Аудит фондов и себестоимости
coo
Ревизия и аудит фондов, издержек производства (обращения) и финансовых
результатов
А. Фонды
Важным источником собственных средств предприятия являются фонды. Порядок
их создания регулируется законодательством и учредительными документами.
Анализ устава предприятия дает возможность оценить финансовые возможности
предприятия по достижению поставленной цели и решению социальных задач,
формированию и использованию создаваемых фондов.
Цель ревизии (аудита) — проверка размера фондов, сроков, порядка их
формирования и использования.
Задачами ревизии (аудита) являются контроль образования, назначения и
использования фондов; определение их влияния на финансовое положение
предприятия.
Для субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на
территории Республики Беларусь, устанавливаются требования по размеру,
срокам и порядку формирования уставного капитала:
Предприятия с иностранными инвестициями:
а) совместное предприятие (хозяйствующий субъект Республики Беларусь,
уставный капитал которого состоит из доли иностранного инвестора и доли
физических и юридических лиц Республики Беларусь) в форме АО, 000;
б) иностранное предприятие (юридическое лицо Республики Беларусь, в
уставном капитале которого иностранные инвестиции составляют 100 %).
Порядок создания иностранных предприятий, установленный Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 1992 г., № 97,
предусматривает, что для иностранного инвестора в банковском учреждении
открывается временный расчетный счет иностранного предприятия. К моменту
регистрации на данный счет должны быть переведены денежные средства в
размере не менее 25 % объявленного уставного капитала. Если обществом с
ограниченной ответственностью, обществом с дополнительной ответственностью
и унитарным предприятием на момент их государственной регистрации уставный
капитал
сформирован менее чем на 50 %, такое предприятие не подлежит
государственной регистрации, а унитарных предприятий — уставный капитал
должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия.
Минимальный размер иностранных инвестиций в уставный капитал предприятия
определяется в размере, эквивалентном 20000 долл. США (ст. 14. Закона
Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь»).
Объявленный в учредительных документах уставный фонд юридического лица с
иностранными инвестициями должен быть сформирован:
• не менее 50 % — в течение первого года со дня государственной
регистрации предприятия за счет внесения в него каждым из участников не
менее 50 % своей доли;
• в полном объеме — до истечения двух лет со дня регистрации.
Иностранные инвесторы вносят вклады в уставный капитал в денежной и
неденежной (натурально-вещественной) форме. Денежные средства в уставный
капитал могут вноситься нерезидентом как в иностранной валюте, так и в
белорусских рублях. При необходимости пересчета вкладов в доллары США
применяется курс Национального банка Республики Беларусь на дату подписания
договора о создании предприятия с иностранными инвестициями. Фактические
белорусские рубли могут быть внесены нерези-f дентами только со счетов в
валюте Республики Беларусь типа «И», открытых в банках Республики Беларусь
(режим использования счетов типа «Инвестиционные», изложенный в Положении о
порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 1
августа 1996 г., № 768 с изменениями и дополнениями, позволяет осуществлять
платежи в виде взносов в уставный капитал предприятий-резидентов).
Неденежные вклады участников предприятия подлежат экспертизе достоверности
оценк» неденежных вкладов. Оценка проводится в денежных единицах, i которых
объявлен уставный капитал, и оформляется актом экспертизы.
Акционерные общества:
а) открытое акционерное общество — акции распространяются путем открытой
продажи или подписки и их свободное хожде ние на рынке ценных бумаг не
ограничено иначе, чем по зако ну. Минимальный размер уставного фонда ОАО
должен быт сформирован в полном объеме к моменту созыва учредитель ной
конференции;
б) закрытое акционерное общество — хождение акций на рынке ценных бумаг
запрещено или ограничено его уставом. Минимальный размер уставного фонда
ЗАО должен быть сформирован в полном объеме в течение двух месяцев с
момента государственной регистрации.
Общества с дополнительной ответственностью:
Минимальный размер уставного капитала должен быть сформирован в полном
объеме в течение двух месяцев с момента государственной регистрации.
Формы создания коммерческих организаций предусмотрены Гражданским
кодексом Республики Беларусь.
Декретом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной
регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов
хозяйствования» от 16 марта 1999 г., № 11, с изменениями и дополнениями от
16 ноября 2000 г., № 22 установлены размеры уставного фонда для:
• открытых акционерных обществ (ОАО) — 12500 евро;
• закрытых акционерных обществ (ЗАО) — 3000 евро;
• обществ с ограниченной ответственностью (000) — 1600 евро;
• унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного
ведения, — 800 евро;
• обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ и
производственных кооперативов — 400 евро;
• крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в форме коммерческих
организаций, — 150 евро;
• субъектов хозяйствования, создаваемых для осуществления производственной
деятельности, установлен льготный минимальный размер уставного капитала —
50 % от установленного размера для коммерческой организации соответствующей
организационно-правовой формы.
Этими же документами предусмотрено, что общество может быть ликвидировано
по решению соответствующих органов в следующих случаях:
• осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой
организации либо непредусмотренной ее учредительными документами, либо без
специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством,
либо в результате экономической несостоятельности (банкротство);
• сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения
в течение 12 месяцев подряд;
• нарушение сроков регистрации акций; сроков и порядка формирования
минимального размера уставного капитала;
• наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов;
задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и
внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности
коммерческой организации;
• уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по
результатам второго и каждого последующего финансового года ниже
установленного законодательством минимального размера уставного капитала и
др. |
Нормативное обеспечение
• Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» от 14
декабря 1990 г. с изменениями и дополнениями.
• Закон Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь» от 29 мая 1991 г., № 824-XII.
• Закон Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях на территории
Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 г., № 1242-XII с изменениями и
дополнениями.
• Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с
ограниченной ответственностью и обществах с дополни- \ тельной
ответственностью» от 9 декабря 1992 г. с изменения- ;
ми и дополнениями (новая редакция), i
• Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности
(банкротстве)» от 18 июля 2000 г., № 423-3.
• Декрет Президента Республики Беларусь « О некоторых мерах по упорядочению
экономических отношений» от 4 августа 1997 г., № 14 с изменениями и
дополнениями.
" Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении
форм аудиторских заключений о фактическом формировании уставного фонда
юридического лица с иностранными инвестициями — совместного предприятия
(иностранного предприятия)» от 29 июня 2000 г., № 67.
• Положение о проведении экспертизы достоверности оценки имущества,
вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица:
утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12
февраля 1996 г., № 92 с
изменениями и дополнениями.
• Положение по оценке стоимости объектов государственной собственности:
утверждено Министерством экономики Республики
Беларусь 14 мая 1996 г., Министерством статистики и анализа Республики
Беларусь 13 мая 1996 г., Министерством по управлению государственным
имуществом и приватизации Республики Беларусь 16 апреля 1996 г., с
изменениями и дополнениями.
• Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики
Беларусь от 21 августа 1996 г., № 768 с изменениями и дополнениями.
• Положение о регистрации зарубежных предприятий в Министерстве иностранных
дел Республики Беларусь: утверждено Приказом Министерства иностранных дел
Республики Беларусь от 15 ноября
1999 г., № 138.
• Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования: утверждено Декретом Президента
Республики Беларусь от 16 марта 1999 г., № 11с изменениями и дополнениями.
• Положение о потребительской кооперации в Республике Беларусь:
утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 20 августа 1999 г., №
32.
• Положение о порядке государственной регистрации предприятий с
иностранными инвестициями: утверждено Постановлением
Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 19 декабря
2000 г., № 174.
• Положение о порядке передачи земельных участков в собственность
юридических лиц (их собственников): утверждено Указом Президента Республики
Беларусь от 22 февраля 2000 г., № 81.
" Положение о порядке наравления материалов о ликвидации (прекращении
деятельности) коммерческой организации в связи с нарушением государственной
отчетной дисциплины: утверждено Постановлением Министерства статистики и
анализа Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г., № 9.
" Положение о порядке передачи в залог права аренды земельных участков при
ипотеке зданий и сооружений юридическими лицами: утверждено Постановлением
Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии
Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г., № 2.
• Положение о порядке прохождения открытыми акционерными обществами,
созданными в процессе разгосударствления и приватизации, проверки качества
и надежности (листинга) их ценных бумаг для последующего обращения на
бирже: утверждено Постановлением Государственного комитета по ценным
бумагам Республики Беларусь от 24 апреля 2000 г., № 02/П.
Положение о порядке формирования уставного фонда открытого акционерного
общества, создаваемого в процессе разгосударствления и приватизации
государственной собственности: утверждено Постановлением Министерства по
управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от
5 мая 2000 г., № 5.
' Положение по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации,
стоимость которых выражена в иностранной валюте: утверждено Постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июля 2000 г., № 78.
« Порядок оценки стоимости чистых активов юридических лиц, кроме банков:
утвержден Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января
2000 г., № 24.
Перечень вопросов, подлежащих проверке
• Наличие устава, учредительного договора, свидетельства о государственной
регистрации предприятия.
• Структура и предмет деятельности предприятия, его организационно-правовая
форма: 000, ОАО, ЗАО, полные и коман-дитные товарищества, унитарные и
казенные предприятия, общества с дополнительной ответственностью.
• Соответствует ли сумма вкладов учредителей величине уставного капитала,
определенного учредительными документами предприятия?
• Обеспечивает ли его величина объем деятельности предприятия?
• Доля уставного фонда в общей сумме собственного капитала.
• Учредители предприятия и порядок ведения реестра акционеров.
• Правильность образования уставного капитала.
• Правильность начисления доходов от участия в предприятии за счет прибыли
и других источников и полнота удержания налога
на доходы.
• Всеми ли учредителями произведены взносы в уставный фонд предприятия,
своевременность и полнота взноса в уставный капитал каждого учредителя, в
каком виде он внесен и правильно ли оформлены документы?
• Действующий порядок учета расчетов с учредителями.
• Организация контроля по соблюдению требований законодательства по
формированию уставного капитала.
• Предусмотрено ли уставом предприятия осуществление внешнеэкономической
деятельности?
• Виды счетов, которые предприятие имеет право открывать в банке.
• Наличие лицензии и круг ее действия.
• Своевременность внесения изменений в учредительные документы.
• Порядок ведения аналитического учета, соответствие записей в первичных
документах записям в регистрах аналитического и синтетического учета.
• Отражение операций на счетах бухгалтерского учета по увеличению
уставного фонда.
• Изменялся ли профиль предприятия и размер уставного капитала?
• Организация подписки на акции.
• Порядок распределения чистой прибыли предприятия.
• Возврат средств учредителям при ликвидации предприятия.
В таком же порядке разрабатываются вопросы для проверки резервного фонда,
фондов специального назначения (фондов накопления и фондов потребления).
Фонды накопления направляются на производственное развитие и иные
аналогичные цели. К ним относятся:
• фонд пополнения собственных оборотных средств (88—2.1);
• фонд финансирования материально-технической базы предприятий и
организаций потребительской кооперации (88—2.2);
• инновационный фонд Белкоопсоюза (88—2.3);
• фонд финансирования международного кооперативного движения (88-2.4);
• фонд социальной сферы (88—2.5);
• фонд финансовой поддержки предприятий потребительской кооперации
(88—2.6).
Общая сумма средств, использованных предприятием на потребление,
определяется путем суммирования расходов на оплату труда (относимых на
затратные счета); средств, израсходованных специальных фондов, и
вознаграждения по итогам работы за год, выплаченного за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия.
Под фондами потребления понимаются средства, направленные на
осуществление мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению
коллектива предприятия. К фондам потребления относятся:
• фонд социального развития (88—3.1);
• фонд стимулирования пайщиков потребительского общества (88—
3.2);
• резервный фонд оплаты труда (88—3.3);
• фонд поощрения (88—3.4);
• вознаграждение по итогам работы за год (81—2, отдельный аналитический
счет).
Указанные выше фонды регулируются следующими нормативными документами:
• О фондах накопления: Постановление правления Белкоопсоюза от 27 июля
1999 г., № 111.
• Положение о фондах накопления в системе потребительской кооперации
Республики Беларусь: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 27
июля 1999 г., № 111.
• Положение о фонде пополнения собственных оборотных средств:
утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.
• Положение о фонде финансирования материально-технической базы
предприятий и организаций потребительской кооперации: утверждено
Постановлением правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г.,
№ 111.
• Положение об инновационном фонде Белкоопсоюза (ежегодно принимается
правлением Белкоопсоюза на основании Закона «О бюджете» Республики
Беларусь).
• Положение о фонде финансирования международного кооперативного движения:
утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 20 сентября 1996 г., №
91.
• Положение о фонде социальной сферы: утверждено Постановлением правления
Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.
• Положение о фонде финансовой поддержки предприятий потребительской
кооперации (разрабатывается и утверждается областными потребсоюзами с
учетом конкретных условий работы).
• Об учете фондов накопления: Письмо Белкоопсоюза от 28 мая 1999 г., № 09-
2/1-69.
• О фондах потребления: Постановление правления Белкоопсоюза от 3 марта
1999 г., № 35.
• Положение о фондах потребления в системе потребительской кооперации
Республики Беларусь: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 3
марта 1999 г., № 35.
• Положение о фонде социального развития: утверждено Постановлением
правления Белкоопсоюза от 20 сентября 1996 г., № 91.
• Положение о фонде стимулирования пайщиков потребительского общества:
утверждено правлением Белкоопсоюза от 22 января 1999 г., № 14.
• Положение о резервном фонде оплаты труда: утверждено Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 1992 г., № 62.
• Положение о фонде поощрения отдельных работников и коллективов
предприятий, организаций и учреждений в системе потребительской кооперации
Республики Беларусь: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 3
марта 1999 г., № 35.
• Инструкция по учету фондов потребления: утверждена управлением
бухгалтерского учета и отчетности Белкоопсоюза от 12 марта 1999 г., № 09-
2/1-34.
Рекомендации по проверке целевого использования средств инновационного
фонда
1. Соблюдение положения порядка образования и использования средств
инновационных фондов.
2. Проверка своевременности и правильности его начисления и отнесения на
себестоимость товаров (работ, услуг).
3. Проверка целевого использования данного фонда; установление
использования средств фонда на цели, не предусмотренные утвержденным
перечнем строек, объектов, мероприятий научно-технических работ.
4. Соблюдение сметы расходования фонда по направлениям, утвержденным
правлением Белкоопсоюза.
5. Установление наличия проектно-сметной и другой документации, прошедшей
обязательную государственную экспертизу.
6. Порядок осуществления инвестиционной деятельности.
7. Проверка своевременности выполнения объемов работ и их соответствие
актам.
8. Проведение контрольных обмеров строительно-монтажных работ и
установление правильности списания строительных материалов.
9. Организация расчетов за строительство и монтаж оборудования.
10. Порядок получения средств из инновационного фонда Белкоопсоюза для
целевого использования.
11. Организация аналитического и синтетического учета, составления
отчетности.
Оформление результатов проверки осуществляется аналогично вышеописанному.
Выявленные нарушения группируются, систематизируются и отражаются в акте
ревизии (аудита).
ЗАДАНИЕ 13
Ответьте на вопросы, выберите из приведенных вариантов правильный ответ.
1. Поясните смысл учетной записи K^S — 1085. Варианты ответа:
а) взносы учредителей в счет вклада в уставный капитал предприятия;
б) задолженность учредителей в счет вклада в уставный капитал;
в) фактическое поступление вкладов учредителей;
г) возврат средств учредителям предприятия при его ликвидации;
д) иное.
2. Можно ли согласиться, что экспертиза достоверности оценки имущества,
вносимого в виде неденежного вклада в уставный капитал юридического лица,
проводится в обязательном порядке, если уставный капитал юридического лица
формируется с долей имущества, находящегося в государственной
(республиканской или коммунальной) собственности, либо с долей имущества
субъекта хозяйствования, уставный капитал которого сформирован с долей
государственного имущества, составляющей не менее 25 %, по требованию
органа, регистрирующего юридическое лицо либо ценные бумаги, по решению
учредителей (участников) юридического лица. При привлечении сторонних
организаций для проведения экспертизы услуги по оплате этих расходов
относятся на себестоимость продукции. Производится экспертиза достоверности
оценки имущества, ввозимого в Республику Беларусь в виде неденежного вклада
в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями после его
таможенного оформления? Предприятия с иностранными инвестициями
представляют акт указанной экспертизы вместе с документальным
подтверждением факта формирования уставного капитала в установленном
размере за соответствующий период? В случае изменения состава вносимого
имущества, формы вклада, а также увеличения уставного капитала предприятие
с иностранными инвестициями представляет регистрирующему органу акт
экспертизы достоверности оценки неденежного вклада иностранного инвестора в
течение месяца с даты его таможенного оформления?
3. Вызывает ли увеличение или уменьшение размера уставного капитала
необходимость изменения устава общества и верно ли, что внесенные изменения
и дополнения в учредительные документы предприятия подлежат регистрации;
как убедиться в достоверности формирования уставного капитала?
4. Предусмотрена ли ответственность действующим законодательством за:
• формирование уставного капитала не в установленном размере и не в
установленный срок;
• невнесение изменений в учредительные документы в связи с изменением
размера и порядка формирования уставного капитала?
5. Имеется ли основание для ликвидации предприятия:
• если субъект хозяйствования не сформировал уставный капитал в
установленный законодательством срок;
• если не имел в течение 6 месяцев, предшествующих дню направления
представления о прекращении его деятельности в соответствующий исполком,
имущества, стоимость которого не меньше размера уставного капитала этого
предприятия;
• в случае осуществления деятельности, противоречащей уставным целям
коммерческой организации, либо непредусмотренной ее учредительными
документами, либо без специального разрешения (лицензии), запрещенной
законодательством;
• в случае препятствования доступу должностных лиц, уполномоченных в
соответствии с законодательством органов в помещения, используемые
коммерческой организацией для осуществления хозяйственной деятельности;
• осуществления недобросовестной рекламы и неоднократного нарушения прав
потребителей или нарушения прав работников, установленных законодательством
о труде?
6. Отражается ли на сч. 85 «Уставный капитал» выбытие полностью испорченных
основных средств, внесенных учредителем в уставный капитал предприятия при
его создании? Варианты ответа:
а) материальные ценности (в том числе и основные средства), внесенные
учредителями в счет вклада в уставный капитал, являются имуществом
предприятия и могут быть списаны с баланса, если иное не предусмотрено
законодательством Республики Беларусь или уставом предприятия, не изменяя
величины уставного капитала проводками:
ДМ7 — ЮО! — на первоначальную (восстановительную) стоимость основных
средств,
ДT02 — KM? — на сумму износа, У 84 — «т 47 — на остаточную стоимость
основных средств;
б) списание основных средств, внесенных учредителями в уставный капитал с
баланса предприятия, изменяет величину уставного капитала и соответственно
отражается на сч. 85 «Уставный капитал»;
в) выбытие полностью испорченных основных средств, внесенных учредителем в
уставный капитал предприятия при его создании, отражается на сч. 88 «Фонды
специального назначения», субсчете «Амортизационный фонд»;
г) иное.
7. По какому курсу отражается в бухгалтерском учете формирование i
уставного фонда совместного предприятия: :
• на дату заключения учредительного договора;
• на дату регистрации СП в исполкоме;
• иное
и верно ли, что уставный фонд СП в сумме вкладов учредителей (участников),
предусмотренных учредительными документами в случае, когда уставный фонд
объявлен в СКВ и курс не оговорен в учредительных документах, отражается в
бухгалтерском учете по кредиту сч. 85 «Уставный фонд (капитал)» в
корреспонденции со сч. 75 «Расчеты с учредителями»?
8. Проверьте правильность и целесообразность составленных проводок по
выкупу акций у участников этого общества (ОАО) в случае увольнения
работников предприятия (АО):
Д^б субсчет «Собственные акции, выкупаемые у акционеров» —
К^1 — на номинальную стоимость при выкупе.
Если акции выкуплены по цене выше номинальной стоимости:
Д^б — ^75 — на номинальную стоимость;
лтяк vt^ на разницу между покупной и номинальной стоимостью^ "
покупная стоимость'
Если акции выкуплены по стоимости ниже номинальной:
Д^б — КЧ5 — на покупную стоимость;
тес, _ ктос _ на разницу между номинальной и покупной стоимостью "
номинальная стоимость
9. Предусматривается ли переоценка пассивов предприятия (уставного фонда) и
других статей баланса в связи с введением Положения по бухгалтерскому учету
имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в
иностранной валюте от 17 июля 2000 г., № 78?
10. На государственных предприятиях при направлении на формирование
уставного фонда источников собственного капитала предприятия в
бухгалтерском учете составляется ли запись Д7 81, 87, 88 — ^85, на
предприятиях негосударственной формы собственности на сумму
увеличения уставного фонда, дебетуется ли сч. 75 «Расчеты с учредителями» в
корреспонденции со сч. 85 «Уставный капитал». Подлежат ли налогообложению
данные суммы?
11. Правильно ли дана консультация по вопросу «Подлежит ли налогообложению
увеличение уставного фонда за счет сумм, полученных от переоценки основных
фондов»?
Предприятия переоценивают активы и пассивы в порядке и случаях,
предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Методика и
коэффициенты переоценки активов и пассивов в связи с инфляцией утверждаются
Советом Министров Республики Беларусь. Переоценка основных фондов
предприятий и организаций производится ежегодно по состоянию на 1 января.
Увеличение уставного капитала (вклада учредителя) за счет сумм, полученных
от переоценки основных фондов, кроме переоценки оборотных средств,
подоходным налогом не облагается.
12. Как организуется проверка движения средств финансирования капитальных
вложений и других финансовых вложений?
13. Разрешено ли совместным предприятиям с долей иностранного инвестора
более 30 % и занимающимся торгово-закупочной и торговой деятельностью
(независимо от форм собственности) производить отчисления на пополнение
собственных оборотных средств?
14. В каких случаях может происходить увеличение размера уставного капитала
предприятия и как проверить полноту взноса каждым учредителем в уставный
капитал?
15. Какими документами регулируются перечень и порядок образования фондов
специального назначения и будут ли причинами нарушений: необеспеченность
строящихся объектов проектно-сметной документацией; невыполнение договорных
условий; несоблюдение сроков окончания строительства и пр.?
16. Введенные в действия здания и сооружения, принадлежащие юридическим
лицам в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию,
освобождаются от обложения налогом на недвижимость и как он уплачивается?
Есть ли льготы?
17. Дайте консультацию по вопросу последствий из-за несвоевременного
формирования уставного капитала и уплаты налогов.
18. В случае невнесения вкладов в уставный капитал в полном объеме до
истечения двух лет со дня регистрации или в другой срок налог на прибыль
исчисляется в полном размере за весь период деятельности предприятия. За
второй год хозяйствования он уплачивается с применением финансовых санкций.
При этом льгота по налогу на прибыль прекращается и в дальнейшем не
возобновляется.
Б. Издержки производства (обращения)
На величину прибыли и уровень рентабельности влияют издержки производства
(обращения). Ревизия и аудит издержек начинается с проверки как
правомерности самих затрат, так и обоснованности их
величины.
Планирование, учет и контроль издержек производства (обращения)
осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами:
• Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг): утверждены Министерством экономики Республики
Беларусь (№ 19-12/397 от 26 января 1998 г.), Министерством статистики и
анализа Республики Беларусь '(№ 01-21/8 от 30 января 1998 г.),
Министерством финансов Республики Беларусь (№ 3 от 30 января 1998 г.),
Министерством труда Республики Беларусь (№ 03-02-07/300 от 30 января 1998
г.).
• Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг) по предприятиям и организациям потребительской кооперации Республики
Беларусь от 24 марта 1998 г., № 09-2/01-22.
• Инструкция по учету издержек обращения в торговле, общественном питании и
заготовительной деятельности потребительской кооперации: утверждена
Постановлением правления Белкоопсо-юза от 3 мая 1999 г., № 62.
• Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость строительно-
монтажных работ: утверждены Постановлением Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь (с учетом дополнений) от 23 марта 2000
г., № 4.
• Инструкция о порядке удержания (взыскания) сумм завышения стоимости
выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат при
строительстве (реконструкции) жилья с привлечением льготных кредитов, а
также наложения штрафов'. утверждена Постановлением Министерства финансов
Республики Беларусь от 18 февраля 2000 г., № 5.
" Инструкция о порядке формирования тарифов на услуги по техническому
обслуживанию и ремонту легковых автомобилей: утверждена Постановлением
Министерства экономики Республики Беларусь от 24 марта 2000 г., № 54.
• Инструкция о порядке возмещения затрат на транспортировку тепловой
энергии: утверждена Постановлением Министерства экономики Республики
Беларусь от 15 марта 2000 г., № 43.
• Инструкция по доставке товаров при определении таможенной стоимости на
основе цены сделки с ввозимыми товарами: утверждена Постановлением
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 5 мая 2000 г.,
№ 27.
• Положение о порядке участия организаций в возмещении издержек по хранению
документов в государственных архивах: утверждено Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 31 января 2000 г., № 125.
• Типовые положения о стимулировании снижения себестоимости продукции
(работ, услуг): утверждены Постановлением Министерства труда Республики
Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 15 марта 2000 г.,
№ 46/35 и др.
Важно выяснить следующее.
• Как осуществляется планирование издержек?
• Какие мероприятия проводятся по снижению себестоимости продукции (работ,
услуг)?
• Правильность отнесения на себестоимость отдельных видов затрат, их
реальность и обоснованность.
" Порядок калькулирования себестоимости отдельных видов продукции (работ,
услуг).
• Причины отклонений фактических показателей от плановых (нормативных).
• Резервы снижения себестоимости продукции (работ, услуг).
• Документальное подтверждение издержек.
• Правильность составления расчетов распределения общепроизводственных и
общехозяйственных расходов, отклонений между фактической себестоимостью
выпущенной продукции и стоимостью ее по учетным ценам.
• Неизменность выбранного метода учета затрат на производство и
калькулирование себестоимости продукции и его соответствие отраслевым и
организационным особенностям предприятия.
• Группировка затрат по элементам.
• Правильность разграничения затрат по отчетным периодам.
• Правильность оценки израсходованных на производство продукции
материальных ресурсов.
• Обоснованность списания отклонений фактической себестоимости материальных
ресурсов от их стоимости по учетным ценам.
• Создавались ли резервы?
• Как соблюдалось Положение по составу затрат?
• Правильность определения и отнесения на себестоимость производимых
отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
• Порядок исчисления и отнесения на себестоимость суммы амор- d тизационных
отчислений по основным фондам. |
• Наличие непроизводительных расходов. 1
• Правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.
• Причины уплаты штрафных санкций, порядок рассмотрения каждой суммы
штрафных санкций.
• Анализ затрат по местам их возникновения, центру затрат, калькуляционным
объектам (статьям) и др.
Выявленные нарушения отражаются в ведомостях, аналитических таблицах,
расчетах, которые являются основанием для записи в акт ревизии (аудита).
Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении
нормативов отчислений на подготовку кадров и содержание учебных заведений
потребительской кооперации» от 9 июня 1998 г., № 909
|Показатели |Норматив |
|1. По субъектам хозяйствования |Не более 2 % |
|(кроме перечисленных ниже) |расходов на |
| |оплату труда |
| |работников за|
| |год, |
| |относимых на |
| |себестоимость|
| |продукции |
| |(работ, |
| |услуг) |
|2. По субъектам хозяйствования |0,3% 0,1% |
|потребительской кооперации: |0,15% 1,0% |
|розничный товарооборот без учета |0,5% |
|налога с продаж | |
|оптовый оборот заготовительный | |
|оборот | |
|производство товарной продукции в | |
|действующих отпускных ценах и | |
|выручка от оказанных услуг на | |
|рынках выручка от выполненных | |
|строительно-монтажных работ | |
|подрядными организациями, | |
|реализации продукции звероводства,| |
|оказанных транспортных, | |
|проектно-конструкторских, | |
|информационно-вычислительных и | |
|других работ (услуг) | |
Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении
предельных норм расходов на проведение обязательных аудиторских проверок»
от 31 декабря 1999 г., № 2086
|Объем выручки от |Предельный размер |
|реализации продукции, |расходов на оплату |
|работ, услуг, |аудиторских услуг, |
|полученной |относимых на |
|юридическими лицами в |себестоимость продукции, |
|проверяемом году |работ, услуг в год |
|До 50 млн р. |0,8 % от объема выручки |
|От 50 млн р. до 100 |400 тыс. р. + 0,4 % от |
|млн р. |объема выручки, |
| |превышающей 50 млн р. |
|От 100 млн р. и выше |,600 тыс. р. + 0,2 % от |
| |объема выручки, |
| |превышающей 100 млн р. |
|Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 1993 г., №
366 «О нормах расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и
отдельных лиц»
|Статьи расходов |Величина оплаты |
| |услуг |
|1. Оплата гостиницы (в |В размере, указанном|
|сутки на одного человека): |в представленных |
|для руководителя делегации |счетах |
|для члена делегации, |В размере, указанном|
|переводчика и |в счете, но не выше |
|сопровождающих лиц, не |стоимости |
|являющихся членами |одноместного номера |
|делегации | |
|2. Оплата питания (в сутки |До 100 % минимальной|
|на одного человека) для |заработной платы |
|руководителя, члена | |
|делегации, переводчика и | |
|сопровождающих лиц, не | |
|являющихся членами | |
|делегации | |
|3. Культобслуживание (в |До 7 % минимальной |
|день на одного человека, |заработной платы |
|включая переводчиков и | |
|сопровождающих лиц) | |
|4. Бытовое обслуживание (в |До 3 % минимальной |
|день на одного человека, |заработной платы |
|включая переводчиков и | |
|сопровождающих лиц) | |
|5. Услуги переводчика: не |10 % тарифной ставки|
|состоящего в штате |I разряда |
|организации (в час) |По счетам |
|предоставляемых |организаций, |
|организациями |предоставивших |
| |услуги |
|6. Транспортные услуги |По счетам |
|сторонних организаций |организаций, |
| |предоставивших |
| |услуги |
1 Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 1998
г., № 984 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 10.06.94 г., № 429»
|Вид услуг |Норматив (по каждому из видов услуг)|
| | |
|Консультаци|Не более 0,5% выручки от реализации |
|онные |продукции (работ, услуг) за отчетный|
| |период. Торговые, |
| |снабженческо-сбы-товые предприятия |
| |используют показатель валового |
| |дохода от реализации товаров |
|Информацион| |
|ные | |
К консультационным услугам относятся услуги, имеющие своей целью
консультирование на договорной основе субъектов хозяйствования по вопросам
их производственно-хозяйственной деятельности (составление договоров,
ведение бухгалтерского учета, участие в консультационных семинарах,
юридические и правовые консультации и др.).
К информационным услугам относятся услуги по предоставлению субъектам
хозяйствования на договорной основе деловой (биржевой, финансовой,
коммерческой, экономической, статистической, нормативно-правовой и т. д.),
научно-технической (документальной, библиографической, реферативной
информации и данных в области фундаментальных и прикладных, естественных,
технических и общественных наук отраслей производства и сфер человеческой
деятельности), политической и потребительской информации (информирование о
проходящих научных конференциях и симпозиумах, банковской информации и т.
д.), затраты по подписке на отраслевые и правительственные издания, на
приобретение методической, справочной литературы, нормативных документов.
Предоставление информации может осуществляться в устной форме, в виде
печатных изданий и компьютерных (электронных) банков и баз данных, их
электронных (магнитных) копий, в том числе с использованием каналов связи
(INTERNET, электронная почта, телетекст и др.).
Расходы, связанные с приобретением (созданием) компьютерных (электронных)
банков и баз данных, подключением к каналам связи, не относятся к
информационным услугам и учитываются в общеустановленном порядке.
Для включения расходов на оплату консультационных, информационных услуг в
себестоимость продукции (работ, услуг) требуется четкое определение их
сущности, обоснование их производственной необходимости и надлежащее
документальное оформление (договор, акт). |