Теория Дарвина
Russo Fascisto
ПЛАН
1. История создания эволюционной теории Ч. Дарвина 3
2. Критические воззрения на теорию Дарвина 5
3. Дарвинизм как материалистическая теория эволюции 7
4. Влияние эволюционной теории Дарвина на развитие
психологии 9
5. Значение эволюционной теории Дарвина 14
Литература 16
1. История создания эволюционной теории
Ч. Дарвина
Английский ученый Чарлз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую
науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на
определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного
процесса. Фундаментом для создания теории эволюции Ч. Дарвину послужили
наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл». Разработку
эволюционной теории Дарвин начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами
позже на заседании линнеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад,
который содержал основные положения теории естественного отбора. На том же
заседании был прочитан доклад А. Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие
с дарвиновскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале
линнеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию
эволюции раньше, глубже и полнее. Именно поэтому свой основной труд,
вышедший в 1889 году, Уоллес, подчеркивая приоритет Дарвина, назвал
«Дарвинизмом».
Главный труд всей жизни ученого, названный по традиции той эпохи
многословно: «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение
благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», был издан 24 ноября 1859
года и разошелся тиражом в 1250 экземпляров, что по тем временам для
научного труда считалось неслыханно. Сам Дарвин так писал по этому поводу:
«Иногда высказывалось мнение, что успех книги доказывал то, что «вопрос уже
носился в воздухе» и что «умы были к нему подготовлены». Но я не раз
прощупывал мнения многих натуралистов и не встретил ни одного, который
сомневался бы в постоянстве видов. Раза два или три пытался я объяснить
очень способным людям, что я разумею под естественным отбором, но
совершенно безуспешно»[1]. Необходимо отметить, что первый набросок теории
эволюции был сделан Дарвином еще в 1842 году. Существуют разногласия по
вопросу о том, достиг ли Дарвин в 40-е гг. той эволюционной концепции,
которая изложена в «Происхождении видов», или его взгляды претерпевали
радикальные изменения. В этой работе Дарвин показал, что виды растений и
животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне виды произошли
естественным путем от других видов, существовавших ранее. Наблюдаемая в
живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного
отбора полезных для организма ненаправленных изменений. Таким образом, в
борьбе за существование выживают формы, наиболее приспособленные к данным
условиям среды. В 1868 году Дарвин публикует второй капитальный труд -
«Изменение домашних животных и культурных растений», который явился
дополнением к основному труду. В этот труд вошла масса фактических
доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой
практики человека. Третий большой труд по теории эволюции – «Происхождение
человека и половой отбор» Дарвин опубликовал в 1871 году, а дополнением к
нему явилась книга «Выражение эмоций у человека и животных».
В эволюции взглядов Дарвина были и периоды застоя, и периоды быстрых
изменений. Но, принимая во внимание слова Дарвина, который писал: «Моя
теория верна, и если бы она была принята хотя бы одним из компетентных
судей, то это означало бы значительный шаг в науке»[2], мы вправе
утверждать, что именно эволюционная теория наиболее четко описывает процесс
видообразования в живой природе, и потому целесообразно ориентироваться на
нее.
2. Критические воззрения на теорию Дарвина
Учение Дарвина опирается на объясненные им факты эволюции и само
представляет основу современной эволюционной теории, однако последняя так и
не могла быть создана на одном сопоставлении натуралистических фактов.
Д.Осповат высказал прямо противоположную точку зрения. Он утверждал, что
эволюционизм Дарвина 40-х годов всецело развивался в рамках старых идей
естественной теологии. По мнения историка науки, об этом говорит сам факт
принятия Дарвином идеи совершенной адаптации. Как было показано Д.
Осповатом, Дарвин пользовался языком, характерным для естественной
теологии. Однако старые понятия он стал наполнять эволюционным содержанием.
По мнению Я.М. Галла, Дарвин привлек гипотезу в виде Существа, отбирающего
значительно тоньше, чем человек. Вездесущее и всевидящее Существо способно
заглянуть во внутрь организмов и произвести отбор функционально значимых
вариаций, которые очень редко возникают в природе. Именно эта линия
рассуждений Дарвина прямо свидетельствовала о том, что он еще не порвал
окончательно со старыми теологическими идеями. По-видимому,
непосредственными причинами для введения Творца в структуру научной теории
послужила интерпретация Дарвиным абиотических факторов в качестве главных
детерминантов процессов, происходящих внутри популяций, в то время как
малый запас внутривидовой изменчивости имел меньший приоритет.
Следует упомянуть и о том, что Ч. Дарвин уделял мало внимания определенной
изменчивости, представляющей собой приспособительные реакции организмов на
воздействие факторов внешней среды, считая, что главный материал для
эволюции поставляет так называемая неопределенная изменчивость, также
возникающая под влиянием внешней среды, но не имеющая приспособительного
характера. Различные же антидарвинистические теории главенствующую роль в
эволюции отводили именно определенной изменчивости. Согласно этим теориям,
приспособительные (адаптивные) изменения передаются по наследству и
являются материалом для эволюционного процесса. Однако определённые
изменения приспособительного рода — адаптивные модификации - по
современным представлениям, не наследуются. Наследственно обусловлена лишь
способность организмов к адаптивным реакциям на соответствующие внешние
факторы, о чём свидетельствует постоянство, с которым адаптивные
модификации снова проявляются при восстановлении прежних условий. Кроме
того, многочисленными экспериментами доказано, что вновь появляющиеся
наследственные изменения организмов, как правило, не бывают
приспособительными Адаптивные же модификации — не новые приспособления, а
реакции, выработанные в ходе предшествовавшей эволюции этих организмов.
Характерно и то, что большинство антидарвинистических концепций эволюции,
иначе объяснявших движущие силы исторического процесса в природе, были
умозрительными либо основанными на идеалистическом или механистическом
мировоззрении. Однако материалистический характер теории Ч. Дарвина сделал
ее неприемлемой для консервативной части биологов и религиозно настроенных
кругов.
Для обоснования теории естественного отбора Дарвину не хватало многого,
и прежде всего генетики – сердцевины биологии. Кроме того, Дарвин был не
очень силен в последовательных логических построениях, и некоторые из его
высказываний отличаются противоречивостью, в частности, по мнению А.
Тахтаджяна, имеет место несовместимость ламарковского принципа с отказом
от креационистской идеи целенаправленности эволюции.
3. Дарвинизм как материалистическая теория
эволюции
Естественнонаучная сущность эволюционной теории Ч. Дарвина заключается в
определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюции и
влиянии на выживание особей таких характеристик, как наследственность и
изменчивость. Реализация данных факторов в ходе исторического развития
живой природы – и есть эволюционный процесс.
Материалом эволюции может служить только неопределённая (наследственная)
изменчивость, основанная, как установлено современной биологией, на
мутациях и их комбинациях, возникающих в результате скрещивания. Новые
мутации обычно вредны: они нарушают уже достигнутую приспособленность.
Эволюция не сводится, однако, только к внезапному возникновению новых
удачных наследственных свойств. Взаимодействие организмов с окружающей
средой выражается в борьбе за существование. Согласно Ч. Дарвину, это
явление обусловлено нехваткой жизненных средств (пищи, света, убежищ,
территории и т. п.) для всех нарождающихся особей данного вида. В процессе
борьбы за существование у особей, оказавшихся не приспособленными к данным
условиям среды, снижается плодовитость или они погибают. Чем ближе по своей
биологии организмы, живущие на одной территории, тем острее идущая между
ними конкуренция и тем большее число их гибнет; гораздо чаще выживают
особи, использующие разную пищу, обладающие различными средствами защиты и
т. п., иными словами, приобретающие разные свойства.
В результате в ряду поколений происходит расхождение признаков —
дивергенция, что, в конце концов приводит к расщеплению исходного вида на
разновидности, которые могут стать новыми видами Уклонения, не
соответствующие условиям среды, не сохраняются: особи, которым присущи
такие признаки, гибнут: но незначительные мутации комбинируются при
скрещивании особей, прошедших отбор. Это приводит к изменению свойств
организма. Так, благодаря гибели особей, обладающих резкими неадаптивными
уклонениями, и скрещиванию выживших первично неадаптивные мутации в
процессе отбора превращаются в новые приспособления. Так как гибнут в
борьбе за существование и выживают (проходят отбор) не отдельные признаки,
а несущие эти признаки особи, эволюционировать может только популяция —
группа принадлежащих к одному виду и постоянно скрещивающихся между собой
особей, обитающих на одной территории. Идущее под контролем естественного
отбора скрещивание приводит не только к преобразованию мутаций, но и к
постепенному распространению новых приспособлений на все особи,
составляющие популяцию. Благодаря непрерывному действию отбора в процессе
эволюции накапливаются новые адаптивные изменения тех признаков, по которым
идёт отбор. Но все части любого организма теснейшим образом связаны
между собой, поэтому в ходе эволюции возникает соотносительная, или
коррелятивная, изменчивость. Постепенное изменение строение организмов в
соответствии с факторами внешней среды в конечном итоге приводит к
становлению новых видов. Конкретное направление эволюции определяется с
одной стороны действием естественного отбора, а с другой — наличием
спектра неопределённых наследственных уклонений у составляющих популяцию
организмов, которые могут подвергнуться отбору. Таким образом,
наследственная изменчивость — это лишь материал для эволюции. Главным
движущим фактором эволюции служит естественный отбор. Важным положением
дарвинизма является представление об относительности органической
целесообразности, т. е. представление о том, что приспособленность
организмов к условиям внешней среды,
целесообразность их строения и функций несовершенна. Относительный характер
приспособленности и обусловливает эволюцию, заставляет организмы
непрерывно совершенствоваться в процессе отбора. Признание органической
целесообразности имманентным свойством живых организмов приводит либо к
полному отрицанию эволюции: организмы идеально приспособлены к условиям
среды и не подвержены изменениям, как предполагали креационисты, либо к
постулированию эволюционного процесса, основанного на наследовании
приобретённых признаков и свойств: организм может адекватно, целесообразно
реагировать на изменения среды, и эта реакция закрепляется у потомков.
Однако до сих пор нет убедительных доказательств такого процесса.
Развитие Д. стимулировало прогресс многих областей биологии. В
результате эволюционной трактовки факты, добытые наукой, в свою очередь,
способствовали дальнейшей разработке проблемы. Благодаря трудам советских
биологов А. Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена, а также ряда зарубежных
учёных (Г. де Беера, Дж. Хаксли, Ф. Добржанского, Б. Рента, Дж. Симпсона
и др.) выяснены многие закономерности эволюции
Современный дарвинизм служит важнейшей теоретической основой как биологии,
так и сельского хозяйства и медицинской практики: только последовательный
дарвинистический подход даёт возможность эффективного преобразования пород
домашних животных и сортов культурных растений, выведения новых, более
продуктивных штаммов микроорганизмов-продуцентов антибиотиков; дарвинизм
создаёт основу для представления о биосфере как сложнейшей развивающейся
системе и в перспективе даёт возможность управления эволюционным процессом
4. Влияние эволюционной теории Дарвина на развитие
психологии
Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие
психологии оказал принцип эволюции и шире — принцип развития. По С. Л.
Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием:
философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, выдвинувших в философском плане идею
развития, и эволюционного естествознания. Немецкий психолог К. Гросс
(1861—1946) так оценивал значение Дарвина для психологии: «Естественный
эксперимент и теория Дарвина повлияли на психологию как если бы ей подарили
одновременно подзорную трубу и микроскоп: экспериментальные методы придали
ее исследованиям проникающую в глубь точность, а стремление провести
сравнение между различными ступенями жизни и в психическом мире и подойти к
вопросу о развитии души открыло для нее новые необъятные области
исследования. Это зоопсихология, психология народов, психология
детства»[3]. В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов
путем естественного отбора», самую значительную работу в биологии. В книге
«Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин специально
исследовал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что
человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «...человек
обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало
какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким
он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними
нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам
незачем стыдиться их». В следующей работе «Выражение эмоций у человека и
животных» (1872) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею
общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство
страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их
приспособительный смысл. Идея
приспособительного значения психики оказала большое влияние на
психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу
к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.
Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею
развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили
перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в
особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении
психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были
поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых
направлений и подходов в психологии—психологии животных, детской психологии
и психологии так называемых малокультурных народов.
Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных,
Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия.
Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им
специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и тому
подобное). Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта
человека. По словам самого Дарвина, «как бы ни было велико умственное
различие между человеком и животным, оно только количественное, а не
качественное». Истолкование психических проявлений животных по аналогии с
психикой человека определило развитие начатой Дарвином сравнительной
психологии. Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после
Ч.Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают
биологические предпосылки возникновения сознания человека.
Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики. Под
влиянием теории эволюции Ч. Дарвина возник вопрос о том, отличается ли и,
если отличается, то чем психика современного человека от психики
первобытного (о первобытном состоянии можно судить, изучая современные
народы, уровень развития которых соответствует первобытному). Возникли две
школы. В Англии Э. Тейлор выдвинул концепцию первобытного анимизма. К этой
школе принадлежит также Дж. Фрэзер Тейлор рассматривает многочисленные
факты, в которых убедительно выступает исключительное своеобразие
представлений о мире отсталых народов (обрядовые действия, вера в
сновидения, мифы о природе, верования и др.). Являются ли они результатом
различий в основных познавательных процессах или единый универсальный
человеческий ум порождает различные картины мира в разных условиях жизни?
По Тейлору, на всех этапах исторического развития мышление человека всюду
одинаково. Дикарь, так же как и современный человек, пытается ответить на
вопросы о законах мира, причинах событий, которые он наблюдает, о причинах
явлений природы и приходит к представлению о призрачной душе.
Душа представлялась в виде контура невещественного образа, по своей природе
вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли;
обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя;. способна
покидать тело и переноситься с места на место; является мысли; обладает
личным сознанием и волей своего телесного обладателя; способна покидать
тело и переноситься с места на место; является спящим людям как образ,
отделенный от тела, но сходный с ним; властвует над телом. Так рождается
представление о двойственности человека как состоящего из тела и души. По
аналогии с собой первобытный человек начинает рассматривать всю окружающую
действительность и различает в ней эти же два начала: тело и душу. Так
дикарь приходит к всеобщему анимизму—одухотворению природы. Умственный
механизм как современных, так и первобытных людей тождествен. Этот механизм
при ограниченном опыте и недостаточных знаниях неизбежно должен был
породить те мифы и представления, которые поражают современного человека. И
если бы случилось, что культура исчезла, современный человек с такой же
неизбежностью пришел бы к анимизму.
Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития
человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма,
оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в.
выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от
мышления современного человека.
Кроме того, под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная
отрасль детская психология. Ч.Дарвин является автором небольшой статьи
«Биографический очерк одного ребенка» (1877), который представляет собой
описание наблюдений за поведением сына с рождения до 10 мес. Вслед за этой
статьей Дарвина стали появляться исследования в форме наблюдений над
развитием ребенка (В. Прейер, Дж. Селли, Стенли Холл, В. Штерн, К. Гросс,
К. Бюлер и др.). Первой теорией в этой области явилась теория
рекапитуляции, которую сформулировали Ст. Холл и Дж. Болдуин. В ее основу
был положен биогенетический закон Геккеля, перенесенный в детскую
психологию и эмбриологию (Э. Геккель, дарвинист, в 60-х гг. XIX в. выступил
с законом, в соответствии с которым зародыши высших животных повторяют в
сокращенном виде общую эволюцию предшествующих животных форм). Согласно
закону рекапитуляции, в процессе индивидуального развития ребенок проходит
(повторяет) этапы эволюционного процесса, а также культурного развития,
которое прошло человечество: дикость, собирательский этап, охота,
скотоводчество и др. Важнейшие стадии в их строго закономерной
последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой. Так,
испытываемые ребенком противоположные чувства — страх перед водой и любовь
к ней — это следы от тех времен, когда животные жили в воде, а затем
избрали своим местопребыванием землю. Онтогенетическое развитие
рассматривалось как биологически детерминированный процесс и как краткое
повторение всего исторического развития живой природы – филогенеза.
5. Значение эволюционной теории Дарвина
Таким образом, Дарвин впервые в истории биологии построил теорию
эволюции. Это имело большое методологическое значение и позволило не только
наглядно и убедительно для современников обосновать идею органической
эволюции, но и проверить справедливость самой теории эволюции. Это была
решающая фаза одной из величайших концептуальных революций в
естествознании. Самым главным в этой революции была замена теологической
идеи эволюции как представления об изначальной целесообразности моделью
естественного отбора. Несмотря на ожесточенную критику, теория Дарвина
быстро завоевала признание благодаря тому, что концепция исторического
развития живой природы лучше, чем представление о неизменности видов,
объясняло наблюдаемые факты. Для обоснования своей теории Дарвин в отличие
от своих предшественников, привлек огромное количество доступных ему фактов
из самых разных областей. Выдвижение на первый план биотических отношений и
их популяционно-эволюционная интерпретация была важнейшим новшеством
дарвиновской концепции эволюции и дает право на заключение, что Дарвин
создал свою концепцию борьбы за существование, принципиально отличную от
идей предшественников Учение Дарвина об эволюции органического мира было
первой теорией развития, созданной «естественно историческим материализмом
в недрах естествознания, первым применением принципа развития к
самостоятельной области естественных наук»[4]. В этом общенаучное значение
дарвинизма.
Заслуга Дарвина и в том, что он вскрыл движущие силы органической
эволюции. Дальнейшее развитие биологии углубило и дополнило его
представления, послужившие основой современного дарвинизма. Во всех
биологических дисциплинах ведущее место занимает теперь исторический метод
исследования, позволяющий изучать конкретные пути эволюции организмов и
глубоко проникать в существо биологических явлений. Эволюционная теория Ч.
Дарвина нашла широкое применение в современной синтетической теории, где
единственным направляющим фактором эволюции остается естественный отбор,
материалом для которого служат мутации. Исторический анализ теории Дарвина
неизбежно порождает новые методологические проблемы науки, которые могут
стать предметом специального исследования. Решение этих проблем влечет за
собой расширение области знаний, а, следовательно, и научный прогресс во
многих областях: как в биологии, медицине, так и в психологии, на которую
эволюционная теория Ч. Дарвина оказала не меньшее влияние, чем на
естественные науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. -
Л.:Наука,1991, 539 с.
2 Дворянкин Ф.А. Дарвинизм. - М.: МГУ, 1964, 447 с.
3. Ждан А.Н. История психологии.- М.:МГУ,1990, 366 с.
4. Ефимов Ю.И. и др. Современный дарвинизм и диалектика
познания жизни. - М.: Наука,1985, 303 с.
5. Галл Я.М. Становление эволюционной теории Чарлза
Дарвина. – М.: Наука,1993, 141 с.
6. Б С Э т.7, гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: изд. «Советская
Энциклопедия»,1972
-----------------------
[1] Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. -
Л.:Наука,1991, стр. 434
[2] Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. -
Л.:Наука,1991, стр. 457
[3] По Ждан А.Н. История психологии.- М.:МГУ,1990, стр.172
[4] Дворянкин Ф.А. Дарвинизм. - М.: МГУ, 1964, стр. 21 |