Движущие силы антропогенеза
Движущие силы антропогенеза
Гребенниковой Марины
12-A
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением,
способностью к трудовой деятельности.
Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) -
процесс историко-эволюционного формирования человека.
Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных
факторов.
Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей
живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную
изменчивость и естественный отбор.
Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином.
Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних
этапах его становления.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют,
например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней
среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы,
преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных
условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся
выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).
К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни,
развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была
раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних
этапах становления человека.
Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия
труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать
отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку,
чтобы достать лакомство).
Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и
физиологических изменений у предков человека, которые называют
антропоморфозами.
Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение
многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с
наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно
сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник,
сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних
конечностей.
Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять
лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала
выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом
труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать
примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе
за существование.
Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов
коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение
способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи
слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными
нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло
преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.
Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного
времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов
осуществлялась эволюция человека.
Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по
наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление
развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при
длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются
очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе. |