых моделей поведения своим личным примером
Учитывая огромную важность налогов для государства, оно стремится
соответствующим образом реагировать на их неуплату и предусматривает целый
букет мер (не всегда эффективно действующих), дабы не допустить потери
поступлений в бюджет Учитывая распространенность налоговых схем, обналички
и "черных касс", можно утверждать, что большинство директоров и главных
бухгалтеров являются нарушителями налогового законодательства. Хотя по
старой советской традиции заложенная в нормативных актах суровость
компенсируется неорганизованностью государственных органов, невысокой
квалификацией чиновников и зачастую возможностью договориться
Вульгарное налоговое планирование достаточно тесно связано с
криминализацией бизнеса 136
ГЛАВА IX
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Виды конкретных нарушений налоговых норм очень разнообразны - это
работа без регистрации в налоговых органах, без отчетности и соответственно
без налогов, разнообразные нарушения учета, просто неуплата налогов,
различного рода подмены и жульничества с документами, цепочки юридических
лиц, часть из которых достаточно быстро пропадает и тд.
Непосредственные нарушения осуществляются различными по величине
субъектами бизнеса по-разному
маленькие предприятия манипулируют с кассой, учетом и отчетностью,
средние предприячия работают с различными схемами обналички -в основном
через своих субподрядчиков или контрагентов,
большие предприятия используют специально создаваемые подконтрольные им
короткожинущие предприятия, которые встраиваются в финансовые цепочки и,
достаточно быстро исчезая, не платят налоги вообще.
Все вышеуказанные нарушения приводят к существованию теневых, то есть не
подпадающих под контроль и учет государства секторов экономики Органы
власти несомненно обладают информацией о налоговых проблемах, связанных с
теневой экономикой Как показывает опыг развития действующей в РФ налоговой
системы, государство хотя и медленно, но реагирует на все попытки
налогоплательщика экономить на налогах При этом реакция власти бывает двух
видов - прямое противодействие выявленным правонарушениям со
стороны соответствующих налоговых и правоохранительных органов и
комплексное исследование и изучение проблемы с целью выработки определенной
государственной политики в области налогообложения Первое направление
соответствует решению повседневных тактических задач, второе - решению
стратегических задач Механизмы первого направления понятны - сбор
информации налоговыми и правоохранительными органами, проведение
соответствующих проверок, подготовка доказательств для судебного
рассмотрения и затем передача материалов на рассмотрение суда Механизмы
второго направления известны, но применяются явно недостаточно К ним
относятся меры позитивного стимулирования налогоплательщиков - через
уменьшение налогового бремени и упрощение налоговых процедур
9.2. Позитивная направленность оптимизационногд налогового планирования.
Оценки налогового планирования как сложного социально-экономического
явления достаточно противоречивы Поскольку до сих пор нормальной
классификации видов налогового планирования не существовало, и специалисты
и журналисты в своих выступлениях высказывались относительно налогового
планирования в основном негативно. Но практически они подразумевали под
налоговым планированием именно его противозаконную разновидность
137
ГЛАВА IX
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Упоминания о налоговом планировании из уст правительственных чиновников
носят явно отрицательный и негативный характер
Упоминания в средствах массовой информации несколько более сдержанные, так
как журналисты все-таки иногда пытаются встать и на сторону
налогоплательщика Для доказательства своей объективности журналисты ругают
то налоговые органы, то налогоплательщиков Специалисты и эксперты в
основном придерживаются позиций своих заказчиков если заказчики - структуры
власти, специалисты против налогового планирования, если заказчики -
предприниматели, специалисты - за
Многие предприниматели в частных беседах выражают свое мнение по поводу
уплаты налогов очень категорически в том смысле, что этому государству
платить будут как можно меньше Конечно, это негативная позиция Но ведь она
имеет под собой вполне понятные основания Что хорошего налогоплательщики
видели от нашего государства9 Перманентный кризис с регулярными
обострениями, взяточничество чиновников, зарегулированность и запутанность
правил экономической деятельное ги, налоговый пресс, массу обещаний лучшей
жизни от каждого нового правительства Этот перечень неполный и достаточно
длинный.
А простым обывателям хочется, чтобы все налогоплательщики свои налоги
платили как положено, и чтобы в бюджете были деньги на выплату зарплат и
пенсий без задержки.
Если рассматривать виды налогового планирования по критерию конечного
результата их воздействия на государство и общество, то получится весь
спектр полезности и правильности
С противозаконным налоговым планированием, то есть с неплатежами в
бюджет, сопряженными с явным нарушением закона, обязательно нужно бороться
и их пресекать
Классическое налоговое планирование стоит всячески одобрять и поддерживать,
обучать ему и его проповедовать
Теперь насчет оптимизационного налогового планирования Чем оно хорошо для
налогоплательщика9 Налогоплательщик на этом экономит и, значит,
зарабатывает больше денег
Чем оно хорошо для государства9 Во-первых, государство в курсе оборотов
соответствующего предприятия, получает статистику о его операциях и,
следовательно, более точно оценивает происходящие экономические процессы
Во-вторых, государство получает по применяющимся схемам всю отчетность, и
по требованию контрольных органов - соответствующие документы Тем самым
определенный способ минимизации налогов становится известным, и государство
может, если сочтет нужным, с ним бороться
Чем оптимизационное налоговое планирование хорошо и для
налогоплательщика и для государства9 Строгим и последовательным соблюдением
закона Что является правильным уже по факту своего существования, и в
отличие от противозаконного налогового 138
ГЛАВА К
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
планирования, нарушает связь с криминальным миром и тем самым подрывает его
материальную базу Во всяком случае такие несколько сомнительные
экономические действия гораздо лучше противозаконных Нет еще у нашего
предпринимателя врожденной привычки платить все налоги Трудно ему их
платить Он ведь зачастую даже карман подконтрольного предприятия путает со
своим личным и частенько просто берет деньги из первого кармана и кладет во
второй. И по сравнению с этим уже всякая деятельность в соответствии с
законом вполне хороша
Такой подход полезен еще и тем, что помогает контрольным органам
определиться с чем именно им бороться
На мой взгляд, оптимизационное налоговое планирование является скорее
положительным, чем отрицательным экономическим и социальным явлением
Если все вышесказанное абсолютно не убеждает, остается еще один вариант
оценки оптимизационного налогового планирования Говорят что демократическая
формл правления сопровождается массой всяческих издержек, как радость от
вкушения замечательных западных сериалов - вынужденным просмотром рекламы.
Но люди в своей массе не отказываются ни от демократии, ни от сериалов
Если в свободной рыночной экономике будут хоть какие-то варианты
законной игры на понижение налогов, значит некоторые предприниматели в силу
именно своей предприимчивости будут заниматься оптимизационным налоговым
планированием.
Воспринимайте такое налоговое планирование как неизбежные издержки
рыночной экономики Ведь так оно и есть Кому сейчас легко9
^
9.3. Содержание налогового планирования.
Собственно экономическую деятельность (бизнес) можно рассматривать как
последовательность различных экономических действий (транзакций) - закупка
сырья, производство товаров, выплата зарплаты, продажа готовой продукции и
т п При этом определенным экономическим действиям могут соответствовать
самые разные способы их оформления и учета
То есть экономические действия имеют свое содержание в виде
совокупности денежных и материальных потоков, определенных действий. Они же
имеют и форму - внешнее документальное оформление.
При этом налогообложение большей частью зависит именно от выбранной
формы.
Одним и тем же экономическим действиям при различном их оформлении
соответствует и различная величина налогообложения В этой связи можно
говорить, что экономические действия могут иметь как обычные (нормальные)
налоговые последствия, так и благоприятные для налогоплательщика Фактически
бизнес без налогового планирования имеет обычный налоговый режим, а при
налоговом
ГЛАВА IX
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
планировании может получить благоприятный (в смысле уменьшения платежей)
налоговый режим
Минимизация налогов представляет собой целенаправленную деятельность,
имеющую своей целью перевод налогообложения данного бизнеса из нормального
режима налогообложения в благоприятный. Минимизация может быть по одному,
нескольким или по большинству налогов.
Обычно благоприятный налоговый режим тесно связан с правовым статусом
налогоплательщика Налоговые режимы серьезно различаются по видам
деятельности предприятия, по величине предприятия, по наличию иностранных
инвестиций, по месту регистрации и т д. Реализовать в рамках одного
предприятия несколько благоприятных налоговых режимов для основных налогов
невозможно Поэтому для комплексного налогового планирования применяются
несколько предприятии с различными налоговыми режимами.
Вместе с тем, зачастую налоговое планирование решает задачи и в иной
плоскости В рлмках инвестиционной деятельности и оформления крупных сделок
налоговое планирование направлено не на уменьшение налогов, а на то, чтобы
в результате каких либо сделок, проведенных не вполне корректно не возникло
излишнее налогообложение и штрафные санкции. В подобной ситуации налоговый
результат заключается в отсутствии негативных налоговых последствий.
Налоговое планирование для физических лиц. Налоговое планирование касается
как юридических лиц (организаций), так и физических лиц (граждан) Под
вышеуказанную классификацию видов налогового планирования полностью
попадают и физические лица Однако существует одно значительное различие
вульгарное планирование и как следствие нарушение закона предприятия в лице
своего руководства в основном, выбирают сознательно сами А физические лица
- их работники - оказываются к этому принуждены, хотя обычно вполне
спокойно соглашаются с подобными нарушениями.
Основную часть национального валового продукта в РФ и соответственно
налогов обеспечивают юридические лица Подавляющее большинство налогов
платится юридическими лицами, их налогообложение гораздо более сложно и
запутанно Налоговое планирование для юридических лиц требует огромной
работы и участия специалистов - финансистов, бухгалтеров, аудиторов и
юристов Налоговое планирование для физических лиц существенно проще Но тем
не менее в настоящее время в РФ сложилась ситуация, при которой
налогообложение физических лиц по своей значимости для бизнеса фактически
сравнялось с налогообложением для юридических лиц Соответственно выросла и
роль налогового планирования для
140
ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
физических лиц Скорее всего, эта тенденция будет сохраняться еще длительное
время Самые последние экономические события подталкивают власть к идее все
же хоть как-то попытаться собрать налоги с обеспеченных физических лиц
Анализ цифр поступлений в бюджет подоходного налога с физических лиц и
налога на прибыль предприятий позволяет дать некоторую оценку степени
недоплаты этих налогов Весьма приблизительно можно оценить, что суммы
полученного налога на прибыль предприятий меньше, чем те, которые должны
были бы быть в несколько раз, тогда как суммы заплаченного подоходного
налога меньше расчетных как минимум на порядок (для состоятельных граждан)
Это связано со множеством факторов, самый значимый из которых состоит в
следующем, большей частью бизнес в РФ сейчас -предпринимательская
деятельность, направленная на извлечение дохода лицами, контролирующими
данный бизнес Для РФ сейчас сопершенно нехарактерна (за редким исключением)
классическая модель участия в предприятиях, которая свойственна развитым
странам инвесторы вкладывают деньги и официально получают дивиденды. Для РФ
характерна другая ситуация- инвесторы вкладывают деньги зачастую не вполне
формально, при этом доходы (или различные преимущества) они получают в иных
формах нежели дивиденды, в очень значительной части - не вполне легальные.
Проблема с подоходным налогом заключается в том, что собственники и
руководители предприятий платят совершенно незначительные суммы налогов со
своих доходов от бизнеса
Наш среднестатистический хозяин предприятия делает все возможное для
увеличения себестоимости продукции и уменьшения налога на прибыль своего
предприятия При этом он абсолютно не собирается получать дивиденды законным
образом, подпадая под второе налогообложение по прогрессивной шкале.
Косвенным подтверждением именно такого положения дел является положение
на экономически малоэффективных предприятиях советской эпохи Формально
являясь убыточными, при огромных налоговых недоимках, такие предприятия тем
не менее годами существуют и позволяют их реальным хозяевам иметь вполне
приличные личные доходы
Эффективность работы и стоимость предприятий в России обычно не следует
оценивать по формальному показателю балансовой прибыли Такие оценки следует
производить с учетом реальных доходов собственников и руководителей Однако
такой статистики в нормальном виде не существует.
Очень большая часть нынешних российских налогов тесно связана с
зарплатой. Прежде всего это подоходный налог и налоги во внебюджетные
фонды, в сумме эти платежи могут превышать 50% фонда оплаты труда При этом
и налог на добавленную стоимость
ГЛАВА IX
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
сконструирован так, что фактически он является налогом, в том числе на
зарплату.
Из-за этого очень многие предприятия платят зарплату, составляющую
существенную часть затрат, также не вполне легально. У таких предприятий
зарплата работников и доход собственников зачастую складываются из
официальной зарплаты, полуофициальной и совсем неофициальной. В народе это
называется белыми, серыми и черными деньгами.
Кроме проблем доходов руководителей и персонала, налогообложение физических
лиц важно и в ситуациях, когда деньги идут партнерам и в качестве денежных
потоков в адрес определенных чиновников и представителей силовых структур.
Существует целый ряд очень важных проблем в бизнесе, которые серьезно
касаются налогов физических лиц:
проблемы инвестиций в бизнес;
проблемы контроля над бизнесом - через акции и доли в уставных капиталах;
проблема личной безопасности руководителей и персонала;
проблемы получения официальных доходов и крупных расходов (главным
образом при покупке недвижимости, с учетом закона о контроле над
расходами).
Долгое время сами работники налоговых органов в приватных беседах
настоятельно советовали богатым согражданам - доходы не показывать,
декларации не подавать. Весьма скоро, по целому ряду причин, состоятельным
людям придется легально показывать хотя бы часть своих доходов.
Иногда истории о принятии и вступлении в силу актов налогового
законодательства становятся крайне запутанными и противоречивыми- А бывают
такие, что можно писать детективы. Самая запутанная история была и есть с
Указом Президента № 685, поскольку до сих пор нет единого подхода к его
применению. Если подходить формально, этот Указ действующий и его
необходимо применять при расчете налоговой себестоимости. Однако этого
никто не делает.
Одна из последних детективных историй такого рода - ситуация с
Федеральным законом № 116-ФЗ от 20 июля 1998 года "О государственном
контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически
получаемым физическими лицами доходам." Одно название этого закона многого
стоит, практически никто его не может запомнить полностью. Закон подобного
содержании явно необходим, однако отдельные его нормы вызывают некоторое
сомнение, в том числе и по применению налоговыми органами. Теперь о фактуре
его вступления в силу. Закон был опубликован 24 июля 1998 года и должен был
вступить в силу 24 января 1999 года. В конце 1998 года
законодательная общественность страны соотнесла требования этого закона и
практическую необходимость 142
ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
материализовать итоги своего напряженного законодательного труда. В декабре
1998 года была предпринята попытка приостановить на один год его вступление
в силу, однако эта попытка не удалась. В начале 1999 года соответствующий
законопроект об отсрочке действия закона был поддержан Думой. Состоятельные
граждане уже были готовы ликовать. Дальше процесс существенно замедлился и
фактически к 24 января - дню вступления закона в силу - законопроект об
отсрочке не приобрел статуса закона, так как не прошел верхнюю палату
Федерального собрания и не был подписан Президентом РФ. На все вопросы по
поводу закона о госконтроле местные налоговые начальники отвечали: ничего
не знаем. И получается, применение этого закона либо будет отложено через
месяц его невнятного действия, либо он будет действовать, чего уже никто не
ожидает. А еще на подходе законы о борьбе с коррупционными доходами и о
легализации.
9,4. Этапы дптнинзационного налогового планирования.
Как всякая целенаправленная деятельность оптимизационное налоговое
планирование реализуется в ряде последовательных этапов.
В самой объемной и известной книге, посвященной налоговому планированию -
"Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и
минимизация налогообложения)" профессора Б. А. Рогозина предложены
следующие этапы налогового планирования (названия предложены автором, так
как в цитируемом источнике вместо названий приводятся описания):
I- Анализ видов и направлений деятельности предприятия.
2. Выбор месторасположения предприятия - налоговой привязки (с учетом того,
что в различных субъектах федерации существуют различные ставки налогов и
разные льготы).
3. Анализ организационно-правовой формы предприятия.
4. Анализ использования льгот по каждому налогу.
5. Анализ всех проводимых сделок с точки зрения минимизации налогов.
6. Рациональное размещение активов и полученных доходов с учетом
минимизации налогов.
Данная градация налогового планирования относится в целом к
предприятию, особенно к периоду его создания. При этом, на мой взгляд,
несколько приуменьшена возможность влияния налогоплательщика на объемы
налогообложения.
Для активного налогоплательщика больше подойдет следующий порядок
налогового планирования:
1. Анализ хозяйственной деятельности.
2. Вычленение основных налоговых проблем.
3. Разработка и планирование налоговых схем.
4. Подготовка и реализация налоговых схем.
5. Включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных
органов.
ГЛАВА IX
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Для многих будет не вполне понятным включение в последний этап
"ожидания однако именно о периоде длительного ожидания реакции контрольных
органов обычно все забывают Но именно для новых и не вполне отработанных
схем период ожидания достаточно весом Фактически конечный результат
налогового планирования в смысле полной отработки налоговой схемы и
получения экономии на налогах будет достигнут в виде косвенного признания
правильности модели экономического поведения налогоплательщика со стороны
контрольных органов Такое признание становится фактом экономи ческой жизни
если негативной реакции со стороны этих органов в установленном порядке не
последовало
Как связаны обычное финансовое и экономическое планирова ние с налоговым
планированием9 Раздел налоговое планирование должен включаться отдельным
разделом в любой бизнес план который претендует на системный подход
Существуют три момента в экономической деятельности налогоплательщика,
когда ему необхо димо применять методы налогового планирования Первый
подготовка и планирование новой экономической деятельности нового бизнеса
Второй подготовка к проведению крупных сделок осуществлению значительных
инвестиций особенно если это связано с переходом прав на крупные объекты
недвижимости Третий планирование хозяйственной деятельности на следующий
отчетный период
95 Налоговое планирование по-русски
Изобретательность русского народа в области нестандартных налоговых схем
крайне велика При этом есть идеи простые л есть достаточно изощренные Для
наглядности рассмотрим налогообложе ние физических лиц
Простая идея Налог на имущество физических лиц предпола гает
налогообложение недвижимости При этом взимание налога происходит после
официальной регистрации недвижимости и ее оценки Собственники подмосковных
коттеджей, проживая в них, не регистрируют их официально При этом говорят
следующее законом предусмотрено налогообложение после возведения коттеджа,
а у меня еще в гостевой комнате плинтусы не прибиты Как прибью, так
следовательно и возведу, все оформлю и буду платить налог
Сложная идея С уплатой подоходного налога в государстве очень тяжело
Состоятельные люди этот налог платят в небольшом объеме и поэтому все идеи
о регулировании соответствия расходов официально полученным доходам им
очень не нравятся Рост благосостояния успешных новых русских почти всегда
сопровождался следующими дорогими приобретениями машина, квартира, загород
ныи дом Квартиры покупались уже давно, о реальной стоимости машины можно
спорить до бесконечности, но вот с загородным домом возникает проблема
Новый дом со всеми удобствами для радостной жизни метражом 200 500
квадратных метров не может 144
ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
стоить дешево А налоги не платились Поэтому у владельца возника ет вопрос
как объяснить источник денег и при этом ничего не ил тиь Один из вариантов
игнеча дал некий предприниматель, выслушш лекцию о Налоговом кодексе "Мои
10 летний ребенок случайно нашел сумку с большим количеством рублевой
наличности в сумке записка "Ванечке в подарок от доброго дяди " Налогами
это облагаться не может а если и может то налоговая ответственность
возникает по достижении 16 лет, а срок налоговой давности всего три года
Идея эта выглядит достаточно сомнительно Если перепрове рить ее на
соответствие действующему законодательству вывод получается очень
интересным, вопросы у официальных лиц конечно, могут быть, но вот с
подготовкой материалов для суда будет очень сложно На любую претензию
налоговых органов наличествует достаточно убедительный ответ, причем
углубляться в исследование данной схемы можно очень долго, до таких нюансов
и оттенков налогового регулирования, что голова начинает болеть Все
вышеизложенное ни в коем случае нельзя воспринимать как практическую
рекомендацию Это просто иллюстрация
Подобные идеи разрабатываются и в отношении юридических лиц
По информации газеты "Коммерсант", одно известное россии ское
предприятие организовало схему по покупке 50 миллионов тонн песка Эта
сделка была застрахована, и при отказе покупателя оплатить песочек,
предприятие получило страховку Далее Поспелова ла попытка вернуть НДС на
очень серьезную сумму Налоговые последствия этой сделки широкой
общественности пока не известны однако масштаб впечатляет Государственная
налоговая служба посвятила данной налоговой схеме целое письмо от 13 ноября
1998 года № ВНК б 18/825 "Об уклонении налогоплательщиков от уплаты НДС и
незаконном возмещении сумм НДС" В этом письме приводятся доказательства
незаконности подобных схем однако приведенные доказательства не производят
впечатления совершенно однозначных
Автору известны еще более радикальные идеи предпринимате леи попытка
организации собственного культа с целью использова ния льгот для
религиозных организации, но до реализации слава богу дело не дошло
TiKue и подобные им идеи и схемы наш законодатель не может
предусмотрегь в принципе Чем строже будет налоювое законодаюль ство тем
бочее экзотическими налоговые схемы
96 Будущее налогового планирования
Вне всякого сомнишя у н.июгового планирования есть буду щее Государство
и налогоплательщик всегда будут играть в эт> увлекательную игру кто кого
немножко подвинет На очередные запрещения государства налогоплательщик
ответит поиском новых
ГЛАВАIX
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с\ем Государство п ответ на очередные схемы будет прикрывать те
законодательные лазейки, ко-юрыс. позволяют реализовывать такие схемы
В экономических изданиях и последнее время многими авторами проводится
мысль о том что при гармонизации налоговой системы возможности налогового
маневра и налогового планирования существенно уменьшатся С этим можно
согласиться только отчасти Во первых, по вполне понятным причинам, в том
числе и политиче ского порядка, этой самой гармонизации не будет еще
тет 5 6 Совершенно неясна ситуация с выходом из экономического кризиса и
инфляцией Фактически началась следующая фаза передела собственности, а 31
переделом обязательно последует ее оформление Передел собственности может
привести к самым интересным вещам, но не может соседствовать с гармоничной
налоговой системой Гармонич ная налоговая система, как правило, появляется
после гармонизации экономики страны в целом Почему 5-6 лет^ Это легко
проверить и посчитать минимальное время, необходимое на преодоление
экономического кризиса, время, необходимое для принятия нового налогового
законодательства и адаптации к нему, время для согласо вания реформы
бухучета с налогообложением, время для соотиетст вующих изменении налоговой
системы после очередных выборов Президента и т д Гармонизация налоговой
системы скорее всего значтельным образом отменит, и вполне справедливо,
многие совершенно неэффективные налоговые льготы Значит, будет меньшее
количество льготных режимов налогообложения
Но в рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия
в налоговых режимах предприятий в связи с их специализацией, размером и
иностранным участием А Налоговым кодексом предусмотрены еще многочисленные
инвестиционные кредиты Иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все
экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком несколь ких стран
инвесторов А ведь даже в рамках существующего перечня стран, с которыми
имеются договоры об избежании двойного налогообложения, просматривается
мною интересных вариантов Фин (нсовые и промышленные группы будут
продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и
пол^чагь прибыль Даже изменение налоговой привязки, то есть регистрация
предприятия в другой территориальной налоговой инспекции мoжe^
способствовать минимизации определенных налогов Известно, чю некоторые
финансово промышленные группы перевели свои головные офисы из Москвы в
провинцию
Длящийся экономический кризис оказывает существенное влияние на
экономику страны в целом и на налогообложение в частности Если некоторое
время назад предприятия минимизировали свои начоги в целях повышения
имеющейся доходности, то теперь многие укодят от налогов ради фактического
выживания бизнеса 146
ГЛАВА IX НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сложности экономики однозначно ведут к потерям в сборе налогов В этой
ситуации сильные мира сего озабочены прежде всего существен ным падением
своих личных доходов до такой величины, когда реально снижается достигнугын
ими уровень жизни Решить такие проблемы, не сталкиваясь с проблемой уплаты
налогов, невозможно
Вывод совершенно однозначен у классического и оптимизаци онного
налогового планирования больше будущее |