Стресс
Реферат
по анатомии на тему:”Стресс”
Содержание:
Введение
Стресс жизни. Основные причины
Признаки стрессового напряжения
Причины стрессового напряжения
Способы борьбы со стрессом
Релаксация
Релаксационные упражнения
Концентрация
Ауторегуляция
Методы профилактики стресса
Список использованной литературы
Введение
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на
поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с
окружающими и в семье.
Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и
как с ним бороться?
Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:
" Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое,
так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как
наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и
деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на
работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют
организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание
этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие
стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также
достичь целей организации с минимальными психологическими и
физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной
многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека,
тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой
деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы,
вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется
стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные
признаки и причины.
Значительное внимание уделено способам борьбы со стрессом, приведены
некоторые упражнения по релаксации, концентрации, ауторегуляции дыхания.
Очень важно преодолеть себя и заняться данными упражнениями, в дальнейшем,
в случае возникновения стрессовой ситуации, эффект от их выполнения с
лихвой компенсирует первоначальные усилия на освоение упражнений.
Релаксация и концентрация на любимом слове действительно могут помочь в
трудной ситуации не поддаться панике и не впасть в депрессию.
Дается также описание методов профилактики стресса, к которым
относятся релаксация, противострессовая "переделка" дня и первая помощь при
остром стрессе. Сюда же внесено и рассмотрение аутоанализа личного стресса.
Здесь подробно изложены основополагающие принципы применения данных методов
в качестве профилактики против наступления стрессового состояния.
Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно
сформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой мы
должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно
подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше.
Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса
над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным
ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной
жизни.
Стресс жизни. Основные причины.
Стресс- обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами
испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда
встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или
бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы
неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для
индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью
человеческого существования, надо только научиться различать допустимую
степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот тип стресса, который рассматривается в данной работе, определяется
как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования
показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы,
мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.
Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита,
депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого
обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как
на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии
сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно
увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество
жизни для большого числа трудящихся.
Стресс может быть вызван факторами , связанными с работой и
деятельностью организации или событиями личной жизни человека.
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают
стресс.
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание,
которое следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или
необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом
случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а
также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка
может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы,
соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство
относительно своей ценности и положения в социальной структуре
организации и ощущает себя явно невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют
противоречивые требования. Например, продавец может получить задание
немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят
разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять
полки товаром.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа
единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые
указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха
максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела
технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами
неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой
ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому
что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования
руководства - с другой.
3. Неопределенность ролей .
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том,
что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не
будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь
правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны
делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более
интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены
физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако
взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что
кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет
интересно другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например,
отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного
шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью,
плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные
требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на
возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы
достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны
научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобы
повысить производительность и понизить уровень стресса ?
Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут
попытаться применить следующие методы.
1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою
работу следующим образом: "должен сделать сегодня", "сделать позднее
на этой неделе" и "сделать, когда будет время".
2. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела, после которого
вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику,
что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные
работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на
выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до
завершения нового задания.
3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим
начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите
вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать
обоснованные поручения.
4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает
выставлять противоречивые требования ( конфликт ролей ). Объясните, что эти
требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить
совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не
занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие
конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.
5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы
почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (
неопределенность ролей ). Скажите им, что вы несколько неуверены
относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы
иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.
6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим
руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение
жалующегося. Объясните, что вы - сторонник требующей отдачи сил работы и
хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.
7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять
минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги,
полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным
мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из
конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не
задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или
заняться другой работой.
К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся
соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью
физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой
производительности труда и низкого уровня стресса можно предложить
следующее:
1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и
попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим
факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при
выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того
желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.
2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого-
либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если
необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно,
и установите приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и
ресурсы для выполнения дополнительного задания.
3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и
производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и
информацию своих подчиненных ( обратную связь ).
4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной
ситуации.
5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным,
развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений,
способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой
частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно
знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет
смягчить негативные последствия.
Полученные в результате многочисленных исследований данные
свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными
ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать
вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из
многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих
возникновению различных психических отклонений и психосоматических
заболеваний.
Ученые Холмс и Раге на основе многолетних исследований составили
перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс. В
этом перечне каждое событие имеет определенную эмоциональную значимость в
жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в этом перечне
определяется на основании значимости каждого события. Это помогает провести
аутоанализ личного стресса.
Если мы просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных
вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и
благоприятно влияют на нашу жизнь ( свадьба, личный успех, рождение
ребенка, успешная сдача экзаменов ). Кроме того, в течение жизни мы
испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость ( окончание
школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды),
любовь, творческий подъем( вдохновение), достижение выдающегося спортивного
результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как
положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать
источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название
эвстресс, отрицательные - дистресс, или просто стресс.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть.
Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически
обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие
ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные ( несчастные
случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще
ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных
решений, определенным ходом событий ( развод, смена места работы или места
жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный
дискомфорт.
В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности,
которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых
жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем
в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.
Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно
подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их
негативное воздействие на организм.
1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности
наступления подобных ситуаций.
2. Нужно продумать, как предупредить конкретные жизненные опасности,
чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытаться найти
способы ее смягчения.
3. Нельзя делать преждевременные скоропалительные выводы, или принимать
решения сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые
события начались. В преддверии самого события, исходя из своих
предположений, противопоказано делать поспешные умозаключения - ведь в
ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала,
способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.
4. Нужно помнить, что большую часть вызывающих стресс ситуаций мы
способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.
5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения
сложных ситуаций - это одно из главных условий активной сопротивляемости
стрессу. По возможности надо не поддаваться панике, не впадать в
беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям.
Наоборот, нужно стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую
стресс.
6. Необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе
негативные, - неотъемлемая часть жизни и помнить, что стрессогенными
жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать
методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.
7. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона
против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов.
Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к
контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения
стрессом.
8. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации
необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство
уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную
поддержку.
9 Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые
общественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих
матерей, консультации для молодых супругов и т.д.
Стрессовое напряжение.
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический
ответ организма на предъявленное ему требование ( стрессовую ситуацию ).
Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое
напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут
сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная
оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной ( чувства ) в
сферу рациональную ( разум ) и тем самым ликвидировать нежелательное
состояние.
Признаки стрессового напряжения
1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто улетучиваются.
7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
13. Постоянное ощущение недоедания.
14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.
15. Невозможность вовремя закончить работу.
Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то
необходимо внимательно изучить его причины.
Причины стрессового напряжения.
1. Гораздо чаще нам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что
нужно, что входит в наши обязанности.
2. Постоянно не хватает времени - не успеваем ничего сделать.
3. Нас что-то или кто-то подгоняет,мыпостоянно куда-то спешим.
4. Начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то
внутреннего напряжения.
5. Нам постоянно хочется спать - никак не можем выспаться.
6. Ми видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
7. Очень много курим.
8. Потребляем алкоголя больше, чем обычно.
9. Нам почти ничего не нравится.
10. Дома, в семье- постоянные конфликты.
11. Постоянно ощущается неудовлетворенность жизнью.
12. Делаем долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
13. Появляется комплекс неполноценности.
14. Не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
15. Мы не чувствуем уважения к себе - ни дома, ни на работе.
Вероятно здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый
человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины
стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма ( с
точки зрения его личных ощущений ).
Предрасположенность к стрессовому напряжению можно определить также с
помощью различных тестов.
Способы борьбы со стрессом.
Еще раз вернемся к определению понятия стресс. В переводе с
английского языка слово "стресс" означает "нажим, давление, напряжение". А
энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность
защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и
человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов
(стрессоров)".
Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье.
Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению
организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм
может противостоять стрессу и управлять им ?
1.Реакция стресса
Неблагоприятные факторы ( стрессоры ) вызывают реакцию стресса,
т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться
к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация.
Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает
никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая МАЛ-
АДАПТАЦИЯ ( плохая адаптация ). Как следствие этого могут возникнуть
различные психические или физические отклонения.
Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо
возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к
истощению адаптационной защитной системы организма, что , в свою очередь
может стать причиной психосоматических заболеваний.
2.Пассивность.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен
и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние
беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может
быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле
человека.
3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит
что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия,
способствующее улучшению состояния здоровья ( спорт, музыка, работа в саду
или огороде, коллекционирование и т.п. )
4. Активная релаксация ( расслабление ), которая повышает природную
адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта
реакция наиболее действенная.
Попытаемся объяснить, что происходит в организме во время стресса.
В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние
тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному
действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в
организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже
тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс
автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит
организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно,
повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того,
серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (
словесное оскорбление ), в организме возникает тревога и в ответ на нее -
готовность противостоять.
Рассмотрим возможные способы борьбы со стрессом:
- релаксацию;
- концентрацию;
- ауторегуляцию дыхания.
Релаксация.
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз
(согласно теории Г.Селье) :
- импульс
-стресс
-адаптация.
Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет
на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация
нарушается ( или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых
психосоматических заболеваний или расстройств.
Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение
здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать
релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии
вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать
воздействию стрессового импульса, задержать его или ( если стрессовая
ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым
психосоматические нарушения в организме.
Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует
настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или
сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Так что же такое релаксация ?
Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью
избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является
очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - ля этого не
требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно
непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он
хочет освоить релаксацию.
Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно
было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При
регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой,
будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их
освоить, необходимо упорство и терпение.
Релаксационные
упражнения.
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному
напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не
осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив
релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и
расслабляться по собственной воле, по своему желанию.
Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном
помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное
расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное
влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая
ауторелаксация может вызвать состояние "идейной пустоты". Это означает
минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром,
которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и
не переусердствовать с отрешением от мира.
Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на
спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки
свободно лежат вдоль тела( ладонями вверх ). Голова слегка запрокинута
назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Вот некоторые примеры релаксационных упражнений.
1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь
представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно
обойти всю комнату(вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру
тела - от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что
дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько
холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут.
Постарайтесь не думать ни о чем другом.
3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание.
Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь
почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите
3 раза.
Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись
на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.
Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела - с попеременным
напряжением и расслаблением.
4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток
до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние,
стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3
раза.
Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись
и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.
Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте.
То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно
только регистрировать.
Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к
другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки,
мышцы рук, мышцы лица ( губы, лоб).
В заключение мысленно "пробегитесь" по всем мышцам тела - не осталось ли
где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его,
поскольку расслабление должно быть полным.
Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите
дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте
мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыхание
ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть
стрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После
выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным
сил и энергии.
Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и
сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без
рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте,
стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего
расслабления.
Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале.
Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.
Концентрация.
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например,
большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки,
супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины
сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи.
Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций
вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в
данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое
разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению,
главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения
просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня.
Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на
работу(учебу) , или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразу же после
возвращения домой.
Итак , обозначим примерный порядок выполнения концентрационных упражнений.
1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не
было зрителей.
2. Сядьте на табуретку или обычный стул - только боком к спинке, чтобы
не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким
сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно
удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного
времени.
3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть
закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на
посторонние предметы - никакой визуальной информации).
4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь
сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
5. А теперь два варианта концентрационных упражнений:
а) концентрация на счете.
Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном
счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в
состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте
счет в течение нескольких минут.
б) концентрация на слове.
Выберете какое-нибудь короткое ( лучше всего двусложное ) слово, которое
вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные
воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище,
которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если
слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй - на
выдохе.
Сосредоточьтесь на "своем" слове, которое отныне станет вашим персональным
лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому
побочному результату - релаксации всей мозговой деятельности.
6. Выполняйте релаксационно-концентрационные упражнения в течение
нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам
удовольствие.
7. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте
глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле.
Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.
Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или
какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся посреди комнаты
или коридора, пытаясь вспомнить, за чем пошли или что хотели сделать.
Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по
команде - на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из
памяти слово ( или мысль) прийдет в голову буквально через мгновение.
Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться.
Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое
быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого
простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.
Ауторегуляция
дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда
по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно
дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении
или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном
ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание ( затаивают дыхание).
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его
для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического,
таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством
борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении.
Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго
вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать
естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной
клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна
сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в
определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела.
Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном
дыхании, постоянно контролируя его.
С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно
предупредить перепады настроения.
При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят
определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым
нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм
дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного
замедления и углубления.
Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной
релаксации.
Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от
дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно
определить психическое состояние человека.
Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность
отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.
От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека,
а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным
безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно
регулировать.
Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы
привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью
нашей жизни.
Методы профилактики стресса.
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего
вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями
активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и
режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и
взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно
от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же
нездоровым, пассивным.
Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы,
добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью
нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно
реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии
сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в
организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.
Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью
ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка"дня, оказание
первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса.
Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации
мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.
Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую
активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих
дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое
плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной
всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений.
Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возратившись домой с
работы или учебы , сразу же проводить релаксацию.
Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.
1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте
поудобнее на стул и примите релаксационную "позу кучера".
2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут,
старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.
3. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь
этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку,
отключившись от ваших мыслей.
4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно
побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении
домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой
невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как
пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.
5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне
проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох
через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте
очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с
сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение,
накопившееся за день, постепенно спадает.
6. Погуляйте на свежем воздухе.
7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут.
Очень важно, чтобы инициатива таких "переделок" дня исходила от нас самих.
Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы
забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут
вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем
потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.
Первая помощь при остром
стрессе.
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации ( нас кто-то
разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) -
у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою
волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие острого
стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы
успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в
критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем
быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром
стрессе.
Вот некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого
стресса.
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через
нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте
выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь
представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы
частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы.
Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении
тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние.
Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем
стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить "язык лица и тела"
путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы
находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо
знаете. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за
другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью
сосредоточиться на этой "инвентаризации". Говорите мысленно самому себе:
"Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов" и
т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от
внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное
восприятие окружающей обстановки.
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас
возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на
улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно
это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)"по
косточкам", как описано в пункте 3.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь.
Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно.
Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте
голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начните
стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост:
любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации
выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь
вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация).
Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации,
вызывает положительные эмоции.
8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь
подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на
365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте
количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная
деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь
вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните
его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким
по счету был этот день вашей жизни.
9.Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком,
находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет,
позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая
деятельность, которая осуществляется "здесь и сейчас" и призвана вытеснить
из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.
Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную
деятельность.
Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего
организма на стрессовые ситуации. То есть как можно определить свой личный
стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-
первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у
стресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причин
всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя
выход из создавшейся ситуации.
Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является
дневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В
течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в
дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены
признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после
работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и
детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в
житейских забота и суете забудется, когда и что произошло.
Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие
события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно
регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть
причиной возникновения стресса.
Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса,
чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.
Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то
обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются:
раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые
вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение,
"неуспокаивающиеся ноги"(не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести,
сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство
страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли
(особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или,
наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.
Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего
наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении
домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам
мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.
Стрессовый стиль жизни. Человек при этом:
Испытывает хронический неослабевающий стресс
Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций
Тяжело преодолевает стрессовые межличные отношения ( например,
трудности в семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками)
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом
неприятной и неблагодарной работе
Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за
данный промежуток времени
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий
Обладает пагубными для здоровья привычками ( например, в питании,
курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой
физической форме)
Поглощен одним видом жизненной деятельности ( например, работой,
общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или
физической деятельностью)
Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и
насладиться какой-нибудь кратковременной работой
Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные
или
общественно "запрограммированные" (например, путем интриг, стремления
заманить")
Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует
чувство юмора
Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей
Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча
Нестрессовый стиль жизни. При этом человек:
Допускает наличие "творческого" стресса в определенные периоды
напряженной деятельности
Имеет "пути спасения", позволяющие хотя бы временно отстраниться и
расслабиться
Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает
низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и
завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными
Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая
обеспечивает подлинное вознаграждение
Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и
кризисов уравновешиваются периодами "передышки"
Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными
событиями, к которым следует стремиться
Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко
употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет
Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом
приносит чувство удовлетворения( например, в работу, общественную
деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких
знакомых)
Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости
оправдывать наигранное поведение
Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет
хорошо развитое чувство юмора
Проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен
выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания
Эффективно распределяет время, избегает напряженных ситуаций
Список использованной литературы
1. М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ.
- М.: "Дело ЛТД", 1994. - 702 с.
2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.
( О.Грегор. Как противостоять стрессу.
Г.Селье. Стресс без болезней. )
- Спб, ТОО "Лейла", 1994. - 384 с.
Р Е Ф Е Р А Т
по биологии
на тему: “Стресс и психика”
студента 811 гр.СТФ ЯШЕНКОВА Виталия
Санкт-Петербург
1997 год |